Воспитание индивидуальности ребенка включает в себя развитие активности
Краткое описание документа:
Каждый ребенок уникален. Он проходит свой индивидуальный путь развития, и задача взрослых – помочь ему полнее раскрыть его возможности и способности.
Для ребенка школа и все, что с ней связано, является единственным источником его радостей и разочарований, его успехов и неудач. Именно школа и классный руководитель являются определяющим фактором в развитии личности ребенка, ведь большую часть времени ребенок проводит именно в школе. Если ребенку удастся добиться успеха в школе, у него есть шанс на успех и в жизни. А для этого необходим долгий и упорный труд. Поэтому каждый ребенок должен нести ответственность за свой труд во имя достижения жизненного успеха и преодоления трудностей. Мне близки слова Томаса Эдисона: «Гений – это один процент таланта и девяносто девять процентов труда»
Но мы не должны забывать и о том, что природа сильнее, чем воспитание. Природа – корни, воспитание – крона. Все дети талантливы, только талант у каждого свой и его надо найти. Не бороться с природой ребенка, не переделывать, а развивать то, что уже есть, выращивать то, чего пока нет.
Содержание воспитательной работы охватывает проблемы патриотического, гражданского и нравственного воспитания, формирования культуры поведения, навыков экологической деятельности, самообслуживания, творчества.
Ядром индивидуальности, по нашему глубокому убеждению, является формирующееся в процессе жизнедеятельности творческое отношение человека к себе и своему бытию. Именно оно обусловливает индивидуальный стиль мышления и деятельности, своеобразие выбора форм и способов поведения и отношений с окружающими.
Компонентом индивидуальности являются задатки и способности. По их проявлениям, как правило, и судят об индивидуальности того или иного человека. И это не случайно, ведь сделанный индивидом выбор предмета собственных привязанностей и увлечений из широкого спектра человеческих занятий, устойчивый интерес к какому-либо делу, раскрытие в нем своих способностей обусловливает формирование индивидуального стиля и неповторимого образа жизнедеятельности человека. Склонности и способности можно образно назвать ключом к развитию и проявлению индивидуальности. Не зря В.А. Сухомлинский считал, что основой основ воспитания является стремление и умение педагога: «подметить в каждом ребенке его наиболее сильную сторону, найти в нем ту «золотую жилку», от которой начинается развитие индивидуальности, добиться того, чтобы ребенок достиг выдающихся для своего возраста успехов в том деле, которое наиболее ярко выражает, раскрывает его природные задатки».
У каждой личности есть социально-культурный опыт, который включает в себя знания, умения и навыки самопознания, самопроектирования, самостроительства. От богатства такого опыта зависит яркость и многогранность человеческой индивидуальности,
Следующий компонент – нравственная направленность, которая соотносится с духовно-нравственными ценностями общества.
И, наконец, заключительным компонентом индивидуальности является творческая активность. Если она отсутствует, то невозможно представить формирование яркой индивидуальности и полномасштабного самоосуществления человека, так как при этом проявится типичность, стандартность, незаметность.
Источник
ДОКЛАД
Развитие индивидуальности ребенка в процессе воспитания
Каждый ребенок уникален. Он проходит свой индивидуальный путь развития, и задача взрослых – помочь ему полнее раскрыть его возможности и способности.
Для ребенка школа и все, что с ней связано, является единственным источником его радостей и разочарований, его успехов и неудач. Именно школа и классный руководитель являются определяющим фактором в развитии личности ребенка, ведь большую часть времени ребенок проводит именно в школе. Если ребенку удастся добиться успеха в школе, у него есть шанс на успех и в жизни. А для этого необходим долгий и упорный труд. Поэтому каждый ребенок должен нести ответственность за свой труд во имя достижения жизненного успеха и преодоления трудностей. Мне близки слова Томаса Эдисона: «Гений – это один процент таланта и девяносто девять процентов труда»
Но мы не должны забывать и о том, что природа сильнее, чем воспитание. Природа – корни, воспитание – крона. Все дети талантливы, только талант у каждого свой и его надо найти. Не бороться с природой ребенка, не переделывать, а развивать то, что уже есть, выращивать то, чего пока нет.
Работа классного руководителя очень сложная и трудоемкая, многоемкая и многообразная, круг обязанностей очень широк, огорчение и неудачи более часты, чем радости и победы. И вместе с тем нет в школе работы более интересной, дающей большую отдачу, чем деятельность по руководству классным коллективом. Классное руководство – это радость общения, это круг своих детей. Классное руководство – это реализация педагогики сотрудничества. Классное руководство – это стремление быть нужным каждому своему воспитаннику и это радость небольших достижений и больших побед в воспитании человека, в его самореализации.
Что же нужно знать и уметь классному руководителю, чтобы эти победы состоялись, чтобы каждый ребенок мог раскрыть свою индивидуальность?
Вся воспитательная работа в классе ведется согласно плану и направлена на решение следующих задач:
– помочь ученику развить его интеллектуальные, нравственные, коммуникативные, эстетические и физические способности;
– помочь раскрепоститься, пробудить к общению и творчеству через воспитание в режиме повседневной жизни;
– помочь оценить возможности ученика в стремлении познания самого себя.
Содержание воспитательной работы охватывает проблемы патриотического, гражданского и нравственного воспитания, формирования культуры поведения, навыков экологической деятельности, самообслуживания, творчества.
Ядром индивидуальности, по нашему глубокому убеждению, является формирующееся в процессе жизнедеятельности творческое отношение человека к себе и своему бытию. Именно оно обусловливает индивидуальный стиль мышления и деятельности, своеобразие выбора форм и способов поведения и отношений с окружающими.
Компонентом индивидуальности являются задатки и способности. По их проявлениям, как правило, и судят об индивидуальности того или иного человека. И это не случайно, ведь сделанный индивидом выбор предмета собственных привязанностей и увлечений из широкого спектра человеческих занятий, устойчивый интерес к какому-либо делу, раскрытие в нем своих способностей обусловливает формирование индивидуального стиля и неповторимого образа жизнедеятельности человека. Склонности и способности можно образно назвать ключом к развитию и проявлению индивидуальности. Не зря В.А. Сухомлинский считал, что основой основ воспитания является стремление и умение педагога: «подметить в каждом ребенке его наиболее сильную сторону, найти в нем ту «золотую жилку», от которой начинается развитие индивидуальности, добиться того, чтобы ребенок достиг выдающихся для своего возраста успехов в том деле, которое наиболее ярко выражает, раскрывает его природные задатки».
У каждой личности есть социально-культурный опыт, который включает в себя знания, умения и навыки самопознания, самопроектирования, самостроительства. От богатства такого опыта зависит яркость и многогранность человеческой индивидуальности,
Следующий компонент – нравственная направленность, которая соотносится с духовно-нравственными ценностями общества.
И, наконец, заключительным компонентом индивидуальности является творческая активность. Если она отсутствует, то невозможно представить формирование яркой индивидуальности и полномасштабного самоосуществления человека, так как при этом проявится типичность, стандартность, незаметность.
Что необходимо делать педагогу, чтобы процесс становления и проявления индивидуальности ребенка протекал успешно?
Надо ориентироваться на воспитание в режиме повседневной жизни, так как этот процесс постоянен и беспрерывен.
Воспитание в режиме повседневной жизни – это такого рода организация всей сферы школьной жизнедеятельности, когда происходит постоянное освоение, усвоение и присвоение школьниками достижений общечеловеческой культуры – неизменное и непрекращающееся восхождение на вершину. А процесс такого восхождения есть не что иное, как деятельность ребенка.
Особая роль в формировании личности в режиме повседневной жизни отводится семье. Родители находятся в постоянном поиске, современная семья имеет огромный интеллектуальный потенциал, а задача учителя – привлечь и умело использовать его при организации свободного времени детей, заполняя досуг полезными как для здоровья, так и для ума делами. Какую сторону развития ребенка мы бы не взяли, всегда решающую роль играет семья.
Воспитательная работа в классе не может строиться без учета того, что индивидуальность ребенка формируется в семье.
Основу взаимодействия классного руководителя и семьи я вижу в том, что обе стороны заинтересованы в изучении ребенка, раскрытии и развитии в нем лучших качеств и свойств.
Я выделяю следующие принципы данного взаимодействия:
– взаимное доверие и уважение;
– взаимная поддержка и помощь;
– терпение и толерантность по отношению друг к другу.
Это помогает мне, как педагогу и родителям объединить свои усилия в создании условий для формирования у ребенка тех качеств и свойств, которые необходимы для его самоопределения и самореализации, развития самооценки и самоконтроля в соответствии с требованиями социума, формировании гражданского самосознания.
Во взаимодействии с родителями основные функции классного руководителя следующие:
– ознакомление родителей с содержанием и методикой учебно-воспитательного процесса;
– психолого-педагогическое просвещение родителей;
– вовлечение родителей в совместную с детьми деятельность;
– корректировка воспитания в семьях отдельных учащихся;
– взаимодействие с общественными организациями родителей;
– вовлечение родителей в общественное управление школой.
Сотрудничество классного руководителя и родителей предполагает всестороннее и систематическое изучение семьи, знание особенностей и условий семейного воспитания ребенка. Я использую в работе как групповые (родительские собрания), так и индивидуальные (беседы по вопросам воспитания, консультации, посещение семьи) формы работы с семьей. Стилю общения с родителями придаю большое значение. Диалог – это ведущая форма общения.
Явка родителей на родительские собрания на протяжении всех лет достаточно высокая (85-100%). Родители оказывают помощь во всех делах коллектива, проявляют интерес ко всем успехам и неуспехам детей. Проявляют интерес к жизни классного коллектива. Активно участвуют в жизни класса и школы в целом.
Успешное протекание процесса становления личности и проявление индивидуальности ребенка происходит при следующих педагогических условиях.
Первым педагогическим условием является наличие у классного руководителя целостного и адекватного представления о каждом ученике, его достижениях и проблемах, об индивидуальных сторонах его личности. Эти представления классного руководителя о своих воспитанниках формируется как произвольно, так и непроизвольно в процессе воспитательного взаимодействия с учащимися, во время наблюдения за их поведением, участием в классных и школьных делах, построением отношений с одноклассниками, учителями, другими детьми и взрослыми. Чтобы получаемая информация была объективна и достоверна, классный руководитель должен использовать в своей практической деятельности методики психолого-педагогической диагностики, современные приёмы и методы анализа и систематизации педагогической информации.
Второе условие – ориентация воспитания на актуализацию и реализацию потребности ребенка стать и быть самим собой, на формирование у него знаний, умений и навыков самопознания, самопроектирования, самостроительства, на освоение им нравственных форм и способов самореализации и самоутверждения.
Успешность процесса самоосуществления во многом зависит от того, насколько воспитатель сумеет эффективно построить свою работу по формированию у учащегося умений и навыков планирования, организации и анализа деятельности по саморазвитию.
Третье условие – предоставление школьнику свободы выбора форм и способов проявления своей активности.
Классному руководителю необходимо позаботиться о том, чтобы ученик нашел себе дело по душе – в соответствии со своими интересами и потребностями, ведь только тогда будет наблюдаться высокая активность и заинтересованность ребенка. Принцип свободы выбора должен прийти на смену педагогическому анахронизму: требования об обязательном участии детей во всех делах и мероприятиях. Каждый осознанный и добровольно сделанный ребенком выбор приближает его к самоосуществлению, к раскрытию и расцвету неповторимой индивидуальности.
Организация самоуправления в классе, выборы совета класса, распределение поручений, привлечение к подготовке и проведению классных дел всех желающих, в том числе и родителей. Я считаю, что развитие самоуправления в классе – это один из важных вопросов воспитательной работы. Всю воспитательную работу в классе начинаю с совместного планирования дел на учебный год с активом класса. Учитывая мнения учащихся класса, определяется тематика классных часов, формы их проведения, определяются сроки, ответственные за их подготовку и проведение.
Главное, чтобы все учащиеся были задействованы, так как, по мнению К.Д. Ушинского, «освобожденные от поручения – освобожденные от воспитания».
Общешкольные мероприятия и работа кружков, клубов, секций, увеличивает диапазон возможностей для проявления и развития школьником своих способностей, интересов, увлечений.
Четвертое условие – создание в коллективе класса творческой атмосферы, побуждающей классного руководителя и его воспитанника к коллективному и индивидуальному творчеству, проявлению и развитию своих склонностей и способностей.
Творчество можно назвать и источником, и ваятелем индивидуальности. Если действия школьников строго регламентируются указаниями взрослых, где исполнительность и точность следования заданным образцам выступают в качестве основных критериев успешности осуществляемой деятельности, В такой обстановке дети не будут испытывать желания действовать инициативно и творчески, не захотят проявить и развить свои способности.
Я считаю, что творчество должно стать престижным и привычным для ребенка, так как оно делает его инициативным и активным. Только тогда ребенок может стать самим собой.
Пятое условие – стимулирование стремления школьника к планированию и осуществлению самостоятельной работы по самосовершенствованию, решению важных для себя проблем.
Педагогу необходимо направлять свои усилия на мобилизацию внутренних сил ученика для работы по самосовершенствованию, на актуализацию и поддержку его собственных устремлений в преодолении трудностей, возникающих на его жизненном пути.
Почему же так важно соблюдать все эти условия? Каждый ребёнок от природы уникален и, не зная его индивидуальных особенностей, можно сломать его траекторию развития, а значит, поломать судьбу. Представим себе детей в виде природных материалов, где один ребёнок, например, глина, а другой – алмаз. Предназначение первого – стать гончарным изделием, второго – бриллиантом. Но если мы не будем этого знать, так, же как и особенностей данных материалов, мы, наверняка, всё испортим.
Почему необходимо сотрудничество с педколлективом и родителями? Потому что только совместными, одновременными, чёткими действиями можно сделать так, что из обычного куска глины получится предмет, который будет востребован, а из алмаза – бриллиант, сияющий всеми своими гранями. Вот это и будет победа – победа ребёнка, который сумеет самореализоваться, и победа педагога, который этому способствовал.
Источник
Воспитание
индивидуальности как одно из направлений становления личности .
Основными
параметрами личностного развития ребенка на сегодняшний день можно считать его
ориентацию на общечеловеческие ценности, гуманизм, интеллигентность, креативность,
чувство собственного достоинства, независимость в суждениях. Уровень развития
этих качеств можно рассматривать как показатель сформированности социальной
компетентности и социального развития личности.
Создание
условий для интеллектуального и духовного развития, самопознания,
самоопределения, самореализации личности в соответствии с индивидуальными
личностными особенностями, все чаще рассматривается как важнейшая задача
образования. Поэтому в последние годы акцент в воспитательной практике смещается
в сторону поддержки становления в растущем
человеке ярко индивидуального,
которое призвано ему помочь стать самим собой и добиться благодаря этому
жизненного успеха.
В
качестве требований воспитания, ориентированного на развитие индивидуальности
растущего человека, избираются следующие принципы построения воспитательного
взаимодействия: целостности; бинарности;
доминанты; вариативности; помогающих отношений; творческой активности;
рефлексивности.
Принцип
целостности: педагогические действия
не должны распыляться ради формирования каких-то отдельных, порой и не очень
существенных, сторон и качеств человека, а должны сосредотачиваться на развитии
системообразующего свойства, придающего человеку целостность.
Принцип бинарности: (бинарный двойной, двуединый, состоящий из двух
частей, компонентов и т.п.) предполагает выделение парных методов
«воспитания-самовоспитания».
Принцип
доминанты требует от воспитателя
внимательного изучения воспитанников и тщательного анализа их поступков, что
способствует выявлению, осознанию пониманию педагогом доминантных состояний у
детей. Это является несомненно важным для развития индивидуальности школьников,
ведь из совокупности присущих им доминант формируется «руководящий стержень» их
мыслей и действий, т.е. авторское отношение к жизни.
Принцип вариативности требует от педагога умения проектировать и создавать
в воспитательном взаимодействии с учащимися ситуацию выбора. Без выбора
невозможно развитие индивидуальности ребенка, проявление его способностей.
Педагог может и должен помочь учащемуся жить, учиться и воспитываться в
условиях постоянного выбора цели, содержания, формирования способов организации
индивидуальной и коллективной деятельности.
Принцип
помогающих отношений нацеливает
воспитателя на отказ от использования средств формирующей педагогики, на
обогащение своего педагогического арсенала индивидуальностно-ориентированными
формами и способа ми воспитательного взаимодействия.
Принцип
творческой активности обращает
внимание воспитателя на необходимость проектирования и создания условий для
проявления и развития креативных способностей учащихся, на стимулирование у них
желания стать субъектами индивидуального и коллективного жизнетворчества.
Принцип
рефлексивности. является отражением
необходимости осуществления педагогической деятельности по формированию у детей
умений и навыков самоанализа и самооценки, потребности в рефлексии событий,
происходящих в совместной и индивидуальной жизни.
Приемы и методы педагогического взаимодействия
педагога и воспитанника в процессе воспитания индивидуальности представлены в
таблице: (См. Табл №1).
Таким образом, воспитание,
содействующее развитию индивидуальности, включает в себя следующие приоритетные
направления:
1.Создание авторского отношения человека к
собственной жизни, к своему социальному и природному окружению.
2.Развитие задатков и способностей растущего человека.
3.Освоение социокультурного
опыта познания и преобразования себя и окружающей действительности.
4.Формирование нравственной направленности ребенка.
5. Развитие творческой активности детей.
Развитию
и проявлению индивидуальности ребенка способствуют следующие формы
воспитательной работы:
1.Учебные занятия спецкурсов «Самосовершенствование
личности» (Г.К. Селевко), «Философия жизни» (Т.Е. Щуркова) и др.
2. Циклы тематических классных часов: «Стать самим
собой», « Познай самого себя», «Сотвори сам себя» и др.
3.Тренинги саморазвития, личностного роста.
4. Мастерская самопроектирования.
5.Творческая самопрезентация.
6. Персональная выставка.
7.Смотр – конкурс «Ученик года», «Зажги свою звезду»
8. Дневник достижений.
9. Личный сайт школьника.
В этом учебном
году я являюсь классным руководителем 5-го класса. Систему воспитательной работы в классе я
решила построить с применением технологий развития индивидуальности ребенка,
так как это направление отвечает
требованиям воспитания в современных условиях. В классе всего 9 учащихся, таким
образом есть возможность индивидуально поработать с каждым учеником в классе,
помочь ему выстроить свою личную
программу саморазвития. Небольшая наполняемость классов является на сегодняшний
день особенностью нашей школы. В связи с этим,
учебно-воспитательный процесс школы может строиться таким образом, чтобы
каждый ребенок нашел в школе свою нишу и почувствовал себя комфортно,
осознавая, что есть дела, в которых он захочет участвовать и будет оценен по
достоинству. Для этого в нашей школе созданы все необходимые условия: действуют
кружки и клубы по интересам, спортивные секции, компьютерный класс, библиотека,
школьный краеведческий музей.
Прежде чем начинать планирование
воспитательной работы, нужно хорошо представлять себе особенности класса. Важно
дать объективную характеристику совместной деятельности и оценить специфику
общения членов классного коллектива, сформированных волевых и
эмоционально-психологических отношений, установленных с другими сообществами
детей и взрослых, формальных и неформальных связей. Охарактеризовать возможности детей можно по следующей таблице:
(См. Табл.№2)
Таблица позволяет в сжатой форме
выразить наиболее очевидные особенности ребенка. Заполнение ее легко
осуществить после проведения в классе анкетирования среди учащихся, родителей,
а также других методик, позволяющих представить себе внутренний мир школьника.
Имея перед собой такую таблицу, можно определить, какие существуют общие
тенденции и возможные специфические маршруты развития учеников класса. На этом этапе работы он может
сделать пометки о возможных индивидуальных поручениях, соответствующих
особенностям характера, интересам, способностям конкретных ребят; о школьных и
районных мероприятиях, в которых могут принять участие ученики класса.
Система индивидуальностно-ориентированной деятельности
педагога может складываться из совокупности представленных в таблице элементов. (См. Табл.№3)
Конечная
цель работы по самопознанию и саморазвитию развитие потребности в постоянном
самосовершенствовании. Одним из путей формирования этого мотива выступает
обучение навыкам рефлексии, умению планировать свое будущее, определять
собственные перспективы. Формой такой дельности может стать заполнение своего
рода дневника: «Дневник достижений», «Тетрадь саморазвития», «Мой дневник»
ит.д. Среди разделов или рубрик «дневника» могут быть выделены следующие:
– что мне больше всего в себе нравится;
-я хотел(а) бы в себе изменить;
-лучше всего я умею;
-я не очень хорошо умею;
-я хочу научиться.
Примером педагогической технологии, которую я
взяла в основу своей воспитательной системы может стать технология, представленная
в журнале «Классный руководитель» № 4, 2009 г.: «Как стать личностью»: технология
поддержки социального становления школьников», разработанная Тыртышной М.А.( замдиректором Центра Образования
№18 по научно-экспериментальной работе, г. Йошкар-Ола.). Она предусматривает
организацию деятельности учащихся в классе и в местном сообществе через самостоятельную
работу с дневниками развития.
Технология
рассчитана на 5-9-й класс и представлена комплектом методических рекомендаций
для педагогов и индивидуальных дневников развития для каждого ребенка: 5-6-й
класс: «Шаги к познанию», 7-8-й класс: «Воспитание характера», 8-9-й класс: «
Ключ».
В части А определяются цели и задачи
программы, формы и методы индивидуального участия каждого ребёнка. Проводится
тренинг групповой работы.
В части Б определяется, формируется общее представление о способностях
человека и проводится психолого-педагогическое тестирование способностей.
В части В формируется представление о познании вообще, о формах
познания мира человеком. Проводится тренинг на развитие информационно познавательных
компетентностей учащихся.
В части Г проводится тренинг на развитие общеучебных навыков,
мышления и памяти.
В части Д проводится тренинг
управления эмоциями и чувствами человека (тренинг эффективного поведения). (См.
Табл.№4)
Работа
с «дневником» выполняет двойную роль. С одной стороны, он способствует
стимулированию работы по самопознанию и саморазвитию, с другой служит
диагностическим материалом для педагогического наблюдения.
Роль
родителей в развитии индивидуальности трудно переоценивать. Они должны стать
заинтересованными участниками этого процесса.
Эдвайс-встреча – форма работы с родителями в технологии «Как стать
личностью»,разработанной Тыртышной М.А.
Она может использоваться для обсуждения учебных результатов и достижений
(проблем) личностного развития и представляет из себя индивидуальные
консультации с учителями-предметниками, воспитателями, психологами,
администраторами школы, руководителями кружков, секций и др. По специальному
расписанию родители и дети приглашаются на консультации-встречи (по 10—15
минут), на которых обсуждаются проблемы и перспективы личностного развития
отдельных учащихся. При этом сообща вырабатываются пути разрешения проблем, определяются
оптимальные формы учебной и специальной деятельности. Эдвайс – встречи
проводятся не реже двух раз в год. Могут быть приняты специальные оценочные
рефлексионные формы. Они используются как рекомендации родителям или входят в
дневник развития ребёнка. (См. Табл.№5)
При
организации деятельности по развитию индивидуальности важно помнить об
оптимальном сочетании групповых и индивидуальных форм работы. А можно
попытаться найти такие, которые способны логично соединить в себе развитие
индивидуальности ребенка и его вклад в общее дело. Примером может служить «дерево достижений класса». В течение года
это дерево заполняется плодами, под которыми понимается вклад отдельного
ребенка в достижения класса..
Несколько страниц в конце дневника
развития следует отвести для подведения итогов за текущий год. В эту часть
дневника ребята собирают свидетельства своих достижений: грамоты,
благодарственные письма, отзывы, характеристики от организаторов и др. Фиксацию
достижений следует отражать в специальном бланке. (См. табл. № 6).
Критериями сформированности
индивидуальности ребенка и эффективности процесса воспитания могут выступать
следующие:
1. Умение и стремление к познанию и проявлению своих
возможностей.
2. Креативность личности.
3.Выбор нравственных форм и способов самореализации и
самоутверждения.
4.Адекватная положительная самооценка, уверенность в
своих силах и возможностях.
5. Способность к рефлексии.
( смотри таблицы в приложении)
Источник