Воспитание и развитие творческой личности ребенка

Считаете ли вы себя творческой личностью? А своего ребенка? Каждый родитель желает своему чаду достичь успешных результатов в той или иной сфере деятельности. Но способствует ли он этому процессу? Или только отбивает желание развиваться?

Известно, что высокого статуса в обществе добиваются лишь творческие люди, которые еще с детства обладали собственным мировоззрением, демонстрировали нестандартные решения проблем и отстаивали свою точку зрения. Творчество — источник энергии, развития, удовольствия и знаний.

В данной статье подобраны 10 основных советов для родителей, помогающие вовремя заметить творческое начало у своего ребенка и помочь развить его таланты.

Не считайте никого безнадежным

Ошибочно предполагать, что есть дети, обделенные творческими способностями. Просто эти умения нужно рассмотреть. Обратите внимание на своего малыша, что ему нравится больше всего? Тяга к пению или танцам видна сразу, а вот углядеть талант изобретателя не так—то легко. Пробуйте разные направления творчества, предложите ребенку нарисовать вашу семью, смастерить робота из конструктора, или объяснить какой-то термин, а затем наблюдайте за его успехами и делайте выводы. Дети неустанно пробуют и узнают все новое и интересное, а цель родителей — подтолкнуть малыша к совершению подвигов и достижений.

Подберите время для творчества

Старайтесь все свое свободное время проводить с ребенком, общение важно для формирования личности. Каждый день уделяйте минимум 15 минут творческому просвещению: занимайтесь танцами, пением или рисованием. В выходные это время может увеличиваться до 2-х часов. Пользуйтесь разнообразием творческих игр: за завтраком обсуждайте продукты на столе, как они растут и в чем их польза, на прогулке рисуйте мелками на асфальте, а перед сном вместе сочините сказку.

Создаем обстановку

Дети — народ неусидчивый, поэтому постарайтесь в моменты занятий творчеством создать благоприятную атмосферу. Откройте шторы, чтоб лучше видеть краски на столе, наденьте удобную одежду для танцев, не устраивайте физические нагрузки после плотного обеда и самое главное — выключите гаджеты. Ребенку можно рассказать историю об “уставшей” технике, которая хочет отдохнуть, а сами отключите телевизор, телефон, планшет, компьютер и тому подобное. Так малыш полностью сконцентрируется и не будет отвлекаться.

Личное пространство

Каждой личности нужен свой собственный уголок, а при развитии творческих способностей важно иметь укромное местечко для возможности уединиться, чтобы нарисовать родившуюся в голове картину или сложить пазл. Пусть этот творческий уголок будет небольшим, зато личным, так малыш почувствует свою значимость и поддержку близких. Обеспечьте его всем необходимым для занятий творчеством.

Если ваш ребенок не любит рисовать или играть сортером — не отчаивайтесь. Возможно, у него талант к чему-то, чего родители еще не пробовали. Пробуйте развивать фантазию малыша, предлагая разные предметы для творчества: нитки, клей и бумагу, бусинки, блестки, детские запчасти, резинки, пробки и т. д. Если в вашем жилище нет свободного пространства, выделите полку или коробку со всем необходимым для творчества.

Творческий беспорядок

Будьте готовы к легкому хаосу в вашем доме, ведь дети любят беспорядок. Старайтесь не контролировать каждое действие ребенка, иначе вся радость и спонтанность действий будут нарушены. Родители, запомните: игра — это беспорядок. Перед рисованием подложите клеенку в нужном месте, чтобы малыш творил по полной, до игры с мячом — уберите вазу со стола, а перед танцами и пением убедитесь, что никому не помешаете. Это обеспечит спокойное и веселое времяпрепровождение.

Меньше контроля

Некоторые дети очень стеснительны и замкнуты, родители даже не замечают, когда успели привить им это состояние. Если ребенка постоянно контролировать, предугадывать каждый шаг и вмешиваться в происходящее, он всегда будет сомневаться в своих действиях. Дайте малышу возможность раскрыться, пусть он “творит” во время рисования, пусть сам залезет за мячом на кровать или построит кривую башню из конструктора. Излишняя опека отбивают всю охоту развиваться.

Пример творческих личностей

Дети легче ориентируются, глядя на пример, не зря есть подсказки в раскрасках и пазлах. Задача родителей — познакомить малыша с творческими мероприятиями: концертами, выставками и спектаклями. Ему нужно понимать, как проявляют себя творческие личности и к чему стоит стремиться.

Превращайте заботы в игру

Ведь правда, что мама может придумать занятие ребенку, не прилагая для этого много времени и сил. Но будет ли это занятие полезным? Есть способ получить выгоду и родителю, и ребенку. Бытовые заботы неизбежны: придет время для уборки, стирки, закупки продуктов и готовки. Включайтесь, ищите и в себе творческое начало, превращайте банальную уборку в игру. Например, разбирая белье после стирки, попросите ребенка подавать вам только его одежду, потом мамину или папину. Попросите помощи для “укладывания” игрушек спать.

Пример из жизни. Когда у меня жил некоторое время племянник (4-5 лет), я придумал для  него игру “Собери носки”. Идея была в том, чтобы из постиранных носков собрать все пары.

Помощь при приготовлении блюда просто неоценима, а дети потом так гордятся своими достижениями и радуются, кормя папу своим омлетом. Хитрите, все превращайте в игру: так и вам легче, и дитя развивается.

Помните творческие моменты

Самые “живые” фотографии — спонтанные. Не забывайте фотографировать малыша в творческом порыве, измазанного красками или пляшущего в кругу семьи, спустя время всей семье будет приятно взглянуть на прогресс в той или иной сфере. Ребенок чувствует поддержку родителей, находя свои рисунки на холодильнике или рассмотрев сделанные его руками бусы у мамы на шее. Спустя годы у вас будет возможность подарить своему ребенку подборку фото и видео с его танцами и песнопениями.

Поощряйте и радуйтесь

Каждый человек любит похвалу, она мотивирует и подсказывает, что ты на верном пути. Хвалите ребенка, поддерживайте его идеи, бросайтесь вместе с ним в придуманные авантюры. Так малыш будет стремиться открывать для себя что-то новое. Дарить ребенку радость — вот главная цель родителей. Радость и удовольствие от проделанной работы способствует выработке смекалки, развитию навыков и тяге к экспериментам. Радуйтесь мелочам — это высшая степень искусства.

Источник

Консультация для родителей

 «Как воспитать творческую личность?»

Наверное, любой родитель хотел бы воспитать своего ребёнка творческой личностью. Что же такое творчество? Творчество — процесс деятельности, создающий качественно новые материальные или духовные ценности. Основной критерий, отличающий творчество — это уникальность его результата. Человека можно назвать творческим, если у него хорошо развито воображение и фантазия, он способен к изобретательству, нахождению нестандартных решений в различных ситуациях. 
Воображение — это высшая психическая функция, присущая лишь человеку, которая позволяет создавать новые образы путем переработки предшествующего опыта. Оно может быть воссоздающим — когда образ предмета создается по его описанию, и творческим — когда рождаются абсолютно новые образы. 
Креативность — это способность к творчеству, готовность к созданию принципиально новых идей, отклоняющихся от традиционных или принятых схем мышления. 

Творческий потенциал заложен в ребенке с рождения и развивается по мере его взросления. Природная одаренность ребенка проявляется довольно рано, но то, в какой степени разовьется его творческий потенциал, во многом зависит от семьи. Семья способна развить или загубить творческие способности ребенка. Поэтому формирование творческой личности, одна из наиболее важных задач воспитания.
Говоря о формировании способностей, необходимо остановиться на вопросе о том, с какого возраста следует развивать творческие способности детей. Психологи называют различные сроки от полутора до пяти лет. Также существует гипотеза, что развивать творческие способности необходимо с самого раннего возраста. 
Дошкольное детство является наиболее благоприятным периодом для развития творческих способностей потому, что в этом возрасте дети чрезвычайно любознательны, у них есть огромное желание познавать окружающий мир. И родители, поощряя любознательность, сообщая детям знания, вовлекая их в различные виды деятельности, способствуют расширению детского опыта. А накопление опыта и знаний – это необходимая предпосылка для будущей творческой деятельности. Кроме того, мышление дошкольников более свободно, чем мышление более взрослых детей. Оно более независимо и еще не задавлено стереотипами. Из всего выше сказанного можно сделать вывод, что дошкольный возраст, даёт прекрасные возможности для развития способностей к творчеству. И от того, насколько были использованы эти возможности, во многом будет зависеть творческий потенциал взрослого человека. 

Творческая деятельность очень интересна для ребенка – дошкольника, потому что удовлетворяет его желание действовать и действовать продуктивно, а также потребность отражать полученные впечатления от окружающей жизни, выражать свое отношение к увиденному и пережитому. Малыша радует, что он может создать изображение своими руками.
Специалисты выделяют три группы средств эстетического воспитания: искусство, окружающая действительность (включая природу) и художественно-творческие виды деятельности. Все эти области взаимосвязаны, и благодаря этому ребенок активно приобщается к созидательному опыту людей. Осуществлять эффективное руководство художественной деятельностью детей и развитием их способностей может лишь взрослый. Вместе с тем и сами психические процессы развиваются в художественно-творческой деятельности, поднимая ее на новый уровень. Представления о предметах и явлениях формируются на основе восприятия. Поэтому важнейшим условием развития творчества ребенка является развитие восприятия (зрительного, слухового, осязательного, кинестезического, тактильного), формирование разнообразного сенсорного опыта.
Особенности восприятия ребенка определяются не только состоянием органов чувств, но и тем сенсорным опытом, который он приобрел в раннем детстве. Действительно, практика и исследования показывают, что чем раньше начать развивать ощущения и восприятие малыша, тем разнообразнее и полнее будет его сенсорный опыт к тому времени, как он начнет рисовать, лепить. Для развития образных представлений и образного мышления большое значение имеют такие виды творческой деятельности, как изобразительная, конструктивная. Очевидно, что, с одной стороны, для успешного осуществления изобразительной деятельности необходимо развитие образных представлений и мышления, с другой – изобразительная деятельность играет огромную роль в формировании такого рода представлений и мышления. С образным мышлением тесно связано воображение, оба эти процесса основываются на эстетическом восприятии мира. Без них невозможно осуществление художественно-творческой деятельности. Любой вид творчества основывается на хорошем уровне развития восприятия, представлений, образного мышления, воображения. Следовательно, формирование этих процессов будет служить развитию творческих способностей. Безусловно, что игра и художественная деятельность представляют для этого наибольшие возможности.

Творческие способности представляют собой сплав многих качеств. Компонентами творческого потенциала являются: 
1. Быстрота – способность высказывать максимальное количество идей. 
2. Гибкость – способность высказывать широкое многообразие идей. 
3. Оригинальность – способность порождать новые нестандартные идеи (это может проявляться в ответах, решениях, несовпадающих с общепринятыми). 
4. Законченность – способность совершенствовать свой “продукт” или придавать ему законченный вид. 

Как развить в ребенке творческое начало? Для начала рассмотрим наиболее распространенные ошибки, которые совершают родители, стремясь развить у ребенка творческие способности. 
1. Первая и самая распространенная ошибка – попытка действовать по шаблону. В магазинах продается огромное количество так называемых «наборов для творчества», где ребенку по готовому трафарету предлагается создать поделку. Родители охотно покупают эти наборы, не задумываясь, что они нацелены на развитие исполнительности, усидчивость и аккуратности, а вовсе не на развитие творческого потенциала. Основной критерий, отличающий творчество от изготовления – уникальность его результата. Следовательно, трафареты не имеют никакого отношения к детскому творчеству. 
В связи с эти следует избегать игр и игрушек, которые не оставляют ребенку простора для фантазии – например, мозаик и конструкторов, где необходимо складывать фигурки и узоры по образцу или книжек–раскрасок, в которых уже представлены раскрашенные картинки для примера.
2. Вторая ошибка – запреты родителей на попытки малыша творить. Мы боимся грязной одежды, грязного пола, стен, лишней стирки и уборки. Самый легкий способ избежать лишних хлопот – сделать своей мастерской ванную комнату. Потому что ограничения в пространстве помешают ребенку получить настоящее удовольствие от рисования, лепки и т.д. 
3. Третья ошибка – нельзя делать что-либо за ребенка, если он может сделать это сам. Нельзя думать за него, когда он сам может додуматься. К сожалению, подсказка – распространенный среди родителей способ “помощи” детям, но она только вредит делу. 
4. Четвертая ошибка – родители не спешат включаться в творческий процесс детей. А ведь для детей именно родители являются примером для подражания! Не бойтесь пробовать.

Рекомендации по развитию творческой личности

1. Одним из важнейших факторов творческого развития детей является создание условий, способствующих формированию их творческих способностей. Родителям необходимо сделать процесс жизни и деятельности детей творческим, ставить детей в ситуации познавательного, художественного и нравственного творчества. Необходима организация интересной и содержательной жизни ребенка, обогащение его яркими впечатлениями, обеспечение эмоционально-интеллектуального опыта, который послужит основой для возникновения замыслов и будет материалом необходимым для работы воображения.
2. Успех в воспитании творческой личности зависит от атмосферы, которая царит в вашем доме, от тех отношений, которые сложились между родителями и ребенком. Давно известно, что для творчества необходима комфортная психологическая обстановка, поэтому поддерживайте дома атмосферу тепла, доверия и творчества. Бережно относитесь к процессу и результату детской деятельности. Важно постоянно стимулировать ребенка к творчеству, поощрять его успехи и проявлять сочувствие к неудачам, терпеливо относиться даже к самым странным идеям. Нужно исключить из обихода замечания и осуждения. Ребенок, лишенный положительного выхода творческой энергии, может уйти в агрессивное поведение.
3. Поощряя творчество ребёнка нужно помнить, что многое он видит по-своему, воспринимает мир иначе, чем мы. Поэтому, обучая ребенка, избегайте стереотипов. Исходите из задатков вашего ребёнка. Ведь главное – не воспитание таланта или гения, а то насколько будет разнообразен его внутренний мир, реализуются ли его творческие способности. 
4. Предоставьте ребенку свободу в выборе деятельности, в способах и методах действия, не мешайте ему свободно самовыражаться. Понаблюдайте за ребенком. Что он любит делать больше всего? Петь? Танцевать? Рисовать? Лепить? Копировать чью-либо мимику или поведение? Пусть в вашем доме постоянно будет пластилин, краски, старые журналы, цветная бумага, баночки и коробочки. Тогда желание ребенка, его интерес к творчеству и эмоциональный подъем послужат гарантией того, что это дело пойдет ему на пользу. 
5. Поддерживайте творческую инициативу ребенка через уважительное отношение всех членов семьи к его рисункам, поделкам, первым попыткам сочинить что-нибудь. В дошкольном возрасте большинство детей не стесняются танцевать, петь, показывать другим свои рисунки. Личность ребенка еще не закомплексована, он чувствует в себе достаточно сил и желания попробовать все, поучаствовать в разных видах творческой деятельности.
6. Воспитание творческих способностей детей будет эффективным лишь в том случае, если оно будет представлять собой целенаправленный процесс. Ведется немало споров о том, чему и как учить детей, но тот факт, что учить надо не вызывает сомнений. Если подобрать соответствующие методы обучения, то дети, не теряя своеобразия творчества, создают произведения более высокого уровня, чем их необученные сверстники. Запишите ребенка в детский кружок или студию, музыкальную школу и школу искусств , чтобы он мог развивать и совершенствовать свои творческие способности.
7. Активно включайтесь в процесс и творите вместе с ребенком. Пусть малыш фонтанирует идеями, ваша задача не мешать, а помочь ему. У детей, в отличие от взрослых, свежий взгляд на вещи. Любую, самую невзрачную деталь, они могут превратить в волшебного персонажа. Позвольте ребенку научить вас, как надо творить, и тогда свою креативность и отсутствие шаблонности он пронесет через всю свою жизнь. А вы в будущем будете гордиться своим талантливым ребенком.
Очень полезно делать игрушки вместе с ребенком, часто сшитая совместно с малышом кукла будет намного интереснее ему, чем самая красивая покупная. Можно также проводить совместные игры, где родители и ребенок будут вместе придумывать сюжет и героев, а потом изображать их. Любая домашняя работа может стать отличным подспорьем для игры, а любой предмет может превратиться в сказочного героя.
8. На творческие способности ребенка влияет и оформление квартиры, ее интерьер. Хорошо, если на стенах висят картины, украшения, декоративные вещи, которые можно потрогать руками. Украшайте квартиру рисунками вашего малыша, но не забывайте менять их время от времени, чтобы у ребёнка возникло желание рисовать больше и больше, чтобы он видел, что вы цените его усилия. 
9. Читайте ребенку сказки. Роль сказки для развития воображения ребенка неоценима. Именно сказка научит его находить выход из безвыходной ситуации, изобретать что-то новое, потому что в сказке возможно все. От чтения сказки всего один шаг до нового увлечения – сочинения собственных сказок и историй. Оно откроет для вашего ребенка путь к творчеству.
10. Предоставьте ребёнку комнату или отдельный уголок для игр и игрушек. Игры в детстве занимают большую часть времени детей. Игра для ребёнка, не пустая трата времени, а источник получения новой информации. Именно таким способом дети познают окружающий мир. В играх происходит тренировка и развитие всех познавательных процессов, развивается детский талант. 
Многие родители отмечают, что часто малыши используют для игр не специально купленные игрушки, а предметы заменители – различные крышечки и палочки, тряпочки и бутылочки, листики и коробочки. Ребенок может использовать для своих игр любой предмет, находящийся в зоне досягаемости, и как ни странно это звучит, чем меньше у него игрушек, тем больше развивается его воображение. 
11. Не бойтесь испачкаться или испачкать что-то в доме (накройте белый диван, уберите вазы повыше). О каком творческом развитии может идти речь, если малыш постоянно находится в зоне ограничений: «Не трогай! Не бегай! Не бери!». Не запрещайте ребенку творить и не наказывайте его за творческие эксперименты! Установите определенные границы его творчества. Например, рисовать на стенах — нельзя, а на ватмане, прикрепленном к стене — можно.
12. Никогда не навязывайте ребенку свое мнение! Вы можете подсказать, подать идею, но не настаивайте на ней, это может снизить инициативность у ребенка.
Главное в процессе воспитания творческой личности – это дать ребенку возможность осознать свою способность к творчеству!

Источник