Воспитание и развитие ребенка в современной семье
Статья на тему:
«Воспитание детей в современной семье»
Подготовила
учитель начальных классов
высшей кв. категории
ГБОУ СОШ № 401
Садовникова
Татьяна Викторовна
2019 г.
Воспитание – это сложное и деликатное искусство, в котором должны соседствовать немного науки и опыта, а главное – любви.
Исходное значение слова «воспитание» обусловлено корневой частью слова: «воспитание» – это вскармливание, питание ребенка, не приспособленного к жизни и совершенно беспомощного при рождении. В данном бесхитростном значении слова процесс воспитания свойственен и животным – «питают» своим молоком млекопитающие; детеныш кенгуру «воспитывается» матерью, жеребенок, встав на ножки, после рождения, тянет свою мордочку под брюхо лошади – «воспитываться», вскармливаться.
Первоначально в русском языке это слово полностью соответствовало своему исходному значению. Дети быстро взрослели, «воспитания» уже не требовалось. Вспомним: некрасовский «мужичок с ноготок» (мальчик пяти лет) заявляет, что в семье мужиков двое – «отец мой да я», себя расценивает как взрослого члена семьи. Воспитание завершилось для этого ребенка, оно исчерпало себя очень быстро.
Однако следует отметить, что никогда данный термин не ограничивался своим лексическим значением. Термин «воспитание» последовательно переосмыслялся, расширял свое значение. Сегодня, говоря о воспитании, меньше всего подразумевают «питание», а если имеют в виду это значение, то в его широком духовном значении.
«Воспитание, – пишет К. Д. Ушинский, – действует в двух своих проявлениях: “преднамеренное” воспитание (его специально организуют школа и наставники) и “непреднамеренное” (которое ребенок естественно впитывает в среде родного языка, народной культуры, семейной жизни и православной религии)».
О значении воспитания говорится уже не одну тысячу лет. Очень ярко звучат в наш занятой век слова Сократа: «Если бы я мог взойти на высочайшую трибуну Афин, то, возвысив голос, провозгласил бы: “Сограждане! Вы готовы перевернуть каждый камушек на своём пути в надежде найти под ним сокровища, но почему вы так мало заботитесь о детях, которым в один прекрасный день вы должны будете оставить эти сокровища?” Мир стремительно меняется, а острота проблемы только увеличивается. К сожалению, сейчас, как никогда прежде, очень мало времени семья уделяет времени на воспитание детей, отдавая его на откуп школе и кружкам. Теряется связь поколений, а вместе с тем и передача тех ценностей, которыми дорожили предыдущие поколения. Слишком многие родители не занимаются формированием своих детей. Они кормят их, растят, но при этом не проявляют достаточной заботы об их душевном развитии.
Мы должны признать, что для сегодняшнего ребенка, нежели в другие времена, характерен преждевременный контакт с наименее приятными реалиями окружающего мира. Интернет, кино, телевидение, рекламные щиты, примеры, увиденные на улицах и в городских парках, некоторые иллюстрации в ярких красках, всё это, по-своему и в разной степени, влияет на воспитание ребенка.
Его любознательность ослаблена, доверие пошатнулось, его дух независимости проявляется анархично, а основополагающие ценности, являющиеся показателями честности, авторитета, сознательности, любви, утратили свою силу и к сожалению, во многих болезненно подавлены.
От родителей зависит будут ли восстановлены в духе молодых людей основные ценности, выраженные этими старыми словами. Задача воспитания заключается также в том, чтобы провести через стремительную эволюцию нередко безумного мира это дорогое маленькое существо, которое несёт в себе большой потенциал возможностей, направленный как к добру, так и к злу.
Воспитанию детей способствует незаменимая совместная работа отца и матери. Другие люди, как бы они не были талантливы, не имеют возможности оказывать такое же влияние, как родители.
Для гармоничного развития ребенку требуется чувствовать любовь его родителей. Если вы хотите чего-либо добиться от детей. То начните подавать тому пример. Пример может зачастую заменить всё остальное, но ничто не может заменить собой пример. Пример – великий учитель; это власть, которая сильна тем, что не устраивает шума, это авторитет, который тем более могущественен, что проникает неслышно. Однако, добрых примеров не всегда бывает достаточно для воспитания. Ребенок не рождается совершенным. Он может проявить в своем характере черты ревности, властности, склонности к одиночеству и т.п. Поэтому родители вполне естественно должны направить и сориентировать в верном направлении живые молодые силы при помощи упрека, который, будучи хорошо соразмерен и произнесен ко времени и к месту, поможет ребенку осязать границы добра и зла, справедливого и несправедливого; одним словом, сформировать его нравственные критерии. В похвалах и упреках, в наградах и наказаниях будьте всегда умеренными, логичными и справедливыми.
Следует заметить, что нет подлинного воспитания там, где нет воспитания совести. Ребенку нужно дать не только знание добра, но и привить ему вкус к добру. Для постепенного формирования совести ребенка необходимо – в его присутствии и вместе с ним – давать оценку тем фактам, свидетелями которых вы становитесь, или тем, что случайно встречаются вам при чтении: «Хорошо или плохо поступил этот мальчик, поссорившись со своим другом? Почему? Что бы ты сделал на его месте?».
Важным элементом воспитания является семейная атмосфера, в которой развивается ребенок. Она способствует ориентации юной души в сторону позитивного или негативного поведения. Родители, стремящиеся дать детям настоящее воспитание, должны приложить усилия для установления в семье радостной и безмятежной атмосферы. Дети нуждаются в покое: волнение и нервозность действуют на них отрицательно.
Одно из необходимых качеств, которое необходимо воспитывать в ребенке, – вежливость, идущую от самого сердца. Правила хорошего тона, –
Не следует путать со светским лицемерием или с деланной манерностью, – составляют часть культурного багажа всех людей, достойных так называться, которые уважают себя и других. Хотя современная жизнь и стремится атрофировать подобную сердечную деликатность, проявляющуюся в вежливости и уважении, родители должны бдительно следить за тем, чтобы она стала привычкой их детей.
Очень редко встречаются родители, озабоченные тем, чтобы их дети стремились к доброте, а ведь подобное стремление представляет собой элементарную основу для воспитания социального чувства.
Процесс воспитания невозможен без проведения совместного досуга и игр. Последнее для ребенка – это самое серьезное дело на свете., м ожно сказать, основное занятие. Поэтому очень важно родителям не только проявлять интерес к играм детей, о и принимать в них участие.
Нет ничего прекраснее любви отца и матери к своему ребенку. Но убеждены ли вы, что такая любовь – это хрупкое растение; и она должна уметь эволюционировать в своих проявлениях и в своих требованиях, чтобы не воспрепятствовать правильному развитию и совершенствованию ребенка, на которое он имеет законное право? Немногие родители осознают необходимость такой эволюции. Это становится причиной ряда более или менее скрытых конфликтов. Ребенок, став взрослым, сохранит тем большую признательность и любовь к родителям, чем лучше осознает, чем именно он обязан этим людям, бескорыстно жертвовавшим своими интересами ради него.
Библиография:
- Педагогика: учебник для студ. учреждений высш. проф. образования / Под ред. Пидкасистого П. И., М: Академия, 2006, 624 с.
- Педагогическое наследие К.Д. Ушинского в современной практике воспитания и обучения. Сборник статей под редакцией В.Б. Петровича, – Киев-Одесса, 1980.
- Гастон Куртуа. Искусство воспитания детей нашего времени, М., 2001. – 240 с.
Источник
Во многих современных семьях заметен дефицит общения. Папа и мама постоянно заняты делами. Каждый своим. Ребенок предоставлен сам себе. И лишь когда отрицательно сказывается влияние улицы, родителя недоумевают: Откуда это в нем? Ведь в семье все благополучно. Нет конфликтов. Исключены скандалы. Но есть холодное равнодушие. Нет заинтересованности в воспитании детей, общения с ними, своевременной похвалы.
Единственное, к чему сводится воспитание, это контроль за тем, поел ли вовремя, сделал ли уроки. А ребенок нуждается в общении, в беседах со взрослыми. Ему важно, чтобы к нему проявили искренний интерес, его поняли, ему хочется считать родителей прежде всего друзьями. А это нужно уметь.
Очень важно воспитывать уверенность в правильности своих взглядов, в случае ошибки – тактично поправить, но ни в коем случае не оскорбить; при совпадении взглядов ребенка и взрослого – обязательно похвалить.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Отношения детей и родителей в семье
Нельзя давать ребенку чувствовать себя слабым. Вырабатывается комплекс неполноценности, неверие в свои силы. Это скажется в дальнейшем на семейной жизни. Опасно и обратное – убежденность в исключительности способностей.
Пока помогают родители, человек справляется. Встав же на самостоятельный путь, часто станется беспомощным: нет ожидаемых успехов, а ведь он обладает незаурядными способностями. Об этом всегда говорили родители. Оправдание собственной неумелости — неудач сводится к конфликтам с коллегами на работе: «Не признают. Задавили». Либо отрицательные эмоции сказываются на отношениях в семье: на работе сдерживается в семье же накопленная обида на окружающих выливается в тиранию близких людей.
Некоторые родители в воспитании ребенка используют ремень — испытанный дедами метод, по их мнению, самый надежный. Этим они вызывают у ребенка страх перед наказанием и быстро «решают» проблемы с едой, сном, проступками. Отсутствие духовного контакта с родителями, постоянный страх перед наказанием воспитывают из ребенка трусливого человека. В будущем отсюда — подлость, хулиганство, бегство от семейных проблем.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Роль отца в воспитании детей
Стареющие родители, которые высказывают обиду, что их повзрослевшие сыновья невнимательны к ним, должны вспомнить, а всегда ли они откликались на нужды детей, на их чувства.
Не может быть плохих детей у хороших родителей. Точнее, там, где есть хорошие отношения между отцом и матерью, взрослыми и детьми, господствует дружба и взаимная любовь.
Огромное счастье иметь ребенка, но не все могут испытать эту радость. Статистика свидетельствует, что 10% всех семей бездетны вследствие имеющихся или перенесенных ранее заболеваний. Значит, тот, кто имеет эту возможность, должен приложить максимум усилий, чтобы воспитать настоящего человека. Будущие мужья и жены с детства должны расти в убеждения, что семья — одна из главных ценностей их будущего.
Стоит напомнить, что воспитывать всегда легче, чем перевоспитывать. Однако прежде, чем заняться воспитанием детей, некоторым родителям стоит задуматься о самовоспитании, пересмотреть систему собственных взаимоотношений, чтобы иметь право давать рецепты счастья детям.
https://womenfancies.ru/materinstvo/vospitanie-detej/66-vospitanie-v-sovremennoy-seme.html
Источник
Наше детство было лучше — утверждают многие бабушки, дедушки и родители современных подрастающих детей. Ведь мы проводили большую часть времени на улице, играя и общаясь со своими сверстниками. Но только лишь это отличает современных детей от нас и как это влияет на воспитание?
Современные гаджеты, постоянная нехватка времени для живого общения и более комфортные условия быта. Давайте подробней разберем эти аспекты современной жизни, и постараемся понять, каким образом они влияют на наших детей.
Чем отличаются современные дети от детей времен советского союза
Начнем с того что, со времен СССР прогресс шагнул далеко вперед и жизнь во многом стала гораздо комфортней. Условия жизни и быта улучшились. Сейчас практически в каждой квартире есть пластиковые окна, большое разнообразие игрушек у ребенка и современные достижения техники.
Если в прежние времена, закаливание и здоровый образ жизни было всеобщей целью, то сейчас все стараются растить детей в тепличных условиях и укрывать их от любых ненастий, сквозняков и малейшего дуновения ветерка. Это, конечно, сказывается на иммунитете и здоровье современного поколения. К тому же пребывание на свежем воздухе детей в наше время заметно сократилось. Потому что, раньше наши и мамы и бабушки практически на весь день отпускали нас во двор к друзьям и подружкам, совершенно не переживая за нас и ничего не опасаясь. При этом у нас не было с собой мобильных телефонов, и они могли нас загнать домой, только крикнув из окна, приглашая на обед или оповещая о том, что уже поздно и пора спать.
Почему современные дети начинают позже говорить?
В последние годы логопеды и дефектологи России бьют тревогу, потому что количество детей с нарушениями речи возросло во много раз. Причем часто наблюдается не только задержка речи с более раннего возраста, но и расширение спектра речевых нарушений. Это явление связывают с тем, что у родителей в современном темпе жизни остается очень мало свободного времени на отдых или для того чтобы переделать домашние дела и они готовы включить все что угодно, лишь бы хоть чем-то занять ребенка.
Телевизор, компьютер, телефон, планшет, в наше время есть достаточно широкий выбор для мультиков, компьютерных игр и развлекательных приложений для детей. Ребенок часами на пролет увлечен разглядыванием экрана. Безусловно, ему очень интересно в это время, но при этом он не развивает свою речь.
Для мамы и папы удобно, когда ребенок сидит в тишине и не бегает по квартире, раскидывая игрушки. Но со временем, они понимают, что малыш практически не разговаривает. И если раньше дети в 2 года уже начинали достаточно хорошо говорить и произносить слова, а к 3,5 составлять предложения, то в наше время зачастую такого не происходит.
Стоит задуматься, так ли важно отвлечь ребенка самым простым способом, ради нескольких часов собственной «свободы» от него? Ведь если вспомнить советское время, наши мамы тоже не сидели на месте, и у них была уйма домашних забот, которые нужно было переделать за весь день. При этом не было стиральных машин, пылесосов и хороших утюгов с отправителями. Но все-таки дети тоже игрались самостоятельно и без помощи гаджетов и телевизоров.
У нас было совсем не много игрушек: всего несколько мягких игрушек и одна кукла для девочек и машинка для мальчиков. Но вспомните, с каким интересом мы могли увлечься игрой на весь день, проявляя фантазию, придумывая различные сюжеты с игрушками или мастерили новые самостоятельно.
Развитие современных детей
Все чаще возрастает обращение современных родителей за помощью к логопедам и дефектологам. В связи с тем, что в наше время дети начинают позже говорить, проблемы с речью или неправильное произношение звуков выясняется только ближе к 5-ти годам ребенка. А так как современные требования к ученикам первых классов заметно возросли, и отдать ребенка в школу уже нужно с навыками письма, чтения и желательно четкой речью,родителям приходится самостоятельно или при помощи репетиторов готовить детей к школе.
Таким образом, современным детям необходимо раньше начинать обучение чтению и письму. А для того, чтобы этот процесс прошёл быстрее и легче для самих детей, им нужно правильно развиваться уже с самого раннего возраста. И родители должны всячески этому способствовать.
- Развивать мелкую моторику и творческие способности. Перебирание мелких предметов способствует тренировке речевого аппарата. Лепка, пальчиковое рисование, игры с крупами – это далеко не единственные способы для занятий пальчиками и выработки их чувствительности, а так же воображения ребенка. Помимо всего прочего, занятия творчеством способны снимать стресс и тревогу у ребенка.
- Ограничивать просмотр мультиков и игры на компьютере или телефоне до 15 минут в день.
- Предоставлять ребенку простые игры для развития логики и фантазии. Сейчас в продаже очень много интересных, музыкальных, интерактивных игрушек. Но, к сожалению, они не развивают мышление маленького человека на должном уровне, не заставляют его думать, все уже придумано за него. Поэтому для малышей 2-3 лет лучше покупать кубики, конструктор и различные сортеры. Они помогают развить логику и учат мыслить самостоятельно.
- Расширять словарный запас ребенка, развивать речь. Особенно если ребенок не посещает детский сад, то он очень нуждается в дополнительных занятиях чтением и изучением стихотворений. Даже самым маленьким деткам, уже с 1,5 лет полезно показывать яркие иллюстрации в книгах и дополнять их короткими описательными рассказами или стихами.
- Изучать окружающий мир. Для развития ранней речи у детей, необходимо побуждать их говорить через полно описательные рассказы о природе и живых существах. Прогуливаясь по парку, задержите внимание на его обитателях. Расскажите, например, о жучках или птичках. Пока ребенок будет наблюдать за ними, подробно объясните, каким образом они передвигаются, что кушают и где живут. В следующий раз, когда ребенок увидит насекомое или животное, про которое вы ему рассказали, он сам начнет говорить слова ассоциирующиеся с ним.
Помимо развития речи и творческих способностей современных детей, стоит развивать в них самостоятельность, ответственность и желание помогать окружающим. Для таких целей полезно обзавестись домашним питомцем, о котором ребёнок будет учиться, заботится самостоятельно, переживать за него и нести ответственность.
В век высоких технологий очень важно размеренно и дозировано внедрять современные технологии и гаджеты в жизнь наших детей. И больше заботиться об их нравственном и моральном воспитании. Потому что наверстать навыки обращения с техникой современные дети смогут очень быстро, а вот научиться состраданию, высоким моральным качествам и уважению с возрастом становиться сложней.
Источник
Здравствуйте, уважаемые коллеги и гости моей странички!
Сегодня я хочу поделиться с Вами моими взглядами на воспитание современных детей. Подготовила эту статью, отвечая на вопросы корреспондента местного телевидения.
– Какие особенности у современных детей и отличаются ли принципы их воспитания от тех, которые были раньше?
В настоящее время ни у кого не осталось сомнений в том, что современные дети не такие, какими были их сверстники несколько десятилетий тому назад. Причины этого – изменения в окружающем мире, как предметном, так и социальном, в методах воспитания в семье, в установках родителей и т. д. Хочу выделить несколько факторов в воспитании, которые влияют на становление личности современного ребенка.
- Воспитание ребенка одним родителем (чаще мамой) и смещение ролей в семье.
В этом случае мама берет на себя функцию отца: контролирующую и наказующую, что не естественно и вызывает протест у ребенка и нежелание подчиняться, особенно у мальчика. У родителей часто расходятся стратегии воспитания ребенка. Когда отец пытается выпонять свою функцию и принять меры в связи с проступком ребенка, то мать начинает активно вмешиваться, заступаться и отменять наказание отца. Авторитет отца в этом случае падает, а ребенок начинает активно манипулировать родителями. Важна единая стратегия воспитания и согласие всех взрослых.
- Повышенная занятость родителей на работе – это одна из особенностей воспитания современных детей. Наблюдения и опросы родителей показали, что большинство из них плохо представляют, чем можно и нужно заниматься со своим ребёнком, в какие игры играют их дети, о чём они думают, как воспринимают окружающий мир. При этом все родители считают, что своих детей нужно как можно раньше приобщать к достижениям технического прогресса. Лишь немногие родители знают о том, что учеными и многочисленными жизненными фактами доказано, что развитие маленького ребёнка, становление его внутреннего мира происходит только в совместной со взрослыми деятельности. Именно близкий взрослый человек вступает с малышом в диалог, именно с ним ребёнок открывает и познаёт мир, именно при поддержке и помощи взрослого малыш начинает себя пробовать в разных видах деятельности и чувствовать свои интересы и возможности. И ни одно техническое средство не способно заменить живого человека, а тем более родителей.
- Следующая проблема современного дошкольника – это рост «экранной» зависимости. Компьютер и телевизор всё чаще, а в некоторых семьях и всегда, заменяют чтение сказок, беседы с родителями, совместные прогулки и игры. Опрос родителей показал, что их дети проводят у экрана по несколько часов в день, а это намного превосходит время их общения со взрослыми. И, что самое интересное, это устраивает многих родителей. Парадокс: в дошкольном возрасте родители сами дают ребенку гаджеты, чтобы занять его и он им не мешал, родителям становится удобно! А в подростковом возрасте, когда не могут ребенка оторвать от экрана компьютера – начинают бить тревогу. Родители не очень часто задумываются над тем, что это «безопасное» занятие таит в себе разные опасности не только для физического здоровья детей (нарушение зрения, дефицит движений, искривление позвоночника и пр.), но и для их психического развития. Через компьютерные игры идет постоянная стимуляция центра удовольствия, поэтому формируется компьютерная зависимость, и поэтому ребенка перестают радовать простые жизненные радости. Телевизор и компьютерные игры формируют душу и ум современного ребёнка, его вкусы, взгляды на мир. А ведь маленькие дети смотрят всё подряд.
Ещё один немаловажный факт – это снижение любознательности и воображения у дошкольников, их фантазии и творческой активности. Такие дети не придумывают новые игры, не сочиняют сказки, им скучно рисовать, что-то конструировать. В этом у ребенка нет необходимости, так как все предлагается в гаджете. Обычно их ничего не интересует и не привлекает. Следствие этого – ограничение общения со сверстниками, ведь им неинтересно общаться друг с другом.
Этому же способствует то, что для современного ребенка практически исчезло детское «дворовое» сообщество, в котором дети могли свободно играть и общаться друг с другом. Здесь важно было общение старших с младшими, когда старшие учили младших ролевым играм, обучали правилам игры. Сейчас у детей чаще нет такой возможности общения. Поэтому родителям важно обучать ребенка ролевой игре и играть с ним!!!
Хочется отметить еще один немаловажный факт! Раньше дети, играя самостоятельно во дворе в различные подвижные игры (с мячом, скакалкой, резиночкой и т.д.), имея проблемы органического характера (родовые травмы), сами корректировали эти последствия: улучшали координацию движений, мелкую и общую моторику), что положительно влияло на развитие познавательной сферы. Сейчас дети очень часто ограничены в этом. Повод задуматься для родителей!!!
– Как не «перегнуть палку», ведь ребенок это личность со своими желаниями и предпочтениями. Стоит ли во всех вопросах действовать исходя из этого?
Если родители хотят воспитать уверенного в себе Человека, успешного, а значит и умеющего преодолевать трудности, то уже с 3 лет, когда ребенок проявляет активный интерес к домашней работе – давать ему такую возможность, и к 5 годам вменить уже свои обязанности по дому и в уходе за собой. Конечно, родителям бывает проще и быстрее сделать самим(помыть посуду, протереть пыль, самой одеть ребенка и т.д.), но тогда они не дают возможности проявляться инициативности и самостоятельности ребенка. А потом, к 9 – 10 годам начинают вдруг с него требовать ответственность, тот естественно, ничего не хочет делать, так как к этому не приучен и верх уже берет природная леность и стремление получать только удовольствия без особого напряжения… Поэтому, важно, чтобы в возрасте до 7 лет родители научили ребенка соблюдать иерархию, чувствовать уважение к старшим, с радостью выполнять поручения взрослых и свои постоянные обязанности, получая за это похвалу и какие-то бонусы – поощрения. До 10 лет родители развивают эти навыки, могут договариваться с ребенком о бонусах, которые желает он за выполненную работу. А вот с 12 лет родителям важно перестраиваться и с уважением относиться к личному пространству подростка. Не требовать, чтобы не запланированные ранее поручения он тут же выполнял. Ваша задача попросить и спросить , когда он сможет это сделать… То есть вот здесь уже нужно ориентироваться на желания подростка, как личности, если до этого родители воспитывали его, как мы сказали выше.
Если же родители никогда и ничего не требовали, а потом вдруг начали, а подросток не желает напрягаться… Вот здесь и появляются проблемы, с которыми в этом возрасте сложно справиться.
У многих современных детей наблюдается жизненная стратегия ухода от трудностей. Родителям уже с 2 – 3 лет рекомендуем тренировать детей в преодолении трудностей. И это сложнее всего, прежде всего для родителей: проще родителю одеть ребенка, чем добиваться, чтобы он сделал это сам. По сути это принцип раннего приобщения ребенка к труду.
– Можно ли наказывать детей и какие меры допустимы? Советы родителям.
Всегда во все времена во время воспитания применяли метод «кнута и пряника», или по – другому стимул и поощрение. Что будет «кнутом», а что «пряником» каждый родитель решает для себя сам, зная интересы и увлечения своего ребенка. Очень часто слышу жалобы родителей, что сложно ребенка замотивировать! Тогда то, что он очень любит нужно сделать поощрением и убрать из общего повседневного доступа. Сделал дело – получил поощрение, не сделал – нет поощрения и плюс еще стимул! Поощрением может быть поход в кафе или кино, в цирк и т.д. Важно, чтобы у ребенка были какие-то потребности и мечты – их можно сделать поощрениями. В этом случае, не нужно ребенка задаривать всем подряд, чтобы не возникло пресыщения!
– Как мотивировать ребенка учиться? Ведь схема: хорошее образование – хорошая работа, не работает эффективно.
Мотивация – это то, что двигает человеком, заставляет его с завидным упорством и настойчивостью выполнять то или иное задание и идти к поставленной цели. Мотивированный человек легко достигает интеллектуальных, спортивных и творческих успехов.
Школьная успеваемость, скорее, это сумма умений, навыков, знаний и желания учиться. Ребенку, не заинтересованному в обучении, очень сложно получить знания и суметь их применить на практике. Отсутствие мотивации к обучению часто ведет к стойкой неуспеваемости и интеллектуальной пассивности. Неуспеваемость, в свою очередь, ведет к отклонениям в поведении.
Мотивация к обучению запрограммирована в нас от природы: полученное знание или овладение новым умением вознаграждается выплеском гормонов счастья. Мотивация к обучению формируется еще в дошкольном возрасте. Ребенок проявляет природную любознательность и задает родителям много разных вопросов. И вот здесь важна реакция родителей, умение развернуто и понятно ответить ребенку, полистать с ним энциклопедию с картинками. Тогда эта любознательность будет подкрепляться и появится мотивация узнавать в школе нечто новое. Обучение можно даже превратить в одержимость, поэтому очень важна правильная дозировка стимуляции. Если ребенок не знает точно, сможет ли он сделать задание, и, тем не менее, справляется с работой, степень ощущения успеха наивысшая. И, конечно же, мотивация к обучению у школьника становится очень сильной. А вот если ожидаемого вознаграждения или похвалы не следует или предъявляются завышенные требования, система вознаграждения не работает. То же самое происходит, если успех становится чем-то само собой разумеющимся. И в этом случае сформировать у школьника желание учиться будет практически невозможно.
Важно понять особенности вашего ребенка и не требовать от него отличной успеваемости по всем предметам. Не всем дано звезды с неба «хватать». Если у ребенка нет способностей к математике и физике, пусть учится на «три», а по остальным предметам старается! Очень важно, чтобы помимо школы у ребенка была еще секция или кружок, где он будет чувствовать себя успешным. Важно хвалить не только за хорошую оценку, но и за усердие, которое ребенок проявляет! Например, первоклассник учится писать прописные буквы – они получаются у него корявые, но он старается изо всех сил написать красиво! Похвала за усердие здесь будет уместна!
Психолог Князева Любовь Александровна
Источник