Воспитание и развитие ребенка в образовательной области здоровье

Надежда Леонидовна Енина
Образовательная область «Здоровье».

Содержание образовательной области «Здоровье»:

Пояснительная записка

           В условиях современной природо-социальной и экологической  ситуации проблема здоровья приобретает глобальный характер. Разнообразные медицинские, социологические, демографические и другие данные свидетельствуют о том, что только 14 % детей России можно считать практически здоровыми. По мнению ученых,  дошкольный возраст относится к так называемым критическим периодам жизни ребенка, так как ребенок особенно чувствителен к повреждающим влияниям, что приводит к формированию отклонения здоровья. Исходя из этого воспитание здорового образа жизни должно являться неотъемлемой частью жизни ребенка. Задача укрепления здоровья – одна из приоритетных в работе ДОУ.

Основные принципы работы

1. Принцип научности – подкрепление всех проводимых мероприятий, направленных на укрепление здоровья, научно-обоснованными и практически апробированными методиками.

2. Принцип активности и сознательности – участие всего коллектива педагогов и родителей  в поиске новых, эффективных методов и целенаправленной деятельности по оздоровлению себя и детей.

3. Принцип комплексности и интегративности – решение оздоровительных задач в системе всего учебно-воспитательного процесса всех видов деятельности.

4. Принцип адресованности и преемственности – поддержание связей между возрастными категориями, учет разноуровнего развития и состояния здоровья.

5. Принцип результативности и гарантированности – реализация прав детей на получение необходимой помощи и поддержки, гарантия положительного результата независимо от возраста и уровня физического развития детей.

Цель : сохранение и укрепление здоровья детей, формирование у воспитанников, родителей, педагогов ответственности в деле сохранения собственного здоровья.

Задачи:

1. сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей;

2. воспитание культурно – гигиенических навыков;

3. формирование начальных представлений о здоровом образе жизни.

Основные направления работы

Профилактические

•   обеспечение благоприятной адаптации;

•   выполнение сангигиенического режима;

•   решение оздоровительных задач всеми средствами физической культуры;

•   предупреждение острых расператорных  заболеваний  и невратических состояний методами неспецифической профилактики;

•   проведение социальных санитарных и специальных мер по профилактике и распространению инфекционных заболеваний.

Организационные

• организация здоровьесберегающей среды;

• определение показателей физического развития, двигательной подготовленности, объективных и субъективных критериев здоровья методами диагностики;

•   изучение передового педагогического, медицинского и социального опыта по оздоровлению детей;

•   пропаганда ЗОЖ и методов оздоровления в коллективе детей и родителей.

В МДОУ дополнительно введена парциальная программа «Здоровый малыш» (автор Береснева З. Н.) с целью совершенствования работы по оздоровлению детей.

Программа  включает в себя :

•   оптимизацию режима дня;

•   организацию двигательного режима;

•   охрану психофизического здоровья;

•   профилактику заболеваемости;

•   закаливание с учетом здоровья ребенка;

•   лечебно-оздоровительную работу.

Комплекс оздоровительных мероприятий

•   Профилактика йододефицита  (использование антиструмина).

•   Ароматерапия  во всех группах в утренние часы для профилактики ОРЗ.

•   ЛФК.

•   В группе проводится утренняя гимнастика (в музыкальном зале). Упражнения для зарядки выбираются с учетом возраста ребенка.

•   В течение дня дети имеют возможность организовать подвижную игру, но в групповой комнате мало места для игр с бегом, поэтому дети бегают в основном на улице, на прогулках.   Игры с метание, ловлей мяча, народные игры используются тоже в основном на прогулках.

•   На занятии проводятся обязательные физкультминутки для предупреждения и снятия усталости, для активизации умственной деятельности.

•   Проводятся закаливающие мероприятия после сна (упражнения для бодрости, солевые дорожки, упражнения для профилактики плоскостопия).

•   Чесночные «киндеры».

•   Фитонциды  (лук, чеснок).

Образовательная область «Здоровье» интегрируется с содержанием таких образовательных областей,как:

«Физическая культура» – развитие физических качеств и накопление двигательного опыта как важные условия сохранения и укрепления здоровья детей;

«Познание» – расширение кругозора в части представлений о здоровье и здоровом образе жизни человека;

«Социализация» – формирование первичных ценностных представлений о здоровье и здоровом образе жизни человека;

«Безопасность» – формирование основ безопасной жизнедеятельности;

«Коммуникация» – развитие свободного общения со взрослыми и детьми по поводу здоровья и здорового образа жизни человека.

Ожидаемые результаты

1. осознание детьми понятие «здоровье» и влияние образа жизни на состояние здоровья;

2.   повышение уровня ориентации к современным условиям жизни;

3.   овладение навыками самооздоровления;

4.   снижения уровня заболеваемости.

Литература

1. «Здоровый дошкольник». Змановский Ю. Ф.

2. «Здоровый малыш» Береснева З. Н.

3. Охрана здоровья детей в дошкольных учреждениях / Т. Л. Богина. – М.:

    Мозаика-синтез, 2006.

4. Уроки Мойдодыра /  Г. Зайцев. – СПб.: Акцидент, 1997.

5. Уроки этикета / С. А. Насонкина. – СПб.: Акцидент, 1996.

6. Уроки здоровья / Под ред. С. М. Чечельницкой.

7. Как воспитать здорового ребенка / В. Г. Алямовская. – М.: linka- press,

    1993.

Источник

Приобщаем к здоровому образу жизни, укрепляем физическое и психическое здоровье ребенка

Задачи формирования начальных представлений детей о здоровом образе жизни и правилах безопасного поведения

1. Способствовать становлению интереса детей к правилам здоровьесберегающего поведения.

2. Развивать представления о человеке (себе, сверстнике и взрослом), об особенностях здоровья и условиях его сохранения: режим,закаливание, физкультура и пр.

3. Способствовать сохранению и укреплению физического и психического здоровья детей: закаливание, участие в физкультурныхпраздниках и досугах, утренней гимнастике, подвижных играх на свежем воздухе, соблюдение двигательного режима.

Читайте также:  Центр развития ребенка проспект мира

1.Развивать умения самостоятельно и правильно совершать процессы умывания, мытья рук; самостоятельно следить за своим внешним видом; соблюдать культуру поведения за столом; самостоятельно одеваться и раздеваться, ухаживать за своими вещами (вещами личного пользования).

2. Воспитывать желание разрешать проблемные игровые ситуации, связанные с охраной здоровья; умение оказывать элементарную поддержку и помощь, если кто-то заболел, плохо себя чувствует.

3. Развивать умения самостоятельно переносить в игру правила здоровьесберегающего поведения.

месяц

тема, литература

программное содержание

материалы и оборудование

совместная деятельность с детьми

совместная деятельность с родителями

сентябрь

«Как устроено тело человека?»

Стеркина «ОБЖ», «Азбука здоровья» (стр.5)

Познакомить детей с тем, как устроено тело человека, чем отличаются люди друг от друга внешне (пол, рост, возраст, цвет волос, глаз и т.п.)

Модель «Строение тела»,куклы: мальчик и девочка

Рассматривание иллюстраций «Строение тела».

Беседы: «Зачем нужны глаза, ресницы, уши, и т.п.?», «Волшебные помощники».

Дидактические игры:

«Покажи и назови», «Узнай по голосу».

Консультация на тему «Как учитывать в семье

особенности детей»

октябрь

«Мое настроение»

Т.Г.Карепова «Формирование здорового образа жизни у дошкольников», стр.76

Сформировать представления о настроении и чуствах, развивать умение определять настроение по мимике, жестам, способствовать повышению психоэмоциональной устойчивости

пиктограммы «Эмоции», иллюстрации «Угадай настроение»

Ситуация «Кто веселый, грустный, сердитый?». «Как развеселить друга?»..

Рисование на темы: «Веселый праздник», «Мне грустно»

Семинар-практикум по теме «Устройство мини-

стадиона»

ноябрь

«Личная гигиена»

К.Люцис «Азбука здоровья» стр.9,

«Уроки Мойдодыра» – стр. 4

Формировать у детей навыки личной гигиены. Объяснить, что здоровье – это ценность жизни, необходимо заботиться не только о своем здоровье, но и здоровье окружающих (чихая закрывать рот и т.п.)

Предметы личной гигиены, мыло, полотенце, расческа, носовой платок, мочалка и т.п.

Игра-путешествие «Путешествие в город «Предметов личной гигиены» (6)

Чтение: А. Барто «Девочка чумазая»

Т. Кожомбердиев «Все равно»,

И. Ищук «Мои ладошки».

«Мальчик грязнуля» Л.Толстой Дидактическое упражнение «Расскажем малышам, как надо умываться»

Консультация на тему

«Здоровьесберегающие технологии в работе с детьми»

декабрь

«Берегите зубы»

К.Люцис «Азбука здоровья»-стр.32-33;

«Уроки Мойдодыра» – стр. 26

Познакомить детей с зубной щеткой, научить правильно держать ее и хранить. Показать приемы чистки зубов. Познакомить с профилактикой кариеса. С работой врача -стоматолога.

Плакат: «Берегите зубы»; зубная щетка, зубная паста

Практикум «Берегите зубы»

Беседы: «Зачем человеку зубы?», «Что полезно для зубов, а что вредно?, «Почему болят зубы?», «Когда нужно идти к зубному врачу?»

Ситуация «Нас лечит врач – стоматолог и медсестра».

Практикум: «Знакомство с зубной пастой и щеткой», «Приемы чистки зубов».

Дидактическая игра: «Чтобы зубы были здоровыми».

С-р игра «У зубного врача».

Семинар на тему «Осторожно — грипп»

январь

«Здоровье и болезнь»(микробы и

вирусы);

Н.Н. Авдеева,

«Безопасность»- стр.38.:

«Уроки

Айболита» – стр.4

Научить детей заботиться о своем здоровье, избегать ситуаций.

приносящих здоровью вред; дать детям элементарное

представление об инфекционных болезнях и их возбудителях

(микробы, вирусы)

Модели: «Вирусы», д/игра

«Здоровье и болезнь»

Беседы: «Микробы и вирусы», «Что приносит вред здоровью?», «Здоровье и болезнь».,

С-р игры «Поликлиника», «Аптека», «Стадион»

Ширма «Охрана жизни и здоровья детей в семье».

февраль

«Витамины и полезные продукты»

Н.Н. Авдеева,

«Безопасность»- стр.101

Рассказать детям о пользе витаминов, их значении для здоровья человека. Объяснить, как витамины влияют на организм человека. Еда должна быть не только вкусной, но и

полезной.

Картинки: «Продукты».

модель: «Вредные и полезные продукты»

Ситуации «Где это можно купить?», «Готовимся встречать гостей»

Беседы: «Вкусно – невкусно», «Что я съем на завтрак, на обед, на ужин».

Дидактические игры «Съедобные и ядовитые растения», «Полезные продукты».

С-р игры «День рождения Карлсона», «Столовая».

Встреча с

врачами-специалистами

(гастроэнтерологом, эндокринологом)

март

«Если случилась беда»

«Уроки Айболита»

стр.31

Знакомит детей с правилами поведения при травмах: опасных

ситуациях (отравление газом, лекарством, ядовитыми

растениями и т.п.). познакомить детей с правилами оказания

первой помощи при травмах

аптечка, модели номеров

телефонов 01. 02, 03

Ситуации «Телефон 01,02,03»., «Меня укусила пчела», «Если случилась беда».

Тематическое рисование «Мы растем здоровыми».

С- р игра «Больница»», «Аптека»

Беседа с родителями по

теме «Одежда и здоровье

детей»

апрель

«Мы дежурим по столовой»(«Воспитание культуры поведения у детей дошкольного возраста» / С.В.Петерина, с.43)

Формировать навыки сервировки стола. Развивать желание участвовать в общем труде, помогать помощнику воспитателя. Воспитывать ответственность, доброжелательность, активность.

фартучки для дежурства, демонстрационный стол с набором столовой посуды, кукла Буратино, значок

Беседа «Вспомним, как надо правильно кушать», «Культура еды – серьезное дело». Рассматривание иллюстраций. Чтение: М. Вишневецкая «Милая тетушка манная каша»

Культура питания (театр игрушки «Мишка заболел»)

Чтение: С. Махоткин «Завтрак»

Д. Грачев «Обед»

О. Григорьев «Варенье»

Тема «Будь здоров, малыш». Обмен опытом по

проблеме «Закаливание»

май

«Скажи «нет» вредным привычкам»Т.Г.Карепова «Формирование здорового образа жизни у дошкольников», стр.71

Читайте также:  Развитие психических функций ребенка в раннем детском возрасте

Формировать сознательный отказ от вредных привычек, способствовать становлению интереса детей к правилам здоровьесберегающего поведения

модели «Соблюдай правила гигиены»,

«Скажи «нет» вредным привычкам», «Занимайся физкультурой»,куклы Неболейка и Хворайка.

Дидактическое упражнение «Зеркало» (6)

Игра «А варежки последние» (6)

Чтение: «Вот какой рассеянный» С.Маршак Я. Аким «Неумейка»,

С. Михалков «Все сам» «Застегни и расстегни», «Помним свои вещи»

Игра – путешествие «Путешествие в страну Одежды»(6)

Оздоровительный досуг (совместно с родителями) «Тропинка здоровья»

1.«Безопасность:Учебное пособие по основам безопасности жизнедеятельности детей дошкольного возраста»/Авдеева Н.Н. и др.-СПб.: «ДЕТСТВО – ПРЕСС», 2004.

2.Уроки Айболита/ Г.Зайцев. – СПб.: Акцидент, 1997.

Источник

Татьяна Сиргиенко
Консультация для воспитателей «Всестороннее развитие ребёнка при освоении образовательной области «Здоровье»

Всестороннее развитие ребёнка через образовательную область «Здоровье.

Мы не ошибёмся, если скажем, что во все времена человеческой истории здоровье было одним из самых больших желаний человека, некой абсолютной ценностью. «Будьте здоровы – говорят люди друг другу. «Желаем вам самого главного – здоровья», – говорят наши близкие. По большому счёту здоровье было и остаётся дороже власти и богатства.

Здоровье – это сложное интегральное понятие, включающее характеристики физического и психического развития человека, адаптационные возможности его организма, его социальную активность, которые в итоги и обеспечивают определённый уровень умственной и физической работоспособности.

В последнее время перед образованием встаёт вопрос, какие направления должны стать приоритетными в работе руководителя и педагога ДОУ в современных условиях? И не случайно главным и самым первым направлением в работе педагогического коллектива является защита, сохранение и развитие ребёнка. Цель этого направления состоит в том, чтобы показать ребёнку и родителям значимость физического состояния для будущего жизнеутверждения, для развития нравственных качеств и душевных сил, для профессионального становления. Поэтому, данная цель должна проходить «красной» линией при планировании деятельности ребёнка в течении всего его пребывания в дошкольном учреждении.

Содержание дошкольного образования идёт по 4 направлениям развития ребёнка:

1. Социально-личностое;

2. Познавательно-речевое;

3. Физическое;

4. Художественно-эстетическое.

В свою очередь содержание дошкольного образования (эти 4 направления) состоят из 10 образовательных областей.

Оснований, по которым составлялся перечень образовательных областей, два.

Первое – деятельностный подход. Каждая образовательная область направлена на развитие какой-либо детской деятельности и основана на ней. Таким образом, в ФГТ использована наиболее современная и полная типология детских деятельностей, представленная в настоящее время в научной литературе (А. В. Запорожец, Н. А. Короткова, В. Т. Кудрявцев, А. В. Петровский, Л. Ф. Обухова и др.). Второе основание – выделение в каждой образовательной области специфических задач психолого-педагогической работы.

Исключение «из деятельностного подхода» составляют две образовательные области – «Здоровье» и «Безопасность». Область «Здоровье» в строгом смысле слова не является вполне образовательной, так как наряду с задачами психолого-педагогической работы по формированию культурно-гигиенических навыков и начальных представлений о здоровом образе жизни, предусматривает решение оздоровительных и профилактических задач, направленных на сохранение и укрепление здоровья детей. Причем удельный вес профилактической и оздоровительной работы достаточно высок, так как разговор о здоровье подрастающего поколения в сфере образования необходимо начинать как минимум с дошкольного возраста.Организм ребенка-дошкольника пластичен: велики его компенсаторные возможности, но и слишком ощутим вред, который способны ему нанести отрицательные экзогенные факторы.

Как известно,у детей до семи лет среди заболеваний занимают: 1место-заболевания органов дыхания; 2место – инфекционные и паразитарные болезни; 3 место – болезни нервной системы и органов чувств; 4место – заболевания органов желудочно-кишечного тракта. Поэтому, первым и самым главным направлением в нашей работе является защита, сохранение и развитие здоровья ребёнка.

В рамках данной статьи я бы хотела остановиться на нескольких аспектах реализации указанного принципа, которые смогут помочь педагогическим коллективам, на начальном этапе самостоятельно строить образовательный процесс на основе ФГТ.

1. Интеграция содержания и задач психолого-педагогической работы.

Так, содержание образовательной области «Здоровье» интегрируется с содержанием таких образовательных областей, как «Физическая культура» (развитие физических качеств и накопление двигательного опыта как важнейшие условия сохранения и укрепления здоровья детей, «Познание» (формирование целостной картины мира, расширение кругозора в части представлений о здоровье и здоровом образе жизни человека, «Социализация» (формирование первичных ценностных представлений о здоровье и здоровом образе жизни человека, соблюдение элементарных общепринятых норм и правил поведения в части здорового образа жизни, «Безопасность» (формирование основ безопасности собственной жизнедеятельности, в том числе здоровья, «Коммуникация» (развитие свободного общения со взрослыми и детьми по поводу здоровья и здорового образа жизни человека).

Так же не следует забывать, при планировании своей работы,о следующих принципах:

1. Защитно-профилактические (личная гигиена и гигиена обучения);

2. Компенсаторно-нейтрализующие (физминутки, оздоровительная, пальчиковая, дыхательная гимнастика, лечебная физкультура, массаж);

3. Стимулирующие (элементы закаливания, приёмы психотерапии, фитоте-рапии);

4. Информационно-обучающие (письма, адресованные родителям, педаго-гам).

Рассмотрим подробно образовательную область «Здоровье» в образова-тельной деятельности при тематическом планировании на примере одного дня.

Читайте также:  Одиннадцать месяцев ребенку развитие что должен уметь

ПОНЕДЕЛЬНИК

1. Коммуникация

Развитие речи и подготовка к обучению грамоте.

*Учить свободно общаться со взрослыми на тему здоровья.

2. Художественное творчество

Аппликация.

Используются технологии эстетической направленности.

3. Музыка

Музыкальное.

*Динамические паузы.

Напоминание: о посадке детей за столами; в свободном положении; о безопасном обращении с оборудованием на занятии.

1половина дня. * Одеваться в соответствии с температурным режимом группового помещения. В течении всего дня проводится объяснение, показ, личный пример, беседа о полезном питании; культуре приёма пищи; умении пользоваться столовыми приборами.

*Ежедневно. Утренняя гимнастика, дыхательная гимнастика, гимнастика для глаз, пальчиковая гимнастика, корригирующая гимнастика.

1. Познание (Инд. работа по ФЭМП)используем принцип напоминания: сядь ровно, не тяни в рот и т. д.

2. Познание/безопасность (Дид. игры по формированию предпосылок экологического сознания) формирование представлений о правилах поведения ребёнка в природе, влияющие на физическое и психическое здоровье человека. Например, не ешь незнакомые ягоды, не срезай незнакомые грибы.

3. Труд/социализация (Поручения по поддержанию порядка в группе). Формирование представлений о здоровом образе жизни.Беседа: негативное влияние микробов на организм человека.Средства: выполнение санитарно-гигиенических требований, личная гигиена.Указание: внимательное обращение с хозяйственным оборудованием.

4. Социализация/коммуникация (Формирование семейной принадлежности). Чтение художествен-ной литературы, беседа, рассматривание картинок о предупреждении вредных привычек и формирование полезных привычек. Беседа о психоэмоциональной устойчивости ребёнка в социуме; о его местоположении в семье, в группе.

5. Социализация (Правовое воспитание). Бесе-да о правах и обязанностях ребёнка в семье, в социуме (детский сад, улица, в общественных местах и т. д.) при максимальной адаптации к различным факторам внешней (не вставать под одинокое дерево во время грозы, не вступать в драки с другими детьми и т. д.) и внутренней (не трогать таблетки, не включать электроприборы без разрешения и присмотра взрослых, вынося мусор не трогать мусоропровод) среды.

СДД

1. Социализация (С/р игры). Знать. Умею беречь себя и своё тело; имею знания о здоровом образе жизни и предметах гигиены (применять знания в игровой деятельности).Учить: выражать свои чувства при общении (как хорошо ты выглядишь и т. д., сопереживать (больной кукле, товарищу в игровой ситуации).

2. Познание (самостоятельная деятельность в уголке математики) Связь с семьёй.

Инд. консультации, беседы по проблемам коммуникативной сферы ребёнка в семье.

*Личный пример родителей в социально-личностном становлении ребёнка.

*Негативное воздействие на физическое, психическое и эмоциональное здоровье ребёнка никотина, алкоголя, гигиенической и психологической обстановки в доме.

*Питание ребёнка (рациональное питание; цикличное чередование блюд)

*Беседы с целью выявления знаний о здоровом образе жизни и факторов влияющих на неокрепший организм ребёнка.

*Соблюдение режима дня.

*Адекватно реагировать на все проявления своего и организма ребёнка.

*Доброжелательная обстановка дома.

*Создание «Школы здоровья для родителей»с целью: обследования семьи; семейные обсуждения; совместная психотерапия детей и родителей.

*Диагностическая работа: выявление уровня здоровья детей

Прогулка. Одеваться в соответствии с температурным режимом на улице.

1. Познание/безопасность (Наблюдения: деревья, трава) Правила поведения в природе; предотвращение травм, при обследовании объектов внимания. Польза и вред растений для человека (лекарственные и ядовитые растения).

2. Физическая культура/безопасность (Инд. работа по развитию движений – прыжки).Указание: правильное выполнение упражнения, для предотвращения травм; правильное дыхание во время прыжков.

3. Физическая культура/социализация (Под. игра с бросанием и ловлей мяча). Указание о предотвращении травм во время проведения игры (не толкаться, не хватать за части тела, не наталкиваться друг на друга, не ставить подножки и т. д.). Показ воспитателем и строгое выполнение детьми действий при выполнении задания. Учить выбирать оборудование безопасное для ребёнка и его товарищей. Иметь представление о положительном влиянии подвижных игр на физическое, психическое, эмоциональное здоровье ребёнка.

4. Труд/социализация (Трудовые поручения)

2половина дня.

*Ежедневно. Гимнастика бодрящая после дневного сна, самомассаж.

*Оздоровительные силы природы.

1. Познание (Экспериментальная деятельность).Учить: аккуратно обращаться с экспериментальным оборудованием; внимательно обращаться с материалами экспериментов.Довести до сведения: о технике безопасности (не брать в рот; руками не тереть глаза и область лица).

2. Безопасность/социализация (Правила поведения в опасных ситуациях). (Влияние той или иной ситуации на жизнь и здоровье человека; меры безопасности и предотвращения ситуаций (оказание пер-вой помощи).Довести до сведения: телефоны служб спасения.

Основной причиной успешной работы в данном направлении может являться только наличие системности.

Существует десять золотых правил здоровье сбережения:

1. Соблюдайте режим дня!

2. Обращайте больше внимания на питание!

3. Больше двигайтесь!

4. Спите в прохладной комнате!

5. Не гасите в себе гнев, дайте вырваться ему наружу!

6. Постоянно занимайтесь интеллектуальной деятельностью!

7. Гоните прочь уныние и хандру!

8. Адекватно реагируйте на все проявления своего организма!

9. Старайтесь получать как можно больше положительных эмоций!

10. Желайте себе и окружающим только добра!

Удачи!

Источник