Воспитание и развитие ребенка в образовательной области безопасность

« Воспитание безопасного поведения у детей»

            Безопасность – это один из главных критериев уровня жизни человека, а для маленького и неопытного ребенка безопасный образ жизни гарантирует здоровье и счастливое будущее.

В наше время, к сожалению, для нас, взрослых, для  родителей,  для наших детей – это время тревоги и неуверенности в завтрашнем дне. Теракты с многочисленными жертвами детей, стариков, заказные убийства, разгул бандитизма, кражи детей, увеличения частоты  проявления разрушительных сил природы, числа промышленных аварий и катастроф,  отсутствие навыков правильного поведения в различных угрожающих и чрезвычайных ситуациях – всё или почти всё перечисленное обесценило самое дорогое для человека – жизнь.

Поэтому возникла необходимость поиска механизма для формирования у подрастающего поколения сознательного и ответственного отношения к сохранению жизни и здоровья, к вопросам личной безопасности и безопасности окружающих. Специалистами разных научных направлений отмечается, что таким механизмом должно быть образование. Данная подготовка должна проходить на всех этапах жизни человека, и начинать необходимо с дошкольного возраста.

Дошкольный возраст характеризуется нарастанием двигательной активности и увеличением физических возможностей ребёнка, которые, сочетаясь с повышенной любознательностью, стремлением к самостоятельности, нередко приводят к возникновению травмоопасных ситуаций. Огромная работа по воспитанию безопасного поведения проводится в дошкольных учреждениях с использованием различных приёмов и методов, что способствует постепенному повышению уровня формирования элементарных правил безопасного поведения детьми и выполнению правильных действий при возникновении опасных ситуаций. Также значимой является проблема создания условий  и в семье, позволяющих ребёнку планомерно накапливать опыт безопасного поведения.

        Дошкольник должен осознать саму суть понятий: «опасно» и «безопасно» – уяснить, что есть опасные люди, предметы, явления природы. Уяснить суть здоровья и повреждения организма. Знать общую информацию о себе (фамилию, телефон и т.д.).

          Малыш должен знать основные правила безопасности при нахождении дома, в том числе и правила пожарной безопасности – опасность игр с воспламеняющимися предметами, телефон пожарной службы и т.д. А также опасность розеток, горячих предметов (утюг, плита, обогреватель), открытых окон, разговоров по телефону с незнакомцами, открытие двери чужим людям и т.д.

           Ребенок дошкольного возраста должен знать основные правила безопасности при нахождении на улице – о том, что нельзя подымать с земли шприцы, острые предметы, например, осколки стекла, разговаривать и идти куда-то с незнакомцами, подходить к большим собакам, залазить высоко на заборы и деревья и т.д.

          Дошкольник должен знать правила безопасного поведения в детском саду. Поведение в коллективе с детьми, передвижение по садику, выход на улицу, игры, правила обращения с предметами, которые могут представлять опасность для окружающих.

          Ребенок должен усвоить основные опасности, которые его могут подстерегать и правила поведения в этих ситуациях. Это опасности техногенного характера (пожары, поражения электрическим током, отравления газом из плиты и т.д), опасности природного характера, (землетрясения, удары молний, ураганы и т.д.) – особенный акцент надо сделать на явлениях присущих данной местности.

           Ребенок должен знать базовые правила дорожного движения и основные знаки ПДД, например, «подземный переход», «наземный переход», «наземный переход», «пешеходная дорожка» и т.д.

Дошкольник должен понимать правила поведения в основных ситуациях: «на солнце», «на воде», «на льду» и т.д.

           Ребенок дошкольного возраста должен знать общие правила здорового питания и закаливания организма. Понимать, что ему полезно, а что нет.

           Малыш должен иметь общее представление об охране окружающей среды и о том, как лучше сберегать природу.

          Пока дети находятся в заботливых руках родителей, взрослые, а тем более дети, не задумываются серьёзно над проблемами безопасности. Полностью оградить ребёнка от любых происшествий можно при условии, если взрослые  будут целый день рядом с ним, не отойдут ни на шаг, да ещё станут держать его за руку. Но скоро наступит момент в жизни семьи, когда ребёнка надо будет отпускать от себя. Готов ли ребёнок к самостоятельным шагам? Сможет ли защитить себя, избежать опасностей? Об этом надо думать и заботиться уже сейчас, пока он рядом с нами.

Читайте также:  Развитие собственной активной речи ребенка

         Нельзя упускать время! Наверстать его, будет очень трудно. Каждая наша недоработка, касающаяся вопросов личной безопасности, впоследствии может обернуться бедой. Учитывая этот  факт, постараемся дать вам некоторые советы и рекомендации.

Для приобщения ребёнка к безопасному поведению необходимо соблюдение некоторых принципов:

1.Последовательности:

 Во избежание ситуаций, опасных для собственной жизни и жизни других людей, необходимо формирование определённой культуры мышления и поведения. Этот процесс должен проходить систематически и последовательно – от знакомого к незнакомому, любая ступень обучения опирается на уже освоенное в предыдущем опыте.  Такую работу следует проводить уже  с раннего возраста.

2.Воспитание собственным примером:

Свои наблюдения за реальным поведением взрослых дети предпочитают скучным нравоучениям. И если одно расходится с другим, то трудно требовать от ребёнка следования правилам. Пример старших в выработке у ребёнка стойкой привычки как вести себя в той или иной проблемной ситуации в соответствии с нормами и правилами поведения – главный фактор воспитания и дисциплинированного поведения. ( Например,  наезды транспортных средств происходят в момент перехода ребёнка с родителями  проезжей части улицы. Именно родители нарушают правила перехода (идут в неустановленном месте, на запрещённый знак светофора, перед близко идущим транспортом и т.  д.)

Поэтому здесь важную воспитывающую функцию несёт собственный пример родителей.

3.Соответствие формы обучения возрасту ребёнка:

Целесообразность того или иного поведения должна выступать в контексте потребностей ребёнка, а также его возрастных возможностей. Процесс обучения ваших детей должен соответствовать его возрастным возможностям, граничащих со способами донесения той или иной информации в различных его формах.  

4.Включённость обучения в контекст повседневной жизни:

 Знания должны стать для ребёнка основой его жизнедеятельности.  Существенной стороной обучения является практическое закрепление знаний. В силу конкретности и образности детского мышления, обучение должно быть наглядным и проходить в естественных условиях. Взрослые   обязаны закреплять эти знания на практике, расширяя возможности их практического применения. Можно включать их в развивающие подвижные, сюжетно-ролевые и дидактические игры, проблемные игровые ситуации т. д.

5. Поощрения ребёнка к принятию ответственности за свою безопасность и безопасность окружающих:

 Необходимо приучать ребёнка к самостоятельному оцениванию ситуации, так как взрослый не всегда может находиться рядом с ребёнком. Содействовать такому навыку может обязанность нести ответственность за другое живое существо.      Естественно, без сухих правил нельзя. Но надо помнить, что ребёнок  хорошо запоминает только то, что для него эмоционально окрашено и может применяться практически.

Исходя из особенностей восприятия и понимания детьми информации, можно выделить следующие виды работы в семье по воспитанию безопасного поведения детей:

Ознакомление через произведения художественной литературы:

Чтение сказок С.Я. Маршака «Кошкин дом», «Повесть о неизвестном герое» и др.;  

стихов Е. Хоринской «Спичка-невеличка», С. Я, Маршака «Пожар» и др.;

 рассказов В. Гальченко «Приключения пожарного», Б. Житкова «Первая тревога», М. Поступальской «Вечно живой», «Рассказы об огне» Е. Васильева «Чтобы не было беды – делай правильно», С. Обоева «Азбука безопасности»;

рассматривания иллюстраций «Дети у костра», «На охоте» и др.;

рассматривания плакатов, наборов открыток и др.

Очень важно родителям побеседовать с ребенком о прочитанном произведении, уточнить мнение ребенка о поступке героев.

 Игровая деятельность:

дидактические игры: «Беспорядок», «Азбука безопасности», «Правила этикета или как правильно вести себя в обществе», «Я – спасатель», «Азбука здоровья», «Угадай предмет», «Нарисуй отгадку», «Соедини по точкам», «Так и не так».

Подвижные игры: «Красный, жёлтый, зелёный», «Похитители и находчивые ребята», «Огонь»,  «Раз, два, три, что может быть опасно – найди».

 Наблюдения и экскурсии:

         на их протяжении  обсуждайте с ребёнком возникающие ситуации, находя вместе с ребенком правильный выход.

Особое значение  для овладения ребёнком азбукой дорожного движения приобретают прогулки взрослых с детьми, в процессе  которых можно обучать умению ориентироваться в дорожной обстановке, понимать и соблюдать требования безопасности. С этой целью полезно комментировать путь из детского сада, указывая, где и как переходить улицу, с какой стороны обходить стоящий трамвай, обращать внимание ребёнка на участки с интенсивным движением, а также места, где останавливается общественный транспорт. У детей дошкольного возраста следует вырабатывать привычку держаться подальше от любого предмета, мешающего осматривать обе стороны дороги, не убедившись в безопасности перехода.

Читайте также:  Динамика развития ребенка маршрутная карта развития ребенка

Совместная творческая деятельность детей и родителей.

Полученные ребенком знания желательно отражать в рисунках, поделках, закреплять в играх-драматизациях, проигрывании проблемных ситуаций.

 Например, родители вместе с ребенком рисуют план-схему своей квартиры, находят и обводят красным карандашом опасные, на их взгляд, места, обосновывая свои ответы. Закрепление  знаний правил дорожного движения возможно, взяв  на себя роль полицейского-регулировщика, водителя транспортного средства, пешехода.

        Воспитание детей в русле ответственности за собственную безопасность и безопасность окружающих, формирование представления реальности проблемы и необходимость соблюдения норм и правил поведения – это постоянный процесс, в котором должны участвовать все: и педагоги, и родители. Тогда жизнь детей будет в безопасности.

          В конце своего выступления хотелось бы отметить, что вопрос о формировании основ безопасности жизнедеятельности является актуальным. Это, прежде всего, связано с потребностью общества в социально адаптированной личности. Неопределенность современной окружающей среды требует не только высокую активность человека, но и его умения, способности адекватного поведения. Дошкольный возраст – период впитывания, накопления знаний. Успешному выполнению этой важной жизненной функции благоприятствуют характерные способности детей этого возраста: повышенная восприимчивость, впечатлительность, наивно-игровое отношение ко многому из того, с чем они сталкиваются. И здесь важна роль педагога, который подбирая правильные методы и приемы, вводит ребенка в социальный мир.

Источник

Людмила Николаева
Содержание педагогической работы по освоению детьми образовательной области «Безопасность»

Моделирование системы деятельности педагога, направленной на решение профессиональной проблемы.

Безопасность жизнедеятельности детей в современных условиях – один из самых актуальных вопросов. Содержание педагогической работы по освоению детьми образовательной области «Безопасность», педагоги планируют и реализуют через решения следующих задач:

– формирование представлений об опасных для человека и окружающего мира природы ситуациях и способах поведения в них;

– приобщение к правилам безопасного для человека и окружающего мира природы поведения;

– передачу детям знаний о правилах безопасности дорожного движения в качестве пешехода и пассажира транспортного средства;

– формирование осторожного и осмотрительного отношения к потенциально опасным для человека и окружающего мира природы ситуациям.

Подготовить ребенка к умению находить выход из чрезвычайных ситуаций, опасных для жизни и здоровья, возможно только сформировав у него систему знаний об основах безопасности жизнедеятельности человека и общества, усвоив практические навыки охраны жизни и здоровья через организацию различных видов детской деятельности.

Дошкольный возраст характеризуется нарастанием двигательной активности и увеличением физических возможностей ребенка, которые, сочетаясь с повышенной любознательностью, стремлением к самостоятельности, нередко приводят к возникновению травмоопасных ситуаций.

Актуальность этой проблемы подчеркивается анализом недостатков в результатах образовательной деятельности:

– по результатам диагностики по программе Н. Н. Авдеевой, О. Л. Князевой, Р. Б. Стеркиной «Основы безопасности детей дошкольного возраста» было выявлено, что у 65 % воспитанников старшей группы отсутствует потребность в безопасном и здоровом образе жизни;

– наблюдается непонимание потенциальной опасности в быту;

– дети не умеют принимать правильное решение в экстремальных ситуациях, не знают правила поведения по технике безопасности.

Реализуя основную общеобразовательную программу дошкольного образования, мы сталкиваемся с рядом недостатков:

– недостаточная квалификация педагогов в вопросах организации образовательного процесса по «Безопасности»;

– недостаточное использование нетрадиционных приемов работы с детьми в ОО «Безопасность»;

преобладание педагогом словесных методов работы, над игровыми действиями.

Анализируя организацию воспитательно – образовательного процесса в ДОО было выявлено, что основная общеобразовательная программа ДОО не предлагает дополнительных парциальных программ для овладения детьми содержанием образовательной области «Безопасность». Следовательно, не исключается возможность недостатков в основном процессе применительно в образовательной области «Безопасность».

Можно выделить следующие недостатки в условиях НОД по ОО «Безопасность»:

– в организации непосредственно образовательной деятельности с детьми, отсутствует образовательная деятельность по формированию основ безопасности жизни;

– недостаточность оснащения предметно-развивающей среды (в т. ч. применительно к ОО «Безопасность»);

– системность взаимодействия с социальными партнерами в данной области по вопросам безопасности;

Исходя из недостатков, возникших в системе дошкольного образования,

организация воспитательно-образовательного процесса осуществляется в двух основных моделях – совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности детей.

Читайте также:  Ребенок в 5 лет особенности развития и психология

Совместная деятельность взрослого и детей осуществляется как в виде непосредственно образовательной деятельности, так и в виде образовательной деятельности в ходе режимных моментов.

Непосредственно образовательная деятельность реализуется через организацию различных видов детской деятельности или их интеграцию с использованием разнообразных форм и методов работы.

Таким образом, безопасность жизнедеятельности выступает необходимым условием полноценного развития человека. Любая общепринятая норма становится действенным регулятором поведения ребенка только тогда, когда она осознана и принята им. Вот почему наряду с традиционными формами обучения, принятыми в дошкольных учреждениях, особое внимание следует направить на организацию таких видов деятельности, в которых дети, приобретая опыт жизненно необходимых норм поведения, могли применять их в реальной жизни.

Именно поэтому необходимо создать условия, способствующие воспитанию у детей навыков безопасного поведения, способности предвидеть опасные ситуации и умения, по возможности избегать их, а при необходимости действовать в целях сохранения своей жизни и здоровья.

Формирование профессиональной проблемы на основе проведенного анализа

«Формирование основ безопасности собственной жизнедеятельности с детьми старшего дошкольного возраста с использованием технологии «Дары Фрёбеля».

Описание новых образовательных результатов, сформированных у обучающихся в разделе «Безопасность».

Результат дошкольного образования заключаются в формировании интегративных качеств у детей:

– способен управлять своим поведением и планировать свои действия на основе первичных ценностных преставлений, соблюдающий элементарные общепринятые нормы и правила поведения по вопросам безопасности;

– ребенок способен планировать свои действия, направленные на достижение конкретной цели: соблюдает правила поведения в опасных ситуациях в быту и на улице, в стандартных и нестандартных ситуациях;

– способен решать личностные задачи (проблемы, адекватные возрасту по вопросам безопасности.

Характеристика изменений в образовательном процессе (содержание, средства обучения и воспитания, контроля).

Дошкольный возраст является самоценным периодом развития, когда складывается личность ребенка, формируется правилосообразное нормативное поведение. Именно поэтому необходимо создать условия, способствующие воспитанию у детей навыков безопасного поведения. Фридрих Фрёбель писал, что воспитание с помощью практической деятельности должно привести ребенка «К ясному самосознанию, к мирному общению с природой, таким образом, оно должно привести человека к познанию самого себя. А в настоящее время – и к формированию безопасного поведения в различных условиях жизнедеятельности. Для успешного освоения детьми старшего дошкольного возраста в ОО «Безопасность» наряду о основной образовательной программой используются авторские программы «Основы безопасности детей дошкольного возраста» (Р. Б. Стеркина, Н. Н. Авдеева, О. Л. Князева, Просвещение, 2007;) и инновационные технологии «Дары Фрёбеля».

Прежде чем приступить к работе по технологии «Дары Фрёбеля» с использованием игровых модулей необходимо подобрать песни, художественную литературу, физминутки для обогащения содержания игры, дальнейшего развития сюжета и возможностей модификации. Для привлечения к участию в игре большего количества участников рекомендуется использовать все модули игрового набора «Дары Фрёбеля».

Игровой набор «Дары Фрёбеля» можно использовать в НОД, в образовательной деятельности в режимных моментах, в совместной деятельности детей со взрослыми, в самостоятельной деятельности детей.

Приведем несколько игр с использованием технологии «Дары Фрёбеля» и игрового набора «Дары Фрёбеля».

Игра «Костерок».

Цель: Расширение и уточнение представлений о некоторых видах опасных ситуаций в окружающем мире; способствование освоению способов

безопасного поведения в стандартных и нестандартных опасных ситуациях.

Презентация: «История возникновения костра», «Как правильно выбрать место для костра», «Способы разведения костра», «Правила поведения в лесу».

Беседа: «Отдых детей в лесу».

Художественная литература: М. Сапарова.

Совместная деятельность педагога с детьми: выкладывание и разбирание разных видов костра «Шалаш», «Колодец», «Звездочка».

Самостоятельная деятельность детей.

Игровой набор: деревянные палочки пяти разных длин, шести цветов и неокрашенные.

Игра «Знаки дорожного движения».

Цель: Знакомство с безопасным поведением на дороге, формирование первоначальных представлений необходимости соблюдения правил дорожного движения.

Презентация: «Знаки дорожного движения».

Беседы: «Правила дорожного движения», «Светофор».

Художественная литература: О. Емельянова, Р. Сеф.

Совместная деятельность педагога с детьми: Конструирование знаков дорожного движения, обыгрывание стандартных и нестандартных ситуаций на дорогах.

Самостоятельная деятельность детей.

Игровой набор: шерстяные мячики, основные тела, цветные фигуры, палочки, кольца и полукольца, фишки.

Неограниченные воспитательные и образовательные возможности игрового набора «Дары Фрёбеля в образовательной области «Безопасность» могут быть раскрыты только в совместной деятельности детей друг с другом и со взрослым.

Источник