Воспитание и развитие ребенка младшего возраста
На чтение 11 мин. Обновлено 28.12.2017
Возраст ребенка до трех лет называется ранним. Это время, когда ребенок активно изучает мир, пытается познакомиться и познать все новое. Родителям просто необходимо знать некоторые педагогические основы воспитания детей этого возраста.
Развитие детей младшего возраста происходит индивидуально
Дети младшего возраста – особенности
Дети раннего возраста очень подвижны в этот период, поэтому родителям стоит особенно тщательно подойти к вопросу безопасности ребенка.
Также ребенок раннего возраста начинает учиться обращаться с разными предметами. Педагогические основы знаний и пример ему в этом непростом деле должны подавать родители.
Еще одним важным моментом является овладение вербальной речью. Развитие речи у детей дошкольного возраста имеет свои индивидуальные особенности и начинается с названий предметов и действий, которые можно совершать с ними. Это способствует развитию понятийного аппарата детей, который в будущем станет базой для развития мышления и воображения.
Факторы, влияющие на развитие речи
Главным видом деятельности в этот период является игра. Именно игровая деятельность способствует изучению новых слов и навыков использования предметов. Сначала ребенок получает удовольствие от манипулирования предметами в игре, а со временем добавляется сюжет. При этом происходит копирование ребенком жизненных ситуаций, которые он может наблюдать. Игра способствует изучению элементарных навыков самообслуживания.
Заканчивается ранний период кризисом трех лет, который обуславливается педагогической переменой социального окружения.
Кризис 3-х лет – симптомы
Ведь именно в этом возрасте ребенок чаще всего начинает посещение детского сада и переходит в статус воспитанника дошкольного учреждения. Но самое главное, что необходимо делать в этот непростой период развития малыша это уделять ему внимание. В таком случае развитие детей происходит гармонично.
Развитие и воспитание детей до 3 месяцев жизни
Появление ребенка на белый свет является огромным стрессом не только для родителей, но и для самого малыша. Трудно даже представить какой колоссальный объем новой информации обрушивается на него в момент рождения и сразу после него. Он переживает совершенно другие ощущения, нежели те, которые были в мамином животике. Именно поэтому в первое время ребенок много спит, а слух и зрение работают не в полную силу.
Но среди всех голосов он безошибочно узнает голос мамы и папы. Поэтому после рождения он ищет их поддержки. Единственный способ, с помощью которого он может это сделать – это плач. Не всегда плач ребенка является отрицательным явлением. Иногда это просто способ поговорить с мамой или с самим собой. Но в тоже время в этот период необходимо предоставлять возможность поговорить и без крика. Для этого необходимо ласково говорить с ребенком, петь песенки, брать часто на руки, поглаживать тело малыша, обращаться по имени.
С малышом надо много разговаривать и показывать игрушки
С первых дней появления ребенка на свет необходимо развивать его словарный запас. Для этого ребенку необходимо показывать предмет и сразу их называть.
Не стоит беспокоиться, что ребенок еще ничего не понимает. Подсознание человека намного сильнее, чем сознание. Вся полученная информация ребенком в этот период будет храниться в кладовых его памяти.
Постарайтесь с самого начала сделать окружение ребенка интересным для него. С этой целью можно повесить над кроваткой мобиль и повесить на него предметы, которые могут заинтересовать кроху. Это могут быть ленточки, трубочки, фломастеры, игрушки. Их нужно периодически приводить в движение. Обновлять эти вещи стоит раз в две недели. В случае, если мобиль не заинтересовал ребенка, вы можете повесить над кроваткой нарисованное лицо. Именно форму круга и овала ребенок усваивает раньше всех других.
Массаж ребенку способствует физическому развитию
Стоит уделять должное внимание и физическому развитию малыша. Его необходимо перед кормлением выкладывать на животик, но следить, чтобы он не ударился лбом. Необходимо поддерживать его желание удерживать голову. Затем можно взять ребенка на руки и прислонить к плечу. Важно чтобы ребенок поднимал голову и опускал ее на ваше плечо.
Начиная с 3 месяцев, ребенок хочет, чтобы его не просто носили на руках, а показывали и рассказывали о предметах, которые его окружают.
Именно в этот период проявляется первый конфликт: ребенок хочет познать новое в этом мире, а физически еще не способен этого сделать. Важным моментом в этот период является педагогические основы поддержки познавательного интереса ребенка. Именно сейчас закладываются основы дальнейшего умственного развития малыша.
С месяца малыш начинает активно интересоваться игрушками
Главным источником получения информации в 3 месяца является звук. Но в тоже время необходимо начинать ребенка учить следить взглядом за предметом. Для этого можно использовать желтую погремушку. Необходимо погреметь ею с одной стороны от ребенка, а затем после того, как он повернул голову погреметь с другой стороны. Это упражнение займет немного времени, но зато будет отлично способствовать развитию произвольного внимания.
Развитие и воспитание детей от 3 до 6 месяцев жизни
В этот период необходимо активно развивать речевые способности ребенка. Для этого необходимо создать педагогические условия: надо почаще разговаривать с ним, называть по имени, рассказывать несложные стихотворения, повторять вслух звуки, которые он уже сам научился говорить.
Заниматься надо каждый день. Необходимо добиться того, чтобы ребенок сам повторял за вами звуки и слоги.
Малыш в 4 месяца активно проявляет эмоции
Продолжайте нежно поглаживать ребенка, ласково улыбаться, поддерживать его хорошее настроение. Начиная с 3 месяцев ребенка надо уже на более продолжительное время выкладывать на животик. В это время положите перед ним игрушку, а затем немного отодвиньте ее. Он захочет достать ее и поползти. Любая двигательная активность ребенка должна быть поощрена.
Повесьте игрушки над кроваткой так, чтоб ребенок мог рассматривать и захватывать, ощупать их. Важный момент – игрушки не должны быть размещены ближе, чем на 30 см до ребенка. В таком случае возрастает риск возникновения косоглазия.
Совет родителям: периодически заменяйте старые игрушки новыми. Затем снова дайте возможность ребенку играться его старыми игрушками. Это будет способствовать развитию долговременной памяти.
В полугодовалом возрасте необходимо способствовать развитию у малыша долговременной памяти. Для этой цели можно использовать игрушки, убрав их и заменив их новыми. Затем необходимо снова дать ребенку играться его старыми игрушками. Ребенок должен узнать их.
Игрушки для ребенка до года надо периодически заменять
Необходимо развивать у ребенка умения совершать несложные действия – дать ручку, помахать ручкой, поиграть в «ладушки».
В полугодовалом возрасте активно поддерживайте стремление ребенка ползать. Но не принуждайте его садиться. Это может спровоцировать серьезные проблемы с позвоночником в будущем. Он должен захотеть этого сам.
Всячески поддерживайте стремление малыша говорить. Используйте с этой целью потешки, звукоподражательные слова.
Развитие и воспитание ребенка от 6 до 12 месяцев жизни
В этом возрасте необходимо инициировать произношение ребенком отдельных слов, таких как мама», «папа», «дай». Ребенку необходимо показывать игрушки, называть их, а с 10 месяцев можно показывать картинки с изображением уже изученных игрушек. Игрушки должны быть выложены в кроватку. Цветовая гамма должна быть разнообразной. Учите ребенка играть с кубиками, пирамидкой, формочками.
Ребенок в 6-7 месяцев самостоятельно сидит и может играться сам
Некоторые детки начинают ходить, но потом снова возвращаются к ползанию. Этого не стоит бояться, так как это явление временное.
Но будьте бдительны – для ходячего малыша существует много опасных ситуаций. Не ограничивайте его в пространстве, но в тоже время не оставляйте одного без присмотра.
Развитие от 7 до 12 месяцев – примерный график
В этом возрасте малыш часто копирует взрослых, у него отлично развита память: он может совершенно отчетливо помнить, где он забыл свою игрушку, какие интересные картинки нарисованы в книге. Также он хорошо запоминает, как называются предметы в его окружении, как зовут близких людей.
Годовалый малыш проводит колоссальную исследовательскую деятельность. Он хочет знать об этом мире все. Для этого он выбрасывает вещи из шкафа и складывает их назад, он может попробовать, а какой на вкус песок в песочнице или детские качели, он может сложить кубики и моментально их разбросать. Но не стоит огорчаться и думать, что вы не справляетесь с воспитание своего крохи. Дело в том, что именно так он познает мир.
Альбом для развития речи поможет родителям научить малыша говорить
В этот период малышу обязательно необходимо общаться и играть с взрослыми. Но с детками он еще не умеет играть. Старайтесь его постепенно учить этому.
Также следует помнить, что именно у годовалых малышей происходит кризис одного года. Ваш послушный кроха вдруг становится капризным неуправляемым. На запреты вы услышите в ответ только крики и истерики. Но не расстраивайтесь раньше времени. Это временное явление, вызванное противоречием между желанием ребенка и его реальными возможностями. Чтобы смягчить ситуацию просто смягчите свои запреты, но будьте последовательны в воспитании. Предоставляйте ребенку самостоятельность в выборе действий, но в разумных рамках.
Развитие и воспитание ребенка 2 года жизни
В этот период очень важно уделить индивидуальное внимание развитию речи ребенка. Необходимо расширять словарный запас ребенка за счет прилагательных и других частей речи. При общении с ребенком не используйте «детскую» речь и не сюсюкайте. Произносите слова четко. Старайтесь сделать вашу речь проще, произносите легкие слова, которые малыш сможет повторить.
Ребенок в 2 года активно познает окружающий мир через игру
Когда вы занимаетесь с вашим крохой, сначала несколько раз назовите слово, а потом попросите малыша показать предмет и назвать его. Говорите с ребенком не спеша.
Также особое внимание следует уделить развитию мелкой моторики, ведь именно она влияет на развитие и формирование речевых навыков.
Заниматься следует регулярно, в игровой форме. Занятия должны способствовать возникновению хорошего настроения у малыша. Развивая моторику можно предложить малышу выполнить следующие действия:
- покатать каждым пальчиком камешек или шарик;
- побарабанить ладошками по столу;
- сжать и разжать кулачки;
- помахать в воздухе только пальчиками;
- похлопать в ладошки то тихо, то громко и в разном темпе;
- раскладывать и раскладывать матрешку;
- размять пальчиками глину и пластилин.
Развивающая игра на развитие речи, моторику и фантазию
С ребенком 2 лет необходимо активно играть в сюжетные игры. Для игр необходимо приобрести разные игрушки: собачки, куклы, пирамидки, мячики, машинки. Ребенок должен учиться различать предметы по цвету, размеру, форме.
Необходимо усовершенствовать ходьбу ребенка. Для этого необходимо чтобы он ходил по наклонной поверхности, перешагивал через преграды, учился бегать.
Совет родителям: установите четкие правила дисциплины, которые должен соблюдать малыш. Но не наказывайте го, так как это способствует формированию агрессивного поведения.
Много играйте с ребенком
Развитие и воспитание ребенка младшего дошкольного возраста (3 года жизни)
Развитие ребенка в этом возрасте имеет свои индивидуальные особенности. Необходимо учить малыша рассказывать простые стихи, петь песенки, танцевать под музыку. В этот период необходимо всячески обогащать словарный запас ребенка, давать ему возможность получать новые знания и впечатления. Для этого необходимо показывать картинки, читать рассказы, сказки. Малыш должен учиться рассказывать небольшие стихи, петь песни и танцевать.
Занятия с детьми от 2 до 3 лет надо проводить регулярно
Любознательности ребенка в 3 года просто нет границ. Не стоит расстраиваться, что все новые игрушки поломаны и разобраны на части.
Так малыш познает, как устроен мир и все предметы, которые окружают его. Чтобы избежать этих неприятных последствий, можно купить ребенку сборно-разборные игрушки.
Поощряйте общение ребенка с другими детками. Учите его знакомиться с другими малышами, представляясь по имени при этом.
Лото для маленьких – отличная развивающая игра
В этом возрасте у детей формируется понятие «Я – НЕ Я». Любая игрушка для ребенка дошкольного возраста является частью его самого. Именно поэтому в этом возрасте все дети становятся «жадинами».
В этом возрасте происходит кризис дошкольного возраста, который часто называют «Я сам!». Родителям необходимо иметь некоторые педагогические познания об этом периоде. Позитивной стороной этого трудного периода является то, что ребенок учиться самостоятельности. Не ограничивайте его в этом. Позволяйте ему учиться делать действия самостоятельно. Даже если вы куда-то опаздываете, а ребенок хочет сам одеться – не мешайте ему, наберитесь терпения. Вы можете только слегка подсказать, что и как нужно сделать.
Кризис 3-х лет – симптомы
Совет родителям: никогда не говорите ребенку, что вы его не любите. Мама для ребенка – это все, это центр всей Вселенной, его защитница.
Если вы будете говорить негативные установки ребенку, это отрицательно скажется на его психологическом развитии, вплоть до получения психологической травмы.
Оставить комментарий
Источник
Саад Александра
Особенности развития детей младшего дошкольного возраста
Развитие детей младшего дошкольного возраста имеет большое значение для дальнейшего взаимодействия малыша и внешнего мира. В период с трех до четырех лет в ребенке происходят разительные перемены в физическом и психическом развитии. Он становится более активным, целеустремленным, в движениях появляется больше координированности, разнообразия.
Перемены происходят в характере малыша. Он уже по другому относится к взрослым, изменению подвергаются и отношения со сверстниками. Именно в этот период в ребенке закладываются правила отношения людей между собой. Он внимательно следит за взаимодействием взрослых и в точности копирует их поведение.
На данном этапе развития дошкольника главное место занимает игра. Здесь малыш имеет возможность проявить осознанность во взаимоотношениях с людьми.
Младший дошкольник
Младший дошкольный возраст длится всего один год с трех до четырех лет. И в этот период происходит много перемен как внутри самого малыша, таки во внешних отношениях. Именно в этот период у ребенка появляется утверждение «Я сам». Для него становится понятным тот факт, что многие вещи он уже может делать сам, без сторонней помощи. А также есть вещи, которые он бы хотел попробовать самостоятельно сделать. Здесь может возникнуть кризис вызванный борьбой между «я могу» и «я хочу».
В разговоре с ребенком можно отметить появление сложных слов и словосочетаний. Его словарный запас становится более богаче и интереснее. Рекомендуется для такого возраста подбирать игры, позволяющие развивать мелкую моторику рук.
Изменения в психике
В трехлетнем возрасте у ребенка зарождается «Я». На данном этапе указанные психологические процессы помогают формировать гордость, но только на начальном уровне.
Социальное развитие
Развитие детей дошкольного возраста 3-4 года сопровождается увеличением самостоятельности. Малыш начинает проявлять больший интерес к тому, как ведут себя взрослые, внимательно наблюдают за поведением сверстников. При этом ребенок не просто наблюдает, но старается подражать взрослым, копируя их действия в ролевых играх. Первое время в каждой игре лидирующее место отводится взрослому, но по мере взросления ребенок постепенно берет инициативу на себя.
Для младшего дошкольника сверстники становятся компаньонами, с которыми можно играть на равных. Активно начинают использоваться фразы, жесты для дополнения содержанием диалога.
Общение
В трехлетнем возрасте наступает новый этап во взаимоотношениях со сверстниками. Малыш учится знакомиться, играть. При этом возникают самые разнообразные эмоции. Здесь может быть и радость, проявиться интерес, возникнуть смущение, не стоит забывать и про жадность. У детей возникают попытки организации совместной элементарной игры. Всего за год дошкольники достигают совершенства и способны организовывать сложный полноценный игровой процесс.
Ролевая игра
Развитие детей младшего дошкольного возраста происходит на основе ролевой игры, которая является основной в их деятельности. Поскольку в этот период происходит копирование отношения взрослых между собой, не удивительно, что и в игре основное место отводится отношениям. В результате игры малыш учится воспринимать социальное окружение. Мышление становится образным, начинает свое развитие воображение.
Память
В период младшего дошкольного возраста запоминание происходит непроизвольно. У ребенка откладываются в памяти определенные образы, в основном, связанные с узнаванием. Усидчивость и внимание пока находятся на начальном уровне, когда ребенок не может долго сидеть над одним занятием или концентрироваться на одном предмете. Малыш быстро сменяет одну деятельность другой, внимание не задерживается на одном предмете, быстро и легко находя для себя другой объект повышенного интереса. То же происходит и с настроением, которое может меняться, поскольку эмоциональное состояние неустойчивое.Это происходит следующим образом: ребенок спокойно играет, но уже через минуту – это будет малыш со слезами на глазах. Если эмоциональное здоровье крохи в норме, то это будет жизнерадостный ребенок, который будет излучать оптимизм.
Восприятие и ощущение
Важно обратить внимание на перемены, которые происходят в развитии малыша в плане познания окружающего мира. Здесь больше упор идет на предметное восприятие. Малыш старается анализировать, происходит осознание своих действий. Дети стараются, чтобы их деятельность была более продуктивной. Это касается работы с пластилином, конструктором и другие занятия. Также не стоит упускать из виду сенсорное развитие трехлетнего малыша. У них постепенно формируется пониманием формы, размера имеющегося предмета.
Перемены в действиях направленных на ориентировании и исследовании. На первое место выходит зрение, а не тактильные ощущения. В три года именно зрение управляет руками. Практические задачи решаются экспериментальным путем.
Вопросы «что это», «как оно работает» исчезают,возникает интерес уже другого плана: признаки предмета и почему он ими обладает.
Речь
К четырем годам многие дети уже умеют говорить, делают это хорошо и даже с удовольствием. И именно в этот период происходит развитие речевой функции, которая является главной – это диалог, когда происходит двухсторонняя коммуникация. Вопросы и побуждение провоцируют развитие диалога у детей младшего дошкольного возраста. Увеличивается количество слов для формирования предложений. Но пополнение словарного запаса становится возможным только из разговора с взрослыми. Рекомендуется чаще разговаривать с ребенком, отвечать на все задаваемые вопросы. Кроме запаса слов, совершенствуется познавательная деятельность.
Кроха старается выразить словами все то, что он видел или пережил за день. Происходит некий отчет о том, что было сделано за этот день, что подтверждает осознанность совершаемых действий.
Эмоциональное развитие
В период младшего дошкольного развитияпроисходит активное совершенствование таких эмоций:
– Симпатия;
– Сочувствие;
– Огорчение, вызванное неудачей;
– Удовлетворение, наступающее после успешно выполненного действия.
Чувства трехлетнего малыша настолько разнообразные, сложные, текучие. Эмоциональное состояние неустойчивое, подвержено влиянию ситуационной обстановки. Ребенку не хватает слов, чтобы объяснить возникающие желания или намерения, сказать какие планы и состояние. Все это он пытается донести до других с помощью жестов, мимики, действий, направленных на других.
Физическое развитие
Развитие психического тела малыша, отражается на развитии физического тела. Именно в этот период важно приучить ребенка к физическим нагрузкам, однако следить, чтобы активность была в меру, поскольку в трехлетнем возрасте у детей присутствует повышенная утомляемость.
Совершенствуется пространственная ориентация, могут сохранять определенный темп движений, стоять в одной позе. Происходит развитие координации во время ходьбы, бега, лазанья. Отмечается, что в отношении мяча и палки у ребенка присутствует определенное направление действий.
Младшим дошкольникам сложно сидеть на одном месте – это особенность их развития, но это помогает им не так быстро утомляться. Они с удовольствием ездят на велосипеде, играют с мячом, умеют стоять на одной ноге, подпрыгивать и ходить на носочках. Им нравится строить домики из кубиков, рисовать, собирать различные головоломки и паззлы.
Интеллектуальное развитие младших дошкольников происходит через обучение на практике. Для этого дети должны активно участвовать в разнообразных видах деятельности – сочетать игры на улице с занятиями дома, чередовать активные игры – с более спокойными, а групповые – с индивидуальными.
Источник