Воспитание и развитие ребенка дошкольного возраста
Успешно подготовить ребенка к школе способны комплексные образовательные программы.
Узнать подробнее…
Дополнительные развивающие занятия с логопедом и психологом помогут ребенку обрести уверенность в общении и лучше адаптироваться к школе.
Подробнее о занятиях…
Период воспитания ребенка дошкольного возраста нередко становится для родителей одним из самых сложных. Как подготовить ребенка к школе, на что обратить внимание, каким критериям должен соответствовать дошкольник, чтобы легче адаптироваться к учебе и быть успешным?
С момента рождения и до поступления в школу ребенок проходит довольно сложный, но интересный путь первого познания мира. Что можно, а что нельзя, какое это на вкус, на запах, на ощупь, он делает первые шаги и говорит свои первые слова, учится пользоваться горшком и выполнять несложные поручения. Школа становится новым этапом развития, от готовности к которому, однако, зависит успешность его прохождения. Есть ли у ребенка жажда знаний и открытий, хочет ли он учиться или его трудно чем-либо заинтересовать, умеет ли он читать и хорошо ли физически подготовлен для своего возраста, как общается с другими людьми – со сверстниками и взрослыми, имеет ли свои принципы и понимание добра и зла, некоторых нравственных вопросов? Все это напрямую будет влиять на интерес к учебе и умению его адаптироваться в коллективе.
Способы и средства воспитания детей
Воспитанием называют целенаправленное формирование личности, процесс, который помогает ребенку подготовиться к взаимодействию в социуме. Это передача накопленного опыта, развитие в ребенке определенных качеств и умений. Как правило, в любом воспитании используется три основных способа – наказание, поощрение и личный пример. Причем последний способ считается чуть ли не самым эффективным, поскольку дети склонны повторять за взрослыми, копировать их привычки и поведение. Это не означает, что метод «кнута и пряника» не работает, просто следует помнить о том, что все хорошо в меру. При чрезмерном наказании можно задушить в ребенке инициативность, создать психологическую травму – особенно, если он не понимает, за что его наказывают. При чрезмерном поощрении можно избаловать или поощрить развитие формата общения под названием «шантаж», когда ребенок соглашается выполнять свои обязанности только взамен предоставления каких-либо благ и удовольствий.
Поэтому, в идеале, всегда помните о том, какой пример вы подаете вашему ребенку. Если вы не занимаетесь спортом, то заинтересовать ребенка зарядкой будет сложно. Если вы не читаете книг и много время проводите в Интернете, то не удивляйтесь, почему вашего малыша не интересует литература.
Развитие ребенка 1 – 5 лет
Перед детьми от одного до трех лет встает задача постижения огромного окружающего мира и приобретения самых необходимых навыков. К двум годам они делают резкий рывок в интеллектуальном развитии, формируются первые навыки абстрактного мышления, обогащается воображение, начинает развиваться память. В этом возрасте стимулировать развитие можно в игровой форме: полезно читать, петь, заниматься совместным творчеством, играть в игры.
Третий год в жизни ребенка детские психологи называют кризисным, он становится переломным с точки зрения осознания себя как личности. В этот период во избежание формирования в дальнейшем комплексов крайне важно правильно выстраивать общение с ребенком, уважая особенности его личности.
Важным аспектом становится и развитие речи, которая сейчаc является для малыша полноценным средством общения: происходит тренировка речевой функции, обогащение словарного запаса.
Основным видом деятельности для детей этого возраста является игра, однако сейчас игры переходят из разряда абстрактных в сюжетные.
В первые три года у ребенка формируются основные чувства, определяется эмоциональная составляющая личности, а также его характер. В этот период также активно совершенствуется моторика, усложняются мыслительные операции. К четырем годам основным видом игры становятся ролевые игры. С 4 лет ребенок вступает в дошкольный период, поэтому большинство родителей смещают главный акцент на воспитание, обучение и дальнейшее развитие психики. Однако не следует забывать и о физическом развитии.
Физическое воспитание
Первые 6-7 лет – наиболее важные для физического воспитания, ведь именно в эти годы формируется общая выносливость и работоспособность, идет интенсивный рост. Это время, когда дети наиболее активны, много двигаться для них – легко и естественно, поэтому стоит пользоваться этой природной возможностью и уделять особое внимание физическому развитию. Кстати, это же поможет и укрепить иммунитет, увеличить сопротивляемость различным заболеваниям, развить привычку к здоровому образу жизни.
Что можно делать в это время:
- Укреплять здоровье. Например, заниматься закаливанием, формировать правильную осанку, предупреждать плоскостопие;
- Формировать жизненно необходимые двигательные навыки (например, учиться плавать, бегать, лазать);
- Развивать ловкость, выносливость, скорость, координацию.
Что могут делать родители?
- Если родители сами ведут здоровый и активный образ жизни, то достаточно будет приобщать ребенка к совместным занятиям (зарядке, обливанию, пробежке или плаванию).
- Если позволяет место и пространство, можно приобрести домой простой спортивный инвентарь – установить шведскую стенку или турник, купить фитбол, скакалку.
- Если вы сомневаетесь в том, что у вас хватит времени и сил, чтобы контролировать физическую активность ребенка, можно отдать его в спортивную секцию, кружок или на специальные занятия по детскому фитнесу. Последний вариант даже более предпочтителен, поскольку здесь ребенка не готовят к спортивным рекордам и состязаниям, а в интересной и увлекательной форме проводят занятия, помогающие укрепить мышечный корсет, улучшить координацию и т.д. Причем спектр таких занятий достаточно широк – от йоги до плавания и танцев.
Умственное воспитание
Если физическое воспитание – это база для здоровья и хорошего самочувствия вашего ребенка, то умственное может значительно упростить учебу в школе. К умственному воспитанию можно отнести развитие любознательности и познавательного интереса, памяти и внимания, речи и мышления, творческого восприятия мира и воображения.
Вот далеко не полный список того, что должен знать и уметь ребенок в 6-7 лет перед первым классом:
- Копировать в точности узор или движение; уметь находить до шести отличий между разными предметами, в течение 15 минут выполнять одно задание, не отвлекаясь. Скорость и самостоятельность выполнения этих заданий свидетельствуют об уровне внимания у ребенка.
- Рисовать, штриховать картинки, не выходя за границы. Владение карандашом и кистью, а также способность видеть строку и не вылезать за ее пределы поможет ребенку развить мелкую моторику, а это, в свою очередь, облегчит процесс обучения письму.
- Читать небольшие стихи наизусть, пересказывать сюжет прочитанной книжки, рассказа, помнить 3-4 предложения и 8-10 картинок. Все эти умения говорят о том, какая память у дошкольника.
- Немаловажны и математические умения: знать цифры (в прямом и обратном порядке), складывать и вычитать, соотносить цифру и количество предметов, уметь определять время, знать формы предметов (круг, квадрат, треугольник).
- Ну и, наконец, ребенок должен знать ФИО (свое и родителей), а также, в каком городе/стране/области он живет. Иметь представление о временах года, месяцах, днях неделях и времени суток, животных и птицах, цветах и деревьях. Все это относится к знакомству с окружающим миром.
Получается, что в процессе дошкольного воспитания стоит уделить внимание сенсорному восприятию (развитию органов чувств), мыслительной деятельности, становлению речи, воспитанию любознательности (т.е. «научить ребенка учиться»), формированию общего элементарного представления об окружающем мире.
Что могут сделать родители?
- Заниматься дома, используя различные развивающие игры. Сегодня существует огромное количество разных систем, помогающих формировать у ребенка те или иные знания и навыки.
- Просто больше общаться, читать, рассказывать. Например, гуляя, можно считать дома, птичек на деревьях, кошечек, искать только красные или синие машины, определять номера домов и т.д.
- Отдавать ребенка на специальные занятия, в группы, специализированные дошкольные учебные заведения, где с дошкольником будут работать профессионалы, помогающие подготовиться к первому классу.
Нравственное и духовное воспитание
Ну и, наконец, еще один немаловажный аспект – формирование моральных принципов, то есть нравственное и духовное воспитание ребенка. У детей еще нет способности анализировать последствия своих поступков, поэтому ведут они себя так, как, по их мнению, повели бы взрослые, которые являются для них авторитетом. Поэтому очень многое в этом вопросе зависит от родителей.
Важно, чтобы у ребенка к моменту поступления в первый класс сформировались представления о справедливости, заботе, доброте, вежливости. Все эти знания должны подкрепляться соответствующими поступками и поведением. Кроме того, стоит уделить внимание и развитию самостоятельности, ответственности, настойчивости, организованности – то есть таким качествам, которые также помогут ребенку успешно учиться в школе.
Что могут сделать родители?
- Много общаться с ребенком, стараться его выслушать, объяснять, почему плох тот или иной поступок;
- Читая книги и просматривая фильмы, задавать ребенку вопросы, вместе анализировать героев и их поступки: «А какой герой тебе больше нравится? Как ты считаешь, хорошо он поступил или нет? А как бы поступил ты в этой ситуации?»;
- Уважать достоинство ребенка, создавать благоприятную эмоциональную атмосферу в семье, открытые доверительные отношения. Ведь чувство собственного достоинства помогает ребенку более правильно и адекватно оценивать свои и чужие поступки. Если в семье, например, позволяют грубить ребенку, унижать его, то нормы вежливости и нравственности для него искажаются;
- Поощрять самостоятельность и инициативность, давать простые задания (например, по дому), учить преодолевать трудности (вместо того, чтобы решать все проблемы за него, можно вместе сесть и обсудить: а как бы мы могли вместе исправить эту ситуацию?), побуждать к самообслуживанию.
К нравственному воспитанию также можно отнести формирование вкуса, интерес к искусству и т.д. Для этого хорошо посещать интересные ребенку выставки, детские спектакли, больше читать книг.
Помочь ребенку в нравственном развитии можно также, занимаясь с психологом, который направит и вовремя скорректирует поведение и развитие малыша. В некоторых специализированных дошкольных учебных заведениях есть соответствующие курсы.
Нынешний ритм жизни значительно усложняет задачу современных родителей обеспечить полноценное всестороннее развитие ребенка, – как правило, на реализацию всех необходимых запланированных мероприятий своими силами не хватает времени и возможностей, большинство определенных целей требует системного подхода, что еще больше усложняет ситуацию, особенно когда в семье есть двое или более разновозрастных детей. Одно из оптимальных решений – современные детские центры образования и развития, направленные на то, чтобы облегчить и ускорить процессы образования и воспитания, сделать их более разнообразными, увлекательными и эффективными.
Источник
Дошкольный возраст делится на несколько, более мелких этапов: младший, средний, старший дошкольный возраст. В дошкольных учреждениях согласно этой периодизации образованы возрастные группы: первая и вторая младшие, средняя, старшая, подготовительная к школе.
Начало дошкольного возраста принято соотносить с кризисом 3 лет.
В дошкольном возрасте меняется характер и объем усвоения нравственных норм и правил поведения. Если ребенок раннего возраста может усвоить лишь элементарные нормы, регулирующие поведение, то к шестилетнему возрасту их содержание значительно усложняется и становится многообразнее. На этом этапе ребенок начинает руководствоваться определенными нравственными нормами, на основе которых формируются довольно устойчивая способность к нравственной саморегуляции.
Постепенно нравственные нормы поведения, теряя ситуативный характер, становятся привычными для ребенка. Теперь регулируя свое поведение с их помощью, ребенок также следит за тем, как выполняют эти нормы его сверстники.
В связи с расширением социального опыта ребенка, с увеличением круга его общения, а также с изменениями его развития в целом, у ребенка формируется активное отношение к событиям жизни, к собственному образу жизни. Все это также способствует появлению у ребенка различного рода суждений, относительно того, что хорошо и что плохо. Наряду с этим активнее формируются моральные представления и оценки, как своего поведения, так и поступков окружающих. Происходит овладение более сложными правилами, регулирующими не отдельные действия, а все поведение в целом, при выполнении которых требуются более сложные и длительные по времени усилия. Это вызвано, по нашему мнению, способностью дошкольника осознанно воспринимать данные нормы и правила, понимая при этом их действительную значимость и необходимость.
Освоение социальных ценностей, норм и правил поведения, регулирующих взаимоотношения между людьми, усложнение их содержания и сферы влияния, способствует зарождению у ребенка социально направленных мотивов деятельности и поведения.
В дошкольном возрасте начинает формироваться характер ребенка, закладываются его основные черты, которые впоследствии оказывают влияние на особенности его взаимоотношений с людьми.
Наравне с чертами характера, которые появляются в предметной деятельности – целеустремленность, ответственность, настойчивость и др., появляются качества, характерные для сферы общения – доброта, отзывчивость, преданность, исполнительность, терпимость, эмпатия и др.
Другим важнейшим приобретением дошкольного возраста является: совершенствование мотивационно – потребностной сферы ребенка, ее перестройка, так как именно «мотивационно – потребностную сферу можно считать центром, вокруг которого структурируются остальные свойства личности» (А. В. Петровский).
К моменту старшего дошкольного возраста, ребенок, овладевает в достаточной мере доступными ему видами деятельности, несущими в себе соответствующие формы общения, посредством которых ребенок постепенно усваивает новые нормы и правила поведения. На этой основе у него вырабатываются новые потребности, интересы и формируются соответствующие мотивы, которые в свою очередь начинают новый этап в становлении личности ребенка, обеспечивая новый, более высокий уровень развития его личности.
По мнению ряда ученых (В. С. Мухиной, Д. И. Фельдштейна, А. Н. Леонтьева и др.) важным этапом в развитии личности дошкольника является изменение в иерархии мотивов его деятельности. Прежние мотивы теряют для ребенка свою силу, вместо них или на их основе появляются новые, заставляющие ребенка пересмотреть не только свои отношения с окружающими его людьми, но и собственные мысли и поступки. Возникшая иерархия в системе мотивов придает поведению ребенка своеобразную направленность и цельность, так как ребенок перестает действовать в зависимости от ситуативных желаний, пытается сдерживать свои эмоции.
Между разными видами мотивов складываются соподчинение: одни мотивы начинают играть более важную роль для ребенка, чем другие.
Соподчинение мотивов является важным новообразованием в становлении личности дошкольника.
Также в старшем дошкольном возрасте происходит насыщение мотивов поведения и деятельности ребенка новым социальным содержанием. Так наряду с ранее существовавшими мотивами, связанными со стремлением ребенка походить на взрослых, с интересом к их миру, игровыми мотивами, связанными с интересом к самой игре, появляются просоциальные мотивы, ориентирующие ребенка на личность сверстника, содержащие в своей основе чувства сопереживания, сочувствия, стремление помочь и т.д.
Изменения в развитии мотивов общения также осуществляется за счет перехода мотива общения из средства в цель. Примерно до 5 лет сверстник интересует ребенка с точки зрения его способности удовлетворять его потребности, т. е. выступает в роли средства в процессе игровой деятельности, в процессе самопознания и т. п. В старшем дошкольном возрасте сверстник становится интересен ребенку с точки зрения носителя индивидуальных свойств и качеств личности, совершающего определенные поступки на основе своих интересов и предпочтений.
На основе этого образ сверстника для ребенка становится намного определеннее и осознаннее, что дает ему возможность успешнее строить свое взаимодействие с ним.
На основе устойчивых, доминирующих в иерархии мотивационной сферы мотивов, постепенно происходит становление предпосылок, выступающих основой для появления направленности личности ребенка.
Значимым компонентом социального и личностного сознания, доступным ребенку дошкольного возраста, также является его способность понимать и учитывать чужую точку зрения. Такую способность называют способностью к децентрации, противоположную проявлениям эгоцентризма, характерным для человека не готового понимать других людей, смотреть на вещи их глазами, увлеченного только собственными интересами. Именно преодоление такой убежденности, в непогрешимости своей точки зрения, представляющейся человеку единственно верной, называют децентрацией. Д. И. Фельдштейн, считает показательным, что у ребенка шестилетнего возраста «…отчетливо проявляется способность ставить себя на место другого человека и видеть вещи с его позиции, учитывая не только свою, но и чужую точку зрения».
Развитие и совершенствование эмоциональной сферы ребенка в дошкольном возрасте отличается появлением возможности соотнесения своих эмоций с предметом переживаний, интеграцией различных эмоциональных проявлений и соотнесение их с формами выражения. К концу дошкольного возраста, по мнению Л. С. Выготского, процесс обобщения ребенком своих переживаний выходит на высокий уровень, что способствует становлению их регулятивной функции, как в отношении собственного поведения, так и в отношении взаимодействия с окружающими людьми.
В этот период наблюдается также изменение содержания эмоций. Вместе с переживанием удовлетворения или неудовлетворения собственных желаний, ребенок начинает испытывать более сложные эмоции по поводу качества, выполняемых им обязанностей, их значения для окружающих, соответствия своего поведения и поведения других нормам и правилам поведения и т.д. Эмоциональные реакции старшего дошкольника становятся более устойчивыми и контролируемыми.
В ходе исследований были получены данные о возникновении, в период дошкольного детства, тесной взаимосвязи между эмоциональными проявлениями у ребенка и познавательными процессами.
К старшему дошкольному возрасту, усвоив доступный объем знаний о нравственном поведении, превратив многие его аспекты в собственные ценностные ориентиры, ребенок способен испытывать особый класс чувств – «моральные чувства». Такие чувства основываются не только на сформировавшихся представлениях о нормах поведения, но и на устойчивой потребности ребенка соответствовать этим образцам.
Одним из главных направлений развития чувств в старшем дошкольном возрасте также можно назвать – увеличение их «разумности», связанное, с анализом ребенком последствий своих поступков для окружающих. Данный процесс теперь охватывает не только чувства, относящиеся к людям, предметам, событиям, но и чувства, связанные с собственным поведением ребенка. Это выражается в том, что само выполнение или невыполнение норм начинает переживаться ребенком, вызывает у него соответствующие чувства, такие как, радость, гордость или, наоборот, огорчение, стыд, независимо от наличия или отсутствия внешнего контроля.
В период дошкольного детства ребенок постепенно начинает руководствоваться в своем поведении, в оценках себя и других людей, нравственными нормами, что является началом в формировании у него способности к нравственной саморегуляции. Наступает момент, когда дети тратят максимум усилий на управление своими социальными действиями и поступками, теперь наряду с интеллектуальной, возникает нравственная саморегуляция.
Моральная саморегуляция предполагает наличие у старшего дошкольника: умения адекватно оценивать противоположные интересы с точки зрения их соответствия системе ценностей, существующей в обществе; понимание моральной значимости этих альтернатив; рассмотрение себя как объекта, к которому «предъявляются нормативные требования, дается оценка их соблюдения, а при несоответствии поведения требованиям налагаются определенные санкции».
Развитие произвольности и волевой саморегуляции в дошкольном возрасте характеризуется следующими признаками: постановкой все более отдаленных целей; увеличением времени, потраченного ребенком на выполнение действия, даже если оно личностно непривлекательно; результативность в достижении поставленных целей и задач; соподчинение целей, заключающееся в установлении связей между ними, подчинение одного действия другому.
Наряду с этими достижениями дошкольника, мы можем говорить только о развитии предпосылок произвольного поведения, так как ребенок этого возраста не вполне может управлять своими действиями, выполнять непривлекательные задания, если их цель отдалена от ребенка или недостаточна им осознанна; отсутствие стойкой целенаправленности действий, подчинение их правилам; также проявление этих качеств все еще носит ситуативный характер.
Развитие самосознания ребенка составляет одно из основных новообразований дошкольного возраста. Самосознание ребенка определяет понимание им своего места в сфере общественных взаимоотношений, оценку своих мыслей, действий и поступков. Самосознание является необходимым этапом в становлении целостной личности ребенка, результатом которого выступает пробуждение у ребенка интереса к собственной личности, к отношению со стороны окружающих. Наиболее ярко самосознание проявляется в процессе самопознания и самооценке ребенком своей личности.
Итогом становления процесса самосознания ребенка 5-7 лет, является формирование у него образа Я.
Своеобразными признаками образа Я ребенка старшего дошкольного возраста являются: гибкость, чувствительность, тенденция к постоянному изменению, благодаря обогащению социального опыта ребенка, расширению сферы его познания мира, а также положительному самоотношению и адекватной самооценке.
Сформированность образа Я, к концу старшего дошкольного возраста, является первым и необходимым этапом в появлении предпосылок рефлексивного сознания.
Так как в дошкольном возрасте ведущим видом деятельности является игра, именно она способствует развитию предпосылок рефлексии у ребенка старшего дошкольного возраста. Отношения, которые складываются между детьми, как в самой игре, так и по ее поводу, ложатся в основу «особого свойства мышления», помогающего ребенку не только анализировать свои мысли и действия, но и предугадать действия партнеров, попытаться поныть их точку зрения, и на этой основе строить свое поведение. С помощью двойной позиции, в которой выступает ребенок в процессе игры – исполнителя роли и контролера, ему удается соотносить свои действия с идеальным образцом.
Игра дает ребенку реальную возможность контролировать свое поведение, входящее в процесс общения с другими.
На рубеже дошкольного и младшего школьного возраста появление нового, более совершенного уровня самосознания и волевой саморегуляции, способствует оформлению «внутренний позиции» ребенка.
«Внутреннюю позицию», составляет весьма устойчивая система самоотношения ребенка, отношения к людям и к миру в целом.
Существенной особенностью дошкольного возраста А. В. Петровский считает возникновение «детского сообщества», характеризующееся определенным уровнем взаимоотношений ребенка со сверстниками.
Благодаря зарождению «детского сообщества», самостоятельного и независимого от «класса взрослых», функционирующего по своим особым правилам и традициям, дети оказываются перед необходимостью овладения ненасильственными способами взаимодействия со сверстниками, обеспечивающими мир и согласие в мире детства.
Вопросы для обсуждения:
1. Характеристика возрастных анатомо-физиологических особенностей детей дошкольного возраста.
2. Особенности развития детей в дошкольном возрасте . Педагогические условия воспитания детей дошкольного возраста.
3. Развитие и воспитание дошкольников в процессе обучения. Требования к проведению занятий с детьми дошкольного возраста.
Задание для самостоятельной работы:
Проанализировать программы воспитания и обучения (раздел «Режим дня») с целью определения специфики организации режима дня для детей дошкольного возраста.
Литература:
- Болотина Л. Р., Комарова Т. С., Баранов С. П. Дошкольная педагогика. Учеб. пособие, – М., 1997.
- Дошкольное образование в России. – Сборник норм. – прав. док. – М., 1996.
- Козлова С. А., Куликова Т. А. Дошкольная педагогика. – М., 1998.
- Программа «Детство»/ Под ред. В. И. Логиновой. – СПб., 1995.
- Программа «Развитие». Основные положения/ Науч. рук-ль Л. А. Венгер. – М., 1994.
- Радуга. Программа воспитания и обучения детей от 3 до 6 лет в детском саду. – М., 1991.
- Типовая программа воспитания и обучения в детском саду/ Под ред. М. В. Васильевой. – М., 1995.
Задания для самоконтроля
Источник