Воспитание и развитие одаренного ребенка

Уже из названия статьи становится понятно, что автор является приверженцем теории о том, что одарённость можно воспитать или другими словами — развить/формировать.

«Что даёт основание так думать?», – спросите вы. Чтобы ответить на вопрос, давайте сначала определимся с классификацией, кого мы будем считать одарённым.

В.С. Юркевич (кандидат психологических наук, руководитель ресурсного центра одаренности и подготовки научных кадров МГППУ) выделяет три группы одаренных детей.

1 группа – особо одаренные дети.

Они имеют незаурядные природные предпосылки – особые задатки. С раннего детства эти дети резко отличаются от других специфическим характером развития. Для них характерны яркие способности в одной сфере и проблемы развития в других сферах: это проблемы общения, эмоциональной регуляции, адаптации к социуму в целом. В качестве примера стоит вспомнить Р. Винера, Л. Ландау или А. Эйнштейна.

2 группа – высокоодаренные дети («высокая норма»).

Дети этой группы имеют высокий уровень развития способностей и обычный тип личностного развития. Одарёнными они стали вследствие благоприятных семейных и социальных условий. Эти дети значительно лучше адаптированы, чем обычные дети, у них часто встречается очень высокий социальный и эмоциональный интеллект, они здоровее и красивее обыкновенных детей.

3 группа – высоко мотивированные.

Это дети с хорошим уровнем развития способностей и, при этом, с ярко выраженной мотивацией к саморазвитию. В благоприятных условиях способности этой группы детей могут быть развиты до весьма значительного уровня.

Чтобы ребёнок попал во 2 или 3 группу одарённости достаточно, чтобы он родился «вполне здоровеньким», то есть не имел патологии развития и имел благоприятную среду, прежде всего семейную.

В этом контексте можно утверждать, что одарённым может стать практически каждый ребёнок при условии, что его родители смогли создать для него ту самую благоприятную среду.

Многие мамы и папы изо всех сил стараются создать идеальные условия для развития своего ребёнка. Водят малыша вечерами в какую-нибудь школу «раннего развития», занимаются с ним по «развивающим» тетрадкам, загружают ему в планшет умные игры.

Родителям кажется, что когда они пичкают ребёнка известными им знаниями, учат его с пелёнок тому, что умеют сами, то развивают своего малыша. Они ждут, что ребёнок с каждым днём будет становиться умнее. Всё это делает практически каждый «хороший» родитель.

Только исследования психологов говорят о другом.

В России 85% детей в возрасте 4-5 лет обладают высокими и сверхвысокими способностями. По этому показателю наше государство опережает многие страны. К моменту поступления в школу, после того как в детских садах и в семье детей начинают “готовить” к школе, количество таких детей уменьшается примерно до 30%. К концу первого класса эта цифра падает до 4-5%. К моменту перехода в среднюю школу остаётся только 2,5% одаренных и сверходаренных детей, то есть 1 ребенок на два класса.

Эту печальную статистику озвучивает в своем выступлении на конференции «Каким должно быть образование в 21 веке» известный педагог, основатель собственной школы Владимир Жохов.

Почему так происходит?

Причин много. В этой статье мы остановимся на одной.

Виктория Саломоновна Юркевич, как и многие другие ученые, изучающие феномен одарённости, утверждает, что способности развиваются только в той деятельности, которой человек занимается с удовольствием. Без удовольствия, принудительно можно ребёнка чему-то научить, вдолбить в него знания, сформировать навык. Но к развитию способностей никакого отношения эта деятельность иметь не будет.

Поэтому, главная задача родителя:

Во-первых, заметить какая деятельность вызывает у ребёнка положительные эмоции. Именно здесь и «зарыт» его талант, его будущий успех.

Во-вторых, создать благоприятные условия для занятия этой деятельностью.

И наконец, третья задача – обогащать/расширять деятельность ребёнка, ту самую, которой он занимается с удовольствием.

В этой статье я рассмотрю подробно вторую задачу – создание благоприятных условия для занятия деятельностью, которая вызывает у ребёнка положительные эмоции.

Создать условия – достаточно широкое понятие. Чтобы было ясно, что имеется в виду, приведу несколько примеров.

Пример 1

Если ребёнок увлечен изобразительным творчеством, то важно не только иметь дома широкий спектр материалов (краски и карандаши, бумага разного формата, цветной картон, пластилин и т.п.), но не менее, а может быть даже более важно:

– позволить оформить в квартире выставку работ;

– не критиковать и тем более не высмеивать детские работы;

– совсем иногда очень корректно давать ненавязчивые советы: «Как ты думаешь, может быть стоит…»;

– позволять оставлять недоделанные работы и материал к ним на столе, чтобы у ребёнка была возможность к ним вернуться (шедевры не делаются за 20 минут!);

– не ругать за пролитую на ковёр воду с краской, измазанную рубашку и т. п.

Нужно, конечно, учить ребёнка аккуратности, стоит настоять на том, что бы он сам вытер за собой стол. Но помните о том, что страх быть отруганным родителем или страх получить наказание может свести на нет удовольствие от самой деятельности. Ребёнок может принять решение отказаться от неё.

Именно так, к сожалению, и поступают многие мальчики и девочки.

Желание быть «хорошим», желание не злить и не расстраивать маму/папу часто берёт верх над желанием творить.

И вы можете решить, что для вас важнее: идеальный порядок в квартире, чистая рубашечка или воспитание одарённого ребёнка.

Пример 2

Есть дети, с увлечением играющие в сюжетно-ролевые игры, «превращаясь» в героев любимых мультфильмов, разыгрывая знакомые сюжеты, а иногда и сочиняя свои собственные.

Кстати, литературная одарённость, у ребёнка дошкольного и даже младшего школьного возраста как раз и проявляется в такой игре и она практически не связана с тем, в каком возрасте ребёнок научился читать – в 4 года, 5 или 7. И уж тем более она не связана с тем, какое количество слов ребёнок читает за 1 минуту.

Для оценки литературных способностей дошкольника и даже учащегося 1-2 класса принимается во внимание следующее: способен ли ребёнок «держать» роль, придумывать и развивать сюжет, выстраивать игровой диалог.

А если ребёнок ещё может и увлечь других детей своей игрой, распределить роли, создать антураж и реквизиты из подручных материалов, то вероятно у него есть способности к режиссёрской деятельности, а ещё организаторские способности.

Поэтому, в случае, когда увлекательной для ребёнка деятельностью является сюжетно-ролевая игра, мудрый взрослый будет:

Во-первых, позволять своему сыну или дочери оставлять на несколько дней, а может быть на неделю-две созданную им предметную среду для игры.

Предполагаю, что это будет раздражать некоторых мам или пап и даже старших братьев и сестёр. Возможно им даст силы пережить этот факт понимание того, что возможность придумать интересный сюжет имеется только в длительной игре.

Читайте также:  Сказка как форма развития ребенка

Даже если оставить в покое одарённость, а говорить просто о норме, нужно знать, что ребёнок 6-8 лет должен уметь играть в одну игру хотя бы пару дней подряд, причём не повторяя один и тот же сюжет, а развивая его.

А если весь антураж уже «разрушен» (с точки зрения взрослого «наведён порядок в комнате»), то пока ребёнок снова будет создавать так необходимое ему игровое пространство — играть уже будет некогда. Наверняка уже будет пора идти в «развивайку» – закрашивать домики и рисовать к ним ровные заборчики.

Во-вторых, любящие мама и папа будут позволять ребёнку приглашать друзей к себе домой, встречаться с ними во дворе. Мудрый взрослый понимает, что за 15 минут невозможно успеть развить сюжет игры. Он помнит о том, что детям надо успеть всем вместе спланировать сюжет, распределить роли, создать игровое пространство и хотя бы немного поиграть.

– Как часто у вашего ребёнка есть на это время?

– Не зарываете ли вы «своими руками» его литературные, режиссёрские, организаторские, актёрские или даже дизайнерские способности в землю, в угоду пресловутому порядку, желанию провести вечер в тишине и спокойствии?

– А может быть ваше любимое чадо ежедневно «готовится к школе» и у него нет времени на “бесполезные игры”?

Пример 3

Если ваш ребёнок подвижный и шумный. Если он получает удовольствие от двигательной активности — возможно у него психомоторная одарённость и есть шанс сделать незаурядную спортивную карьеру.

Самое первое благоприятное условие – с уважением относиться к увлечению своего сына или дочери, не так, как можно услышать от некоторых мам: «У моего нет никаких интересов, ему бы только бегать!». А это и есть его интерес! Это и есть его способность!

Здорово, если мудрый родитель поможет своему ребёнку оформить хаотичную двигательную активность в целенаправленную деятельность. Например, в игру подвижную, игру спортивную или даже сюжетно-ролевую, где ему по роли нужно будет бегать, прыгать, лазить, но уже подчиняя свои действия цели, для начала, игровой.

Мне очень хочется, чтобы вы, уважаемые мамы, папы, а может быть и педагоги пересмотрели свои взгляды на способы оценки наличия или отсутствия способностей у детей, на способы развития способностей. Как бы нам в погоне за ранним развитием, не загубить детские таланты.

Давайте будем внимательнее и бережнее относиться к нашим детям, ведь так легко затоптать только пробившийся росток.

Светлана Цуркан

Другие статьи этого же автора:

Как из ребёнка вырастить Монстра

Как не наказывать ребёнка

Как воспитать ребёнка счастливым

100 важных тем для разговора с ребёнком

Если статья понравилась, не забудьте поставить лайк, мне будет радостно.

Подписывайтесь на мой канал и группу ВКонтакте, чтобы получать больше интересной информации.

Источник

Елена Калягина
Консультация «Одаренный ребенок — особенности и правила воспитания»

Конечно, все детки талантливы, но бывают и особые случаи, когда ребёнок достигает значительных успехов, например, в танцах, в математике, в музыке.

При этом таланты одарённых детей сочетаются и с некоторыми особенностями поведения. В чем же проявляется одарённость ребёнка и как правильно его воспитывать?

Нужно заметить, что одарённость может проявляться не только в технических, естественных или гуманитарных науках. Даже если ваш малыш бегает и прыгает лучше всех в классе, отлично рисует или ведет себя как прирожденный лидер – все это может быть направлением одарённости ребёнка.

Одарённость проявляется в том, что ребёнок либо быстро усваивает и применяет полученные знания, либо изобретает новые способы решения задач, либо ставит учителей в тупик, описывая ситуацию с совершенно непривычной стороны.

Одаренныедети любопытны и задают миллионы вопросов: “Почему, например, вода течёт из крана?” У таких деток оригинальное мышление, и они могут быстро переключиться с одного дела на другое и находить новые пути решения проблем. Одарённый ребёнок делает прогнозы и видит логику там, где её не видят обычные дети. Отлично запоминает и имеет широкий круг интересов.

Помимо этих талантов, выделяет одарённого ребёнка и особое поведение. Часто одарённые дети замкнуты, чувствительны к своим успехам и неудачам, раздражительны, кропотливо выполняют любое дело, стараясь сделать по-своему, эгоцентричны, склонны к лидерству, пусть и неявному, и обладают специфичным чувством юмора.

Такие дети плохо воспринимают, когда их пытаются ограничить в творчестве или заставляют сделать «как надо», тяжело переносят ситуации неуспеха, из-за этого боятся совершить ошибку, часто дружат со старшими ребятами или взрослыми.

Как же воспитывать одарённого ребёнка?

1. Не зацикливайтесь на талантах ребёнка. Каким бы умным он ни казался, он прежде всего ребёнок. А в развитии нужно уделять внимание не только интеллектуальным способностям, но и коммуникативным, эмоциональным и социальным.

2. Ребёнка нельзя ограждать от окружающей жизни, друзей и других занятий, где его одарённость не проявляется. Иначе во взрослом возрасте такому человеку будет очень сложно нормально жить. Он будет испытывать тяжелую депрессию из-за невозможности попробовать себя в другой области.

3. Конечно, такой ребёнок должен больше тратить времени на изучение любимого предмета, но в разумных количествах.

4. Давайте ребёнку возможность заниматься другими делами, даже если они кажутся вам не такими полезными.

5. У ребёнка должно быть личное время, которое он может посвятить общению с друзьями. Иногда такие детки бывают замкнутыми и не выходят во двор поиграть вместе с остальными. В этом случае задача родителей – найти ребёнку интересную компанию, в которой бы он познакомился с другими детьми.

6. Полезны для одарённых детей и ситуации дозированного неуспеха. Например, давайте им такие задачи, которые с первого раза даже им будет трудно решить. Это нужно для того, чтобы у ребёнка выработался «иммунитет» к неудачам и он их не воспринимал особенно остро.

7. Если у ребёнка не интеллектуальная одарённость – отдайте его в соответствующую секцию или кружок. При этом такой ребёнок может быть не очень успешным в школе. Просите учителей давать ему задания не интеллектуального плана, а например, музыкального, спортивного или лидерского, которые он выполнит во внеурочной деятельности.

И помните, сколько бы сил вы ни вложили в развитие своего ребёнка, это его жизнь, и если в какой-то момент он захочет ее изменить, то будет иметь на это полное право. Лучше сделать один шаг назад, а потом два шага вперед, чем постепенно разочаровываться в том, что делаешь. Позвольте ребёнку взять ответственность за свою жизнь в свои руки. Успеха добиваются именно те люди, которые меняют свою жизнь осознанно. А делать что-то осознанно чужой головой нельзя.

Читайте также:  Развитие ребенка в 1 7месяцев

Источник

Автор: Кузнецов Александр Сергеевич

Формы и методы работы с одарёнными детьми в урочной и внеурочной деятельности

Вступительное слово

Одаренность

– это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких (необычных, незаурядных)результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми.

Широкомасштабная деятельность по работе с одаренными детьми началась в 1996 году в связи с принятием Федеральной целевой программы”Одаренные дети”.

Одаренный ребенок

– это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности. На сегодняшний день большинство психологов признает, что уровень,качественное своеобразие и характер развития одаренности – это всегда результат сложного взаимодействия наследственности (природных задатков) и социальной среды, опосредованного деятельностью ребенка (игровой, учебной,трудовой). При этом особое значение имеют собственная активность ребенка, а также психологические механизмы саморазвития личности, лежащие в основе формирования и реализации индивидуального дарования.

Одаренные дети обычно обладают отличной памятью, которая базируется на ранней речи и абстрактном мышлении. Их отличает способность классифицировать информацию и опыт, умение широко пользоваться накопленными знаниями.Большой словарный запас, сопровождающийся сложными синтаксическими конструкциями, умение ставить вопросы чаще всего привлекают внимание окружающих к одаренному ребенку. Маленькие”вундеркинды” с удовольствием читают словари и энциклопедии, придумывают слова, должные, по их мнению, выражать их собственные понятия и воображаемые события, предпочитают игры,требующие активизации умственных способностей.

Талантливые дети легко справляются с познавательной неопределенностью. При этом трудности не заставляют их отклоняться. Они с удовольствием воспринимают сложные и долгосрочные задания и терпеть не могут, когда им навязывают готовый ответ.

Одаренного ребенка отличает и повышенная концентрация внимания на чем-либо, упорство в достижении результата в сфере, которая ему интересна. К этому нужно прибавить и степень погруженности в задачу.

В силу небольшого жизненного опыта такие дети часто затевают предприятия, с которыми не могут справиться. Им необходимо понимание и некоторое руководство со стороны взрослых, не следует акцентировать внимание на их неудачах, лучше попробовать вместе еще раз.

Одаренным и талантливым детям свойственны следующие черты:

  • Сильно развитое чувство справедливости, проявляющееся очень рано. Личные системы ценностей у одаренных детей очень широки.
  • Остро воспринимают общественную несправедливость. Устанавливают высокие требования к себе и к окружающим и живо откликаются на правду, справедливость, гармонию и природу.
  • Не могут четко развести реальность и фантазию.
  • Хорошо развито чувство юмора. Талантливые люди обожают несообразности, игру слов, “подковырки”, часто видят юмор там, где сверстники его не обнаруживают. Юмор может быть спасительной благодатью и здоровым щитом для тонкой психики, нуждающейся в защите от болезненных ударов, наносимых менее восприимчивыми людьми.
  • Одаренные дети постоянно пытаются решать проблемы, которые им пока “не по зубам”. С точки зрения их развития такие попытки полезны.
  • Для одаренных детей, как правило – характерны преувеличенные страхи, поскольку они способны вообразить множество опасных последствий.
  • Чрезвычайно восприимчивы к неречевым проявлениям чувств окружающими и весьма подвержены молчаливому напряжению, возникшему вокруг них.

Если исходить из идеи Б.Ф. Ломова о выделении трех функций психики, то модель ключевых компетентностей можно изобразить в виде пирамиды, вершинами которой являются:интеллектуальная, коммуникативная и информационная компетентности. А поскольку

При этом деятельность педагогов предусматривает:

  • реализацию личностно-ориентированного педагогического подхода в целях гармонического развития человека как субъекта творческой деятельности;
  • создание системы развивающего и развивающегося образования на основе психолого-педагогических исследований, обеспечивающих раннее выявление и раскрытие творческого потенциала детей повышенного уровня обучаемости;
  • изучение факторов психолого-педагогического содействия процессам формирования личности, эффективной реализации познавательных способностей учащихся
  • внедрение в учебно-воспитательный процесс идеи гармонизации всех учебных дисциплин в системе базисного учебного плана, что является условием обеспечения доминирующей роли познавательных мотиваций, активизации всех видов и форм творческой самореализации личности.
  • управление процессом развития интеллектуальных способностей учащихся.

Структурная целостность образовательного процесса основана на взаимозависимости компонентов структурирования: идеи – содержание -обновление содержания обучения, вариативность образовательных программ – определение индивидуальных образовательных траекторий -технологии – методика развивающего обучения и практика – образовательная деятельность – помощь семьи в образовании и воспитании детей.

Чтобы развить человека, необходимо рационально, т.е. сообразуясь с его “самостью”выбрать цели, содержание, методы, формы обучения.Как свидетельствует опыт общеобразовательной школы, т.е. где срабатывает традиционная дидактика, здесь упускается главное; насколько и будет ли вообще востребовано то, что дается человеку, которого обучают, воспитывают,развивают.

Педагогическая система строится на четырех базовых идеях:

  • на осознании самоценности каждого школьника как уникальной, неповторимой личности;
  • на неисчерпаемости возможностей развития каждого ребенка, в том числе его творческих способностей;
  • на приоритете внутренней свободы перед внешней как свободы, необходимой для творческого саморазвития;
  • на понимании природы творческого саморазвития как интегральной характеристики “самости”, изначальными компонентами которой являются самопознание, творческое самоопределение, самоорганизация, самоуправление, творческое самосовершенствование и самореализация личности школьника.

Выявление одаренных детей должно начинаться уже в начальной школе на основе наблюдения,изучения психологических особенностей, речи,памяти, логического мышления. Работа с одаренными и способными учащимися, их поиск,выявление и развитие должны стать одним из важнейших аспектов деятельности школы.

Условно можно выделить три категории одаренных детей:

  • Дети с необыкновенно высоким общим уровнем умственного развития при прочих равных условиях (такие дети чаще всего встречаются в дошкольном и младшем школьном возрасте).
  • Дети с признаками специальной умственной одаренности – в определенной области науки (подростковый образ).
  • Учащиеся, не достигающие по каким-либо причинам успехов в учении, но обладающие яркой познавательной активностью, оригинальностью психического склада, незаурядными умственными резервами (чаще встречаются в старшем школьном возрасте).

Принципы педагогической деятельности в работе с одаренными детьми:

  • принцип максимального разнообразия предоставленных возможностей для развития личности;
  • принцип возрастания роли внеурочной деятельности;
  • принцип индивидуализации и дифференциации обучения;
  • принцип создания условий для совместной работы учащихся при минимальном участии учителя;
  • принцип свободы выбора учащимся дополнительных образовательных услуг, помощи, наставничества.

Условия успешной работы с одаренными учащимися.

Осознание важности этой работы каждым членом коллектива и усиление в связи с этим внимания к проблеме формирования положительной мотивации к учению.

Создание и постоянное совершенствование методической системы работы с одаренными детьми.

Признание коллективом педагогов и руководством школы того, что реализация системы работы с одаренными детьми является одним из приоритетных направлений работы школы.

Включение в работу с одаренными учащимися в первую очередь учителей, обладающих определенными качествами:

  • учитель для одаренного ребенка является личностью продуктивно реагирующей на вызов, умеющей воспринимать критику и не страдать от стресса при работе с людьми более способными и знающими, чем он сам. Взаимодействие учителя с одаренным учеником должно быть направлено на оптимальное развитие способностей, иметь характер помощи, поддержки, быть недирективным;
  • учитель верит в собственную компетентность и возможность решать возникающие проблемы. Он готов нести ответственность за принимаемые решения, и одновременно уверен в своей человеческой привлекательности и состоятельности;
  • учитель считает окружающих способными самостоятельно решать свои проблемы, верит в их дружелюбие и в то, что они имеют положительные намерения, им присуще чувство собственного достоинства, которое следует ценить, уважать и оберегать;
  • учитель стремится к интеллектуальному самосовершенствованию, охотно работает над пополнением собственных знаний, готов учиться у других, заниматься самообразованием и саморазвитием.
Читайте также:  Психическое развитие ребенка от одного года до трех

Учитель должен быть:

  • увлечен своим делом;
  • способным к экспериментальной, научной и творческой деятельности;
  • профессионально грамотным;
  • интеллектуальным, нравственным и эрудированным;
  • проводником передовых педагогических технологий;
  • психологом, воспитателем и умелым организатором учебно-воспитательного процесса;
  • знатоком во всех областях человеческой жизни.

Формы работы с одаренными учащимися:

  • творческие мастерские;
  • групповые занятия по параллелям классов с сильными учащимися;
  • факультативы;
  • кружки по интересам;
  • занятия исследовательской деятельностью;
  • НОУ “Искатель”
  • конкурсы;
  • интеллектуальный марафон;
  • научно-практические конференции;
  • участие в олимпиадах;
  • работа по индивидуальным планам;
  • сотрудничество с другими школами, ВУЗами.

Некоторые проблемы развития одаренных детей.

Выявление одаренных детей и развитие их способностей является одной из задач цивилизованного общества. Эта задача довольно сложна в ее практической реализации, так как найти одаренного человека, а тем более воспитать в соответствии с его индивидуальными особенностями достаточно трудно. Можно выделить две целевые установки процесса развития талантливых детей.

Первая

– создание возможности наиболее полной реализации способностей и склонностей одаренного ребенка. Чтобы достичь этой цели,необходимо провести целый ряд мероприятий,направленных на изучение начальных условий деятельности. К ним можно отнести: вычленение критериев одаренности, выявление детей по данным критериям, изучение их интересов и начального уровня развития. Дальнейшая работа с талантливыми учащимися будет включать в себя разработку теоретической основы и практических планов коллективных, групповых и индивидуальных занятий, а также действия по анализу и систематизации педагогической деятельности.

Вторая

– воспитание уравновешенного интеллигентного представителя общества, который сможет реализовать свой потенциал исходя из его интересов. Данная цель предполагает изучение и развитие индивидуальных личностных качеств ребенка, а также создание определенных физических и психологических условий для его развития . Подобные действия могут создать благоприятную обстановку для формирования личности с заранее планируемыми качествами.Несмотря на то, что первая установка по некоторым положениям противоречит настоящей, их нельзя разделять или выделять одну за счет другой – они имеют равное значение для развития одаренного человека.

Педагогические программы развития одаренных детей необходимо строить исходя из того, что обе эти задачи должны решаться одновременно. На построение таких программ оказывают влияние не только общие требования педагогики и психологии,но и личность, характер ребенка, то есть они в значительной степени должны носить индивидуальный характер.

Одаренность – сложное явление, она имеет свои положительные и отрицательные последствия. К положительным проявлениям одаренности можно отнести хорошие вербальные способности,постоянство, независимость, творческие способности, разнообразие интересов, чувство ценности, хорошую память, настойчивость,абстрактность мышления и т.д. К отрицательным -индивидуализм, различную скорость мышления и письма, нестабильность интересов, проявление диктаторства, повышенную требовательность и нетерпимость.

Учитывая неоднозначность взглядов на одаренность и ее проявления, а также тот факт, что одно и то же слово определяет различные понятия в быту и науке, затруднительно дать всеобъемлющее и точное определения этого явления.

Выявление одаренности зависит от множества факторов, поэтому необходимо использовать все возможные источники информации о ребенке. Только после сопоставления информации, полученной из различных источников, можно делать какие-либо выводы. В стандартных жизненных ситуациях в качестве источников можно использовать рассказы, замечания и суждения преподавателей,родителей, сверстников и друзей, а также результаты различных тестов.

Одаренного ребенка стараются воспитать и обучить таким образом, чтобы он представлял интересы воспитавшего его общества. Но именно талантливые дети могут доставить наибольшие проблемы при обучении. Прежде всего это связано с их опережающим развитием и нетрадиционными взглядами на окружающий мир. Довольно часто одаренные дети не хотят подчиняться общим требованиям в школе: не выполняют домашних заданий, не хотят изучать поэтапно то, что им уже известно, и т.д. Наравне с этой проблемой существует и другая – рано развившиеся дети думают значительно быстрее, чем пишут. Это приводит к тому, что их работы плохо оформлены,неаккуратны, выглядят незавершенными. В некоторых случаях это может привести к полному отказу ребенка от фиксации своих мыслей.

Такие случаи единичны, чаще встречается нестабильность интересов, что приводит к ситуации, когда ребенок не знает, кем хочет стать в будущем. Обычно одаренные дети проявляют повышенную требовательность к себе и другим,нетерпимость к нарушителям собственных канонов.Такие особенности поведения и сознания позволяют одаренному ребенку отказаться от кумиров и авторитетов, что, с одной стороны,затрудняет процесс обучения, с другой – помогает сформировать свой собственный стиль. На ранних стадиях работы с одаренными детьми можно наблюдать и другую неприятную особенность -поверхностность знаний. Это объясняется множественностью интересов ребенка, его желанием заниматься всем, к чему возникает интерес.

Следует сказать и о том, что одаренные дети доставляют неудобства не только другим, но,зачастую, и себе самим. Наиболее ярко это проявляется в общении, то есть возникают проблемы межличностной коммуникации одаренных детей. Беря на себя роль организатора,руководителя в раннем возрасте, они, тем самым,вызывают недовольство со стороны остальных участников общения или игры. Это недовольство тем сильнее, чем меньше понимание неординарности человека, взявшего власть в свои руки. Позже одаренные дети бывают склонны к командованию,управлению другими, становятся более жесткими и нетерпимыми.

Этот факт можно рассматривать с различных точек зрения: если талантливый ребенок приложит максимум усилий к привлечению внимания к своей личности, то он будет иметь высокий авторитет и уважение группы, в которой развивается; и,напротив, невостребованные управленческие таланты приводят к тому, что человек отвергается коллективом. В первом случае создается благоприятная психологическая обстановка для дальнейшего развития личности, во втором -конфликты могут привести к полной потере интереса к дальнейшему развитию.

Вышеперечисленные факты приводят к выводу о том, что одной из важнейших задач педагога при работе с одаренными детьми является создание благоприятной обстановки в коллективе и разрешение конфликтных ситуаций. Важно отметить,что гиперопека таланта может привести к печальным последствиям – обожествлению самого себя и унижению других, а также к отказу от дальнейшего самосовершенствования.

comments powered by HyperComments

Источник