Воспитание и развитие личности ребенка в начальных классах
Воспитание и формирование личности ученика начальных классов.
Для ученика младших классов процесс обучения в школе является одним из основных жизненных этапов, который воздействует на развитие ребенка и становление его, как личности. У маленького школьника формируется ядро его внутреннего «Я» (нравственные чувства, ценности, убеждения). Он обретает первый опыт нравственного поведения, учится выполнять требования коллектива, принимает активное участие в постановке целей, выборе поручений, которые ему по душе. У ученика начальных классов возникают относительно устойчивые формы поведения и деятельности, которые в будущем составят основу формирования его характера.
Во многом внутреннее самочувствие, эмоциональный настрой ребенка зависит от личности учителя, так как для учащихся 1-2 классов учитель остается примером для подражания. Только в 3-4 классах оценка одноклассников начинает преобладать над оценкой педагога.
Поэтому взаимоотношения с ровесниками определяются отношением учителя. Подмечено, что те ребята, которые хорошо учатся пользуются наибольшим авторитетом в классе и – наоборот. В классном коллективе появляются микрогруппы, объединенные общими интересами и симпатиями.
В результате взаимоотношений усложняется моральное поведение: ученик усваивает систему этических норм, по-разному проявляя себя в различных жизненных ситуациях. Из этого следует, что взрослые могут достаточно легко управлять поведением ученика начальной школы. Хочется остановиться на самооценке ученика, так как известно, что она ситуативна и во многом зависит от учителя. Постоянные неудачи в учебе приводят к тому, что ребёнок теряет веру в свои силы, уверенность, что приводит к нежелательной деформации личности. Поэтому учитель начальной школы должен работать над созданием для всех учащихся ситуаций успеха.
На каждом уроке необходимо подбирать такой материал, который был бы направлен на развитие у ребят умения анализировать, сопоставлять, сравнивать поступки героев, жизненные ситуации, выделять значимое.
Хорошим подспорьем для учителя являются произведения великого педагога В.А.Сухомлинского. Например, на уроке развития личности ученикам было предложено ознакомиться с содержанием рассказа «Мать».
Выпал из гнезда маленький воробей. Копошиться в траве, а над ним летает и пищит его мать.
Увидев воробушка, ястреб думает: “Сейчас я его схвачу и съем!» Стал он подбираться к воробушку. Все птички замерли от страха: что оно сейчас будет! А мать бросилась на ястреба. Распушила свои крылья, стукнула клювом ястреба в глаза и вцепилась коготками в голову.
Испугался ястреб и полетел. Удивились все птички: «Вот так птица! Как же она победила ястреба?»
Учениками обсуждались следующие вопросы:
– Что помогло птичке победить страх?
– Влияет ли смелость на развитие других черт человека? Каких?
– Может ли быть смелым физически слабый человек?
Каждый человек строит свою жизнь, руководствуясь определёнными ценностями, от которых зависит его личная жизнь и жизнь окружающих людей.
Очередным шагом к саморазвитию учеников стал ниже представленный тест:
“Моя самооценка”.
Тест
Выберите из предложенного перечня 10-20 черт, которые вы считаете лучшими, идеальными. Запишите их в первый столбик. Во второй столбик запишите черты, которыми не может быть наделен идеальный человек. В обоих столбиках подчеркните те черты, которые по вашему мнению, присущи вам.
Гордость, зависть, изысканность, мечтательность, педантичность, открытость, сдержанность, холодность, грубость, искренность, упрямство, беспечность, настойчивость, обидчивость, подвижность, медлительность, вежливость, тактичность, дерзость, чувствительность, рассудительность, решительность, вдумчивость, заботливость, нерешительность, трусость, злопамятность, мудрость, смелость, восприимчивость, уступчивость, правдивость, трудолюбие, цинизм, лень, непринужденность, назойливость
Ключ к тесту
1) Число положительных черт, которые вы выбрали для себя, поделите на число черт, записанных в первый столбик.
Если результат близок к 1, то вы себя переоцениваете.
Если результат близок к 0, то вы себя недооцениваете.
Если результат 0,5-у вас объективная самооценка.
2) Число отрицательных черт, которые характерны для вас, поделите на число черт, записанных во второй столбик.
Результат близок к 0 – недостаточная критичность к себе.
Единица – недооценка себя, повышенная самокритичность. Вы лучше, чем вы о себе думаете.
Если результат равен 0,5 – вы объективно оцениваете свои негативные качества.
Трудно посмотреть на себя со стороны. Иногда мы видим в людях то, чем не обладаем сами. Поэтому порой случается, что человек недооценивает или переоценивает себя. Для становления личности важно, чтобы каждый оценивал себя объективно, то есть адекватно.
В ходе развития личности ученика начальных классов, метод «незаконченных предложений» является одним из составляющих звеньев в работе педагога. Результаты не объявляются, но они заставляют задуматься ребят над своими поступками, мыслями, поведением.
«Интервью со своей совестью»
Продолжите предложение:
Совесть не позволила …
Совесть подсказала …
Совесть предупредила …
Совесть помогла …
Совесть не простила …
Совесть побеспокоила …
В интервью приняли участие 20 учеников. В первом предложении интересными были ответы «совесть не позволила взять себе деньги, которые я нашел возле парты», «не позволила обмануть маму», «не позволила соврать про плохой результат теста», «не позволила ударить одноклассника», «не позволила кричать». Во втором предложении ответы в основном касались поступков, которыми дети гордились: «совесть подсказала мне поделиться с другом», «помочь маме, бабушке», «хорошо выучить стихотворение», «выполнить задание», «убрать в комнате».
Продолжение следующих предложений показывают, что дети 9-10 лет вполне осознают свои поступки и могут дать им оценку с моральной точки зрения; школьники понимают, что лучше избегать драк, ссор, обмана, воровства, унижений других детей, потому что это бумерангом возвращается к ним. Конечно, после проведенных тестов сразу никто не изменился, но то, что этот метод заставляет задуматься над своим поведением, является неоспоримым. Дети в этом возрасте еще открыты, они не способны к обману или лжи во время тестирования, а потому хочется верить, что «совесть лечит».
Педагоги должны учить детей задумываться о последствиях своих поступков, сравнивать свои действия с действиями других. В конце теста ученикам была предложена древнегреческая легенда: “Был замечательный летний вечер, лунное сияние освещало тропу, по которой шел мужчина. Задумавшись, он не заметил камня, споткнулся об него и упал, больно забившись. Встал, посмотрел на камень и пошел дальше. Через некоторое время на тропе появился другой мужчина. Посвистывая, он еще издалека заметил камень. Подошел и подумал: «Это же я могу возвращаться по этой тропе, не замечу камня и упаду». Взял камень и отнес с тропы. И вот на тропе появился еще один мужчина. Он увидел камень, лежавший возле тропы, злорадно улыбнулся и поставил камень снова среди тропы. Начинало светать. На дорожке появился четвертый мужчина. Когда он увидел камень, то подумал, что люди могут его не заметить, и отнес камень с тропы» Древние греки считали, что тропа – это наша жизнь. А четыре мужчины – это мы, люди, в этой жизни: первый муж – равнодушный, второй – эгоист, третий – бессовестный. И только четвертый – человек с совестью».
На каждом шагу мы можем наткнуться на камень, который можно обойти, но можно и убрать его с дороги, освободив ее для других людей и расчистив тропинку для собственной совести.
Источник
Наталья Алыкова
Воспитание и формирование личности ученика начальных классов
Для ученика младших классов процесс обучения в школе является одним из основных жизненных этапов, который воздействует на развитие ребенка и становление его, как личности. У маленького школьника формируется ядро его внутреннего «Я» (нравственные чувства, ценности, убеждения). Он обретает первый опыт нравственного поведения, учится выполнять требования коллектива, принимает активное участие в постановке целей, выборе поручений, которые ему по душе. У ученика начальных классов возникают относительно устойчивые формы поведения и деятельности, которые в будущем составят основу формирования его характера.
Во многом внутреннее самочувствие, эмоциональный настрой ребенка зависит от личности учителя, так как для учащихся 1-2 классов учитель остается примером для подражания. Только в 3-4 классах оценка одноклассников начинает преобладать над оценкой педагога.
Поэтому взаимоотношения с ровесниками определяются отношением учителя. Подмечено, что те ребята, которые хорошо учатся пользуются наибольшим авторитетом в классе и – наоборот. В классном коллективе появляются микрогруппы, объединенные общими интересами и симпатиями.
В результате взаимоотношений усложняется моральное поведение: ученик усваивает систему этических норм, по-разному проявляя себя в различных жизненных ситуациях. Из этого следует, что взрослые могут достаточно легко управлять поведением ученика начальной школы. Хочется остановиться на самооценке ученика, так как известно, что она ситуативна и во многом зависит от учителя. Постоянные неудачи в учебе приводят к тому, что ребёнок теряет веру в свои силы, уверенность, что приводит к нежелательной деформации личности. Поэтому учитель начальной школы должен работать над созданием для всех учащихся ситуаций успеха.
На каждом уроке необходимо подбирать такой материал, который был бы направлен на развитие у ребят умения анализировать, сопоставлять, сравнивать поступки героев, жизненные ситуации, выделять значимое.
Хорошим подспорьем для учителя являются произведения великого педагога В. А. Сухомлинского. Например, на уроке развития личности ученикам было предложено ознакомиться с содержанием рассказа «Мать».
Выпал из гнезда маленький воробей. Копошиться в траве, а над ним летает и пищит его мать.
Увидев воробушка,ястреб думает: “Сейчас я его схвачу и съем!» Стал он подбираться к воробушку.Все птички замерли от страха: что оно сейчас будет! А мать бросилась на ястреба. Распушила свои крылья, стукнула клювом ястреба в глаза и вцепилась коготками в голову.
Испугался ястреб и полетел.Удивились все птички: «Вот так птица! Как же она победила ястреба?»
Ученикамиобсуждались следующие вопросы:
– Что помогло птичке победить страх?
– Влияет ли смелость на развитие других черт человека? Каких?
– Может ли быть смелым физически слабый человек?
Каждый человек строит свою жизнь, руководствуясь определёнными ценностями, от которых зависит его личная жизнь и жизнь окружающих людей.
Очередным шагом к саморазвитию учениковстал ниже представленный тест:
“Моя самооценка”.
Тест
Выберите из предложенного перечня 10-20 черт, которые вы считаете лучшими, идеальными. Запишите их в первый столбик. Во второй столбик запишите черты, которыми не может быть наделен идеальный человек. В обоих столбиках подчеркните те черты, которые по вашему мнению, присущи вам.
Гордость, зависть, изысканность, мечтательность, педантичность, открытость, сдержанность, холодность, грубость, искренность, упрямство, беспечность, настойчивость, обидчивость, подвижность, медлительность, вежливость, тактичность, дерзость, чувствительность, рассудительность, решительность, вдумчивость, заботливость, нерешительность, трусость, злопамятность, мудрость, смелость, восприимчивость, уступчивость, правдивость, трудолюбие, цинизм, лень, непринужденность, назойливость
Ключ к тесту
1) Число положительных черт, которые вы выбрали для себя, поделите на число черт, записанных в первый столбик.
Если результат близок к 1, то вы себя переоцениваете.
Если результат близок к 0, то вы себя недооцениваете.
Если результат 0,5-у вас объективная самооценка.
2) Число отрицательных черт, которые характерны для вас, поделите на число черт, записанных во второй столбик.
Результат близок к 0 – недостаточная критичность к себе.
Единица – недооценка себя, повышенная самокритичность. Вы лучше, чем вы о себе думаете.
Если результат равен 0,5 – вы объективно оцениваете свои негативные качества.
Трудно посмотреть на себя со стороны. Иногда мы видим в людях то, чем не обладаем сами. Поэтому порой случается, что человек недооценивает или переоценивает себя. Для становления личности важно, чтобы каждый оценивал себя объективно, то есть адекватно.
В ходе развития личности ученика начальных классов, метод «незаконченных предложений» является одним из составляющих звеньев в работе педагога. Результаты не объявляются, но они заставляют задуматься ребят над своими поступками, мыслями, поведением.
«Интервью со своей совестью»
Продолжите предложение:
Совесть не позволила …
Совесть подсказала …
Совесть предупредила …
Совесть помогла …
Совесть не простила …
Совесть побеспокоила …
В интервью приняли участие 20 учеников. В первом предложении интересными были ответы «совесть не позволила взять себе деньги, которые я нашел возле парты», «не позволила обмануть маму», «не позволила соврать про плохой результат теста», «не позволила ударить одноклассника», «не позволила кричать». Во втором предложении ответы в основном касались поступков,которыми дети гордились: «совесть подсказала мне поделиться с другом», «помочь маме, бабушке», «хорошо выучить стихотворение», «выполнить задание», «убрать в комнате».
Продолжение следующих предложений показывают, что дети 9-10 лет вполне осознают свои поступки и могут дать им оценку с моральной точки зрения; школьники понимают, что лучше избегать драк, ссор, обмана, воровства, унижений других детей, потому что это бумерангом возвращается к ним. Конечно, после проведенных тестов сразу никто не изменился, но то, что этот метод заставляет задуматься над своим поведением, является неоспоримым. Дети в этом возрасте еще открыты, они не способны к обману или лжи во время тестирования, а потому хочется верить, что «совесть лечит».
Педагоги должны учить детей задумываться о последствиях своих поступков, сравнивать свои действия с действиями других. В конце теста ученикамбыла предложена древнегреческая легенда: “Был замечательный летний вечер, лунное сияние освещало тропу, по которой шел мужчина. Задумавшись, он не заметил камня, споткнулся об него и упал, больно забившись. Встал, посмотрел на камень и пошел дальше. Через некоторое время на тропе появился другой мужчина. Посвистывая, он еще издалека заметил камень.Подошел и подумал: «Это же я могу возвращаться по этой тропе, не замечу камня и упаду». Взял камень и отнес с тропы. И вот на тропе появился еще один мужчина. Он увидел камень, лежавший возле тропы, злорадно улыбнулся и поставил камень снова среди тропы. Начинало светать. На дорожке появился четвертый мужчина. Когда он увидел камень, то подумал, что люди могут его не заметить, и отнес камень с тропы» Древние греки считали, что тропа – это наша жизнь. А четыре мужчины – это мы, люди,в этой жизни: первый муж – равнодушный, второй – эгоист, третий – бессовестный. И только четвертый – человек с совестью».
На каждом шагу мы можем наткнуться на камень, который можно обойти, но можно и убрать его с дороги, освободив ее для других людей и расчистив тропинку для собственной совести.
Источник
Развитие личности в начальных классах школы
Прежде, чем говорить о развитии личности, необходимо уточнить, что же подразумевается под этим понятием. «Личность – 1) человек как типичный представитель сформировавшего его общества. 2) человек как субъект отношений и сознательной деятельности; 3) устойчивая система социально значимых черт, характеризующих индивида как члена общества или общности»[1]. Обобщив данную информацию, делаем вывод, что термин «личность» обозначает социальную сущность человека, т.е. ценностные ориентации, мотивационная сфера, система социальных отношений и установок. В процессе развития человек раскрывает свои внутренние свойства, заложенные в нем природой и сформированные в нем жизнью и воспитанием, то есть человек – двойственное существо, ему свойственен дуализм, как и всему в природе: биологическое и социальное. Личность – это осознание себя, внешнего мира и места в нем. Такое определение личности дал в свое время Гегель.
Личностное развитие человека отражает его возрастные и индивидуальные особенности. С возрастом связаны характер деятельности человека, особенности его мышления, круг его запросов, интересов, а также социальные проявления. Каждому возрасту присущи различные возможности и ограничения в развитии.
Один из переломных моментов в жизни ребёнка- поступление в школу. Включение в новый вид деятельности – учение, предъявляющее ряд новых, более серьёзных требований к ученику, подчиняет жизнь человечка строгой организации с целью формирования общественно-ценных черт личности. Закладывается фундамент нравственного поведения, начинается формирование общественной направленности личности, интенсивно развивается самосознание.
Ребёнок вступает в новую для него систему коллективов (общешкольный, классный), складываются новые отношения со сверстниками, взрослыми. Ребенок становится частью ученического коллектива, нормы поведения и ценностные ориентиры которого становятся опорой в формировании личности учащегося. С расширением круга общения ребёнка, его отношений в коллектив сверстников – происходит накопление нравственного опыта ребёнка. Образовательное пространство школы как совокупность ценностей и образцов успешного решения жизненных задач служит источником развития личности, общности детей.
Большую значимость принимают общественные оценки поступков, знаний и личностных качеств младшего школьника. Но, не смотря на увеличивающуюся роль сверстников, остается доверчивость и открытость младших школьников по отношению к взрослым. «Моральные суждения учащихся I-II классов основаны на опыте собственного поведения, на конкретных указаниях и разъяснениях учителя и родителей, которые дети часто повторяют, не всегда задумываясь»[2]. Именно в этом и состоит одно из противоречий формирования личности ребёнка на этом этапе, с одной стороны, растёт его способность управлять собственным поведением, а с другой стороны он безоговорочно стремится следовать за нравственными образцами, которые дают взрослые. Поэтому роль взрослых, с которыми ребёнок находится в постоянном общении, имеет очень большое значение. Важно правильно выбрать тактику обучения и воспитания, учитывая особенности каждого ребенка. Личностно-ориентированный подход определяет содержание образования как систему знаний, умений и навыков, усвоение которой может обеспечить формирование развития личности.
Для развития успешной личности необходимо руководствоваться следующими личностно – ориентированными принципами:
- «ребенок самоценен, учитель не формирует личность, а создает условия для проявлений внутреннего мира ребенка, учитель не ведет, а идет рядом и впереди, он сотрудничает вместе с ребенком, раздумывает вместе с ним над его проблемами, принимает его таким, каким он пришел;
- учитель воздерживается от нравственных оценок личности, а дает ребенку возможность самому найти себя и пройти свой путь в поиске истины;
- учитель организует работу исходя из гуманистических принципов:
- ребенок учится только через действие;
- ребенок имеет свои индивидуальные возможности в учебной деятельности;
- ребенок осваивает мир в целостном восприятии;
- ребенок учится от другого ребенка, как и от учителя;
- ребенок успешен в учении, когда ему хорошо;
- ребенок успешен в учении, когда его поддерживают и вдохновляют учитель и родители»[3].
Одним из выводов этих принципов, является то, что нормальному развитию личности ребёнка способствует в первую очередь эмоциональное благополучие, формирование у него положительных качеств, доброжелательного отношения к другим людям.
Удовлетворение потребности в положительных эмоциях со стороны других людей определяют поведение ребёнка. Одобрение поступков школьника вызывает чувство удовлетворения, закрепляет данное действие. Осуждение вызывают у ребёнка неприятные переживания в первую очередь от сознания того, что он вызвал неудовольствие взрослых авторитетов (учителя, родителей). Он стремится не повторять проступки.
Таким образом, мы видим, что период начальной школы играет важную роль в развитии личности. Направление развития, формирование личности зависит от влияния среды, возможностей ребенка и целенаправленной деятельности взрослых, являющихся для него авторитетами. Наилучшие результаты дает реализация личностно- ориентированного подхода в учебно- воспитательной среде школы.
Использованные источники:
- Мандель Б.Р. Справочные материалы по педагогической психологии. Ростов нД: Феникс, 2008- 384 с.- 197 с
- https://nova-ra.ucoz.ru/publ/lichnostno_orientirovannyj_podkhod_v_obrazovanii_osnovy/
- https://www.psyoffice.ru/3-0-age-00031.htm
[1] Мандель Б.Р. Справочные материалы по педагогической психологии. Ростов нД: Феникс, 2008- 384 с.- 197 с
[3] https://nova-ra.ucoz.ru/publ/lichnostno_orientirovannyj_podkhod_v_obrazovanii_osnovy/
Источник