Воспитание и его роль в развитии ребенка

Воспитание и его роль в развитии ребенка thumbnail

Не все родители до конца понимают роль воспитания в развитии ребенка. Многим удобно считать, что способности и черты характера ребенка заложены генетически и родители мало что могут сделать. Однако роль родителей в воспитании ребенка очень велика, они могут не только обучить его различным навыкам и умениям, но также привить правильные привычки, манеры поведения и сформировать характер. Конечно, воплощение системы воспитания в жизнь требует ежедневных усилий и терпения со стороны родителей, однако развитие детей стоит таких усилий.

Роль взрослого в развитии ребенка

Роль родителей в развитии ребенка

Чтобы понять, насколько важна и многогранна роль родителей в развитии ребенка, давайте перечислим лишь некоторые области, которые могут развиваться в процессе воспитания:

  • развитие моторики;
  • движения и двигательные навыки;
  • развитие речи;
  • духовное развитие;
  • социальное поведение;
  • обучение (развитие концентрации, мотивации, упорства);
  • самосознание.

У родителей, которые понимают важную роль воспитания в развитии ребенка и ежедневно прикладывают усилия для формирования личности своего малыша, обычно вырастают дети, легко находящие контакт с коллективом, редко конфликтующие в детсаду, школе и во взрослой жизни.

Что могут сделать родители для развития своего ребенка? Существуют некоторые общие методики, которые способствуют развитию:

  • Развивающий игровой процесс. Так как основным способом обучения малыша является игра, родители должны обучать малыша различным играм, предоставлять ему возможность достаточно играть со сверстниками и пр. Хорошо, если в жизни малыша присутствует множество подвижных игр на свежем воздухе (бег, скалолазание, прыжки, катание на коньках и пр.).
  • Обучающие занятия. Организуйте учебный процесс ребенка, помогайте усваивать школьную программу. Запишите ребенка в секции, развивающие умственные и спортивные способности малыша: лепка, танцы, легкая атлетика, гимнастика, плавание и пр.
  • Ежедневная разработка мелкой моторики. Чем больше ребенок работает руками, тем больше развивается мелкая моторика. И в этом случае очень важна роль взрослого в развитии ребенка. Малыш не может самостоятельно обучиться мастерству, поэтому родители должны учить кроху работать с ножницами, делать аппликации, шить, рисовать, лепить, чертить и т.д.
  • Повседневные обязанности. Правильное воспитание просто невозможно представить без приучения к труду. Роль взрослого в развитии ребенка заключается и в том, чтобы он не только научился трудиться, но и полюбил трудовой процесс. В семье, где с удовольствием и радостью трудятся, дети с желанием выполняют свои обязанности по дому, охотно помогают взрослым. На самом деле даже маленькие дети способны выполнять множество заданий: вытирать пыль, мыть пол, накрывать на стол, намазывать масло на хлеб, складывать свои вещи и убирать игрушки и т.д.

Но на этом роль родителей в развитии ребенка не заканчивается. Основной задачей семьи является обучение ребенка правильным, гармоничным отношениям. Роль воспитания в развитии ребенка заключается в том, чтобы обучить правильным основам поведения в семье и в социуме. Ребенок безошибочно считывает модель семейных отношений. Поэтому родители должны постараться, чтобы их модель поведения была как можно ближе к идеалу:

  • Мама – терпеливая, мягкая, добрая, эмоционально привязанная к детям, заботливая и внимательная ко всем членам семьи, всегда готова поддержать.
  • Папа – самостоятельный, умный, сильный, работоспособный, уверенный, энергичный, заботящийся о семье.

Родители должны проявлять доброту, любовь и терпение не только по отношению к ребенку, но и друг к другу. Самое большое воспитательное действие имеет личный пример родителей, а не количество прочитанных нотаций и обучающий речей.

Следует учитывать, что для воспитания ребенка большое значение имеет пример обоих родителей. Как мать, так и отец необходимы малышу. И если важность роли матери общепринята и понятна многим, то роль отца в развитии ребенка многими преуменьшается. На самом деле от матери ребенок никогда не воспримет стереотип мужского поведения. Поэтому давайте обсудим, что может сделать мужчина в воспитании своих детей.

Роль отца в развитии ребенка

Несмотря на то, что чувство отцовства приходит к мужчинам не так быстро как к женщинам, отец сильно влияет на развитие ребенка с самого рождения. Даже если мужчина не сразу включается в процесс воспитания, он может многое сделать для поддержания гармоничной атмосферы в семье, которая благотворно влияет на кроху. Не зря существует такая поговорка, что лучшее, что отец может подарить своему ребенку – это счастливую и любящую маму. Если мужчина поддерживает, любит и заботится о матери своего ребенка, он уже немало делает для развития своего малыша. Однако этим конечно не ограничивается роль отца в развитии ребенка. Отец в семье может сделать многое для развития своих детей:

  • Отец оказывает большое воздействие на гендерное развитие малыша. Именно благодаря общению с папой и мамой малыш идентифицирует себя, осознает свой пол.
  • Папа является не только родным человеком для малыша, но и служит образцом мужчины, представителем мужского начала и символом мужественности. Также отец помогает ребенку полнее формировать представление о самом себе и окружающих людях.
  • Папа гарант спокойствия и защищенности семьи, папа олицетворяет порядок и дисциплину.
  • Многие отцы имеют врожденное чувство защиты жены и детей. Также мужчина может передать мужскую модель поведения сыну и заложить представления о мужском поле у дочери.
  • Отец является первым источником, из которого ребенок узнает о мире, технике и труде. Папа ориентирует ребенка в выборе процессии и формирует социальные цели и идеалы. Если благодаря матери ребенок усваивает принципы человеческой любви и эмоциональной привязанности, то благодаря отцу вливается в человеческое общество. Отец помогает ребенку противостоять агрессии окружающих и групповому давлению.
  • Авторитарность отца позитивно влияет на умственные способности детей.
Читайте также:  Программа для развития ребенка 1года

Конечно, чтобы роль воспитания в развитии ребенка была положительной, и отец и мать должны обладать хорошими личностными качествами.

Источник

Из статьи вы узнаете, что такое воспитание детей, познакомитесь с его видами. Статья расскажет, почему важен личный пример родителей, как воспитать в ребенке доброту, склонность к лидерству и уверенность в себе.

Содержание:

  • Что такое воспитание
  • Виды воспитания
  • Формирование личности ребенка
  • Роль семьи в развитии личности ребенка

Что такое воспитание ребенка

Воспитание ребенка – всестороннее развитие и обучение ребенка в соответствии с индивидуально-личностными особенностями.

Задачи семейного воспитания:

  1. Создать благоприятный психологический семейный климат для физического, интеллектуального, нравственного развития ребенка.
  2. Обеспечить защиту и безопасность ребенка.
  3. Обучить навыкам самообслуживания, взаимодействия с людьми и животными.
  4. Передать личный и общественный опыт.
  5. Сформировать социальную активность и устойчивость к вредным факторам среды.

Решить задачи помогает принцип гуманности, доверие, открытость, системность требований, совместная деятельность родителей и детей.

Виды воспитания ребенка

Родители – педагоги, работающие без выходных. Каждое действие – элемент воспитания, хотят того мама с папой или нет.

Виды семейного воспитания:

  • физическое,
  • нравственное,
  • экологическое,
  • интеллектуальное,
  • патриотическое,
  • гендерное.

Подробнее о видах воспитания.

Специфика семейного воспитания: непрерывность, эмоциональность, устойчивость влияния.

По стилю воспитание бывает авторитарным, попустительским, демократическим:

  1. Авторитарному стилю присуще родительское давление, требовательность, жесткость. Это способно вызвать недоверчивость и пассивность человека в будущем.
  2. При попустительском стиле ребенок предоставлен сам себе. Высок риск развития безынициативности, несамостоятельности.
  3. Демократический стиль благоприятно влияет на личность. Предполагает доверие в отношениях, взаимное уважение, развитие интересов и способностей ребенка. Демократический стиль способствует активности, самостоятельности, целеустремленности ребенка.

Кроме авторитарного и попустительского стиля существует еще три вида семейного воспитания, неблагоприятно сказывающихся на развитии личности:

Название стиляОписание
Кумир семьиКапризам ребенка потакают, его личность ставят во главу стола. Вседозволенность и восхищение формируют завышенную оценку, эгоизм.
ЗолушкаРебенка наказывают, от него много требуют. Такой стиль провоцирует занижение самооценки, формирование агрессии.
ГиперопекаЧрезмерная забота, которая лишает ребенка самостоятельности, ошибок, личного опыта. Гиперопека больше свойственна мамам, чем папам.

Важно! Родители и прародители должны придерживаться одного стиля воспитания. Рассогласованность мнений вызывает внутренние противоречия ребенка, формирует двуличность характера.

Формирование личности ребенка в семье

В процессе воспитания и обучения в ребенке формируется ответственность, умение соблюдать баланс личного и общественного. Под балансом подразумевается уважение других людей с одновременным сохранением индивидуальности.

Отечественный психолог Г.М. Миньковский отмечает, что негативное влияние на воспитание оказывают следующие качества родителей:

  • нестабильность эмоций, противоречивость характера;
  • неуверенность в себе, завышенная или заниженная самооценка;
  • эгоцентризм, эгоизм;
  • психологическая ригидность;
  • эмоциональная холодность;
  • требовательность.

До семи лет у ребенка не развита самооценка. Он оценивает себя, ориентируясь на мнение окружающих людей. От отношения родителей к ребенку зависит его отношение к самому себе в дальнейшем. Важно поддерживать малыша, чтобы ребенок чувствовал любовь. Психологи утверждают, что самопринятие личности зависит от принятия ребенка родителями.

Лучший пример – личный пример

Глядя на взаимоотношения родителей, их поведение ребенок делает выводы о том, как должна выглядеть семья. Образ матери – первый образ женщины, который будет влиять в будущем на поведение девочек и выбор супруги у мальчиков. Образ папы – первый образ мужчины для девочки и образец поведения для мальчика.

Благоприятное влияние оказывает семейный климат, где царит взаимоуважение. Человек усваивает модель решения конфликтов в детстве. От поведения родителей зависит будущий брак ребенка.

Развитие доброты в малыше

Основа нравственности закладывается в первые пять лет жизни ребенка. Нравственное развитие происходит через чувствование. Чем эмоциональнее урок доброты, тем крепче он засядет в памяти.

Читайте также:  Развитие ребенка игры онлайн пазлы

Развить доброту помогает сказка. Дети склонны отождествлять себя с вымышленными персонажами. Полезно не только читать сказки и анализировать, но и придумывать свои, завуалировано разбирать актуальные проблемы в семье или окружении малыша.

Воспитание уверенного в себе ребенка

Рекомендуется больше хвалить ребенка, даже за бытовые мелочи. Словесная оценка – главное оружие родителей. Похвала – подкрепление желаемого поведения. В силу возраста дети острее реагируют на критику, чем на похвалу. Поэтому так важно правильно критиковать малыша.

Уверенность формируется благодаря успеху, решению сложной задачи. Рекомендуется сознательно создавать ситуации успеха для ребенка. Выбирать сферы, в которых наблюдаются способности, давать задание, с которым дитя справится. Но важно не забывать про мотивацию.

Ребенок – лидер

Склонность к лидерству зависит от коммуникативных умений, уверенности в себе, развитой воли и самоорганизации, адекватной самооценки. Но также влияют врожденные особенности, например, темперамент. Прирожденные лидеры – холерики и сангвиники.

Не рекомендуется делать из ребенка лидера, если это не соответствует его темпераменту. Важно принимать ребенка таким, какой он есть, развивать те способности, к которым есть задатки. Выявить задатки можно в процессе наблюдения за различной активностью ребенка.

Роль семьи в развитии личности ребенка

Семейное воспитание закладывает фундамент личности. Семья для ребенка – микромодель общества. От семьи зависит дальнейшее поведение человека в социуме.

Результат семейного воспитания – воспитанность. Она бывает трех уровней:

Низкий уровеньЛичные мотивы преобладают, отличаются от общественных норм. Ребенок ставит нереальные или ситуативные цели, при малейших трудностях сдается. Нравственные установки не сформированы. Ребенок не знает, что такое хорошо, а что такое плохо.
Средний уровеньРебенок знает, как поступать не следует, но иногда нарушает нормы.
Высокий уровеньРебенок уверен в себе, ставит реалистичные цели и достигает их. Личные мотивы, установки соответствуют общественным нормам.

Семья – первый институт социализации ребенка. Детский сад и школа – институты вторичной социализации. Они дополняют семейное воспитание, но не заменяют его.

Подробнее о роли родителей в воспитании читайте в новой статье.

Если статья понравилась, пожалуйста, поделитесь ссылкой на нее

Источник

В результате комплексного подхода педагогического состава к воспитательному процессу, после окончания образовательного учреждения, бывшие ученики становятся всесторонне и гармонично развитыми личностями, обладающими основными навыками двигательной активности, а также другими качествами: ответственностью, целеустремленностью, силой воли, выносливостью.

Физическому воспитанию личности отводится важная роль в воспитательном процессе, поскольку от него зависят моральный облик, сила воли с целеустремлённостью ребенка во взрослой жизни. На педагогов (или тренеров) возлагается большая ответственность, ведь он должен грамотно скомбинировать основные методы воспитания личности (традиционные, инновационно-деятельностные, неформально межличностные, тренингово-игровые, рефлексивные) во время занятий физкультурой.

Рекомендуем: «Методы воспитания физических качеств».

Цели воспитания физической культуры личности

Основные цели воспитания физической культуры личности:

  • создание обстановки, благоприятной по всем показателям, для физического развития детей, от этого повышается их работоспособность, укрепляется иммунитет, закаляется организм;
  • активное развитие двигательной активности, параллельно с которой развиваются сопутствующие качества: выносливость, быстрота, сила воли;
  • формирование с последующим развитием базовых двигательных навыков и умений (шаги, подпрыгивания, бег), а также тех, которые встречаются гораздо реже (например, акробатика);
  • зарождение интереса к систематичным и разнообразным физическим нагрузкам на основе удовольствия от самого процесса, который при систематическом подходе может перерасти в ежедневную привычку или даже потребность;
  • усвоение азов в области медицины, гигиены, физкультуры и спорта.

Связь физического воспитания с другими формами воспитания личности

Физическое воспитание личности результативно в случае тесной взаимосвязи с другими видами воспитания:

  • Умственным воспитанием – проявляется в двух формах:
  • непосредственной – параллельно с развитием физических способностей детей развивается интеллект;
  • опосредованной –умственное развитие детей разных возрастов на достаточном уровне невозможно без должной интенсивности физической активности.

В процессе физического воспитания основополагающими целями умственного воспитания выступает расширение базы знаний относительно специфических особенностей физических нагрузок, развитие умственных способностей на уровне со способностями к самоанализу или самовоспитанию. Средствами воспитания выступают занятия физкультурой, согласно нормам, в утвержденных программах физического воспитания, разработанных специально для общеобразовательных учреждений.

  • Нравственным воспитанием – во время интенсивных тренировок, которые носят регулярный характер, вырабатывается сила воли, дисциплинированность, укрепляется стойкость организма, формируется моральный облик, которые впоследствии прямым образом отображаются на нравственном поведении, ведь дети развиваются не только физически, но и морально.
  • Трудовым воспитанием – благодаря регулярным занятиям, во время которых дети преодолевают значительные нагрузки, развивается их целеустремленность, желание преодолеть любые трудности на своем пути (внешние или внутренние (например, нежелание)). Итогом таких занятий становится обретение элементарных трудовых навыков, воспитание трудолюбия и уважительного отношения к труду.
  • Эстетическим воспитанием – при выполнении физических упражнений формируется осанка и эстетически привлекательные формы телосложения, а закладывается понимание изящества и красоты, присущи многим видам спорта (к примеру, гимнастика).
Читайте также:  Моторика и психическое развитие ребенка

Методология воспитательной деятельности

В процессе воспитания физической культуры личности используются методологические и организационно-методологические установки, формирующие основную стратегию, тактику и технику воспитательного процесса.

Стратегия представляет собой замысел, перспективы с четко выстроенным планом, согласно которому будут достигаться поставленные цели. Благодаря выбранной тактике определяется система организации воспитательной деятельности при занятиях физкультурой в учреждениях разного типа, которая реализуется педагогами с помощью техники воспитания (приемов, манипуляций).

В основе воспитательного процесса идут методы, комплексного воздействия на детей на уроках физической культуры, в результате у них формируются и развиваются качества, наиболее необходимые в социальной среде для гармоничной самореализации, достижения ранее поставленных целей.

Составляющие методы воспитания:

  • средства – слова, лекции, наглядные пособия и другие способы воздействия на воспитуемых;
  • приемы – действия, направленные на использование средств воспитания по прямому назначению.

Максимальную эффективность от использования в воспитательных целях дает только систематическое и грамотное комбинирование методов между собой, поскольку ни один из них не универсален.

Основные методы воспитания

Для формирования личности в физическом воспитании используются группы методов:

  • Традиционные – базовые, чаще всего используемые:
  • Убеждение словом и/или делом – из-за своей роли в формировании основных человеческих качеств, этот метод признан одним главных. Заключается в разъяснении сути стандартных правил (традиции определенного праздника, нормы поведения в обществе и др.) и аморальности проступков, если они совершаются.
  • Упражнение или практическое приучение – используется для повышения сознательности и формирования основных навыков поведения. Системный подход к упражнениям позволяет совершенствовать как моральные, так и профессиональные качества.
  • Поощрение (моральное или материальное) – способствует закреплению полезных черт характера и привычек и может проявляться в форме устной похвалы или одобрения в присутствии других детей или же награждение грамотой или призом за достигнутый результат (например, в спортивно массовых соревнованиях).
  • Принуждение (наказание) – используется в отношении тех, кто нарушает известные ему законы, нормы поведения и/или морали. Основной целью использования является исправление провинившихся и побуждение их к исправлению своего поведения. Наказание может осуществляться в форме осуждения, выговора, исключения из команды и др. (по мнению некоторых ученых наиболее действенно у старших подростков).

Положительный эффект применения наказания может быть достигнут только если выбранный вид соответствует проступку и отношению провинившегося к нему.

  • Пример – педагог служит образцом для подражания, делая это целенаправленно и систематично, ведь благодаря этому восприятие и усвоение возрастают.
  • Инновационно-деятельностные (модельно-целевые, проектирование, алгоритмизация, творческая инвариантность) – использование в воспитательном процессе новых технологий.
  • Неформально межличностные – используется авторитет кого-либо из близкого круга друзей и родственников.
  • Тренингово-игровые (социально-психологические, деловые).
  • Рефлексивные – в основу заложены индивидуальные личностные особенности вместе со способностью к самоанализу.

Средства воспитания физической культуры

Во время физического воспитания личности учителями физкультуры используются следующие средства:

  • Упражнения – это сознательные двигательные действия, выполняемые согласно целям физического воспитания, которые имеют оздоровительное и образовательное значение. Зачастую классифицируются в зависимости от системы средств.
  • Гимнастика (основная, художественная, спортивная и др.) – воздействуя на организм, развивает его отдельные системы. В образовательных учреждениях занимаются только основной гимнастикой с использованием мячей, скакалок, палок или без них (простые акробатические трюки, балансирование и др.).
  • Игры – сопутствуют развитию физических сил, сообразительности, инициативности детей, а также укреплению командного духа.
  • Туризм – включает в себя пешие прогулки, экскурсии по достопримечательностям, путешествия, походы, в процессе которых приобретается физическая выносливость, закалка, навыки ориентирования, а также закладываются основы ответственности по отношению к природе.
  • Спорт – поскольку в него заложено достижение высоких результатов в разных видах упражнений, то дети получают физическую и нервную нагрузку, так как несут ответственность за себя или за команду. От такого напряжения совершенствуются морально-волевые качества на уровне с физическими.
  • Природные факторы – вместе с физической нагрузкой свежий воздух, солнце и др., способны благоприятно влиять на здоровье детей.
  • Гигиенические факторы, которым относятся режим учебного года, рацион питания, достаточное количество часов сна, соблюдение образовательным учреждением нормативов и требований к оптимальной площади помещений, уровню освещения, температуре воздуха и др.

Спортивный инвентарь и оборудование, которое используется во время занятий физкультурой, должны быть исправны, подходить по полу и возрасту ребенка.

Источник