Вопросы учителям о развитии речи ребенка
Светлана Шипунова
Педагогический совет «Развиваем речь детей»
Педагогический совет
Форма проведения – не традиционная
Брейн- ринг «Развиваем речь дошкольников».
Речь-великий дар природы, благодаря которому люди получают широкие возможности общения друг с другом. Речь объединяет людей в их деятельности, помогает понять, формирует взгляды и убеждения. Речь оказывает человеку огромную услугу в познании мира. Говорить умеют почти все, но говорить правильно, лишь единицы. Разговаривая с другими, мы пользуемся речью как средством передачи своих мыслей. Речь для нас является одной из главных потребностей и функций. Именно речь отличает человека от других представителей живого мира и именно через общение с другими людьми человек реализует себя как личность. Однако на появление и становление речи природа отводит человеку очень мало времени – ранний и дошкольный возраст
Дошкольный возраст — это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи — фонетической, лексической, грамматической. Полноценное владение родным языком в дошкольном детстве является необходимым условием решения задач умственного, эстетического и нравственного воспитания детей в максимально сенситивный период развития. Чем раньше будет начато обучение родному языку, тем свободнее ребенок будет им пользоваться в дальнейшем.
В дошкольном возрасте расширяется круг общения детей. Становясь более самостоятельными, дети выходят за рамки узкосемейных связей и начинают общаться с более широким кругом людей, особенно со сверстниками. Расширение круга общения требует от ребенка полноценного овладения средствами общения, основным из которых является речь.
Судить о начале развития личности ребенка дошкольного возраста без оценки его речевого развития невозможно. В психическом развитии ребенка речь имеет исключительное значение. С развитием речи связано формирование как личности в целом, так и всех основных психических процессов. Поэтому определение направлений и условия развития речи у детей относится к числу важнейших педагогических задач.
“Все задачи развития речи детей дошкольного возраста (обогащение словарного запаса, формирование грамматического строя речи, звуковая культура) не достигнут своей цели, если не найдут завершающего выражения в развитии связной речи“. /Ушакова О. С. /
Таким образом, проблема развития речи является одной из актуальных. Образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь у детей – явление очень редкое. Дети усваивают родной язык, подражая речи окружающих. В последнее время вследствие повсеместного использования технических средств коммуникации (телефонная связь, телевидение, Интернет и т. д., высокой занятости родителей бытовыми (чаще финансовыми) и семейными проблемами наблюдается тенденция снижения качества общения между ребенком и взрослым
Вот и получается, что с речью ребенка к моменту поступления в школу возникает множество проблем.
Типичные проблемы развития речи дошкольника:
• Односложная, состоящая лишь из простых предложений речь (так называемая “ситуативная” речь). Неспособность грамматически правильно построить распространенное предложение.
• Бедность речи. Недостаточный словарный запас.
• Замусоривание речи сленговыми словами (результат просмотров телевизионных передач, употребление нелитературных слов и выражений.
• Бедная диалогическая речь: неспособность грамотно и доступно сформулировать вопрос, построить краткий или развернутый ответ, если это необходимо и уместно.
•Неспособность построить монолог: например, сюжетный или описательный рассказ на предложенную тему, пересказ текста своими словами. (А ведь к школе приобрести это умение просто необходимо)
• Отсутствие логического обоснования своих утверждений и выводов.
•Отсутствие навыков культуры речи: неумение использовать интонации, регулировать громкость голоса и темп речи и т. д.
• Плохая дикция.
Таким образом, для успешного освоения программы обучения в школе у выпускника детского сада должны быть сформированы умения связно высказывать свои мысли, строить диалог и составлять небольшой рассказ на определенную тему. Но чтобы этому научить, необходимо развиватьи другие стороны речи: расширять словарный запас, воспитывать звуковую культуру речи и формировать грамматический строй. Все это так называемый стандарт, который должен иметь ребенок при поступлении в школу.
Какие же пути нам нужно выбрать для решения этих проблем?
Пути решения.
В Федеральном государственном образовательном стандарте определено, что образовательная деятельность, осуществляется в процессе организации различных видов детской деятельности (игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, продуктивной, музыкально-художественной, двигательной, а также в ходе режимных моментов, в самостоятельной деятельности детей и во взаимодействии с семьями воспитанников ДОУ.
Правильная речь педагога, родителей является единственным источником обогащения их лексики, своеобразным стимулятором развития их диалогической и монологической речи. Так, например, во время непосредственно образовательной деятельности по ознакомлению с художественной литературой основным источником обогащения речи детей становится текст художественного произведения, который педагог читает или рассказывает детям, а дополнительным источником остается речь самого педагога, комментирующего текст. Непосредственно образовательная деятельность имеет целью помочь детям «заметить» их собственную речь, отнестись к ней как к объективно существующему явлению и постепенно научиться оценивать качество речи.
Чтобы позитивно повлиять на качественное и своевременное речевое развитие дошкольников, максимально предупредить возможные отклонения в развитии их речи, необходима всесторонняя и тщательная проработка организационно-содержательных аспектов создания условий для полноценного развития речи детей, использование педагогического потенциала специалистов ДОУ и родителей.
Организация работы с родителями, направленной на формирование правильного речевого воспитания ребенка в семье, является необходимым условием при создании единого речевого пространства в ДОУ. Повышение педагогической компетентности родителей в вопросах речевого развития ребенка, побуждение их к деятельности по общему и речевому развитию ребенка в семье осуществляется через разные формы.
Формы работы с родителями:
Оформление информационного стенда для родителей в холле ДОУ и в приёмных групп.
Консультации: «Речевая среда в семье и ее влияние на развитие речи ребенка», «Роль родителей в развитии речи детей», ознакомление с особенностями речевого развития детей определённого возраста, «Играем с пальчиками», «Влияние речевых нарушений на школьное обучение, на формирование личности ребёнка» и др.
Индивидуальные беседы с родителями по итогам обследования речи детей, проводимые воспитателями.
Консультирование родителей детей с проблемами в речевом развитии.
Практические советы родителям – показ артикуляционных упражнений для произношения определённых звуков, игры и упражнения на закрепление пройденного материала.
Показ открытых занятий по развитию речи.
Проведение родительских собраний с приглашением учителя-логопеда.
Приобретение и изготовление игр и пособий по развитию речи.
Включение родителей в педагогический процесс является важнейшим условием полноценного речевого развития ребенка. Как известно, образовательно-воспитательное воздействие состоит из двух взаимосвязанных процессов – организации различных форм помощи родителям и содержательно-педагогической работы с ребенком. Такой подход к воспитанию детей в условиях дошкольного образовательного учреждения обеспечивает непрерывность педагогического воздействия. Важнейшим условием преемственности является установление доверительного делового контакта между семьей и детским садом, в ходе которого корректируются позиции родителей и педагогов. Ни одна, даже самая лучшая, развивающая программа не может дать полноценных результатов, если она не решается совместно с семьей, если в дошкольном учреждении не созданы условия для привлечения родителей к участию в образовательно-воспитательном процессе.
Основная цель речевого развития по ФГОС -это формирование устной речи и навыков речевого общения с окружающими на основе овладения литературным языком.
Задачи речевого развития в ФГОС ДО
• овладение речью как средством общения и культуры, (это значит, надо сформировать устную речь детей на таком уровне, чтобы они не испытывали трудностей в установлении контактов со сверстниками и взрослыми, чтобы их речь была понятна окружающим,
• обогащение активного словаря, (происходит за счет основного словарного фонда дошкольника и зависит от нашего с вами словаря и словаря родителей, для расширения словаря детей создаются благоприятные условия при комплексно – тематическом планировании работы)
• развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи, (наша связная речь состоит из двух частей-диалога и монолога. Строительным материалом для неё является словарь и освоение грамматического строя речи, т. е. умение изменять слова, соединять их в предложения)
• развитие речевого творчества, (работа не простая, предполагает что, дети самостоятельно составляют простейшие короткие рассказы, принимают участие в сочинении стихотворных фраз, придумывают новые ходы в сюжете сказки и т. д. Все это становится возможным, если мы создаем для этого условия)
• знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы, (Главная проблема состоит в том, что книга перестала быть ценностью во многих семьях, дети не приобретают опыт домашнего чтения – слушания, книга должна стать спутником детей)
• формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.
• развитие звуковой и интонационной культуры, фонематического слуха, (ребенок усваивает систему ударений, произношение слов и умение выразительно говорить, читать стихи)
Принципы развития речи: принцип взаимосвязи сенсорного, умственного и речевого развития, принцип коммуникативно – деятельностного подхода к развитию речи, принцип развития языкового чутья, принцип формирования элементарного осознания явлений языка, принцип взаимосвязи работы над различными сторонами речи, принцип обогащения мотивации речевой деятельности, принцип обеспечения активной языковой практики.
Основные направления работы по развитию речи детей
1. Развите словаря: освоение значений слов и их уместное употребление в соответствии с контекстом высказывания, с ситуацией, в которой происходит общение.
2.Воспитание звуковой культуры речи: развитие восприятия звуков родной речи и произношения.
3.Формирование грамматического строя:
• Морфология (изменение слов по родам, числам, падежам)
• Синтаксис (освоение различных типов словосочетаний и предложений)
• Словообразование
4. Развитие связной речи:
• Диалогическая (разговорная) речь
• Монологическая речь (рассказывание)
5.Формирование элементарного осознания явлений языка и речи:
• Различение звука и слова, нахождение места звука в слове.
• Воспитание любви и интереса к художественному слову.
Средства развития речи: общение взрослых и детей, культурная языковая среда, обучение родной речи на занятиях, художественная литература, изобразительное искусство, музыка, театр, занятия по другим разделам программы.
Методы развития речи:
1.Наглядные: Непосредственное наблюдение и его разновидности (Наблюдения в природе, экскурсии) Опосредованное наблюдение (изобразительная наглядность: рассматривание игрушек и картин, рассказывание по игрушкам, картинам)
2.Словесные: чтение и рассказывание художественных произведений, заучивание наизусть, пересказ, обобщающая беседа, рассказывание без опоры на наглядный материал.
3.Практические: дидактические игры, игры – драматизации, инсценировки, дидактические упражнения, пластические этюды, хороводные игры.
Брейн-ринг
Уважаемые коллеги, предлагаю вам поиграть, а как известно из игры можно почерпнуть много нового, нужного и интересного. Для того чтобы разговорная речь детей была хорошо развита педагогу необходимо иметь багаж знаний по формированию правильной речи. Приобретением нового и развитием старого багажа знаний мы сегодня и займемся. Педагоги делятся на 2 команды. В конце подводится общий итог. Отмечаются победители.
1. Разминка. «Быстрый ответ»
• Назовите формы речи (диалогическая и монологическая)
• Какие умения развиваются в диалоге? (выслушать собеседника, задать вопрос, ответить в зависимости от контекста)
• Какие формы работы используют при обучении детей связной речи? (пересказ, описание игрушек и сюжетных картин, рассказывание из опыта, творческое рассказывание)
• Ведущий прием обучения правильному произношению (образец воспитателя)
• Как организовать работу по развитию речи во 2-й половине дня? (логоритмика, мнемотаблицы, дидактические игры, театрализованная деятельность, чтение художественной литературы и т. д.)
• С какой возрастной группы начинается работа по обучению детей монологической речи? (средняя группа)
• С какой возрастной группы начинается работа по обучению детей диалогической речи? (младшая группа)
2. Игра «Назови одним словом».
1. Образное, краткое изречение, метко определяющее какое-либо явление (поговорка);
2. Короткий рассказ, чаще всего стихотворный, иносказательного содержания с выводом-моралью (басня);
3. Устное народное творчество, песня-сказание, основанное на реальных событиях (былина);
4. Основной вид устного народного творчества, художественное повествование фантастического, приключенческого или бытового характера (сказка);
5. Короткий, веселый рассказ с остроумной концовкой на злободневную тему (анекдот);
6. Устное народное творчество, народная мудрость (фольклор);
7. Небольшое лирическое произведение, предназначенное для вокального исполнения (песня);
8. Вид устного народного творчества, вопрос или задание, которое требует решения (загадка);
9. Краткое выразительное изречение, имеющее поучительный смысл (пословица);
10. Короткая, из двух или четырех строчек, припевка в быстром темпе, часто сопровождающаяся переплясом (частушка).
3. Задание «Что, когда и почему?»
1-я команда
Назовите цель и задачи речевого развития соответствующие ФГОС ДО
2-я команда
Назовите основные средства и основные направления работы по развитию речи детей в детском саду в соответствии с ФГОС ДО
4. Задание «Для какой группы произведения»
Для работы с детьми,какой возрастной группы используются следующие произведения:
Для работы с детьми,какой возрастной группы используются следующие произведения:
«Козлятки и волк» в обр. К. Ушинского «Маша и медведь» в обр. М. Булатова, Л. Толстой «Спала кошка на крыше…», С. Капутикян «Все спят», К Чуковский «Путаница»
(1 младшая группа)
Для работы с детьми,какой возрастной группы используются следующие произведения:
«Колобок» в обр. К. Ушинского, «Кот, петух и лиса» обр. М. Боголюбской; «У страха глаза велики», «Два жадных медвежонка», «Крошка Енот и тот, кто сидит в пруду»
(2 младшая группа)
Сказка «Война грибов с ягодами», «Лисичка-сестричка и серый волк»,
«Винни-Пух и все-все-все», М. Горький «Воробьишко», К. Чуковский
«Федорино горе». (средняя группа)
«Илья Муромец и Соловей – разбойник», Х. -К. Андерсен «Дюймовочка», Н. Некрасов «Перед дождем», Е. Благинина «Шинель»,Ф. Тютчев «Весенние воды».
(подготовительная к школе группа)
5. Блиц-опрос «Закончите пословицу»:
1-я команда
1. «Что написано пером…» (не вырубишь топором)
2. «Не плюй в колодец…» (пригодится – воды напиться)
3. «Не имей сто рублей…» (а имей сто друзей)
4. «Семь раз отмерь…» (один раз отрежь)
2-я команда
5. «Что посеешь…» (то и пожнешь)
6. «Любишь кататься…» (люби и саночки возить)
7. «Хочешь, есть калачи…» (не сиди на печи)
8. «Не красна изба углами…» (а красна – пирогами)
6. Задание. К какому виду устного народного творчества относятся произведения?
1-я команда
«Как аукнется, так и откликнется» (пословица)
«На дворе трава – на траве дрова» (скороговорка)
«Ехала деревня мимо мужика, вдруг из-под воротни лают ворота» (небылица)
«Катя, Катя, Катюха, оседлала петуха, а петух заржал, на базар побежал» (потешка)
2-я команда
«В некотором царстве, в некотором государстве…» (сказка)
«Ехала машина темным лесом, за каким- то интересом (считалка)
«Расскажу- ка я вам про дела старые (былина)
«Сели детки на карниз и растут все время вниз» (загадка)
7. задание. Игра «Расскажи сказку по-другому» (время на выполнение задания – 5 минут)
Цель: научить рассказывать сказку от начала и до конца от лица героя сказки или предмета. Выходят по 1 человеку от команды.
Образец:
Сказка «Колобок» от лица тропинки,проходящей рядом с домом: «Я – тропинка извилистая. Недалеко от меня дом стоит красивый. Слышу я, что как-то,раз Дед Бабке говорит: «Бабка, испеки колобок». Долго не было Бабки, смотрю, она к окну подошла и положила колобок, чтобы он остыл немножко. Колобок лежал, лежал, а потом упал на меня и покатился. Он был тепленький, мягкий, кругленький. Катится, катится, а навстречу ему зайчик …и т. п. таким образом, рассказываем сказку до конца, применяя знания о произведениях художественной литературы на практике.
1-я команда
«Рукавичка» от лица рукавички
2-я команда
«Лисичка со скалочкой» Расскажите сказку от лица скалочки.
8. Задание «Творчество – наше все!» (время на выполнение задания – 5 минут)
1 команда
Придумайте 3 речевые игры для старших дошкольников на прогулке весной
Название, цель, условия игры
2 команда
Придумать 3 игры-имитации со звукоподражанием для детей младшего возраста
Название, цель, методика проведения
9. Решение педагогических ситуаций (время на подготовку ответа – 3 минуты)
Ситуация 1.
В старшей группе ДОУ начинается занятие по развитию речи. Сережа отказывается заниматься и даже садиться на свое место. Он требует лист и карандаши, потому, что хочет рисовать подарок для мамы на день рождения.
Как вы поступили бы в этой ситуации?
Ситуация 2.
В подготовительной группе на занятии по развитию речи дети составляют рассказ по серии картинок на тему «Весна». Елесей тянет руку и хочет рассказать свой рассказ. Елена Викторовна, воспитатель, вызывает мальчика. Он выходит и начинает с энтузиазмом рассказывать о том, как вчера с папой они ходили гулять в парк с Трезором, о том, как забавно пес играл со своей игрушкой, которую взяли на прогулку и о том, как они любят свою собаку. Дети выслушали рассказ, а потом начали смеяться, ведь рассказ был не по теме занятия. Елесей горько заплакал. Что бы сделали вы в этой ситуации?
___
Источник