Вопросы по теме развитие ребенка

Вопросы по теме развитие ребенка thumbnail

Лобанова Галина Львовна
Вопросы для самопроверки по развитию детей раннего возраста с ответами

Вопросы для самопроверки.

1.Почему рождение является кризисным моментом в жизни ребенка?

Ответ.

Рождение является для организма ребенка большим потрясением. От вегетативного физиологического существования в относительно постоянной и щадящей среде он резко переходит в абсолютно новые условия внешнего мира. Поэтому период новорожденности считают кризисным периодом.

2. Какие безусловные рефлексы новорожденного Вы знаете?

Ответ.

Безусловными рефлексами называются простейшие действия, которые умеет выполнять ребёнок. Они бывают разными по проявлению. В эту группу рефлексов относят сосательный, хоботковый, глотательный, поисковый (его также называют рефлексом Куссмауля, рефлекс Бабкина и другие. Рефлексы, за проявление которых ответственен спинной мозг, называют спинальными. Хотя каждый рефлекс нацелен на решение определенной задачи, их объединяет то, что они, обеспечивая защиту важных органов, позволяют организму приспособиться к новым для себя условиям.

3.Является ли достоинством или недостатком развития ребенка небольшое количество врожденных форм поведения? Какие действия матери могут способствовать образованию вредных привычек?

Ответы.

1. Небольшое число врожденных форм поведения является достоинством

новорожденного, так как у него возникают безграничные возможности приобретения новых форм поведения.

2. Первые условные рефлексы новорожденного связаны с созданием родителями определенных условий, которые бы сочетались с врожденными реакциями ребенка и на основе последних закреплялись. Например, одним из первых условных рефлексов может быть рефлекс на положение ребенка в пространстве.

4. В чем заключаются особенности сенсорных систем новорожденного?

Ответ.

Если лишить организм новорожденного притока сенсорной информации, то нервные клетки проекционной коры не развиваются; в сенсорно обогащенной среде развитие нервных клеток и их контактов происходит наиболее интенсивно. Отсюда очевидно значение сенсорного воспитания в раннем детском возрасте, т. е. сенсорная информация, имеет значение не только для организации деятельности внутренних органов и поведения, но и является важным фактором развития ребенка.

5.Что такое комплекс оживления и каковы его компоненты. Каковы функции комплекса оживления в психической жизни младенца?

Ответ.

Картина радостного поведения младенца была названа учеными «комплексом оживления». Этот термин впервые был введен в 20-е годы Н. М. Щеловановым. Комплекс оживления включает четыре основных компонента: 1) замирание и зрительное сосредоточение — долгий, пристальный взгляд на взрослого; 2) улыбку, выражающую радостные эмоции ребенка. 3 – двигательное оживление – движения головы, вскидывание ручек и ножек, прогибание спинки и пр. ; 4 – вокализации – вскрики (громкие отрывистые гласные звуки, гуканье (тихие короткие звуки типа «кх», «гк» и пр., гуление (протяжные звуки, напоминающие пение птиц, – «гуулллиии» и пр.).

6.Что происходит, если потребность в общении не удовлетворяется или удовлетворяется частично?

Ответ.

Потребность в общении у ребенка появляется рано, примерно в 1—2 месяца, после кризиса новорожденности. Он начинает улыбаться маме и бурно радоваться при ее появлении. Мама (или другой близкий человек, ухаживающий за ребенком) должна как можно более полно удовлетворять эту новую потребность. Непосредственно-эмоциональное общение со взрослым создает у ребенка радостное настроение и повышает его активность, что становится необходимой основой для развития его движений, восприятия, мышления, речи.

Дети, оказавшиеся в больнице или в детском доме, отстают в психическом развитии. До 9-10 месяцев они сохраняют бессмысленный, безразличный взгляд, устремленный вверх, мало двигаются, ощупывают свое тело или одежду и не стремятся схватить попавшиеся на глаза игрушки. Они вялы, апатичны, не испытывают интереса к окружающему. Речь появится у них очень поздно. Более того, даже при хорошем гигиеническом уходе дети отстают в своем физическом развитии.

7.В чем проявляется познавательная активность детей в первом полугодии?

Ответ.

Познавательная активность ребенка по отношению к предметному окружению в первом полугодии жизни проявляется в активном поиске новых впечатлений, внимании и интересе к любому предмету, попавшему в его поле зрения, стремлении ознакомиться с ним всеми доступными средствами (зрительными, оральными — с помощью рта, мануальными — с помощью рук, а также в положительных эмоциональных переживаниях по поводу предмета и действий с ним. В первые недели внимание младенца к предметам проявляется лишь в зрительном и слуховом сосредоточении, затем ребенок научается рассматривать предмет, прослеживать его движение. Однако это всего лишь реакция на сенсорные стимулы, но не восприятие отдельных предметов. В первом полугодии у младенцев еще нет устойчивого образа предмета. Это настоящая революция для ребенка первого года жизни.

8.Какова роль взрослого в становлении хватательных движений младенца.

Ответ.

Акт хватания складывается под влиянием ситуативно-личностного общения со взрослым. Согласно этой точке зрения роль взрослого сводится к стимуляции недифференцированной двигательной активности младенца, а направленность на предмет и предметные действия возникают независимо от взрослого, в результате спонтанных движений младенца. Второй ответ заключается в том, что в общении со взрослым интенсивно развиваются все сенсорные системы младенца. Вместе с тем на протяжении второго полугодия происходит интенсивное развитие хватательных движений и манипулятивных действий младенца.

9. Как происходит развитие манипуляций во втором полугодии жизни?

Ответ.

На 5-7-м месяце жизни, происходит дальнейшее совершенствование хватания. Дальнейшее развитие манипуляций состоит в том, что младенец начинает действовать не с одним, а одновременно с двумя предметами. Простейший пример такого действия — постукивание двумя погремушками Происходит развитие познавательной активности во втором полугодии. В возрасте 7-10 месяцев ребенок овладевает достаточно тонкой моторикой, а зрительно-моторная координация достигает высокого уровня развития. Ребенок уже может открывать и закрывать крышку коробки, вкладывать шарик в полый кубик, доставать один интересный предмет с помощью другого.

10. В чем проявляется познавательная активность детей во втором полугодии?

Ответ.

Во втором полугодии ярко проявляется направленность на результат. Дальнейшее развитие манипуляций состоит в том, что младенец начинает действовать не с одним, а одновременно с двумя предметами. К концу года дети замечают не только прямые, но и косвенные результаты своих действий. Манипулирование предметами позволяет ребенку выделить постоянные, устойчивые их свойства, благодаря чему формируется образ предмета и представление о его инвариантности.

11. В чем заключаются предпосылки развития речи в младенческом возрасте?

Ответ.

В младенчестве складываются предпосылки развития речи. “Довербальный период” речевого развития начинается сразу после рождения ребенка и проявляется сначала в голосовых реакциях новорожденного – хныканьи. Примерно в конце месяца они преобразуются в редкие отрывистые звуки, которые считаются зачатками лепета. Произносимые ребенком первые звуки лишены коммуникативной функции. Развитие предпосылок речи в младенчестве имеет определенную динамику: · 3-4 недели – крик, хныканье как способ привлечение внимания взрослого; · 2-3 месяца – гуление (вокализация, усиливающееся при приближении взрослого.

12.Каковы основные психические новообразования младенческого периода?

Ответ.

Основными новообразованиями младенческого периода являются хватание и ходьба. Примерно в 5 месяцев происходит перелом в развитии ребенка, он связан с возникновением акта хватания – первого организованного, направленного действия. Активно идет развитие психических функций и процессов в течение первого года жизни. Отмечается развитие сенсорики:. совершенствуется зрительное сосредоточение у младенцев, к 3 месяцам его продолжительность достигает 7-8 минут. В этом возрасте ребенок определяет форму предметов, реагирует на цвет, может прослеживать движущиеся предметы.

13.В чем заключаются основные признаки кризиса 1-го года. Объясните главное противоречие кризиса 1-го года.

Ответ.

Кризис одного года. Самые главные приобретения — ходьба и первые слова. К концу первого года ребенок приобретает способность самостоятельного передвижения: появляется ползание, затем вертикальная походка (ходьба). Мир открывается перед ним в новом ракурсе. Кризис первого года начинается с естественного стремления малыша к самостоятельности, ведь он начинает уверенно вставать на ножки и совершать первые шажки. Эта первая свобода в перемещениях как бы разрывает ту прочную связь, которой он был привязан к маме весь первый год. Кризис 1-го года жизни характеризуют особенности проявления эффектов и свободы. В связи с ней у ребенка возникают первые акты протеста, оппозиции, противопоставления себя другим. При неправильном воспитании такие реакции могут проявляться особенно интенсивно. У ребенка, которому в чем-то отказано или которого не поняли, резко проявляется аффект (она падает на пол, бьет ногами об нее, начинает кричать, отказывается ходить). Эта реакция направлена против запретов, отказов, прибегая к ней, ребенок как бы возвращается к более раннему периоду жизни, но использует это иначе. Существование кризиса первого года можно определить через главное противоречие между зависимостью от родителей и ярким стремлением к самостоятельности. В этой своеобразной «диалектике» и рождается человеческая психика, способная к деятельности, познанию и социальным взаимодействиям.

Источник

50 вопросов для развития речи и воображения детей

Рейтинг
47

Задавая ребенку правильные вопросы, родители помогут ему в развитии речи и творческого мышления

  • Напечатать
  • Спросить
  • Отправить другу
  • Подписаться на новости

Дети задают много вопросов. Иногда эти вопросы повторяются. Чаще всего мы отвечаем на них снова и снова. Скажем честно: иногда мы игнорируем вопросы ребенка или закатываем глаза, когда их слишком много. Исследования показывают, что ребенок, особенно дошкольного возраста, ежедневно задает более 300 вопросов – больше, чем мы в состоянии ответить.

Но дело в том, что мы должны поощрять ребенка задавать больше вопросов, а никак не сдерживать его. Оказывается, на это есть веская причина: отвечая на вопросы малыша, вы расширяете границы его мышления.

Важно, чтобы дети использовали свое воображение и стремились узнать больше. Мы можем помочь им в этом, не только отвечая на вопросы, но и задавая их сами. Ведь известно, что дети копируют слова и модели поведения родителей.

Поэтому не ограничивайтесь банальным «Как прошел твой день?», а используйте следующие вопросы, чтобы разговорить ребенка.

1. О чем ты любишь фантазировать?

2. Что делает тебя счастливым?

3. В чем сильны твои друзья?

4. Если бы ты мог делать всё, что угодно, что бы ты сделал прямо сейчас?

5. Чего ты ждешь с нетерпением, когда просыпаешься утром?

6. Ты думал когда-нибудь о том, чтобы называть цвета по-другому?

7. Какой персонаж из мультфильмов самый смешной?

8. Если бы ты открыл магазин, что бы ты продавал?

9. Если бы ты был супергероем, как бы тебя звали и какими суперспособностями ты бы обладал?

10. Представь, что ты на пляже. Что ты сделаешь в первую очередь?

11. Если бы ты мог вырастить во дворе любое растение, что бы это было?

12. Что придает тебе смелости?

13. Как ты понимаешь, что тебя любят?

14. Как ты проявляешь интерес к людям?

15. Что ты чувствуешь, когда я обнимаю тебя?

16. Если бы твои игрушки могли говорить, что бы они сказали?

17. Если бы ты мог отдать 100 гривен на благотворительность, кому бы ты их отдал?

18. Из чего бы ты сделал шалаш?

19. Что тебе нравится дарить людям?

20. Что сегодня заставило тебя улыбнуться или засмеяться?

21. Если бы ты написал книгу, о чем бы она была?

22. Если бы ты мог нарисовать всё, что приходит тебе в голову, что бы ты нарисовал прямо сейчас?

23. Если бы ты был дизайнером одежды, какую одежду ты бы придумал?

24. Что ты больше всего любишь делать, чтобы помочь людям?

25. Представь, что ты шеф-повар. Расскажи о своем ресторане. Какие блюда в нем готовят?

26. Как ты думаешь, что тебе приснится сегодня ночью?

27. Что вызывает у тебя чувство благодарности?

28. Где бы ты хотел побывать? Как бы ты туда добирался?

29. Какие звуки тебе нравятся?

30. Если бы ты построил себе хижину в лесу, что бы было внутри неё?

31. Если бы ты мог разговаривать с диким животным, что бы ты у него спросил?

32. Если бы ты провел на улице целый день, что бы ты делал?

33. Как построить самую надежную крепость?

34. Что придает тебе энергии?

35. Какую роль ты бы хотел сыграть в пьесе?

36. Как ты думаешь, как общаются между собой животные?

37. Что самое прекрасное из того, что существует в природе?

38. Если бы ты на один день стал фотографом, что бы ты фотографировал?

39. Какое воспоминание делает тебя счастливым?

40. Что тебя раздражает?

41. Опиши хороший день. Что делает его особенным?

42. Как думаешь, какое животное самое быстрое?

43. Что делает твоих друзей особенными?

44. Что делает тебя особенным?

45. Есть ли у тебя идеи для какого-нибудь изобретения?

46. Как думаешь, чем хорошо говорить на нескольких языках?

47. Какие 3 вещи ты хочешь сделать этим летом?

48. Если бы ты придумал какой-то новый праздник, что бы это было?

49. Что делает человека умным?

50. Если бы у тебя были друзья по всему миру, как бы вы общались?

Не беспокойтесь, если ребенок поначалу будет неохотно отвечать на вопросы. Не спешите и не переходите к следующему вопросу слишком быстро. Уделяя данному занятию достаточно времени, вы показываете, что заинтересованы в общении, а не просто добиваетесь от ребенка ответа. Для взрослых это тоже хороший способ проявить творчество и воображение.

Вы когда-нибудь задумывались о том, почему нам так сложно мыслить творчески? Задавая ребенку вопросы, мы опять обретаем эту способность. Поэтому не стесняйтесь отвечать на эти вопросы и делиться своими ответами с ребенком.   

Оцените публикацию

Рейтинг статьи:
4.70 из 5 на основе
10 оценок.

Развитие ребенка
05.12.2017

Источник

Я готовлю сына к поступлению в лицей. В феврале будущего года будут вступительные экзамены, где ребенок должен будет ответить на много разнообразных вопросов и показать свою эрудицию. Одним из основных предметов в наших занятиях – это “окружающий мир”. Я составляю список вопросов, которые мы так или иначе обсуждаем с сыном как во время занятий,так и просто в течение дня. В этом посте первые 101 вопрос для дошкольников, чтобы вы могли проверить его уровень подготовки перед школой. Некоторые вопросы легкие, некоторые достаточно сложны, а некоторые помогут вам составить дополнительные, производные вопросы, для занятий со своим ребенком.

Занимайтесь с удовольствием!

1. Что значит выражение “знать кого-то с пеленок”?

2. Объясни значение слов: цедра, огарок, конфетти, дерзкий, душистый.

3. Как называется жилище бобра?

4. Как называется группа: рыб, лошадей, коров, коз, волков, оленей, птиц?

5. Самое популярное мужское имя в русских народных сказках? А какие женские имена чаще всего встречаются там?

6. Продолжи словосочетания:

клубок…

моток…

щепотка…

мешок…

горшочек…

стог…

связка…

горсть…

охапка…

7. Как называется главный город страны?

8. Что такое липкий? Приведи примеры чего-нибудь липкого.

9. Какие сорта сыра ты знаешь?

10. Что продают в пекарне? А в аптеке?

11. Что такое опушка леса и опушка на капюшоне?

12. Какие вкусы ты знаешь? Приведи примеры чего-нибудь соленого, кислого, горького, сладкого.

13. Кто такой артист? Каких артистов цирка ты знаешь?

14. Что носили летом в качестве обуви в деревнях в старину? А зимой?

15. Какие виды орехов ты знаешь?

16. Для чего человеку нужны зубы?

17. Кто написал сказки: “Чиполлино”, “Золотой ключик или приключения Буратино”, “Приключения Незнайки и его друзей”?

18. Летом после дождя на небе можно увидеть….

19. Почему осенью с деревьев опадают листья?

20. Каких перелетных птиц ты знаешь?

21. Из чего можно построить дом?

22. Назови части тела человека.

23. Какие органы человеческого тела ты знаешь?

24. Какие символы страны ты знаешь?

25. Назови последовательность цветов на флаге России.

26. Какие виды капусты ты знаешь?

27. Как называется капустный суп?

28. Что можно смастерить из дерева?

29. Когда небо затянуто серыми тучами, про погоду говорят, что она….

30. У чего в природе есть колючки?

31. Что такое канцтовары?

32. Если смешать цвета желтый и синий, то получится…? А если смешать красный и желтый?

33. Что такое бытовые приборы?

34. Что можно увидеть в музее?

35. Для чего служит маяк?

36. Что такое скотч?

37. Что такое аромат?

38. Чем отличается сено от соломы?

39. Какие реки России ты знаешь?

40. Назови 10 молочных продуктов.

41. Какие полевые цветы ты знаешь?

42. Как называется жилище: а) волка; б) медведя; в) барсука?

43. Как называется перерыв между частями представления в театре?

44. Для чего нужен термос?

45. Как называется врач, который лечит животных?

46. Назови последовательность цветов в радуге.

47. Кем был по профессии Дядя Степа в стихотворении Сергея Михалкова?

48. Какие зимние виды спорта ты знаешь? А летние?

49. Какие сказки Ганса Христиана Андерсена ты знаешь?

50. Что по мнению собачки Сони было похоже на горячий утюг, ядовитую змею и ежа одновременно?

51. Кем ты являешься для своих дяди и тети?

52. Какие стороны света ты знаешь?

53. Назови как можно больше деревьев. Минимально допустимый результат – 10. Более 15 – отлично.

54. Как называется время после захода солнца до наступления ночи?

55. Какую форму имеет токоприемник у трамвая?

56. Каких животных можно увидеть только в Австралии?

57. Как называется жилище северного народа эскимосов, сделанное изо льда?

58. Какое общее название имеют лимоны, апельсины, грейпфруты, лаймы и мандарины?

59. Кем ты приходишься своей бабушке?

60. Когда наша страна отмечает День Победы в Великой Отечественной Войне?

61. Как раньше назывался город Санкт-Петербург?

62. Когда вода замерзает она превращается в…?

63. Когда два певца вместе исполняют песню, они образуют…?

64. Как называют верблюдов? (корабли пустыни)

65. Кто такие хищники?

66. Как называются детеныши: а) лошадей: б) овец; в) коров

67. Как называется огороженное место, где посажены цветы?

68. Назови слова, которые начинаются со слова “аква”. Знаешь ли ты как переводится это слово?

69. Как называется местность, где живут северные олени?

70. Что находится внутри тыквы? А внутри сливы?

71. Какой день недели находится между четвергом и субботой?

72. Чем покрыто тело рыбы?

73. В какой части света восходит солнце, а в какой заходит?

74. Кого по известной русской пословице “ноги кормят”?

75. Как называются дни с понедельника по пятницу?

76. Сколько букв в русском алфавите?

77. Назови четвертый месяц года?

78. Расскажи какая вода в реках и озерах, а какая в океанах и морях?

79. Почему человек не может использовать морскую воду для питья?

80. Что находится внутри мяча или надутого воздушного шарика?

81. Как звали главного героя русской народной сказки “По щучьему веленью”?

82. Для чего человеку нужен язык?

83. Какой травой в лесу можно обжечься?

84. Кто автор русских народных сказок?

85. Что означает вывеска на магазине “24 часа”?

86. Назови животных, которые активны не днем, а ночью?

87. Можно ли сказать, что автомобиль твоего папы принадлежит к общественному транспорту? Почему?

88. Какой праздник мы отмечаем 1-го января?

89. Что такое хрупкий? Приведи примеры чего-нибудь хрупкого.

90. Какую форму имеет плавник акулы?

91. Что такое пара? Например, мама попросила тебя с папой купить в магазине пару пакетов молока. Сколько пакетов молока вы должны купить?

92. Что такое дюжина?

93. Какие съедобные и безопасные для человека грибы ты знаешь?

94. Как называется время восхода солнца? А как называется заход солнца?

95. Какой город нашей страны называют “северной столицей”?

96. Продолжи предложения:

Хлеб хранят в ….

Масло хранят в…

Сахар хранят в …

97. Как называется человек, который пишет стихи?

98. Какое общее название имеют ножи, вилки и ложки?

99. Что такое осадки?

100. Как называется врач, который лечит зубы?

101. Как разговаривают эти птицы?

Журавль? курлычет

Кукушка? кукует

Сорока? стрекочет

Тетерев? токует

Воробей? чирикает

Голубь? воркует

Ласточка? щебечет

Сова? ухает

Соловей? поет

ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ…

Источник