Вопросы по музыкальному развитию ребенка

Вид деятельности, образовательные области, их интеграция.

Ход педагогического мероприятия

Развитие звуковысотного слуха.

Развитие речи, логорит-мика.

Развитие певческих навыков, певческого дыхания.

Пение. Развитие речи.

Музыкально-ритмическое упражнение.

Игра на ударных инструментах.

Развитие речи.

Слушание музыкальных произведений.

Песенное творчество, импровизация.

Слушание музыкальных произведений.

Игровая деятельность.

Музыкально-ритмические движения. Танцевальная деятельность.

Дети входят в зал под музыку «Марш деревянных солдатиков» П.И.Чайковского.

Музыкальное приветствие.

 – Ребята, посмотрите, как много  сегодня в нашем зале гостей! Давайте с ними поздороваемся!

(Пою): Здравствуйте, ребята!

(Поют дети): Здравствуйте!

  Ребята, скажите мне, пожалуйста, а как теперь я спою?(Пою сначала выше, а затем ниже первоначального варианта).

Дети:

Я здороваюсь везде –

Дома и на улице.

Здравствуй, солнце золотое!

Здравствуй, небо голубое!

Здравствуй, легкий ветерок!

Здравствуй, маленький цветок!

Здравствуй, утро,

Здравствуй. день!

Нам здороваться не лень!

Ребята, мы с вами в музыкальном зале, и нам необходимо подготовить наш голос. Для этого мы сделаем несколько вокальных упражнений.

  1. «Аромат цветов» – вдох через нос, выдох на звук «АХ».
  2. «Свеча» – задуваем пламя свечи: короткий вдох через нос, медленный выдох ртом.
  3. «Шарик» – надуваем воздушный шарик:  1 вдох, 2 коротких выдоха, 1 выдох длинный.
  4. «Качаем» голос на звук М (интервал 2б, рот закрыт).
  5. «Да-я-да-я-да» (на 3 звука в пределах 3б).
  6. «Капельки и ручеек» упражнение на стоккато.
  7. Упражнение «Эхо» М.Ю.Картушиной (тихо-громко) – упражнение на динамику.

 – Ребята, а теперь я предлагаю вам исполнить песню «Страна волшебников».

    Давайте вернемся к началу занятия и вспомним, под какую музыку вы вошли в музыкальный зал? (Ответы детей). Вы можете мне сказать, кто написал эту музыку? Как называется человек, который сочиняет музыку? (Ответы детей). Да, звучала музыка великого русского композитора, с творчеством которого мы с вами  продолжаем знакомиться. (Обратить внимание детей на портрет). 

Это произведение «Марш деревянных солдатиков». Что вы можете сказать про эту музыку? (Ответы детей). А как вы думаете, под эту музыку могут маршировать настоящие солдаты, а не игрушечные? (Ответы детей). А давайте мы с вами сейчас проверим. Я предлагаю вам маршировать на месте как солдаты. (Звучит музыка, дети маршируют). А теперь  мы будем маршировать на носочках. (Звучит музыка, дети маршируют). А сейчас будут «маршировать» наши пальчики по ладошке. (Дети «Шагают» указательным и средним пальцем правой руки по левой ладони).

Ну что, как вам было маршировать удобнее?

(Ответы детей). Конечно же пальчиками было удобнее всего попадать в ритм музыки, ведь они такие же маленькие, как и деревянные солдатики.

Теперь я предлагаю вам взять в руки деревянные палочки и создать аккомпанемент к этому маршу. А наши ритмические карточки нам в этом помогут. (Звучит 1 часть «Марша деревянных солдатиков», дети на палочках аккомпанируют, опираясь на ритмические цепочки, указанные на карточках).

У П.И.Чайковского есть несколько музыкальных  произведений, которые он посветил игрушкам. И сегодня к нам пришли две куклы,  о которых тоже написана музыка. (Показываю двух кукол: одна новая, другая старая, «больная»). Какие это куклы, что вы можете о них рассказать? (Ответы детей). Я предлагаю вам послушать музыкальное произведение и сказать, как вы думаете, о какой из этих кукол рассказывает эта музыка.

Слушаем произведение «Болезнь куклы». Дети рассказывают, какая это музыка, про какую куклу она нам рассказывает, почему они так думают.

Да, ребята, это произведение рассказывает нам о старой, «больной» кукле. П.И.Чайковский так и назвал свое произведение «Болезнь куклы».

А давайте мы с вами представим, что наша кукла умеет разговаривать и даже петь. Как вы думаете, о чем бы она могла нам рассказать? Какая мелодия будет у ее песни? (Ответы детей). Давайте сейчас мы с вами превратимся в такую куклу и попробуем спеть ее голосом. Вы можете придумать слова, а можете просто пропеть свою мелодию. Вот я, например, так спою ее песенку:

– Я больна, и я грущу.

Я поправиться хочу…

А как вы споете ее песенку? (Передаем куклу от одного ребенка к другому, и он пропевает свою мелодию, импровизирует).

Ну, а теперь мы с вами послушаем произведение  про другую куклу, и вы расскажите об этой музыке.

Слушаем произведение «Новая кукла». Дети рассказывают, какая это музыка.

Это произведение называется «Новая кукла». Давайте теперь попробуем  спеть песню этой куклы. (Передаем куклу от одного ребенка к другому, и он пропевает свою мелодию, импровизирует).

Молодцы, ребята. Посмотрите, как много разных мелодий мы с вами придумали и пропели. У нас получились маленькие музыкальные фразы, из которых могут получиться новые произведения, пьесы. Именно так многие композиторы и пишут свои музыкальные произведения: они придумывают мотив, мелодию, начинают его «украшать», развивать.

А иногда композиторы «подслушивают» красивые мелодии у  простых людей, дополняют их своими идеями. П.И.Чайковский много путешествовал. У него есть пьесы, в которых отражаются мелодии народов разных стран: «Неаполитанская песенка», «Немецкая песенка», «Итальянская песенка», «Старинная французская песенка» и, конечно же,   «Русская песня». Петру Ильичу у очень нравилось музыкальное творчество русского народа. Он написал много музыкальных произведений, в основе которых лежит народная музыка.

Читайте также:  В чем состоит особенность психического развития ребенка

Ребята, а вы можете мне сказать, какая русская народная кукла известна во всем мире? (Матрешка).

 Рядом разные подружки,

 Но похожи друг на дружку.

Все они сидят друг в дружке,

А всего одна игрушка. (Матрешка)

К сожалению, у П.И.Чайковского нет пьесы про Матрешку. Но мы с вами можем попробовать сами придумать  небольшие песенки про Матрешку. Посмотрите, какие они разные: Большие, средние, маленькие. Подумайте, каким голосом может петь каждая из этих Матрешек? (высоким, средним, низким). Давайте с вами поиграем.

Игра «Поющая матрешка» – дети встают в круг, передают друг другу Матрешку, пока звучит музыка. С окончанием музыки тот ребенок, у которого в руках  игрушка, поет мелодию с данным текстом. ( Дети импро-визируют  меняя высоту голоса, накладывая данные стихи на свою мелодию).

Очень любят все матрешки

Разноцветные одежки.

Молодцы, ребята, здорово играли, песенки сочиняли. И в заключении нашего занятия я хочу вам предложить подарить нашим гостям веселый танец «Матрешки».

Теперь пришла пора попрощаться с нашими гостями. (Дети пропевают прощальные слова и выходят из зала под маршевую музыку).

Источник

НОД «Лужайка музыкальных Угадаек» в средней группе.

Материал и оборудование: игрушка заяц, фортепиано, музыкальный центр, компьютер, проектор, диск с музыкой,

 музыкальные инструменты: маракасы, треугольник, барабан, бубенцы, бубен, ложки, ширма, бутафорский домик, цветы для оформления, флажки

Предварительная работа:

  • слушание музыкальных произведений:        «Марш деревянных

солдатиков» Е. Юцкевича, «Колыбельная» В. Моцарта, «Полечка» Д. Кабалевского, «Ежик» Д. Кабалевского, и рассматривание иллюстраций к этим произведениям;

  • разучивание песен «Новый дом» музыка Р. Бойко, «Весенняя полька» музыка Е. Теличеевой, «Три синички» русская народная песня, «Зайчик» музыка М. Старокадомского;
  • знакомство с музыкальными инструментами:        маракасы, ложки,

бубенцы, бубен, барабан, треугольник;

  • разучивание танцевальных движений: «пружинка», «выставление ноги на пятку», «фонарики», «хлопки», «кружение вокруг себя» и танца «Вот так вот» Белорусская народная мелодия.
  1. МОТИВАЦИЯ ДЕТЕЙ К ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Дети под веселую музыку проходят в музыкальный зал, на музыкальную лужайку, где живет зайчик. Зайчик встречает детей. Дети здороваются с зайчиком «Здравствуй, зайчик!» веселым голосом.

  • Смотрите, какая чудесная лужайка у зайчика, она не простая, а музыкальная. Мне кажется, что зайчик приготовил для нас сюрпризы… Ой, смотрите дети, какие яркие красивые флажки приготовил нам зайчик.

Флажки тоже могут вас поприветствовать {отстукиваю ритм палочками флажков «Доброе утро»), а теперь вы ответьте флажкам ладошками {дети пробуют, если ритм четко не получается, подсказываю приветствие: «Доброе утро!», проговаривают и прохлопывают).

  1. ПОСТАНОВКА ЦЕЛИ ДЕТЯМ.
  • Ребята, для чего зайчик приготовил нам флажки? (Ответы детей)
  1. СОВМЕСТНАЯ И САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ С ДЕТЬМИ.

Подойдите к стульчикам, возьмите по два флажка и вернитесь в круг. А теперь попробуем флажками поздороваться (отстукивают ритм палочками от флажков).

  1. МУЗЫКАЛЬНО-РИТМИЧЕСКИЕ ДВИЖЕНИЯ Упражнение с флажками. Музыка В. Козыревой.

1-я – часть дети ходят по залу, 2-я часть – останавливаются и размахивают флажками над головой. На повторении музыки: 1-я часть – маршируют, 2-я часть – стучат палочкой о палочку.

Флажки кладут обратно наместо и проходят, садятся на стульчики.

Зайчик на своей музыкальной лужайке приготовил нам задания, игры – Угадайки, хотите поиграть? Тогда будьте внимательны первая игра.

  1. СЛУШАНИЕ

Музыкальная игра «УГАДАЙ МУЗЫКУ ПО КАРТИНКЕ»

На экране проецируется слайд с картинками: марширующие солдатики, дети, танцующие польку, ежик в траве, мама, укачивающая ребенка.

Нам надо угадать музыку, если мы правильно угадаем все мелодии, то картинки исчезнут, и мы выполним зайкино задание, (музыкальное произведение звучит, а дети его называют)

  • «Марш»;
  • Колыбельная;
  • «Ежик» – музыкальная пьеса;
  • «Полька».

По мере угадывания картинки исчезают с экрана.

  1. ПЕНИЕ

Музыкально-дидактическая игра «УГАДАЙ ПЕСЕНКУ»

Проигрываются мелодии знакомых песенок:

  • «Три синички»,
  • «Весенняя полька»,
  • «Новый дом»,
  • «Зайчик».

По ходу угадывания дети исполняют по куплету с припевом.

  1. Музыкально-дидактическая игра «УГАДАЙ ИНСТРУМЕНТ»

За ширмой спрятаны музыкальные инструменты: бубен, маракасы, бубенцы, треугольник, ложки, барабан. По очереди проигрываются за ширмой инструменты, а дети по звуку угадывают, какой инструмент прозвучал.

  • Как вы думаете, Зайчику понравилось, как вы справились с его заданием, вот только он еще хочет посмотреть, какие танцевальные движения мы с вами знаем. Покажем?
  1. МУЗЫКАЛЬНО-РИТМИЧЕСКИЕ ДВИЖЕНИЯ.

Танец «ВОТ ТАК ВОТ».

Для этого встанем в красивый хоровод и исполним танец «Вот так вот» (Белорусская народная мелодия).

  1. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГА. РЕФЛЕКСИЯ

Как вы думаете, мы со всеми заданиями зайчика справились? Какая игра понравилось вам больше других? А какая игра показалась вам трудной? Какое у вас настроение? Если вам понравилось играть с зайчиком, возьмите красную нотку, а если нет, то выберите темно-синюю. Покажите зайчику нотки. (Под музыку дети выбирают нотки) А теперь вам пора возвращаться, давайте попрощаемся с зайчиком: «До свидания»!

Читайте также:  Индивид карта развития ребенка в доу

Под веселую музыку дети выходят из музыкального зала.

Самоанализ к конспекту НОД «Лужайка музыкальных Угадаек» .

Методика и организация процесса музыкального воспитания в младшем и среднем дошкольном возрасте строиться преимущественно с опорой на практические и наглядные методы, с учетом игрового принципа обучения и в форме сюжетно-тематических, интегрированных музыкально-игровых занятий.

Данная непосредственно образовательная деятельность проводилась с детьми старшего дошкольного возраста 3-4 лет.

Цель занятия: Обогащение музыкального опыта детей в процессе синтеза музыки с игровой деятельностью.

Задачи: Основная образовательная область

  • учить слушать и называть музыкальные произведения на слух; закреплять умение исполнять, ранее разученные песни; активизировать музыкальный словарь детей (названия музыкальных инструментов – маракасы, бубенцы, бубен, ложки, барабан, треугольник, названия музыкальных произведений и песен).
  • развивать умение исполнять песни и двигаться под музыку, развивать слуховую память, наблюдательность, чувство ритма.
  • воспитывать слушательскую и исполнительскую культуру детей, сообщать о своем настроении.

Структура занятия

Была проведена большая подготовительная работа:

1. по слушанию музыки, организованная  по трём этапам:

Первый этап – первоначальное знакомство детей с музыкальным произведением.

Второй этап – повторное слушание, разбор произведения, привлечения внимания детей к основным средствам музыкальной выразительности.

Третий этап – узнавание произведения, уточнение отдельных средств выразительности.

2.В процессе разучивания песен использовались различные методические приемы: пропевание ее по частям, слушание мелодии, исполненной на фортепиано, пение небольшими подгруппами, индивидуальное пение, пение «солиста» и «хора». Интерес к пению поддерживался  поощрительными словами педагога.

3.Помимо игр дети исполняют пляски, чаще под народные плясовые мелодии, для которых характерно наличие запева и припева. Эти пляски особенно близки детям, хорошо ими запоминаются. Строятся пляски на простейших элементах плясовых движений, которые являются наиболее удобными для детей данного возраста («пружинка», «выставление ноги на пятку», «фонарики», «хлопки», «кружение вокруг себя»).

ХОД ЗАНЯТИЯ:

  • Водная часть: (организация детей) – 2 минуты
  • Основная часть: (практическая деятельность) – 15 минут
  • Заключительная часть (подведение итогов) 3 минуты

Данная структура вполне оправдана, так как каждая часть НОД направлена на решение определенных педагогических задач и предлагает выбор адекватных методов и приемов.

Водная часть непосредственно образовательной деятельности (НОД) – предполагала организацию детей: переключение внимания на предстоящую деятельность, стимуляцию интереса к ней, создание эмоционального настроя, установку на предстоящую деятельность, объяснение.

Основная часть НОД – это деятельность детей, направленная на самостоятельную умственную и практическую деятельность, выполнение всех поставленных учебных задач.

Непосредственно образовательная деятельность была построена с использованием элементов современных образовательных технологий: индивидуально

дифференцированного обучения, информационно-коммуникационных технологий, развивающих дидактических пособий.

Индивидуализация обучения проявлялась в оказании затрудняющимся при выполнении заданий детям помощи, напоминания, дополнительного объяснения, а также в учёте педагогом особенностей мышления и темпа восприятия каждого ребенка. Во время НОД старался общаться с детьми на одном уровне, «глаза в глаза», а не доминировать над детьми. Отношения между мной и детьми выстраивались по принципу субъект-субъектных. Я старался быть в позиции «рядом».

В заключительной части НОД – подводился итог деятельности, используя метод анализа успешности выполнения заданий.

Длительность НОД соответствует гигиеническим нормам для детей данного возраста – 20 минут. Воздушный, тепловой, санитарный режим были соблюдены.

Образовательная деятельность получилась насыщенной, интересной. Логичность построения различных видов деятельности, позволило провести ее не выходя за рамки времени – 20 минут.

Источник

Гузель Мурзина
Викторина «Музыкальная палитра» для детей старшего дошкольного возраста с участием родителей

Викторина «Музыкальная палитра»

для детей старших групп и их родителей

Цель:

Активизировать и обогащать музыкальную культуру детей и их родителей.

Задачи:

1. Создать радостную и торжественную атмосферу.

2. Побуждать детей и родителей к активному участию в музыкальной викторине.

3. Популяризация значимости музыки среди родителей воспитанников.

4. Создать единое творческое пространство для игрового общения родителей и детей.

Ход мероприятия

Ведущий: Здравствуйте, друзья! Уважаемые дети, воспитатели и гости! Мы собрались на большой и интересный праздник – «Музыкальная палитра»! Мы окунемся в волшебный мир музыки. Сегодня нас ждут веселые игры, конкурсы, загадки. Я представляю вам участников нашей игры – это команда «Забавные нотки» и команда «Домисольки». Оценивать ваши знания будет жюри.

Фея Музыки: Я – Фея музыки, друзья,

Меня, конечно, вы узнали.

Все эти годы, день за днем,

Я появляюсь в этом зале.

Друзья, я приготовила вам замечательный подарок – музыкальную шкатулку. Я ее вам подарю, если вы ответите на музыкальные вопросы.

Читайте также:  Для чего нужно раннее развитие ребенка

1. Сколько струн у балалайки? (Три)

2. Как называется песня, которую мама поёт засыпающему ребенку? (Колыбельная)

3. Кто из героев мультфильмов любил петь на пляже, загорая под лучами солнышка? (Львенок)

4. На каком музыкальном инструменте играл былинный герой Садко? (Гусли)

5. Как зовут поющего и самого миролюбивого кота? (Леопольд)

6.Какой персонаж мультфильма пел: «Я играю на гармошке»(Крокодил Гена)

7. Кто помог волку изменить голос в сказке «Волк и 7 козлят»? (Кузнец)

8. Какой полевой цветок имеет очень музыкальное название? (Колокольчик)

Фея Музыки: Молодцы! Вы справились с заданием, и я дарю вам музыкальную шкатулку. Только откроется она тогда, когда вы ответите на все вопросы нашей викторины. А помогут вам в этом ваши знания о музыке, смекалка и находчивость.

Ведущий: Ровно семь цветов у радуги,

А у музыки семь нот.

На земле для нашей радости

Вечно музыка живёт! (Автор М. Пляцковский)

Первый конкурс: “Музыкальные загадки»

Скажите, а вы знаете названия музыкальных инструментов. Тогда попробуйте догадаться, о каком инструменте идет речь.

Та команда, которая знает ответ, поднимает руку.

1. Очень весело поет,

Если дуете в нее.

Вы все на ней играете

И сразу отгадаете.

Не палочка, не трубочка,

А что же это?. (Дудочка)

2. Мама как-то мне сказала,

Что её бабуля Марфа,

Очень здорово играла

Не на домре, а на… (Арфе)

3. Все мы очень любим слушать

Как поёт у нас Тамара,

И в руках её послушна

Шестиструнная… (Гитара)

4. Знайте, они с барабаном соседи.

Сделаны они из меди.

Вовремя нужно руками взмахнуть,

Звонко ударить, потом отдохнуть.

Партия их не пустяк, не безделка,

В музыке тоже бывают… (Тарелки)

5. Это что за инструмент высотою в целый дом?

В трубы, в дерево одет, украшения на нем.

Голосов имеет много этот звучный великан.

Он то ласковый, то строгий, а зовут его… (Орган)

6. У него рубашка в складку,

Любит он плясать в присядку.

Сорок пуговиц на нем

С перламутровым огнем

Весельчак, а не буян,

Голосистый мой … (Баян)

7. Он на солнце заблестит,

Нежным звуком одарит.

В джазе самый первый он,

Серебристый … (Саксофон)

Второй конкурс: «Танцы народов мира»

Ведущий: Ваша задача определить, какому народу принадлежит танец.

1. Русский

2. Цыганский

3. Греческий

4. Еврейский

5. Грузинский

6. Итальянский

Третий конкурс: «Выбери духовые музыкальные инструменты»

Ведущий: На карточке изображены различные музыкальные инструменты ваша задача – обвести только духовые музыкальные инструменты.

Музыкальная пауза – песня «По следам»

Четвертый конкурс: «Четвертый лишний»

Ведущий:Вам задание на смекалку: догадайтесь, по какому признаку сгруппированы слова и уберите лишнее.

1. скрипач, гитарист, арфа, пианист.

2. гитара, дирижёр, баян, скрипка.

3. опера, вальс, полька, танго.

4. Моцарт, оркестр, Бетховен, Шопен.

Пятый конкурс: «Устами ребенка»

Ведущий: Следующее задание – отгадай ответ ребенка. Я поочереди каждой команде задаю вопрос и предлагаю несколько вариантов ответа. Предварительно эти вопросы мы задавали вашим детям, и у нас имеется видеозапись их ответов. Вы должны отгадать, как ответил на вопрос ваш ребенок.

1. 1. Что открывает скрипичный ключ?

1. Дом

2. Скрипку

3. Музыку

4. Ноты

5. 2. Сколько музыкальных инструментов в оркестре?

1. 5

2. 11

3. 100

4. 22

5. 3. Как называют человека, который пишет музыку?

1. Режиссер

2. Поэт

3. Композитор

4. Писатель

5. 4. Каких двух цветов клавиши у фортепиано?

1. Розовые и белые

2. Красные и синие

3. Зеленые и желтые

4. Белые и черные

Шестой конкурс «Музыкальный кроссворд»

Ведущий: Мы увидели, что вы хорошо знаете названия музыкальных инструментов. А сейчас мы проверим, узнаете ли вы их по звучанию. А помогут вам в этом картинки-подсказки.

(включается аудиозапись звучания инструментов)

Седьмой конкурс: «Угадай мелодию»

Ведущий: Командам поочереди будут предложены фрагменты музыкальных произведений. Вы должны назвать, из какого произведения эти фрагменты.

Фея Музыки: Молодцы! Справились со всеми заданиями нашей викторины. И сейчас мы сможем открыть нашу музыкальную шкатулку.

Семь подружек голосистых,

Семь звоночков серебристых

Все в шкатулочке живут,

Звонко песенки поют,

Тайны музыки расскажут,

В мир волшебный путь покажут.

(открывает шкатулку, звучит музыка)

Фея: А в шкатулочке награды для участников нашей викторины!

Ведущий: Слово предоставляется жюри.

(Жюри оглашает итоги конкурсов, награждение команд)

Ведущий: Приглашаются команда Домисольки и команда Веселые нотки, для награждения.

Ведущий: Дорогие друзья, наша музыкальная шкатулка закрывается, музыка в зале затихает, но музыка в душе каждого из нас пусть не умолкает. Давайте все вместе споём песню «Детский сад».

Источник