Вопросы к психологу о развитии ребенка

Вопросы к психологу о развитии ребенка thumbnail

Среди мам редко встречаются лентяйки. Большая часть мамочек относятся к своему малышу как к главному сокровищу своей жизни и готовы сделать всё, чтобы вырастить своего ребёнка умным, успешным, и счастливым человеком.
Вот только что для этого нужно делать? Мамы в растерянности. Сейчас так много интересных предложений. Кто-то предлагает учить малыша с рождения английскому языку, кто-то предлагает с года усиленно развивать математические способности, кто-то предлагает увлекательные оздоровительные системы. Но, увы, вместить все эти прекрасные вещи в одну человеческую жизнь, где в сутках всего лишь 24 часа, просто невозможно. Что же выбрать? Что действительно нужно развивать как можно раньше, а что может подождать? И нужно ли вообще спешить развивать ребёнка, ведь сейчас все громче звучат голоса тех, кто утверждает, что раннее развитие только калечит психику ребёнка, отнимая у него детство, ценное именно как период беззаботности. Об этом сегодня – вопросы нашему психологу-консультанту Надежде Дягилевой.

1Действительно ли чрезмерно раннее развитие вредит ребёнку? Или это очередной миф?

Хотим мы того или нет, ребёнок развивается каждую минуту своей жизни. Трава не может не расти, ребёнок не может не развиваться. Идея о том, что можно направленно развивать своего малыша, заботиться об этом, безусловно очень ценная и продуктивная. Но очень важно помнить, что функции мозга ребёнка развиваются постепенно. И надо развивать малыша грамотно, в соответствии с этапами созревания мозговых функций. Это первое. А второе – у нас ведь очень любят развивать ребёнка интеллектуально, натаскивая его читать, писать, считать тогда, когда ему это ещё реально не нужно. Но эти навыки очень легко оценить: вот ещё вчера ребёнок не читал, а сегодня читает, как здорово, мы его развили! Родители гордятся достижениями ребёнка, гордятся собой, и им невдомёк, что они, несвоевременно засадив ребёнка зубрить буквы и слоги, лишили его возможности играть, а в игре развивать социальные навыки, фантазию – качества для жизни не менее важные, между прочим.

Хотим мы того или нет, ребёнок развивается каждую минуту своей жизни

2Если спешить с развитием навыков чтения и письма не нужно, что тогда стоит развивать?

До трёх лет очень важно дать ребёнку возможность свободно двигаться, взаимодействовать с миром, развиваться физически. В этом возрасте физическое развитие и интеллектуальное очень связаны. Есть такой очень известный пример: проводили в 80-х годах прошлого века исследования, сравнивали интеллектуальное развитие детей из бедных семей африканцев и детей белых семей, относящихся к среднему классу в Америке. Так вот, дети из бедных африканских семей значительно опережали в развитии своих сверстников из обеспеченных семей. Стали выяснять, почему. Оказалось, что африканские дети ползали, а потом бегали свободно по дому, по двору, имели возможность играть с самыми разнообразными предметами быта, гоняли кур и т.п. А их американские сверстники сидели в это время в чистеньких манежах, играли чистенькими, яркими, но такими однообразными игрушками, их среда была намного более безопасной, но бедной. Они не бегали, их возили в красивых колясочках. Их двигательная активность была намного ниже.

3Значит, важно развивать ребёнка физически? Специальная гимнастика, плавание с рождения?

Это просто здорово, если вы с рождения будете заниматься с ребёнком грудничковой гимнастикой, делать ему массаж и возить его в бассейн плавать. Это желательно, но вовсе не обязательно. Ну, нет рядом с вашим домом бассейна, а дома только душевая кабинка, а не ванна. Ну, не умеете вы гимнастику с грудничком делать, боитесь его уронить, ну, не страшно это. Главное – дайте ребёнку возможность двигаться. Не держите малыша в манеже и на руках. Не ограничивайте его жизненное пространство развивающими ковриками и коляской. Пусть он ползает по полу, пусть гуляет на кухне под столом. Пусть открывает шкафы и исследует их содержимое (конечно, всё опасное для ребёнка нужно убрать на те полки, куда он залезть не может). Пусть он играет кастрюлями и ложками, пусть он хватает собаку за хвост (если она не агрессивная и вы рядом). А когда он начнет ходить – дайте ему возможность рвать траву и залезть в лужу, и лепить куличики из грязи, и собирать камни. И этим вы сделаете для его развития не меньше, а больше, чем, если с утра до ночи будете заниматься с ним заучиванием букв и цифр.

Спросите малыша, что он чувствует, думает. Поделитесь с ним своими эмоциями

4Ну, хорошо, предположим, я готова разрешить своему ребенку пачкаться и бегать по траве, но что еще я могу сделать для развития ребенка?

Самое простое, что не требует от нас никаких материальных затрат и оказывает просто фантастическое влияние на развитие ребёнка – это общение с ним. Разговаривайте с ним. Только не так, как мы обычно разговариваем с детьми – бесконечно поучая и направляя: “не лезь в лужу”, “отдай Саше лопатку”, “пойдём домой”. Разговаривайте как с человеком. Ведь ребёнок, даже самый маленький – уже человек. Да, у него крошечный жизненный опыт, да, у него совсем мало знаний о мире, но он человек. Да, конечно, вы должны давать малышу информацию. Рассказывайте ему о мире. Это трава, она зелёная. Это берёзка, посмотри, у нее белая кора. А это каштан. Вот какие у него листья. А вот его плоды, каштанчики, и т.д. Но это не всё. Спросите малыша, что он чувствует, думает. Поделитесь с ним своими эмоциями. Например, скажите, как вы радуетесь, когда на деревьях появляются листики. Скажите малышу, как вам нравится, как шуршит листва, когда дует ветер. Расскажите, как вы в детстве собирали каштанчики и хранили их дома в ведёрке, и радовались, что их так много. Такие разговоры разовьют эмоциональную сферу ребёнка. А еще они разовьют ваши с ним взаимоотношения и уберегут от многих проблем с дисциплиной. Это самый простой способ установить эмоциональный контакт. А если этот контакт будет – не будет никогда истерик в магазинах игрушек, как минимум.

Читайте также:  Требования к развитию ребенка пяти лет

Самая актуальная и полезная информация для современных родителей – в нашей рассылке.

С нами уже более 30 000 подписчиков!

Самое простое, что оказывает просто фантастическое влияние на развитие ребёнка – это общение с ним

5Но есть ли всё-таки среди развивающих методик ценные? Или возимся в грязи, бегаем и разговариваем с ребёнком день и ночь – и все, больше ничего не надо?

Конечно, ценные методики есть. Очень хорошо, когда с ребёнком 4-6 лет занимаются по методикам, развивающим способность сосредотачиваться, концентрировать внимание на каком-то предмете. Очень полезны старшим дошколятам задачки на развитие логики, умение находить сходство и различие. Н все это должно быть в меру.

6Если ребёнок не хочет заниматься по развивающим методикам, как его заставить?

Если ребёнок не хочет заниматься по развивающим методикам, значит, вы что-то делаете не то или не так. И тут ни в коем случае нельзя ребёнка заставлять. Важно найти свою ошибку и ее исправить. Может быть, ребёнок не здоров, переутомлён. Может быть, вы слишком усердствуете и слишком подолгу занимаетесь. Может быть, ваш ребёнок перерос эти занятия или не дорос до них. Может быть, данная методика не подходит именно вашему ребёнку.

7Вы говорите, что роль раннего интеллектуального развития переоценивается родителями. А есть ли какие-то полезные навыки и умения, роль, развития которых недооценивается?
Да. Всё то, что невозможно оценить так же элементарно, как навыки чтения, письма и т.п. – игнорируется. Развитие эмоционального интеллекта, например. Навыки социального общения. Но об этом мы уже говорили. Вот ещё очень важна вещь – креативность мышления. С её развитием совсем беда, креативность нормальные родители не просто не развивают, а убивают в детях всячески.

У большинства родителей просто нет понимания, что такое креативность, и как её развивать

8Как родители убивают в детях креативность? Почему?
Дело в том, что у большинства родителей просто нет понимания, что такое креативность, и как её развивать. При этом общество с огромным уважением относится к людям с креативными способностями – писателям, артистам, художникам, учёным. Но на их креативные способности, талант, смотрят как на некий дар небес, который либо есть, либо нет. И не понимают, что всякий реализованный талант – это некий конгломерат врождённых способностей, упорного труда по развитию этих способностей и креативного мышления, которое можно и нужно развивать. И развивать его довольно просто. Для этого всего лишь нужно позволить детям поступать так, как они хотят. В идеале – всегда, как минимум – во время занятий творчеством. Большая часть родителей абсолютно уверена, что творчеством надо заниматься “как положено”, по образцам. Послушайте, что они говорят детям: “что ты лепишь, зайцев с пятью ногами не бывает”, “рисуй правильно, как учитель показал”, и т.п. Душится всякое проявление индивидуальности. То же и в обыденной жизни. “Делай, как положено”, “не придумывай глупостей”, “не мели чепухи” – только и слышит со всех сторон ребенок. И его способность фантазировать, придумывать новое, свое угасает, как нечто ненужное, постыдное и опасное. А родители ведь не со зла. Они просто не понимают, что делают.

9Как же развивать креативное мышление? И зачем оно нужно тем, у кого нет никаких явных ярких талантов?
В дошкольном возрасте, о котором мы говорим, отнюдь не все таланты могут проявиться. Очень многие яркие способности раскрываются позже. Ну и потом, такой тип мышления очень полезен сам по себе. Человек с креативным мышлением будет творцом и хозяином своей жизни. При любых обстоятельствах. А развивать такое мышление можно не только во время занятий творчеством. Каждая минута жизни ребёнка может способствовать такому развитию. Ведь что такое креативность? Это способность мыслить самостоятельно, не по шаблону. Значит, важно не вбивать в голову ребёнка шаблоны, а обсуждать с ним возможные модели поведения. И последствия каждого из вариантов поведения. Приведу пример. Вот ваш ребёнок сел на землю холодной осенью. Конечно, первым делом вы его поднимете. А дальше можно сказать: “Не сиди на земле. Холодно, ты заболеешь”. Так вы создаете шаблон: холодная земля = болезнь. Шаблон полезный, безусловно. Но можно пойти по другому пути. Спросить ребёнка: “Сейчас холодно. Как ты думаешь, что будет, если сидеть на земле?”. Порассуждать вместе. Так у ребёнка формируется привычка думать.

Читайте также:  Развитие недоношенного ребенка по месяцам до 1 года таблица рост вес

10Но можем ли мы научить ребёнка тому, чего не умеем сами? Мыслить креативно, например? Обсуждать свои чувства? Или радоваться красоте мира? Ведь все мы несовершенны и умеем не всё, и у каждой из нас свои уязвимые места?

Время, когда наши дети маленькие – это время величайшего творческого расцвета в жизни женщины. Нет более творческой работы, чем воспитание человека. И в этот период мы как никогда открыты для развития. А дети – лучшие учителя. Они покажут нам все наши слабые места, чтобы мы могли развиваться и развивать своих детей.

Быстрая регистрация

Получите 5% скидку на первый заказ!

Источник

Нам очень помогли Ваши рекомендации. Что-то удалось исправить, что-то само прошло, но одна дочка больше не боится оставаться, панического страха больше не наблюдается

Спасибо Вам за ответ. Я очень много интересного и полезного почерпнула из ваших слов. И мне придало это сил и уверенности. Ваши советы и информация очень полезны. Вы как-то собрали все мои мысли в кучу, теперь мне будет легче скорректировать свои действия.Спасибо еще раз.

Огромное спасибо Вам за ответ и подробную беседу с моей проблемой,спасибо за рекомендованные книги, Вы очень мне помогаете, я как раз хотела прочесть книги,но не знала с каких начать,Ваши рекомендации были вовремя. Вы та все подробно расписываете и простым языком разъясняете, что на душе становится легче.

Я благодарю Вас за  Вашу работу, за столь развёрнутый и быстрый ответ!!! Всё приму к сведению, проведу работу с самой собой, всё выпишу и буду последовательной. Как будто камень с души, сегодня я не плачу и верю, что всё наладится. Благодарю Вас!!!

Спасибо вам за ответ и за ваш проект!! Это просто замечательно, что в наше время есть такие люди!!!

Выражаю Вам огромную благодарность за столь объёмный и исчерпывающий ответ!!! Сын переходит в другую школу и класс. Стресса по этому поводу у него нет. Подумал, что так ему будет лучше.  Ещё раз спасибо огромное за помощь,потому что многое было не понятно. Верила учителям, что действительно всё так плохо. Но забыла, что есть психологи, неврологи и другие специалисты . Сейчас сложились все пазлы. Низкий поклон, Вам!!!

Я многодетный отец, и думаю так: в простых ситуациях можно действовать согласно сиюминутному решению. Но в серьезных вопросах лучше советоваться с людьми, для которых психология ребенка — предмет профессионального изучения. Тогда не придется тратить время на изобретение велосипеда.

Спасибо вам за поддержку и новые подходы решения нашей проблемы. Вы дали развернутый ответ и много разных способов. Мы с женой будем обращаться неоднократно к вашему письму, перечитывать его, применять в нашей ситуации, а кое-что уже помогло) спасибо.

Вводить культуру общения семьи с психологом просто необходимо! Это уникальная возможность бесплатно, в любое время, не выходя из дома, конфиденциально получить помощь профессионалов и слова поддержки. Удачи всей команде!!!

У меня две дочки, 3-х и 7-и лет. Я их безумно люблю и хочу, чтобы они выросли свободными, полноценными и с минимумом комплексов, многие из которых приобретаются в детстве.  Так что если у меня возникают вопросы по поводу моих обожаемых чад, — я не стесняюсь и спрашиваю.

Спасибо большое за ответ. Очень нужная и полезная информация. Сейчас ситуация налаживается. Вспоминаю всё как страшный сон!

Спасибо большое за Вашу работу. Более‑менее, после Ваших пояснений, мне стало понятно, что происходит и что предпринять.

Спасибо, за быстрый и такой развернутый ответ. Спасибо вам за ваши рекомендации, многое стало более понятным, прислушаемся обязательно к вашим советам и сможем восстановить дружные и доверительные отношения с нашим любимым ребенком))

Большое спасибо за внимание к моему вопросу. Обязательно возьму на вооружение Ваши советы, уже кое-что пробовала, не все работает, нужно подбирать ключик. Обязательно буду обращаться в дальнейшем.

Читайте также:  Фгос до о требованиях к среде развития ребенка

На многие «детско-родительские» вопросы бывает сложно найти ответ самим, поэтому возможность задать их специалистам, здесь и сейчас — это очень важно.

Многих конфликтов в семьях можно избежать, если вовремя получить помощь квалифицированных специалистов. Я считаю, что запуск этого проекта — это весомый вклад в воспитание подрастающего поколения, а значит, и в наше будущее.

Спасибо за ответ. Разные психологи давали нам разные советы. Ваше описание очень помогло мне посмотреть на эту проблему со стороны. Буду больше проводить время с дочерью. Ещё раз спасибо.

Благодарю вас за хорошие советы. Спасибо за рекомендованную литературу, обязательно прочту. Удачи во всем и всех благ.

Я безмерно благодарна Вам за каждое, практически, слово. А оно у Вас, каждое, взвешенное и неслучайное. Метафора — просто спасительная. Еще и еще раз спасибо. Вы умны, профессиональны, благородны, уместны и крайне полезны! Я воспринимаю ваши письма как нечто бесценное. Благодарю!

Спасибо вам большое! Я попробую спокойно реагировать на срывы сына. Я просто не понимаю, это вообще нормально у ребёнка, переживаю за его будущее. Для меня ваши советы очень важны и полезны. Спасибо

Большое спасибо за Ваше письмо. Общение с Вами позволило мне успокоиться и понять, что все не так уж плохо. Конечно, очень сложно увидеть в любимом мальчике взрослого человека. Но я попробую воспользоваться Вашими советами и думаю, что мы справимся.

Источник

Живой диалог с детским психолог на этом сайте в виде «вопрос-ответ» — многолетняя традиция. Эта осень и зима были особенно «бурными» по части активности родителей. За три месяца на сайте и в авторском блоге накопилось около 150 вопросов. И все это на фоне моей плотной подготовки в интернет-семинару по развитию речи, когда все ресурсы были брошены именно туда.

Поэтому на большинство вопросов я стала отвечать только после Нового года. И вот свершилось — я наконец-то все разгребла. Так что, если вы задавали вопрос  — ответ уже есть.

Какие новые рубрики я сейчас добавляю в список страниц для вопросов:

  1. Детский сад и адаптация
  2. Ребенок идет в 1 класс
  3. Детская сексуальность

Видео-уроки с детским психологом

Несколько моих общих комментариев по ходу:

  1. Вопросы не публикуются сразу, а только после моего одобрения или ответа. Дублировать их не нужно. Спам отсеивается автоматически.
  2. Подробнее о том, что такое диалог с психологом в этом формате и о моих правилах можно прочитать в заметке «Наши традиции».
  3. Вопросы можно задавать не только на специальных страницах, но и под каждой статьей или заметкой на главной.
  4. Напоминаю, что это бесплатная форма моей работы и это не полноценная консультация, я указываю только направление.
  5. Не будьте слишком эгоцентричными, требуя к себе «персонального» внимания. Сейчас только на этом сайте уже собралась около 400 вопросов-ответов, а в авторском блоге их около 1500.  Там наверняка есть диалоги, которые помогут вам сориентироваться.
  6. Уделите внимание заметкам на главной странице и авторским статьям. Они находятся в свободном доступе.
  7. Задавая вопрос, не строчите целые страницы. Достаточно двух абзацев, чтобы описать ситуацию. В первую очередь я отвечаю на компактные вопросы, а огромные описания по поводу каждого «чиха» ребенка смотрю по диагонали. Моя частная жизнь — священна. Так же, как и ваша, кстати. Вы ведь не придете ко мне ужин готовить, пока я вечера посвящаю вашим вопросам.
  8. Если вы действительно хотите со мной поговорить подробно и о многом, то для этого есть консультация по скайпу. И не одна.
  9. Если вы хотите, чтобы я срочно уделила вам внимание — так же стучите в почту по поводу консультации по скайпу. На ваш вопрос я могу ответить в течение дня или в течение двух недель, но иногда он ждет своей очереди месяц-другой.
  10. Для того чтобы точно узнать, что мой ответ на ваш вопрос уже есть, поставьте под ваши вопросом галочку в окошко с просьбой уведомить вас по почте.
  11. Вы можете подсказать мне новые рубрики. Сейчас у нас есть возрастные рубрики и «семейные трудности».

Видео-уроки с детским психологом

Вопрос-ответ - живой диалог с детским психологом :-)

Вопрос-ответ — живой диалог с детским психологом 🙂

Ольга Исаенко,

детский психолог,

кандидат психологических наук

ВНИМАНИЕ! В моей почте накопилось много вопросов (очень много!). Поэтому пока не отвечу — возможность задавать вопросы на сайте временно приостанавливаю. Все серьезные и сложные вопросы можно решать на консультации по скайпу, а также, прочитав полезные заметки для родителей на главной и 200 вопросов-ответов, которые уже есть на этой странице. Или присоединиться к нашим группам ВКонтаке и видео-урокам  «Непослушный ребенок», «Самостоятельный ребенок», «Рецепты для родителей», Если ребенок плохо говорит, Лекция о развитии детского мозга.

Источник