Вопросы и их роль в умственном развитии ребенка

Форма проявления любознательности ребёнка, способствующая активному освоению окружающего мира – вопросы детей. Они особенно многочисленны и интересны в дошкольном возрасте, когда ребёнок ещё не овладел достаточным опытом, но активно стремится к приобретению новых знаний. Овладение активной речью позволяет ребёнку выяснять интересующие его факты посредством вопросов. Обилие и разнообразие вопросов детей поражает родителей, а некоторые иногда ставят их в тупик. Следует помнить, что вопросы детей есть отражение мышления дошкольника, которое отличается конкретностью, образностью и эмоциональностью. Дошкольник ещё не владеет научными понятиями, поскольку не освоил действие поведения под понятие — обобщения строятся по произвольным признакам. Совпадение событий во времени он может принять за их взаимозависимость, причину перепутать со следствием, второстепенные признаки считать существенными и т. п. Поэтому некоторые вопросы детей могут казаться взрослым странными и наивными. Это, однако, не должно раздражать родителей и воспитателей, от которых дети ждут ответов. Любознательность, проявляющуюся в вопросах, следует поощрять, предоставляя детям доступные их пониманию объяснения и стимулируя самостоятельную работу мысли. Настораживать должно отсутствие вопросов детей в дошкольном возрасте, которое может свидетельствовать о недостатках развития познавательных процессов. Отвечая на вопросы детей, взрослый должен быть уверен в достоверности сообщаемой информации. Если впоследствии ребёнок уличит его в некомпетентности, это может подорвать авторитет взрослого. Не зная ответа на вопросы детей, лучше просто признаться в этом, а ответ отсрочить. Это вызовет у ребёнка больше уважения, чем «ответ ради ответа». С возрастом детскую любознательность следует направить в русло самостоятельной мыслительной деятельности по решению интересующих задач. Предметно-практическая деятельность, характерная для предыдущих этапов развития, позволила ребёнку в основном сориентироваться в элементарных свойствах окружающих вещей. Однако на её основе невозможно объяснить явления и свойства более высокого порядка: причинно-следственные взаимозависимости событий; конструкции сложных, не доступных для манипуляции предметов; особенности явлений природы, человеческих отношений, событий общественной жизни и т.д. Выделяют два типа (и соответственно два периода) вопросов детей. Первый период возникает с появлением обозначающей (номинативной) функцией речи и связан с речевым обозначением окружающих предметов (вопросы типа «Это что?»). В этот период (около 2 лет) происходит слияние линий развития мышления и речи; слово становится для ребенка одним из свойств обозначаемой вещи. Второй период вопросов детей охватывает середину дошкольного возраста (4—5 лет). Он связан с преодолением зависимости речи от наглядной ситуации и с появлением способности устанавливать причинно-следственные связи (вопросы типа «Почему?»). Появление вопросов детей этого типа свидетельствует о расширении познавательных интересов ребенка, которые начинают включать предметы и явления, не представленные в наглядной ситуации. Кроме познавательной, вопросы детей имеют коммуникативную функцию: они всегда адресованы взрослому и предполагают его ответ. Наличия ответа, независимо от его содержания, как правило, достаточно для удовлетворения познавательных интересов ребенка. Вопросы детей являются главным показателем внеситуативно-познавательного общения дошкольников со взрослым, при котором доминируют познавательные мотивы общения, а взрослый становится источником новой информации.
В основе многих детских вопросов лежит познавательный мотив. Дети задают их в силу своей любознательности, когда испытывают недостаток знаний, стремятся их пополнить, уточнить, приобрести новые. Источником познавательных вопросов является разнообразный опыт ребенка. Вопросы возникают у него при непосредственном ознакомлении с каким-либо предметами или явлениями, в общении с взрослыми и сверстниками, иногда является результатом собственных рассуждений.
О чем же спрашивают дети? Об окружающих их предметах и явлений, о далеких планетах и звездах, космосе, о природе, о происхождении человека и всего живого на Земле, войне и мире и т.д. Детям дошкольного возраста свойственна активная мыслительная переработка впечатлений об окружающем мире. Их вопросы направлены на уяснение связей, отношений между предметами и явлениями действительности; систематизацию своих представлений, нахождение в них аналогии, общего и различного. Вопросы усложняются и выражаются в форме: «Зачем? И почему?»
Для развития детской любознательности важно поддерживать ее, правильно относится к вопросам ребенка. Важнейшее требование к ответам на детские вопросы – уважительное, бережное отношение к ним, стремление понять, что побудило ребенка спросить. Следующее требование – краткость, ясность, определенность ответа. При этом необходимо учитывать уровень умственного развития ребенка. Это требование часто нарушается, когда родители отвечают на вопросы о происхождении людей, о космосе, прошлом. Отвечая на такие вопросы, помните, что представление о времени и пространстве только начинают формироваться в дошкольном возрасте. Дети не в состоянии понять временную протяженность многих событий, о которых спрашивают. Учитывая это, родители могут ограничиться сообщением отдельных фактов.
Детские вопросы о том, откуда берутся дети, наиболее сложны для взрослых. Надо ли открывать детям тайну деторождения? А. С. Макаренко писал по этому поводу: «В таких вопросах не содержится еще никакого особенного полового любопытства, сокрытие тайны еще никаких переживаний и страданий ребенку не принесет. Если вы более или менее тактично отведете вопрос ребенка, отделаетесь шуткой или улыбкой, ребенок забудет о вопросе и займется чем-то другим».
Отвечая на вопросы детей, побуждайте его к новым размышлениям, наблюдениям. Ответы на вопросы о взаимоотношениях между взрослыми и детьми (почему старшим надо говорить «Вы»? почему старших надо слушаться?) старайтесь строить так, чтобы воздействовать на чувства ребенка. Формируйте у детей представления о том, что взрослые много трудятся на работе и дома, воспитывают своих детей, потому что любят их. Дети в свою очередь тоже должны проявлять внимание к старшим, радовать их своим поведением. Такие ответы развивают у детей чуткое отношение к окружающим. Привычка быть внимательным и заботливым по отношению к взрослым воспитывает в детях тактичность, гуманность.
Поощряйте самостоятельную мыслительную деятельность ребенка, отвечая на его вопрос встречным: «А ты как думаешь?» В ответ на вопрос ребенка постарайтесь вовлечь его в наблюдения за окружающей жизнью, почитать ему книгу, рассмотреть вместе иллюстрации.
Источник
Автор: Окшевская Людмила Александровна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: МБДОУ “Детский сад № 87”
Населённый пункт: г.Орел
Наименование материала: статья
Тема: “Вопросы и их роль в умственном развитии ребенка”
Дата публикации: 16.10.2017
Раздел: дополнительное образование
«Вопросы и их роль в умственном развитии ребенка»
Окшевская Людмила Александровна
Учитель-логопед
Первая квалификационная категория
МБДОУ «Детский сад № 87»
Г. Орел
«Вопросы и их роль в умственном развитии ребенка»
Вопросы детей – это не только показатель роста и развития детской мысли,
но и проводник педагогического воздействия. Чем меньше ребенок, чем
менее он развит, тем большее значение для него имеют его вопросы. Вступая
в деятельность, не обладая еще знаниями, а лишь известными данными к
мысли и постижению, отражению действительности, он хочет все узнать,
увидеть, воспринять. Для него, все сущности, все начинается и
исчерпывается вопросами.
Ребенок начинает сознавать окружающее, думать значительно раньше, чем
говорить. К моменту появления первых речевых достижений он успел уже
накопить некоторое количество восприятий. В сознание ребенка льется
широким потоком действительность, но не всегда преломленная через
сознание окружающих, а не только через его собственную мысль и
восприятие, как не велика и их роль. Вот почему на первых порах ответы
детей по существу отражают не только то, что свойственно детской мысли и
сознанию, но и то, что думает об этом окружающая среда. От себя ребенок
добавляет только некоторое преломление через свое сознание,
приспособление этого материала к своей еще слабой психике.
Для раскрытия умственной жизни, сознания и мысли ребенка гораздо более
характерны не ответы, которые мы находим у ребенка, а его вопросы. Именно
они являются на первых порах наиболее ярким показателем детской мысли.
Именно на них педагогу следует обратить свое внимание.
Вопрос несет в себе уже некую определенную мысль и, в этом смысле,
может служить известным указанием; так, ребенок, спрашивающий «кто
это?», глядя на вновь пришедшего человека, уже наметил некоторое
направление, указал, что речь идет не о стуле, не о реке, не о звездах, а о
человеке, и притом стоящем перед ним. Ожидаемое суждение – ответ еще не
родился, но для него уже созданы определенные рамки, и неподходящего
ответа ребенок не примет, поскольку хватит его разумения. Вопросы по своей
природе полны глубокого познавательного смысла: они говорят о том, куда
направлены глаза и уши маленького ребенка, над чем работает его сознание и
мысль, что занимает его внимание.
У ребенка уже, хотя он еще не владеет речью, с первого лепета прорывается
неудержимый и все нарастающий поток разнообразных вопросов. Трудно
заметить их границы: они обычно далеко перерастают рамки простого
восприятия, отражения действительности. Каждый малый воспринимаемый
факт, предмет, явление способны породить у ребенка тысячу вопросов.
Вопросы детей льются в различных направлениях, часто как будто
немотивированно, иногда с большим опозданием, когда породившее их
отражение действительности успело уже отойти на второй план, а ребенок
только теперь встал перед соответствующим вопросом.
Источником детских вопросов является, прежде всего, разнообразный опыт
ребенка. Предметом его интереса может стать все, что так или иначе
приходит в соприкосновение с ним и становится предметом его сознания.
Вопросы возникают и из непосредственного восприятия, и из взаимодействия
с обстановкой. Вместе с тем многие вопросы, возникающие на почве
собственного размышления и интересов ребенка, когда он пытается
сопоставлять, сравнивать и в связи с этим стремится заглянуть за пределы
видимого. Как вопрос у ребенка созревает постепенно, так и ответ не
является для него неподвижным, а растет и углубляется дальше. Сам ребенок
не располагает достаточными средствами для ясной и полной формулировки
и в ответе не может еще собственными силами дойти до достаточной
глубины и полноты. Таким образом, возникает необходимость помогать
ребенку в постановке и постепенном углублении и расширении его вопросов,
в охвате ими всех существенных сторон действительности и в более
углубленном проникновении в ответ.
Где ребенок ищет ответы на свои вопросы? Первоисточником для ответов
является сама воспринимаемая действительность. Она создает костяк всех
представлений ребенка, его умственного фонда. Маленький человек
обращается ко всем, кто способен дать ему ответ, естественно, что, прежде
всего он обращается к тем, у кого привык находить помощь и попечение в
повседневной жизни: к взрослым, к родителям, педагогам. Вопросы,
направленные к старшим братьям, сестрам, товарищам появляются обычно
позже. Еще позже, когда ребенок подрос и овладел в достаточной степени
своими органами действия, передвижения, речи, которые делают возможным
его самостоятельное общение, он обращается с вопросами к своим
сверстникам.
Взрослым необходимо понимать не только явление, которое требует
объяснения, но и характер вопросов ребенка. В расшифровке детских
вопросов буквально на каждом шагу совершаются элементарные
педагогические ошибки. Взрослые легко забывают об особенностях речи
детей и полагаются на форму детских вопросов, часто не понимая их
истинного смысла. Между тем ребенок зачастую не находит в своем словаре
подходящих слов для выражения своего вопроса и нередко облекает его в
неподходящую форму или вовсе отказывается от него. Бывает и так, что дети
задают вопрос, с внешней стороны вполне определенный, но смысл слов не
совпадает с тем, который в них обычно вкладывают взрослые. Так, малыш
утверждает, что он купался вчера, а взрослые решительно оспаривают это и
упрекают его в том, что он выдумывает. А у малыша слова «вчера» значило,
что он купался до сна, так как он только что проснулся после купания и
дневного сна. Утверждения отдельных авторов, что вопросы у детей
появляются в четырехлетнем возрасте, без сомнения ошибочны:
познавательно-ориентировочные вопросы встречаются у детей с 2 лет, т.е. с
момента овладения речью. Можно с уверенностью сказать, хотя бы по
вопросительным взглядам ребенка, что вопросы возникают намного раньше.
Нам, взрослым, необходимо стремиться проникнуть через барьер детских
несовершенных словесных форм к истинному смыслу его вопросов. Пусть
ребенок говорит детским языком, а мы только тогда ответим на его вопрос,
когда останемся самими собой, а не перейдем на почву сюсюканья.
Все это зовет к вдумчивому отношению к детским вопросам: именно в них
мы находим мощное средство для умственного роста детей и для
воспитательного воздействия на них. Здесь раскрываются умственные
горизонты ребенка. Как ни важны ответы, которые должен усвоить ребенок
на пути своего развития, вопросам должно принадлежать в психологическом
и педагогическом отношении основное место.
Используемая литература:
Тонкова-Ямпольская Г.В. «Детские вопросы»,1968 г.
Петрова А.А. «Вопросительные высказывания детей»,1994г.
Вахтина И.Ю. «Роль детских вопросов», 2000г.
Позднякова Л.А. «Вопросы и их роль в умственном развитии детей»,2005г.
Источник
Дорогие друзья, мы рады познакомить вас с Гилевой Ириной Викторовной, воспитателем МБ ДОУ «Детский сад № 125» г. Новокузнецка Кемеровской области. Сегодня Ирина Викторовна предлагает вашему вниманию статью «Вопросы ребенка как основная форма проявления любознательности и познавательных интересов ». Данный материал будет интересен педагогам ДОУ и родителям.
Краткий комментарий к статье от Ирины Викторовны:
«Ребенок часто спрашивает о том, что его волнует, просит почитать, рассказать. Издавна вопросы ребенка считались основной формой проявления любознательности познавательных интересов. Именно познавательный мотив лежит в основе многих детских вопросов. Дети задают их в силу своей любознательности, когда испытывают недостаток в знаниях, стремятся их пополнить, уточнить, приобрести новые».
Познавательного чтения…
Вопросы ребенка как основная форма проявления любознательности и познавательных интересов
Дети – пытливые исследователи окружающего мира. Эта особенность заложена в них от рождения. В свое время И.М. Сеченов говорил о прирожденном и «крайне драгоценном» свойстве нервно-психической организации ребенка – безотчетном стремлении понимать окружающую жизнь. Обладая огромной побудительной силой, любознательность и познавательный интерес заставляют детей активно стремиться к познанию, искать способы удовлетворения жажды знаний.
Ребенок часто спрашивает о том, что его волнует, просит почитать, рассказать. Издавна вопросы ребенка считались основной формой проявления любознательности познавательных интересов. Именно познавательный мотив лежит в основе многих детских вопросов. Дети задают их в силу своей любознательности, когда испытывают недостаток в знаниях, стремятся их пополнить, уточнить, приобрести новые.
Характерными чертами умственного развития ребенка дошкольного возраста являются: любознательность, пытливость, стремление доискаться причины наблюдаемого явления, найти ответ на возникающие у него вопросы. Одним из ценных свойств развивающегося и познающего мир человека является стремление к узнаванию нового. Ребенок интересуется всем, что окружает его, хочет проникнуть в суть явлений, пытается делать самостоятельные умозаключения. Это так называемый познавательный интерес, который имеет огромное значение в умственном развитии ребенка: являясь побудительной силой к приобретению знаний, умений и навыков. Он содействует накоплению представлений, жизненного опыта, обогащению интеллекта.
При помощи вопросов ребенок исследует мир взрослых, постигает названия вещей, их признаков и действий. Запас слов быстро нарастает, дети употребляют слова в самых разнообразных грамматических формах и сочетаниях. Они выражают свои мысли не только простыми, но и сложными предложениями.
Вопросы ребенка – это показатель развития его мышления. У дошкольников появляется желание выяснить, понять непонятное. Эту потребность они выражают в форме вопросов.
Вопросы – это лакмусовая бумажка детской любознательности. Они выражают активное познавательное отношение к окружающему. Умение задать вопрос показывает, что ребенок способен заметить то или иное явление, установить связь одних явлений с другими. По вопросам можно судить и об интересах ребенка, и об его развитии, и о тяге к знаниям. Интересы тесно связаны со всеми сторонами психического развития ребенка – вниманием, волей, памятью, эмоциями и прочими, что увлекает, заставляет размышлять, сосредоточиться, легче запоминается, вызывает чувства. У ребенка интерес играет большую роль в мобилизации его умственной активности, организации деятельности, поведения, стремления к добыванию знаний. Пытливость заставляет ребенка тянуться к книгам, побуждает к исследованиям, путешествиям. Та же самая пытливость воспитывает людей, помогает им на всю жизнь сохранить удивление, неуемное желание к познаванию мира, к новым открытиям, достижения, к новым «зачем?», «почему?», «как?», «а что дальше?».
Малыш, сталкиваясь с новыми, невиданными еще предметами, спрашивает: «Что это?». Он требует разъяснений, так как пытается осмыслить то, с чем встретился. Впервые обращенный к взрослому вопрос «Что это?» – свидетельство пробуждающегося интереса ребенка к окружающему миру. В дальнейшем, знакомясь с предметами и их свойствами, он начинает вникать в причинную связь и тогда снова обращается за разъяснениями: «Зачем это? Чье это? Для чего оно? Из чего оно сделано?». Видя знакомые и незнакомые предметы, необычные для него события, ребенок сравнивает их, удивляется тому, что не совпадает с уже имеющимися у него представлениями. Содержание детских вопросов разнообразно: об окружающих предметах, их назначении и качествах, о природе, о технике, о мироздании и происхождении человека, о людях и их поступках, об общественных явлениях и событиях, о новых гаджетах.
Вначале вопросы ребенка носят почти исключительно осведомительный характер. Вопрос возникает тогда, когда происходит столкновение знакомого и незнакомого. Первые вопросы не носят ясно выраженной познавательной направленности. Ребенка интересуют названия и назначения предметов: «Что это? Кто это? Зачем?». Познавательные вопросы возникают на основе накопленных знаний. Когда запас представлений становится значительным, ребенок задает вопросы, не связанные с тем, что он непосредственно воспринимает. У детей появляется интерес к причинно-следственным связям между явлениями. Они часто задают вопрос «почему?».
Таким образом, условно детские вопросы можно разделить на три основные категории
- К первой категории относятся вопросы, которые ставят дети с целью получить от взрослых помощь.
- Ко второй категории относятся вопросы, выражающие желание ребенка вызвать эмоциональное сопереживание взрослых.
- К третьей категории относятся вопросы, выражающие стремление детей к знанию, или познавательные вопросы.
В дошкольные годы опасно превратить ребенка во всезнайку, которому кажется, что он обо всем слышал, все усвоил, а на деле просто много запомнил, но не понял. В результате у него снижаются острота и новизна восприятия знаний в последующие годы. Как же отвечать на вопросы ребенка?
Ребенок задает вопрос не всякому взрослому, а лишь тому, кто завоевал его доверие. Он рано начинает понимать, что взрослые по-разному относятся к его вопросам. Чаще он обращается к тому, кто, внимательно выслушав его, отвечает серьезно и интересно. Отсюда важнейшее требование к ответам на детские вопросы – уважительное, бережное отношение к ним.
Любознательный и активный ребенок, который развивается нормально, должен задавать вопросы взрослому. И что немаловажно, он должен получать на них рассудительные ответы. Тем самым взрослый сможет показать малышу, что его любят, слушают и считают его вопросы важными.
Характер вопросов меняется с возрастом ребенка. Если сравнить вопросы, которые возникают у детей младшего, среднего и старшего дошкольного возраста, то можно заметить, что по мере развития вопросы становятся более сложными и носят отвлеченный характер. Так, в возрасте 2-3 лет ребенок путем вопросов хочет получить от взрослых информацию, связанную с предметами, с непосредственным его окружением. В этом возрасте малыш задает взрослому массу вопросов: «Где мама?», «Что это?», «Зачем спать?», «Почему остановился трамвай?», «Почему не работает компьютер?», «А зачем солнце?». Это говорит о развивающейся познавательной потребности малыша, о дальнейшем этапе развития мыслительной деятельности.
Дети воспринимают предметы, явления окружающего мира не изолированно, а пытаются установить между ними прочную взаимосвязь, устанавливают их свойства, сравнивают, сопоставляют; развивают речь и мышление. Позднее у детей развивается интерес и любознательность не только к видимым и осязаемым предметам, но и к явлениям более отвлеченного характера: «Откуда взялось небо?», «Как мальчики из маленьких будут большими?», «Откуда берется снег?» и т.д. и далее начинают преобладать вопросы «почему?». Ребенок ищет причины явлений: «Почему листья с дерева осыпаются?», «Почему в озере вода стоит, а у нас в реке течет?», «Почему дует ветер?», «Почему надо всегда здороваться?» и т.д. В вопросе проявляется желание ребенка продлить общение со взрослыми. Иногда вопросы носят цепной характер и следуют один за другим: «А зачем трава? – Чтобы корова ела? – А зачем чтобы корова ела? – Чтобы молоко давала? – А зачем чтобы молоко давала? – Чтобы деток кормить? – А зачем деток кормить? и т.д.
Детей привлекает скорее игра в вопросы и ответы, чем действительный интерес к ответу взрослого. Они часто задают вопросы и о том, что им известно, но в чем хотят утвердиться.
В возрасте пяти лет детей не случайно называют «почемучками», на взрослых обрушивается лавина вопросов: любознательные «почемучки» то и дело изумляются, вслушиваются, всматриваются, исследуют.
– Почему собака ходит по воде босиком даже в холодную погоду и не болеет, а если я промочу ноги, то у меня насморк?
-Почему я заболел, ведь микробов я не видел?
– Луна – это тоже солнце, только ночное?
– У собаки четыре ноги. А у птицы, наверное, тоже четыре, только вместо передних ног – крылья?
– Почему трамвай бегает туда и сюда?
В этот момент очень важно поддержать ребенка в его «исследованиях», дать возможность пробовать, экспериментировать, практикой достигать истины.
«Почемучки» – это хорошо или плохо? Многие родители иногда сердятся, что дети задают так много вопросов, но ведь надо радоваться. Потому что это говорит о том, что ребенок развивается нормально. Если же такой этап, начиная с трех до пяти лет, малыш пропускает, то стоит задуматься над причиной.
Специалисты-психологи считают, что причин как минимум три:
- задержка развития речи,
- эмоциональные проблемы,
- отставание в когнитивном развитии.
Возраст «почемучек» – важный этап в развитии ребенка. И какое этот этап окажет влияние на малыша, зависит от родителейи педагогов. Немаловажное значение имеет умение взрослых понять настроение ребенка, его состояние в тот момент, когда он задает вопрос, ту обстановку, которая подействовала на малыша и вызвала его очередное «почему?».
Умение взрослых чувствовать в вопросе ребенка его направленность, то есть тот акцент, на который падает детское «почему?» имеет большое значение для правильного ответа на него. Хорошо, если «почему?» остается на всю жизнь, ибо это и есть постоянное стремление к узнаванию нового. Жизнь с неиссякаемым множеством впечатлений выдвигает перед осваивающим мир человеком массу удивительных загадок. Ребенок получает большой поток информации из самой жизни, через телевидение, интернет, книги, ставшие связующим звеном между детством и жизнью взрослых; он накапливает много сведений, и одновременно, у него возникает много затруднений в стремлении усвоить эти сведения. И от тог, как взрослые относятся к проявлению детской любознательности, во многом зависит дальнейшее развитие детских интересов.
В вопросе ребенка заключен интерес к узнаванию нового, а в ответе взрослого-источник удовлетворения и развития этого интереса. Своими ответами взрослый вносит систему в познание мира ребенком, учит ребенка думать, стимулирует дальнейший интерес к окружающему. Как отвечать на детские вопросы, чтобы интерес не угасал, а развивался?
Не всегда наилучшим будет прямой ответ. Следует помочь ребенку самому сделать вывод, натолкнуть его на наблюдение, размышление. И каждый раз надо вразумительно отвечать ребенку, заботиться о том, чтобы его интерес к новому, привлекшему внимание, не угас, чтобы он все глубже познавал окружающий мир. Причем ответ должен помочь ребенку разобраться, заставлять самого подумать, что-то решить, понаблюдать, исследовать. Необходимо, прежде всего, помнить о том, что на любой вопрос должен быть дан правильный, грамотный ответ, выраженный в словах, понятных и доступных ребенку.
При ответе старшему дошкольнику можно привлекать книги, справочники. Умелое использование их будет побуждать ребенка к самостоятельному поиску, проложит дорожку в будущее, когда, уже, будучи школьником, он сможет сам пользоваться этим богатством человеческого разума. В некоторых случаях к ответу на вопрос можно привлекать других детей. Когда воспитатель видит, что они не находят ответа или этот ответ неправилен, он помогает детям, дает правильное объяснение.
Ответы должны быть достоверными, определенными, немногословными, но исчерпывающими, объясняющими. Краткий ответ («да», «нет») не способствует развитию любознательности: взрослые должны помочь ребенку глубже увидеть явление, показать связи и зависимости между явлениями. Лучше, если ответ подтверждается примерами или наблюдениями, тогда он более понятен ребенку и потому, более убедителен.
В связи с тем, что дети задают немало вопросов, связанных с неизвестными им словами, смысл которых для них не может быть доступен, не следует искать упрощенного объяснения сложных терминов и явлений. Конечно, не все детские «трудные» вопросы требуют обоснования и подлежат толкованию. В отдельных случаях можно сказать: «Этого ты пока не сумеешь понять. Когда будешь учиться в школе, там тебе расскажут об этом на уроке».
Детские вопросы нельзя равнодушно обходить, так же как смеяться над ними. Они важны для развития детей в любом возрасте.
Литература
- Дошкольная педагогика: учебник для бакалавров / Н. А. Виноградова, Н. В. Микляева, Ю. В. Микляева; М.: Издательство Юрайт, 2012.
- Инновационные технологии дошкольного образования в современных социокультурных условиях / Г. В. Фадина [и др.]. 2004.
- Виноградова Н.А., Позднякова Н.В. Сюжетно-ролевые игры для старших. М. 2003.
- Дошкольное воспитание: Ежемесячный научно-методический журнал. №11; М.1997
- Дошкольная педагогика: Учебное пособие для студентов средних педагогических учебных заведений. Козлова С. А., Куликова Т.А. М.: Издательский центр «Академия», 2001.
Источник