Воображение основа творческого развития ребенка

Виктория Кучина
Развитие творческого воображения у детей дошкольного возраста

Развитие творческого воображения у детей дошкольного возраста

Кучина Виктория Александровна,

воспитатель,

МБДОУ №26, г. Муром

Социально-экономические преобразования в обществе диктуют необходимость формирования творчески активной личности, обладающей способностью эффективно и нестандартно решать новые жизненные проблемы. В связи с этим перед дошкольными учреждениями встает важная задача развития творческого потенциала подрастающего поколения, что в свою очередь требует совершенствования учебно-воспитательного процесса с учетом психологических закономерностей всей системы познавательных процессов.

Проблема развития творческого воображения детей актуальна тем, что этот психический процесс является неотъемлемым компонентом любой формы творческой деятельности ребенка, его поведения в целом. В последние годы на страницах психологической и педагогической литературы все чаще ставится вопрос о роли воображения в умственном развитии ребенка, об определении сущности механизмов воображения.

Как показали исследования Л. С. Выгодского, В. В. Давыдова, Е. И. Игнатьева, С. Л. Рубинштейна, Д. Б. Эльконина, В. А. Крутецкого и других, воображение выступает не только предпосылкой эффективного усвоения детьми новых знаний, но и является условием творческого преобразования имеющихся у детей знаний, способствует саморазвитию личности, т. е. в значительной степени определяет эффективность учебно-воспитательной деятельности в ДОУ.

Творческое воображение детей представляет огромный потенциал для реализации резервов комплексного подхода в обучении и воспитании. Большие возможности для развития творческого воображения представляет изобразительная деятельность детей.

Воображение и фантазия – это важнейшая сторона жизни ребенка. Усвоить какую-либо программу без воображения невозможно. Оно является высшей и необходимейшей способностью человека. Вместе с тем именно эта способность нуждается в особой заботе в плане развития. А развивается воображение особенно интенсивно в возрасте от 5 до 15 лет. И если в этот период воображение специально не развивать, то в последующем наступает быстрое снижение активности этой функции. Вместе с уменьшением способности фантазировать у детей обедняется личность, снижаются возможности творческого мышления, гаснет интерес к искусству, к творческой деятельности. Для того чтобы развивать творческое воображение у детей, необходима особая организация изобразительной деятельности.

Творческое воображениезависит от многих факторов: возраста, умственного развития и особенностей развития (присутствия какого-либо нарушения психофизического развития, индивидуальных особенностей личности (устойчивости, осознанности и направленности мотивов; оценочных структур образа «Я»; особенностей коммуникации; степени самореализации и оценки собственной деятельности; черт характера и темперамента, и, что очень важно, от разработанности процесса обучения и воспитания.

Опыт ребенка складывается и растет постепенно, он отличается глубоким своеобразием по сравнению с опытом взрослого. Отношение к среде, которая своей сложностью или простотой, своими традициями и влияниями стимулирует и направляет процесс творчества, у ребенка опять совсем другое. Интересы ребенка и взрослого различны и поэтому понятно, что воображение у ребенка работает иначе, чем у взрослого.

Как отмечалось выше, воображение у ребенка беднее, чем у взрослого. В то же время до сих пор существует мнение, что у ребенка воображение богаче, чем у взрослого человека. Дети могут из всего сделать все, говорил Гете. Ребенок живет в фантастическом мире более, нежели в реальном. Но мы знаем, что интересы ребенка проще, элементарнее, беднее, наконец, отношения его со средой также не имеют той сложности, тонкости и многообразия, которые отмечают поведение взрослого человека, а ведь это все важнейшие факторы, которые определяют работу воображения. В процессе развития ребенка развивается и воображение. Вот почему продукты настоящего творческого воображения во всех областях творческой деятельности принадлежат только уже созревшей фантазии.

Французский психолог Т. Рибо представил основной закон развития воображения в трех стадиях:

детство и отрочество – господство фантазии, игр, сказок, вымысла;

юность – сочетание вымысла и деятельности, «трезвого расчетливого рассудка»;

зрелость – подчинение воображения уму интеллекту.

Воображение у ребенка начинает развиваться довольно рано, оно слабее, чем у взрослого, но оно занимает больше места в его жизни.

До трех лет у детей воображение существует внутри других психических процессов, в них закладывается его фундамент. В три года происходит становление словесных форм воображения. Здесь воображение становится самостоятельным процессом.

В 4 – 5 лет ребенок начинает планировать, составлять в уме план предстоящих действий.

В 6 – 7 лет воображение носит активный характер. Воссоздаваемые образы выступают в различных ситуациях, характеризуясь содержательностью и специфичностью. Появляются элементы творчества.

Психологи считают, что для развития воображениянеобходимо наличие определенных условий: эмоциональное общение с взрослыми; предметно-манипулятивная деятельность; необходимость разных видов деятельности.

Вот уже почти столетие детское рисование вызывает интерес многочисленных исследователей. Представители различных наук подходят к изучению детского рисунка с разных сторон. Искусствоведы стремятся заглянуть в истоки творчества. Психологи через детское рисование ищут возможность проникнуть в своеобразный внутренний мир ребенка. Педагоги ищут оптимальные пути обучения, способствующие всестороннему развитию детей.

Так что же это такое «изобразительная деятельность», или, другими словами, рисование? Прежде всего – одно из первых и наиболее доступных средств самовыражения ребенка. Дети рисуют то, о чем думают, что привлекает их внимание, вкладывают в изображаемое свое отношение к нему, живут в рисунке. Рисование – это не только забава, но и творческий труд.

При этом в работу включаются зрительные, двигательные, мускульно-осязаемые анализаторы. В изобразительной деятельности проявляется своеобразие многих сторон детской психики. Рисование помогает нам лучше узнать ребенка, дает возможность получить материал, раскрывающий особенности мышления, воображения, эмоционально-волевой сферы. Не говоря уже о том, какую пользу приносят занятия рисованием, развивая память и внимание, речь и мелкую моторику, приручая ребенка думать и анализировать, соизмерять и сравнивать, сочинять и воображать.

Подражая действиям взрослых, ребенок уже в раннем детстве начинает манипулировать карандашами и бумагой, создавая каракули. Постепенно ребенок уходит от бездумных чирканий по бумаге. Он начинает понимать функцию карандашей, его движения становятся более точными и разнообразными. Это период доизобразительной деятельности. Рисунок появляется, когда ребенок связывает некоторые из своих каракуль с предметами и специально создает воображаемые объекты. Словесное формулирование намерения является началом изобразительной деятельности. В начале стремление изобразить с воспоминанием знакомого ему графического образа. Чаще всего это кругоподобные кривые, в которых ребенок «видит» дядю, тетю и т. д. Постепенно такое изображение его уже не удовлетворяет, и он начинает искать новые графические образы. Появляются «головоноги». Значительный скачек в развитии, как самого ребенка, так и рисования, происходит в дошкольном возрасте. Под влиянием взрослых появляются изображения домов, деревьев, цветов, машин. Ребенок преодолевает шаблоны и начинает рисовать то, что ему интересно. Все, что только он способен вообразить, представить в своей фантазии, ребенок пытается нарисовать. У многих наблюдается интерес к фантастическому миру, они рисуют волшебников, принцесс, фей, колдунов т. п. Дети рисуют и то, что происходит в реальной жизни взрослых. Рисование, как и игра, помогает ребенку освоить его социальное окружение, мир, в котором он живет.

Все необходимые качества воображения (широта, произвольность, устойчивость, яркость, оригинальность) возникают не спонтанно, а при условии систематического влияния со стороны взрослых. Влияние должно обогащать и уточнять восприятие и представления ребенка об окружающем мире, а не сводиться к «навязыванию» ему готовых тем. Ребенку нужно помогать знакомиться с действительностью, чтобы ее изображать, развивать способность оперировать образами, чтобы создавать на их основе новые. Важно формировать у детей познавательные интересы. Если же эту работу с ним не проводить, то и воображение будет значительно отставать в развитии. В результате к началу школьного обучения ребенок может оказаться не готовым к усвоению учебного материала, требующего достаточно сформированного уровня воображения. К этому возрасту уже должны появиться такие психические образования, как произвольность, внутренний план действий, рефлексия. Благодаря этим новообразованиям появляется и качественно новый вид воображения – произвольное воображение. Возрастает целенаправленность, устойчивость замыслов, образы воображения наглядны, динамичны и эмоционально окрашены. Присутствует творческая переработка представлений.

Итак, развивая воображение с раннего детства, мы не только совершенствуем познавательные процессы и способность к творчеству, но и формируем личность ребенка.

Необходимым условием развития творческого воображения детей является включение субъекта в активные формы деятельности и, прежде всего, предметно-творческой. Изобразительная деятельность может быть успешно использована в развитии творческого воображения у детей.

Возможными путями для его развитияв образовательной деятельности рисования могут быть: применение художественно-дидактических игр; рисование на темы; выразительные средства живописи. Но особенно большую роль играет применение игр на занятиях по изобразительной деятельности.

Взаимосвязь изобразительной деятельности с игрой создает у детей лично значимый для каждого ребенка мотив деятельности, а это в свою очередь обеспечивает ее эффективность. И результат деятельности получается более высокий, так как ребенок не просто рисует, а передает в изображениях образы игры, что способствует развитию творческого воображения.

Список литературы:

1. Брунер Д. С. Психология познания. За пределами непосредственной информации. – М. 1977. /Представление. Воображение у детей: 304 – 319/

2. Боровик О. В. Развитие воображения. Методические рекомендации. – М.: ООО «ЦГЛ «Рон»» 2000. – 112с.

3. Веккер Л. М. Психические процессы. – Т. 1 – л., 1974. /Воображениеи психологическое время: 262 – 271. Представление / воображение/: 278 – 295.

4. Выгодский Л. С.Собрание сочинений: В 6т. – Т. 2 – М., 1982 /Воображение и его развитие в детском возрасте: 436 – 455/.

5. Выгодский Л. С. Проблемы возрастной периодизации детского развития. // Вопросы психологии. 1972. № 2. с. 114 – 123.

6. Дьяченко О. М. Об основных направлениях развития воображения у детей. // Вопросы психологии. 1988. № 6. с. 52 – 59.

7. Дьяченко О. М., Кириллова А. И. О некоторых особенностях развития воображения детей дошкольного возраста. // Вопросы психологии. 1987. № 1. с. 44 – 51.

8. Игнатьев Е. И. О некоторых особенностях изучения представлений и воображения. Вып. 76. М., 1956.

9. Коршунова Л. С. Воображение и его роль в познании. – М., 1979. /Трудности в определении воображения: 3 – 7. Воображениеи практическая деятельность: 8 – 30. Воображениекак отражение действительности: 31 – 85. Воображениеи научное познание мира: 86 – 131/.

10. Кириллова Г. Д. Начальные формы творческого воображения у детей. // Дошкольное воспитание. 1971. – № 2. с. 41 – 46.

11. Карандашов Ю. Н. Развитие представления у детей. Учебное пособие. – Минск, 1987. /Возрастная динамика развития представлений: 74 – 87/.

12. Коршунова Л. С., Пружинин Б. И. Воображение и рациональность. Опыт методологического анализа познавательной функции воображения. – М. 1989. /Психологический подход к воображению.Перспектива и границы: 18 – 39. Воображениеи игровая деятельность: 83 – 97. Чувственное отображение и воображение: 113 – 122. Воображение и мышление: 122 – 138/.

13. Натадзе Р. Г. Воображение как фактор поведения. Экспериментальное исследование. – Тбилиси, 1972.

14. Немов Р. С.Психология:Учебник для студентов высших педагогических учебных заведений: В 3кн. – 4е. издание – М.: Гуманитарный издательский центр Владос, 2001. – Кн.1: Общие основы психологии / Воображение: 260 – 271.

15. Найссер У. Познание и реальность. – М. 1981. /Воображение и память: 141 – 165/.

16. Никифорова О. Н. Познавательные процессы и способности в обучении. – М. 1990. /Представление и воображение: 80 – 100/.

17. Рубинштейн С. А. Основы общей психологии. В 2 т. – Т. 1 – М., 1989. /Воображение 344 – 360/.

18. Субботина Л. Ю. Развитие воображения детей. Популярное пособие для родителей и педагогов / Художник Куров В. Н. –Ярославль: «Академия развития», 1997. – 240с., ил. – /Серия: «Вместе учимся, играем»/.

Источник

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида № 4 станицы Должанской МО

                                                  Ейский район

Консультация на тему:

«Развитие воображения как основа развития  творческой личности ребенка»

Воспитатель: Сабинина З.Я.

станица Должанская  

Личность ребенка формируется постоянно под влиянием всех обстоятельств жизни. Однако есть особая сфера жизни ребенка, которая обеспечивает специфические возможности для личностного развития,- это игра. Основной психической функцией, обеспечивающей игру, является именно воображение, фантазия. Именно поэтому развитие творческих способностей детей на сценических занятиях связано, прежде всего, с развитием воображения и фантазии. Любое обучение связано с необходимостью что-то представить, вообразить, оперировать абстрактными образами и понятиями. Все это невозможно сделать без воображения или фантазии. Например, дети младшего школьного возраста очень любят заниматься художественным творчеством. Оно позволяет ребенку в наиболее полной и свободной форме раскрыть свою личность. Вся художественная деятельность строится на активном воображении, творческом мышлении. Эти функции обеспечивают ребенку новый, необычный взгляд на мир. Они способствуют развитию абстрактно-логической памяти и мышления, обогащают его индивидуальный жизненный опыт.

Что такое воображение? Воображение – это присущая только человеку возможность создания новых образов (представлений) путем переработки предшествующего опыта. Воображение часто называют фантазией. Воображение является высшей психической функцией и отражает действительность.

Воображение – это важнейшая сторона нашей жизни. Представьте на минуту, что человек не обладал бы фантазией. Мы лишились бы почти всех научных открытий и произведений искусства. Дети не услышали бы сказок и не смогли бы играть во многие игры. А как они смогли бы усваивать школьную программу без воображения? Проще сказать лишите человека фантазии и прогресс остановится! Значит воображение, фантазия являются высшей и необходимейшей способностью человека. Вместе с тем именно эта способность нуждается в особой заботе в плане развития. А развивается она особенно интенсивно в возрасте от 5 до 15 лет.

Воображение пятилетнего ребенка позволяет ему воспринять, как реальные, самые фантастические, сказочные образы и ситуации. Десятилетние дети с упоением рассказывают друг другу страшные истории. Причем чем страшнее, тем лучше.

В процессе восприятия ребенок постоянно обогащается впечатлениями о предметах, явлениях и связях между ними. Но так как жизненный «багаж» ребенка очень мал и возможность оценки «Что я вижу?» ограничена, в его психике происходит постоянное перекомбинирование впечатлений. Возникает множество сочетаний, рождающих новые связи между явлениями и предметами.

Воображение, как и другие психические функции, претерпевает изменения с возрастом ребенка. Младший дошкольник, у которого только начинает развиваться воображение, отличается пассивной формой. Он с большим интересом слушает сказки и затем представляет их образы как реально существующие явления. Т. е. воображение некритически компенсирует недостаток жизненного опыта и практического мышления внедрением описанных сказочных образов в реальную жизнь ребенка. Именно поэтому он легко верит в то, что наряженный актер – это настоящий Дед Мороз или Баба Яга, боится злого волшебника или волка на экране телевизора, плачет от жалости к Дюймовочке, слушая сказку. Детское аффективное воображение в дошкольном возрасте развивается следующим образом: вначале негативные эмоциональные переживания у ребенка символически выражаются в героях услышанных или увиденных им сказок: затем он начинает строить воображаемые ситуации. Появление замещающих действий, которые, будучи реализованы, способны снять возникшее эмоциональное напряжение. К 6 – 7 годам дети могут представлять воображаемый мир и жить в нем.

В конце раннего детства, когда ребенок впервые демонстрирует способность замещения одних предметов другими, наступает начальная стадия развития воображения. Затем оно получает свое развитие в играх. О том насколько развито воображение ребенка, можно судить не только по тем ролям, которые он исполняет во время игры, но и по поделкам и рисункам. В первой половине дошкольного детства у ребенка преобладает репродуктивное воображение. Оно заключается в механическом воспроизведении полученных впечатлений в виде образов. Это могут быть впечатления от просмотра телепередачи, прочтении рассказа, сказки, непосредственного восприятия действительности. В образах обычно воспроизводятся те события, которые произвели на ребенка эмоциональное впечатление. В старшем дошкольном возрасте репродуктивное воображение превращается в воображение, которое творчески преобразует действительность. В этом процессе уже участвует мышление. Этот вид воображения применяется и совершенствуется в сюжетно – ролевых играх.

Функции воображения таковы: познавательно-интеллектуальное воображение формируется благодаря отделению образа от предмета и обозначению образа при помощи слова. Развитие воображения проходит следующие этапы:

«Опредмечивание» образа действиями. Ребенок может управлять, изменять, уточнять и совершенствовать свои образы т.е. регулировать свое воображение, но не способен планировать и заранее в уме составлять программу предстоящих действию.

Старший дошкольный и младший школьный возраст характеризуются активизацией функции воображения. Вначале воссоздающего (позволявшего в более раннем возрасте представлять сказочные образы), а затем и творческого (благодаря которому создается принципиально новый образ). Этот период сензитивный для формирования фантазии. Младшие школьники большую часть своей активной деятельности осуществляют с помощью воображения.

Влияние хорошо развитого воображения на эти успехи не так заметно на первый взгляд. Вместе с тем психологические исследования убедительно доказывают, что именно воображение выходит на первое место и характеризует всю умственную деятельность Ребенка, особенно в подростковом возрасте. В частности, именно такой точки зрения придерживался Л. С. Выготский.

Воображение обеспечивает следующую деятельность ребенка:

• построение образа конечного результата его деятельности;

• создание программы поведения в ситуации неопределенности;

• создание образов, заменяющих деятельность;

• создание образов описываемых объектов.

Воображение это всегда создание нового в результате переработки прошлого опыта. Никакая творческая деятельность невозможна без фантазии. Творчество сложный психический процесс, связанный с характером, интересами, способностями личности. Воображение является его фокусом, центром. Новый продукт, получаемый личностью в творчестве, может быть объективно новым (т. е. социально значимым открытием) и субъективно новым (т. е. открытием для себя). Хотя это не исключает возможность создания детьми и объективных открытий. Развитие творческого процесса, в свою очередь, обогащает воображение, расширяет знания, опыт и интересы ребенка.

Творческая деятельность развивает чувства детей. Осуществляя процесс творчества, ребенок испытывает целую гамму положительных эмоций как от процесса деятельности, так и от полученного результата. Творческая деятельность способствует более оптимальному и интенсивному развитию высших психических функций, таких, как память, мышление, восприятие, внимание. Последние, в свою очередь, определяют успешность учебы ребенка. Вместе с тем и само воображение значимо включено в учебный процесс, поскольку он на 90 процентов состоит из открытия нового. Творческая деятельность развивает личность ребенка, помогает ему усваивать моральные и нравственные нормы различать добро и зло, сострадание и ненависть, смелость и трусость и т. д. Создавая произведения творчества, ребенок отражает в них свое понимание жизненных ценностей, свои личностные свойства, по-новому осмысливает их, проникается их значимостью и глубиной. Творческая деятельность развивает эстетическое чувство ребенка. Через эту деятельность формируется эстетическая восприимчивость ребенка к миру, оценка прекрасного.

Все дети, особенно старшие дошкольники и школьники младшего и среднего возраста, любят заниматься искусством. Они с увлечением поют и танцуют, лепят и рисуют, сочиняют музыку и сказки, занимаются народными ремеслами и т. д. Творчество делает жизнь ребенка богаче, полнее, радостнее. Дети способны заниматься творчеством не только независимо от места и времени, но, самое главное, независимо от личностных комплексов. Взрослый человек, часто критически оценивая свои творческие способности, стесняется их проявлять. Дети, в отличие от взрослых, способны искренне проявлять себя в художественной деятельности. Они с удовольствием выступают на сцене, участвуют в концертах, конкурсах, выставках и викторинах.

Особое значение творческая деятельность имеет для одаренных и талантливых детей. Одаренность это комплекс способностей, позволяющих иметь особые достижения в конкретной области искусства, науки, профессиональной и социальной деятельности. Не многие дети отличаются ярко выраженной талантливостью и одаренностью. Для одаренного ребенка воображение выступает основным характерным качеством. Ему необходима постоянная активность фантазии. Нетривиальные подходы к решению задач, оригинальные ассоциации, необычные ракурсы рассмотрения проблемы все это характерно для талантливого ребенка и является результатом воображения.

Одаренные дети требуют особого внимания. Однако это не исключает необходимости развивать воображение и творческую деятельность у всех, без исключения, детей. Программы эстетического воспитания должны учитывать сензитивные периоды.

Развитая способность воображения, типичная для детей младшего школьного возраста, постепенно теряет свою активность по мере увеличения возраста. Вместе с тем теряется живость и свежесть впечатлений, оригинальность ассоциаций, остроумие сравнений и многое другое. Таким образом, очевидно, что воображение тесно связано с личностью, ее развитием, воображение обогащает интересы и личный опыт ребенка, через стимулирование эмоций формирует осознание нравственных норм. Все это составляющие личности. Воображая игровые ситуации и реализуя их, ребенок формирует у себя целый ряд личностных свойств, такие, как справедливость, смелость, честность, чувство юмора. Через работу воображения происходит компенсация недостаточных пока еще реальных возможностей ребенка преодолевать жизненные трудности, конфликты, решать проблемы социального взаимодействия.

Занимаясь творчеством (для чего также первоочередным является воображение) ребенок формирует у себя такое качество, как одухотворенность. При одухотворенности воображение включено во всю познавательную деятельность, сопровождаясь особо положительными эмоциями. Богатая работа воображения часто связана с развитием такой важной личностной черты, как оптимизм.

В подростковом возрасте, когда личностное развитие становится доминирующим, особое значение приобретает такая форма воображения, как мечта образ желаемого будущего.

Подросток мечтает о том, что доставляет ему радость, что удовлетворяет его самые сокровенные желания и потребности. В мечтах подросток строит желаемую личную программу жизни, в которой нередко определяется ее основной смысл. Часто мечты бывают нереальными, т. е. определено только содержание, цель, но не пути ее достижения. Однако на этапе подросткового возраста это все равно имеет позитивный характер, так как позволяет подростку в воображаемом плане «перебрать* разные варианты будущего. В мечте заложено активное начало для развития личности подростка.

Итак, воображение – это сложный психический процесс по созданию новых образов путем переработки прошлого опыта и воплощенного в определенной форме в соответствии с жизненной задачей: переработка опыта, программирование деятельности, творческая деятельность по созданию нового, планирование будущего, анализ прошлого, познание неизвестного.

Но работа педагога по развитию творческой активности детей не должна ограничиваться лишь воспитательным воздействием непосредственно на них. В активизации творческой активности и развитии инициативы, в обогащении их образными художественными впечатлениями важную роль играют и условия в семье. Для ознакомления родителей с задачами художественного воспитания детей специалисты советуют проводить родительские собрания. На них необходимо давать развернутую характеристику детского творчества, той работы по сценической деятельности, которая проводится на занятиях. Следует обратить особое внимание на необходимость тесной связи Центров детского творчества и семьи в целях художественного развития детей. Не только в ЦДТ, но и дома ребенок должен иметь благоприятные условия для развития своей творческой инициативы.

Итак, воображение – это способность ума создавать образы. Оно выполняет две главных функции:

  1. Воспроизведение уже существующих реальностей.
  2. Сотворение новых реальностей (т.е. творческое воображение).

Таким образом,  мы можем сделать вывод, что задача педагога – своевременно оценить и правильно направить творческие способности ребенка. Да и сам педагог должен обладать не только спонтанным, но и творческим воображением, постоянно его стимулируя и развивая. Важно, чтобы педагог мог умело войти в игру, детское общество. Это умение – великое качество педагога. Еще В.Г.Белинский писал: “Есть люди, которые любят детское общество и умеют занять его и рассказом, и разговором, и даже игрою, приняв в ней участия; дети со своей стороны встречают этих людей с шумной радостью, слушают их со вниманием и смотрят на них с откровенной доверчивостью, как на своих друзей”. Творческие игры содействуют переходу детского любопытства в любознательность; воспитанию наблюдательности, развитию воображения, смекалки, изобретательности, памяти речи. Таким образом, роль педагога в управлении художественной игрой довольно велика и требует от него особых качеств и навыков. Личность ребенка многогранна и наиболее яркие качества личности, ее оттенки могут проявляться и развиваться лучше всего в играх. Однако формирование у каждого ребенка творческой инициативности – процесс длительный и в значительной мере все-таки зависит от уровня познавательных и художественных интересов.

Педагог должен жить интересами той возрастной группы детей, с которыми он непосредственно работает, говорить с детьми на «их языке», знать их приоритеты, быть другом ребенка, а не начальником или контроллером, быть лидером в детском коллективе, провоцируя детскую способность к активному творчеству. Очевиден вывод: между обучением и художественной игрой существует прямая взаимосвязь. Сегодня вопрос развития творческой активности детей и развития их личности в целом, в художественных играх нуждается в дальнейшем глубоком изучении.

Чем шире у малыша кругозор, чем больше у него разнообразных интересов, тем более неординарным станет его мышление в будущем. Развитие творческой личности ребенка – это то, что нельзя упускать из внимания.

 Автор

Ученые утверждают, что творческие люди более приспособлены к жизни, чем те, кто не обладает оригинальным взглядом на жизнь. Поэтому нет ничего удивительного в том, что молодые родители очень ответственно относятся к такому аспекту воспитания как развитие творческой личности ребенка.

Особенности развития личности ребенка

Творческие люди – интересные собеседники и заводилы в каждой компании. Кажется, будто они видят окружающий мир совсем не так, как остальные, и мыслят совершенно нетривиально. Все, что делает такой человек, свежо и нестандартно. Иногда такой талант дается как дар свыше, но настойчивым родителям вполне под силу вложить творческое зерно в ребенка своими руками.

Как вырастить интересную и творческую личность? Добиться успеха можно, если не зацикливаться на том, чтобы непременно вылепить из своего чада гения. Одним словом, воспитывать малыша в творческом ключе без фанатизма.

Условия развития личности ребенка

Нестандартное развитие личности ребенка начинают с раннего детства, когда весь мир для малыша – пока еще чистый лист бумаги. Только от креативности родителей зависит, в какие цвета раскрасит окружающую его реальность маленький человек.

  1. Как бы сильно вам не хотелось скупить все игрушки без остатка, найдите силы обуздать себя. В конце концов, ваша любовь выражается не в количестве подарков, а в ласке, внимании и участии в судьбе малыша. Покупайте только те игровые наборы, в которые можно играть, подключив изобретательность и фантазию. Откажитесь от шаблонных игрушек, которые навязчиво предлагает реклама.
  2. Творческое развитие и формирование личности ребенка должно носить не назидательный, а исключительно игровой характер. Заинтересуйте малыша разнообразными наборами для детского творчества. Лепка, рисование, моделирование, аппликация – будущий гений должен попробовать все! Научите ребенка мастерить поделки из природных и подручных материалов, строить замки, роботов и корабли из деталей конструктора, вместе с малышом освойте игры, в основе которых лежит ассоциация. Отличный стимул для развития творческого мышления – домашний кукольный театр, кукол и костюмы для которого можно смастерить самим.
  3. Когда ребенок достигнет 5-6-летнего возраста, помогите ему прикоснуться к прекрасному. Откройте перед будущим ценителем искусства двери театров, музеев и картинных галерей.
  4. Много читайте с малышом: любимые сказки расширят его словарный запас, а заучивание стихов станет отличным тренажером для памяти и внимания.
  5. Каждый человек от рождения умеет делать что-то лучше других. Присмотритесь к своему ребенку: возможно, он красиво рисует или хорошо танцует? Помогите малышу развить этот скрытый потенциал, записав его в соответствующий кружок.
  6. По возможности, больше путешествуйте. Поездки расширят кругозор вашего ребенка, подарят ему новые эмоции и впечатления.

Мудрецы утверждают, что, прежде всего, нужно воспитывать не ребенка, а себя. И они, несомненно, правы. Не получится вырастить творческого и неординарно мыслящего человека в бездуховной и серой среде. Проанализируйте свой образ жизни: может, вам тоже стоит чему-нибудь научиться? Насыщенная яркими впечатлениями жизнь родителей непременно скажется на становлении ребенка как личности самым лучшим образом.

Источник