Воображение и его развитие у одаренного ребенка
Рейтинг Воображение ребенка – основа для дальнейшего развития его интеллекта и социальных навыков |
- Напечатать
- Спросить
- Отправить другу
- Подписаться на новости
Вы хотите, чтобы ваш ребенок максимально развил свой интеллектуальный, эмоциональный и социальный потенциал? Для этого вам следует понять, как у него устроено воображение, и как развить у него творческие способности.
Важность воображения для детей
Первым шагом к развитию творческих способностей и интеллектуального потенциала является развитие воображения:
- воображение способствует формированию познавательной и эмоциональной сфер ребенка. Оно помогает ему генерировать творческие идеи и находить решение проблем. Воспитывая ребенка младшего возраста, вы должны больше сосредоточиться на развитии у него творческих способностей и навыков критического мышления;
- обучение и развитие ребенка взаимосвязаны. Дети сочетают свое воображение, творчество и знания во время игр и других подобных занятий, связанных с процессом эмоционального и умственного совершенствования.
Вспомните, как дети играют в приготовление пищи из песка, листьев, травы и т.д. Так они воспринимают мир и пытаются понять окружающую реальность. Но родители часто препятствуют таким проявлениям творчества у ребенка, беспокоясь, что он не сможет отличать реальность от вымысла. Самый большой вред, который вы способны причинить своему ребенку – это убить его творческие способности, не дав им развиться.
Поймите, что воображение позволяет вашему ребенку формировать уникальные идеи, развивает его в социальном и эмоциональном плане, повышает уверенность в себе. Эти навыки остаются с ним на протяжении всей жизни.
Как развить воображение у ребенка
Ребенок, у которого изначально развито воображение, намного счастливее и внимательнее своих сверстников, а также лучше справляется с трудными ситуациями. Рассмотрим несколько способов развить воображение у ребенка.
1. Истории
У детей есть врожденная любовь к различным историям. Истории подталкивают их к тому, чтобы самим делиться своими мыслями и чувствами. Поскольку рассказы основываются на воображении, дети не просто слышат и рассказывают истории, они их проживают. Каждый эпизод происходит с ними в их воображении. Именно так у детей развивается творчество.
Читайте ребенку книги и рассказывайте истории, которые вы помните из своего детства. Рассказывайте эпизоды из своих любимых пьес. Смотрите вместе с ребенком фильмы и помогите ему узнавать истории из разных источников. Не ограничивайтесь только вымышленными историями. Рассказывайте ему об исторических событиях, о выдающихся людях и изобретениях. Это обогатит ум ребенка.
Полезные советы
- обсуждайте с ребенком сцены из книг и фильмов, придумывайте вместе с ним альтернативные окончания;
- придумывайте истории вместе с ребенком;
- вместе с ребенком представьте себя героями фильма или книги и придумайте собственный сюжет;
- если ваш ребенок еще маленький, читайте ему книги с картинками. Особое внимание уделите рассматриванию картинок;
- с помощью историй помогите ребенку учить новые слова, географические названия и исторические события.
2. Искусство
Детские рисунки на обоях приводят родителей в ужас. Однако это первые попытки ребенка проявить творчество. Важность занятий ребенка разными видами искусства часто недооценивается: родители предпочитают обучать ребенка основам различных наук, чем развивать у него творческие способности. Однако признание творчества ребенка способствует самовыражению ребенка, развивает у него творческое мышление и укрепляет чувство собственного достоинства.
Полезные советы
- дайте ребенку необходимые инструменты для рисования и лепки;
- запишите ребенка в художественную школу;
- водите его на выставки, в музеи и т.д.;
- не критикуйте работы ребенка и не навешивайте на них ярлыки. Просто наблюдайте;
- не пытайтесь рационализировать. Если ребенок считает, что солнце не обязательно должно быть желтым – это его право;
- позвольте ребенку использовать для творчества все, что ему доступно. В качестве полотна может выступить картонная коробка или старая ваза;
- рассматривайте вместе с ребенком художественные альбомы с репродукциями картин.
3. Игры на воображение
Ваш ребенок любит играть в доктора, бизнесмена или певца? Неважно, любит ли он бегать по лужам, готовить воображаемые блюда из листьев и грязи или рисует небо черного цвета – все это означает, что именно так он видит мир.
Как подтверждают результаты исследований, если у ребенка нет возможности играть в игры на воображение, это ограничивает его способности к познанию и решению проблем и социализироваться, а также способности к изучению языков, математики и ряда других дисциплин.
- через игры на воображение дети узнают, что им нравится, а что – нет;
- дети экспериментируют и пытаются осознать, что они видят вокруг;
- через ролевые игры дети познают реальный мир и приспосабливаются к нему.
Когда ребенок играет в игры на воображение, подыграйте ему. Нет ничего страшного в том, что он говорит: «Я сегодня дрессировал льва» или «Попробуй торт, который я испек».
Полезные советы
- предложите ребенку пересказать свою любимую историю, продолжить ее и добавить новые детали. Если он испытывает затруднения, предложите ему подумать, что может произойти дальше;
- предоставьте ребенку реквизиты для того, чтобы он мог разыгрывать придуманные им сцены. Не обязательно покупать что-то в специальных магазинах: в качестве реквизита могут быть мягкие игрушки, марионетки или что-то, собственноручно сделанное из бумаги. Если ребенок приглашает вас поучаствовать в пьесе – соглашайтесь;
- купите или сделайте специальный реквизит для любимых игр ребенка. Обычно дети любят играть в ресторан, магазин, больницу или кухню.
4. Исследование природы
Дети часто удивляются тому, почему птицы могут летать, а они – нет. Они проявляют свои дизайнерские способности и строят замки из песка.
Исследования показывают, что регулярный контакт с природой хорошо влияет на психическое, физическое и социальное здоровье ребенка. Общение с природой развивает его познавательные навыки, критическое мышление, визуализацию и другие важные навыки.
Полезные советы
- ходите с ребенком в парк и ботанические сады;
- используйте прогулки на природе для обучения ребенка;
- проводите больше времени в саду, лесу и т.д.;
- читайте ребенку книги о природе и нашей планете;
- во время прогулок позволяйте ребенку собирать листья, сосновые шишки и т.д.
5. Проявления любопытства у ребенка
Дети интересуются буквально всем, что их окружает. Любопытство включает их активное мышление и мотивирует изучать то, чего они еще не знают. Поэтому дети задают так много вопросов.
Уделите время ребенку и ответьте на все его вопросы. Если какой-либо вопрос ставит вас в тупик, поищите ответ вместе с ребенком. Проявите свое творчество, делитесь с ребенком своими мыслями и идеями, чтобы помочь ему понять окружающий мир.
Полезные советы
- задавайте ребенку открытые вопросы, чтобы он мог размышлять над ними;
- задавайте вопросы, которые начинаются со слов «как», «почему» и «что, если»;
- давайте ребенку возможность удовлетворить любопытство. Если после похода в зоопарк он стал интересоваться тиграми, посмотрите вместе документальный фильм о тиграх и ответьте на все вопросы ребенка;
- решайте вместе различные головоломки;
- придумывайте рифмованные предложения;
- посещайте новые места.
Единственное, что может ограничить воображение вашего ребенка – это ваше собственное воображение. Почувствуйте себя ребенком и попробуйте посмотреть на мир его глазами. Занимайтесь вместе с ребенком делами, которые помогут ему развить воображение.
Оцените публикацию
Рейтинг статьи:
4.70 из 5 на основе
10 оценок.
Развитие ребенка
14.06.2018
Источник
Хорошо развитое воображение — полезное качество для ребенка с любым складом ума. Этот навык позволяет воплощать творческие идеи, общаться с окружающими, изучать абстрактные понятия. Но даже одаренным детям нужно регулярно заниматься упражнениями для развития воображения, чтобы не разучиться мыслить и фантазировать.
Что такое воображение?
Это не просто детские мечты и небылицы. Воображение — вид мыслительной деятельности, направленной на обработку информации и порождение новых знаний на основе уже имеющихся образов. Иными словами, человек вынужден опираться на память, логическое мышление, чтобы создать предполагаемую модель чего-либо.
Воображение используют ученые, бизнесмены, люди творческих профессий. Бытовые задачи тоже требуют воображения, которое напрямую связано со смекалкой и находчивостью.
Проработанное воображение облегчает общение с разными типами людей, помогает управлять эмоциями, выстраивать краткосрочные и долговременные планы.
Функции воображения
Адекватное использование воображения позволяет:
- добиваться желаемого, удовлетворять потребности (использовать воображение, чтобы проводить мысленные эксперименты и выбирать оптимальный вариант развития событий);
- управлять временем (планировать день, представляя, сколько времени займет каждое действие);
- регулировать собственное психическое состояние (наблюдать за окружающими, запоминать оттенки эмоций, переносить их на себя с помощью воображения).
Типы воображения
По интенсивности:
- активное (мозг воссоздает образ, который был заранее выбран человеком);
- пассивное (образы появляются неосознанно, против воли, отражая подсознательные стремления).
По признакам возникновения и протекания процесса:
- неуправляемое (лишенное причинно-следственных связей, яркое, нелогичное);
- воссоздающее (проводящее операции с теми познаниями, которые уже успели осесть в памяти);
- творческое (образы возникают в сознании без опоры на опыт).
Последний вид воображения опирается на самостоятельное, независимое мышление. Именно его советуют развивать педагоги. Однако многие родители не до конца понимают, зачем: «Мой ребенок не любит творчество, никогда не будет художником или писателем, ему достаточно теоретических знаний». Этот подход способен загубить потенциал, которым обладает каждый малыш.
Зачем развивать воображение у ребенка?
Мозг человека состоит из множества нейронов, связанных между собой. Их слаженная работа решает тысячи мелких и крупных задач ежедневно. Мы регулярно нуждаемся в свежих идеях: в детском саду, школе, на работе. Можно натренировать мозг выдавать большие объемы новой информации по нашему запросу.
В детстве легче приучить себя к нестандартному мышлению: мозг более податлив и пластичен, при грамотном подходе знания стремительно усваиваются и закрепляются на всю жизнь.
Воспитатели и родители с детства обеспокоены тем, как развить память у ребенка — быстрое запоминание гарантирует, что малыш сможет без проблем жить в привычной среде, выстраивать социальные связи по определенному шаблону. Воображение имеет другую функцию: его задача — предугадать возможные варианты развития событий в нестабильной обстановке, спрогнозировать будущее максимально точно. Это своеобразный механизм адаптации, подаренный природой.
У новорожденных воображение отсутствует совсем, но любознательность, тяга к новым знаниям заложена в каждом. Родителям следует поддерживать идеи малыша, даже если они кажутся глупыми фантазиями с высоты опыта взрослого человека.
Заметно, что не все дошкольники обладают развитым воображением. Однако регулярные тренировки всегда дают положительный результат — воображение можно и нужно развивать во время занятий.
Что влияет на развитие воображения у детей?
Воображение начинает развиваться под влиянием социальных факторов: воспитания, общего образования, атмосферы в доме. Чтобы ребенок мыслил продуктивно и свободно, необходимо копить впечатления об окружающем мире. Опыт взаимодействия с людьми и предметами расширяет кругозор, делает малыша более эрудированным. Затем полученный опыт начинает соединяться с мышлением, направляя воображение.
Долгое время существовала ошибочная точка зрения, что воображение свойственно только детям, а взросление убивает творческие порывы и способность мыслить свободно уступает место рациональному, практичному взгляду на вещи. Это не так. Даже зрелые люди имеют возможность работать над воображением.
Делаем вывод: прожитые годы — не помеха. Развивать воображение можно не только в дошкольном возрасте. Более того, школьники и подростки имеют преимущество: сравнительно богатый жизненный опыт и развитое абстрактное мышление.
Как проявляется бедное воображение у ребенка?
- Четкое следование инструкциям и правилам. Дошкольнику характерно непослушание, стремление к самостоятельности, экспериментам.
- Потеря инициативы. Ребенок не пытается обособиться от родителей, обслуживать себя самостоятельно, поскольку не умеет решать возникающие задачи, требующие нестандартного подхода.
- Замкнутость, отказ от общения со сверстниками. Как следствие — скудный опыт общения, а от опыта социального взаимодействия зависит широта воображения.
- Растерянность при выполнении заданий, требующих свежего взгляда.
Что может стать препятствием на пути к хорошему воображению?
- Низкий уровень подготовки преподавателя. Отсутствие вовлеченности, креативного подхода приведет к слабым навыкам учеников.
- Незаинтересованность родителей в развитии малыша. Периодически детей нужно направлять, снабжать материалами для учебы, делать подсказки.
- Коллектив, в котором воспитывается маленький ученик. Окружение играет первостепенную роль: если у друзей нет мотивации и заинтересованности в познании мира, ребенок быстро станет таким же пассивным.
- Плохо организованный режим. Дети нуждаются в регулярных ярких впечатлениях, которые дарят качественно новые ощущения. Стабильность, однообразность — враги воображения.
- Нервная обстановка в доме. Скандалы, выяснения отношений между родителями негативно влияют на нервную систему ребенка. Как следствие, ухудшаются когнитивные способности.
- Проблемы со здоровьем. Следует проходить медицинские осмотры регулярно, чтобы знать о возможных болезнях, нехватке витаминов, переутомлении.
- Особенности личности. Тихий, неуверенный ребенок с трудом налаживает контакты с ровесниками, тяжело адаптируется в обществе. Ему сложно получать информацию от других ребят.
Развитие воображения у дошкольников
Решив вплотную заняться работой над воображением ребенка, учитывайте возраст. Развитие воображения напрямую связано с возрастным периодом. Рассмотрим зависимость подробнее.
- Первые зачатки воображения малыш демонстрирует в раннем возрасте (около 2-3 лет). Интересуется историями, которые рассказывают взрослые, занимает позицию активного наблюдателя. Бедность воображения проявляется в примитивных играх маленьких детей, которые обычно состоят из нескольких повторяющихся действий (перекатывание мячика). Также дети в точности копируют поведение старших (укладывают кукол спать, кормят их). Они не способны придумать новый элемент игры.
- Дошкольники (5-6 лет) демонстрируют высокий уровень: когда воспитатель предлагает условия игры, дети пытаются внести что-то новое в привычные правила. Поведение становится более сложным. Главное отличие воображения дошкольников — готовность оперировать удаленными предметами. Малыши способны мыслить лишь о том, что видели своими глазами.
Итог: младшие дошкольники тяготеют к воссоздающему воображению, запоминая действия и события, оставившие эмоциональный отклик. Старшие дошкольники демонстрируют более творческое воображение, пытаясь преобразить данность, с которой имеют дело.
Переход от первого этапа ко второму происходит с помощью игровой деятельности. Дети всегда учатся через игру: сочиняют новые сюжетные линии в рассказах, придумывают необычное назначение вещам, которыми пользуются ежедневно.
Чем старше становится малыш, тем меньше воображаемые образы могут быть связаны с действительностью. Нужно лишь направить энергию и потенциал в правильное русло, обратив внимание на методы развития детского воображения.
- Дидактические игры. Они воспроизводят реальность (события, праздники, социальные роли, предметы быта). Рекомендуется выбирать несколько типов игр: словотворчество, расположение деталей в пространстве, абстрактные игры с карточками и правилами.
- Изобразительное искусство. Рисование дарит шанс воплотить в жизнь самые смелые задумки так, чтобы окружающие могли посмотреть на них, оценить со стороны. Ребенок сначала копирует родителей, воспитателей, учится держать кисть или карандаш. Затем появляется интерес к творческому самовыражению
- Сказки. Не случайно они занимают особое место в фольклоре любой страны: благодаря сказкам человек постигает культуру народа, развивает воображение, придумывая неосвоенные сюжетные линии. Сказки укрепляют эмоциональный интеллект, позволяя комбинировать типовые характеры персонажей.
- Конструктор. Собирая детали в единое целое, малыш вынужден заранее представлять в сознании конечный результат. Так формируется пространственное мышление, логика; усваиваются свойства материалов и форм.
Среди комплексов упражнений, развивающих воображение, можно без труда найти варианты, подходящие вашей семье.
- «На что похоже?» Поставьте кляксы на бумаге, используя нитки, подушечки пальцев, ладони, фломастеры. Посмотрите на пятна с разных сторон. Малышу нужно придумать, на что похожи очертания клякс.
- «Дорисуй картинку» Взрослый начинает схематически рисовать животное или предмет, затем отдает картинку ребенку, который должен догадаться, что изображено на бумаге и провести финальные линии.
- Сочиняем сказки самостоятельно. Родители выбирают действующих лиц, помещая их в выдуманный мир, придумывая препятствия. Затем взрослый задает вопросы ребенку: «А как бы ты поступил(а) в этой ситуации? Почему герой сделал так? Что еще он мог изобрести?» Можно рассказать несколько альтернативных финалов сказки.
- Работа с карточками. Малышу показывают карты с несложными фигурами (например, три желтых круга). Нужно дорисовать недостающие детали, чтобы получить цельное изображение (желтый круг — солнце, ромашка, яичница).
Развитие воображения у младших школьников
Младший школьный возраст — период постепенного созревания мозга, перехода к активному творческому воображению. Оно становится психологической основой деятельности.
В школе воображение помогает детям освоиться в кругу одноклассников: наблюдая за их поступками, ребенок накладывает на ситуацию личные качества и убеждения, придумывает ответные реплики и действия. Воображаемые диалоги превращаются в качественный заменитель опыта.
Воображение становится более развитым, ребенок использует несколько механизмов создания новых образов:
- Типизация. Выделение общего признака среди группы лиц или предметов (пол, профессия, порода).
- Гиперболизация. Преувеличение, намеренное увеличение или уменьшение свойств предмета с помощью фантазии (Дюймовочка).
- Схематизация. Удаление индивидуальных черт, упрощение до максимального сходства (примитивное изображение животных, растений).
- Агглютинация. Сочетание несочетаемого, алогичные модели (известные мифические создания — русалка, кентавр).
Игры учеников младшей школы содержат элементы самоуправления, самоконтроля. Важно, чтобы ребенок чувствовал себя исследователем, лично проводил эксперименты, добывал необходимую информацию.
При нормальном функционировании психики ребенок в начальной школе стремится творчески обработать задание учителя, выйти за рамки схемы, данной на уроке. Со временем воображение становится более осознанным, практичным, применимым к условиям жизни. Родители замечают, что ребенок тяготеет к детализации образов: любит красочно описывать вещи, человеческие характеры, находить отличия между ними.
Воображение становится эмоциональным: суждения приобретают индивидуальный оттенок, по ним можно судить о личности малыша, его предпочтениях.
Основные приемы, помогающие улучшить воображение в этом возрасте:
- перенос образов из абстрактного в конкретное (описание воображаемых проектов);
- усиление связи воображаемого с реальностью;
- обогащение жизненного опыта;
- увеличение точности создаваемых образов;
- опора на эмоциональный отклик.
Упражнения, выполняемые младшими школьниками с участием педагога, ориентированы на перечисленные выше приемы. Проводите их в домашних условиях.
- «Актеры». Ребенок загадывает любимого героя мультфильма, создает образ с помощью подручных средств (например, использует карандаш как волшебную палочку) и демонстрирует, как персонаж мог бы вести себя в реальности. Другие участники пытаются назвать имя героя. Пользу приносят школьные спектакли, постановки. Актерское мастерство в любом проявлении благотворно влияет на воображение.
- Интеллектуальные викторины с вопросами, требующими смекалки. Дети делятся на команды, ведущий задает вопросы о затруднительных жизненных ситуациях: «Что бы вы сделали, оказавшись на необитаемом острове?», «Как можно добраться до дома, если вы заблудились, а телефона нет?» Школьникам до 10-12 лет не хватает опыта работы в команде. Атмосфера конкуренции, дружеская взаимовыручка, обмен идеями помогут воображать смелее и быстрее.
- Игра в слова. Ребенку предлагают взять карточку с 3-5 словами, не связанными между собой тематически или логически. Малышу нужно быстро придумать три фразы, содержащие эти слова. Когда упражнение будет выполняться легко, усложните задачу: получившиеся предложения надо объединить в рассказ.
- Угадываем будущее. Взрослый делает заготовки фраз, которые начинаются следующим образом: «Что, если…», «Что произойдет, когда…» Например: «Что, если на свете исчезнут насекомые?», «Что случится, если мы получим возможность запоминать информацию за пару секунд?»
В любом возрасте полезен труд в креативных, интеллектуальных отраслях: лепка из глины, танцы, шахматная секция — спорт и творчество вынуждают мозг работать.
Родителям следует наблюдать за успехами ребенка, проводить грань между воображением и ложью, социальной дезадаптацией. Рассуждения ребенка не должны вредить ему и окружающим, в противном случае есть смысл обратиться к детскому психологу.
Следуя рекомендациям, вы воспитаете неординарного, смышленого ребенка с оригинальным и живым мышлением.
Тренажер для развития мышления
Тренажер — это база из 4000 задач, разработанных специально для развития навыков мышления учеников 1-4 классов
узнать подробнее
Источник