Волосова развитие ребенка раннего возраста основные показатели
Содержание:
- Познавательное развитие
- Социально-эмоциональное развитие
- Речевое развитие
- Бытовые навыки
- Физическое развитие
Предлагаем вам познакомиться с основными показателями развития ребенка. Они помогут заинтересованным лицам (родителям, воспитателям, педагогам) определить степень развития конкретного малыша и в случае необходимости принять соответствующие меры коррекции.
При составлении этих показателей использованы собственные научно-методические исследования автора книги Елены Волосовой, многолетние наблюдения за детьми раннего возраста, а также материалы из работы “Диагностика нервно-психического развития детей первых трех лет жизни” (ЦОЛИУ врачей, М., 1979) и Базисной программы развития ребенка-дошкольника “Истоки” (Центр “Дошкольное детство” им. А. В. Запорожца, М., 1997).
Познавательное развитие
Отличие предметов по форме, величине, цвету:
Соотносит конфигурацию объемной геометрической фигуры с плоскостным изображением; накладывает на образец (раскладывает вкладыши разной величины или формы в аналогичные отверстия на доске).
Ориентируется в трех и более контрастных величинах (собирает трехместную матрешку и другие вкладыши после показа).
Собирает пирамидку по убыванию размера из четырех (пяти) колец контрастных величин (после показа).
Ориентируется в трех-четырех цветах; некоторые называет; подбирает к образцу.
Начинает распознавать вес, фактуру, температуру предметов (тяжелый, легкий, мягкий, твердый, холодный, теплый).
В рамках листа проводит вертикальные, горизонтальные, округлые, короткие и длинные линии. Называет то, что рисует.
Игровые действия (сюжетно-отобразительные):
Проявляет сообразительность: достает (вылавливает) сачком из воды понравившуюся игрушку.
Производит несколько последовательных игровых действий или решает сам игровую ситуацию после предъявления игрового материала, находясь в проблемной ситуации (кормит куклу, если рядом посудка; строит гараж, если рядом кубики и машинка). Использует предметы-заместители.
Выполняет два последовательных сюжетных действия с игрушкой (баюкает, кормит куклу; возит, нагружает машину):
- по просьбе взрослого, без показа,
- по подражанию.
Подражает действию близкого взрослого (бытовому). “Роль” не берет.
Сооружает из кубиков знакомые постройки для мелких игрушек (забор, дом, дорожку, стул, диван, стол и др.)
- по просьбе взрослого,
- по образцу,
- самостоятельно.
Играет рядом со сверстниками одинаковыми игрушками.
Социально-эмоциональное развитие
Эмоциональное, активное, деятельное состояние.
Хорошо настроен при самостоятельных умелых действиях, при положительной оценке взрослого.
Упрямится, требуя недозволенного, настаивая на своем.
Недоволен, отказывается от действия при неудавшейся попытке.
Кричит, жестикулирует, капризничает:
- при нежелании выполнить просьбу взрослого,
- подражая близкому человеку, другому ребенку,
- для привлечения внимания.
Непослушен, злится при ограничении движений, в ответ на грубый тон взрослого.
Отказывается от общения (прячется) с незнакомым взрослым.
Долго плачет при уходе мамы, при испуге, при обиде.
Улыбается, жестикулирует, заглядывает в глаза, чтобы удержать внимание взрослого или другого ребенка, ожидает похвалы.
Проявляет яркие эмоции при общении с близкими (мимика, возгласы, движения).
Улыбается, пользуется эмоционально окрашенной речью при совместных играх с детьми.
Получает удовольствие от самостоятельно произносимых слогов, слов.
Эмоционально заинтересован музыкой, пением, малыми фольклорными формами, подвижными играми, отношение к ним дифференцированное (активные движения, раскованность, зачарованность, заторможенность).
Восторженно относится к развлечениям, в том числе и к играм.
Проявляет эмоциональную память в знакомых ситуациях.
С интересом смотрит мультфильмы, детские телевизионные передачи.
Эмоционально предвосхищает результаты:
- собственного действия,
- действия взрослого.
Сопереживает, сочувствует плачущему ребенку, пожилому человеку, бережно относится к животным, растениям:
- по примеру взрослого,
- по собственной инициативе (редко).
Эмоционально сдержан, способен подождать немного (после объяснения взрослого). Спокойно относится к указаниям: “Собери игрушки”, “это можно”, “этого нельзя”. Понимает слова: “хорошо”, “плохо”.
Речевое развитие
Понимание речи:
Понимает короткий рассказ (без показа действий) о знакомых событиях (о том, что делал на прогулке).
Отвечает на вопросы об этих событиях. Выполняет до трех поручений (возьми, отнеси, положи). “Жалеет”, “помогает” по просьбе взрослого. Знает (показывает) названия деталей лица (губы, зубки, язык, лоб, уши, щеки и др.) и тела (руки, ноги, спина).
Активная речь (до 200-300 разнопроизносимых слов):
Использует предложения из двух-трех слов при общении со взрослыми и детьми, при констатации, в просьбах.
Фразы не оформлены. Начинает употреблять прилагательные и местоимения, предлоги, наречия. Может называть себя в третьем лице.
Договаривает четверостишия в знакомых стихах, подпевает. В двух-трех предложениях рассказывает, что видит в данный момент. Задает вопросы. Называет предметы на картинке:
- по просьбе взрослого,
- самостоятельно (комментирует).
Облегченные слова заменяет правильными. Дает оценку себе: “хороший”, “большой”, “красивый”. Говорит: “до свидания”, “пока”, “спасибо”, “здравствуйте” в индивидуальном произношении.
Бытовые навыки
Ест аккуратно, не обливаясь.
При умывании трет ладони, часть лица.
Вытирается с помощью взрослого.
Самостоятельно одевается (натягивает носочки, шапку, обувь (с небольшой помощью взрослого)). Частично раздевается.
Знает место одежды, обуви, посуды, игрушек. Пользуется носовым платком (при напоминании). Контролирует физиологические потребности.
Физическое развитие
Выполняет по показу, по словесному указанию, самостоятельно:
Перешагивает через несколько препятствий чередующимся шагом. Удерживает равновесие при ходьбе по доске, лежащей на полу.
Поднимается и спускается по лестнице детской горки. Меняет темп: ходьбу на бег. Бегает семенящим шагом. Подпрыгивает.
Удерживает мяч одной или двумя руками. Бросает мяч в горизонтальную цель. Ловит мяч с близкого расстояния. Скатывает мяч с горки.
Из книги Е. Волосовой “Развитие ребенка раннего возраста”
(основные показатели), М.: “Линка-Пресс”, 1999 г.
Ну, показатели очень общие, но в основном проходят. Правда, не знаю, есть ли дети , соответствующие ВСЕМУ написанному :). Да и не надо это -а то где же индивидуальность;). Кто-то лучше рисует, кто то поет…
Мой Леха из перечисленного – не рисует ( ну, линию проведет -в лучшем случае), никогда долго не плачет ( оказывается,должен:)), не любит смотреть мультики( вот уж точно интересное умение -мы своего вообще к телевизору не приучаем – очень удивилась, что надо…),
и уж точно не относится спокойно к слову “нельзя” …
Все остальное – к двум год делает.А вот по физическому воспитанию мы точно обогнали – мой уже хорошо прыгает( и вперед, и вниз),подтягивается на руках, висит в позе уголок до минуты, лазит по шведским стенкам -и перелезать на др. сторону умеет, и о-очень любит лазить по всяким железкам/деревяшкам :)).
Говорит он хорошо – действительно хорошо и выговаривает почти все. И предложения строит из 3-5 слов свободно. Запас слов -примерно 200, но не считала – он же просто говорит -как тут посчитаешь :).Стихов наизусть знает много – из общеизвестных Мойдодыра, Бармалея,Федорино горе – и рассказывает почти без ошибок;). Правда, о себе пока говорит в третьем лице – исключая утверждение ” Я – Леша Петров” :))…
А в обсуждении статьи еще хочу заметить, что дети развиваются неравномерно – каждый по отрезкам. И отрезки не обязательно должны кончаться в 2/3/4 и др. целые годы. Ну очень у всех по разному! Все-таки правильнее было бы оценивать показатели к 3 годам -там уже все дети говорят, все что-то умееют и т.д. ИМХО
2005-06-09, kicik (Леша 2,1)
Нам годик и полмесяца, мы многое умеем: формы в аналогичные отверстия умеем складывать, с матрешками слабее, но когда покажешь, повторит. Кормит мишку ложкой или просто в рот пытается ему запихать булку :), катает в машинке, тоже по просьбе, скажешь ему, мол, покатай мишку, он его сажает в кузов и катает. Выносим памперс сами, уже без просьбы, увидел, памперс грязный валяется, хватает и несет в мусорку, открывает сам дверцу, бросает и закрывает и говорит “кака” 🙂 Так и с мусором, скажешь ему, это кака, он сразу несет в мусорку, поэтому я уже очень осторожно говорю это слово, мало ли что в мусорке окажется 🙂 Пытается и сам кормится, конечно, мимо, но если помочь, в рот попадет, по просьбе пытается шапку на голов натянуть, тоже слабо получается, но он понимает, самое главное, думаю. Что еще умеем? Слова говорим – мама, папа, кака, сися, глазик (показывает), ушко (показывает), носик (показывает) и т.д. Приносит свою обувь по просьбе. Причем уже отличает прогулочную от домашней 🙂 Короче, много чего умеем и очень стремимся быть самостоятельным 🙂 Это радует. Ну, у нас папа был очень ранний он в 10 месяцев сказал – какади – крокодил 🙂 Стал программером ) Не Гошка меня очень радует 🙂 Сообщает, когда пописает/покакает, уже постфактум – быстрее бы заранее стал проситься…
2005-06-09, Sabayka&Гошик (годовасик :о)
Нам годик и полмесяца, мы многое умеем: формы в аналогичные отверстия умеем складывать, с матрешками слабее, но когда покажешь, повторит. Кормит мишку ложкой или просто в рот пытается ему запихать булку :), катает в машинке, тоже по просьбе, скажешь ему, мол, покатай мишку, он его сажает в кузов и катает. Выносим памперс сами, уже без просьбы, увидел, памперс грязный валяется, хватает и несет в мусорку, открывает сам дверцу, бросает и закрывает и говорит “кака” 🙂 Так и с мусором, скажешь ему, это кака, он сразу несет в мусорку, поэтому я уже очень осторожно говорю это слово, мало ли что в мусорке окажется 🙂 Пытается и сам кормится, конечно, мимо, но если помочь, в рот попадет, по просьбе пытается шапку на голов натянуть, тоже слабо получается, но он понимает, самое главное, думаю. Что еще умеем? Слова говорим – мама, папа, кака, сися, глазик (показывает), ушко (показывает), носик (показывает) и т.д. Приносит свою обувь по просьбе. Причем уже отличает прогулочную от домашней 🙂 Короче, много чего умеем и очень стремимся быть самостоятельным 🙂 Это радует. Ну, у нас папа был очень ранний он в 10 месяцев сказал – какади – крокодил 🙂 Стал программером ) Не Гошка меня очень радует 🙂 Сообщает, когда пописает/покакает, уже постфактум – быстрее бы заранее стал проситься…
2005-06-09, Sabayka&Гошик (годовасик :о)
А мой в 2,8 упорно не желает сам одеваться и учиться это делать не желает. Зато раздевается очень быстро, видимо любит воздушные ванны)))
Про “вылавливает сачком предметы из воды” впечатлило)))) а если сачка нет? или в воду ничего не упало?)))
В 2 года говорил он не очень много и практически совсем не понятно. Еще в марте, когда мы в сад собирали справки, логопед грозно сообщила нам, что если к трем годам не научимся правильно произносить шипящие и “Р”, то запишет нам отставание. Гы))) Не успела. Сейчас и рычит и шипит – все в порядке. И слова стал ясно произносить. Выяснилось, что он все марки машин знает. Во как! А тут – 300 слов в 2 года)))
2005-06-09, БуБуся
все то что надо уметь делать из статьи мы все умеем и все с удовольствием делаем, правда петь начали со дня своего рождения (2 х летия)а теперь каждый день слышу от него пение да еще и с придтанцовкой, а вот с речью как и у многих проблемы, говорит вроде много и пытается повторять правда не всегда удачно, но четких и понятных слов очень мало, хотя так же как и остальные уделяем немало внимания пальчиковым играм, логопед на 2 года написал 10 слов + 100 ассоциативных (т.е. ав ав, би-би, ко-ко-ко и т.д.) и до сих пор не могу понять как она могла установить это все при стесняющемся чуть-ли не до истерик ребенке, на единственном посещении.
2005-06-09, madam_sha&son (Данила 2г)
Моему сыну 1год11мес. разговаривает хорошо с 1г2м. Сейчас реально все то, о чем написано+ голова уже болит от его болтовни. Говорит очень много и практически постоянно, требует читать книги (уже целая библиотека дома), знает стишки, сочиняет песенки И постоянные вопросы:ЭТО КТО? оТКУДА ? кУДА ? чТО? кТО? Зачем? Если он со мной на кухне, а папа из комнаты его зовет, то нет чтоб сходить. Сынок меня спрашивает: Зачем папа зовет? И только потом идет. Болтовня постоянная. Но у нас в семье я заговорила в 1г1м., ситать сама начала в 2,6 ; и муж заговорил в 1,3. Но все детки разные…
2007-02-13, НАТАЛЬЯ
Нам два года и пол месяца мы не говорим не то что 200-300 слов там дай бог 20-30 при большом спасибо!Хотя даже при нашем небольшом словарном запасе довольно чотко выражаем свои мысли, даже, даже не даже, а вполне нормально составляем(складываем) предложения. У нас мальчик говорят мальчики разговаривают позже; зато ходим, залезаем на все и пройдем везде где можно особенно нельзя, это мы мастеры.Вообще все дети разные, мы этим себя и утешаем.Вот мы до года опережали сильно в 7-8 месяцев ходли, а теперь отстаем.
2007-01-18, Надежда
Всего 38 отзывов Прочитать все отзывы.
Источник
Основные показатели развития ребенка раннего возраста
Предлагаем вам познакомиться с основными показателями развития ребенка. Они помогут заинтересованным лицам (родителям, воспитателям, педагогам) определить степень развития конкретного малыша и в случае необходимости принять соответствующие меры коррекции.
При составлении этих показателей использованы собственные научно-методические исследования автора книги Елены Волосовой, многолетние наблюдения за детьми раннего возраста, а также материалы из работы “Диагностика нервно-психического развития детей первых трех лет жизни” (ЦОЛИУ врачей, М., 1979) и Базисной программы развития ребенка-дошкольника “Истоки” (Центр “Дошкольное детство” им. А. В. Запорожца, М., 1997).
Познавательное развитие
Долго следит за перемещением игрушки. Тянет к ней руки, схватывает, удерживает.
Подолгу занимается с одним предметом: берет игрушки из разных положении, перекладывает из одной руки в другую, тянет в рот, отодвигает, рассматривает, прислушивается к ее звучанию (мелодии).
Удерживая игрушку, переворачивается на бок, на живот, на спину.
Тянется к игрушкам, лежа на животе; немного подтягивается вперед.
Пытается найти спрятанную внезапно игрушку (заглядывает, сдергивает платочек).
Захватывает мелкие игрушки двумя пальцами, крупные – всеми пальцами и ладонью.
Пытается подражать движениям взрослого: похлопывает, стучит, сжимает, трясет игрушкой.
Эмоционально-социальное развитие
Возникает эмоциональное предпочтение: появляется любимая игрушка.
Эмоционально-избирательное отношение к цвету, величине, форме игрушек (различные эмоциональные реакции по длительности и периодичности).
Улыбается в ответ на ласковый тон голоса взрослого.
Хмурится при строгом тоне голоса взрослого.
Пугается громких звуков.
Эмоционально напряжен при трудновыполнимых действиях, движениях.
Улыбается, гулит, двигается, замирает (комплекс оживления), радуется:
· при появлении близкого человека (общении),
· слыша голос близкого взрослого,
· рассматривая игрушку,
· слыша звучание музыкального инструмента, знакомую плясовую мелодию, песенку,
· веселым играм со взрослым.
Насторожен (смущение, испуг):
· при виде незнакомого человека
· в новой обстановке.
Морщится, крутится, хнычет, испытывая неприятные ощущения.
Визжит, смеется, подражая смеху других людей. Подражает мимике лица, голосовым интонациям взрослого.
Речевое развитие
Прислушивается к голосу взрослого, вторит ему слогами из своего лепета.
Оборачивается на свое имя.
Смотрит в сторону знакомого предмета на вопрос взрослого: “Где то-то?”.
Протяжно произносит гласные звуки.
Произносит слоги (лепечет) в процессе самостоятельного бодрствования.
Повторяет за взрослым некоторые звуки и слоги из своего лепета.
Подражает голосовым интонациям взрослого (выразительным): “чихает”, “покашливает”, “смеется”.
В лепете возникают четкие фонемы родного языка, индивидуальная ритмичность.
Бытовые навыки
Придерживает грудь мамы во время сосания.
Подносит бутылочку ко рту, удерживает во время сосания.
Раскрывает рот перед ложкой, снимает пищу губами, ест с ложки полугустую пищу.
Физическое развитие
Переворачивается со спины на бок, со спины на живот, с живота на спину.
Подползает вперед, отползает назад, крутится.
Лежит долго на животе с опорой на ладони выпрямленных рук.
Опирается ногами на опору при поддержке под мышки.
Переступает при поддержке под мышки.
Немного стоит на выпрямленных ногах при поддержке за обе руки или под мышки.
Недолго сидит при поддержке за две или за одну руку.
Делает попытки согнуться вперед из положения лежа на спине.
Дотрагивается руками до своего тела.
Тянет обе руки к маме (желание, чтобы взяли на руки).
Тянет руку к понравившейся игрушке.
Источник: Е. Волосова “Развитие ребенка раннего возраста”
« Назад к списку
Нет комментариев к этой статье. Ваш может быть первым.
Источник
Приведенный ниже текст получен путем автоматического извлечения из оригинального PDF-документа и предназначен для
предварительного просмотра.
Изображения (картинки, формулы, графики) отсутствуют.
Приложение 11
Примерная структура заключения об уровне психического развития
ребенка в возрасте от 2 до 3 лет [14, с. 125]
Фамилия, имя ребенка: __________________________________________
Возраст: _______________________________________________________
Дата обследования: ______________________________________________
Развитие общения и речи
1. Инициативность ребенка в общении (высокая, средняя, низкая, отсутствует).
2. Чувствительность к воздействиям взрослого (высокая, средняя, низкая,
отсутствует).
3. Репертуар коммуникативных действий (разнообразный, ограниченный,
обедненный; предпочитаемые средства общения).
4. Уровень развития активной речи (высокий, средний, низкий, активная
речь отсутствует).
5. Уровень понимания речи (высокий, средний, низкий).
6. Уровень выполнения речевых инструкций (высокий, средний, низкий).
Развитие предметной деятельности
1. Виды действий с предметами
Ориентировочно-исследовательские и манипулятивные (отсутствуют, исполь-
зуются редко, часто).
Культурно-фиксированные (отсутствуют, используются редко, используются
часто).
2. Познавательная активность
Эмоциональная вовлеченность (отсутствует, слабая, высокая).
Настойчивость в деятельности (отсутствует, слабовыраженная, ярко выра-
женная).
Стремление к самостоятельности в деятельности (отсутствует, низкое,
среднее, выраженное).
3. Включенность предметной деятельности в общение со взрослым
Стремление воспроизводить образец действия (отсутствует, слабое, среднее,
сильное).
Ориентация на оценку взрослого (отсутствует, выраженность слабая, средняя,
высокая).
Речевое сопровождение деятельности (отсутствует, слабое, выраженное).
4. Целенаправленность (отсутствует, слабовыраженная, ярко выраженная).
Развитие процессуальной игры
1. Потребность в игре с сюжетными игрушками
Инициативность (отсутствует, слабая, средняя, высокая).
Длительность игры (отсутствует, кратковременная, средняя, длительная).
21
2. Характер игровых действий
Вариативность (отсутствует, слабая, средняя, высокая).
Речевая активность (отсутствует, слабая, средняя, высокая).
3. Воображение
Использование предметов-заместителей (отсутствует, редкое, частое).
4. Принятие игровой инициативы взрослого (отсутствие, слабое, среднее,
активное).
Заключение (содержит вывод об уровне развития общения и речи, предмет-
ной деятельности, игровой деятельности – нормальный, задержка, грубая задерж-
ка – с указанием отсутствующих или слабовыраженных параметров и возможных
причин задержки).
Рекомендации (даются в соответствии с выявленными причинами задержки в
развитии общения, речи, предметной деятельности, игровой деятельности, в слу-
чае необходимости – направление к соответствующим специалистам).
22
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Аксенова Л.И. Ранняя комплексная помощь детям с отклонениями в разви-
тии как одно из приоритетных направлений современной специальной (коррекци-
онной) педагогики // Дефектология. – 2002. – №3. – С.9–20.
2. Баенская Е.Р., Разенкова Ю.А., Выродова И.А. Мы: Общение и игра взрос-
лого с младенцем. – М.: ООО «Полиграф сервис», 2002. – 132 с.
3. Бернадская М.Э., Грачева Л.В., Фролова М.И., Особенности раннего психи-
ческого развития недоношенных детей, имеющих критически низкую массу тела
при рождении и перинатальное поражение ЦНС// Альманах института коррекци-
онной педагогики РАО. – 2000. – Вып.2. – С. 21–26.
4. Волосова Е.Б. Развитие ребенка раннего возраста (основные показатели). –
М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 1999. – 72 с.
5. Волосовец Т.В. Состояние и перспективы развития системы ранней помощи
детям в России // Дефектология. – 2003. – №4. – С.4–7.
6. Воспитание детей раннего возраста в условиях семьи и детского сада: Сбор-
ник статей и документов / Под ред. Т.И. Оверчук. – СПб.: Детство – Пресс, 2003. –
220 с.
7. Воспитание и развитие детей раннего возраста/ Под ред. Ляминой Г.М. –
М.: Просвещение, 1981. – 224 с.
8. Воспитание малыша в семье от рождения до трех лет: Советы психолога/
Под ред. Е.О. Смирновой, Л.Н. Галигузовой. – М.: АРКТИ, 2004. – 160 с.
9. Выготский Л.С. Собрание сочинений: В 6 т. – М.: Педагогика, 1984. – Т. 4. –
С. 340–368, 367–376.
10. Галанов А.С. Психическое и физическое развитие ребенка от рождения до
года. – М.: АРКТИ, 2001. – 112 с.
11. Галигузова Л.Н. Творческие проявления в игре детей раннего возраста//
Вопросы психологии. – 1993. – № 2. – С.14–16.
12. Галигузова Л.Н., Смирнова Е.О. Искусство общения с ребенком от года до
шести лет: Советы психолога. – М.: АРКТИ, 2004. – 160 с.
13. Дети–сироты: Консультирование и диагностика развития/ Под ред.
Е.А. Стребелевой. – М.: Полиграф сервис, 1998. – 336 с.
14. Диагностика психического развития детей от рождения до 3-х лет/
Е.О. Смирнова, Л.Н. Галигузова, Т.В. Ермолова, С.Ю. Мещерякова. – М.:
МГППУ, 2002. – 128 с.
15. Дунайкин М.Л., Брин И.Л. Методические подходы к оценке нервно-
психического развития детей первого года жизни// Дефектология. – 2002. – № 3. –
С.78–83.
16. Жукова Н.С., Мастюкова Е.М. Если ваш ребѐнок отстаѐт в развитии. – М.:
Медицина, 1993 – С.26–364.
17. Игры и занятия с детьми раннего возраста, имеющими отклонения в пси-
хофизическом развитии/ Под ред. Е.А. Стребелевой, Г.А. Мишиной. – М.: Поли-
граф сервис, 2002. – 128 с.
23
18. Изменение социального окружения в домах ребенка: программа раннего
вмешательства / Р.Ж. Мухамедрахимов, О.И. Пальмов, Н.В. Никифорова и др. //
Дефектология. – 2003. – №4. – С.44–53.
19. Кайл Р. Детская психология: Тайны психики ребенка. – СПб.: Прайм –
ЕВРО-ЗНАК, 2002. – 416 с.
20. Катаева А.А., Стребелева Е.А. Дидактические игры и упражнения в обуче-
нии умственно отсталых дошкольников. – М.: Изд-во «Бук – Мастер», 1993. –191 с.
21. Кожевникова Е.В. Опыт работы Санкт-Петербургского института раннего
вмешательства // Дефектология. – 2003. – № 4. – С.78 – 81.
22. Кольцова М.М. Ребенок учится говорить. – М.: Сов. Россия, 1973. – 160 с.
23. Лисина М.И. Проблемы формирования личности. – Воронеж: НПО
«МОДЭК», 1995. – С.75–103, 106–120.
24. Малофеев Н.Н. Ранняя помощь – приоритет современной коррекционной
педагогики // Дефектология. – 2003. – №4. – С.7–11.
25. Мастюкова Е.М. Лечебная педагогика. Ранний и дошкольный возраст. –
М.: Владос, 1997. – С.145–164, 170–194, 291–295.
26. Мещерякова С.Ю. Психологическая готовность к материнству // Вопросы
психологии. – 2000. – № 5. – С.10–12.
27. Морозова Е.И. Психологические подходы к изучению процесса адаптации де-
тей раннего (преддошкольного) возраста // Дефектология. – 1997. – № 4. – С.67–79.
28. Мухамедрахимов Р.Ж. Мать и младенец: психологическое взаимодейст-
вие. – СПб.: Издательство С-Петерб. ун-та, 1999. – 288 с.
29. Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство,
отрочество: Учебник для студ. вузов. – М.: Изд. центр «Академия», 1997. – С.120–
152.
30. Никольская О.С. Аффективная сфера человека. Взгляд сквозь призму дет-
ского аутизма. – М.: Центр лечебной педагогики, 2000. – С.174–207.
31. Новосѐлова С.Л. Генетически ранние формы мышления. – М.: НПО
«МОДЭК», 2002. – 320 с.
32. Общение и речь: Развитие речи у детей в общении со взрослыми/ Под ред.
М.И. Лисиной. – М.: Педагогика, 1985. – 208 с.
33. Павлова Л.Н., Волосова Е.Б., Пилюгина Э.Г. Раннее детство: познаватель-
ное развитие: Методическое пособие. – М.: Мозаика – Синтез, 2000. – С.33–38.
34. Педагогика раннего возраста/ Под ред. Г.Г. Григорьевой, Н.П. Кочетко-
вой, Д.В. Сергеевой. – М.: Изд. центр «Академия», 1998. – 336 с.
35. Петрова Е.А. Жесты в педагогическом процессе. – М.: Московское педа-
гогическое общество, 1998. – 222 с.
36. Печора К.Л., Пантюхина Г.В., Голубева Л.Г. Дети раннего возраста в до-
школьных учреждениях. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2002. – 176 с.
37. Поляков Ю.Ф., Солоед К.В. Развитие инициативности у детей первого го-
да жизни в условиях материнской депривации// Вопросы психологии. – 2000. –
№ 3. – С. 9–17.
38. Психология детства. Практикум. Тесты, методики для психологов, педаго-
гов, родителей / Под ред. А.А. Реана. – СПб.: Прайм-ЕВРО-ЗНАК, 224 с.
24
39. Психолого-педагогическая диагностика развития детей раннего и дошко-
льного возраста / Под ред. Е.А. Стребелевой. – М.: Просвещение, 2004. – 164 с.
40. Разенкова Ю.А. Игры с детьми младенческого возраста. – М.: Школьная
пресса, 2000. – 160 с.
41. Разенкова Ю.А. К вопросу об использовании отечественных и зарубежных
методик диагностики психомоторного развития в качестве инструментов раннего
выявления возможных отклонений в развитии. Дискуссионные аспекты проблемы
/ Альманах института коррекционной педагогики РАО. – 2000. – №2. – С.10–14.
42. Разенкова Ю.А. Региональная политика в области ранней помощи: про-
блемы и перспективы // Дефектология. – 2003. – №4. – С.72–78.
43. Разенкова Ю.А. Содержание индивидуальных программ развития детей
младенческого возраста с ограниченными возможностями, воспитывающихся в
доме ребенка // Дефектология. – 1998. – №3. – С.57–63.
44. Смирнова Е.О. Психология ребенка. – М.: Школа – Пресс, 1997. – 384 с.
45. Специальная дошкольная педагогика/ Под ред. Е.А. Стребелевой. – М.:
Изд. центр «Академия», 2001. – 312 с.
46. Стребелева Е.А. Методические рекомендации к психолого-
педагогическому изучению детей (2–3 лет). Ранняя диагностика умственного раз-
вития. – М.: Компания «Петит», 1994. – 32 с.
47. Стребелева Е.А. Подходы к созданию единой системы раннего выявления
и коррекции отклонений в развитии детей / Альманах института коррекционной
педагогики РАО. – 2000. – №2. – С.11–12.
48. Ткачѐва В.В., Психо-коррекционная работа с матерями, воспитывающими
детей с отклонениями в развитии. – М.: Изд-во «Гном-Пресс», 1999. – 64 с.
49. Фатеева Е.М., Цареградская Ж.В. Грудное вскармливание и психологиче-
ское единство «мать-дитя». – М.: АГАР, 2000. – 183 с.
50. Чиркина Г.В. К проблеме раннего распознавания и коррекции отклонений
речевого развития у детей// Альманах института коррекционной педагогики РАО.
– 2000. – №2. – С.14–16.
51. Эльконин Д.Б. Психическое развитие в детских возрастах: Под редакцией
Д.И. Фельдштейна. – М.: Изд-во «Институт практической психологии»; Воронеж:
НПО «МОДЭК», 1995. – 416 с.
52. Эльконин Д.Б. Психология игры. – М.: Педагогика, 1978. – С. 151–168.
25
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение………………………………………………………………………. 3
1. Объем дисциплины и виды учебной работы……………………………… 3
2. Содержание дисциплины…………………………………………………… 4
3. Тематика лекций……………………………………………………………. 4
4. Семинарские занятия………………………………………………………. 7
5. Самостоятельная работа студентов (СРС)………………………………… 13
Контрольные вопросы….…………………………………………………….. 10
Приложения…………………………………………………………………… 13
Приложение 1. Примерное заключение об уровне развития
общения у ребенка в первом полугодии жизни…………………………….. 13
Приложение 2. Примерная структура заключения об уровне развития
познавательной активности у ребенка в первом полугодии жизни ………. 14
Приложение 3. Примерная структура заключения об уровне
психического развития ребенка первого полугодия жизни………………… 14
Приложение 4. Примерное заключение об уровне психического
развития ребенка первого полугодия жизни…………………………..…….. 15
Приложение 5. Примерная структура заключения об уровне
психического развития ребенка второго полугодия жизни………………… 16
Приложение 6. Примерная структура заключения об уровне
развития предметной деятельности у ребенка второго года жизни………. 17
Приложение 7. Примерная структура заключения об уровне
психического развития ребенка в возрасте от 1 года до 2 лет……………… 18
Приложение 8. Примерная структура заключения об уровне
развития общения и речи ребенка третьего года жизни……………………. 19
Приложение 9. Примерная структура заключения об уровне
развития предметной деятельности у ребенка на третьем году жизни……. 19
Приложение 10. Примерная структура заключения об уровне
развития процессуальной игры на третьем году жизни ребенка…………… 20
Приложение 11. Примерная структура заключения об уровне
психического развития ребенка в возрасте от 2 до 3 лет…………………… 21
Библиографический список…………………………………………………… 23
26
Источник