Волосова е развитие ребенка дошкольного возраста
Развитие детей младшего дошкольного возраста имеет большое значение для дальнейшего взаимодействия малыша и внешнего мира. В период с трех до четырех лет в ребенке происходят разительные перемены в физическом и психическом развитии. Он становится более активным, целеустремленным, в движениях появляется больше координированности, разнообразия.
Перемены происходят в характере малыша. Он уже по другому относится к взрослым, изменению подвергаются и отношения со сверстниками. Именно в этот период в ребенке закладываются правила отношения людей между собой. Он внимательно следит за взаимодействием взрослых и в точности копирует их поведение.
На данном этапе развития дошкольника главное место занимает игра. Здесь малыш имеет возможность проявить осознанность во взаимоотношениях с людьми.
Младший дошкольник
Младший дошкольный возраст длится всего один год с трех до четырех лет. И в этот период происходит много перемен как внутри самого малыша, таки во внешних отношениях. Именно в этот период у ребенка появляется утверждение «Я сам». Для него становится понятным тот факт, что многие вещи он уже может делать сам, без сторонней помощи. А также есть вещи, которые он бы хотел попробовать самостоятельно сделать. Здесь может возникнуть кризис вызванный борьбой между «я могу» и «я хочу».
В разговоре с ребенком можно отметить появление сложных слов и словосочетаний. Его словарный запас становится более богаче и интереснее. Рекомендуется для такого возраста подбирать игры, позволяющие развивать мелкую моторику рук.
Изменения в психике
В трехлетнем возрасте у ребенка зарождается «Я». На данном этапе указанные психологические процессы помогают формировать гордость, но только на начальном уровне.
Социальное развитие
Развитие детей дошкольного возраста 3-4 года сопровождается увеличением самостоятельности. Малыш начинает проявлять больший интерес к тому, как ведут себя взрослые, внимательно наблюдают за поведением сверстников. При этом ребенок не просто наблюдает, но старается подражать взрослым, копируя их действия в ролевых играх. Первое время в каждой игре лидирующее место отводится взрослому, но по мере взросления ребенок постепенно берет инициативу на себя.
Для младшего дошкольника сверстники становятся компаньонами, с которыми можно играть на равных. Активно начинают использоваться фразы, жесты для дополнения содержанием диалога.
Общение
В трехлетнем возрасте наступает новый этап во взаимоотношениях со сверстниками. Малыш учится знакомиться, играть. При этом возникают самые разнообразные эмоции. Здесь может быть и радость, проявиться интерес, возникнуть смущение, не стоит забывать и про жадность. У детей возникают попытки организации совместной элементарной игры. Всего за год дошкольники достигают совершенства и способны организовывать сложный полноценный игровой процесс.
Ролевая игра
Развитие детей младшего дошкольного возраста происходит на основе ролевой игры, которая является основной в их деятельности. Поскольку в этот период происходит копирование отношения взрослых между собой, не удивительно, что и в игре основное место отводится отношениям. В результате игры малыш учится воспринимать социальное окружение. Мышление становится образным, начинает свое развитие воображение.
Память
В период младшего дошкольного возраста запоминание происходит непроизвольно. У ребенка откладываются в памяти определенные образы, в основном, связанные с узнаванием. Усидчивость и внимание пока находятся на начальном уровне, когда ребенок не может долго сидеть над одним занятием или концентрироваться на одном предмете. Малыш быстро сменяет одну деятельность другой, внимание не задерживается на одном предмете, быстро и легко находя для себя другой объект повышенного интереса. То же происходит и с настроением, которое может меняться, поскольку эмоциональное состояние неустойчивое. Это происходит следующим образом: ребенок спокойно играет, но уже через минуту – это будет малыш со слезами на глазах. Если эмоциональное здоровье крохи в норме, то это будет жизнерадостный ребенок, который будет излучать оптимизм.
Восприятие и ощущение
Важно обратить внимание на перемены, которые происходят в развитии малыша в плане познания окружающего мира. Здесь больше упор идет на предметное восприятие. Малыш старается анализировать, происходит осознание своих действий. Дети стараются, чтобы их деятельность была более продуктивной. Это касается работы с пластилином, конструктором и другие занятия. Также не стоит упускать из виду сенсорное развитие трехлетнего малыша. У них постепенно формируется пониманием формы, размера имеющегося предмета.
Перемены в действиях направленных на ориентировании и исследовании. На первое место выходит зрение, а не тактильные ощущения. В три года именно зрение управляет руками. Практические задачи решаются экспериментальным путем.
Вопросы «что это», «как оно работает» исчезают, возникает интерес уже другого плана: признаки предмета и почему он ими обладает.
Речь
К четырем годам многие дети уже умеют говорить, делают это хорошо и даже с удовольствием. И именно в этот период происходит развитие речевой функции, которая является главной – это диалог, когда происходит двухсторонняя коммуникация. Вопросы и побуждение провоцируют развитие диалога у детей младшего дошкольного возраста. Увеличивается количество слов для формирования предложений. Но пополнение словарного запаса становится возможным только из разговора с взрослыми. Рекомендуется чаще разговаривать с ребенком, отвечать на все задаваемые вопросы. Кроме запаса слов, совершенствуется познавательная деятельность.
Кроха старается выразить словами все то, что он видел или пережил за день. Происходит некий отчет о том, что было сделано за этот день, что подтверждает осознанность совершаемых действий.
Эмоциональное развитие
В период младшего дошкольного развития происходит активное совершенствование таких эмоций:
- Симпатия;
- Сочувствие;
- Огорчение, вызванное неудачей;
- Удовлетворение, наступающее после успешно выполненного действия.
Чувства трехлетнего малыша настолько разнообразные, сложные, текучие. Эмоциональное состояние неустойчивое, подвержено влиянию ситуационной обстановки. Ребенку не хватает слов, чтобы объяснить возникающие желания или намерения, сказать какие планы и состояние. Все это он пытается донести до других с помощью жестов, мимики, действий, направленных на других.
Физическое развитие
Развитие психического тела малыша, отражается на развитии физического тела. Именно в этот период важно приучить ребенка к физическим нагрузкам, однако следить, чтобы активность была в меру, поскольку в трехлетнем возрасте у детей присутствует повышенная утомляемость.
Совершенствуется пространственная ориентация, могут сохранять определенный темп движений, стоять в одной позе. Происходит развитие координации во время ходьбы, бега, лазанья. Отмечается, что в отношении мяча и палки у ребенка присутствует определенное направление действий.
Младшим дошкольникам сложно сидеть на одном месте – это особенность их развития, но это помогает им не так быстро утомляться.
Если вам понравилась статья, ставьте лайк ????
ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ на канал
Наш сайт: Winku.ru
Мы в социальных сетях: VK, OK
Источник
Дорогие друзья, мы рады представить вам Зыбареву Ирину Викторовну, воспитателя первой младшей группы МБДОУ детский сад № 45 города Таганрога, Ростовской области. Сегодня Ирина Викторовна с радостью делится с нами своим профессиональным опытом по сенсорному развтию детей раннего возраста. Сенсорное развитие ребенка имеет очень важное значение особенно в раннем и дошкольном возрасте, так как именно этот возраст наиболее благоприятен для накопления представлений об окружающем мире. Статья будет интересна воспитателям и родителям.
Краткий комментарий к статье
“Я убеждена в том, что сенсорное воспитание, направленное на формирование полноценного восприятия окружающей действительности, служит основой познания мира, первой ступенью которого является чувственный опыт. Успешность умственного, физического, эстетического воспитания в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития детей, т.е от того, насколько совершенно ребенок слышит, видит, осязает окружающее.”
Познавательного чтения…
Сенсорное развитие детей раннего возраста
Сенсорное развитие ребенка – это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе, вкусе и т.п.
Значение сенсорного развития в раннем и дошкольном детстве трудно переоценить. Именно этот возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире.
Сенсорное воспитание, направленное на обеспечение полноценного сенсорного развития, является одной из основных сторон дошкольного воспитания.
Ребенок в жизни сталкивается с многообразием форм, красок и других свойств предметов, в частности игрушек и предметов домашнего обихода. Он знакомится и с произведениями искусства – музыкой, живописью, скульптурой. Малыша окружает природа со всеми ее сенсорными признаками – многоцветьем, запахами, шумами. И конечно, каждый ребенок, даже без целенаправленного воспитания, так или иначе, воспринимает все это. Но если усвоение происходит стихийно, без разумного педагогического руководства взрослых, оно нередко оказывается поверхностным, неполноценным. А ведь ощущения и восприятие поддаются развитию, совершенствованию, особенно в период дошкольного детства. Здесь-то и приходит на помощь сенсорное воспитание – последовательное планомерное ознакомление ребенка с сенсорной культурой человечества. Сенсорное воспитание – целенаправленные педагогические воздействия, обеспечивающие формирование чувственного опыта и совершенствование ощущений и восприятия.
Ранний возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире. Поэтому, сенсорное воспитание- это одна из основных сторон дошкольного воспитания.
В раннем возрасте ведущей является предметная деятельность, то есть деятельность, направленная на овладение различными способами действий с предметами. Предметная деятельность является ведущей потому что, именно она оказывает решающее влияние на развитие всех сторон психики и личности ребенка. В рамках этой деятельности возникают и развиваются основные психологические новообразования раннего возраста.
Восприятие, внимание, память и мышление ребенка функционируют и формируются главным образом в процессе предметных действий. Мышление в раннем возрасте имеет преимущественно наглядно-действенный характер. Наряду с этим видом мышления развиваются такие его формы как, наглядно-образное и символическое мышление, которые тоже опираются на опыт практических действий малыша.
Речь ребенка возникает и развивается также в контексте совместной с взрослыми предметной деятельности. На основе предметной деятельности зарождается процессуальная игра. Благодаря развитию предметных действий и речи в игре ребенка появляются игровые замещения. Становление игровых замещений дает начало сюжетно-ролевой игре, которая становится ведущей на следующем этапе развития ребенка.
В рамках предметной деятельности создаются условия для развития таких личностных качеств ребенка, как самостоятельность и целенаправленность. У малыша формируется стремление к достижению правильного результата своей деятельности. Достижения в предметной деятельности и признание их со стороны взрослых становятся для ребенка способом утверждения собственного достоинства, мерой своего Я.
Однако следует отметить, что совершенствование и развитие сенсорных процессов непосредственно в ходе деятельности, как правило, затруднено. Детям трудно одновременно решать несколько задач восприятия, как зрительного, так и слухового и осязательного, в процессе различного рода действий с этими предметами, что является доминирующим в сенсорном развитии. Умение воспринимать предметы, анализировать их, сравнивать, обобщать не формируются сами собой в ходе той или иной деятельности; требуется специальное обучение по определенной системе, что является актуальным в развитии детей раннего возраста.
Для детей третьего года жизни – при создании необходимых для этого условий – характерен ускоренный темп сенсорного развития. В данный возрастной период сенсорное воспитание является основной линией развития, все остальные линии развития базируются на сенсорной основе.
Ребенок в этом возрасте интенсивно накапливает впечатления и представления о важнейших признаках, свойствах предметов. Накопленный сенсорный опыт, т. е. представления о величине, цвете, форме, фактуре, положение в пространстве и т. п., связывается с конкретными предметами и явлениями.
Усвоение названий сенсорных свойств предметов (цвет, форма) детьми раннего возраста существенно ускоряется, если вместо общепринятых слов, обозначающих эти свойства, применяются их «опредмеченные» наименования. (Человечество широко использует их, о чем свидетельствуют, например, названия цветовых тонов: морковный, лимонный, розовый, апельсиновый, абрикосовый, сиреневый, вишневый и т. д.). Абстрактные слова для детей заменяются названиями конкретных предметов, имеющих постоянную характеристику: малышам понятно и доступно называние прямоугольного бруска кирпичиком, треугольной призмы — крышей, предметов овальной формы — огурчиком или яичком и т. д.
Дети третьего года жизни, назвав какой-либо из цветов, часто не связывают это название с конкретным цветом. Двухлетний ребенок, самостоятельно произнеся слово красный, может указать на зеленый или какой-либо другой цвет. Нередко дети словом красный подменяют слово цвет. Устойчивой связи между словами — названиями цвета и конкретным цветом еще не образовалось.
Именно на третьем году жизни ребенок начинает обозначать сенсорные свойства и признаки краткими пояснениями; белые пятна на голубом фоне – это «снег идет», «зайчики прыгают»; оранжевое пятно – это «солнышко светит», «колобок». Цветовыми пятнами он обозначает траву, деревья, листья, крокодила и т.п. С помощью цвета обобщает характерные признаки достаточно широкого круга предметов и явлений.
К трем годам у ребенка складывается определенное представление о результате того, что он хочет сделать, и это представление начинает мотивировать его действия. Малыш теперь стремится к достижению определенной цели, получению правильного результата. Ребенку нужно помогать «удерживать» цель, направлять его на достижение желаемого результата. Для этого целесообразно использовать такие игры и игрушки, действиями с которыми предполагают наличие образца: фигурные пирамидки, из которых нужно собрать определенный предмет (машину, слоника, собачку и пр.); всевозможные мозаики или пазлы; кубики или простые конструкторы. Образцом может быть картинка, задание взрослого, собственный замысел ребенка. Все эти игры требуют определенного представления о том, что должно получиться, и настойчивости в достижении результата.
Своевременное сенсорное воспитание на данном возрастном этапе – главное условие познавательного развития, правильной и быстрой ориентировки в бесконечно меняющемся окружении, эмоциональной отзывчивости, способности воспринимать красоту и гармонию мира. А быстрое включение сенсорных систем является одной из ключевых способностей человека, основ его полноценного развития.
Список литературы:
- Богуславская З.М., Смирнова Е.Ю. «Развивающие игры для детей младшего дошкольного возраста» – М.: Просвещение,1991г.
- Волосова Е.Б. «Развитие ребенка раннего возраста» – М.: ЛИНКА-ПРЕСС,1999г.
- Доронова Т. Н., Веннецкая О. Е.,Двуреченская Т. В. «Развитие детей раннего возраста в условиях вариативного дошкольного образования» – М.: Обруч, 2010г.
- Доронова Т.Н., Доронов С.Г. «Ранний возраст: планирование работы с детьми» – М.: Издательский дом «Воспитание дошкольника» 2007г.
- Евдокимова Е. С., Додокина Н. В., Кудрявцева Е. А. «Детский сад и семья» – М.: Мозаика-Синтез 2007г
- Маркова Т. А., Загик Л. В., Иванова В. М. «Детский сад и семья» – М.: Просвещение,1981г
- Павлова Л.Н., Пилюгина Э.Г., Волосова Е.Б. «Раннее детство: познавательное развитие» – М.: Мозаика-Синтез 2000г.
- Пилюгина Э.Г. «Сенсорные способности малыша» – М.: Просвещение: АО «Учебная литература» 1996г.
- Смирнова Е.О., Ермолова Т.В., Мещерякова С.Ю. «Развитие предметной деятельности и познавательных способностей» – М.: Мозаика-Синтез 2008г.
- Фонарев А. М, Новоселова С. Л, Каплан Л. И. «Воспитание и обучение детей раннего возраста» – М.: Просвещение, 1986г.
- Щелованов Н.М. Ясли и дома ребенка – задачи воспитания. – В кн.: Воспитание детей раннего возраста в детских учреждениях. М., 1960.
- Венгер Л.А. др. Воспитание сенсорной культуры ребенка от рождения до 6 лет. – М.: Просвещение, 1988.
Источник
Татьяна Муратова
Дидактическая игра как средство развития сенсорных способностей детей раннего возраста
Сенсорное воспитание служит основой познания мира, первой ступенью которого является чувственный опыт. Успешность умственного, физического, эстетического воспитания в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития детей.
Ряд выдающихся зарубежных ученых в области дошкольной педагогики таких, как Ф. Фребель, М. Монтессори, О. Декроли, а также известных представителей отечественной педагогики и психологии Е. И. Тихеевой, А. П. Усовой, Н. П. Сакулиной, Л. А. Венгер справедливо считали, что сенсорное воспитание, направленное на обеспечение полноценного развития сенсорных способностей, является одной из основных сторон дошкольного воспитания. Признано т. ж. приоритетное значение сенсорного развития на этапе первых трех лет жизни.
В настоящее время возросла потребность в увеличении в дошкольных учреждениях числа групп для детей раннего возраста. Возникает необходимость обобщения достижений прошлого в области сенсорного воспитания, систематизации рекомендаций по совершенствованию воспитания детей раннего возраста с целью определения эффективных методов и внедрения их в практику.
Для повышения эффективности образовательной работы, сенсорного воспитания и обучения большое значение имеет использование в дидактическом процессе различных средстви форм организации обучения: дидактические игры, дидактические упражнения. Дидактические игры, как и раньше, остаются эффективным средством сенсорного воспитания.
Целью исследования явилось изучение особенности развития сенсорных способностей у детей раннего возраста, обосновать особенности использования дидактических игр как средства развития сенсорных способностей детей раннего возраста.
Мы предположили, что развитие сенсорных способностей у детей раннего возраста будет успешным,если: будет подобран эффективный комплекс дидактических игр; будут созданы условия для эффективного использования дидактических игр по развитию сенсорных способностей у детей раннего возраста.
На наш взгляд наиболее полным и четким является определение, предложенное Л. А.Венгер: сенсорные способности – это функциональные возможности организма, обеспечивающие ощущение и восприятие человеком окружающего мира и самого себя. В развитии сенсорных способностей важное место занимает усвоение сенсорных эталонов.
Этапы целенаправленного развития сенсорных способностей включают в себя: формирование сенсорных эталонов; обучение способам обследования предмета, а так же различать форму, цвет и величину, выполнять все более сложные глазомерные действия; развитиеаналитического восприятия: умения разбираться в сочетаниях цветов, расчленять форму предметов, выделять отдельные измерения величины.
Развитие сенсорных способностей осуществляется в ходе формирования основных видов детской деятельности, которые свойственны детям – предметной, игровой, изобразительной (О. П. Гаврилушкина, А. А. Катаева, Е. А. Стребелева и др.).
В нашем исследовании дидактическая игра является наиболее эффективным средством развития сенсорных способностей у детей раннего возраста: дидактическая игра – это вид учебных занятий, организуемых в виде учебных игр, реализующих ряд принципов игрового, активного обучения и отличающихся наличием правил, фиксированной структуры игровой деятельности и системы оценивания, один из методов активного обучения (В. Н. Кругликов).
В констатирующем этапе исследования принимали участие 20 детей раннего возраста. Для данной работы были использованы такие методы исследования,как:
Диагностика сенсорного развития О. Л. Канонко;
Методика оценки сенсорного развития Т. В. Николаевой;
Диагностический материал для определения уровня сенсорного восприятия детей на основе показателей познавательного развития методик Е. Б. Власовой «Развитие ребенка раннего возраста (основные показатели)» и Е. А. Стребелевой «Ранняя диагностика умственного развития».
Основными критериями определения уровней сенсорных способностей у детей стали:
степень ориентировки ребенка в основных цветах спектра;
умение ребенка подбирать плоские геометрические фигуры по образцу;
умение ребенка находить и называть предметы разной величины;
степень использования слов, характеризующие пространство и время;
степень идентификации и ориентации в запахах и звуках;
знания свойств предметов и слов их обозначающих;
способ выполнения заданий;
эмоциональное отношение к предложенной деятельности;
результат.
По результатам констатирующего эксперимента, целью которого было выявить уровень развития сенсорных способностей детей раннего возраста,были сделаны следующие выводы: в экспериментальной группе (ЭГ) определен достаточно низкий процент высокого уровня развития сенсорных способностей (10%, что может говорить о не правильном подходе к детям со стороны педагогов, т. е. детям, находящимся на среднем уровне необходимы наиболее стимулирующие методы и условия формирования сенсорных эталонов. В контрольной группе (КГ) данный уровень отмечен у 30% детей, в этой группе преобладает средний уровень сенсорного развития (50%, в ЭГ данный уровень выявлен у 30% детей, преобладает низкий уровень развития сенсорных способностей – 50%.
На констатирующем этапе т. ж. был проведен анализ эффективности руководства дидактическими играми в группе раннего возраста базового ДОУ.
Изучение документации свидетельствует о недостаточных условиях для сенсорного развития ребенка раннего возраста через дидактическую игру. При планировании работы по руководству дидактической игрой педагоги иногда испытывают затруднения, а т. ж. отмечено, что времени для дидактических игр недостаточно, планирование дидактической игры в данной группе ведется бессмысленно. Анализ календарных планов помог выявить типичные ошибки, допускаемые практиками.
Анализ материальной базы для дидактических игр показал, что в группе достаточно разнообразный и соответствующий возрасту детей набор дидактических игр, но вместе с тем в большинство игр дети не играют, т. к. просто не имеют опыта их использования, и как следствие слабо выраженный интерес к данному виду игр.
Результаты констатирующего этапа обозначили необходимость в проведении формирующего эксперимента, в котором приняли участие 10 детей экспериментальной группы, и целью которого явилось повышения уровня развития сенсорных способностей детей раннего возраста с помощью дидактических игр.
Для решения поставленной цели был составлен тематический план дидактических игр-занятий по развитию сенсорных способностей, в который вошли игры, рекомендованные Л. А. Венгером для детей второй младшей группы, а т. ж. игры, рекомендованные Э. Г. Пилюгиной, Е. А. Янушко, Г. А. Широковой, а т. ж. включены ряд разработанных авторами игр.
Игры, отраженные в тематическом плане определены по трем основаниям развития сенсорных способностей – блокам: развитие зрительного восприятия (свет, цвет, форма, величина, количество, расположение в пространстве, целостный образ предмета) – «Пляшущие тени», «Спрячь мышку», «Веселый поезд», «Тут и там», «Зайцы и лиса» и др. ; развитие слухового восприятия – «Тук-тук», «Узнай по звуку» и др. ; развитие осязания – «Узнай, что в ящике», «Прячем руки» и др.
Тематический план составлен в соответствии со следующими принципами:
отбор игры в соответствии с задачами воспитания и обучения: освоение знаний, развитие сенсорных способностей, активизация психических процессов;
установление соответствия отобранной игры программным требованиям воспитания и обучения детей раннего возраста;
подготовка необходимого дидактического материала для выбранной игры;
подготовка к игре детей: обогащение их представлениями о предметах и явлениях окружающей жизни, необходимыми для решения игровой задачи.
Дидактические игры в предложенном плане представляют собой определенную систему,так как при его создании учитывались следующие признаки системности: постепенное усложнение задач и деятельностный подход.
Представленная работа не ограничилась лишь проведением заявленных дидактических игр, для получения более эффективных и прочных результатов, мы включали дидактические игры и в занятия по разным направлениям жизнедеятельности детей в ДОУ (занятия по ознакомлению с окружающим, развитие речи, изодеятельность, конструирование, игра, прогулка, режимные процессы, свободная деятельность детей).
По результатам контрольного эксперимента получены следующие выводы об эффективности, проведенной с детьми раннего возраста работы: в анализе методик было отмечено повышение уровня сенсорных способностей, дети с удовольствием выполняли задания и выполняли их быстро и правильно, при выполнении заданий дети использовали метод проб, примеривание, а так же зрительный способ ориентировки, интерес к результату деятельности сохраняется на протяжении всего обследования, если допускают отдельные ошибки, то тут же замечают их и самостоятельно исправляют.
Следовательно, своевременное развитие сенсорных способностей на данном возрастном этапе – главное условие познавательного развития, правильной и быстрой ориентировки в бесконечно меняющимся окружении, эмоциональной отзывчивости, способности воспринимать красоту и гармонию мира. А быстрое включение сенсорных систем является одной из ключевых способностей человека, основ его полноценного развития.
Список литературы:
1. Вартан, В. П. Сенсорное развитие дошкольников [Текст] / В. П. Вартан. – Мн.: БрГУ, 2007. – 150с.
2. Венгер, Л. А. Воспитание сенсорной культуры ребенка от рождения до 6 лет [Текст]: Кн. для воспитателя детского сада / Л. А. Венгер, Э. Г. Пилюгина, Н. Б. Венгер. – М.: Просвещение, 1988. – 144с.
3. Волосова, Е. Б. Развитие ребенка раннего возраста (основные показатели) [Текст] / Е. Б. Волосова. – М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 1999. – 72 с.
4. Галигузова, Л. Н., Мещерякова, Л. Н. Педагогика детей раннего возраста [Текст] / Л. Н. Галигузова, С. Ю. Мещерякова. – М.:: Владос, 2007. – 304с.
5. Запорожец, А. В. Сенсорное воспитание дошкольников [Текст] / А. В. Запорожец. – М.: Просвещение, 1963. – 98с.
6. Поддъяков, Н. Н. Сенсорное воспитание в детском саду [Текст]: пособие для воспитателя детского сада/ под ред. Н. Н. Поддъякова, В. И. Аванесовой. 2-е. изд., испр. и доп. – М.: Просвещение, 1981. – 192с.
Источник