Внутриутробный период развития иммунной системы ребенка

Первые 28 дней жизни новорожденного защищает детский иммунитет, приобретенный от матери в период внутриутробного формирования. В это время он наиболее подвержен различным инфекционным заболеваниям. Но на 5 день происходят перемены в формуле крови, и лимфоциты начинают преобладать. Сохранение грудного кормления в этот период позволяет поддерживать иммунную защиту.
Слабый иммунитет — признаки
Отдельные факторы, влияющие на младенца, снижают иммунитет, что будет способствовать частым заболеваниям. Важную роль играет приобретенный иммунитет, который передается по наследству. Различают также видовой, активный, пассивный, врожденный, специфический и неспецифический иммунитет.
Приобретение специфического иммунитета у ребенка или естественного происходит в течение жизни, при контакте с возбудителями (микробами, бактериями, вирусами, грибами). Он может быть пассивным и активным. Последний развивается в ответ на введение сывороток. Активный иммунитет возникает после перенесения заболевания.
Признаками слабого иммунитета будут:
- частые простудные заболевания, более 5 раз в год,
- низкая чувствительность к применяемому лечению,
- плаксивость и раздражительность,
- бледность кожи,
- нарушения работы пищеварительной системы,
- долгое восстановление после болезни,
- простуды заканчиваются осложнениями — отиты, бронхиты, ларингиты, ангины.
Справка! При сниженном иммунитете потребуется проведение иммунокорректирующей терапии.
Факторы, снижающие детский иммунитет
На формирование иммунитета у детей влияют внешние и внутренние факторы. Они могут сказываться на развитии как положительно, так и отрицательно. На защитную функцию у грудничков влияют и особенности внутриутробного формирования.
Факторы пониженной защиты у грудничков:
- осложненные роды,
- наследственная предрасположенность к различным патологиям,
- тяжелое течение беременности, вредные привычки у матери,
- нарушение работы желудочно-кишечного тракта,
- плохая экологическая ситуация,
- недостаточное питание, дефицит или переизбыток пищевых веществ,
- отказ от грудного молока до 6-месячного возраста,
- частый прием лекарств,
- психологическая травма.
У старших детей на иммунитет могут повлиять такие факторы, как:
- нервное перенапряжение и стрессы,
- гиподинамия, малоподвижный образ жизни,
- неправильное питание,
- частые переохлаждения, обострения аллергии.
Справка! Выделяют 5 критичных этапов формирования иммунной защиты, и на каждом будут свои факторы, которые более всего сказываются на стойкости организма.
Как формируется иммунитет у грудного ребенка
Формирование иммунитета начинается в период внутриутробного развития. К 12 недели в организме появляются Т-лейкоциты, число которых сильно возрастает на 5 день с рождения. Первые месяцы жизни ребенок защищен материнскими антителами, и синтезировать собственные иммуноглобулины организм еще не в состоянии. Только к 3 годам иммунитет малыша становится приближенным к взрослым по показателям количества антител типа М.
Чтобы понять, как формируется иммунитет младенцев и старших детей, следует рассмотреть его основные периоды. Всего их выделяют 5, длительностью с рождения до подросткового возраста — 12-15 лет.
Основные этапы формирования иммунной защиты
Важные периоды жизни, от которых будут зависеть особенности иммунитета у детей:
- Первый этап — с рождения до 28 дня жизни.
- Второй — с 3 месяцев до полугодовалого возраста.
- Третий — со 2-го года до 3 лет.
- Четвертый — 6-7 лет.
- Пятый — подростковый возраст до 15 лет.
Первый этап развития
Первый важный этап для формирования иммунитета у ребенка — 28 дней с рождения. В это время новорожденный находится под защитой антител матери, он имеет врожденный неспецифический иммунитет, в то время как его собственный только начинает складываться. Организм в это время наиболее подвержен болезням, особенно тем, от которых не были переданы антитела от матери. Врожденная иммунная система обеспечивает также защиту от заболеваний, которыми человек не болеет.
Справка! Чтобы укрепить иммунитет ребенка, важно поддерживать грудное кормление, так как материнское молоко становится основной защитой.
Второй этап развития
С 3-месячного возраста до 6 месяцев в организме грудничка разрушаются антитела, полученные от матери, и начинает формироваться активный иммунитет. Ребенок подвержен острым респираторным вирусным заболеваниям. Груднички также склонны к кишечным расстройствам, глистам, патологиям респираторной системы. Ребенок может не получить от матери антитела к таким патологиям, как ветрянка, коклюш, краснуха. В таком случае высок риск тяжелого течения этих заболеваний.
Иммунологическая память в этот период еще не сформирована. Это становится фактором повторного развития инфекционных заболеваний. В этот период высок риск аллергических реакций. Аллергенами могут выступать продукты питания, пыльца растений, пылевые клещи и другие вещества.
Третий
С 2 до 3 лет ребенок начинает более активно контактировать с окружающими и познавать мир. В организм попадают новые возбудители заболеваний. В этот период иммунная система у детей еще не зрелая, преобладает первичный иммунный ответ. Высок риск появления таких нарушений, как глистные инвазии, стоматиты, респираторные заболевания. Организм особенно подвержен бактериальным и вирусным возбудителям.
Четвертый
С 6 лет уже есть накопленный активный иммунитет. До 7 лет дети подвержены переходу острых заболеваний в хронический процесс. Родителям следует обращать внимание на любые изменения в состоянии здоровья, чтобы провести своевременное лечение до того как начнется период полового созревания, ведь тогда гормональная перестройка усугубляет все имеющиеся патологии. Дети 6-7 лет подвержены аллергическим реакциям.
Пятый
В подростковый период с 12 лет у девочек, и у мальчиков с 13-14 лет начинается активная гормональная перестройка. На состоянии здоровья это сказывается обострением хронических заболеваний. Гормональные изменения сочетаются с уменьшением лимфоидных органов. Подросток может нуждаться в удалении миндалин (аденоидов), которые увеличиваются на фоне частых заболеваний и слабой защиты. Возбудителями болезни могут стать как вирусные, так и бактериальные агенты.
Как выработать иммунитет у ребенка
Соблюдая отдельные рекомендации специалистов при развитии малышей, можно помочь их нормальному росту, исключив частые проблемы со здоровьем. Начинать заботиться об этом следует еще во время беременности. Женщине нужно принимать витаминные комплексы, полноценно питаться, исключать стрессовые ситуации.
Как повысить резистентность организма к инфекционным возбудителям:
- Обратить внимание на рацион. Любой продукт с первого прикорма должен быть полезным, то есть содержать витамины. Если организм не будет получать достаточного количества полезных веществ, он не сможет полноценно функционировать, соответственно иммунитет от этого тоже пострадает.
- Регулярно по рекомендации врача давать ребенку витаминные и минеральные комплексы.
- Соблюдать режим дня, утром делать зарядку, а перед сном прогуливаться на свежем воздухе. Нужно сразу приучать к одному графику. Лучше заранее уточнить, какой режим в детском саду, чтобы подготовить к нему малыша. Смена обстановки, поход в садик и школу — это стресс, а он сказывается на иммунитета. Если же не придется резко менять режим, ребенок перенесет это легче. Кроме того, перед садиком и школой рекомендуется дополнительно давать общеукрепляющие, иммуномодулирующие и витаминные комплексы.
- Готовить ребенка психологически к любым неприятным ситуациям (поход к врачу, особенно к стоматологу, переезд, незнакомые люди в доме).
- Долечивать все заболевания и обращаться к врачу при появлении первых признаков болезни. Важной мерой будет и профилактика детских инфекций путем вакцинации.
Важно! Для нормального функционирования защитного механизма важен здоровый сон.
Ребенок должен спать ночью дольше взрослых. Дневной сон также важен, и приучать к нему нужно согласно ожидаемому графику в детском саду. Полноценный сон способствует повышению иммунитета. Дополняется положительное действие на иммунные клетки выполнением зарядки, правильным закаливанием организма и психологическим комфортом.
Способы проверки иммунной системы
Узнать какой иммунитет, чтобы заняться его повышение, помогут специальные анализы. Основной — иммунограмма. Анализ крови на иммунитет можно сдать по собственному желанию или по назначению врача.
Иммунограмма позволяет получить следующую информацию:
- количество иммуноглобулинов,
- скорость реакции фагоцитов на раздражители,
- функциональная способность цитокинов,
- скорость фагоцитоза,
- количество лейкоцитов,
- наличие аллергии на антитела.
При наличии отклонений в иммунограмме врач назначит лечение. Через некоторое время анализ крови сдается повторно. Для получения достоверных результатов нужна правильная подготовка к обследованию.
Подготовка к сдаче крови:
- врачом отменяются некоторые лекарственные средства,
- устраняются очаги воспаления (анализ проводится через месяц после лечения),
- за день до анализа нужно отказаться от активных физических игр и спорта.
Когда нужно сдавать анализы
Основными показаниями к анализу крови на иммунитет ребенка будут:
- первичные иммунодефициты,
- приобретенные иммунодефициты,
- частые вирусные заболевания,
- плохое реагирование на лечение.
Признаки иммунодефицита, при котором нужно обследоваться:
- часто рецидивирующие инфекционные и гнойные заболевания,
- частые кандидозы полости рта,
- тяжелое течение дерматологических заболеваний.
Справка! Анализы могут назначаться, когда ребенок часто болеет без видимой причины, и когда есть невосприимчивость к лекарствам.
Количество лейкоцитов у ребенка
При сниженном количестве лейкоцитов важно проверить иммунитет ребенка. Нормальными показателями будут от 6,5 до 13,8 у месячного малыша, от 5,5 до 12,5 в полгода и с года до 6 лет — от 6 до 12. Когда иммунитет становится приближенным к взрослому, показатель начинает варьировать от 4,5 до 9.
Чем опасно снижение количества лейкоцитов:
- развитием анемии,
- тромбоцитопенией, приводящей к кровотечениям,
- стоматитами с тяжелым течением (язвами, некрозом),
- патологиями печени, когда инфекция попадает в орган,
- агранулоцитозом — происходит некроз тканей, появляются язвы,
- бактериальным воспалением легких.
Повысить уровень лейкоцитов можно правильно подобранным рационом. Ребенку нужно давать больше цитрусовых, ягод, свежих овощей. Полезными будут свекла, грецкие орехи, морепродукты, куриные яйца. При нормальной переносимости рекомендуется давать больше молочных и кисломолочных продуктов. Народная медицина с этой целью предлагает использовать отвары овса, мед с цветочной пыльцой, настой полыни.
Когда ребенок с рождения кажется вялым, плохо кушает, не проявляет интереса к окружающему миру, часто болеет, следует проконсультировать с иммунологом и педиатром. Специалисты дадут рекомендации для укрепления защитных сил, что улучшит общее самочувствие.
Загрузка…
Источник
Оглавление темы “Канцерогены. Опухоли и иммунодефициты. Нарушения иммунного статуса.”:
1. Канцерогены. Канцерогенные факторы. Химические факторы образования опухоли. Тест Эймса. Промоторы. Физические онкогены. Онкогенные вирусы. ДНК-содержащие и РНК-содержащие онкогенные вирусы.
2. Опухолевые антигены ( Аг ). Пауль Эрлих. Опухолево-эмбриональные антигены ( Аг ). Антигены опухоли.
3. Противоопухолевые иммунные реакции. Иммунитет против опухоли. Влияние иммунитета на опухоль.
4. Опухоли и иммунодефициты. Иммунодефицит при опухоли. Развитие опухоли при иммунодефиците. Развитие иммунодефицита при опухоли.
5. Эффективность иммунного надзора. Иммунная толерантность при опухолях. Иммунный отбор. Антигенная модуляция при опухолях. Иммуносупрессия при злокачественных процессах.
6. Иммунодиагностика опухолей. Иммунотерапия опухолей. Методы иммунотерапии при опухолях. Адъюванты. Иммуномодуляторы. Особенности иммунотерапии опухолей.
7. Иммунный статус человека. Состояние иммунной системы. Статус имунной системы. Состояние иммунитета человека.
8. Возрастные особенности иммунной системы. Иммунная система у плода. Иммунная система у новорожденных. Критические периоды имунной системы у ребенка. Иммунная система в пожилом возрасте.
9. Нарушения иммунного статуса. Иммунодефициты. Транзиторные иммунодефициты. Дефекты системы комплемента. Расстройства функций фагоцитов.
10. Синдромы гуморальной недостаточности. Агаммагпобулинемия Брутона. Общий вариабельный иммунодефицит. Селективный дефицит IgA.
Возрастные особенности иммунной системы. Иммунная система у плода. Иммунная система у новорожденных. Критические периоды имунной системы у ребенка. Иммунная система в пожилом возрасте.
Подобно другим системам, организация защитных факторов претерпевает возрастные изменения. Полностью система защитных факторов развивается к 15-16 годам. По мере старения организма функции иммунной системы ослабевают.
Иммунная система у плода
В период внутриутробного развития у плода формируется система Аг МНС, органы иммунной системы, популяции иммунокомпетентных клеток и система комплемента. Иммунная система матери толерантна к аллоантигенам плода, поскольку их число относительно невелико, а также в силу избирательной проницаемости плаценты и наличия в крови матери и плода различных иммуносупрессивных факторов (а-фетопротеина, эстрогенов, прогестерона, простагландинов и т.д.).
Иммунная система у новорожденных
У новорождённых иммунная система структурно организована, но функционально несостоятельна. Снижено содержание компонентов комплемента, IgG, IgA и основных популяций иммунокомпетентных клеток. На проникновение инфекционных агентов лимфоидные органы отвечают гиперплазией, проявляющейся лимфаденопатией.
В развитии ребёнка выделяют критические периоды, во время которых на антигенный стимул иммунная система даёт неадекватные или парадоксальные реакции.
• Первый критический период имунной системы у ребенка — первые 30 сут жизни. Отмечают низкую активность фагоцитов. Лимфоциты способны отвечать на Аг и митогены; гуморальные реакции обусловлены материнскими IgG.
• Второй критический период имунной системы у ребенка — 3-6 мес. Материнские AT исчезают из кровотока; в ответ на попадание Аг образуются преимущественно IgM. Дефицит IgA приводит к высокой чувствительности к респираторным вирусным инфекциям (аденовирусы, вирусы парагриппа и др.). Иммунокомпетентные клетки характеризуются низкой активностью. В этот период проявляются ранние наследственные дефекты иммунной системы.
• Третий критический период имунной системы у ребенка — 2-й год жизни. Иммунная система полноценно функционирует, появляются значимые количества IgG, но по-прежнему сохраняется дефицит местных защитных факторов, что проявляется в сохранении высокой восприимчивости к бактериальным и вирусным возбудителям.
• Четвёртый критический период имунной системы у ребенка — 4-6-й год жизни. Синтез AT, исключая IgA, достигает величин, характерных для взрослых; одновременно повышается содержание IgE. Активность факторов местной защиты остаётся низкой. В этот период проявляются поздние наследственные дефекты иммунной системы.
• Пятый критический период имунной системы у ребенка — подростковый возраст. Половые гормоны, синтезируемые в этот период, угнетают иммунные реакции. Как следствие, возможно развитие аутоиммунных и лимфопролиферативных заболеваний, также повышается восприимчивость к микробам.
Иммунная система в пожилом возрасте
Ослабление свойств иммунокомпетентных клеток проявляется нарушениями распознавания клеток, несущих изменённые Аг МНС и снижением специфичности иммунных реакций. В этот период возрастает риск развития аутоиммунных и иммунодефицитных состояний, а также злокачественных опухолей.
– Также рекомендуем “Нарушения иммунного статуса. Иммунодефициты. Транзиторные иммунодефициты. Дефекты системы комплемента. Расстройства функций фагоцитов.”
Источник
РанÑенаÑалÑнÑй пеÑиод (Ñ.е. до ÑождениÑ) пÑоиÑÑ Ð¾Ð´Ð¸Ñ Ð·Ð°ÐºÐ»Ð°Ð´ÐºÐ° и диÑÑеÑенÑиÑовка оÑновнÑÑ Ð¾Ñганов и клеÑок иммÑнной ÑиÑÑемÑ. Уже Ñ 6-8 недели наÑинаеÑÑÑ Ð·Ð°ÐºÐ»Ð°Ð´ÐºÐ°, а заÑем поÑÑепенное ÑÑнкÑионалÑное ÑовеÑÑенÑÑвование Т- и Ð-ÑиÑÑем иммÑниÑеÑа. ÐммÑннÑй аппаÑÐ°Ñ ÑмбÑиона и плода веÑÑма ÑÑвÑÑвиÑелен к повÑеждаÑÑим воздейÑÑвиÑм Ñ Ð¸Ð¼Ð¸ÑеÑкой (лекаÑÑÑва, наÑкоÑики и дÑ.), биологиÑеÑкой (инÑекÑии), ÑизиÑеÑкой (ÑадиаÑиÑ, Ð¼ÐµÑ Ð°Ð½Ð¸ÑеÑкие воздейÑÑвиÑ) пÑиÑодÑ. ÐоÑледÑÑÐ²Ð¸Ñ ÑÑÐ¸Ñ Ð¿Ð¾Ð²Ñеждений могÑÑ Ð¿ÑоÑвиÑÑÑÑ Ñже поÑле ÑÐ¾Ð¶Ð´ÐµÐ½Ð¸Ñ Ð² ÑоÑме вÑожденной иммÑнопаÑологии (иммÑнодеÑиÑиÑ, аллеÑгиÑ, аÑÑоиммÑниÑеÑ).
ÐеÑÑма важнÑм не ÑолÑко в ÑеоÑеÑиÑеÑком, но и в пÑакÑиÑеÑком плане ÑвлÑеÑÑÑ Ð²Ð¾Ð¿ÑÐ¾Ñ Ð¾Ð± иммÑннÑÑ Ð²Ð·Ð°Ð¸Ð¼Ð¾Ð¾ÑноÑениÑÑ Ð¿Ð»Ð¾Ð´Ð° и маÑеÑи. РиммÑнной ÑиÑÑеме женÑÐ¸Ð½Ñ Ð² пеÑиод беÑеменноÑÑи пÑоиÑÑ Ð¾Ð´ÑÑ ÑÑÑеÑÑвеннÑе ÑизиологиÑеÑкие изменениÑ, ÑÑо обÑÑловлено ÑазвиÑием плода и ÑадикалÑнÑми ÑндокÑиннÑми Ñдвигами. ÐмпланÑаÑÐ¸Ñ Ð¾Ð¿Ð»Ð¾Ð´Ð¾ÑвоÑенной ÑйÑеклеÑки в маÑке (0-15 ÑÑÑ.) Ñ Ð¿Ð¾ÑледÑÑÑим ÑазвиÑием ÑмбÑиона (16-75 ÑÑÑ.) до ÑÐ¸Ñ Ð¿Ð¾Ñ Ð½ÐµÐ´Ð¾ÑÑаÑоÑно обÑÑÑнена Ñ Ð¸Ð¼Ð¼ÑнологиÑеÑÐºÐ¸Ñ Ð¿Ð¾Ð·Ð¸Ñий, поÑколÑÐºÑ Ð² Ð¸Ñ ÑоÑÑаве пÑиÑÑÑÑÑвÑÑÑ Ð½ÐµÑколÑко гÑÑпп ÑÑжеÑоднÑÑ Ð°Ð½Ñигенов (аллоанÑигенÑ). ÐлавнейÑими из Ð½Ð¸Ñ ÑвлÑÑÑÑÑ Ð°Ð½ÑÐ¸Ð³ÐµÐ½Ñ Ð¾ÑÑа и Ñак назÑваемÑе ÑмбÑионалÑнÑе анÑигенÑ. ÐоÑледние ÑеÑез опÑеделенное вÑÐµÐ¼Ñ ÑлиминиÑÑÑÑÑÑ.
ÐазалоÑÑ Ð±Ñ, иммÑÐ½Ð½Ð°Ñ ÑиÑÑема маÑеÑи должна оÑвеÑиÑÑ ÐµÑÑеÑÑвенной ÑеакÑией оÑÑоÑÐ¶ÐµÐ½Ð¸Ñ Ð³Ð¸ÑÑонеÑовмеÑÑимÑÑ ÐºÐ»ÐµÑок. Ðднако ни на пеÑвÑÑ ÑÑÐ°Ð¿Ð°Ñ Ð¾Ð¿Ð»Ð¾Ð´Ð¾ÑвоÑениÑ, ни в пÑоÑеÑÑе пÑикÑÐµÐ¿Ð»ÐµÐ½Ð¸Ñ Ð¾Ð¿Ð»Ð¾Ð´Ð¾ÑвоÑенной ÑйÑеклеÑки к ÑÑенке маÑки полного ÑниÑÑÐ¾Ð¶ÐµÐ½Ð¸Ñ ÑпеÑмаÑозоидов или блокиÑÐ¾Ð²Ð°Ð½Ð¸Ñ Ð¸Ð¼Ð¿Ð»Ð°Ð½ÑаÑии, как пÑавило, не наблÑдаеÑÑÑ. ÐоÑемÑ? ÐÑÐ¾Ð¼Ñ Ð´Ð°ÑÑ Ð½ÐµÑколÑко обÑÑÑнений.
Ðо-пеÑвÑÑ , ÑакÑоÑÑ Ð¼ÐµÑÑной заÑиÑÑ ÑлизиÑÑÑÑ Ð¶ÐµÐ½ÑÐºÐ¸Ñ Ð¿Ð¾Ð»Ð¾Ð²ÑÑ Ð¾Ñганов (ÑекÑеÑоÑнÑе Ig Ð, лизоÑим и дÑÑгие ÑеÑменÑÑ) веÑÑма ÑмеÑенно ÑеагиÑÑÑÑ Ð½Ð° мÑжÑкие половÑе клеÑки.
Ðо-вÑоÑÑÑ , ÑакÑоÑÑ ÑиÑÑемной иммÑноÑеакÑивноÑÑи – ÑÑвоÑоÑоÑнÑе анÑиÑела и Т-киллеÑÑ – малоÑÑÑекÑÐ¸Ð²Ð½Ñ Ð¸Ð·-за оÑноÑиÑелÑной изолиÑованноÑÑи женÑÐºÐ¸Ñ Ð¿Ð¾Ð»Ð¾Ð²ÑÑ Ð¿ÑÑей Ð¾Ñ Ð¾Ð±Ñего кÑовоÑока. ÐаконеÑ, в Ñеменной жидкоÑÑи мÑжÑин ÑодеÑжаÑÑÑ Ð²ÐµÑеÑÑва, инги-биÑÑÑÑие иммÑннÑе ÑеакÑии.
Рв далÑнейÑем иммÑÐ½Ð½Ð°Ñ ÑиÑÑема беÑеменной женÑÐ¸Ð½Ñ Ð¿ÑоÑвлÑÐµÑ ÑеÑпимоÑÑÑ Ðº ÑÑжеÑоднÑм анÑигенам в ÑоÑÑаве ÑазвиваÑÑегоÑÑ Ð¿Ð»Ð¾Ð´Ð°. ТолеÑанÑноÑÑÑ Ð² ÑÑÐ¾Ñ Ð¿ÐµÑиод обÑÑловлена ÑледÑÑÑими обÑÑоÑÑелÑÑÑвами:
ТÑоÑоблаÑÑ, как плаÑенÑаÑнÑй баÑÑеÑ, изолиÑÑÐµÑ ÐºÑовоÑок плода Ð¾Ñ ÐºÑовоÑока маÑеÑи. ÐонÑенÑÑаÑÐ¸Ñ Ð°Ð½Ñигенов гиÑÑоÑовмеÑÑимоÑÑи плода на ÑÑоÑоблаÑÑе оÑÐµÐ½Ñ Ð¼Ð°Ð»Ð°. Таким обÑазом, малоанÑиген-ÑÑе клеÑки ÑÑоÑоблаÑÑа изолиÑÑÑÑ Ð¸Ð¼Ð¼ÑногеннÑе клеÑки плода.
ÐлаÑенÑа и плод ÑинÑезиÑÑÑÑ Ð³ÑÑÐ¿Ð¿Ñ Ð±ÐµÐ»ÐºÐ¾Ð²ÑÑ Ð¸ небелковÑÑ Ð²ÐµÑеÑÑв, коÑоÑÑе акÑивно подавлÑÑÑ ÑеакÑии оÑÑоÑжениÑ.
РоÑганизме беÑеменной женÑÐ¸Ð½Ñ Ð¿ÑоиÑÑ Ð¾Ð´Ð¸Ñ Ð¿ÐµÑеÑÑÑойка ÑиÑокиновой ÑегÑлÑÑии иммÑннÑÑ Ð¿ÑоÑеÑÑов, в ÑезÑлÑÑаÑе запÑÑка еÑÑÑ Ð¸Ð·Ð±Ð¸ÑаÑелÑÐ½Ð°Ñ ÑÑпÑеÑÑÐ¸Ñ ÑеакÑий пÑоÑив ÑÑжеÑоднÑÑ Ð°Ð½Ñигенов плода. ÐÑи ÑÑом ÑÐ¾Ñ ÑанÑеÑÑÑ Ð¸Ð¼Ð¼ÑноÑеакÑивноÑÑÑ Ð¿ÑоÑив вÑÐµÑ Ð´ÑÑÐ³Ð¸Ñ Ð°Ð½Ñигенов, в Ñом ÑиÑле бакÑеÑиалÑнÑÑ Ð¸ виÑÑÑнÑÑ .
ÐлаÑенÑа огÑÐ°Ð¶Ð´Ð°ÐµÑ Ð¿Ð»Ð¾Ð´ Ð¾Ñ Ð¿ÑÐ¾Ð½Ð¸ÐºÐ½Ð¾Ð²ÐµÐ½Ð¸Ñ Ð- и Т-лимÑоÑиÑов маÑеÑи на ÑÐ°Ð½Ð½Ð¸Ñ ÑÑÐ°Ð¿Ð°Ñ ÑазвиÑÐ¸Ñ ÑмбÑиона.
ÐмеÑÑе Ñ Ñем оÑÐ³Ð°Ð½Ð¸Ð·Ð¼Ñ Ð¼Ð°ÑеÑи и плода не паÑÑÐ¸Ð²Ð½Ñ Ð² плане взаимной ÑегÑлÑÑии иммÑннÑÑ Ð¾ÑноÑений. Так, маÑеÑинÑкие анÑиÑела клаÑÑа IgG Ñвободно пÑоникаÑÑ ÑеÑез плаÑенÑÑ. ÐнÑиÑела вÑÐµÑ Ð´ÑÑÐ³Ð¸Ñ ÐºÐ»Ð°ÑÑов – IgM, IgA, IgE, IgD – Ñакой ÑпоÑобноÑÑÑÑ Ð½Ðµ обладаÑÑ. Ðело в Ñом, ÑÑо Ð¸Ñ Fc-ÑÑаÑÑки, в оÑлиÑие Ð¾Ñ Fc IgG, не обеÑпеÑиваÑÑ ÑвÑзÑвание Ñ ÐºÐ¾Ð¼Ð¿Ð»ÐµÐ¼ÐµÐ½ÑаÑнÑми ÑеÑепÑоÑами клеÑок ÑÑоÑоблаÑÑа и далÑнейÑий мембÑаннÑй ÑÑанÑпоÑÑ Ð°Ð½ÑиÑел маÑеÑи ÑеÑез плаÑенÑÑ. ÐлеÑоÑнÑй ÑеÑепÑÐ¾Ñ Ð²Ð¼ÐµÑÑе Ñ Ð¼Ð¾Ð»ÐµÐºÑлой IgG поглоÑаеÑÑÑ Ð¿ÑÑем пиноÑиÑоза поÑле Ñего иммÑноглобÑлин вÑноÑиÑÑÑ Ð² кÑÐ¾Ð²Ñ Ð¿Ð»Ð¾Ð´Ð°.
ÐÑобенно акÑивнÑй ÑÑаÑплаÑенÑаÑнÑй ÑÑанÑпоÑÑ Ð¼Ð°ÑеÑинÑÐºÐ¸Ñ Ð¸Ð¼Ð¼ÑноглобÑлинов пÑоиÑÑ Ð¾Ð´Ð¸Ñ Ð² конÑе ÑÑока беÑеменноÑÑи. Ðменно ÑÑим обÑÑоÑÑелÑÑÑвом обÑÑÑнÑеÑÑÑ Ð¾ÑÐµÐ½Ñ Ð²ÑÑокий ÑÑÐ¾Ð²ÐµÐ½Ñ IgG в кÑови доноÑеннÑÑ Ð½Ð¾Ð²Ð¾ÑожденнÑÑ , ÑаÑÑо пÑевÑÑаÑÑий Ð¸Ñ ÐºÐ¾Ð½ÑенÑÑа-»ÑÐ¸Ñ Ð² оÑганизме маÑеÑи. ÐÑÑеÑÑвенно, ÑÑо Ñ Ð½ÐµÐ´Ð¾Ð½Ð¾ÑеннÑÑ Ð½Ð¾Ð²Ð¾ÑожденнÑÑ ÑÑÐ¾Ñ Ð¿Ð¾ÐºÐ°Ð·Ð°ÑÐµÐ»Ñ ÑÑÑеÑÑвенно ниже. ÐÑодÑкÑÐ¸Ñ ÑобÑÑвеннÑÑ Ð°Ð½ÑиÑел иммÑнной ÑиÑÑемой плода пÑи ноÑмалÑной беÑеменноÑÑи без анÑигенного ÑаздÑÐ°Ð¶ÐµÐ½Ð¸Ñ Ð¿ÑоиÑÑ Ð¾Ð´Ð¸Ñ, но Ñ Ð¾ÑÐµÐ½Ñ Ð½Ð¸Ð·ÐºÐ¾Ð¹ инÑенÑивноÑÑÑÑ. Уже Ñ 10-й недели наÑинаеÑÑÑ ÑинÑез IgM, Ñ 12-й – IgG, Ñ 30-й – IgA, но конÑенÑÑаÑÐ¸Ñ Ð¸Ñ Ð½ÐµÐ²ÐµÐ»Ð¸ÐºÐ°. Таким обÑазом, к моменÑÑ ÑÐ¾Ð¶Ð´ÐµÐ½Ð¸Ñ Ð·Ð´Ð¾Ñового Ñебенка оÑновнÑÑ Ð¼Ð°ÑÑÑ Ð°Ð½ÑиÑел в его оÑганизме ÑоÑÑавлÑÑÑ Ð¼Ð°ÑеÑинÑкие IgG. ÐаÑиÑнÑй ÑпекÑÑ Ð¸Ñ Ð²ÐµÑÑма ÑиÑок и напÑавлен пÑеимÑÑеÑÑвенно пÑоÑив ÑазнообÑазнÑÑ Ð¸Ð½ÑекÑионнÑÑ Ð°Ð³ÐµÐ½Ñов.
ÐмеÑÑе Ñ Ñем еÑе на внÑÑÑиÑÑÑобной ÑÑадии ÑазвиÑÐ¸Ñ Ð¾Ñганизма иммÑÐ½Ð½Ð°Ñ ÑиÑÑема ÑеагиÑÑÐµÑ Ð½Ð° ÑÑжеÑоднÑе анÑÐ¸Ð³ÐµÐ½Ñ – бакÑеÑиалÑнÑе, виÑÑÑнÑе и дÑÑгие – ÑÑиленнÑм ÑинÑезом пÑеимÑÑеÑÑвенно IgM-анÑиÑел. Такова оÑобенноÑÑÑ Ð¸Ð¼Ð¼Ñнной ÑеакÑии плода на инÑекÑионнÑе, а Ñакже инÑе ÑÑжеÑоднÑе анÑигенÑ. ÐÑÐ¾Ñ Ñеномен Ð¸Ð¼ÐµÐµÑ Ð²Ð°Ð¶Ð½Ð¾Ðµ пÑакÑиÑеÑкое знаÑение: повÑÑеннÑй ÑÑÐ¾Ð²ÐµÐ½Ñ IgM в пÑповинной кÑови новоÑожденного – индикаÑÐ¾Ñ Ð²Ð½ÑÑÑиÑÑÑобной анÑигенной ÑÑимÑлÑÑии, ÑаÑе вÑего ÑезÑлÑÑÐ°Ñ Ð¿ÐµÑенеÑенной внÑÑÑиÑÑÑобной инÑекÑии. ÐÑи инÑекÑии опаÑÐ½Ñ Ð´Ð»Ð¸ÑелÑной пеÑÑиÑÑенÑией Ð¸Ñ Ð²Ð¾Ð·Ð±ÑдиÑелей в оÑганизме плода Ñ Ñезкой акÑиваÑией инÑекÑионного пÑоÑеÑÑа в Ñаннем поÑÑнаÑалÑном пеÑиоде жизни Ñебенка.
ÐолÑÑой инÑеÑÐµÑ Ð¿ÑедÑÑавлÑÐµÑ ÑеакÑÐ¸Ñ Ð¸Ð¼Ð¼Ñнной ÑиÑÑÐµÐ¼Ñ Ð¼Ð°ÑеÑи пÑоÑив аллоанÑигенов плода, коÑоÑÑе пÑоникаÑÑ Ð²ÑÐµÐ¼Ñ Ð¾Ñ Ð²Ñемени в кÑÐ¾Ð²Ñ Ð¼Ð°ÑеÑи. Ð ÑаÑÑноÑÑи, еÑÑÑ Ð´Ð¾ÐºÐ°Ð·Ð°ÑелÑÑÑва Ñакого пеÑÐµÑ Ð¾Ð´Ð° ÑÑиÑÑоÑиÑов, лейкоÑиÑов, ÑÑомбоÑиÑов плода и анÑигенов ÑÑоÑоблаÑÑа. ÐÑоÑив аллоанÑигенов ÑказаннÑÑ ÐºÐ»ÐµÑок и Ñканей вÑÑабаÑÑваÑÑÑÑ Ð¼Ð°ÑеÑинÑкие анÑиÑела, но ÑолÑко анÑиÑела клаÑÑа IgG, как показано вÑÑе, ÑпоÑÐ¾Ð±Ð½Ñ Ð¿ÑоникаÑÑ ÑеÑез плаÑенÑÑ Ð² оÑганизм плода. ÐÑи ÑÑом возможно повÑеждение IgG-анÑиÑелами клеÑок плода Ñ ÑазвиÑием гемолиÑиÑеÑкой болезни, аллоиммÑнной нейÑÑопении, ÑÑом-боÑиÑопениÑеÑкой пÑÑпÑÑÑ Ñ Ð½Ð¾Ð²Ð¾ÑожденнÑÑ Ð¸ дÑÑÐ³Ð¸Ñ Ð¾Ñложнений.
РдÑÑÐ³Ð¸Ñ ÑлÑÑаÑÑ Ð¿Ñоникновение аллоанÑигенов плода в оÑганизм маÑеÑи пÑÐ¸Ð²Ð¾Ð´Ð¸Ñ Ð½Ðµ к ÑÑимÑлÑÑии гÑмоÑалÑного иммÑнного оÑвеÑа, а напÑоÑив, к ÑазвиÑÐ¸Ñ Ð¸Ð¼Ð¼ÑнологиÑеÑкой ÑолеÑанÑноÑÑи к ÑÑим аллоанÑигенам.
Ðо ÑÐ¸Ñ Ð¿Ð¾Ñ Ð½ÐµÑ Ð´Ð¾ÑÑаÑоÑно ÑеÑкого обÑÑÑÐ½ÐµÐ½Ð¸Ñ Ð¼ÐµÑ Ð°Ð½Ð¸Ð·Ð¼Ð¾Ð², коÑоÑÑе опÑеделÑÑÑ Ñ Ð°ÑакÑÐµÑ Ð¸ напÑавление иммÑнного оÑвеÑа маÑеÑи на анÑÐ¸Ð³ÐµÐ½Ñ ÑазвиваÑÑегоÑÑ Ð¿Ð»Ð¾Ð´Ð°.
ЧÑо каÑаеÑÑÑ Ð¢-клеÑоÑной ÑеакÑии маÑеÑи, Ñо она Ñакже ÑазвиваеÑÑÑ, но не пÑедÑÑавлÑÐµÑ ÑгÑÐ¾Ð·Ñ Ð´Ð»Ñ Ð¿Ð»Ð¾Ð´Ð°. Т-клеÑки не ÑпоÑÐ¾Ð±Ð½Ñ Ð¿ÑоникнÑÑÑ Ð¸Ð· оÑÐ³Ð°Ð½Ð¸Ð·Ð¼Ñ Ð¼Ð°ÑеÑи ÑеÑез плаÑенÑÑ Ðº плодÑ.
ÐнÑогенез неÑпеÑиÑиÑеÑÐºÐ¸Ñ ÑакÑоÑов ÑезиÑÑенÑноÑÑи Ñ Ð°ÑакÑеÑизÑеÑÑÑ Ð´Ð¾Ð²Ð¾Ð»Ñно Ñанними ÑÑоками Ð¸Ñ ÑÑÐ°Ð½Ð¾Ð²Ð»ÐµÐ½Ð¸Ñ Ð² оÑганизме плода. ÐаÑало ÑинÑеза некоÑоÑÑÑ ÑÑакÑий комплеменÑа (СÐ, С4, С5), инÑеÑÑеÑона, лизоÑима оÑноÑиÑÑÑ Ðº 8-9 неделÑм беÑеменноÑÑи. ÐÑимеÑно в ÑÑи же ÑÑоки ÑоÑмиÑÑÑÑÑÑ ÑагоÑиÑиÑÑÑÑие клеÑки. Ðднако ÑÑнкÑионалÑÐ½Ð°Ñ Ð°ÐºÑивноÑÑÑ Ð³ÑмоÑалÑнÑÑ Ð¸ клеÑоÑнÑÑ ÑакÑоÑов неÑпеÑиÑиÑеÑкой ÑеакÑивноÑÑи даже к моменÑÑ ÑÐ¾Ð¶Ð´ÐµÐ½Ð¸Ñ Ð¾ÑÐµÐ½Ñ Ð½Ð¸Ð·ÐºÐ°. РоÑновном ÑÑо ÑвÑзано Ñ Ð½ÐµÑовеÑÑенÑÑвом меÑаболизма клеÑок, оÑвеÑÑÑвеннÑÑ Ð·Ð° ÑинÑез ÑÑÑекÑоÑов ÑооÑвеÑÑÑвÑÑÑÐ¸Ñ ÑеакÑий.
Также в Ñазделе: ÐозÑаÑÑнÑе оÑобенноÑÑи иммÑниÑеÑа:
Источник