Внутриутробное развитие и рождение ребенка конспект урока

Внутриутробное развитие и рождение ребенка конспект урока thumbnail

Урок «Внутриутробное развитие организма. Развитие после рождения.

Педагогическая цель: сформировать представление о процессе внутриутробного развития организма и развития после рождения

Тип, вид урока: формирование новых знаний

Планируемые предметные результаты: обучающийся  научится характеризовать сущность процессов размножения и развития человека; использовать приобретенные знания для: соблюдения мер профилактики заболеваний, ВИЧ-инфекции, вредных привычек (курения, алкоголизма, наркомании)будет знать строение и функции органов половой системы человека; определение понятий: размножение, оплодотворение, основные этапы внутриутробного и возрастного развития человека; должен уметь называть функции плаценты; перечислять этапы жизненного цикла человека; узнавать  по рисункам органы размножения; перечислять рефлексы новорожденных, описывать режим беременной

Личностные результаты: будут сформированы: любознательность и интерес к изучению природы методами естественных наук; нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания; интеллектуальные и творческие способности, навыки обучения, понимания уникальности человека и ценности жизни каждого человека

Метапредметные универсальные учебные действия (УУД)

Регулятивные – научится составлять план работы с учебником, выполнять задания в соответствии с поставленной целью, отвечать на вопрос; получит возможность научиться ставить учебную задачу  на основе соотнесения того, что уже известно, и того, что еще неизвестно; адекватно воспринимать оценку своей работы учителем, товарищами.

Познавательные – научится устанавливать причинно-следственные связи в  изучаемом круге явлений; искать и отбирать источники необходимой информацию, систематизировать информацию; получит возможность научиться ориентироваться на возможное разнообразие способов решения учебной задачи, применять приемы работы с информацией.

Коммуникативные – научится принимать участие в работе группами, использовать в общении правила вежливости; получит возможность научиться принимать другое мнение и позицию, строить понятные для партнера высказывания, адекватно использовать средства устного общения для решения коммуникативных задач; будет применять умение  и опыт межличностной коммуникации, корректное ведение диалога и участие в дискуссии.

Формы обучения: фронтальная, индивидуальная, групповая

Методы обучения: словесные (беседа, диалог); наглядные(работа с рисунками, схемами); практические (составление схем, поиск информации, работа с интерактивной системой голосования); дедуктивные(анализ, применение знаний, обобщение)

Понятия и термины: размножение, оплодотворение, эмбриональное развитие, эмбриогенез, постэмбриональное развитие

Образовательные ресурсы: единая коллекция цифровых образовательных ресурсов. Развитие человека. Возрастные процессы. Режим доступа:https://school-collection.edu.ru/catalog/rubr/000001a3-a000-4ddd-0f6b-5a0046b1db44/81778/?interface= catalog &class=50&subject=29

  1. Актуализация опорных знаний.

-Что такое гонады?

-Какие клетки называются гаметами?

-Чем отличаются яйцеклетки от сперматозоидов?

-Что такое оплодотворение?

-Какой набор хромосом содержат половые клетки?

-Как называется период, в течение которого может произойти оплодотворение?

-Почему яички мужчин расположены вне тела?

-Назовите особенности строение сперматозоида?

-Как называется клетка, которая образуется в результате оплодотворения?

  1. Мотивация к изучению нового материала.

Что же происходит с зиготой после оплодотворения?

Куда она попадает и какие изменения с ней происходят?

Запись в тетрадях. На развитие эмбриона оказывает влияние не только состояние матери во время беременности, но и генетический материаа, который был принесен сперматозоидом и яйцеклеткой. Здоровье матери и экологическая обстановка окружающей среды также оказывают влияние на этапы развития эмбриона.

-Какие же этапы наиболее важны во время беременности, что же происходит с эмбрионом? Обо все этом мы узнаем сегодня на уроке.

         3.   Усвоение новых знаний и способов действий.

             ( Объяснение учитель ведет с   помощью учебника и ЭОР.)

  Наступление    беременности   неразрывно связано с целым рядом   физиологических  

 изменений, происходящих в организме будущей матери, что и формирует признаки    беременности. Принято различать объективные и субъективные, достоверные и косвенные признаки беременности. Субъективные, т.е. основанные на собственных ощущениях, признаки принято считать вероятными так как они могут свидетельствовать о некоторых заболеваниях и других состояниях организма женщины. Наиболее точную консультацию можно получить только во время консультации врача-гинеколога.

Беременность – это состояние женщины в организме, которой развивается будущий ребенок. На время беременности прекращается созревание новых яйцеклеток, и следовательно, отсутствует менструация. В организме женщины происходят гормональные перестройки, значительные изменения во время обмена веществ, вырабатываются вещества, необходимые для нормального развития зародыша. Во время беременности возрастают нагрузки на все системы органов женщины: опорно-двигательную, кровеносную, выделительную и др. Поэтому в этот период будущая мать должна избегать тревог, повышенных нагрузок. Длительное пребывание на свежем воздухе очень полезны и для женщины, и для ребенка, которого она вынашивает. Пища должна быть легко усваиваемой, необходимо исключить алкоголь, острые приправы. Беременным категорически противопоказано курение, которое может привести на свет новорожденного с развитой в утробе матери тягой к курению. У курящих матерей дети рождаются ослабленными и страдающими рядом расстройств нервной деятельности, сердечно-сосудистой и других систем. В дальнейшем такие дети начинают отставать в развитии от своих сверстников.

Период развития зародыша человека внутри материнского организма называют эмбриональным. Этот период продолжается от момента оплодотворения до рождения ребенка и составляет около 280 суток ( 40 недель).

После оплодотворения зигота начинает делиться. Этот процесс называется дроблением. Образуется микроскопический зародыш, который прикрепляется к стенке матки. В матке начинается образование плаценты. Плацента представляет собой диск, часть которого образуется из слизистой оболочки матки(материнская часть), а часть из клеток зародыша(детская часть). Плацента защищает зародыш от чужеродных веществ, а также является железой внутренней секреции, ее клетки выделяют гормоны, необходимые для нормального течения беременности. Во все время внутриутробного развития плод получает из крови матери питание, кислород, необходимые вещества. На 8-й неделе зародыш становится плодом, так как  к концу 8-й недели заканчивается закладка всех органо. Начиная с 9-й недели происходит развитие и рост всех систем плода. На 5-ом месяце беременности мать уже ощущает движение плода, хотя двигаться он начинает несколько раньше. Период внутриутробного развития заканчивается родами. Молоко матери содержит абсолютно все вещества, необходимые для нормальной жизни и быстрого развития ребенка. Кроме того, вещества, содержащиеся в молоке, предохраняют детский организм от многих инфекционных заболеваний. Поэтому, так важно кормление грудью, молоком матери.

Читайте также:  Календарь развития ребенка по дням

4.Первичное закрепление изученного материала.

-Как происходит связь эмбриона с организмом матери?

-Когда эмбрион начинает называть плодом?

-Что происходит с зиготой сразу после оплодотворения?

-Какую функцию выполняет плацента?

-Какой срок составляет период внутриутробного развития человека?

5.Рефлексия учебной деятельности.

Что нового вы узнали на уроке? Какие затруднения у вас возникли?

6.Подведение итогов.

Учитель оценивает работу обучающихся на уроке, комментирует оценки и задает дом. задание

Источник

Класс: 8.

Внутриутробное развитие организма. Развитие после рождения.

Цель урока: сформировать представления об оплодотворении и внутриутробном развитии организма человека.

Задачи:

Образовательные: сформировать у учащихся знания об оплодотворении, внутриутробном (эмбриональном и плодном или плацентарном) развитии; о развитии плода, о гигиене беременной женщины, познакомиться с причинами, вызывающими нарушение развития зародыша; раскрыть особенности роста и развития первого года жизни познакомить с периодами формирования организма до 18 лет.

Развивающие: развивать умения и навыки сравнивать, анализировать, выделять главное.

Воспитательная: воспитывать бережное отношение к своему здоровью, вести здоровый образ жизни, обратить внимание на то, что здоровье будущего поколения зависит от здоровья родителей.

Тип урока:урок изучения и первичного закрепления нового материала.

Ход урока.

I. Организационный момент.

II. Актуализация знаний.

а). Фронтальная беседа с классом по вопросам:

  1. Какие органы составляют мужскую половую систему?

  2. Как называются мужские половые железы?

  3. Назовите функции семенников, простаты и семенных пузырьков.

  4. Чем представлена женская половая система?

  5. Как называются женские половые железы?

  6. Как называются женские и мужские половые гормоны?

  7. Где они вырабатываются?

  8. Какая их функция?

б) тест «болезни, передающиеся половым путем» 1.4.2.1.3.4.2

III. Изучение нового материала.

Рождение и развитие живых организмов удивляло человека во все времена. Но мы способны наблюдать непосредственно судьбу человека лишь после рождения.

Проблема: А до рождения? Что происходит в этот период? Вот об этом мы с вами сегодня и поговорим на уроке и попробуем решить данную проблему.

Запишите тему урока в тетради.

Эпиграф урока

Дитя! Прекрасно! Ясно это?

Оно совсем не то, что мы

Все мы из света и из тьмы,

Дитя – из одного лишь света…

А). Значение и механизм оплодотворения (слайд ).

Оплодотворение – слияние мужской и женской половых клеток, с образованием зиготы, которая дает начало новому организму.

Зигота – клетка, которая образуется в результате слияния половых гамет разного типа.

Б)Внутриутробное развитие организма.

После оплодотворения наступает период внутриутробного развития.

Эмбриональный период начинается с образования зиготы и заканчивается рождением ребёнка.

В). Беременность.

Беременность это период вынашивания оплодотворенной яйцеклетки в матке до появления ребенка на свет.

Продолжительность 270-280 дней.

У человеказародыш развивается за счет материнского организма.

Эмбриональный период длится 40 недель.

Питание будущего ребёнка с 12 недели развития осуществляется за счет плаценты, которая становится главной структурой, обеспечивающей обмен веществами между матерью и плодом.

Плацента (от греческого “Лепешка”), или детское место, при помощи которого осуществляется связь между развивающимся в теле матери зародышем и организмом матери.

Функции плаценты:

  1. Газообмен (дыхание) между организмом матери и плода.

  2. Питательная – получение питательных веществ из крови матери.

  3. Выделительная функция плода.

  4. Защитная – получение антител от матери.

  5. Секреторная – (с 4-го месяца беременности) выделение гормона прогестерона, который сохраняет плод и останавливает менструальные циклы.

С момента образования плаценты начинается плодный период внутриутробного развития.

Работа в группах.

1 группа. Составьте вопросы по правилам ЗОЖ, которые должна соблюдать женщина, готовящая стать мамой. Гигиена беременных женщин:

1. Беременная женщина не должна переутомляться.

2. Не носить туфли на высоких каблуках.

3. Полноценно питаться, следить за своим весом.

4. Не принимать лекарств без разрешения врача.

5. Не курить, не употреблять алкоголь и наркотики.

6. Больше гулять на свежем воздухе

2 группа составляет опорный конспект по вопросу «Факторы, негативно влияющие на развитие эмбриона человека».

  1. Загрязнение окружающей среды.

  2. Лекарства, наркотики, препараты бытовой химии.

  3. Стрессы.

  4. Наследственные факторы.

  5. Недостаток питания и дефицит воды.

  6. Инфекционные заболевания.

  7. Алкоголь и курение.

Я славлю миг

Рождения ребенка

Когда впервые

От шлепка руки

Он вдруг зальется

Трепетно и звонко,

И расцветут глаза,

Как васильки.

Нет, он не плачет,

Он совсем не плачет.

Пока мы вяжем

Узел а пупке –

Он радуется жизни,

Но иначе,

На непонятном

Взрослом языке.

Г). Аборты и их последствия.

Аборты – это прерванная беременность, начиная с ранних её сроков вплоть до 28 недель.

Врач Пиуль Роквелл из Нью – Йорка так описывает аборт 8-недельного зародыша: “Зародышу было 2 месяца. Я взял в руки плаценту и увидел, как в жидкости пузыря довольно быстро плавало микроскопическое существо мужского пола, зародыш был полностью сформирован. Кожа его была почти прозрачна, а на кончиках пальцев легко различались артерии и вены. Младенец плавал со скоростью один круг в секунду, как настоящий пловец. Когда плацента разорвалась, микроскопический человек лишился жизни”.

Читайте также:  Развитие ребенка стихи и загадки и

1). Дневник не рожденного ребенка (слайд ).

5 октября

Сегодня началась моя жизнь, хотя мои родители об этом пока не знают. Я девочка, у меня будут светлые волосы и голубые глаза. Все уже определено, даже то, что я буду любить цветы.

19 октября

Некоторые считают, что я еще не человек. Но я настоящий человек, так же как маленькая крошка хлеба все же настоящий хлеб. Моя мама есть, и я тоже есть.

23 октября

Я уже умею открывать рот. Подумать только, через год я научусь смеяться, а потом и говорить. Я знаю, что моим первым словом будет “мама”.

25 октября

Сегодня начало биться мое сердце.

2 ноября

Я каждый день понемножку расту. Мои руки и ноги начинают принимать форму.

12 ноября

У меня формируются пальчики – смешно, какие они маленькие. Я смогу гладить ими мамины волосы.

20 ноября

Только сегодня доктор сказал моей маме, что я живу здесь, под ее сердцем. Как она, наверное, счастлива!

23 ноября

Мои папа и мама, должно быть, думают, как меня назвать.

10 декабря

У меня растут волосы, они гладкие, светлые и блестящие.

13 декабря

Я уже немного вижу. Когда мама принесет меня в мир, он будет полон солнечного света и цветов.

24 декабря

Интересно, слышит ли мама тихий стук моего сердца? Оно бьется так ровно. У тебя будет здоровая маленькая дочка, мама!

28 декабря

Сегодня моя мама меня убила.

2). Последствия абортов (слайд )

Анализ текста «Не убивай меня мама».

3). Обращение к женщинам (слайд )

IY. Закрепление (слайд ):

Вставьте пропущенные слова:

…. – это слияние сперматозоида и яйцеклетки. В результате оплодотворения образуется ….., которая содержит ….хромосом. Зигота начинает …. и образуется многоклеточный зародыш. Первые два месяца развития называется …. периодом, последующие месяцы до рождения … или … периодом. Беременность длится ….. дней или ……. месяцев. или детское место, при помощи которого осуществляется связь между развивающимся в теле матери зародышем и организмом матери.

Ответы:

Оплодотворение, зигота, 46 хромосом, дробиться, эмбриональный, плодный, плацентарный, 280 дней, 9 месяцев, плацента

Всё, что нам свято и дорого, озарено именем матери! Земля – кормилица, Родина – мать! Сколько прекрасных стихотворений сложено во славу женщины, сколько великих дел освящено её именем.

Материнство – священный долг женщины. Отрицать материнство – отрицать жизнь. Сколько радости, доверия, любви у малыша, который тянет ручонки к своей маме. Но к вашим словам благодарности мамам не могут присоединиться дети, которые не родились.

Постэмбриональный период – это период развития, который начинается с момента рождения человека и заканчивается его смертью.

Грудной

Ясельный

Дошкольный

Школьный

Юношеский

Зрелый

Старческий

V. Домашнее задание найти дополнительный материал и заполнить таблицу по постэмбриональному развитию.

Источник

Слайд 1

Мякишева Ирина Олеговна, Учитель биологии высшей категории МБОУ «СШ №12» города Смоленска.

Слайд 2

ЦЕЛИ УРОКА: 1. Дидактические. Изучить сущность оплодотворения. Распознавать этапы развития зародыша и плода. Изучить сущность биогенетического закона;что такое беременность, роды; какие изменения происходят в организме будущей матери, режим беременной женщины. Закрепить знания о строении мужской и женской половых систем, половых клеток, о роли половых хромосом в определении пола. 2. Развивающие. Развивать познавательный интерес учащихся, их логическое мышление, память, внимание, оперативность памяти, аналитические способности, устную речь; развивать умения формулировать вопросы, сравнивать и обобщать, находить главное. Развивать коммуникативные умения. 3. Воспитательные. Продолжить формирование научного мировоззрения, содействовать гигиеническому, половому, эстетическому и нравственному воспитанию. Время урока: 45 мин.

Слайд 3

ПЛАН УРОКА. I . Организационный момент . II . Проверка знаний по строению половой системы, половых клеток (по выбору). III . Формулирование темы, задач, мотивация. Выявление субъектного опыта. IV . Изучение нового материала – рассказ учителя об оплодотворении, о стадиях образования бластулы и гаструлы; стадиях формирования зародыша и плода, образовании плаценты, ее значении; обмене веществ между зародышем и материнским организмом; – работа с дидактическим материалом по выбору (изучение биогенетического закона). Индивидуальная и парная работа. – отчет о работе; – рассказ учителя о вреде никотина и алкоголя для организма беременной женщины; V . Закрепление знаний: работа с учебником по выбору: составить краткий конспект или заполнить, составить схему; – обобщение. VI . Самопроверка (по выбору) VII .Информация о домашнем задании на выбор учащихся. VIII .Рефлексия. IX . Подведение итогов урока. Обобщение о повышении субъективного опыта учащихся.

Слайд 4

Женская половая клетка

Слайд 5

Мужская половая клетка – сперматозоид

Слайд 6

При овуляции в случае оплодотворения яйцеклетка выходит из яичника и сливается с мужской половой клеткой – сперматозоидом. Образуется зигота – оплодотворенная яйцеклетка. Получается, зачатие ребенка происходит на третьей неделе беременности. На этом сроке происходит прикрепление оплодотворенной яйцеклетки к слизистой оболочке матки – имплантация.

Слайд 12

На четвертой неделе беременности у плода: сердце начинает биться и перекачивать кровь развиваются системы жизнеобеспечения плода, которые в дальнейшем преобразуются в плаценту и плодный пузырь

Слайд 13

На пятой неделе плод: приобретает очертания, близкие к человеческим начинается формирование нервной, дыхательной, половой систем

Слайд 14

Развитие плода на шестой неделе беременности: эмбрион человека похож на эмбрион любого другого животного появляются крохотные зародыши легких имеются крошечные рот и губы

Читайте также:  Родительская компетентность воспитания и развития ребенка

Слайд 15

Седьмая неделя развития плода: у плода еще есть хвост формируется пищеварительный тракт, легкие, ноздри, ладони и ступни появляются зачатки печени, языка и хрусталиков глаз

Слайд 16

Развитие плода на восьмой неделе беременности: формируются ручки и ножки формируются ушные раковины, веки, верхняя губа, кончик носа и кишечник плод подключается к системе кровообращения своей матери

Слайд 17

Внутриутробное развитие плода на сроке 9 недель беременности: глаза плода затянуты пленкой руки и ладони развиваются быстрее ног появляются половые признаки

Слайд 18

Десять недель беременности: есть почки, легкие, половые органы и желудочно-кишечный тракт структура организма плода уже заложена

Слайд 19

Развитие плода. Одиннадцатая неделя беременности: рост удваивается размеры головы и тела примерно одинаковые плод становится активным: переворачивается, изгибается, потягивается, шевелит пальцами, икает

Слайд 20

К двенадцатой неделе беременности: плод развивается до длины в 10 сантиметров очертания его тела близки к человеческим рактически все органы и системы уже сформированы или находятся на стадии развития

Слайд 21

Тринадцатая неделя беременности – завершающая неделя первого триместра беременности: формируются голосовые связки сформированы желчный пузырь и щитовидная железа почки плода выделяют мочу, а костный мозг вырабатывает белые кровяные тельца

Слайд 22

На четырнадцатой неделе развития плода: проявляются индивидуальные черты лица формируются зачатки зубов начинают расти волосы слышит мамин голос

Слайд 23

На пятнадцатой неделе развития плода: морщится и гримасничает органы плода начинают работать печень вырабатывает желчь

Слайд 24

На шестнадцатой неделе развития плода: начинается быстрый рост играет с пуповиной способен засунуть палец в рот

Слайд 25

На семнадцатой неделе развития плода: под кожей накапливаются отложения коричневого жира вес плода превышает вес плаценты тело плода покрыто пушковым волосом (лануго)

Слайд 26

На восемнадцатой неделе развития плода: сосет пальчик, кувыркается, скрещивает ножки сетчатка глаза реагирует на свет завершается формирование костной структуры уха

Слайд 27

На девятнадцатой неделе развития плода: у девочек уже имеются яичники с формирующимися яйцеклетками касается плодного пузыря, трогает лицо, хватает пуповину, дрыгает ножками близнецы шлепают друг друга отдает предпочтение правой или левой руке

Слайд 28

На двадцатой неделе развития плода: среди остальных звуков выделяет голос отца двигает глазами на теле образуется первородная смазка

Слайд 29

На двадцать первой неделе развития плода: весит 300 грамм – столько же, сколько весят новорожденные медвежата на языке формируются вкусовые сосочки веки закрыты, но глаза активны

Слайд 30

На двадцать второй неделе развития плода: ногти на пальцах плода почти полностью выросли плод выглядит как новорожденный в миниатюре

Слайд 31

На двадцать третьей неделе развития плода: формируется мускулатура откладываются первые слои жира пож кожей

Слайд 32

На двадцать четвертой неделе развития плода: формируется уникальный узор на подушечках пальцев рук и ног плод способен толчками откликаться на звуки или прикосновения к животу матери

Слайд 33

На двадцать пятой неделе развития плода: ручками способен схватить ножки сжимает пальцы в кулачок много спит

Слайд 34

На двадцать шестой неделе развития плода: полностью сформировался слуховой аппарат формирование глаз на завершающей стадии в легких образуются воздушные пузырьки – альвеолы – предотвращающие слипание ткани легких

Слайд 35

На двадцать седьмой неделе развития плода: имеет шанс 85% выжить, если родится на двадцать седьмой неделе весит около 1 кг

Слайд 36

На двадцать восьмой неделе развития плода: способен дышать легкими глаза раскрываются учится сосать и глотать

Слайд 37

На двадцать девятой неделе развития плода: умеет спать мозг плода способен управлять дыханием и контролировать температуру тела

Слайд 38

На тридцатой неделе развития плода: с этой недели набор веса плода носит индивидуальный характер головной мозг продолжает быстро развиваться глаза способны следить за источником света

Слайд 39

На тридцать первой неделе развития плода: толкается до 10 раз в час

Слайд 40

На тридцать второй неделе развития плода: кожа становится менее прозрачной и приобретает розоватый оттенок наблюдается быстрое окостенение скелета

Слайд 41

На Тридцать третьей неделе развития плода: на этом сроке плод обычно переворачивается головой вниз продолжает получать антитела от матери через плаценту

Слайд 42

На тридцать четвертой неделе развития плода: много спит, что способствует развитию мозга в мозге плода образовываются триллионы связей

Слайд 43

На тридцать пятой неделе развития плода: нервная и иммунная системы продолжают развиваться все остальные органы и системы полностью сформированы имеет шансы 99% выжить, если родится на этой неделе

Слайд 44

На тридцать шестой неделе развития плода: реже шевелится, т.к. становится тесно

Слайд 45

На тридцать седьмой неделе развития плода: в кишечнике накапливается меконий у мальчиков – яички опускаются в мошонку

Слайд 46

На тридцать восьмой неделе развития плода: основное развитие плода завершилось в мозге продолжают формироваться новые связи ногти выросли до кончиков пальцев

Слайд 47

На тридцать девятой неделе развития плода: увеличивается вес плода растут волосы формируются новые связи в мозге

Слайд 48

На сороковой неделе развития плода: плод полностью сформировался беременность считается доношенной

Слайд 50

Интернет-ресурсы

Источник