Внимание как фактор развития ребенка

Внимание как фактор развития ребенка thumbnail

«Внимание – есть та дверь, которую

не  может  миновать  ни  одно слово ученья,

иначе оно не попадет в душу ребенка»

писал К.Д. Ушинский.

Внимание, как один из главных факторов успешного развития дошкольника. 

Богданова Г.У., педагог-психолог

г.Казань, МАДОУ «Детский сад

 №294» e-mail:safiyab@mail.ru,

тел.:8(843)555-10-94

Внимание  –  важная  сторона  познавательной  деятельности.  Воспитателю детского сада необходимо знать особенности его формирования.  Непроизвольное внимание обычно связано с  внезапным  появлением  какого-либо объекта,  сменой  его  движений,  демонстрацией  яркого,  контрастного предмета.  Слуховое,  непроизвольное  внимание   возникает   при   внезапно раздающихся звуках, оно  поддерживается  выразительной  речью  воспитателя: сменой интонации силы голоса. Произвольное внимание характеризуется целенаправленностью.

Однако в процессе обучения  нельзя  все  сделать  настолько  интересным, чтобы при усвоении знаний не требовалось усилия воли.  Произвольное внимание отличается от непроизвольного тем, что  требует  от  ребенка  значительного напряжения. Тем не менее, эти усилия воли могут уменьшаться или даже  совсем исчезать.  Это  наблюдается  в  тех  случаях,  когда  в  процессе   занятий появляется интерес  к  самой  работе.  Произвольное  внимание  переходит  в после произвольное. Наличие после произвольного внимания свидетельствует, что деятельность захватила ребенка и  уже  не  требуется  значительных  волевых усилий  для  ее  поддержания.  Это  качественно  новый  вид  внимания.   От непроизвольного оно отличается тем, что предполагает сознательное усвоение.

Значение после произвольного внимания важно для педагогического процесса, так  как  длительное  поддержание  внимания  с   помощью   волевых   усилий утомительно. К особенности внимания относятся сосредоточенность (или концентрация)  и устойчивость.

Воспитатели знают, что привлечь внимание ребенка нетрудно. Но  сохранить его нелегко. Для этого необходимо использовать специальные приемы. Формирование внимания  всегда  было  важным  звеном  процесса  обучения. «Однако пишет А.П.  Усова,  –  воспитание  внимания  неправомерно  начало выделяться в самостоятельную  задачу,  решаться  изолированно  от  усвоения знаний и  умений».  Внимание  детей  приобретает  определенные  качества  в зависимости от деятельности, в которой оно  проявляется  и  формируется,  в зависимости от того, как направляется эта деятельность.

Очень важен организационный момент проведения занятия. Если он  проходит спокойно и быстро, все необходимое приготовлено  заранее  и  у  воспитателя есть время обратить особое внимание на тех, у которых замедлен  переход  от игры  к  «рабочему  состоянию»,  то,  как   правило,   отмечается   быстрое сосредоточение детей. Однако так бывает не всегда.  Иногда  организационный момент затягивается до четырех и более минут. По нашим наблюдениям, длительность организационного  момента  не  должна превышать минуты.

Включение детей в работу способствует, прежде всего, способ раскрытия цели занятия, его содержание. Важно чтобы сообщаемое на занятии вызывало у детей живой  интерес  и  любознательность,  привлекало  их  внимание   к   словам воспитателя. Одно из  занятий  по  конструированию  воспитательница  начала следующим образом: «Дети, скоро Новый год.  Мы  в  группах  будем  украшать елки, для этого нужно сделать игрушки.  Малыши  не  умеют  делать  красивые игрушки, поэтому договоримся, что самые лучшие отберем для малышей». Иногда целесообразно и  прямо  указать  на  трудности  в  работе.  Можно сказать, что предстоящее занятие  по  подклейке  книг  трудное,  его  могут выполнить только дети подготовительной группы, им надо быть внимательными и аккуратным.

Настроенность на занятие создается и с помощью загадок,  предложением вспомнить пословицы, поговорки. Это активизирует мышление детей,  развивает у них речь, сообразительность. Внимание детей необходимо  поддерживать  в  течение  последующих  этапов занятия. Объяснение, по данным А.П. Усовой, не должно затягиваться более  5минут, иначе наступает ослабление внимания.  На  занятии  по  декоративному рисованию, наблюдаемом нами,  воспитательница  затратила  на  объяснение  8 минут. В результате 10 детей отвлеклись, не смогли сразу начать работу, как длительное ожидание начала деятельности привело к ослаблению внимания.

Какие  методические  приемы,  используемые  воспитателем,   способствуют поддержанию активного внимания?

Объяснение задания  должно  быть  немногословным,  нацеливать  детей  на главное. Дети выполняют его самостоятельно или с помощью  воспитателя,  при этом можно использовать  метод  поэтапной  инструкции,  разработанный  А.П.Усовой. К примеру, на первом занятии воспитательница  объясняет  и показывает, как рисовать фигуру человека.  На  втором  – может предложить  ребенку нарисовать на доске фигурку лыжника. Третье занятие провести на тему «Лыжники в лесу», где  детям  следует  самостоятельно поработать и добавить ряд дополнительных деталей.  Поэтапное  объяснение служит опорой для поддержания внимания во время выполнения задания.

Воспитатели  часто  используют  показ,  объяснение,  образец.  На  таких занятиях дети как будто внимательно слушают. Но  когда  воспитатель  просит повторить, не все могут ответить. Во  время  объяснения  и  в   течение   занятия   необходима   известная эмоциональная разрядка,  смена  приемов.  Воспитатель  приводит  интересные примеры, используя иллюстрации, задает вопросы в несколько необычной форме, напоминает отдельным детям, что спросит их. Сочетание   слова   воспитателя   с   применением   наглядности   широко используется  в  практике  обучения.  Формы   этого   сочетания   различны: использовать образец или вместо него  картинку,  рисунок,  и  не  только  вначале объяснений, но и в середине, конце. Но вот дети  приступили  к  выполнению  задания.  Как  же  сохранить  их внимание на этом этапе занятия? Проанализируем  особенности  поведения  детей  в  зависимости  от   вида деятельности и от продолжительности выполнения задания. Анализ показал, что хорошо ведут себя дети на занятиях по родному языку в течение 15-20  минут. В это время число отвлекающихся невелико (2-3). В дальнейшем  увеличивается (9-10). На занятиях по рисованию внимание сохраняется в течение  25  минут,  при конструировании – до 20  минут.  В  дальнейшем  число  отвлекающихся  детей увеличивается до 6-7 человек.

Какие  методические  приемы  используются  воспитателем  на  этом  этапе занятия?

Особенно важно направлять  деятельность  детей  в  процессе  занятия  по родному языку. Умело ставя вопросы, подчеркивая, на что обратить  внимание, как  можно  сказать  по-другому,  что  интересного  в  ответе   товарища, воспитатель тем самым активизирует детей. Неумение воспитателя организовать работу всех детей обязательно приведет к ослаблению их внимания. Для создания устойчивого внимания и сохранения его воспитатели усложняют задания, ставя на каждом занятии перед детьми умственную задачу. При  однообразном  ведении  занятия  внимание  сохранить  трудно.   Так, например, воспитатель в течение 20 минут рассказывала сказку «Сивка-бурка». Уже на 5-й минуте чтения сказки  дети  начали  отвлекаться.  К.Д.  Ушинский говорил,  что  губительно  действует  на  ребенка  всякая  слишком   долгая однообразная деятельность.

Немаловажное   значение   имеет   и   характер   вопросов,    задаваемых воспитателем. На  вопросы,  непонятные  детям  или  носящие  слишком  общий характер, типа: «Какая была старуха? Какая бывает зима? и т.д.»  –  ребенок не  может  ответить  правильно.  Ему  приходится  догадываться,  что  хочет спросить воспитатель. Неудовлетворенность  ребенка  своими  ответами  может ослабить внимание. К концу занятия утомление нарастает. У одних это сказывается в повышенной возбудимости, у  других  замечается вялость, пассивное ожидание конца занятия.  И  в  том  и  в  другом  случае внимание детей снижается.

В конце занятия воспитатель обычно подводит итог  деятельности,  поэтому целесообразно использование разных форм выбора  и  оценки  работ,  ответов: анализ работ воспитателем, выбор  и  оценка  лучших  работ,  игровая  форма анализа, 3- 4 минут для этого достаточно.

Нарушения внимания

Существуют так называемые отрицательные стороны  процесса  внимания  или нарушения внимания – отвлекаемость, рассеянность, чрезмерная  подвижность  инертность. Под   нарушениями    внимания    понимают    патологические    изменения направленности, избирательности психической деятельности, выражающиеся  при состоянии утомления  или  при  органических  поражениях  мозга,  в  сужении объекта внимания, когда  одновременно  человек  может  воспринимать  только небольшое  число  объектов,  в  неустойчивости  внимания,  когда   нарушена концентрация  внимания  и  наблюдается  его   отвлекаемость   на   побочные раздражители. Причины нарушения могут быть внешними и внутренними. Внешними  причинами можно считать различные негативные воздействия  (стрессоры,  фрустаторы)  и негативные отношения ребенка  с  окружающими  людьми.  Действия  внутренних причин можно представить как влияние нарушенной части психики на здоровую часть.

К нарушениям внимания относятся:

   – неспособность сохранять внимание: ребенок не может  выполнить  задание до конца, не собран при его выполнении;

   – снижение избирательного  внимания,  неспособность  сосредоточиться  на предмете;

   – повышенная отвлекаемость: при выполнении заданий дети суетятся,  часто переключаются с одного занятия на другое;

   –  снижение  внимания  в   непривычных   ситуациях,   когда   необходимо действовать самостоятельно.          

Отвлекаемость

Отвлекаемость  (отвлечение  внимания) – непроизвольное   перемещение внимания с одного объекта на другой. Оно возникает при действии посторонних раздражителей на человека, занятого в этот момент какой либо деятельностью.

Отвлекаемость может быть внешней  и  внутренней.  Внешняя  отвлекаемость возникает  под  влиянием  раздражителей,  при  этом  произвольное  внимание становится непроизвольным. Внутренняя отвлекаемость возникает под  влиянием переживаний,   посторонних   эмоций,   из-за    отсутствия    интереса    и гиперответственности.  Причиной внутренней  отвлекаемости  является  запредельное торможение, развивающееся под влиянием скучной монотонной работы.

Возможные причины отвлечения внимания у ребенка:

   – неполная нагрузка;

   – недостаточно сформированы волевые качества;

    – привычка быть невнимательным  (привычная  невнимательность  связана  с отсутствием серьезных интересов, поверхностным  отношением  к  предметам  и явлениям);

   – повышенная утомляемость;

   – плохое самочувствие;

   – наличие психотравмы;

   – монотонная, неинтересная деятельность;

   – неподходящий тип деятельности;

   – наличие интенсивных посторонних раздражителей;

Чтобы организовать внимание  ребенка,  надо  включить  его  в  действие, пробудить интеллектуальный интерес к содержанию и результатам деятельности.

Рассеянность

Рассеянность внимания – это неспособность сосредоточиться  на   чем-либо определенном  в  течение  длительного   времени.   Термин   «рассеянность» обозначает  поверхностное,  «скользящее»   внимание.   Рассеянность   может проявляться:

   а) в неспособности к сосредоточению;

   б) в чрезмерной концентрации на одном объекте деятельности.

«При сосредоточенном думании, пишет И.П. Павлов, – и увлечении каким-либо делом  мы  не  видим  и  не  слышим,  что  около  нас  происходит  –   явно отрицательная индукция».  

Механизмом  рассеянности  является  наличие  мощной  доминанты  –  очага воображения в  коре  головного  мозга,  подавляющего  все  прочие  сигналы, поступающие извне.  Сходное  явление  рассеянности  наблюдается  в  состояниях  депрессии  и тревоги, когда мышление человека долго и непрерывно занят повторяющимися  и бесплодными мыслями и образами.

Рассеянностью нередко  называют  и  легкую  истощаемость  внимания,  как следствие  болезни,  переутомления.  У  болезненных  и  ослабленных   детей подобный вариант рассеянности встречается нередко. Такие дети могут неплохо  работать  в начале  урока или учебного дня, но вскоре  устают,  и  внимание ослабевает. На сегодняшний  день  наблюдается  тенденция  увеличения  числа детей, имеющих различные отклонения  в  состоянии  здоровья  и  хронические заболевания, и, как следствие, нарушения внимания.

Поверхностное и  неустойчивое  внимание  встречается  у  дошкольников  – мечтателей и фантазеров. Такие дети нередко выключаются из урока, уносясь в иллюзорный мир. В.П. Кащенко  указывает еще на одну причину рассеянности  – переживание страхов, что мешает сосредоточиться на нужном задании. Нервные, гиперактивные и  болезненные  дети  отвлекаются  в  1,5-2  раза  чаще,  чем спокойные и здоровые.

В каждом случае приходится разбираться в причинах нарушений и  подбирать индивидуальный план коррекции рассеянности с их учетом. Причин подлинно рассеянного внимания много.  Наиболее  распространенными являются:

   – общее ослабление нервной системы (неврастения)

   – ухудшение состояния здоровья;

   – физическое и умственное переутомление;

   – наличие тяжелых переживания, травм;

   – эмоциональная перегрузка вследствие  большого  количества  впечатлений (положительных и отрицательных);

    – недостатки  воспитания  (например,  в  условиях  гиперопеки  ребенок, получающий слишком много  словесных  указаний,  большой  объем  информации, привыкает  к  постоянной  смене  впечатлений,  и  его  внимание  становится поверхностным, не формируется наблюдательность и концентрация внимания);

   – нарушения режима труда и отдыха;

   – нарушения дыхания (причиной нарушения правильного дыхания  могут  быть аденоиды, хронические тонзиллиты и т.д. ребенок, который дышит ртом,  дышит неглубоко,  поверхностно,  его  мозг   не   обогащается   кислородом,   что отрицательно влияет на работоспособность, низкая  работоспособность  мешает концентрации его внимания на объектах и вызывает рассеянность)

   – чрезмерная подвижность;

Чрезмерная подвижность внимания – постоянный переход от одного объекта к другому, от одной деятельности к другой при низкой эффективности.

Инертность

Инертность внимания –  малая  подвижность  внимания,  патологическая  ее фиксация на ограниченном круге представлений и мыслей.

  В   детском   возрасте   очень   часто   отмечается    невнимательность. Невнимательность  требует  коррекции,  если  перечисленные  ниже   признаки проявляются у ребенка в течение шести и более месяцев:

   – неумение сосредоточиться на деталях, ошибки по невнимательности;

   – неспособность удерживать внимание и вслушиваться в обращенную  к  нему речь;

   – частая отвлекаемость на посторонние раздражители;

   – беспомощность в доведении задания до конца;

   – отрицательное отношение к заданиям, требующие напряжения;

    – забывчивость, ребенок не способен сохранить в памяти инструкцию к заданию на  протяжении

его выполнения;

   – потеря предметов, необходимых для выполнения задания.

Пути и средства формирования внимания в дошкольном возрасте.

Можно выделить следующие пути формирования внимания детей в дошкольном возрасте.

 1. Оптимальная организация режима дня. Соблюдение определенно режима — важнейшее условие не только развития переключения, концентрации и других свойств внимания детей, но и организации всей их жизнедеятельности. Но при этом следует помнить о гибкости подхода решении этой задачи. Иной раз принципиальная педагогическая позиция негативно отражается на развитии индивидуальности ребенка.

 2. Правильная организация деятельности ребенка, которая предполагает:

• использование эмоционально насыщенного материала, который вызовет у детей положительные переживания и будет способствовать поддержанию непроизвольного внимания;

•  проявление активности при познании предмета (его изучение с целью выявления новых свойств и качеств);

•  доведение начатых дел до конца;

 • рациональное чередование видов деятельности (например, после занятий физкультурой, когда дети возбуждены, нецелесообразно предлагать работу, которая требует большой сосредоточенности);

• умеренную нагрузку (занятия не должны требовать максимальной отдачи сил и энергии детей (в первую очередь это относится к занятиям по физкультуре, так как на последующих занятиях дети будут перевозбуждены, а еще спустя некоторое время начнет сказываться утомление, что, естественно, не будет способствовать сохранению устойчивого внимания даже в интересной деятельности);

• запрет на введение на одном занятии сразу 3—5 новых компонентов;

•  заблаговременное информирование детей о смене деятельности
(«Поиграй еще немного. Скоро будем мыть руки и ужинать»);

•  использование игровых ситуаций и др.

3. Использование внешних опор, указательных слов и жестов, которые учат ребенка управлять своим вниманием и поведением. Указывая на необходимость каких-либо действий («посмотри», «послушай», «потрогай» и т. д.), педагог помогает ребенку усвоить алгоритм концентрации на нужном предмете (деятельности), который впоследствии переходит во внутренний план (т. е. ребенок сам себе будет давать соответствующие команды). Примером использования внешних опор является ситуация, когда в раздевальной комнате располагаются последовательные картинки процесса одевания. Ребенок сначала выполняет действия и проверяет себя по картинкам, а затем становится способным ocуществлять их без опоры.

4. Включение в умственную и двигательную активность ребенка игр и упражнений. Правильная организация различных видов деятельности детей предполагает использование их интересов и желания. Благодаря включению игрового элемента, у ребенка более активно будут  развиваться переключение, распределение, концентрация и другие свойства внимания.

Литература

1. Венгер Л, Мухина В. Развитие внимания, памяти и воображения в дошкольном

возрасте// Дошкольное воспитание. 1974 г. № 12.

2.Возрастная и педагогическая психология / Под ред. А.В. Петровского М.,1973 г.

3.Выготский Л.С. История развития высших психологических функций // Собр.

соч.: В 6 т. М., 1983 г.

4. Гоноболин Ф.Н. Внимание и его воспитатель. М., 1972 г.

5. Джеймс У. Внимание: Хрестоматия по вниманию. М., 1976 г.

6. Добрынин Н.Ф. и др. Возрастная психология: Курс лекций. М., 1965 г.

7. Добрынин Н.Ф. О селективности и динамике внимания // Вопр.  психологии. 1975 г. № 2

8. Добрынин Н.Ф. О теории и воспитании внимания // Сов. педагогика. 1938г. № 8.

6. Хрестоматия по вниманию/ Под ред. Леонтьева А.Н., Пузырея А.А., Романова В.Я. М., 1976 г.

Источник

Внимание ребенка: особенности и способы развития

Умение сосредотачиваться и концентрировать внимание – одна из важнейших функций сознания человека, без неё качественный познавательный процесс был бы невозможным. В этой статье мы поговорим о внимании и его особенностях у детей, а также расскажем о способах эффективного развития концентрации.

Стадии формирования

Внимание – это психический процесс, характеризующийся возможностью и необходимостью сосредотачиваться и концентрироваться в нужный момент времени на конкретных объектах и действиях окружения.

Подобно другим особенностям человеческого разума, внимание проходит поэтапный путь развития: от зарождения до полноценного становления.

Внимание как фактор развития ребенка

Исходя из этого, психологи выделяют несколько стадий формирования детского внимания.

  • Стадия рассеянного внимания. Оно определяет первый год жизни малыша. Это время, когда отклик ребенка вызывают различные шумы и звуки окружения, например, голоса людей и животных, звучание музыки, игрушки-погремушки, предметы разных форм и цветов.
  • Стадия фиксированного внимания наблюдается у детей на втором году жизни, когда ребенок всецело может увлекаться каким-то одним занятием и при этом не замечать, что происходит вокруг. Например, он может длительное время совершать манипуляции с какими-либо игрушками или другими предметами, может брать их в руки, подолгу рассматривать, складывать и перекладывать. Но если отвлечь его, то он теряет интерес к своему занятию.
  • Стадия гибкого одноканального внимания развивается с 2 до 3 лет. В это время внимание начинает становиться более гибким, но сохраняется одноканальность поступления информации. Например, ребенок способен отвлечься на посторонние звуки, занимаясь игрой, а затем снова вернуться к ней, не теряя при этом интереса и не переключаясь на другие объекты окружения.
  • Стадия устоявшегося одноканального внимания проходит на четвертом году жизни ребенка. На данном этапе формирования внимания малыши способны плавно переключаться с одной игры на другую, в перерыве между которыми могут слушать взрослых.
  • Стадия формирования двухканального внимания. С 4 до 5 лет дети способны ненадолго концентрироваться на двух занятиях. Могут играть в свою игру и при этом вести диалог с взрослыми. Но сразу переключаются на что-то одно при возникновении сложности в единовременном ведении двух линий внимания.
  • Стадия сложившегося двухканального внимания. С 5 лет маленький человек может одновременно сосредоточиться на двух занятиях. Например, с кем-то разговаривать и играть с игрушкой, кушать и в это же время что-то смотреть или слушать. В этот период вполне можно приступать к начальным обучающим программам, так как сознание ребенка готово к восприятию более сложной информации. Это время, когда начинается подготовка к школе. Но если вы замечаете, что малыш отвлекается и начинает капризничать, то возможно, он устал – так срабатывает система защиты от перегрузок, и лучше снизить интенсивность и объемы поступающей информации.

Внимание как фактор развития ребенка

Причины снижения

Так как внимание является частью сознания и обеспечивает качество когнитивных процессов, то для его правильного и полноценного развития у детей необходимо соблюдать некоторые условия и контролировать многие аспекты их жизни. В противном случае уровень внимательности может снижаться, и это, в свою очередь, негативно влияет на способность воспринимать и усваивать информацию. Поговорим о причинах, из-за которых происходит нарушение сосредоточенности, из-за которых отсутствует концентрация.

Проблемы со здоровьем

Физические или психические нарушения в организме могут плохо отражаться на всех сферах формирования личности ребенка, в том числе и на совершенствовании механизма внимания.

Здоровье – самое первое и самое важное условие, которое определяет полноценное и всестороннее развитие детей.

Если здоровье не в порядке, и имеются какие-либо хронические заболевания, это может спровоцировать отсутствие концентрации и сделать малыша рассеянным. Поэтому очень важно вовремя устранять причины недомоганий, не оставлять без внимания имеющиеся патологии и не пускать их на самотек.

Внимание как фактор развития ребенка

Необходимо приучать детей к ведению здорового образа жизни. Нельзя допускать возникновения у ребенка вредных привычек, таких как длительный просмотр телевизора, чрезмерную увлеченность компьютерными играми, «сидение» в интернете. Нежелательно перегружать его информацией и делами.

Достаточное количество времени на отдых – обязательный пункт для сохранения здоровья.

Проблемы со сном

Несоблюдение режима сна и хронический недосып отрицательно влияют на способность концентрироваться на чем-либо, ребенок становится не внимательным и хронически рассеянным, что влечет за собой снижение успеваемости в обучении, получение стрессов и развитие различных неврозов. Полноценный и здоровый сон не менее важное условие как для сохранения общего физического состояния, так и для концентрации внимания.

Внимание как фактор развития ребенка

Отсутствие физической активности

Этот фактор также негативно влияет на способность сосредотачивать и концентрировать внимание. Мозг человека не может полноценно функционировать, если тело его не в тонусе. Качество внимательности напрямую зависит от наличия или отсутствия подвижности в образе жизни. Поэтому необходимо приучать ребенка к активности.

Гуляя на свежем воздухе, бегая, прыгая, выплескивая свою энергию, дети тем самым стимулируют активную работу мозга и увеличивают его способность к восприятию и обработке информации.

Неблагополучная обстановка в семье

Крайне негативно сказывается на способности сосредотачиваться и концентрироваться. Когда в семье возникают какие-либо проблемы в отношениях, создается дискомфорт и нарастает напряжение. Дети в подобных обстоятельствах являются очень уязвимыми и ранимыми, и первыми попадают под удар.

Конечно же, в таких случаях начинаются проблемы с качеством восприятия информации. Ребенок замыкается в себе, закрывается от окружающего мира и становится рассеянным и не внимательным. Он переживает, отчего способность концентрироваться выключается. Поэтому очень важно создавать, развивать и поддерживать здоровый климат в семье.

Внимание как фактор развития ребенка

Как улучшить внимание?

Мы перечислили те аспекты жизни детей, которые важно контролировать, чтобы их внимание развивалось в нормальном естественном русле, не снижаясь и не ухудшаясь. Но также важно знать, что качество внимания можно и улучшить, если есть такая необходимость или желание.

С помощью специальных задач, упражнений и игр вполне реально развить внимательность и натренировать способность концентрироваться и сосредотачиваться.

Подобные тренинги доступны для всех и эффективны как для мальчиков, так и для девочек. Важно лишь выбрать в индивидуальном порядке подходящие именно вам и вашим детям способы, помня при этом о разумности объема нагрузок и объективно оценивая природные особенности и возможности своего ребенка. Выделенное время на такие занятия не будет потрачено зря. Введение регулярных упражнений в жизнь малыша обязательно поможет устранить рассеянность, если таковая имеется, и в целом непременно положительным образом отразится на его интеллектуальном развитии.

Внимание как фактор развития ребенка

Подробнее о том, как именно повысить уровень внимательности, мы расскажем ниже, а пока рассмотрим, какие виды внимания выделяют исследователи детской психологии.

Произвольное

Такой вид внимания почти нехарактерен для детей дошкольного возраста. Активно он начинает развиваться лишь у учеников младших классов и подразумевает использование волевой стороны характера.

Это значит, что пришло время заниматься не только желанными и любимыми делами, но и учиться обращать свое внимание и концентрироваться на тех целях и задачах, которые ставят родители и учителя. Развитие произвольного внимания у детей и есть главная задача школьного обучения в младшем звене.

Внимание как фактор развития ребенка

Непроизвольное

Этот тип внимания можно сравнить с бессознательным видом мышления. То есть реакция концентрации происходит независимо от желания и воли человека, в данном случае ребенка. Он реагирует на какой-либо раздражитель (слуховой или зрительный) рефлекторно, непроизвольно.

В активном состоянии такое внимание наблюдается у детей дошкольного возраста.

Любое яркое явление или какое-нибудь заметное событие обращает на себя внимание ребенка, быстро вызывает повышенный интерес, но также быстро этот интерес ослабевает и утрачивается.

Стоит отметить, что существует и третий вид внимания – послепроизвольное. Оно определяет интерес ребенка к какому-либо занятию без воздействия со стороны. То есть внимание фокусируется на деле без приложения к тому дополнительных усилий и без воздействия взрослых.

Внимание как фактор развития ребенка

Эффективные упражнения

В этом разделе мы не будем пытаться научить вас абсолютно всем возможным упражнениям, задачам и играм, разработанным для развития внимания, так как это невозможно. Их великое множество. На эту тему специалистами написаны целые тома книг и посвящены отдельные сайты или их разделы. Важно понять, в каком направлении надо двигаться и искать необходимую информацию, а также определить, что является главным при достижении подобной цели, на что делать упор и какие инструменты для этого использовать.

Очень эффективными упражнениями для развития качества концентрации является работа с подручными и наглядными материалами – настольными играми, различными картинками и цветами, цифрами и буквами, движениями и звуками.

Например, прекрасно тренирует собранность, внимание и память нахождение отличий на похожих рисунках или вычисление всех нарисованных способом наслоения друг на друга предметов.

При работе с цифрами можно внести в таблицу в хаотичном порядке такое количество цифр, каким владеет на данном этапе ребенок. Пусть он сначала находит все цифры по мере возрастания, при этом произнося вслух и показывая их место в таблице. Затем – в порядке убывания, а потом любые, какие вы попросите.

Внимание как фактор развития ребенка

Внимание как фактор развития ребенка

Можно разложить разные предметы на столе, дать ребенку возможность сосредоточить на них взгляд и немного времени на запоминание. Когда он отвернется, спрячьте один предмет. Пусть малыш скажет, что именно вы убрали. Потом можно усложнить задачу – увеличить количество убранных предметов.

Также можно смело учить детей настольным играм, таким как шахматы, шашки, нарды.

Эта задача, разумеется, для детей постарше. Такие игры помогают научиться продумывать ходы наперед, развивают критическое мышление и логику.

В интернет-пространстве можно без труда найти описание таких упражнений, как:

  • «пуговицы»;
  • «съедобное-несъедобное»;
  • «жук»;
  • «корректурная проба»;
  • «слова наоборот»;
  • «повтори фразу»;
  • «предметы вокруг»;
  • «спутанные цвета»;
  • «подчеркивание букв»;
  • «запомни и нарисуй»;
  • «угадай слово» и множество других.

Внимание как фактор развития ребенка

Методики для раннего возраста

Специалисты в области детской психологии, нейропсихологии, педагогики и медицины десятилетиями изучали вопрос внимания у детей дошкольного и раннего школьного возраста. На основе разных исследований разработано много эффективных методик раннего развития внимания. Каждая из них заслуживает отдельного рассмотрения. Но есть общие черты, которые присущи всем методикам, работающим в этом направлении.

Очень важно при освоении любого из методов создать комфортные условия для ребенка. Занятия должны проходить в дружеской, доверительной и доброжелательной обстановке.

Взрослому человеку необходимо контролировать свои эмоции, не кричать и не ругаться, если сразу что-то не получается. Иначе ребенок потеряет всякий интерес к таким урокам и может испытать ненужный стресс.

Если ребенок чем-то очень занят, то наберитесь терпения и подождите, когда он закончит свою интересную деятельность. К моменту начала занятия он должен удовлетворить все естественные нужды (сходить в туалет, попить), он не должен быть голоден, будет правильным, если он предварительно уберет свои игрушки.

Внимание как фактор развития ребенка

Во избежание перегрузок специалисты не рекомендуют превышать временного лимита: 15-20 минут в день или 30 минут через день – самый оптимальный вариант для пользы дела.

Чтобы повысить настрой ребенка и сосредоточить его на работе, в помещении должна соблюдаться тишина. Также важно придерживаться регулярности упражнений – только в этом случае проявится эффект.

Источник