Внеурочная деятельность как инструмент творческого развития ребенка

Внеурочная деятельность как инструмент творческого развития ребенка thumbnail

Кудинова Елена Сергеевна – учитель начальных классов МБОУ «ЛСОШ №4»

Внеурочная деятельность – инструмент творческого развития личности ребенка

«Годы детства – это, прежде всего, воспитание сердца. Воспитание – не сумма мероприятий и приемов, а мудрое общение взрослого с душой человека».

Василий Александрович Сухомлинский

Воспитание является одной из важнейших составляющихобразовательного процесса наряду с обучением. Основная педагогическая цель – воспитание нравственного, ответственного, инициативного и компетентного гражданина России.

В соответствии с федеральным образовательным стандартом начального общего образования (ФГОС НОО) основная образовательная программа начального общего образования, реализуется образовательным учреждением, в том числе и через внеурочную деятельность.

Под внеурочной деятельностью, в рамках реализации ФГОС НОО, следует понимать образовательную деятельность осуществляемую в формах, отличных от классно-урочной и направленную на достижение планируемых результатов, освоения основной образовательной программы начального общего образования.

Основное предназначение внеурочной деятельности– удовлетворение постоянно изменяющихся индивидуальных социокультурных и образовательных потребностей детей.

Внеурочная деятельность детей в рамках дополнительного образования – целенаправленный процесс воспитания, развития личности и обучения посредством реализации дополнительных образовательных программ, оказания дополнительных образовательных услуг и информационно-образовательной деятельности за пределами основных образовательных программ в интересах человека, государства.

«То, что дети могут сделать вместе сегодня, завтра каждый из них сможет сделать самостоятельно».

Лев Семёнович Выготский

Что же может сделать школа, чтобы наше будущее поколение в XXIвеке не растеряло духовно-нравственное богатство предков.

Важным периодом в развитии и становлении личности является начальный период обучения. Именно этот возраст наиболее поддается воспитанию и развитию творческих способностей ребенка. Дети младшего школьного возраста наиболее открыты и восприимчивы и любознательны.

Цели внеурочной деятельности:

· создание условий для проявления и развития ребенком своих интересов на основе свободного выбора, постижения духовно-нравственных ценностей и культурных традиций;

· создание условий для позитивного общения учащихся в школе и за её пределами, для проявления инициативы и самостоятельности, ответственности, искренности и открытости в реальных жизненных ситуациях.

Внеурочная деятельность в начальной школе позволяет решить целый ряд очень важных задач:

· обеспечить благоприятную адаптацию ребёнка в школе;

· оптимизировать учебную нагрузку обучающихся;

· улучшить условия для развития ребёнка;

· учесть возрастные и индивидуальные особенности учащихся;

· развития опыта творческой деятельности, творческих способностей детей.

Внеурочная деятельность в общеобразовательных учреждениях осуществляется через:

· дополнительные образовательные программы ОУ;

· организацию групп продлённого дня (воспитатель ГПД – классный руководитель);

· деятельность педагогических работников ОУ, учителей: музыки, изо,

физической культуры; библиотекаря, психолога, педагога дополнительного образования.

Школа после уроков подобна творческой лаборатории. Это мир творчества, проявления и раскрытия каждым ребёнком своих интересов, своих увлечений, своего «я». Ведь главное, что здесь ребёнок делает выбор, свободно проявляет свою волю, раскрывается как личность. Важно заинтересовать ребёнка занятиями после уроков, чтобы школа стала для него вторым домом, что даст возможность превратить внеурочную деятельность в полноценное пространство воспитания и образования.

Внеурочная деятельность по новым стандартам предусматривает работу по таким направлениям:

· спортивно-оздоровительное,

· художественно-эстетическое,

· научно-познавательное и военно-патриотическое направление,

· проектная деятельность,

· общественно-полезный труд.

По этим направлениям с детьми работают не только классные руководители, но и педагог-организатор, учитель физической культуры, руководитель школьного музея, логопед, библиотекарь, педагог-психолог, преподаватели музыки и изобразительного искусства.

Для развития творческих способностей детей необходимо создать ситуацию заинтересованности.

Первый год начального обучения имеет статус адаптационного, и его организация опирается на основные элементы ведущей деятельности дошкольного возраста.

В процессе учебной деятельности формируется общее умение учиться, в рамках внеурочной творческой деятельности формируется общая способность искать и находить новые решения, необычные способы достижения требуемого результата, новые подходы к рассмотрению предлагаемой ситуации.

Результатом станет общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся.

«Духовная жизнь ребёнка полноценна лишь тогда,

Когда он живёт в мире игры сказки, музыки, фантазии, творчества.

Без этого он – засушенный цветок».

Василий Александрович Сухомлинский

Научить творчеству нельзя, как нельзя природные способности одного передать другому, но помочь раскрыть и развить творческий потенциал личности ученика – это святой долг и обязанность каждого педагога.

Именно через творчество и проявляется человеческая неповторимость, уникальность и индивидуальность. Способствуя проявлению человеком собственной индивидуальности, мы помогаем проявлению его креативности, что вносит свою лепту в решение проблемы развития творческого личности.

Сам процесс внеурочной деятельности, будь-то танцы, песни, живопись или театрализация устного народного творчества, приносит учащимся истинную радость и способность к самовыражению в творчестве. Они расширяют круг познания, стремятся к разносторонности своей деятельности.

Задатки творческой личности есть у каждого ребёнка, нужно только, используя разнообразные методы и приёмы работы во внеурочной деятельности, обнаружить эти задатки и, исходя из них, формировать неповторимую творческую личность ребенка.

Поэтому, безусловно, внеурочная деятельность является инструментом творческого развития каждого ребёнка.

«И воспитание, и образование неразделимы.

Нельзя воспитывать, не передавая знания, всякое же знание действует воспитательно».

Л.Н.Толстой

Литература:

1. Стандарты второго поколения, «Примерные программы внеурочной деятельности» Москва, «Просвещение», 2010.

2. Стандарты второго поколения «Проектные задачи в начальной школе», Москва, «Просвещение», 2010.

3. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор, М., Просвещение, 2010.

4. Письмо Министерства образования и науки РФ от 12 мая 2011 г. № 03-296 “Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования”.

5. Гиппенрейтер Ю. Б. «Общаться с ребенком. Как?», Издательство: АСТ, 2009 г

6. Кулагина И. Ю. «Личность школьника», учебное пособие для студентов и преподавателей, Творческий Центр «СФЕРА», М., 1999

7. Сухомлинский В.А. «Сердце отдаю детям», изд.: Радянська школа, 1974 г.

8. https://www.centersot.org/oldblog/45.html

9. 2. https://nsportal.ru/shkola/administrirovanie-shkoly/library/tselevaya-programma-%C2%ABdukhovno-nravstvennoe-vospitanie-uchash

Источник

МБОУ «Средняя общеобразовательная школа  № 33

 с углубленным изучением английского языка» г. Нижнекамска

Выступление на методическом объединении

учителей начальных классов на тему: «Внеурочная деятельность – инструмент творческого развития личности ребенка»

                        Захарова Зоя Николаевна,

учитель  1 класса А

2015 год.

Внеурочная деятельность – инструмент творческого развития личности ребенка

 «Годы детства – это, прежде всего, воспитание сердца. Воспитание – не сумма мероприятий и приемов, а мудрое общение взрослого с душой человека».

 Василий Александрович Сухомлинский                        

     Воспитание является одной из важнейших составляющих образовательного процесса наряду с обучением. Основная педагогическая цель – воспитание нравственного, ответственного, инициативного и компетентного гражданина России.

В соответствии с федеральным образовательным стандартом начального общего образования (ФГОС НОО) основная образовательная программа начального общего образования, реализуется образовательным учреждением, в том числе и через внеурочную деятельность.

Под внеурочной деятельностью, в рамках реализации ФГОС НОО, следует понимать образовательную деятельность,   осуществляемую в формах, отличных от классно-урочной и направленную на достижение планируемых результатов, освоения основной образовательной программы начального общего образования.

Основное предназначение внеурочной деятельности– удовлетворение постоянно изменяющихся индивидуальных  социокультурных и образовательных потребностей детей.

Внеурочная деятельность детей в рамках дополнительного образования – целенаправленный процесс воспитания, развития личности и обучения посредством реализации дополнительных образовательных программ, оказания дополнительных образовательных услуг и информационно-образовательной деятельности за пределами основных образовательных программ в интересах человека, государства.

«То, что дети могут сделать вместе сегодня, завтра каждый из них сможет сделать самостоятельно».

Лев Семёнович Выготский

Что же может сделать школа, чтобы наше будущее поколение в XXIвеке не растеряло духовно-нравственное богатство предков.

Важным периодом в развитии и становлении личности является начальный период обучения. Именно этот возраст наиболее поддается воспитанию и развитию творческих способностей ребенка. Дети младшего школьного возраста наиболее открыты и восприимчивы и любознательны.

Цели внеурочной деятельности:

·       создание условий для проявления и развития ребенком своих интересов на основе свободного выбора, постижения духовно-нравственных ценностей и культурных традиций;

·       создание условий для позитивного общения учащихся в школе и за её пределами, для проявления инициативы и самостоятельности, ответственности, искренности и открытости в реальных жизненных ситуациях.

Внеурочная деятельность в начальной школе позволяет решить целый ряд очень важных задач:

·       обеспечить благоприятную адаптацию ребёнка в школе;

·       оптимизировать учебную нагрузку обучающихся;

·       улучшить условия для развития ребёнка;

·       учесть возрастные и индивидуальные особенности учащихся;

·       развития опыта творческой деятельности, творческих способностей детей.

Внеурочная деятельность в общеобразовательных учреждениях осуществляется через:

·       дополнительные образовательные программы ОУ;

·       организацию групп продлённого дня (воспитатель ГПД – классный руководитель);

·       деятельность педагогических работников ОУ, учителей: музыки, изо,

физической культуры; библиотекаря, психолога, педагога дополнительного образования.

Школа после уроков подобна творческой лаборатории. Это мир творчества, проявления и раскрытия каждым ребёнком своих интересов, своих увлечений, своего «я». Ведь главное, что здесь ребёнок делает выбор, свободно проявляет свою волю, раскрывается как личность. Важно заинтересовать ребёнка занятиями после уроков, чтобы школа стала для него вторым домом, что даст возможность превратить внеурочную деятельность в полноценное пространство воспитания и образования.

Внеурочная  деятельность по новым стандартам предусматривает работу по таким направлениям:

·       спортивно-оздоровительное,

·       художественно-эстетическое,

·       научно-познавательное и военно-патриотическое направление,  

·       проектная деятельность,

·        общественно-полезный труд.

Виды внеурочной деятельности нашей школы:

  • Акварелька
  • Ритмика 
  • Музееведение
  • Дружим с книгой
  • Тропинка к своему я
  • Весёлые нотки
  • Портфолио учащихся начальной школы
  • Подвижные игры
  • Мир профессий
  • Этика: азбука добра                                                                                                                                                                                                       

По этим направлениям с детьми работают не только классные руководители, но и педагог-организатор, учитель физической культуры, руководитель школьного музея, логопед, библиотекарь, педагог-психолог, преподаватели музыки и изобразительного искусства.         

Для развития творческих способностей детей необходимо создать ситуацию заинтересованности.

Первый год начального обучения имеет статус адаптационного, и его организация опирается на основные элементы ведущей деятельности дошкольного возраста.

В процессе учебной деятельности формируется общее умение учиться,  в рамках внеурочной творческой деятельности формируется общая способность искать и находить новые решения, необычные способы достижения требуемого результата, новые подходы к рассмотрению предлагаемой ситуации.

Результатом станет общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся.

«Духовная жизнь ребёнка полноценна лишь тогда,

Когда он живёт в мире игры сказки, музыки, фантазии, творчества.

Без этого он – засушенный цветок».

Василий Александрович Сухомлинский

Переходя от теории к практике, хочу поделиться с вами опытом своей работы в рамках внеурочной деятельности по направлению художественно-эстетического цикла:

                             Данная программа представлена как продолжение  внеурочной деятельности в системе учебников «Школа 2100» и «Начальная инновационная школа», которые мы выбрали как основную общеобразовательную программу нашей школы».

Содержание материалов программы ориентировано на игровые, творческие формы, работу с фольклорной и художественной литературой, проектную деятельность (хотя проектная деятельность красной нитью проходит через все направления внеурочной деятельности).

Это позволяет в яркой форме довести до сознания ребёнка представления о внутреннем мире человека.

В процессе освоения материалов программы ученик получает знания о характере взаимоотношений с другими людьми, что становится предпосылкой воспитания доброжелательного и заботливого отношения к людям, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, сочувствия, толерантности, формирования нравственного сознания младшего школьника.

Знакомясь с нравственным содержанием пословиц о добре, труде, учении, младшие школьники начинают осознавать базовые гуманистические ценности, характер отношений между людьми, необходимость бережного отношения к людям и предметам их труда.

Обсуждение сказок, их инсценировка, обсуждение произведений художественной литературы – всё это нацелено на воспитание этических представлений обучаемых (понятия добра и зла, значение «слов вежливости», правил вежливого поведения), развитие их эмоционального восприятия.

Участие каждого ребёнка в литературных сценках, пьесах даёт ему возможность попробовать свои силы в роли артиста, развивает речь ребёнка, увеличивает его словарный запас, делает его более уверенным в жизни, раскованным, умеющим держаться на сцене перед зрительской аудиторией.

Всё это в полной мере было бы невозможно без взаимосвязи с родителями, которые вместе с детьми готовят костюмы, украшают помещение, пекут выпечку для детского чаепития, сопровождают детей в поездках в театры и музеи; и даже сами помогают в инсценировке представлений. Только действуя сообща, мы получаем положительный эффект и радость детей от этого совместного времяпрепровождения, похвалы со стороны родителей, гордости за свой успех.

Научить творчеству нельзя, как нельзя природные способности одного передать другому, но помочь раскрыть и развить творческий потенциал личности ученика – это святой долг и обязанность каждого педагога.

Именно через творчество и проявляется человеческая неповторимость, уникальность и индивидуальность. Способствуя проявлению человеком собственной индивидуальности, мы помогаем проявлению его креативности, что вносит свою лепту в решение проблемы развития творческого личности.

Сам процесс внеурочной деятельности, будь-то танцы, песни, живопись или театрализация устного народного творчества, приносит учащимся истинную радость и способность к самовыражению в творчестве. Они расширяют круг познания, стремятся к разносторонности своей деятельности.

Задатки творческой личности есть у каждого ребёнка, нужно только, используя разнообразные методы  и приёмы работы во внеурочной деятельности, обнаружить эти задатки и, исходя из них, формировать неповторимую творческую личность ребенка.

Поэтому, безусловно, внеурочная деятельность является инструментом творческого развития каждого ребёнка.

«И воспитание, и образование неразделимы.

Нельзя воспитывать, не передавая знания, всякое же знание действует воспитательно».

Л.Н.Толстой

Литература:

1.    Стандарты второго поколения, «Примерные программы внеурочной деятельности» Москва, «Просвещение», 2010.

2.    Стандарты второго поколения «Проектные задачи в начальной школе», Москва, «Просвещение», 2010.

3.    Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор,  М., Просвещение, 2010.

4.    Письмо Министерства образования и науки РФ от 12 мая 2011 г. № 03-296 “Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования”.

5.    Гиппенрейтер  Ю. Б. «Общаться с ребенком. Как?», Издательство: АСТ, 2009 г

6.    Кулагина И. Ю.  «Личность школьника», учебное пособие для студентов и преподавателей, Творческий Центр «СФЕРА», М., 1999

7.    Сухомлинский В.А. «Сердце отдаю детям», изд.: Радянська школа, 1974 г.

8.    https://www.centersot.org/oldblog/45.html

9.    2.  https://nsportal.ru/shkola/administrirovanie-shkoly/library/tselevaya-programma-%C2%ABdukhovno-nravstvennoe-vospitanie-uchash

Источник

ГБОУ «Алексеевская общеобразовательная школа-интернат»

Сообщение на тему:

«Внеурочная деятельность – инструмент творческого развития личности»

Подготовила

Малиновская Марина Владимировна

Алексеевка, 2017

Модернизация образования, повышение его доступности и качества для всех категорий граждан является приоритетной задачей социальной политики России. В связи с этим особое значение приобретает создание равных возможностей для получения образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). В этой связи принятый 19 декабря 2014 ФГОС обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) является актуальным и своевременным.

ФГОС общего образования для учащихся с умственной отсталостью представляет собой совокупность требований, обязательных при реализации адаптированной основной образовательной программы общего образования учащихся с умственной отсталостью образовательными организациями, имеющими государственную аккредитацию.

Главной же целью новых ФГОС стало раскрытие личности ребенка, его талантов, способности к самообучению и коллективной работе, формирование ответственности за свои поступки, создание дружелюбной среды.

Одной из приоритетных задач обучения детей с особыми образовательными потребностями является создание условий для успешной социализации. Реализация данной задачи невозможна без использования системы внеурочных занятий.

Что же такое внеурочная деятельность? Проведя анализ современной психолого-педагогической литературы и нормативных документов, можно сделать вывод, что внеурочная деятельность — понятие, объединяющее все виды деятельности школьников (кроме учебной), в которых возможно и целесообразно решение задач их воспитания и социализации.

В качестве главного целевого ориентира внеурочной деятельности рассматривается содействие интеллектуальному и духовно-нравственному развитию личности обучающихся с нарушением интеллекта, становлению и проявлению их индивидуальности, накоплению субъектного опыта участия и организации индивидуальной и совместной деятельности по познанию и преобразованию самих себя и окружающей действительности.

Таким образом, для ребёнка с ОВЗ система внеурочной деятельности становится важнейшим ресурсом развития и успешной социализации.

В нашей школе с 1 сентября 2016 года реализуется  ФГОС обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями),  а следовательно ведется работа по основным направлениям внеурочной деятельности. Целью и  задачами,  которой   являются создание условий для самоопределения, самовыражения обучающихся, проявления и развития их творческих способностей.

 1. удовлетворение индивидуальных познавательных потребностей и интересов обучающихся;

 2. развитие способностей и склонностей обучающихся;

3. формирование интеллектуальной, эмоциональной, волевой сфер личности;

4. формирование ключевых социальных компетенций.

5. обеспечение успешной адаптации ребенка в социуме.

Для реализации целей и задач в школе-интернат выбраны следующие направления развития личности:

  • спортивно-оздоровительное,
  • духовно-нравственное
  •  коррекционно-развивающее, о котором я хочу рассказать более подробно.

Цель коррекционно-развивающего направления занятий внеурочной деятельности состоит в том, чтобы дать возможность детям проявить себя, творчески раскрыться в области изобразительного искусства и творческой деятельности, всестороннее интеллектуальное и эстетическое развитие младших школьников, логического мышления, развития высших психических функций, расширение кругозора.

Коррекционно-развивающее направление в плане внеурочной деятельности представлено объединениями дополнительной деятельности, которые организуются на основе реализации рабочих программ, разработанных педагогами школы.

– «Умелые ручки» 2 класс Выходцева Л.И.

– «Сказкотерапия» 1и 2 класс Замлелая Л.В.

– «Самоделкино» в 1 классе, о которой расскажу более подробно.

Цель программы: создание развивающей, воспитывающей образовательной среды, позволяющей удовлетворить интересы, склонности и творческие запросы умственно отсталых обучающихся, обеспечивающей активизацию социальных, познавательных интересов  в свободное время, формирование социально адаптированной  личности.

Задачи:

  1. Знакомство с основами знаний в области используемых материалов, в области  формообразования, цветоведения.
  2. Совершенствовать умения и формировать навыки работы с инструментами, приспособлениями .
  3. Развитие сенсорики, мелкой  моторики рук, пространственного воображения и восприятия,  образного мышления.
  4. Развитие эмоционально-волевой сферы, воспитание воли и характера.
  5. Овладение опытом практической деятельности по созданию личностно-значимых объектов.
  6. Воспитание уважения к труду, людям и результатам их труда.

     Программа «Самоделкино»  дает возможность умственно отсталому ребенку в процессе творческой работы  закрепить и расширить знания, полученные  на уроках ручного труда, изобразительного искусства и математики. Программа отвечает психофизическим и возрастным возможностям обучающихся. Программа строится на основе знаний возрастных, психолого–педагогических, физических особенностей умственно отсталых детей младшего школьного возраста. Она предусматривает наглядно-действенный характер содержания образования; специальное обучение «переносу» сформированных знаний, умений в новые ситуации взаимодействия с действительностью; стимуляцию  познавательной активности, формирование потребности в познании окружающего мира и во взаимодействии с ним.        

Содержание программы позволяет ребенку взаимодействовать с другими детьми, рассматривать их работы, участвовать в оценивании и обсуждении, получать информацию из разных источников. Большое внимание уделяется творческим заданиям, в ходе выполнения которых у детей формируется творческая и познавательная активность.

В программу  включены следующие направления  декоративно – прикладного творчества: лепка, оригами, аппликации, работа с бросовым материалом. Во внеурочное время мы лепим, мастерим, складываем из бумаги фигурки оригами. Из природных материалов, из ткани и бумаги делаем различные поделки. Задания построены таким образом, что один вид деятельности сменяется другим, различные темы  и формы подачи материала активно чередуются в течение занятия. Это позволяет сделать работу динамичной, насыщенной и менее утомляемой.Для формирования интереса к деятельности используются различные формы занятия:

– занятие – практика,

– занятие – праздник,

– интегрированное занятие,

– занятие – конкурс,

– выставка поделок.

Использование компьютерных и мультимедийных технологий повысит эффект реализации программы.

На занятиях дети учатся аккуратности, экономии материалов, точности исполнения работ, качественной обработке изделия. Особое внимание уделяется технике безопасности при работе с техническими средствами, которые разнообразят деятельность и повышают интерес детей.

Я стараюсь создать комфортную атмосферу раскованности, проявить уважительное отношение к каждому ученику, добиться чувства уверенности в посильности даваемых ему заданий. Бережно отношусь к желанию работать самостоятельно, инициативно, с верой в себя. Стараюсь сформировать желание трудиться с интересом, с желанием.

Творчество каждого учащегося пока еще раскрывается, ученики показывают достигнутый результат, он значим и интересен для них. Кругозор детей расширяется, мыслительная деятельность активизируется.

Результат творчества приносит детям удовлетворение, радость переживания успеха, осознание собственных умений, повышение качества знаний, стремление к творческому решению поставленных задач, рост учебной мотивации, создание благоприятного психологического климата в классе и крепкого дружного коллектива. Дети готовы и хотят выполнять коллективные творческие дела.  Результатом реализации данной программы являются выставки детских работ, как местные (на базе школы), так и районные, которые являются наиболее зрелищным и плодотворным фактором при оценке  достижения результатов реализации программы.  Поделки-сувениры используются в качестве подарков для учителей, родителей, оформления зала для проведения праздничных утренников и т.д.

     Представленная в программе система работы позволяет осуществить в процессе образования умственно отсталых детей новые технологии, нестандартные формы внеурочной деятельности, развить высшие психические функции, повысить учебную мотивацию умственно отсталых обучающихся, воспитать социально адаптированного школьника.  

Источник