Внешний фактор играет самую важную роль в интеллектуальном развитии ребенка

Внешний фактор играет самую важную роль в интеллектуальном развитии ребенка thumbnail

familyНе секрет, что люди имеют разный уровень интеллектуального развития, причём эта разница заметна уже в детстве. Но что является причиной? Какие факторы определяют интеллектуальное развитие человека? В статье мы рассмотрим ключевые из этих факторов и разберёмся с тем, какое влияние они оказывают.

1

Генетические факторы

Это потенциал, получаемый вместе с наследственной информацией от родителей. Это важный фактор, но не определяющий. Даже с хорошей предрасположенностью человек может не добиться высокого уровня развития, если не будет делать шаги, направленные на реализацию его потенциала.

О самих этих факторах, их механизмах и общей структуре науке известно достаточно мало. Она может назвать только ряд генов, которые отвечают за дефекты развития и различные аномалии.

2

Факторы окружающей среды

Недостаточное количество принимаемой пищи в первые полгода жизни может очень сильно сказаться на развитии ребенка. Однако если после полугода он начинает питаться нормально и жить в стабильных условиях, к 4-5 годам он догоняет своих сверстников в развитии. Но такого опыта, конечно же, стоит избегать.

Психическая стимуляция также крайне важна. Если малыш испытывает дефицит в общении, то уже ко второму году жизни он начинает отставать в речевой и двигательной сфере.

Поэтому важно постоянно общаться с ребёнком, давать ему возможность манипулировать различными предметами и осваивать различные новые навыки, учиться чему-то.

3

Семейные факторы

Чем больше в семье детей, тем ниже их IQ. Это было доказано в 1970-х годах в Нидерландах. Количество исследованных людей составило более 300 000 юношей со средним возрастом 19 лет. Причём первенцы, как правило, умнее своих младших братьев и сестёр.

Также уровень развития ребёнка зависит от социальной среды. Во Франции в 1980 году было проведено исследование: сравнили коэффициент интеллекта детей из бедных семей, но воспитанных в привилегированном слое, и их братьев и сестёр, воспитанных в низшем социальном слое. Разница составила примерно 20 пунктов в пользу воспитанных в привилегированном обществе.

4

Влияние школы

В школе больше всего ценят послушание. Часто это выступает ограничением для творческих детей. Множество ограничений, правил и шаблонов душат их природную оригинальность.

Ещё в двадцатом веке итальянка Мария Монтессори предложила систему образования, в которой каждый ребёнок занимается в своём собственном ритме, то есть индивидуально. Это привело к положительным результатам. Но поскольку свобода и самостоятельность не допускается обществом, метод Марии Монтессори не используется.

5

Личностные качества ребёнка

Многое зависит от характера и темперамента. Например, флегматикам будет достаточно сложно проявить себя в школе. Их могут начать считать малоспособными только ввиду их темперамента.

Можно условно разделить детей на вдумчивых и импульсивных. Первые могут углубиться в задание и работать с ним столько, сколько им нужно, несмотря на сложность. Вторые же нацелены на быстрый результат, поэтому зачастую дают тот ответ, который первым пришёл в голову. Это затрудняет процесс обучения.

Также вдумчивые дети избегают участия в жизни коллектива (класса) и стараются не попадать в незнакомые социальные ситуации. Импульсивные же легко входят в коллектив и не боятся рисковать.

6

Личностные качества родителей

У детей с высоким уровнем интеллектуального и творческого развития родители обычно имеют положительное отношение к жизни, любят свою работу.

Родители детей с высоким уровнем развития интеллекта энергичны и динамичны, предпочитают культурное времяпрепровождение, отличаются независимостью во мнении, нонконформизмом, свободой в принятии решений.

Если родители сами отличаются высоким уровнем развития творческих и интеллектуальных способностей, если они дают ребёнку возможность для развития, поддерживают его и уважают, то это оказывает благотворное влияние и помогает ребёнку максимально реализовать свой потенциал.

Будьте примером для своего ребёнка!

Источник

Из-за каких причин интеллектуальное развитие ребенка порой «запаздывает» – он не проявляет активности, интереса к игрушкам, самостоятельности? Этими вопросами часто задаются родители, когда наблюдают за развитием крохи. Ребенок в раннем дошкольном возрасте, если его когнитивные функции развиваются в соответствии с нормой, проявляет любознательность, пытается знакомиться с предметной игрой, осваивает подражание и копирование. Всем родителям полезно знать, от чего зависит уровень интеллекта, и как по внешности и особенностям поведения ребенка понять, насколько умным он растет. На эти и другие вопросы ответили зарубежные и отечественные ученые, а MedAboutMe собрал всю информацию вместе.

Размер головы в младенчестве: большая голова как признак ума?

Британские ученые говорят, что об интеллектуальном развитии ребенка свидетельствует рост головы. Особенно это актуально в возрасте до одного года. Доктор философии Кэтрин Гейл совместно с коллегами из Университета Саутгемптон отмечает зависимость между объемом мозга ребенка и его дальнейшим интеллектуальном развитием, так называемом позднем интеллекте.

Команда специалистов изучила более 600 детей. В исследовании приняли участие дети в возрасте одного года, четырех и восьми лет. Врачи сначала измеряли окружность головы младенцев. Позже, в дошкольном и младшем школьном возрасте, тем же детям был дан тест на уровень интеллекта.

Исследование показало, что высокие результаты был у тех ребят, окружность головы которых в младенческом возрасте достигала максимальной возрастной нормы.

Исследователи не знают точно, что заставляет некоторых детей иметь больший мозг, чем у других. Они также подчеркивают, что многие факторы, включая отношения между родителями и детьми, могут влиять на интеллект детей.

Исследователи обнаружили, что рост головы к одному году был ключевым фактором. «Догоняющий» рост уже не имел такого большого значения.

«Рост мозга после грудничкового периода, по крайней мере, с точки зрения объема мозга, вряд ли компенсирует сниженный темп роста в первый год жизни», – пишут исследователи.

Ученые также изучили родителей младенцев, а именно их отношение к ребенку сразу после рождения, и затем в процессе взросления и воспитания.

Матери младенцев отвечали на вопросы о своем родительском стиле, старших детях и других факторах, таких как грудное вскармливание и послеродовая депрессия. Результаты этих исследований представлены ниже.

Депрессия у матери и интеллект ребенка

Изучая уровень детского развития, ученые пришли к выводу, что дети имели более высокие показатели IQ, если их родители имели более высокий уровень образования, а матери не страдали от послеродовой депрессии.

После рождения малыш нуждается в заботе и внимании. Получать любовь и принятие – его основные потребности. Если женщина переживает депрессивное состояние, у нее нет эмоциональных ресурсов откликаться на желания малыша так часто, как он того требует. Даже если она заботится о нем, держит на руках, кормит и пытается играть, ребенок будет чувствовать отстраненность матери, если она находится в подавленном состоянии. 

Уровень интеллекта ниже у детей, чьи матери страдали от послеродовой депрессии.

Грудное молоко лучше других видов вскармливания

Материнское молоко содержит все питательные микроэлементы для роста и развития ребенка. Кроме того, процесс кормления – немаловажный фактор для формирования детской эмоциональной стабильности и умственного развития. 

Доктор Бернардо Лесса Орта из Бразилии отмечает связь между высоким уровнем IQ у ребенка и грудным вскармливанием, длящимся от рождения до 6 месяцев. 

Грудное молоко дает хорошие преимущества в будущем – такие, как высокие оценки в школе и социальный успех во взрослом возрасте – потому что это лучший источник насыщенных жирных кислот, необходимых для развития мозга.

Отношение к ребенку в семье: как растить детей умными?

Кэтрин Гейл с коллегами отмечает влияние не только объема мозга на интеллектуальное развитие детей, но и отношений в семье. Ученые оценили стиль общения с ребенком семье, отношение к нему и психологическую атмосферу между близкими людьми. 

Высокий уровень интеллекта наблюдался у тех детей, отношение к которым строилось на доверии, принятии и уважении. 

Конструктивная критика, поддержка ребенка, отсутствие привычки «давить» на него приводят к более высокому уровню интеллектуального развития, чем у тех детей, чьи интересы не принимались всерьез, характер осуждался, в семье присутствовал только авторитарный стиль воспитания.

Сиблинги и развитие: когда в доме не один ребенок

Какое влияние на детский интеллект оказывают сиблинги – братья и сестры ребенка?

На познавательную сферу и интеллектуальное развитие малыша влияет отношение к нему в семье. Оно может меняться, быть позитивным, негативным, иметь свои особенности, если у родителей уже есть дети. Так, иногда младенцу может не хватать внимания, а подрастая, он может переживать ревность или зависть. 

Отрицательные чувства влияют на эмоциональное состояние ребенка, и, соответственно, уровень восприятия и интеллекта. Ученые установили, что ребенок, чьи интеллектуальные показатели в первый год жизни были в норме – стремление к познанию мира, любознательность активность – повзрослев, может демонстрировать невысокий уровень IQ. Так бывает в случае педагогический запущенности или эмоционального отвержения, когда мать и отец больше времени уделяли другим детям, не удовлетворяли базовые потребности малыша, не занимались с ребенком и не играли с ним.

Если раньше считалось, что наличие старших детей в доме стимулирует младших развиваться, то сегодня специалисты подчеркивают: для такого эффекта нужно не просто иметь братьев или сестер, но и равноценно распределять между всеми детьми родительское внимание. Иначе страдает не только психика, но и интеллектуальное развитие!

«Наши результаты дают дополнительные доказательства того, что младенчество является наиболее важным периодом постнатального роста мозга для определения более позднего интеллекта», – пишут исследователи.

Если родители хотят способствовать сохранению и развитию когнитивных навыков детей, важно уделять внимание факторам воспитания и условиям, которые окружают малыша не только с момента рождения, но и на протяжении взросления.

Использованы фотоматериалы Shutterstock

  1. Влияние эмоционального реагирования матери на здоровье детей первых двух лет жизни / Николаева Е. И., Меренкова В. С // Преподаватель ХХI век ВАК. = 2009
  2. Развитие интеллекта и творческого воображения у дошкольников / Евсеева Т. О. // Сборник материалов Ежегодной международной научно-практической конференции «Воспитание и обучение детей младшего возраста. = 2016
  3. Интеллектуальное развитие ребенка / Фенев Е. А. // Вопросы науки и образования. = 2017

Источник

1.Наука, изучающая психологические закономерности обучения и воспитания, называется:

+а) педагогическая психология

б) общая психология        

в) возрастная психология      

г) все ответы верны

2. Приемы воспитания – это:

+а) часть общего метода

б) форма организации воспитания

в) средство воспитании.

г) воспитывающие ситуации

д) критерии оптимизации№

3.Сложная умственная деятельность, преследующая цель усвоения знаний, формирование умений и навыков, мыслительных способностей. 
а) конструирование;
б) сюжетно-ролевая игра;
в) труд; 
+г) учебная деятельность.

4. Всеобщий метод формирования необходимых качеств называется:

+а) упражнение

б) воспитание

в) беседа

г) тренировка

д) гимнастика

5. Психологическое состояние затруднения, невозможность объяснить факт или решить задачу с опорой на имеющиеся знания:

+а) Проблемная ситуация

б) Низкий уровень знаний учащихся

в) Низкий уровень знаний учителя

г) Затруднения, возникшие в учебном процессе

д) Несоответствие знаний учащихся необходимым требованиям

6. … – это ведущая деятельность в подростковом возрасте.
а) игровая;
+б) интимно-личностное общение со сверстниками;
в) учебная;
г) эмоциональное общение с взрослыми.
7. В каком  возрасте  начинает  складываться  произвольное  внимание?
+а) в дошкольном;
б) в младшем школьном;
в) в подростковом;
г) в раннем детстве.

8. В каком возрасте  мышление можно  охарактеризовать как процесс соединения и взаимообогащения всех трех видов  мышления: наглядно-действенного, наглядно-образного и  словесно-логического?
+а) в младшем школьном;
б) в дошкольном;
в) в подростковом;
г) в раннем детстве.

9. Какой  психический  процесс  доминирует в  раннем  детстве  над  всеми остальными?
а)  память

+б) восприятие;
в) воображение;
г) мышление.
10. Этапы, необходимые для подготовки урока:

а) диагностика, прогнозирование, планирование

б) планирование, ход урока, рефлексия

в) прогнозирование, тренировка, упражнения

г) диагностика, планирование, мастерство проведения

д) прогнозирование, сбор учебной информации, гимнастика ума

11. Одним из компонентов познавательного процесса является:

а) память

б) возраст

в) характер

г) мышление

д) пол

12.Раскрытие механизмов и закономерностей обучающего и воспитывающего воздействия на интеллектуальное и личностное развитие обучаемого является задачей

+а) Педагогической психологии

б) Возрастной психологии

в) Педагогического менеджмента

г) Педагогики

д) Дидактики

13. Объектом возрастной психологии является:
а) постепенное изменение различных форм органического мира в процессе эволюции;
б) стремление изменить умения и навыки в соответствии с изменившимися условиями;
+в) возрастная изменчивость психических явлений;

14. Возрастные кризисы – это:
+а) переломные моменты развития, отделяющие один возрастной этап от другого;
б) стремление изменить умения и навыки в соответствии с изменившимися условиями;
в) возрастная изменчивость психических явлений;
г) система отношений, в которую ребенок вступает в обществе, и то, как он в ней ориентируется.
15. «Закон развития высших психических функций» сформулировал:
+а) Л.С. Выготский;
б) Ж. Пиаже;
в) Ч. Дарвин;
г) Э. Эриксон.
16. . Какое из перечисленных понятий является самым широким?
+а) человек;
б) личность;
в) индивид;
г) субъект.

17. Учение впервые становится ведущей деятельностью для:
+а) младшего школьного возраста;
б) дошкольного возраста;
в) подросткового возраста;
г) юношеского возраста.

18. Мировоззрение и профессиональные интересы являются основным новообразованием следующего возраста:
+а) юношеского;   
б) младшего школьного;
в) подросткового;    
г) дошкольного
19.Этап закрепления знаний и формирования умений на уроке предполагает

а) Выработку умений и навыков применения знаний

б) Систематизацию, обобщение, воспроизведение учебного материала по темам и разделам

в) Подачу учебного материала с активным привлечением учащихся

г) Определение степени усвоения изученного учебного материала

д) Учебную рефлексию и оценку качества работы на уроке

20. Согласно теории… каждый человек обладает мотивационным набором, который помогает ему удовлетворять потребности 5 уровней.
+а) А. Маслоу;
б) З.Фрейда;
в) А. Валлона;
г) Л.С. Выготского.

21. В каком  возрасте  начинает  складываться  произвольное  внимание?
+а) в дошкольном;
б) в младшем школьном;
в) в подростковом;
г) в раннем детстве.

22. Метод обучения:

а) Способ совместной деятельности учителя и учащихся, направленный на решение задач обучения

б) Основополагающее требование к практической организации учебного процесса

+в) Способ согласованной деятельности учителя и ученика, осуществляемой в установленном порядке и определенном режиме

г) Управление процессом перехода от теории к практике в процессе обучения

д) Определение результативности обучения в единстве с условиями его протекания

23. Какие  основные критерии положены в основу возрастной периодизации Э.Б. Эльконина?
+а)смена ведущих видов деятельности и характер общения;
б) отношение с социальной средой и типы общения;
в) возраст и интеллектуальное развитие;
г) смена личностных интересов и внутренних мотивов.
24. Экспериментальная педагогика и педагогическая психология первоначально трактовались как:

+а) различные названия одной и той же области знания

б) различные области знания

в) экспериментальная педагогика как отрасль педагогической психологии

г) педагогическая психология как отрасль экспериментальной педагогики

25. Мысленное предвидение результата и способа его достижения по отношению к цели учения выступает как:

а) этап ее реализации

б) ее вид

в) ее уровень

г) форма ее проявления

26. Мотивы самообразования – это:

а) уровеньпознавательных мотивов

б форма проявления учебных мотивов

в) этап усвоения учебных мотивов

г) качественная характеристика учебных мотивов

27. Действие, сформированное путем повторения, характеризующееся высокой степенью освоения и отсутствием поэлементной сознательной регуляции и контроля, есть:

+а) навык

б) умение

в) операция

г) деятельность

28. Знания, умения и навыки приобретаются по так называемому методу проб и ошибок при:

+а) оперантном научении

б) импринтинге

в) условно-рефлекторном научении

г) вербальном научении

29. Процесс изменения личности ребенка в процессе ее взаимодействия с реальной действительностью, появление физических и социально-психологических новообразований в структуре личности понимается как:

+а) формирование

б) становление

в) социализация

г) воспитание

30. Понятие “задатки” характеризует:

+а) индивидуальные свойства

б) субъектные свойства

в) личностные свойства

г) свойства индивидуальности

31. Преодоление внутренних и внешних трудностей – необходимый компонент:

+а) воли

б) восприятия

в) внимания

г) воображения

32.Совокупность устойчивых свойств личности, проявляющихся в отношениях, это:

+а) характер

б) темперамент

в) способности

г) задатки

33.Отражение отдельных свойств предметов и явлений при их непосредственном воздействии на органы чувств – это:

+а) ощущения

б) восприятие

в) эмоции

г) все ответы верны

34.Динамика реакций и переживаний личности это:

+а) темперамент

б) характер

в) способности

г) все ответы верны

35. Развитие личности на разных этапах онтогенеза изучает

+а) возрастная психология;

б) дифференциальная психология;

в ) педагогическая психология;

г ) сравнительная психология;

д ) психологии индивидуальных развитий;

36. Выделите факторы развития:

+а) наследственность, среда, активность;

б) социальная среда и общение;

в) природный фактор и деятельность;

г) социальная ситуация развития;

д) внутренние и внешние факторы;

37. Возрастная психология изучает возраст:

+а) от младенческого до старческого возраста;

б) от младенческого до зрелости;

в) от новорожденности до юности;

г) от подросткового до поздней зрелости;

д) от молодости до старости;

38. Возрастная психология сформировалась в качестве самостоятельной науки

+а) к концу Х1Х в.;

б) в середине ХУШ в.;

в) в начале ХХ в.;

г) к концу ХУШ в.;

д) в концу ХХ в.;

39. Процесс индивидуального развития человека с момента рождения до конца жизни – это:

+а) онтогенез психики;

б) филогенез психики;

в) ортогенез;

г) дизонтогенез;

д) антропогенез;

40. Кто в подростковом возрасте развивается быстрее в психосексуальном отношении?
а) девочки опережают мальчиков на 2-3 года;
б) мальчики опережают девочек на 2-3 года;
в) девочки опережают мальчиков на 5-6 лет;
г) девочки и мальчики развиваются одинаково.
41. Метод опросов используют

+а) специально разработанные анкеты;

б) только для взрослых;

в) для изучения социальных связей;

г) для диагностики детей;

д) для получения точных данных;

42. Эксперимент в работе с детьми дает лучшие результаты, если он проводится в виде

+а) игры;

б) опроса;

в) тестов;

г) наблюдения;

д) учебы

43. Проявление детскости у человека, вышедшего из детского возраста

+а) инфантильность;

б) аутизм;

в) дебилизм;

г) синкретизм;

д) идиотизм;

44. Психологический возраст, достигнутый к этому времени:

+а) уровень психологического развития;

б) жизнь индивида в годах, месяцах и днях;

в) хронологический возраст ребенка;

г) физический возраст ребенка;

д) уровень умственного развития;

45. Физический возраст – это время жизни ребенка

+а) в годах, месяцах, днях;

б) составляет цикл детского развития;

в) совпадает с психологическим уровнем;

г) не имеет определенные границы;

д) имеет определенные границы;

46. Биологический возраст – это

+а) средняя вероятность продолжительность жизни человека;

б) время жизни ребенка в годах, месяцах, днях;

в) уровень психологического развития к этому времени;

г) степень соответствия положения человека в данной культуре;

д) длительность существования индивида с момента его рождения;

47. Критерием возрастной периодизация З.Фрейда является:

+а) сексуальное развитие;

б) внутренний критерий;

в) развитие костных тканей;

г) внешний критерий;

д) социальная ситуация развития;

48. Кризис – это

+а) скачкообразный переход;

б) плавный переход;

в) динамический переход;

г) эволюционный переход;

д) стабильный переход;

49. Исследовательское поведение

+а) развивается в детстве;

б) у большинства существ приобретенное;

в) развивается в школьном возрасте;

г) не обязательно для животного;

д) передается по наследству;

50. Потенциональное развитие человеческого существа начинается

+а) с оплодотворения;

б) со вступления в брак;

в) с половой зрелости;

г) в результате любви и желания;

д) на основе взаимного влечения;

51. Для ребенка появление на свет является

+а) стрессовым состоянием;

б) важной вехой в семье;

в) неожиданностью;

г) личным испытанием;

д) фобией;

52. Новорожденный, и даже еще не родившийся ребенок обладает:

+а) психикой;

б) сознанием;

в) разумом;

г) привязанностью;

д) предсознанием;

53. Какой из перечисленных внешних факторов играет самую важную роль в интеллектуальном развитии младенца:

+а) психическая стимуляция;

б) правильный физический уход;

в) воспитание родной матерью;

г) питание;

д) потенциал, наследуемый от родителей;

54. Доверие и недоверие впервые возникает:

+а) в младенчестве;

б) в юности;

в) в раннем детстве;

г) в подростковом возрасте;

д) в дошкольном возрасте;

55. Назовите первое целенаправленное действие ребенка:

+а) хватание;

б) просьба;

в) манипуляция;

г) подражание;

д) копирование;

56. Начиная с трехлетнего возраста, появляются первые признаки

+а) эгоцентрической речи;

б) оформленной речи;

в) функциональной речи;

г) активной речи;

д) пассивной речи;

57. Внимание и память в раннем детстве носит:

+а) непроизвольный характер;

б) произвольный характер;

в) послепроизвольный характер;

г) преднамеренный характер;

д) информационный характер;

58. В каком возрасте ребенок научается пользоваться местоимением «Я»?

+а) в раннем возрасте;

б) в возрасте 6 лет;

в) в младенческом возрасте;

г) в дошкольном возрасте;

д) в младшем школьном возрасте;

59. Каких детей называют вундеркиндами?

+а) детей с опережающим умственным развитием;

б) детей с задержкой умственного развития;

в) детей гиперактивного поведения;

г) детей с низким уровнем интеллекта;

д) детей с аномальным развитием;

60. Главным мотивом, привлекающим детей к школе является

+а) учение;

б) атрибуты школьной жизни;

в) смена деятельности;

г) приобщение к жизни взрослых;

д) новая социальная позиция;

61. Развитие мышление у ребенка связано главным образом

а) с развитием речи;

б) двигательной активностью;

в) с взаимодействием организма и среды;

г) с угасанием процесса ассимиляции;

д) с умениями и навыками;

62. Какие кризисные моменты проходит ребенок-дошкольник?

+а) в год, в три года, семь лет;

б) в два года, в пять лет;

в) в момент рождения;

г) сразу после рождения;

д) в младенческом возрасте;

63. Основной вид деятельности дошкольника:

+а) игровая деятельность;

б) общение;

в) учебная деятельность;

г) трудовая деятельность;

д) предметно-манипулятивная деятельность;

64. Половая индентификация происходит

+а) в дошкольном возрасте;

б) в раннем возрасте;

в) в подростковом возрасте;

г) в юности;

д) в младшем школьном возрасте;

65. Вторичные половые признаки развиваются

а) в пубертатный период;

б) в ранней юности;

в) в период поздней юности;

г) в младший школьный возраст;

д) в старшем школьном возрасте;

66. Дружба – это процесс осуществления

+а) равенства «Я»;

б) взаимоотношений с людьми;

в) устройства личной жизни;

г) интегрированности;

д) социализации;

67. Желание подростка понять, какой он на самом деле, открывая для себя свой внутренний мир, – это

+а) самопознание;

б) самонаблюдение;

в) саморегуляция;

г) эмансипация;

д) самовоспитание;

68. Целенаправленное ограничение себя в еде, доходящее до степени голодания, обусловленное стремлением к похуданию, – это нервная

+а) анорексия;

б) депривация;

в) шизофрения;

г) дисморфофобия;

д) булимия;

69. Во время пубертата подростки обращают все больше внимание

+а) на свою внешность;

б) на учебную деятельность;

в) на сексуальную активность;

г) на поведение среди подростков;

д) на общение среди подростков;

70. Пубертатный кризис связан

+а) с перестройкой организма – половым созреванием;

б) с изменением новой социальной ситуации;

в) с внутренними противоречиями;

г) с первым опытом половых отношений;

д) с усвоением нравственных норм поведения;

71. За половое развитие в подростковом возрасте, прежде всего отвечает гормон

а) тестостерон;

б) соматотропин;

+в) эстроген;

г) адреналин;

д) драйв

72. Согласно гуманистическим теориям, самореализация тесно связана

+а) с самоуважением;

б) с переоценкой собственного «Я»;

в) с комплексом превосходства;

г) со способностью любить;

д) с внутриличностным конфликтом;

73. Проявления сексуального поведения у людей

а) определяются культурой;

б) строго управляются внутренними механизмами;

в) относительно сходны в различных культурах;

г) мало видоизменяются в многочисленных культурах;

д) ни один ответ не верен;

74. Период онтогенеза, переход от юности к зрелости – это

+а) молодость;

б) старость;

в) долгожительство;

г) взрослость;

д) юность;

75. Наука о старении, старости и долголетия человека – это

+а) геронтология;

б) акмеология;

в) танатология;

г) психология;

д) демография;

76. Первичные эмоциональные реакции на личную утрату – это

+а) горевание;

б) рефлексия;

в) смена образа жизни;

г) изменение смысла жизни;

д) депривация;

77.Логофобия встречается при:

+а) заикании

б) сахарном диабете

в) шизофрении

д) гиперкинетическом синдроме

78. Быстрый, эмоциональный, порывистый, довольно вспыльчивый и легко возбудимый человек по типу темперамента:

+а) холерик

б) флегматик

в) сангвиник

д) меланхолик

79. Осознанная, целенаправленная активность человека называется:

+а) деятельность

б) индивидуальность

в) интеракция

д)десигнация

80.Спокойный, неспешный, любящий размеренность и обстоятельность человек по типу темперамента:

+а) флегматик

б) холерик

в) сангвиник

д)меланхолик

81. Эмпатия – это:

+а) сопереживание

б) чувство вины

в) стрессовая реакция

д) эмоциональное реагирование

82.Мышечное расслабление называется:

+а) Релаксация

б) Эмпатия

в) Стресс

д) Эмоция

83. Страх, гнев, радость относятся к:

+а) эмоциям

б) установкам

в) чувствам

д) способностям

84. Ятрогенными заболеваниями называются заболевания:

+а) возникающие под влиянием неосторожного слова врача

б) вызванные патологическими формами воображения

в) возникающие при недоразвитии речевой системы

д) возникающие при нарушениях динамики мыслительной деятельности

85. Сильный, неуравновешенный тип высшей нервной деятельности характерен для:

+а) холерика

б) флегматика

в) сангвиника

д) меланхолика

86.Дисгармоничность характера, чрезмерная выраженность отдельных его черт называется:

+а) акцентуация

б) поляризация

в) интеракция

д) аттракция

87. Склонность к повышенной аккуратности входит в структуру:

а) эпилептоидных черт характера

б) шизоидных черт характера;

в) психастенических черт характера;

д) истерических черт характера;

88. К эмоциональным нарушениям относят:

+а) Гипотимия, гипертимия

б) Гипертония

в) Гипотония

д) Смешанный

89. Действия врача, имеющие целью вызвать смерть безнадежно больных, – это:

+а) эвтаназия;

б) инкорпорация;

в) депривация;

г) суицид;

д) госпитализация;

90. Вероятность гармоничного умственного развития ребенка выше, если он

+а) старший в семье из двух детей;

б) единственный ребенок;

в) младший в семье из двух детей;

г) самый младший в многодетной семье;

д) средний ребенок в семье;

91. Потребность человека к личному, эмоциональному сближению с людьми – это

+а) аффиляция;

б) ингибизм;

в) семантическая потребность;

г) автономия развития;

д) синкретизм;

92. Основным внутренним рычагом саморегуляции является

+а) самооценка;

б) рефлексия;

в) мотивация;

г) самосознание;

д) самовоспитание;

93.Разделом возрастной психологии является:

+а) геронтопсихология;

в) психология воспитания;

г) психофизиология;

д) психотерапия;

б) психология обучения

94.Что в  своей  теории  интеллектуального  развития  Ж. Пиаже  называл  аккомодацией?
а) мысленное действие, обладающее обратимостью;
б) действие с новыми предметами в соответствии с уже сложившимися умениями и навыками;
+в) стремление изменить умения и навыки соответственно изменившимся условиям;
г) несоответствие между имеющимися умениями, навыками и условиями выполнения действий.
95. Какие  основные критерии положены в основу возрастной периодизации Э.Б. Эльконина?
а) отношение с социальной средой и типы общения;
б) возраст и интеллектуальное развитие;
+в) смена ведущих видов деятельности и характер общения;
г) смена личностных интересов и внутренних мотивов.
96. Юноши  стремятся …
+а) подчеркнуть свою индивидуальность, непохожесть на других;
б) ограничить число контактов с окружающими;
в) к конфликтам с друзьями;
г) к конфликтам с родителями.

97. Какой возрастной период занимает самый большой временной отрезок жизни человека:
+а) зрелость;
б) раннее детство;
в) юношеский возраст;
г)младенчество.
98. Вербальный уровень общения характеризуется прежде всего …

+а) речь

б) жестами

в) мимикой.

д) позой.

99. Коммуникация – это:

+а) обмен информацией, настроениями, эмоциями

б) воздействие на партнера

в) приобретенные способности

д)черты характера

100. Аффилиация – это:

+а) стремление человека быть в обществе других людей

б) способность к сочувствию, сопереживанию

в) потребность в достижении успеха

д) повышенная эмоциональная возбудимость

Источник