Внеклассная работа как средство развития личности ребенка
Внеурочная деятельность является составной частью учебно-воспитательного процесса и одной из форм организации свободного времени учащихся. Внеурочная деятельность понимается сегодня преимущественно как деятельность, организуемая во внеурочное время для удовлетворения потребностей учащихся в содержательном досуге, их участии в самоуправлении и общественно полезной деятельности. Воспитание является одним из важнейших компонентов образования в интересах человека, общества, государства. В настоящее время в связи с переходом на новые стандарты второго поколения происходит совершенствование внеурочной деятельности. Модель организации внеурочной деятельности создает условия для социального, культурного и профессионального самоопределения, творческой самореализации личности ребёнка, её интеграции в системе мировой и отечественной культур. Она способствует более разностороннему раскрытию индивидуальных способностей ребенка, которые не всегда удаётся рассмотреть на уроке, развитию у детей интереса к различным видам деятельности, желанию активно участвовать в продуктивной, одобряемой обществом деятельности, умению самостоятельно организовать своё свободное время. Каждый вид внеклассной деятельности: творческой, познавательной, спортивной, трудовой, игровой — обогащает опыт коллективного взаимодействия школьников в определённом аспекте, что в своей совокупности даёт большой воспитательный эффект.
При организации внеурочной деятельности учитывались следующие
принципы:
1) принцип учета потребностей учащихся и их родителей;
2) принцип преемственности, заключающийся в том, что хотя бы одно из направлений
деятельности учащихся в начальной школе будет продолжено в основной школе;
3) принцип разнообразия направлений внеурочной деятельности, предполагающий
реализацию всех пяти направлений внеурочной деятельности, предложенных в стандарте;
4) принцип разнообразия форм организации внеурочной деятельности;
5) принцип учета возможностей УМК, используемого в образовательном процессе.
Вся внеурочная деятельность основана на потребностях и интересах детей, традициях школы, культурном наследии, необходимых для личностного развития.
Приоритетным направлением при этом является забота о физическом, психическом и
нравственном здоровье детей. Результатом всей работы педагогического коллектива
школы должна стать личность школьника, ориентированная на самопознании и
самовоспитании, с чувством гражданина, политической культурой, личным достоинством.
Внеурочная деятельность организуется по 5 направлениям развития личности:
1) общеинтеллектуальное направление;
2) общекультурное направление;
3) духовно-нравственное направление;
4) социальное направление;
5) спортивно-оздоровительное направление.
Не буду останавливаться на теоретических постулатах, а ознакомлю вас с теми формами организации внеурочной деятельности, которые применяю на практике.
« Волшебная кисточка» является программой художественно – эстетической направленности.
Программа вводит ребёнка в удивительный мир творчества, даёт возможность поверить в себя, в свои способности, предусматривает получение учащимися творческого опыта в процессе собственной художественно – творческой деятельности.
Изобразительное искусство – это прекрасный мир, удивительный и притягательный. Не всегда можно просто, сразу войти в него. Мир этот – часть нашей жизни, но живёт он по своим особым законам. Не чувствуя их, не пытаясь в них разобраться, нелегко воспринимать всю красоту и сложность изобразительного искусства. Те начала, на которых оно основано, становятся, как правило, и законами восприятия картины, скульптуры, графики.
Цель: Развитие способности к эмоционально – ценностному восприятию произведений изобразительного искусства, выражению в творческих работах своего отношения к окружающему миру. Овладение элементарными умениями, навыками, способами художественной деятельности.
Задачи: – развивать природные задатки и способности детей;
– научить приемам исполнительского мастерства;
– научить слышать, видеть, понимать, анализировать произведения искусства;
– развивать творческое воображение, художественный вкус, пространственное
мышление, понимание прекрасного;
– воспитывать интерес к искусству;
– развивать умения контактировать со сверстниками, в творческой деятельности;
– расширять общий и художественный кругозор;
Программа внеурочной деятельности предполагает в большом объёме творческую деятельность, связанную с наблюдением окружающей жизни. Занятия художественно – практической деятельностью, знакомство с произведениями декоративно – прикладного искусства решают не только частные задачи художественного воспитания, но и более глобальные – развивают интеллектуально – творческий потенциал ребёнка. Практическая деятельность ребёнка направлена на отражение доступными для его возраста художественными средствами своего видения окружающего мира.
Изобразительное искусство – это прекрасный удивительный мир. Увлечение искусством, любовь к нему приходят к ребёнку не сами по себе, к этому должен заботливо и пристрастно вести его взрослый. Данная программа призвана сформировать у школьников художественный способ познания мира, дать систему знаний и ценностных ориентиров на основе собственной художественной деятельности и опыта приобщения к выдающимся явлениям русской и зарубежной культуры.
Вокальный кружок «Веселые нотки»
Музыка играет важную роль в жизни людей, а для детей первой возможностью выразить себя в мире становятся песни. Песня – не только форма художественного отображения жизни, но и форма общения людей. Пение занимает важное место в жизни человека и принадлежит к основным видам исполнительства. Занятия пением приносят ребенку не только наслаждение красотой музыкальных звуков, которое благотворно влияет на детскую психику и способствует нравственно – эстетическому развитию личности, но и дают специфические знания и умения в этой области искусства.
Важной формой самовыражения детей является коллективное пение, т.е. личные качества формируются именно там.
Музыкальное образование детей, в силу своей многогранности не может ограничиваться только уроками музыки в школе. Большое значение в его совершенствовании имеют занятия в учреждениях дополнительного образования. В процессе занятий в вокальных коллективах у детей повышается интерес к разножанровой вокальной музыке, развивается вокальный слух, ребенок учится исполнять сам вокальные произведения и тем самым расширяет свой кругозор, формирует знания во многих областях музыкального искусства.
Цель программы:
Создание условий для развития творческих способностей и нравственного становления детей младшего школьного возраста посредством вовлечения их в певческую деятельность.
Программа предполагает решение образовательных, воспитательных и развивающих задач с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей:
-обучить основам музыкальной культуры, совершенствовать вокальное мастерство;
-сформировать основы сценической культуры;
-развивать навыки сольного и ансамблевого исполнения;
-развивать творческую активность детей;
-воспитывать эстетический вкус и исполнительскую культуру.
Основной формой работы является музыкальное занятие, которое предполагает взаимодействие педагога с детьми и строится на основе индивидуального подхода к ребенку.
Хоровое пение в системе предметов дополнительного образования занимает
важное место, так как способствует развитию художественного вкуса детей,
расширению их кругозора, выявлению и развитию творческого потенциала
обучающихся.
На протяжении всех занятий педагог следит за формированием и
развитием вокально-хоровых навыков (дыханием, звуковедением, ансамблем,
строем, дикцией), постепенно усложняя задачи, расширяя диапазон певческих
возможностей детей.
Особое значение имеет работа над словом, музыкальной и поэтической
фразой, формой всего произведения, над умением почувствовать и выделить
кульминационные моменты как всего произведения, так и отдельных его частей.
Эффективность образования детей в школе во многом зависит от состояния их здоровья. Мы живём во времена бурного развития современной и массовой гиподинамии, когда ребёнок волей-неволей становится заложником, быстро развивающихся технических систем (телевидения, компьютеры, сотовая связь и т.д.) – всё это приводит к недостатку двигательной активности ребёнка и отражается на состоянии здоровья подрастающего поколения.
Современная школа стоит перед фактором дальнейшего ухудшения не только физического, но и психического здоровья детей. Чтобы внутренний мир, духовный склад детей был богатым, глубоким, а это по настоящему возможно лишь тогда, когда “дух” и “тело”, находятся в гармонии, необходимы меры целостно развития, укрепления и сохранения здоровья обучающихся. Разучивая парные танцы и пляски, двигаясь в хороводе, дети приобретают навыки организованных действий, дисциплинированности, учатся вежливо обращаться друг с другом.
Таким образом, в нашем коллективе создаются условия для развития творческих интересов детей и включения их в художественную, техническую, спортивную и другую деятельность, что предусмотрено новыми стандартами второго поколения. Их преимущества заключаются в предоставлении широкого выбора для ребенка возможности свободного самоопределения и самореализации во внеурочной деятельности.
Внеурочная деятельность – это полноценная органичная часть образовательного процесса, без которой невозможно осуществить полноту и цельность образования.
(презентация прилагается)
Спасибо за внимание!
Источник
Внеурочная деятельность. Средства развития личности обучающихся в свете ФГОС.
Учитель Вишневского филиала Селицкая Е.И.
«И воспитание, и образование неразделимы.
Нельзя воспитывать, не передавая знания, всякое же знание действует воспитательно».
Л.Н.Толстой
Воспитание является одной из важнейших составляющих образовательного процесса наряду с обучением. Основная педагогическая цель – воспитание нравственного, ответственного, инициативного и компетентного гражданина России.
В соответствии с федеральным образовательным стандартом начального общего образования (ФГОС НОО) основная образовательная программа начального общего образования, реализуется образовательным учреждением, в том числе и через внеурочную деятельность.
Под внеурочной деятельностью в рамках реализации ФГОС НОО, следует понимать образовательную деятельность, осуществляемую в формах, отличных от классно-урочной, и направленную на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования.
Основное предназначение внеурочной деятельности– удовлетворение постоянно изменяющихся индивидуальных социокультурных и образовательных потребностей детей.
Внеурочная деятельность детей в рамках дополнительного образования – целенаправленный процесс воспитания, развития личности и обучения посредством реализации дополнительных образовательных программ, оказания дополнительных образовательных услуг и информационно-образовательной деятельности за пределами основных образовательных программ в интересах человека, государства.
«То, что дети могут сделать вместе сегодня, завтра каждый из них сможет сделать самостоятельно».
Лев Семёнович Выготский
Что же может сделать школа, чтобы наше будущее поколение не растеряло духовно-нравственное богатство предков.
Важным периодом в развитии и становлении личности является начальный период обучения. Именно этот возраст наиболее поддается воспитанию и развитию творческих способностей ребенка. Дети младшего школьного возраста наиболее открыты и восприимчивы и любознательны.
Цели внеурочной деятельности:
· создание условий для проявления и развития ребенком своих интересов на основе свободного выбора, постижения духовно-нравственных ценностей и культурных традиций;
· создание условий для позитивного общения учащихся в школе и за её пределами, для проявления инициативы и самостоятельности, ответственности, искренности и открытости в реальных жизненных ситуациях.
Внеурочная деятельность в начальной школе позволяет решить целый ряд очень важных задач:
· обеспечить благоприятную адаптацию ребёнка в школе;
· оптимизировать учебную нагрузку обучающихся;
· улучшить условия для развития ребёнка;
· учесть возрастные и индивидуальные особенности учащихся;
· развития опыта творческой деятельности, творческих способностей детей.
Содержание деятельности учащихся во внеурочное время должно быть направлено прежде всего на апробацию, тренировку и развитие УУД, предполагаемых ФГОС, и личностных результатов освоения основных общеобразовательных программ, таких как:
– осознание уникальности своей личности, которая обладает индивидуальными особенностями, определенными интересами, привязанностями и ценностями;
– умение давать оценку своим действиям;
– ориентация в человеческих качествах, осознание значимости таких нравственных категорий, как добро, красота, истина;
– осознание себя гражданином (знание своих основных обязанностей и прав, умение действовать в группе и на благо группы, ставить для себя запреты и др.);
– умение выражать собственное мнение и т. д.
Средствами развития личности во внеурочной деятельности являются:
– материал и задания, нацеленные на развитие умения определять своё отношение к миру;
– технология проблемного диалога на этапе изучения материала;
– работа в малых группах и т.д.
В этом учебном году я веду три занятия по внеурочной деятельности:
- Волшебный мир оригами – 1-5 класс,
- Азбука добра – 1 класс;
- Школа вежливых наук – 2 класс.
Для развития творческих способностей детей необходимо создать ситуацию заинтересованности.
Переходя от теории к практике, хочу поделиться с вами опытом своей работы в рамках внеурочной деятельности по общекультурному направлению:
«Волшебный мир оригами».
Оригами – идеальная дидактическая игра, развивающая фантазию и изобретательность, логику и пространственное мышление, воображение и интеллект.
Содержание материалов программы ориентировано на традиционные, комбинированные и практические занятия; лекции, игры, праздники, конкурсы, соревнования и другие, проектную деятельность (хотя проектная деятельность красной нитью проходит через все направления внеурочной деятельности).
Это позволяет в яркой форме довести до сознания ребёнка представления о богатстве и разнообразии внутреннего мира человека в его стремлении изобразить мир в бумажных моделях.
Занятия оригами позволяют детям удовлетворить свои познавательные интересы, расширить информированность в данной образовательной области, обогатить навыки общения и приобрести умение осуществлять совместную деятельность в процессе освоения программы.
Оригами помогает осваивать чтение, графические основы письма, математику и геометрию, черчение, окружающий мир, историю. Дети увлечённо изучают литературу, связанную с оригами, находятся в постоянном поиске нового.
Занятия оригами направлены на всестороннее интеллектуальное и эстетическое развитие младших школьников, и повышение эффективности их обучения в средней школе. В процессе работы ребята не только учатся складывать базовые формы, но и знакомятся с легендами, историями о некоторых фигурках оригами. Например, о журавлике – как символе борьбы против атомной войны, шар кусудама – как символ солнца и др.
Научить творчеству нельзя, как нельзя природные способности одного передать другому, но помочь раскрыть и развить творческий потенциал личности ученика – это святой долг и обязанность каждого педагога.
Именно через творчество и проявляется человеческая неповторимость, уникальность и индивидуальность. Способствуя проявлению человеком собственной индивидуальности, мы помогаем проявлению его креативности, что вносит свою лепту в решение проблемы развития творческой личности.
Сам процесс внеурочной деятельности, будь-то танцы, песни, живопись или театрализация устного народного творчества, приносит учащимся истинную радость и способность к самовыражению в творчестве. Они расширяют круг познания, стремятся к разносторонности своей деятельности.
Задатки творческой личности есть у каждого ребёнка, нужно только, используя разнообразные методы и приёмы работы во внеурочной деятельности, обнаружить эти задатки и, исходя из них, формировать неповторимую творческую личность ребенка.
Поэтому, безусловно, внеурочная деятельность является инструментом творческого развития каждого ребёнка.
Источник
26 апреля 2013 г. День открытых дверей в гимназии.
Выступление Дмитриевой И.В.
Тема: “Внеурочная деятельность – средство развития личности обучающихся в свете ФГОС”
Эпиграф.
«Школа после уроков – это мир творчества, проявления и раскрытия каждым ребёнком своих интересов, своих увлечений, своего «Я». Ведь главное, что здесь ребёнок делает выбор, свободно проявляет свою волю, раскрывается как личность. Важно заинтересовать ребёнка занятиями после уроков, чтобы школа стала для него вторым домом, что даст возможность превратить внеурочную деятельность в полноценное пространство воспитания и образования.»
Почему именно в начальной школе уделяется особое внимание внеурочной деятельности? В это время ребенок делает свои первые шаги в определении своих личностных интересов, ищет себя в социуме. Школа совместно с родителями должна помочь решить ему эту задачу, дать возможность попробовать себя в различных сферах жизнедеятельности.
Внеурочная деятельность позволяет ребенку выбрать область интересов, развить свои способности.
Именно сейчас учащиеся должны быть вовлечены в исследовательские проекты, творческие занятия, спортивные мероприятия, в ходе которых они научатся изобретать, понимать и осваивать новое, быть открытыми и способными выражать собственные мысли, уметь принимать решения и помогать друг другу, формулировать интересы и осознавать возможности» (такие задачи ставятся перед современной школой в национальной образовательной инициативе «Наша новая школа»).
Внеурочная деятельность в условиях внедрения Федерального государственного образовательного стандарта приобретает новую актуальность, ведь именно стандарты закрепили обязательность ее организации. Внеурочная деятельность – это ресурс, позволяющий школе достичь нового качества образования.
Чем же еще вызвана необходимость обращения к внеурочной деятельности обучающихся на ступени начального общего образования? Есть и другие проблемы:
* расслоение населения (в том числе детей и молодёжи) по уровням обеспеченности и уровням образованности (у одних родителей есть возможность оплачивать развивающие занятия своего ребенка, у других нет);
* плотная работа различных средств массовой информации (телевидение, Интернет, печать, FМ-радио) и видео-аудио-компьютерная индустрия с сознанием ребёнка;
*резкое снижение уровня чтения, особенно классической художественной литературы;
* ограниченность общения со сверстниками;
* отсутствие детских и подростковых общественных организаций;
* нарастание межнациональных, межконфессиональных, межпоколенных и иного рода межгрупповых напряжений
Именно в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом нового поколения в рамках организации внеурочной деятельности учащиеся 1-2-х классов вовлекаются в исследовательские проекты, творческие занятия, спортивные мероприятия, в ходе которых они учатся изобретать, понимать и осваивать новое, быть открытыми и способными выражать собственные мысли, уметь принимать решения и помогать друг другу, формулировать интересы и осознавать возможности.
К организации внеурочной деятельности школьников предъявляются следующие требования стандарта:
– на внеурочную деятельность в каждом классе отводится 10 часов в неделю.
– Школа сама определяет, под какие виды внеурочной деятельности отдать эти часы.
– Аудиторных занятий не должно быть более 50% общего времени
– Все виды внеурочной деятельности должны быть строго ориентированы на воспитательные результаты.
-Внеурочная деятельность в соответствии с ФГОС включена в основную образовательную программу, а именно в часть, которую формируют участники образовательного процесса.
На современном этапе внеурочная работа – прекрасное расширение инфраструктуры школы. Чем шире представлены различные направления внеурочной деятельности в школе, тем лучше ребенку и его родителям.
В соответствии с требованиями стандарта внеурочная деятельность организуется по направлениям развития личности (духовно-нравственное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное, спортивно-оздоровительное).
Общеобразовательное учреждение самостоятельно разрабатывает программы курсов в соответствии с данными направлениями внеурочной деятельности, которые являются содержательным ориентиром и представляют собой приоритетные направления при организации внеурочной деятельности, являются основанием для построения соответствующих образовательных программ общеобразовательного учреждения
В качестве организационного механизма реализации внеурочной деятельности в образовательном учреждении используется программа внеурочной деятельности, как нормативный документ образовательного учреждения, который определяет общий объем внеурочной деятельности обучающихся, состав и структуру направлений внеурочной деятельности по годам обучения.
Содержание занятий, предусмотренных в рамках внеурочной деятельности реализуется посредством различных форм организации, таких, как экскурсии, кружки, секции, «круглые столы», конференции, диспуты, школьные научные общества, олимпиады, конкурсы, соревнования, поисковые и научные исследования, общественно полезная практика, социальное проектирование и т.д.
План внеурочной деятельности позволяет осуществлять программу воспитания и социализации обучающихся через несколько направлений, реализация которых позволит добиться получения тех результатов в обучении и воспитании школьников, которые определены в долгосрочной программе модернизации российского образования. Заинтересованность школы в решении проблемы внеурочной деятельности объясняется не только включением ее в учебный план 1- 4 классов, но и новым взглядом на образовательные результаты. Если предметные результаты достигаются в процессе освоения школьных дисциплин, то в достижении метапредметных, а особенно личностных результатов – ценностей, ориентиров, потребностей, интересов человека возрастает удельный вес внеурочной деятельности, так как в результате этих занятий ребенок научится понимать, какой вид деятельности ему более интересен.
Актуальность данного проекта обусловливается:
– мировыми и отечественными тенденциями изменения условий формирования личности;
– необходимостью создания системы воспитания, наиболее полно удовлетворяющей интересам государства, общества, обучающихся и их родителей;
– спецификой младшего школьного возраста, обеспечивающего эффективное воспитательное воздействие.
фото: дети в разных ситуациях
(бегают, рисуют, поют…)
Национально-образовательная инициатива
“Наша новая школа”
ФГОС
фото детей
ФГОС
*Требования стандарта:
1.10 часов в неделю
2.Виды внеурочной деятельности – на усмотрение ОУ
3.Больше двигательных занятий.
4.Реультаты воспитательной деятельности.
* фото разных видов занятий
Направления внеурочной деятельности:
-духовно-нравственное,
-социальное,
-общеинтеллектуальное,
-общекультурное,
-спортивно-оздоровительное
Программа организации внеурочной деятельности учащихся начальной школы
Схема «Формы организации внеурочной деятельности»
фото занятий
Направление
Программы (рабочие)
Формы работы
Решаемые задачи
Спортивно-оздоровительная деятельность
«Подвижные игры на свежем воздухе”
Аэробика для малышей.
Занятия на свежем воздухе, забавы,соревнования, игры
Двигательные упражнения, снимающие напряжения учебного дня, разучивание танцевальных движений в зале хореографии
Всесторонне гармоническое развитие личности ребенка, формирование физически здорового человека, формирование мотивации к сохранению и укреплению здоровья, пластичности движений, готовность к выступлениям в концертах.
Общекультурное
“Веселый этикет”
“Хоровой час”
Занятия в хоровом кружке, экскурсии, участие в концертах и праздниках, создание творческих проектов, практикумы по правилам этикета
Развитие эмоциональной сферы ребенка, чувства прекрасного, творческих способностей, формирование коммуникативной и общекультурной компетенций
Духовно-нравственное
Основы православной культуры
Беседы, просмотр фильмов, подготовка творческих проектов
Формирование позитивного отношения к базовым ценностям общества, уважения к истории народа
Общеинтеллектуальное
Проектная деятельность,
Шахматы.
Занятия клуба “Умники и умницы”
Исследовательская деятельность, экскурсии ( в т.ч. заочные) по родному краю, в историко-художественный музей; интеллекту-альные турниры, олимпиады.
Познавательные, социальные проекты, исследователь-ские работы, конкурсы, конференции, выставки
Обогащение запаса обучающихся научными понятиями и законами, способствование формированию мировоззрения, функциональной грамотности, формирование таких ценностей как познание, истина, целеустремленность, разработка и реализация учебных и учебно-трудовых проектов.
Социальная
«Умелые ручки»»,
«Жизненные навыки”
“Театр”
Творческие занятия, создание произведений искусства своими руками
Воспитание бережного отношения к окружающей среде, формирование креативности, навыков культуры труда, позитивного отношения к трудовой деятельности выработка чувства ответственности и уверенности в своих силах.
Источник