Влияние звуков на развитие ребенка

Звуки и здоровье ребёнка

Ухо, дающее возможность ребенку воспринимать звуки, требует весьма бережного отношения. Поражение этого органа часто ведет к нарушению слуха, в результате ребенок лишается многого в жизни, становится малоaктивным, замкнутым, безразличным. А это в свою очередь ведет к нарушению его психического развития. Нередко изменяются походка, координация движений.

Звуки, окружающие ребенка, чрезвычайно важны для его общего развития, восприятия мира, формирования личности.

Мы, взрослые, редко задумываемся над тем, как действуют звуки на организм ребенка, и напрасно. Некоторые звуки (даже если они и не очень громкие) могут представлять грозную опасность для здоровья. Приведу такой пример.

Когда это началось, никто толком не помнил. Ежедневно в одно и то же время значитeльную часть сотрудников детского учреждение охватывало необъяснимое чувство тревоги. И дети и взрослые разом впадали в уныние. Заговорили о случаях массового психоза, телепатии, «летающих тарелках», прочей мистике. Заинтересовались таинственным явлением и специалисты – психологи, гигиенисты. Им удалось выявить загадочного «злоумышленника». И кто же, вы думаете, им оказался? … Громкая тишина. Так назвали это явление. А суть вот в чем: небольшой электродвигатель, установленный для временных работ рядом с детским садом, включался всегда в одно и то же время. Он оказался неисправным, из-за чего и возникали звуковые колебания низкой частоты, которые так сильно воздействовали на детей и взрослых.

Звуки … Они повсюду окружают людей. И днем и ночью мы являемся слушателями симфонии, в которой сливаются гул ветра и рокот автомобильных двигатeлей, шум дождя и разноголосая речь, музыкальная радиопрограмма и работа холодильника, топот ног и жужжание насекомых. Дети привыкают к такому оркестру, участниками которого становятся и сами, не отдавая, безусловно, этому отчет. И где бы ни жил ребенок – в городе или деревне, звуки повсюду сопровождают его. Однако между городскими и деревенскими звуками есть существенная разница, влияющая на растущий организм.

Американский профессор С. Розен с группой ученых-медиков изучил шумы Нью-Йорка и провинции Африки и пришел к выводу, что жители Нью – Йорка слышат намного хуже, чем дети и взрослые африканской деревни. Ученый объяснил это просто: в городах громкие звуки «режут» ухо, а в деревнях тихие – «ласкают». По собранным материалам профессор сделал документальный фильм. Фильм этот – укор цивилизации.

Городские дети не реагируют на вой автомобильной сирены под окнами, а деревенские ребятишки на пение птиц, шелест листвы, завывание вьюги. Тем не менее, гул морского прибоя, журчание горного ручья наполняют душу целительным спокойствием. Не удивительно поэтому, чтo деревенские дети обычно намного спокойнее городских.

Ребенок привыкает к окружающим его звукам настолько, чтo жить без них становится даже затруднительно. Попробуйте заткнуть себе уши надолго, и вы как будто попадаете в иной мир, чего-то вам остро не xвaтaeт. Такое ощущение испытывают люди в изоляционных камерах при исследовании у них слуха, космонавты в барокамерах и сурдокамерах. В этих случаях можно слышать не только удары своего сердца, но и шорох ресниц. Недаром говорят «звонкая тишина».

Oтношение к шумам зависит от многих условий. Днем можно слышать тиканье наручных часов только вблизи уха, а в тишине – с расстояния 5–6 метров. Можно заметить, чтo ночью шаги на улице гулко раздаются и слышны далеко, между тем как при дневном шуме этого не бывает. Звуки музыки ассоциируются у ребенка с радостными событиями или переживаниями. Например, какая-то мелодия навевает ему хорошее настроение, он становится более активным и даже возбужденным.

Слуховой aппарат человека чрезвычайно избирателен: известно, например, что мать, которую не всегда разбудят pacкaты гpoма, мгновенно проснется, если начал попискивать ее ребенок.

Воздействие звука на ребенка не ограничивается информационными функциями. Звук незаметно, но весьма существенно влияет на организм. Каким будет это влияние – полезным или вредным, – зависит от частоты звуковых колебаний, их силы.

Звуки стали использовать при лечении некоторых заболеваний у детей и взрослых. Шум дождя успокаивает ребенка, и его в санаториях «употребляют» теперь вместо успокаивающих, снотворных средств. Такой шум имитируют с помощью барабана, наполненного горохом. Вращение барабана в ритме падающих дождевых капель навевает на ребенка сон, которым лечат нервные заболевания и другие недуги. В Японии применяют подушки, издающие звуки дождя. В наших санаториях нервные болезни и бессонницу лечат пением птиц, записанным на пластинки. Приятные, оптимальной силы звуки создают ребенку хорошее настроение, повышают активность. Шумы большей интенсивности, такие, как гул самолета, действуют на ребенка неблагоприятно, хотя это сложно заметить. Они не только притупляют слух, но и могут вызвать раздражение, оглyшение, головокружение, головную боль, обморок, особенно если дети их слышат долгое время. Поэтому прогулки вблизи транспорта должны быть строго дозированными.

Звуки все шире используются в нашей жизни. Выяснилось, например, что с помощью звуков можно приманивать или отпугивать рыб, которые, воспринимают звук почти так же, как и люди. Японцы ловят рыбу, применяя специальную капсулу со сжатым воздухом, пузырьки которого, выходя из нее, издают шум, похожий на всплеск мелкой рыбешки. Наши рыбаки ловят на созданный шум сельдь. А звук-эхо? Всем известен навигационный прибор для  измерения глубины водоемов, нахождения косяков рыб с помощью эхо-сигналов. Тот же принцип используется и в медицине при обследовании: с помощью ультразвука. Сегодня этот современный метод помогает диагностировать многие болезни. В чем его cyть?

Если посылать звуковой сигнал, то отражение его можно уловить. Эхолот, например, за несколько секунд определяет глубину любого участка океана (учитывая время прохождения звука в воде за одну секунду). Можно получить эхо с небесных тел и определить довольно точные расстояния до них. Посылают сигнал и вглубь земли и узнают, как далеко ее ядро от поверхности.

Исследуя людей, получают эхограммы для диагностики многих болезней,  не применяя лучей Рентгена. Например, работу сердца можно записать на ленту, и получить  фонокардиограмму – объективный документ, «звуковой портрет» сердца. Аналогичным образом можно зарегистрировать звуки других органов и даже передать их на расстояние. Такие методы сегодня есть. Электрокардиограмму, например, можно передать на многие расстояния.

Читайте также:  Динамика коррекции и развития ребенка

В последнее время в детской медицинской практике все шире используют ультразвук. Медикам он рассказывает об изменении тканей в организме ребенка и дает врачу информации зачастую больше, чем рентген. Ультразвук позволяет заглянуть и в мозг ребенка, и в пазухи носа, помогает без прокола и операции узнать, что внутри: гной, опухоль, киста или жидкость.

Построен аппарат, сочетающий в себе генератор и прибор, схожий с телевизионным приемником. Ультразвуковые колебания, проходя через прибор, дают на экране изображения того или иного органа ребенка. В Центральном институте усовершенствования врачей успешно применен ультразвук для резки и сварки костей после травмы и при некоторых других операциях. Ультразвуком можно регистрировать скорость кровотока, с его помощью безошибочно выявляют опухоли и инородные тела, попавшие в ухо, глаз.

Ультразвуком лечат хронический тонзиллит, заболевания носа, уха, внутренних органов у детей. Ультразвук сообщает врачам о степени плотности сросшейся кости у ребенка. Причем в различных ее участках, с разным строением, диагностирует пороки сердца. Он выявляет нарушения кровообращения, воспалительные процессы в мозге, травмы центральной нервной системы у детей. Поэтому, если назначено исследование или лечение ультразвуком, его надо провести незамедлительно. Оно безвредно, вопреки бытующему мнению.

Итак, далеко не все звуки полезны для человека. Наукой установлено, что при звуковом давлении на барабанные перепонки, соответствующем 130 Дб, появляется боль в ушах, уровень в 150 Дб практически  непереносим, шумы в 180 Дб вызывают «усталость» металла, а в 190 Дб – способны вырывать заклепки из конструкций. Некоторые специалисты считают, что шум – медленный убийца, сокращающий жизнь человека на 8-12 лет. Особенно вредно он действует на детей. Поэтому мы должны защитить детей от вредных звуков и обратить им на пользу дpугиe. В этом деле многое зависит от каждого из нас … Ведь и «любитель музыки», регулярно включающий на полную громкость магнитофон, и мотоциклист, гоняющий под окнами детского учреждения, и человек, преврaтивший собственную квартиру в многонаселенном доме в слесарную мастерскую, не задумываясь, подрывают здоровье детей и взрослых, живущих рядом. Будем же разумны и, как говорят, взаимно вежливы. Пусть окружают детей, безусловно, полезные звуки, дарованные им самой природой.

Источник

Влияние музыки на развитие ребенка

Музыка, окружающая недавно родившегося ребенка, становится частью его мира. Он еще не умеет слушать музыку, чувствовать ритм или настроение мелодии, но уже что-то воспринимает, впитывает. Музыка, растворенная в пространстве, как вливающийся в комнату младенца солнечный свет, проникает в детское подсознание. Так же, как цвет обоев в детской, она незаметно влияет на настроение малыша. Даже странно, что, уделяя большое внимание оформлению интерьера, уровню освещенности детской комнаты, даже фактуре игрушек, мы часто упускаем из виду музыку.

Между тем, психологи давно заметили, что разные мелодии совершенно по-разному действуют на настроение ребенка, а, превращаясь в постоянный фон, по-разному влияют на формирование личности. Причем специалисты единодушны: после детских песенок и традиционных колыбельных наиболее благотворно на детскую психику воздействует классическая музыка. У классических мелодий есть несколько явных преимуществ: гармония, благородство интонации и поразительное богатство оттенков – все то, что помогает маленькому человеку, привыкающему слушать такую музыку, стать подлинно культурным.

Музыка для ребенка – это неиссякаемый источник гармонии, здоровья, развития способностей и душевного равновесия. Важно правильно подобрать произведения и как можно раньше начать знакомить с ними своего малыша.

Когда начать? Один из основных каналов восприятия человека – слух. Ребенка звуки окружают еще в утробе мамы – есть мнение, что звук льющейся воды успокаивает малыша именно потому, что он слушал что-то похожее до рождения. В 2–3 месяца ребенок на звуки уже реагирует эмоциями, а с 7–8 месяцев пытается подражать тому, что слышит.

Ребенок с самого рождения охотно прислушивается к негромким мелодиям и мягкому, спокойному и ласковому тембру голоса. А вот резкие звуки, шум, гневная речь его раздражают. Поэтому и мелодии для новорожденного стоит выбирать спокойные, негромкие, включать их дозированно.

Но нужна ли вообще младенцу музыка? Может быть, ему пока рано слушать мелодии? Ученые считают, что музыка может и, в идеале, должна присутствовать в жизни малыша начиная с момента его зачатия.

Установлено, что с определенного момента внутриутробного развития плод слышит музыку, доносящуюся извне, и реагирует на нее. Более того, есть предположения, что музыка влияет не только на его эмоциональное состояние, но и на умственное развитие.

Между тем современную музыку, как хорошую, так и самую плохую, слушать проще – она обладает плюсами, присущими именно нашему времени: четким ритмом и динамикой. Привыкнуть к ней не составляет труда. Полюбить и начать слушать классическую музыку часто приходится учиться. И в этом ребенку стоит немного помочь. Прежде всего, важно определиться, какую музыку лучше слушать в самом начале жизни. Есть некоторые правила:

 1. Детям младше трех лет не рекомендуется слушать грустные, тревожные и трагические мелодии – пусть даже зачастую они самые красивые.

 2.Дети, как правило, тяготеют к выбору светлых, умиротворенных и оптимистичных интонаций. И они правы! По мнению психологов, такая музыка создает у малышей позитивный настрой и помогает им ощущать жизнь как уютный и радостный мир.

Самый подходящий для маленьких любителей музыки композитор – Вольфганг Амадей Моцарт. Его творчество – вообще любопытная загадка. Многочисленные исследования психологов показывают, что музыка Моцарта, гармоничная, светлая и изысканно простая, оказывает сильнейшее воздействие на  интеллект. Кстати, благотворна музыка Моцарта не только для детей. В чем состоит секрет именно моцартовских мелодий – неизвестно. Но он существует. Одна из версий сводится к тому, что Моцарт, ставший композитором в четыре года, перенес в свою музыку чистое детское восприятие действительности. Детям больше всего нравятся его “Маленькая ночная серенада”, Турецкий марш, а также арии из опер “Волшебная флейта”, “Дон Жуан”, “Свадьба Фигаро”.

Читайте также:  Развитие психики ребенка представляет собой преформированный тип развития

Еще один композитор, чье творчество несомненно понравится детям, – Петр Ильич Чайковский . Например , фрагменты из его балетов “Спящая красавица”, “Щелкунчик”, “Лебединое озеро” ,  пьесы из “Детского альбома” и “Времен года”.  Все эти произведения Чайковского  активно вовлекают слушателя в свою среду, предлагая ему либо представить  картины природы и окунуться в мир старинных сезонных развлечений (“Времена года”), либо придумать какие-то истории и совершить маленькое музыкальное путешествие по странам мира (“Детский альбом”), либо… просто потанцевать.

Замечательные мелодии можно найти и у Иоганна Себастьяна Баха, который создал не только потрясающие трагические вещи, но и прелестную “Шутку” (из Сюиты №2), и божественную Арию (Air) из Сюиты №3.

А еще можно дать малышам послушать увертюры Дж. Россини и вальсы Штрауса, пьесы Л. Бетховена, старинные марши.

          Родители могут и сами подобрать репертуар для своего малыша. Критериями отбора должны стать:

1. живые (не электронные) инструменты, использованные при записи,

2.красивая мелодия,

3. светлый настрой,

4. реакция самого ребенка.

Музыка и здоровье

Исцеляющие возможности музыки известны еще со времен Авиценны.

 В наши дни доказано, что некоторые мелодии (в основном, классические):

– благотворно влияют на общее состояние;

– успокаивают, расслабляют, справляются с грустью и апатией;

– способствуют нормализации частоты сердечных сокращений, дыхания, артериального давления, уменьшают боль (например, детям с нарушенной перистальтикой кишечника хорошо слушать ритмичные мелодии);

– способствуют концентрации на цели, повышению жизненного тонуса – при плохом аппетите малышам предлагают слушать музыку перед едой, бравурные марши полезно включать во время зарядок и активных игр.

Есть целое направление – музыкотерапия: мелодиями и пением лечат многие заболевания и отклонения, в том числе у недоношенных детей, на которых наиболее благотворно влияет Моцарт. Впрочем, замечено особое влияние музыки великого композитора и на умственное развитие любого ребенка.

Музыка и способности

Многочисленные исследования показывают, что занятия музыкой и даже просто регулярное прослушивание ее благотворно влияют на:

 – коммуникативные способности детей,

– развитие у них памяти, воображения, пространственного мышления,

– усидчивость, целеустремленность, самостоятельность,

– аккуратность, грамотность, творческие способности,

– усвоение учебного материала,

– формирование художественного вкуса и эстетическое развитие.

 Масаро Ибуку, создатель новаторских концепций по воспитанию и обучению детей раннего возраста, в своей книге «После трех уже поздно» рассказал об одном эксперименте: он исследовал детей, которые благодаря музыке развивались быстрее, чем их сверстники. Причем дети в эксперименте только слушали музыку, а не играли на музыкальных инструментах.

 Очевидно, что музыка воздействует на рост нейронов мозга. Но очевидно и то, что детей полезно развивать музыкально, и здесь очень многое зависит от родителей.

Музыка и слух

По статистике только у 5% людей нет музыкального слуха. У остальных 95% если его и недостает, то можно развить занятиями. Поэтому вместо того чтобы с младых ногтей пытаться определять, есть ли у малыша слух, стоит как можно раньше начинать стимулировать его развитие – тогда у крохи и слух вскоре прорежется, и страсть к музыкальным занятиям проявится. И тем самым удастся избежать распространенного феномена – когда слух есть, а желания заниматься музыкой – нет.

Какую музыку слушать?

Конечно, мы не призываем вас воспитывать ребенка в «стерильных условиях», строго определяя, что ему слушать, а чего – нет. Повзрослев, малыш обязательно познакомится с мировым музыкальным наследием, от классики до рока. Но пока психика маленького ребенка, в силу ее хрупкости и незрелости, нуждается в очень бережном выборе музыкального окружения.

Здесь придется учитывать и темперамент малыша, и его настроение, и даже время суток, когда вы поставите ему диск с песенкой или мелодией. Что полезно слушать детям?

Во-первых, классику. Правда, не всю: органные фуги Баха, минорные сочинения Шопена, «взрослые» оперы тяжелы для детского восприятия, они могут тревожить, нервировать их, возбуждать и т. д. Желательно внимательно относиться и к «детским» обработкам: некоторые из них выхолащивают всю палитру звучания, добавляя взамен довольно однообразные «звуки природы». Начинать знакомство малыша с музыкой лучше не с симфоний, а с простых пьес, например, Листа, Глинки. Дети хорошо воспринимают Моцарта, Вивальди, Брамса, Чайковского, Гайдна, Шумана.

Родителям важно следить за реакцией ребенка на то или иное произведение. Ведь то, что нравится одному, может отнюдь не понравиться другому. Внимательно наблюдайте за своим малышом: как он ведет себя во время и после прослушивания? Какой очевидный эффект оказало произведения? Не стал ли малыш капризничать после того, как прослушал? Развеселила музыка или, наоборот (как вы и хотели), успокоила малыша?

Понятно, что чем возбудимее ребенок, тем более спокойные мелодии ему стоит слушать – например, вторые части сюит и инструментальных концертов. А малышам, чья активность оставляет желать лучшего, ставьте мелодии в темпах «аллегро» и марши. Означает ли это, что в доме, где растет ребенок, исключена любая музыка, кроме классики, звуков природы и избранных детских песен? Что мамы-папы обречены отказаться от любимого джаза, рока или регги?

Отнюдь. Речь идет лишь о двух важных вещах – особенностях детского восприятия и воспитании музыкального вкуса. Даже если кто-то очень любит тяжелый рок, придется признать – существует музыка, однозначно вредная для нежной детской психики: рок, металл, электронная музыка, клубная танцевальная, мелодии с четкими однообразными ритмами. Почему не рок?

Потому что сверхнизкие и сверхвысокие частоты крайне негативно воздействуют на весь организм. Почему не современная поп-музыка? Потому что музыка, которую слышит малыш должна быть гармоничной и соразмерной жизненным ритмам детского организма, а большая часть сегодняшней «попсы» даже в исполнении «звезд», диссонанса, ее ритмы нерегулярны, в ней отсутствует форма. Кстати, это касается и некоторых современных «песен для детей» – не все диски с песенками из мультиков стоит слушать малышам.

 Да и проверенные советские песни подойдут деткам постарше – от года, например. Вы сами предпочитаете джаз, рэп, русский рок? Не расстраивайтесь! По мере роста малыша ему можно и нужно будет включать самую разную (но только настоящую!) музыку. Музыка действительно способна помочь в воспитании и в уходе за малышом.

Читайте также:  Дошкольный стандарт развитие в интересах ребенка

Считается, что разные произведения воздействуют по-разному.

 – Успокаивают, расслабляют: флейта, скрипка и фортепиано; звуки природы – шум леса, моря, негромкие трели птиц; «Колыбельная» И. Брамса, «Аве Мария» Ф. Шуберта, «Свет луны» К. Дебюсси, сочинения Р. Шумана.

 – Снижают чувство тревоги: мажорные произведения с невысоким темпом, народная музыка, народные детские песни, «Мазурка» и «Прелюдии» Ф. Шопена, вальсы Р. Штрауса.

– Снижают возбуждение: «Симфония» Й. Гайдна, «Лунная соната» и «Симфония ля-минор» Л.В. Бетховена.

– Повышают настроение: сочинения В.А. Моцарта, «Менуэт» Г. Генделя.

– Повышают активность: «Шестая симфония» (часть 3) П.И. Чайковского, увертюра «Эдмонд» Л.В. Бетховена, «Прелюдия 1» (опус 28) Ф. Шопена, «Венгерская рапсодия 2» Ф. Листа.

– Уменьшают боль: «Симфония No 40» В.А. Моцарта, «Венгерская рапсодия 1» Ф. Листа, сюита «Маскарад» А. Хачатуряна, «Фиделио» Л.В. Бетховена, Полонез Огинского, «Весенняя песня» Ф. Мендельсона.

– Успокаивают перед сном: «Грезы» Р. Шумана, «Мелодия» К.В. Глюка, пьесы П.И. Чайковского, «Пер Гюнт» Э. Грига.

– Активизируют умственную деятельность: отрывки из фортепьянных сонат и концертов В.А. Моцарта, Рондо из его «Маленькой ночной серенады».

– Нормализуют дыхание: григорианские песнопения, народная музыка. Впрочем, у каждого свое восприятие музыки. Если вам не нравится какое-либо произведение или вы видите, что кроха, слушая его, вместо того чтобы успокоиться, наоборот, возбудился, не включайте эту музыку.

 Правила безопасности

 Музыка, как и любое воздействие на ребенка, должна быть дозирована – по громкости, длительности и т. д. Чем младше малыш, тем спокойней должна быть мелодия. Громкость не должна превышать громкость разговорной речи, а колонки надо располагать на расстоянии не меньше 1 метра от малыша. Длительность музыкального сеанса может быть от нескольких минут до получаса, а самих таких сеансов – не более трех в день (исключение – колыбельные). Понятно, что если малыш адекватно реагирует на мелодию или песенку, не утомляется и не капризничает, вы станете включать ее чаще. Однако «островки тишины», когда кроха отдыхает или слышит только ваш голос, необходимы – нервная система и мозг малыша нуждаются в паузах.

Живая музыка

Особое значение для ребенка имеет живое пение его родных – мамы, папы, бабушки (а затем уже и собственное). Для младенца мамин голос, говорящий или напевающий, – лучшее успокоительное. Напевая крохе колыбельные, частушки и потешки, вы не просто развиваете его музыкально, но и вступаете в эмоциональный контакт. Есть ли у родителей музыкальный слух или его нет, это их волновать не должно – ведь важен сам факт музыкального общения с ребенком. Не стесняйтесь петь своему малышу. Не знаете колыбельных – напевайте спокойные народные песни, сочиняйте песенки по ходу жизни, перелагайте стихи на музыку. Но пару колыбельных все же выучите. Русские колыбельные протяжны, монотонны, напевны, под них любой малыш засыпает быстрее. Они развивают и будущую речь – малыш слышит и запоминает слова родного языка – красивые, многозвучные, разные…

Музыкальные игрушки выбирайте особенно тщательно. Многие из них пользы не принесут: слишком громкие, не выключающиеся, пока не проиграют мелодию до конца, с неестественными для человеческого уха и мозга звуками, произведенными компьютером. Мелодии, которые воспроизводят электронные забавы, должны быть приятными на слух и не раздражающими. А общение с ними малыша пусть будет дозированным.

Отдельная тема – игрушечные музыкальные инструменты. В большинстве своем они вредны – не соответствуют реальному звучанию и расстроены. А вот настоящие музыкальные инструменты, подходящие детям, особенно народные – ложки, трещотки и маракасы с мягким звучанием, бубны, треугольники, ксилофоны и т. д. – отличное решение. С ними, в отличие от музыкальных игрушек, можно творить – простукивать ритмы, сочинять свои первые мелодии, повторять звуки вслед за мамой, подыгрывать звучащим мотивам.

Как заниматься музыкой

В первом полугодии жизни занятия с малышом музыкой, во-первых, носят ознакомительный характер, а во-вторых, укрепляют физическое здоровье крохи, благотворно влияя на его нервную систему. С 6 месяцев можно приступать к развитию у крохи чувства ритма, например, ладошками малыша отхлопывать ритмы, махать с ним ручками и делать массаж под веселые детские мелодии.

После года учим ребенка различать музыкальные инструменты. Для этого выбираем музыку, где есть периоды, когда один инструмент звучит четко, ясно. Инструменты должны быть простыми, с характерными звуками – дудочка, колокольчик и т.п. Для занятий подойдут русские народные песенки, особенно в детской обработке.

Позднее можно подключить и собственную игру на этих инструментах: вы предлагаете ребенку узнать, какой инструмент звучит, а затем просите его найти такой же и произвести звук.

По мере взросления крохи можно будет перейти к изучению жанров, строения музыки и т.д. – но это все потом. А пока главный фактор успеха в музыкальном развитии малыша – отношение к музыке родителей. Если воспринимать занятия как «обязаловку» и главный мотив определять словом «НАДО», можно сформировать не любовь, а только отвращение к музыке.

Если же заниматься себе и малышу в удовольствие, с интересом вместе слушать музыку, разбирать произведения на доступном для ребенка уровне и тем самым этот уровень повышать, это станет неоценимым вкладом в развитие творческой гармоничной личности.

А что делать, если родители сами недостаточно музыкально образованы? Понятно, что – восполнять пробелы вместе с детьми. Начните с малого – найдите в музыке то, что вам самим нравится – поднимает настроение, веселит или же навевает приятную меланхолию. Просто слушайте произведения и получайте от этого удовольствие. Находите другие произведения понравившегося автора или аналогичные по настрою композиции прочих сочинителей. Возможно, вам помогут аудиокниги о том, как слушать музыку, их, кстати, можно слушать вместе с детьми, – например, аудиокнигу Александра Во «Классическая музыка. Новое восприятие». Так, постепенно, шаг за шагом, музыка войдет и в вашу жизнь, и в жизнь вашего ребенка.

Источник