Влияние живописи на развитие речи ребенка
РОЛЬ СРЕДСТВ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ ПЕЙЗАЖНОЙ ЖИВОПИСИ
В РЕЧЕВОМ РАЗВИТИИ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ
Педагог дополнительного образования МБОУ ДОД «ДДТ»
Подлесная А.В.
Незаменимым средством формирования духовного мира детей является искусство: литература, музыка, скульптура, народное творчество, живопись. Потребность в красоте и доброте у ребенка отмечается с первых дней его жизни. В старшем дошкольном возрасте он уже избирателен в выборе красивого, имеет на этот счет собственные суждения и сам, исходя из своих возможностей, «творит» красивое, чтобы удивить, восхитить нас, взрослых. Воспитание творческого восприятия природы или любого вида искусства пробуждает у детей способность чувствовать гармонию, красоту окружающего мира.
Особое место занимает живопись в развитии речи. Речь ребенка – показатель того, насколько он понял содержание произведения.
Знакомя детей со средствами выразительности в пейзажной живописи, их влияния на речевое развитие детей старшего дошкольного возраста, мы ставим для себя цель: развивать у детей личностные представления о красоте в произведениях искусства и в окружающей жизни; видеть единство содержания и средств выразительности живописи (роль цвета, композиционного построения, расположения картин на том или ином формате полотна); развивать речь детей с помощью картин русских художников.
Для достижения данной цели ставим следующие задачи:
· учить понимать средства выразительности;
· развивать мыслительную деятельность: умение сравнивать, анализировать, обобщать;
· пополнять словарный запас детей специфическими изобразительными терминами;
· обогащать речь детей выразительными средствами (эпитетами, сравнениями);
· формировать умение высказывать свое отношение к произведениям искусства;
· развивать художественное восприятие произведения искусства, учить эмоционально откликаться на воздействие художественного образа, понимать содержание произведения.
Знакомя детей с пейзажной живописью, мы раскрываем перед ними картину окружающего мира, при этом не ограничиваемся только перечислением изображенных на ней предметов, а раскрываем значимость труда самого художника, своеобразием его мастерства, что побудило художника написать эту картину, знакомим с секретами изображения, которые помогают художникам создавать картины, очень похожие на реальную природу.
Обращаем внимание детей на то, что цвет в живописи – это основное средство выразительности и что в пейзажных картинах художник с помощью цвета может показать время года, время суток, состояние погоды, показать настроение, которое вызвало у него общение с природой. Яркие, звонкие теплые цвета звучат весело, радостно, громко («Золотая осень» И. Левитана). Холодные тона звучат свежо, спокойно, бодро («Зима» И. Шишкина). Но можно еще и смешивать цвета, и тогда у зрителя появится новое ощущение, новое настроение. Например, цвета, смешанные с черной краской, звучат таинственно, загадочно, тревожно. Серые оттенки могут создавать ощущение грусти, тишины, мягкости. Сочетание контрастных красок создает ощущение опасности, тревоги.
Важнейшей задачей на этом этапе является обогащение речи детей литературными выразительными средствами, при этом используются разнообразные методические приемы: подбор синонимов, антонимов, образных сравнений. Для активизации слов, выражающих настроение в картине, используются словесные, игровые упражнения, художественно-развивающие игры. Эта работа дает возможность детям почувствовать красоту и образность родного языка.
Продолжая знакомить детей со средствами выразительности, даем им представление о линии горизонта, как средстве изображения, помогающем передать глубину пространства, о построении планов, особенностях изображения объектов в зависимости от расположения их на ближнем, среднем и дальнем плане (линейная перспектива). Наблюдая в природе за линией горизонта, рассматривая картины, дети на основе анализа делают обобщения. То, что расположено близко, изображено ярко, крупно, подробно, видны все детали. Чем дальше предметы, тем меньше они по размеру и бледнее по цвету.
Рассматривая линию горизонта на картинах, дети замечают, что она может быть расположена на разном уровне: высоко, посередине, низко, в зависимости от того, на что наше внимание хочет обратить художник.
Чтобы закрепить в представлениях детей понимание связи между содержанием произведения и средствами выразительности, можно использовать художественно-творческую игру «Составь картину». Детям предлагаются листы с разной линией горизонта и разной величины предметы (деревья, кусты, птицы, лес с закатом и т. д.), необходимые для создания пейзажа. В ходе игры ребенок приобретает умение вынашивать замыслы, у него возникает потребность выразить его в собственной творческой деятельности. Дошкольник понимает зависимость между содержанием и средствами выразительности. В ходе рассуждений развивается умение доказывать, анализировать, делать выводы и умозаключения на уровне обобщения.
Для передачи главной мысли, для создания художественного образа имеет большое значение формат картины. Рассматривая картины с разным форматом, дети соглашаются с тем, что выбор холста, его размер и форма зависят от задачи, которую поставил перед собой художник. У детей развивается умение высказываться по поводу увиденного, приводя доказательства, оценки и суждения.
Таким образом, те знания, чувства, переживания, полученные при рассматривании пейзажных картин, отражаются в речевом развитии детей. Пополняется словарный запас специфическими изобразительными терминами – холодный, теплый тон, слов, связанных с композиционным построением картин. Обогащается речь детей средствами выразительности поэтического языка: эпитетами, образными сравнениями. У детей развивается художественное восприятие, воображение, видение единства замысла художника и средств выразительности. С помощью живописи развивается и мыслительная деятельность дошкольников: умение делать обобщения на основе анализа, сравнивать, объяснять, рассуждать. Полученные знания дают возможность выражать свои мысли и чувства словами. Конструкция предложений становится более сложной, более распространенной. Речевой уровень поднимается на более высокую ступень развития.
Библиографический список:
1. Королева Т. В. 2007. Занятия по рисованию в детском саду. Москва: Центр Владос.
2. Курочкина Н. А. 2000. Знакомство с пейзажной живописью. Санкт-Петербург: Детство-Пресс.
3. Ушакова О. С. 2003. Развитие речи и творчества дошкольников. Москва: Издательство Института Психотерапии.
4. Чумичева Р. М. 1992. Дошкольникам о живописи. Москва: Просвещение.
Источник
Татьяна Тукиш
Использование произведений живописи в развитии образной речи детей старшего дошкольного образа
Культура речи является частью общей культуры личности, а навыки владения грамотной связной речью – профессиональной потребностью во многих сферах общественной жизни. Воспитание речевой культуры дошкольников подразумевает не только умение грамматически правильно и связно строить высказывания, но и владеть богатством родного языка, его выразительными возможностями. Образная речь является составной частью культуры речи.
Практика показывает, что развитие образной речи у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи одна из сложных задач в работе учителя-логопеда.
У детей с общим недоразвитием речи имеются особенности. У таких детей отмечается более позднее начало речи, речь аграмматична и недостаточно фонетически оформлена. Наиболее выразительным показателем является отставание экспрессивной речи при относительно благополучном, на первый взгляд, понимании обращенной речи.
Неполноценная речевая деятельность накладывает отпечаток на формирование у детей сен-сорной, интеллектуальной и аффективно-волевой сферы. Отмечается недостаточная устойчивость внимания, ограниченные возможности его распределения. При относительно сохранной смысловой, логической памяти у детей снижена вербальная память, страдает продуктивность запоминания. Они забывают сложные инструкции, элементы и последовательность заданий.
У наиболее слабых детей низкая активность припоминания может сочетаться с ограниченными возможностями развития познавательной деятельности.
Интеграция образовательных областей «Речевое развитие» и «Музыка» дает возможность показать ребенку мир во всем его многообразии с привлечением литературы, музыки, живописи, театра, что способствует эмоциональному развитию ребенка и формированию его образной стороны ре-чи.
Для развития образной речи очень важно тщательно отбирает речевой материал, это должны обязательно быть высокохудожественные произведения.
Развивая образную речь дошкольников необходимо приобщать дошкольников к изобразительному искусству, необходимо учить их пользоваться специальным словарем. Это требует от педагога искусствоведческих знаний и умения оперировать терминами, характерными только для дан-ного вида искусства. После детального изучения картины педагог отбирает слова, необходимые для рассказывания детям о произведении, которые помогут создать в представлениях детей наиболее яркий и зримый художественный образ, а также вычленяет слова, которые войдут в активный и пас-сивный словарь детей.
Проводя предварительную работу необходимо включать задания и игровые упражнения по обогащению и активизации словаря, развитию выразительности речи, формированию монологической речи, а также чтение художественных произведений, сюжет которых был бы созвучен теме картины.
Читая литературное произведение, педагог интонационно выделяет те места, которые отражены художником в содержании картины. Например, перед рассматриванием картины И. А. Попова «Первый снег» целесообразно прочитать стихотворение И. Сурикова «Белый снег пушистый». После чтения провести краткую беседу. В таких беседах детей упражняют в составлении «красивых»предложений: «Скажи красиво о снежинках, какие они и как падают на землю».
Такие методы помогают дошкольнику легче понять содержание картины, пополнить словарь.
Рассматривание репродукций картин на занятии требует от ребенка умения быстро найти нужное и точное слово, подобрать эпитеты, синонимы, образные сравнения, которые придают речи выразительность, обостряют эстетическое видение. Активизируют словарь в предварительной рабо-те словесными играми и упражнениями, где дети оперируют терминами, необходимыми для пред-стоящего рассматривания картины.
Для подбора образных сравнений полезно упражнение «С чем это можно сравнить – лес, луг, снег?».Детям можно задать вопрос: «Кто сравнит более красиво?» (Лес, как страж-великан, как ве-селый весенний оркестр, как причудливый ковер, из веток сплетенный. Луг, как зеленый ковер; пестрый и яркий, как радуга; омытый дождем блестит, как бриллиант. Снег, как пушистое белое одеяло; снег, как солнце, как ослепительные мерцающие огоньки, то вспыхивают, то гаснут; снег, как маленькие балеринки в воздухе легко кружатся.).
Большая роль отводится дидактическим играм для развития образной речи и для ознакомления дошкольников с жанрами изобразительного искусства.
При ознакомлении с пейзажной живописью,проводятся такие игры: «Из чего состоит пейзаж», «Собери пейзаж», «Подбери краски, которые использовал художник в своей картине», «Что было, что будет?»
В процессе ознакомления с натюрмортом полезны такие игры как: «Из чего состоит натюрморт», «Составь натюрморт», «Жанр натюрморт», «Мозаика – натюрморт»
Знакомя детей с портретом,играем в игры: «Составь портрет сказочного героя», «Определи и найди жанр портрета».
При работе с цветовой гаммой картины и для обучения детей синонимам будет интересной игра «Слово-цвет», в ходе которой педагог называет цвет изображенного на картине предмета, а дети дают другое название. Например, оранжевый – апельсиновый, сине-зеленый – цвет морской вол-ны, коричневый – шоколадный и т. д.
Произведение художника не только отражает предметы и явления окружающего мира, но и выражает определенное настроение. Для активизации слов, выражающих настроение в картине, необходимо использоватьсловесные упражнения: «Узнай, о ком или о чем я рассказываю» (задумчивый, суровый, печальный, задорный, веселый, мрачный – человек; веселый, разноцветный, пестрый, душистый – луг, «Соотнеси слово и настроение картины»». Педагог называет слово, обозначающее настроение, а дети поднимают иллюстрацию, в которой выражено данное настроение. Или перед рассматриванием картины детям предлагают игровое упражнение «Кто больше назовет слов, передающих настроение в иллюстрации». Например, перед рассматриванием репродукции картины И. И. Левитана «Золотая осень» предлагаю подобрать слова к иллюстрации Н. Устинова «Осень» (настроение грусти, золотого увядания).
Предваряя рассматривание жанровой картины, где всегда есть образ человека, его настрое-ние,можно предложить словесные упражнения: «Кто больше назовет слов, характеризующих настроение человека, который успешно выполнил работу?» (Гордый, довольный, радостный, счастливый, окрыленный, добрый, заботливый).
Все приведенные выше игры и упражнения позволяют закреплять навыки выразительности речи.
Источник
Влияние на интеллект
Влияние на фантазию и воображение
Влияние на развитие речи
Влияние на развитие восприятия
Нетрадиционные техники рисования
Как приготовить краски самостоятельно
По определению психологии, познавательные процессы — это ощущение, мышление, память, восприятие, внимание и наблюдательность. Иными словами – все, что напрямую связано с сознанием. Познавательные процессы у человека развиваются всю жизнь, но активнее всего это происходит в детстве, особенно в первые десять лет. Основы зарождения творческой личности закладываются еще раньше — до 6 лет. Одним из наиболее полезных занятий является рисование, положительно влияя на развитие ребенка.
Рисуя, маленький человечек учится не только видеть и представлять образы, но и воссоздавать их. Рисуя, ребенок свободно выражает мысли, эмоции, ощущения. Он изображает свое индивидуальное отношение к окружающему, показывает, что для него главное, а что второстепенное.
Благодаря рисункам мы, взрослые, можем понять внутренний мир малыша. Этим хорошо пользуются психологи. Недаром большинство психологических тестов для детей проводятся посредством рисования или идентификации конкретных образов.
Как именно рисование влияет на разные стороны развития ребенка?
Влияние на интеллект
В дошкольном возрасте мышление ребенка образно. Чем больше новых образов он создает, тем лучше в дальнейшем развиваются интеллектуальные способности и мыслительные операции. Сильнейшим стимулом развития в это время является творчество. От того, как мышление развивалось в период оперирования образами, зависит его готовность к следующему, логическому, этапу.
Уникальное свойство человеческого мышления — креативность — развивается в детстве, в творческой деятельности. Рисование позволяет ребенку создавать множество образов, изменять их по своему желанию, искать новые ассоциативные связи между предметами и их изображениями. Поиск ассоциаций и генерация образов — отличная тренировка ума, с успехом заменяющая любые методики раннего интеллектуального развития.
Влияние на фантазию и воображение
Рисование развивает воображение — способность мысленно представлять зрительные картины. Благодаря этому человек может перерабатывать прошлый опыт и создавать новые связи между полученными образами. Чем больше таких связей образуется в мозгу, тем лучше развивается мышление.
Фантазия нужна будущему взрослому — она позволяет человеку делать смелые предположения, изобретать и создавать принципиально новое. В рисовании она развивается очень хорошо, поскольку ребенку нужно детально продумывать образ до того, как он сможет его изобразить.
То, что ребенок способен перенести на бумагу, не передает всего воображаемого им мира. Именно поэтому дети часто видят в своих рисунках больше, чем нарисовано, — они фантазируют, придумывая различные истории о своих картинках. Родителей не должно раздражать такое «фантазерство»! Эту способность нужно поддерживать, не становясь скучным занудой, указывающим ребенку на несоответствия между выдуманным образом и неумелым рисунком. Наоборот, лучше включиться в игру и попытаться «увидеть» превращения образа.
Влияние на развитие речи
Еще до того, как ребенок начнет изображать что-то конкретное, он уже «рассказывает» о своих каракулях и видит в них знакомые образы. Во время рисования дети часто комментируют то, что изображают, и рисунок становится живой картинкой — драмой, персонажи которой разыгрывают представление.
Родителям стоит внимательно слушать рассказы ребенка и задавать наводящие вопросы, интересоваться героями, сюжетом, деталями. Проговаривание во время рисования («сейчас я возьму белый, потом розовый, добавлю водички») помогает ребенку осознавать свои действия и лучше их координировать.
В свою очередь, речь влияет на рисунок: исследователи детского творчества утверждают, что «молчаливое» рисование развивается менее интенсивно, образы в нем беднее деталями, часто бывают шаблонными и заимствованными. Рисование вместе со взрослыми помогает упрочить эмоциональный контакт, найти повод пообщаться, обогатить речь.
Влияние на развитие восприятия
Восприятие в детском возрасте еще несовершенно, и рисование стимулирует его развитие, заставляя малыша изучать объекты для изображения и открывать в них новые качества, которых он раньше не замечал. Во время рисования тренируется умение наблюдать и анализировать объект, – очень полезное для развития мышления.
Нетрадиционные техники рисования
Все дети любят рисовать, когда это у них хорошо получается. Иногда они очень огорчаются, если что-то не получается. Первые неудачи вызывают раздражение или разочарование. Рисование карандашами, кистью требует высокого уровня владения техникой рисования, сформированных навыков и знаний, приемов работы. Очень часто отсутствие этих знаний и навыков быстро отвращает ребенка от рисования, поскольку в результате его усилий рисунок получается неправильным, он не соответствует желанию ребенка получить изображение, близкое к его замыслу или реальному объекту, который он пытался изобразить. Поэтому необходимо использовать такие техники рисования, которые создадут ситуацию успеха у детей и сформируют устойчивую мотивацию к рисованию.
Именно нетрадиционные техники рисования позволяют ребенку преодолеть чувство страха перед неудачами в изобразительной деятельности. Данные техники рисования помогают детям почувствовать себя свободными, раскрепоститься, увидеть и передать на бумаге то, что обычными способами и материалами сделать трудно.
На занятиях с использованием нетрадиционных техник у детей развивается ориентировочно – исследовательская деятельность, фантазия, память, эстетический вкус, познавательные способности, самостоятельность, ребенок экспериментирует. При непосредственном контакте пальцев рук с краской дети познают ее свойства: густоту, твердость, вязкость. Многие виды нетрадиционного рисования способствуют повышению уровня развития зрительно – моторной координации.
К нетрадиционным техникам относятся:
- рисование пальцами по бумаге картону и проч. материалам;
- рисование по стеклу;
- роспись ткани;
- рисование мелом по бархатной бумаге;
- роспись камней, кружек и других предметов;
- рисование ватными палочками, зубной щеткой и прочими подручными предметами;
- рисование по песку и рисование песком…
Список можно долго продолжать, т.к. рисовать можно многими предметами и материалами по еще большему количеству предметов и материалов. В данном вопросе мы предлагаем вам, дорогие родители, проявить уже свои фантазию и изобретательность и подключить ребенка к придумыванию того, “на чем бы и чем нам с тобой еще порисовать”? Дерзайте и у вас все получится!
Как приготовить краски самостоятельно
Даже совсем маленькие дети могут рисовать красками, если эти краски пальчиковые (ребенок макает палец в краску и рисует пальцем). Родители могут самостоятельно приготовить безвредные краски для детей.
Для этого понадобится:
– 2 чашки комнатной воды;
– 3 столовые ложки сахара;
– ½ чашки крахмала из кукурузы;
– пищевые красители.
Все, кроме красителя, необходимо смешать и на тихом огне варить 15 минут, затем охладить, разлить по небольшим емкостям и добавить пищевые красители.
Обсуждение темы “Детская художественная школа” на нашем форуме.
Кроме собственной, использована информация из книги “О детском рисовании” Марины Озеровой и с сайтов Наши дети и Мир учителя.
Источник