Влияние здорового образа жизни родителей на развитие и воспитание ребенка
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Средняя общеобразовательная школа № 64
Родительское собрание
«Влияние здорового образа жизни на развитие и воспитание первоклассника»
Составитель:
учитель начальных классов
Дубовицкая И.А
Барнаул
Родительское собрание
«Влияние здорового образа жизни на развитие и воспитание первоклассника»
Хорошее здоровье, ощущение полноты, неистощимости физических сил — важнейший источник жизнерадостного мировосприятия, оптимизма, готовности преодолеть любые трудности.
Больной, хилый, предрасположенный к заболеваниям ребенок – источник многочисленных невзгод.
В.А. Сухомлинский
Цель: определить понятие «здоровый образ жизни» и его влияние на развитие и воспитание ребенка; предложить рекомендации по организации здорового образа жизни ребенка.
Задачи:
Показать актуальность темы
Познакомить с основными правилами здорового образа жизни
Выяснить причины соблюдения этих правил
Дать практические рекомендации по применению этих правил
Организовать диалог учителя и родителей по этой проблеме
Участники: классный руководитель, родители учащихся 1 Б класса
Оформление, оборудование, инвентарь:
-компьютер, фрагмент фильма (ответы детей) лепестки ромашки с пословицами, схема режима дня школьника, выставка литературы (статей, журналов, книг) по теме «Здоровье детей»;
Подготовительная работа: подготовка фотовыставки, оформление приглашений для участия родителей в собрании, анкетирование детей; видео опрос; подготовка памяток для родителей и учащихся по формированию привычки к здоровому образу жизни .
Форма проведения: круглый стол
Ход собрания
ВСТУПЛЕНИЕ.
– Сегодня мы собрались с вами, чтобы решить важные проблемы. Но чтобы настроиться на совместную работу, я предлагаю вам поиграть в детскую игру. Если вы согласны с моим высказыванием, то крикните «да», в противном случае – «нет».
Крикните громко и хором, друзья,
Детей своих все вы любите? (да)
С работы пришли, сил совсем нет,
Вам хочется лекции слушать здесь? (нет)
Я вас понимаю… Как быть нам тогда?
Проблемы детей решать нужно нам? (да)
Дайте тогда мне скорее ответ:
Помочь откажитесь нам? (нет)
Последнее спрошу вас я:
Активными все будем? (да)
– А теперь поздоровайтесь друг с другом, пожмите друг другу руки, улыбнитесь и скажите: «Здравствуйте, как я рада вас видеть!»
-Здравствуйте!
Что особого мы тем друг другу сказали?
Просто «здравствуйте», больше ведь мы ничего не сказали.
Отчего же на капельку солнца прибавилось в мире?
Отчего же на капельку счастья прибавилось в мире?
Отчего же на капельку радостней сделалась жизнь?
Здравствуй – ты скажешь человеку.
-Здравствуй – улыбнется он в ответ.
И, наверно, не пойдет в аптеку,
И здоровым будет много лет.
Здороваясь, мы желаем друг другу здоровья. При встрече люди приветствовали друг друга так: «Здравствуйте, доброго здоровья!», «Как ваше драгоценное здоровье?!» И это не случайно. Ведь ещё в Древней Руси говорили: «Здоровье не купишь», «Дал бы Бог здоровье, а счастье найдёшь».
Сегодня мы с вами и поговорим о здоровье – самом ценном достоянии. Назовем мы нашу сегодняшнюю встречу:
«Влияние здорового образа жизни на развитие и воспитание первоклассника»
Забота о здоровье ребенка и взрослого человека стала занимать во всем мире приоритетные позиции. Вопрос о воспитании здорового ребенка является приоритетной в работе любого школьного учреждения. Здоровый и развитый ребенок обладает хорошей сопротивляемостью организма к вредным факторам среды и устойчивостью к утомлению, социально и физиологически адаптирован.
В детстве закладывается фундамент здоровья ребенка, происходит его интенсивный рост и развитие, формируются основные движения, осанка, а также необходимые навыки и привычки, приобретаются базовые физические качества, вырабатываются черты характера, без которых не возможен здоровый образ жизни.
От того, насколько успешно удастся сформировать и закрепить навыки здорового образа жизни у детей, зависит в последующем реальный образ жизни и здоровье человека.
Главная цель школы – совместно с семьей помочь ребенку вырасти крепким и здоровым, дать ребенку понять, что здоровье – главная ценность жизни человека.
-Сегодня мы с вами попробуем разработать рецепт здоровья для наших детей и нас с вами.
Я предлагаю вам провести наше собрание в виде круглого стола
Первый вопрос на котором я бы хотела остановиться
1.ЧТО ТАКОЕ ЗДОРОВЬЕ?
КАКОГО ЧЕЛОВЕКА МОЖНО СЧИТАТЬ ЗДОРОВЫМ? (работа в группах)
Ответы родителей
* В словаре С. И. Ожегова «Здоровье – правильная, нормальная деятельность животного организма».
Быть здоровым – значит жить без болезней, вести нормальную деятельность.
Здоровье – это состояние полного телесного, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней или повреждений”.(Такое определение дает Всемирная организация здравоохранения).
-Вот как ответили на этот вопрос дети.
Фрагмент фильма. (ответы детей)
Результаты предварительного анкетирования:
Я считаю себя здоровым – 23 ученик из 29; я хочу быть здоровым – 28 из 29 учеников.
2. ЧТО МОЖЕТ ПОВЛИЯТЬ НА СОСТОЯНИЕ ЗДОРОВЬЯ? (работа в группах)
Фрагмент фильма. (ответы детей)
а) Образ жизни
б) Состояние окружающей среды – природы
в) Питание и т. д.
Игра «Ромашка»
На лепестках ромашки записана первая половина пословицы – продолжить…
В здоровом теле – (здоровый дух)
Голову держи в холоде, (а ноги – в тепле)
Быстрого и ловкого (болезнь не догонит)
К слабому и болезнь (пристает)
Поработал – (отдохни)
Курить – (здоровью вредить)
– Вы видите, что про здоровье люди думали и в древности, ведь пословицы – это народная мудрость
– Из чего же складывается здоровый образ жизни?
3.ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА.
В каждом маленьком ребенке,
И в мальчишке, и в девчонке,
Есть по двести грамм взрывчатки
Или даже полкило,
Должен он скакать и прыгать,
Все хватать, ногами дрыгать,
А иначе он взорвется
Неизвестно отчего.
Эта смешная песенка из мультфильма подтверждает двигательную активность, свойственную детям младшего школьного возраста. Для полноценного физического развития и укрепления здоровья необходим особый двигательный режим, отличающийся разнообразием форм физического воспитания.
Фрагмент фильма «Физминутка»
Результаты предварительного анкетирования: по утрам я всегда делаю зарядку: 16 – да, 13 – нет.
Нет необходимости убеждать кого-то в пользе спорта. Спорт любят все, только одни у телевизора, а другие – в спортзале. Без физкультуры и спорта не будет ни гармоничного развития, ни здоровья, ни изящной осанки.
Физическая культура и спорт – важные составляющие разумного отношения к себе и своему здоровью. Но эти составляющие должны быть настоящими. Послушайте высказывание известного авиаконструктора О. К. Антонова: «Настоящая физическая культура – это разумное отношение к организму – вместилищу нашего разума – все 24 часа в сутки. Я хочу еще раз подчеркнуть: не утренняя зарядка, даже не спортивные занятия два раза в неделю, а постоянная круглосуточная культура отношения к самому себе, оптимальный образ жизни делает существование человека полноценным».
Выступление родителей о своих детях, посещающих спортивные секции
4.ГИГИЕНА.
Результаты анкетирования:
Я регулярно чищу зубы: 18 – да, 11 – нет
Я всегда мою руки перед едой: 27 – да, 2 – нет
Выступление врача гинеколога (Делова Е. О)
5.РЕЖИМ ДНЯ
СКОЛЬКО ЧАСОВ ВАШ РЕБЕНОК ТРАТИТ НА ВЫПОЛНЕНИЕ ДОМАШНЕГО ЗАДАНИЯ?
ВО СКОЛЬКО ЛОЖИТСЯ СПАТЬ?
Предварительные результаты анкетирования:
Я ложусь спать не позднее 22 часов вечера: 15 – да, 14 – нет.
Почему режим дня так важен для здоровья ребенка?
Для того, чтобы человек был здоров, необходимо соблюдать режим дня.
Режим дня для детей – это порядок чередования различных видов деятельности и отдыха детей в течение суток.
Правильная организация режима дня способствует нормальному росту и развитию организма детей, укрепляет их здоровье и в то же время прививает им полезные привычки, навыки, содействует укреплению их воли, выработке определенного ритма деятельности.
Режим дня строится с учетом анатомо-физиологических особенностей и состояния здоровья и предусматривает определенную продолжительность различных видов деятельности, сна и отдыха, в том числе отдыха на открытом воздухе, регулярные приемы пищи, выполнение правил личной гигиены.
Предлагаю разработать примерную схему режима дня школьника, посещающего занятия в первую смену (при начале занятий в 8 00)
6.ПИТАНИЕ.
Значение питания в жизни человека отражает выражение Г. Гейне: «Человек есть то, что он ест». Тем самым подчеркивается исключительная роль питания в формировании и тела, и поведения ребенка. Характер питания оказывает влияние на рост, физическое и нервно-психическое развитие ребенка.
Результаты анкетирования: Я полноценно питаюсь: 17 – да, 12 – нет.
Выступление : (Зеленина Е.М)
-Какие продукты должны присутствовать в рационе питания?
-Вред жвачек, сухариков, чипсов.
Здоровье Вашего ребенка является важнейшей ценностью и наша общая задача – сохранить и укрепить его.
ПОМНИТЕ: пример родителей является определяющим при формировании привычек и образа жизни ребенка.
Не считайте своего ребенка слишком маленьким для того, чтобы употреблять алкоголь и наркотики: беду легче предотвратить, чем бороться с нею.
Не воспринимайте курение подростка как безвредную привычку: часто это приводит к употреблению более тяжких наркотиков.
Растущий организм ребенка нуждается в особой заботе, поэтому детям необходимо соблюдать режим труда и отдыха.
Приучите Вашего ребенка самого заботиться о своем здоровье: выполнять гигиенические процедуры, проветривать помещение и т.д.
Контролируйте досуг вашего ребенка: просмотр телепередач, встречи с друзьями, прогулки на свежем воздухе.
Традиции здорового питания в семье – залог сохранения здоровья ребенка
В формировании ответственного отношения ребенка к своему здоровью используйте пример авторитетных для него людей: известных актеров, музыкантов, спортсменов, политиков.
На столах лежат листы бумаги, фломастеры. Напишите 10 составляющих здорового образа жизни, которые вы взяли бы сегодня за основу своей жизни. (Это и будет решение нашего родительского собрания).
Родителям вручаются памятки
А сейчас я хочу предложить вам игру «Возьмёмся за руки».
(Все стоят в кругу. Каждый желает соседу справа чего-либо и берёт его за руку. Действие происходит до тех пор, пока круг не замкнётся)
Наша ниточка не прервалась и я надеюсь, что мы всегда будем вместе бороться за здоровье наших детей, будем также крепко дружить, поддерживать друг друга в трудную минуту. Ведь добрые дела, дружба – это тоже здоровье.
Уважаемые родители. Помните, что здоровье ребёнка в Ваших руках!
Литература
1.Дереклеева Н. И. Двигательные игры, тренинги и уроки здоровья. М., ВАКО, 2004.
2.Портных Ю. И. Дидактические основы использования игр в физическом воспитании, образовании и спорте. СПб., 1994.
3.Ротенберг Р Расти здоровым М., 1993
4. Тихомирова Л.Ф. «Упражнения на каждый день: уроки здоровья для детей 5-8 лет. Ярославль. Академия развития. Академия холдинг. 2003г
5.Халимова З.Р. «Воспитание гигиенических навыков у младших школьников». Сибай. 1999г.
6.Шорыгина Т.А. «Беседы о здоровье» Методическое пособие. Творческий центр «Сфера». Москва, 2004.
7.https://zdd.1september.ru/
8. https://www.proshkolu.ru/
9.https://www.zavuch.info/
Источник
В настоящее время забота о физическом состоянии человека становится все более актуальной. Плохая экология и некачественные продукты питания оказывают на здоровье человека негативное влияние. Именно поэтому человека нужно приучать к здоровому образу жизни еще со школьной скамьи, поскольку позже это будет сделать сложнее. Важно знать все основы здорового образа жизни школьника, поскольку они отвечают не только за крепкое здоровье, но и за хорошее самочувствие и умственную активность. Для этого важно правильно питаться, соблюдать режим дня, выполнять физические упражнения и не иметь вредных привычек.
Компьютер и телевизор негативно влияют на здоровье школьников. Со временем у многих школьников развивается компьютерная зависимость, от которой очень сложно избавиться. Кроме того, постоянное сидение за компьютером неизбежно приводит к проблемам со зрением и позвоночником. В телевизоре тоже нет ничего хорошего – вполне вероятны проблемы с лишним весом и с глазами. Следовательно, важно ограничить влияние на школьника телевизора и компьютера. Конечно, запрещать не нужно, чтобы избежать нежелательных последствий, но необходимо делать перерывы.
Составляющие здорового образа жизни:
Питание
Рацион питания школьника должен покрывать все энергетические потребности организма. У школьника не должно возникать проблем по причине неправильного питания. Важно употреблять пищу, которая содержит и жиры, и белки, и углеводы. Кроме того, нельзя забывать и о приеме витаминов для укрепления иммунитета.
Режим дня
У каждого школьника должен быть четкий распорядок дня, чтобы он имел возможность не только все успевать, но и приучать свой организм к правильной работе и восстановлению. Для каждого школьника этот режим индивидуален и зависит от особенностей организма и общей загруженности.
Физическая активность
Школьник должен вести подвижный образ жизни в сочетании с физическими упражнениями. Необходимо следить только за тем, чтобы организм не был перегружен.
Отсутсвие вредных привычек
Полный запрет на курение и употребление алкоголя позволит школьнику сохранить здоровье на много лет. Именно вредные привычки оказывают наиболее негативное влияние на здоровье современных школьников и в будущем могут привести к большим проблемам.
Современный подход к созданию модели ЗОЖ требует новых, личностно-ориентированных методов работы с младшими школьниками. Эти методы направлены на:
развитие коллективного мышления в процессе поиска позитивного выхода из сложной ситуации на основе духовного и интеллектуального обмена;
выработку адекватного отношения к неожиданным ситуациям;
формирование умения принять правильное решение;
приобретение способности делиться опытом позитивного поступка;
обретение нравственной самостоятельности в игре, общении, обучении;
формирование рефлексивно-аналитических умений, способности алгоритмизировать свою деятельность, выбирать рациональные способы работы, достигать результата, своевременно приходить на помощь другим;
развитие способности к проблемно-поисковой творческой деятельности как источнику раскрытия духовно-нравственного потенциала.
МЫ – ЗА ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ!!!
Наш класс активно учавствует в спортивных мероприятиях: “Осенний кросс”, “Веселые старты”, “Лыжные гонки” , “Зарничка” и т.д. Неоднократно становились победителями данных мероприятий.
Кроме общешкольных спортивных мероприятий, мы посещаем один раз в неделю бассейн, а также совершаем походы выходного дня. Каждый поход проходит с разными целями: физическая выносливость (прохождение дистанции), ознакомительние с окружающим миром , выполнение творческих заданий ( сплочение коллектива, взаимодействие с родителями).
Уважаемые коллеги, какими Вы средствами , методами сохраняете здоровье детей?
Дорогие родители, какие пожелания имеются у Вас?
Источник
Консультация для педагогов: «Влияние образа жизни родителей на психическое здоровье ребенка».
Детство – ключевой критический период жизни, когда осуществляется формирование всех морфологических и функциональных структур, определяющих потенциальные возможности взрослого человека пожизненно. Поэтому именно с раннего возраста необходимо приобщать человека к заботе о своем здоровье, воспитывать у него заинтересованность и активность в саморазвитии, самопостроении и самосохранении.
Важный субъект начального звена системы – семья как основа психотелесного здоровья ребенка, его интеллектуального статуса и духовного благополучия. Она создает условия для первичной ориентации детей в организации здорового образа жизни, включения их в процесс самосознания, формирования установки на здоровье. Содержание и характер опыта решения данной задачи зависят от ценностей всей семьи, эрудиции в вопросах здоровья и здорового образа жизни, понимания родителями ответственности перед детьми за качество их здоровья. Иначе говоря, семья служит моделью для своего ребенка.
Наиболее важен для здоровья ребенка постнатальный период развития, так как именно здесь закладывается фундамент здоровья, определяющий жизнеспособность человека в последующие годы.
Мать должна владеть необходимыми знаниями, практическими умениями, готовностью и желанием кропотливо формировать здоровье ребенка на этапе раннего детства, шаг за шагом, включая самого малыша в процесс самосохранения и самоорганизации здорового образа жизни.
Семья, и прежде всего мать, несет огромную ответственность за воспитание здорового ребенка. Выявлена необходимость решения проблемы валеологического образования женщины-матери, определяющей в первые годы жизни программу индивидуального здоровья ребенка.
Особенностью является активное использование наряду с традиционными оздоровительными средствами и профилактическими мероприятиями нетрадиционных средств и форм занятий. К ним относятся: “бэби-йога” – для реализации максимальных возможностей суставно-мышечного аппарата ребенка; динамическая гимнастика – для улучшения функционирования всех систем организма (разработаны комплексы специальных упражнений и методика их применения соответственно ступеням развития ребенка); плавание в открытых водоемах и бассейне (за основу взяты методики З.П. Фирсова, И.П. Чарковского, усовершенствованные новыми вариантами и способами ныряния).
Следующее звено в системе непрерывного процесса обучения и сохранения здоровья детей – это дошкольное образовательное учреждение (ДОУ), главной задачей которого становится включение ребенка в процесс саморазвития, самопостроения и самоорганизации здорового образа жизни.
Данные подтверждают известный факт, что процесс формирования индивидуального здоровья неразрывно связан с двигательной активностью, имеющей для детей жизненно важное значение. Потребность в движении, физическом самосовершенствовании явилась основой формирования валеологически обоснованного поведения детей на этапе дошкольного возраста. Именно поэтому в рамках концепции формирования здоровья детей 3 – 7 лет ведущей стала задача обучения знаниям, умениям и навыкам здорового образа жизни в процессе физкультурной деятельности.
Содержание каждого блока программы представлено следующими разделами: теоретическим, формирующим систему знаний о здоровом образе жизни; практическим, обеспечивающим овладение умениями, навыками ведения здоровой жизнедеятельности; контрольным, определяющим учет результатов освоения дошкольниками системы знаний, умений и навыков здорового образа жизни.
Обучение организовывалось в таких формах: 1) учебные занятия по физической культуре с валеологической направленностью по разработанной программе; 2) гигиенические и физкультурно -оздоровительные мероприятия с элементами валеологии; 3) индивидуальные и индивидуально-групповые занятия по заданию и под контролем педагога; 4) самостоятельные занятия по заданию и под контролем педагога; 5) занятия с родителями по программе валеологического всеобуча (“Школа семейного здоровья”); 6) занятия с воспитателями по программе валеологического образования.
Методическое обеспечение процесса формирования здорового образа жизни детей 3 – 7 лет основано на общих принципах педагогической валеологии с учетом психофизических особенностей развития ребенка. Так, на занятиях с детьми младшей группы (3-4 лет) основной была задача создания целостного представления о здоровом человеке.
Для детей средней группы (4-5 лет) главным было создание информационно-рефлексивной среды, которая обеспечила бы возможность познания себя: Из чего мы состоим? Что у нас внутри стучит? Как мы дышим? Данный раздел программы не претендует на изучение вопросов анатомии. Основная задача здесь – сформировать отношение к себе, своему “я” как к уникальности, неповторимости. На занятиях с детьми старшей группы (5-6 лет) осуществляются знакомство с основами безопасности жизнедеятельности, формирование профилактического мышления, развитие способности к саморегуляции собственного организма. И наконец, на этапе подготовки к школе (6 – 7 лет) основная направленность занятий – это формирование межличностных отношений на основе альтруизма, эмпатии, обучение коммуникативным умениям, позволяющим находить выход из различных жизненных ситуаций.
Уже на этапе дошкольного возраста можно успешно осваивать знания, необходимые для формирования сознательного отношения личности к собственному здоровью и здоровью окружающих, здоровому телу, к личной гигиене, развитию физических качеств.
Однако усвоение знаний – это начальное звено системы формирования здоровой жизнедеятельности. Следующий шаг в решении задач обучения – формирование умений, навыков и привычек здорового образа жизни, выступающих в качестве критерия творчески-деятельностного компонента валеологического образования дошкольников.
В детстве человек осуществляет более напряженную, более сложную, чем взрослый, работу по саморефлексии, самопостроению, самоконтролю и саморегулированию. Если ребенок пассивен в этом процессе, то деформируется его социализация, разрушается здоровье.
Поэтому именно на этапе дошкольного возраста приоритетными являются задачи воспитания у детей мотивации на здоровье, ориентации их жизненных интересов на здоровый образ жизни.
Между тем в существующих программах обучения и воспитания детей дошкольного возраста отсутствует научно обоснованная технология решения данного вопроса. В этой связи назрела необходимость специального исследования процесса формирования здорового образа жизни детей 3-7 лет в условиях дошкольных образовательных учреждений.
Данную задачу целесообразно решать не в форме дополнительного образования, путем введения, к примеру, занятий по валеологии, а интегрированно, в процессе физкультурной деятельности. Такой подход, на наш взгляд, более оправдан, учитывая перегруженность программ дошкольного воспитания в последние годы информационно-по знавательной деятельностью, увеличением числа различного рода дополнительных образовательных услуг.
Процесс обучения здоровому образу жизни неразрывно связан с двигательной активностью, как мощным и стимулирующим фактором интеллектуального и эмоционального развития ребенка. Именно на основе интереса детей к физкультурной деятельности следует формировать умения и навыки обеспечения здоровой жизнедеятельности, мотивацию на здоровье. В основу концепции валеологического обеспечения физкультурной деятельности детей положена идея создания условий для реализации доминирующих базовых потребностей, природно присущих человеку. Ведущей в системе этих потребностей выступает потребность в двигательной активности, физическом самосовершенствовании. Она проявляется в единстве с потребностью получения удовольствия, наслаждения от участия в двигательной деятельности; потребностью сопереживания в процессе взаимодействия и общения; потребностью в самоутверждении .
Первичные базовые потребности являются мотивом поведения ребенка на этапе начального обучения здоровому образу жизни. Однако постепенно под воздействием педагогических средств формирования здоровья они перестраиваются и превращаются во вторичные побуждения; действия детей по истечении времени становятся самомотивированными.
Результаты исследований показали, что целенаправленное формирование здорового образа жизни в процессе физкультурно-оздоровительной деятельности детей 3 – 7 лет обеспечивает не только физическое, но и полноценное психическое саморазвитие ребенка, воздействуя на его эмоционально-волевую сферу, усиливая механизм социальной адаптации к окружающей среде.
Успешность решения поставленной задачи изначально зависит от подготовленности родителей и воспитателей дошкольных образовательных учреждений в вопросах здоровья и здорового образа жизни. Вооружение их обучающей технологией формирования здоровья с учетом возрастных психофизических возможностей детей позволит повысить уровень их физического и психического состояния, сформировать положительную мотивацию на здоровье. Для того чтобы стать настоящим пропагандистом идей, средств и методов формирования здорового образа жизни, всей физкультурно-оздоровительной работы с дошкольниками, детский сад должен служить образцом такого воспитания.
Работа с семьей включает:
1) целенаправленную санпросветработу, пропагандирующую общегигиенические правила, необходимость рационального режима и полноценного сбалансированного питания, закаливания, оптимального воздушного и температурного режима и т.д.;
2) ознакомление родителей с содержанием физкультурно-оздоровительной работы в дошкольном учреждении, направленной на физическое, психическое и социальное развитие ребенка;
3) ознакомление родителей с результатами диагностики состояния здоровья ребенка и его психомоторного развития;
4) участие родителей в составлении индивидуальных программ (планов) оздоровления детей;
5) обучение родителей конкретным приемам и методам оздоровления (ЛФК, дыхательная гимнастика, самомассаж, разнообразные виды закаливания и т.д.);
6) ознакомление родителей с лечебно-профилактическими мероприятиями, проводимыми в дошкольном учреждении, обучение отдельным нетрадиционным методам оздоровления детского организма (фитотерапия, аромотерапия и т.д.).
В этих целях широко используются:
• информация для родителей на стендах, в папках-передвижках, в библиотеке детского центра;
•консультации;
• устные журналы и дискуссии с участием психолога, медиков, специалистов по физкультуре, а также ознакомление родителей с ценным опытом воспитания;
• семинары-практикумы;
• деловые игры и тренинги с прослушиванием бесед с детьми (магнитофонные записи), разбором проблемных ситуаций (видеосъемки); решение педагогических кроссвордов и т.д.;
• «открытые дни» для родителей с просмотром разнообразных занятий в физкультурном зале, на стадионе и в бассейне; закаливающих и лечебных процедур и т.д.
• физкультурные досуги и праздники с участием родителей и т.д.
Стержнем всей работы является индивидуальная программа (план) оздоровления, которая разрабатывается для каждого ребенка в начале учебного года совместно с родителями на основе всесторонней диагностики состояния его здоровья и психомоторного развития, включающей:
• составление анамнеза;
• осмотр ребенка специалистами и общее обследование (заключение педиатра);
• функциональную диагностику на тепловизоре и сколеометре;
• анализ навыков детей в основных видах движений;
• анкетирование родителей по вопросам воспитания здорового ребенка.
Следует отметить, что, хотя все родители имеют высшее и среднее образование, уровень знаний в области формирования здорового образа жизни у большинства из них невысок, а интерес к данной проблеме возникает лишь тогда, когда их ребенку уже требуется медицинская или психологическая помощь. Последнее обусловлено тем, что многие родители не понимают самой сущности понятия «здоровье», рассматривая его только как отсутствие заболеваний, а средства оздоровления видят лишь в лечебных и закаливающих мероприятиях, совершенно не учитывая, что понятие «здоровье» состоит из трех частей – физическое, психическое и социальное.
Индивидуальные программы оздоровления предусматривают не только «гибкий режим» дня, закаливающие процедуры и разнообразные формы физкультурно-оздоровительной и лечебно-профилактической работы с конкретным ребенком, но и участие его семьи как в общих и индивидуальных мероприятиях, так и в семейных клубах «Здоровье», «Папа, мама, я – спортивная семья», «Социально-эмоциональное развитие как одно из направлений воспитания здорового ребенка» и др.
Считаем, что самой эффективной формой работы с семьей являются занятия в семейных клубах, позволяющие осуществить полноценный индивидуальный подход к физическому и психическому развитию ребенка через взаимодействие родителей, знающих особенности своего ребенка, и педагогов, медиков, строящих работу на основе профессиональных знаний.
Каждое занятие (продолжительность – 60 минут) включает теоретическую и практическую части.
В первой, теоретической части родителям предлагается сообщение или беседа специалиста (врача, психолога, логопеда, диетсестры и т.д.) по определенной теме. Продолжительность – 15-20 минут.
Ко второй, практической части подключаются дети. Это может быть совместное выполнение какого-либо комплекса лечебно-профилактических упражнений в спортивном, тренажерном зале, в бассейне. Продолжительность -35-40 минут.
В третьей, заключительной части подводятся итоги занятия. Затем родителям выдают памятки, методическую литературу, рекомендации. Продолжительность – три-пять минут.
Безусловно, такие занятия в семейных клубах приносят большую пользу. Однако следует подчеркнуть, что результативность в большой мере обусловлена не только содержанием, но и качеством общения специалистов с семьей. Мы уверены, что дело не в количестве информации, предлагаемой родителям на занятиях, а в степени ее новизны, актуальности и в неординарной подаче. Поэтому при подготовке к занятиям обращаем внимание на аргументированность и динамизм изложения материала.
Таким образом, занятия в семейных клубах «Здоровье», «Папа, мама, я -спортивная семья» и др. не только приобщают к здоровому образу жизни, развивают физические качества и навыки, но и способствуют самореализации каждого и взаимообогащению всех. Взрослые и дети лучше узнают друг друга. Создается микроклимат, в основе которого — уважение к личности человека, забота о каждом, доверительные отношения между взрослыми и детьми, родителями и педагогами. В результате обеспечивается взаимосвязь всех составляющих здоровья – физического, психического и социального.
Источник