Влияние занятий физическими упражнениями на развитие ребенка

Влияние занятий физическими упражнениями на развитие ребенка thumbnail

1.3 Влияние физических упражнений на организм ребенка

Физические упражнения считаются средством, стимулирующим физиологические процессы в организме человека со времен Гиппократа. Физические упражнения положительно влияют на работу всех внутренних органов, а систематические занятия улучшают функциональное состояние центральной нервной системы.

Во время выполнения упражнений к работающим мышцам притекает большое количество крови, они получают с кровью питательные вещества и кислород, то есть при регулярных занятиях мышцы укрепляются, их мощность и работоспособность возрастают.

Основных механизмов лечебного действия физических упражнений четыре:

– тонизирующий;

– трофический (то есть управляющий питанием и жизнедеятельностью организма);

– компенсаторный (от слова «компенсация»);

– нормализующий.

Тонизирующее действие физических упражнений выражается в поддержании вегетативных процессов.

Это значит, что тонус сосудов, несовершенный у детей дошкольного, школьного возраста, поддерживается в норме. Кроме того, физические упражнения и подвижные игры улучшают эмоциональное состояние, нормализуют процессы возбуждения и торможения в центральной нервной системе, вызывают у ребенка чувство «мышечной радости». Тонизирующий эффект физических упражнений важен и для повышения сопротивляемости детского организма, повышения устойчивости организма к перегреванию, перегрузкам, действию других экстремальных факторов.

Трофическое действие физических упражнений проявляется в том, что под их влиянием активизируются обменные процессы и регенерация тканей.

Компенсаторное действие физических упражнений проявляется в формировании компенсаций: улучшении работы опорно-двигательного аппарата, совершенствовании сосудистых реакций и работы дыхательной и сердечно-сосудистой систем.

Нормализующее действие физических упражнений заключается в постепенном расширении диапазона функциональных показателей организма ребенка, то есть физические упражнения нормализуют все функции организма. Поскольку для детского организма характерно вовлечение в патологический процесс многих органов и систем, рост и психомоторное развитие ребенка нередко нарушаются. Физические упражнения являются основным средством нормализации двигательной сферы и восстановления физической работоспособности.

По сравнению с организмом взрослого человека детский организм имеет свои специфические физиологические особенности, которые важно учитывать при организации занятий.

Развитие организма ребенка протекает неравномерно: периоды ускоренного роста сменяются периодами его замедления, во время которых происходит дифференцировка тканей организма, то есть ткани также растут и развиваются в различные сроки.

Дошкольный возраст является наиболее важным для формирования движений. В возрасте 5-7 лет:

• повышаются адаптационные возможности сердечно-сосудистой и дыхательной систем к физическим упражнениям;

• интенсивно развивается опорно-двигательный аппарат;

• идет созревание мозжечка, подкорковых образований, коры;

• улучшается механизм сопоставления слова с воспринимаемой действительностью;

• развивается сенсорно-кннестетический контроль, то есть управление движениями с помощью зрения, вкуса, слуха, обоняния, осязания;

• развивается способность к самоанализу и самоконтролю;

• ребенок постепенно осознает потребность в двигательной активности в совершенствовании своего тела.

Движение, по сути, является основной функцией организма ребенка, через движение малыш познает мир, совершенствует костно-мышечную систему, регулирует процессы обмена, от взаимной гармонии которых зависят рост и физическое развитие.

Для того чтобы правильно организовать занятия с ребенком, нужно познакомиться с особенностями анатомического и физиологического развития его организма в различные периоды жизни.

Рост и развитие дошкольников происходит под заметным влиянием вилочковой, щитовидной желез и гипофиза. Так, например, под влиянием гормонов щитовидной железы увеличивается подвижность ребенка, усиливаются процессы окисления и сгорания питательных веществ в организме. В связи с этим в 6-7 лет происходит вытягивание после «периода округления» в 3-5 лет.

В дошкольном, школьном возрасте еще недостаточен процесс окостенения, именно поэтому ярко выражена подвижность в различных суставах и позвоночнике, что при нерациональных нагрузках приводит к деформациям опорно-двигательного аппарата.

Крупные мышцы развиваются раньше мелких, поэтому движения у малышей размашистые, а мелкие и точные движения им выполнить сложно. Мышцы у детей отличаются по строению, составу и функциям. По окраске, они бледнее, чем мышцы взрослых, так как в детских содержится мышцах меньше гемоглобина. Кроме того, мышцы детей бедны белками, жирами и неорганическими солями.

Рост и развитие грудной клетки тесно связаны со становлением функции легких, сердца и печени. В первые годы жизни грудная клетка имеет коническую форму с основанием книзу, к 6-7 годам верхняя часть грудной клетки расширяется, вся она укорачивается, изменяется положение ребер, что способствует увеличению подвижности грудной клетки и позволяет эффективнее осуществлять дыхательные движения. На форму грудной клетки влияют физические упражнения, посадка за столом, а также перенесенные заболевания, например, рахит.

Читайте также:  Сенситивные периоды развития ребенка дошкольного

К 7 годам совершенствуется нервный аппарат, регулирующий сердечную деятельность, поэтому сердечные сокращения становятся более ритмичными, но мышцы сердца еще недостаточно сильные, значит, существует опасность перегрузки сердца при нерациональных занятиях.

К концу дошкольного возраста в крови ребенка увеличивается количество эритроцитов, повышается процентное содержание гемоглобина. Увеличение эритроцитов и гемоглобина свидетельствует о том, что газообмен увеличивается, повышается работоспособность детского организма.

Дыхание у детей более поверхностное, чем у взрослых. Одним из характерных признаков детского дыхания является повышенная вентиляция легких. Интересно, что в детском возрасте намечается различие типов дыхания: у мальчиков развивается диафрагмальное (брюшное) дыхание, а у девочек грудное.

Жизненная емкость легких увеличивается особенно быстро между 6 и 10 годами. Такое увеличение говорит о повышении потребления кислорода и усилении выделения углекислого газа, именно поэтому так важно уделять особое внимание чистоте воздуха в помещении, где вы планируете заниматься с ребенком.

По мере роста ребенка изменяется форма грудной клетки. Глубокое ритмичное дыхание становится возможным при хорошем развитии мышц диафрагмы, передней брюшной стенки, межреберных мышц. Чем лучше развиты мышцы спины, тем больше объем и вентиляция легких сидя и стоя. Вот почему на занятиях важно укреплять перечисленные мышцы.

Для детей дошкольного возраста характерна быстрая смена процессов возбуждения и торможения, то есть способность к саморегуляции у детей невысока. Это и объясняет меньшую устойчивость внимания и эмоциональный характер детских реакций.

Точные движения быстро утомляют детей, поэтому в дошкольном возрасте предпочтительно использовать подвижные игры и игровые упражнения, не требующие длительного напряженного внимания.[14]

Раздел: Медицина, здоровье
Количество знаков с пробелами: 53420
Количество таблиц: 4
Количество изображений: 8

… Разработаны комплексы лечебной фитбол-гимнастики, с учетом возрастных особенностей и вида нарушения осанки детей дошкольного возраста. 3.         Увеличение показателей силы мышечного корсета и антропометрических данных подтверждает, что упражнения фитбол-гимнастикой эффективно воздействуют на коррекцию осанки детей дошкольного возраста. 4.         Изменения показателей антропометрических …

работоспособность больного, которая заметно снижается при патологических процессах. В этой работе я расскажу о применении средств физической реабилитации в лечении сколиозов III и IV степеней. 1. Понятие сколиоза, теоретическое обоснование, анатомическая характеристика Сколиоз представляет собой прогрессирующее заболевание, характеризующееся дугообразным искривлением позвоночника во …

… человека и его трудоспособности. Вместе с тем лечебная физкультура – это самостоятельная научная дисциплина, объединенная по существующему государственному стандарту в единую научную специальность: “лечебная физическая культура и спортивная медицина с курсами курортологии и физиотерапии”, имеющая шифр научной специальности 14.00.51. Это – медицинские науки. То есть специалистом в области лечебной …

… важен учет психологических особенностей ребенка. Одни дети активны и самостоятельны, другие напротив, вялы, малоподвижны. В качестве рекомендаций по использованию игровых приемов в коррекции двигательных нарушений у детей старшего дошкольного возраста с ДЦП необходимо отметить: 1) Необходимо учитывать темп, в котором ведется подвижная игра. Его следует с особой тщательностью регулировать …

Источник

Татьяна Зологина
Влияние физических упражнений на организм ребенка

Физические упражнения, естественные факторы природы – солнце, воздух и вода, их систематическое использование успешно разрешают такие задачи, как укрепление здоровья, закаливание организма, всестороннее физическое развитие и особенно развитие быстроты, силы и выносливости, формирование правильных двигательных навыков, воспитание высоких моральных и волевых качеств.

Известно, что полноценное физическое развитие и здоровье ребенка – это основа формирования личности. Именно в детском возрасте формируются жизненно важные базовые навыки и умения, создается фундамент двигательного опыта, осваивается азбука движения, из элементов которой в последствии формируется вся двигательная деятельность человека.

Для полноценного физического развития ребенка необходимо, чтобы он занимался физическими упражнениями, играл в подвижные игры, пользовался лыжами, коньками, совершал пешеходные экскурсии.

В подвижных играх, физических упражнениях развивается быстрота, ловкость движений, а также находчивость, выдержка, умение действовать сообща.

Читайте также:  На каком периоде роста и развития черепа находится череп ребенка 11 лет

Следовательно, в физическом воспитании должны найти свое место как меры по укреплению здоровья ребенка и закаливанию его организма, так и умело подобранные игры, физические упражнения. Чем яснее родители и воспитатели осознают важность всех указанных задач, тем легче найти общую линию воспитания в семье и в детском саду.

Я считаю,что игра одно из комплексных средств воспитания: она направлена на всестороннюю физическую подготовленность (через непосредственное овладение основами движения и сложных действий в изменяющихся условиях коллективной деятельности, совершенствование функций организма, черт характера играющих.

Почти в каждой игре присутствует бег, прыжки, метания, упражнения на равновесие и т. д. В играх воспитываются основные физические качества ребенка, такие как сила, быстрота, выносливость и совершенствуются разнообразнейшие двигательные умения и навыки.

В нашем детском саду постоянно организуются физкультурные досуги, ежегодно – физкультурные праздники (летний и зимний, когда дети показывают свои умения, соревнуются в скорости и ловкости.

Основные движения ребенка в возрасте от 3 до 7 лет постепенно совершенствуются. Чтобы убедиться в этом, достаточно сравнить, как ходят, бегают, прыгают трехлетние и семилетние дети, как выполняют они задания, связанные с быстротой, ловкостью, умением владеть своими движениями, действовать сообща, преодолевать препятствия.

Но не только возраст играет здесь роль. Все эти ценные качества и умения развиваются хорошо, если ребенок имеет возможность упражняться; в противном случае он и к концу дошкольного возраста остается неловким в движениях, несмелым.

Важно подбирать для детей игры и доступные упражнения, всесторонне развивающие их. В подвижных играх развиваются физические силы детей, крепнет здоровье, лучше становится аппетит, сон.

В коллективном воспитании детей в детском саду подвижным играм мы уделяем большое внимание. Ежедневно с детьми проводится та или иная игра,выбираются игры с разными видами движений: с бегом, прыжками и т. д.

В воспитании физически крепкого, всесторонне развитого ребенка значительное место отводится также гимнастике. Каждый комплекс упражнений повторяется две недели. Во время гимнастики обеспечена максимальная двигательная активность детей.

Следует также присматриваться к тому, как ребенок ходит, бегает, прыгает, и, если нужно, показать ему правильные приемы движений.

Адаптационные возможности органов дыхания и сердечнососудистой системы в дошкольном возрасте ниже, чем у взрослых, поэтому физические упражнения строго дозируются.

Можно использовать готовые комплексы, а можно составлять самим с таким расчетом, чтобы в них принимали участие основные мышечные группы и системы детского организма: потягивание, ходьба, мышцы шеи, рук и плечевого пояса, мышцы туловища и живота, мышцы ног, общего воздействия, силового характера, на расслабление, дыхательные.

Полезны занятия в форме так называемых двигательных рассказов, где ребенок может создавать знакомые ему образы, т. е. имитировать и подражать героям.

Использование таких приемов, образных сравнений соответствует психологическим особенностям дошкольников, облегчает процесс запоминания, освоения упражнений, повышает эмоциональный фон занятия, способствует развитию мышления, воображения, творческих способностей, познавательной активности.

Источник

К сожалению, статистика неумолимо констатирует ухудшение общего состояния здоровья детей в России. Множество факторов тому виной. Влияние экологических факторов, ритм современной жизни, появление гаджетов, компьютеров, нагрузка в школе и даже в детском саду; переутомление, влияние многочисленных электроприборов, окружающих ребенка вместо цветов и деревьев, элементарное отсутствие прогулок на свежем воздухе – ослабляют здоровье маленького человека. Поэтому важно укреплять защитные силы организма профилактическими мероприятиями, направленными на усиление иммунитета, а также с помощью физической активности. Чем раньше начать заниматься физкультурой и спортом, тем больше будет пользы для физического и психологического здоровья. Физкультура, спорт и здоровье находятся в тесной взаимосвязи. Существуют два разных понятия: физкультура и спорт. Физкультура направлена на укрепление здоровья, а спорт направлен на получение максимального результата и спортивных наград.

Физическая культура положительно влияет на рост, развитие и укрепление детского организма. Актуальными задачами являются привитие детям интереса к занятиям физическими упражнениями, обучение их доступным двигатель­ным умениям. Но физкультура – это не просто бег и приседания. Это принцип, идеология, система, включающая комплекс действий и упражнений, грамотно поставленных и правильно выполняемых. Поэтому для того, чтобы занятия физкультурой были эффективны и приносили пользу организму, необходимо следовать некоторым правилам. Физкультура для детей разных возрастов включает в себя очень разные мероприятия. Физкультура для детей до года – это рефлекторные, пассивные и активные упражнения, По мере взросления ребенка упражнения становятся более сложными и разнообразными. Вначале все происходит в игровой форме, но ближе к 6-летнему возрасту приближается к школьному уроку. Родители должны проявлять заинтересованность в том, чтобы в режиме дня детей ежедневно предусматривалась их двигатель­ная активность. Важно, чтобы в использовании всех возможностей физической культуры достигалась совместная работа дошкольных учрежде­ний и семьи. Если меры по укреплению здоровья ребенка, про­водимые в детском саду, дополняются ежедневными упражнения­ми и подвижными играми в семейных условиях (с учетом индиви­дуальности ребенка, использования разнообразных упражнений), у него развиваются индивидуальные склонности и интересы.

Читайте также:  Роль семейного воспитания на психическом развитии ребенка

Семья во многом определяет отношение детей к физическим упражнениям, их интерес к спорту, активность и инициативу. Дети особенно восприимчивы к убеждениям, положительному поведению отца, матери, укладу жизни семьи. Поэтому желательно родителей вовлекать в активный педагогиче­ский процесс, чтобы полученные ими знания воплощались в конкретной работе по воспитанию детей.

Движение, физкультура и спорт — это возможность дать ребенку жизненно необходимую для организма нагрузку. Малая физическая активность ребенка может привести к ряду серьезных изменений в его организме. Сегодня у 4-8% школьников выявлено ожирение. Оптимальным возрастом для начала занятий физкультурой считается – 6 лет. На различные танцевальные кружки возможен прием 4-5 летних детей. В любом случае, ребенка следует отдавать не туда, куда взрослым хочется, а в ту секцию, которая наиболее ему подходит – по весу и росту, по степени эмоционального формирования.

Положительные характеристики спорта:

  • при физических занятиях в человеческом организме происходит ускорение процессов метаболизма, в результате чего интенсивно сжигаются клетки жира;
  • спорт помогает укреплению иммунитета, особенно против вирусных и простудных заболеваний;
  • регулярные тренировки способствуют здоровому образу жизни, исключая курение табака и употребление алкогольных напитков;
  • спорт положительно влияет на позвоночник человека, вырабатывая правильную здоровую осанку;
  • постоянные спортивные занятия способствуют укреплению мышечного каркаса, улучшают костную ткань, кислород намного легче поступает ко всем мышцам, за счет этого улучшается метаболизм в клетках и липидный обмен;
  • благодаря занятиям спортом появляется большое количество сосудов, улучшается состояние сердечно – сосудистой системы;
  • благотворно воздействует на нервную систему человека. Во время занятий спортом улучшается быстрота и ловкость, а также быстрота реакции;
  • улучшает внимание и познавательные способности детей;
  • человек становится более выносливым. Спорт воспитывает характер.

За счет новых движений и командных игр, например, игра в баскетбол, волейбол, футбол, развивается боковое зрение, что способствует быстроте принятия решений. Улучшается мозговая деятельность. В процессе двигательной активности вырабатываются эндорфины, гормоны счастья, которые повышают настроение и дают чувства удовлетворенности жизни.

В тех случаях, когда у ребенка есть проблемы со здоровьем, рекомендуются занятия лечебной физкультурой. Лечебная физкультура — комплекс физических и дыхательных упражнений, который оказывает общеоздоровительное и терапевтическое действие на юный организм. Занятия ЛФК очень полезны при хронических или врожденных патологиях опорно-двигательного аппарата, дыхательной, пищеварительной системы. Регулярная адекватная физическая нагрузка способствует гармоничному развитию ребенка и снижает частоту простудных и других заболеваний. Помимо основной задачи, лечебная физкультура обеспечивает необходимый положительный эмоциональный фон. Соревновательный дух в компании сверстников помогает выработать благоприятную мотивацию, являющуюся необходимым условием тренировки.

Продолжительность занятий лечебной физкультуры:

20-50 минут (в зависимости от возраста, физической подготовленности, выраженности нарушений, психоэмоционального состояния ребенка, особенностей лечебного комплекса).

Занятия проводятся под руководством специалиста-инструктора, где решаются следующие задачи:

  • выработка навыка правильной осанки;
  • укрепление и оздоровление всего организма, тренировка дыхательной системы, сердца;
  • расслабление и растягивание перенапряженных мышц;
  • тренировка ослабленных мышц;
  • удовлетворение физических и социальных потребностей ребенка в саморазвитии.

Итак, влияние физкультуры на здоровье ребенка трудно переоценить.

Источник