Влияние взрослого на речевое развитие ребенка презентация

Влияние взрослого на речевое развитие ребенка презентация thumbnail

Влияние общения взрослого с ребенком на развитие речи и коммуникативных навыков ребенка.
Учитель-логопед Иванова Т.Е.
Выбранная нами профессия педагога требует, чтобы мы говорили правильно, доступно, выразительно.
 Культура речи, как наука о языке, может и должна:

  • помочь детям овладеть нормами литературного языка,
  • привить любовь к родному языку,
  • научить отличать литературную речь от примитивной разговорной,
  • помочь освободиться от “сорных” слов.

Речь – это форма существования языка, его воплощение, реализация.

  • Речь, как средство общения, одновременно выступает и как источник информации, и как способ взаимодействия собеседников.

В структуру речевого общения входят:

– значение и смысл слов, фраз
– речевые звуковые явления
– выразительные качества голоса

В успешной организации педагогического процесса многое зависит от культуры общения воспитателя.
Культура – это духовный запасник общества. Внешняя культура представляет собой совокупность положительно оцениваемых целей и норм.

Культура речи – это совокупность навыков и знаний человека, обеспечивающих целесообразное и незатрудненное применение языка в целях общения, владение нормами устного и письменного литературного языка (правилами произношения, ударения, словоупотребления, грамматики, стилистики), а также умение использовать выразительные средства языка в различных условиях общения в соответствии с целями и содержанием речи.

Хорошая речь

логичность

точность

чистота

богатство

Выразите-льность

уместность

Речь правильная

Орфоэпические нормы

Лексические нормы

Грамматические нормы

Стилистические нормы

Орфографические нормы

Пунктуационные нормы

Давайте вместе ПОВТОРИМ

  • ПРАВИЛЬНО
  • Избал`ованный
  • новорождённый
  • мусоропров`од
  • нефтепров`од
  • газопров`од
  • медикам`енты
  • стол`яр
  • катал`ог
  • парт`ер
  • к`ухонный
  • доб`ыча
  • ц`ентнр
  • изобрет`ение
  • ход`атайствовать
  • лом`оть
  • прид`анное
  • приобрет`ение
  • прир`ост
  • разведённый
  • укра`инский
  • усугуб`ить
  • на в`ыборах
  • НЕПРАВИЛЬНО
  • изб`алованный
  • новор`ожденный
  • мусоропр`овод
  • нефтепр`овод
  • газопр`овод
  • медик`аменты
  • ст`оляр
  • кат`алог
  • п`артер
  • ух`онный

  • `арест
  • д`обыча
  • центн`ер
  • Ф`арфор
  • изобрет`ение
  • хода`атайствовать
  • л`омоть
  • пр`иданное
  • приобр`етение
  • пр`иост
  • разв`еденный
  • укр`аинский
  • усу`губить
  • на выбор`ах

ИТАК:

  • Конечно, невозможно запомнить ударение во всех русских словах.
  • но вполне возможно:
  • не делать грубых ошибок (ложить, звонят)
  • не нарушать нормы в заранее подготовленных выступлениях

ПРАВИЛА ОБЩЕНИЯ С РЕБЕНКОМ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

  • Дети учатся жить…
  •  
  • Если ребенок растет в критике, он учится осуждать.
  • Если ребенок растет во враждебности, он учится бороться.
  • Если ребенок растет в страхе, он учится предчувствовать недоброе.
  • Если ребенок растет в жалости, он учится жалеть себя.
  • Если ребенок растет среди насмешек, он учится быть замкнутым.
  • Если ребенок растет в ревности, он учится завидовать.
  • Если ребенок растет с чувством стыда, он учится быть виноватым.
  • Если ребенок растет в атмосфере поддержки, он учится быть надежным.
  • Если ребенок растет в обстановке терпимости, он учится быть терпеливым.
  • Если ребенок растет в похвале, он учится быть признательным.
  • Если ребенок растет в атмосфере одобрения, он учится нравиться себе.
  • Если ребенок растет в сочувствии, он учится быть великодушным.
  • Если ребенок растет в честности и справедливости, он учится различать добро и зло.
  • Если ребенок живет в вере, он учится верить в себя и в окружающих.
  • Если ребенок окружен дружелюбием, он знает, что мир – это прекрасное место.

Задание 1.
Прочтите пословицы и поговорки, выделяя голосом главные по смыслу слова: 

Всякому овощу свое время. 
Мягко стелет, да жестко спать. 
Нет лучше дружка, чем родная матушка. 
Что написано пером, не вырубишь топором. 

Источник

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1

Влияние взрослого на речевое развитие ребенка презентация

Влияние общения взрослого с ребенком на развитие речи и коммуникативных навыков ребенка.
Учитель-логопед Иванова Т.Е.

Слайд 2

Влияние взрослого на речевое развитие ребенка презентация

 Культура речи, как наука о языке, может и должна:
помочь детям овладеть нормами литературного языка,
привить любовь к родному языку,
научить отличать литературную речь от примитивной разговорной,
помочь освободиться от “сорных” слов.

Выбранная нами профессия педагога требует, чтобы мы говорили правильно, доступно, выразительно.

Слайд 3

Влияние взрослого на речевое развитие ребенка презентация

Речь, как средство общения, одновременно выступает и как источник информации, и как способ взаимодействия собеседников.

Речь – это форма существования языка, его воплощение, реализация.

Слайд 4

Влияние взрослого на речевое развитие ребенка презентация

– значение и смысл слов, фраз
– речевые звуковые явления
– выразительные качества голоса
В структуру речевого общения входят:

Слайд 5

Влияние взрослого на речевое развитие ребенка презентация

В успешной организации педагогического процесса многое зависит от культуры общения воспитателя. Культура – это духовный запасник общества. Внешняя культура представляет собой совокупность положительно оцениваемых целей и норм.

Слайд 6

Влияние взрослого на речевое развитие ребенка презентация

Культура речи – это совокупность навыков и знаний человека, обеспечивающих целесообразное и незатрудненное применение языка в целях общения, владение нормами устного и письменного литературного языка (правилами произношения, ударения, словоупотребления, грамматики, стилистики), а также умение использовать выразительные средства языка в различных условиях общения в соответствии с целями и содержанием речи.

Слайд 7

Влияние взрослого на речевое развитие ребенка презентация

Слайд 8

Влияние взрослого на речевое развитие ребенка презентация

Слайд 9

Влияние взрослого на речевое развитие ребенка презентация

ПРАВИЛЬНО
Избал`ованный
новорождённый
мусоропров`од
нефтепров`од
газопров`од
медикам`енты
стол`яр
катал`ог
парт`ер
к`ухонный
доб`ыча
ц`ентнр
изобрет`ение
ход`атайствовать
лом`оть
прид`анное
приобрет`ение
прир`ост
разведённый
укра`инский
усугуб`ить
на в`ыборах

НЕПРАВИЛЬНО
изб`алованный
новор`ожденный
мусоропр`овод
нефтепр`овод
газопр`овод
медик`аменты
ст`оляр
кат`алог
п`артер
ух`онный
`арест
д`обыча
центн`ер
Ф`арфор
изобрет`ение
хода`атайствовать
л`омоть
пр`иданное
приобр`етение
пр`иост
разв`еденный
укр`аинский
усу`губить
на выбор`ах

Давайте вместе ПОВТОРИМ

Читайте также:  Все о развитии ребенка online

Слайд 10

Влияние взрослого на речевое развитие ребенка презентация

Конечно, невозможно запомнить ударение во всех русских словах.
но вполне возможно:
не делать грубых ошибок (ложить, звонят)
не нарушать нормы в заранее подготовленных выступлениях
ИТАК:

Слайд 11

Влияние взрослого на речевое развитие ребенка презентация

Дети учатся жить…
 
Если ребенок растет в критике, он учится осуждать.
Если ребенок растет во враждебности, он учится бороться.
Если ребенок растет в страхе, он учится предчувствовать недоброе.
Если ребенок растет в жалости, он учится жалеть себя.
Если ребенок растет среди насмешек, он учится быть замкнутым.
Если ребенок растет в ревности, он учится завидовать.
Если ребенок растет с чувством стыда, он учится быть виноватым.
Если ребенок растет в атмосфере поддержки, он учится быть надежным.
Если ребенок растет в обстановке терпимости, он учится быть терпеливым.
Если ребенок растет в похвале, он учится быть признательным.
Если ребенок растет в атмосфере одобрения, он учится нравиться себе.
Если ребенок растет в сочувствии, он учится быть великодушным.
Если ребенок растет в честности и справедливости, он учится различать добро и зло.
Если ребенок живет в вере, он учится верить в себя и в окружающих.
Если ребенок окружен дружелюбием, он знает, что мир – это прекрасное место.

ПРАВИЛА ОБЩЕНИЯ С РЕБЕНКОМ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Слайд 12

Влияние взрослого на речевое развитие ребенка презентация

Прочтите пословицы и поговорки, выделяя голосом главные по смыслу слова: 
Всякому овощу свое время.  Мягко стелет, да жестко спать.  Нет лучше дружка, чем родная матушка.  Что написано пером, не вырубишь топором. 
Задание 1.

Источник

Слайд 1

Влияние общения взрослого с ребёнком на развитие речи и коммуникативных навыков воспитатель: Филькина Е.В ., Бруданина А.Г.

Слайд 2

Наиболее важным средством связи между ребенком и окружающим миром является речевое общение, которое является одной из сложных высших психических функций человека.

Слайд 3

Роль общения в развитии ребенка велика. Общение возникает ранее других процессов и присутствует во всех видах деятельности. Оно оказывает влияние на психическое развитие ребенка, формирует личность в целом и, главное, способно ускорять ход развития ребенка, то есть общение значимо для всестороннего развития ребенка. Речь является важнейшей социальной функцией: она формируется под влиянием речи взрослых и в огромной степени зависит от достаточной речевой практики, нормального речевого окружения, от воспитания и обучения, которые начинаются с первых дней жизни ребенка.

Слайд 4

Различают несколько этапов развития потребности в общении ребенка со взрослым: 1.Потребность во внимании и доброжелательности взрослого. Это достаточное условие благополучия ребенка в первом полугодии жизни. 2.Нужда в сотрудничестве или в соучастии взрослого. Такое содержание потребности в общении появляется у ребенка после овладения им произвольным хватанием. 3.Нужда в уважительном отношении взрослого. Она возникает на фоне познавательной деятельности детей, направленной на установление чувственно не воспринимаемых взаимосвязей в физическом мире. Дети стремятся к своеобразному “теоретическому” сотрудничеству со взрослым, выражающемуся в совместном обсуждении явлений и событий предметного мира. Только понимание взрослым важности для ребенка этих вопросов обеспечивает такое сотрудничество. 4.Потребность во взаимопонимании и сопереживании взрослого. Эта потребность возникает в связи с интересом детей к миру человеческих взаимоотношений и обусловлена овладением детьми правилами и нормами их отношений. Ребенок стремится добиться общности взглядов со взрослым. Это позволит малышу использовать их как руководство в своих поступках.

Слайд 5

Этапы развития речи ребёнка На первом этапе ребенок еще не понимает речи окружающих взрослых и не умеет говорить сам, но здесь постепенно складываются условия, обеспечивающие овладению речью в последующем. Это довербальный этап . На втором этапе осуществляется переход от полного отсутствия речи к ее появлению. Ребенок начинает понимать простейшие высказывания взрослых и произносит свои первые активные слова. Это этап возникновения речи . Третий этап охватывает все последующее время вплоть до 7 лет, когда ребенок овладевает речью и все более совершенно и разнообразно использует ее для общения с окружающими взрослыми. Это этап развития речевого общения .

Слайд 6

Анализ поведения детей раннего возраста ( А.В. Запорожец, М.И. Лисина ) показывает – ничто в их жизни и поведении не делает для них необходимым употребление речи; лишь присутствие взрослого, который постоянно обращается к детям со словесными высказываниями и требует адекватной на них реакции, в том числе речевой («Что это?»; «Ответь!»; «Назови!»; «Повтори!»), заставляет ребенка овладевать речью. Следовательно, только в общении со взрослым перед ребенком встает особая разновидность коммуникативной задачи понять обращенную к нему речь взрослого и произнести вербальный ответ. Поэтому при рассмотрении каждого из трех этапов генезиса речевого общения особое внимание уделяется исследованию коммуникативного фактора как решающего условия появления и развития у детей речи. Коммуникативный фактор влияет на развитие речи у детей в ее межличностной функции на всех трех этапах становления (в довербальный период, в момент возникновения и в дальнейшем ее развитии). Но по всей видимости, такое влияние неодинаково проявляется и сказывается на каждом из этапов. И это связано в первую очередь с тем, что сам коммуникативный фактор изменяется у детей в разные периоды дошкольного детства.

Читайте также:  Развитие теории физического воспитания ребенка в царской россии презентация

Слайд 7

Социальное окружение стимулирует речевое развитие и дает образец речи. Для обмена информацией между ребенком и окружающими людьми используются сигналы или знаки: вначале невербальные, а затем основное значение постепенно приобретает речевая (вербальная) коммуникация. Это способствует развитию навыков общения со сверстниками, развивает возможность совместной игры, что имеет большое значение для формирования адекватного поведения, эмоционально-волевой сферы и личности ребенка.

Слайд 8

Ребенок через общение со взрослым постепенно усваивает значение знаков. Когда ребенок еще только начинает говорить, он овладевает как бы лишь внешней оболочкой языка, ему еще недоступно зрелое понимание его как знаковой системы. Ребенок в разных видах деятельности через взрослого открывает для себя связь между знаком и значением. Благодаря этому знак начинает выступать в основной своей функции – функции замещения. Развитие речи как знаковой формы деятельности не может быть понятно вне его соотношения с развитием других форм. Знаковый смысл постигается в предметной деятельности (ребенок постепенно овладевает функциональным назначением предметов), слово, оставаясь одним и тем же в своем наименовании, меняет свое психологическое содержание. Слово начинает нести в себе знаковую функцию как своеобразный знак, выступающий в определенном значении и используемый для хранения и передачи некоторой идеальной информации о том, что лежит за пределами словесного обозначения.

Слайд 9

Основное и, быть может, наиболее яркое позитивное влияние общения состоит в его способности ускорять ход развития детей. Влияние общения обнаруживается не только в ускорении обычного темпа развития ребенка, но и в том, что оно позволяет детям преодолеть неблагоприятную ситуацию, а также способствует исправлению дефектов, возникших у детей при неправильном воспитании. Исходной, генетически самой ранней формой коммуникативной речи является диалог. Он традиционно рассматривался как обмен партнеров высказываниями-репликами. Исследования О.М. Вершиной, В.П. Глуховa , О.Я. Гойхман и др. показывают, что диалогическая форма общения способствует активизации познавательно-мыслительных процессов.

Слайд 10

С самого раннего возраста ребенка в диалог вовлекает взрослый. Далее опыт речевого общения со взрослыми ребенок переносит в свои взаимоотношения со сверстниками. У старших дошкольников ярко выражена потребность в самопрезентации, потребность во внимании сверстника, желание донести до партнера цели и содержание своих действий. Одним из ведущих факторов развития речи детей в ДОУ является речевая среда, окружающая ребенка. Неотъемлемым фактором этой самой среды является воспитатель, его речь. Она служит ребенку образцом, эталоном. Именно у старших ребенок учиться вести диалог, выстраивать отношения с окружающими, усваивает нормы речевого этикета. Неполноценная речевая деятельность накладывает отпечаток на формирование у детей сенсорной, интеллектуальной и аффективно-волевой сферы. Отмечается неустойчивость внимания, ограниченные возможности его распределения. При относительно сохранной смысловой, логической памяти у детей снижена вербальная память, страдает продуктивность запоминания. Они забывают сложные инструкции, элементы и последовательность заданий.

Слайд 11

Основным методом формирования диалогической речи в повседневном общении является разговор воспитателя с детьми (неподготовленный диалог). Это наиболее распространенная, общедоступная и универсальная форма речевого общения воспитателя с детьми в повседневной жизни. Данный метод является самым естественным методом приобщения детей к диалогу, поскольку стимулом к участию в разговоре служат коммуникативные мотивы. Аналогичными по степени коммуникативности можно считать и правильно организованные беседы с детьми (подготовленные разговоры). Именно поэтому беседы и разговоры воспитателей с детьми рассматриваются как традиционные способы постоянного, каждодневного речевого взаимодействия педагога с детьми.

Слайд 12

Выбранная нами профессия педагога требует, чтобы мы говорили правильно, доступно, выразительно. Культура речи, как наука о языке, может и должна: помочь детям овладеть нормами литературного языка; привить любовь к родному языку; научить отличать литературную речь от примитивной разговорной; помочь освободиться от “сорных” слов.

Читайте также:  Психологические особенности развития новорожденного ребенка

Слайд 13

Решающую роль в становлении речи и использовании ее ребенком играют факторы коммуникативного характера. Первая – межиндивидуальная – функция речи не только генетически исходная, но и основополагающая в становлении речи. Ребенок начинает говорить только в ситуации общения и только по требованию взрослого партнера. Прежде всего это подтверждается практикой воспитания детей.

Слайд 14

В раннем возрасте у детей выделяются четыре формы общения со взрослым: ситуативно-личностное, ситуативно-деловое, внеситуативно -познавательное и внеситуативно -личностное.

Источник

Слайд 1

«Роль речевого окружения и речевого общения в развитии речи ребенка». Кабанова Светлана Анатольевна Психолого-педагогический факультет Логопедия

Слайд 2

Речь – это средство человеческого общения, причем главное и основное. Благодаря слову человек общается с другими поколениями, передавая, накапливая, сохраняя опыт человечества. Информацию , которую нельзя передать с помощью органов чувств – понятия, определения, эмоции, обычаи, нравы, – можно передать только с помощью речи. Но речь, не только средство общения, – это главный инструмент мышления.

Слайд 3

Речь – процесс многосторонний. Он включает в себя звуковую функцию. Это умение воспринимать и воспроизводить правильно звуки, умение чувствовать ритм, интонацию. Самым первым и главным является создание правильной речевой среды в семье, а самое важное здесь – благоприятная эмоциональная обстановка.

Слайд 4

Речь ребенка начинает развиваться до его рождения на свет и что крайне важно уже в этот прекрасный период вынашивания малыша, общаться с ним, что-то ему рассказывать, делиться положительными впечатлениями и создавать уже тогда тёплую эмоциональную атмосферу.

Слайд 5

Если родители: – часто общаются с ребенком; – играют с ним; – читают ему книги ; – учат с ним стихи, то обычно речь ребенка развивается своевременно и правильно. Родители должны знать, что речь не передается по наследству, ребенок перенимает опыт речевого общения от окружающих, то есть овладение речью находится в прямой зависимости от окружающей речевой среды.

Слайд 6

Очень важно, чтобы взрослые в разговоре с ребенком : – следили за своим произношением; – говорили с ним не торопясь ; – четко произносили все звуки и слова спокойным, приветливым тоном. Неряшливая , торопливая речь взрослых отрицательно скажется на речи ребенка, он может также не внимательно относиться к своему высказыванию, не заботиться о том, как его речь воспринимается слушателем.

Слайд 7

Чем раньше родители научат ребенка говорить правильно, тем свободнее он будет чувствовать себя в коллективе

Слайд 8

Отрицательно сказывается на речи ребенка : – частое употребление взрослым слов с уменьшительно – ласкательными суффиксами; произнесение недоступных для понимания слов ; – слов сложных в звуко – слоговом отношении. Если ребенок неправильно произносит какие-либо звуки, слова, не следует передразнивать его, смеяться, или, наоборот хвалить его за такие успехи. В то же время нельзя требовать правильного произношения в тот период жизни малыша, когда этот процесс не закончен.

Слайд 9

Родители (законные представители) должны знать, в какие сроки и какие звуки ребенок должен произносить правильно. Неправильное произношение некоторых звуков на определенных жизненных этапах связано с физиологическими особенностями развития детской речи.

Слайд 10

Родителям очень важно обращать внимание на развитие слуха ребенка. Необходимо оберегать слух ребенка от постоянных сильных звуковых воздействий. При заболеваниях органов слуха своевременно лечить их, и не домашними средствами, а в медицинских учреждениях.

Слайд 11

Немаловажная задача, стоящая перед родителями – научить ребенка управлять речевым дыханием. Следующая важная задача, которая стоит перед родителями – научить ребенка управлять своим голосом.

Слайд 12

Общение со взрослыми обогащает ребенка, доставляет ему много радости. Свое ощущение, радость от увиденного и познанного ребенок выражает в рисунке, в стихотворении.

Слайд 13

Для правильного и эффективного воздействия на формирование речи ребенка родителям нужно учесть следующие моменты: Следует реально оценить состояние здоровья своего ребенка (в последние годы резко увеличилось количество детей с различными отклонениями в развитии головного мозга, а при этом одной из первых страдает именно речь). Если родителей (законных представителей) что-то беспокоит в речевом развитии ребенка, не надо бояться обращаться за консультацией к специалистам. Здесь надо отметить важность и необходимость пропедевтической работы с родителями (законными представителями) детей дошкольного возраста .

Слайд 14

Таким образом важнейшим условием полноценного речевого и общего развития ребенка является своевременное формирование у него грамматического строя языка средствами разнообразной игровой деятельности , поскольку язык и речь выполняют ведущую функцию в развитии его мышления , речевого общения , планирование и организации деятельности его поведения , формирование социальных связей . Спасибо за внимание!

Источник