Влияние взаимоотношений на развитие ребенка

Каркусова Кристина Давидовна
Влияние внутрисемейных отношений на развитие ребенка

Влияние внутрисемейных отношений на развитие ребенка.

«Великие дела рождаются в семье»

«Любовь воспитывается любовью!»

Шалва Амонашвили

Детство – самый важный период в жизни человека. То как оно пройдет, зависит от взрослых, которые находятся рядом. Особую роль играет семья в воспитании и формировании личности ребенка, так как это первая и зачастую почти единственная среда, развивающая его личность. В семье дети опосредуют нормы человеческого общежития, усваивают нравственные ценности.

Л. Б.Шнейдер пишет что: «Гармоничное развитие личности ребенка возможно при сохранении и укреплении его здоровья, определяемого как состояние физического, психического и социального благополучия. Психическое здоровье включает в себя благополучие ребенка в эмоциональной и познавательной сфере, развитии характера и формирование личности, нервно психическое состояние детей». (1, с. 461) Это возможно только в семье. Ребенок является членом семьи. Семья в отсутствии ребенка не является полноценной, так же как ребенок в отсутствии семьи. «Ребенок берет от семьи все, что необходимо для его роста и развития. В свою очередь и семья получает от ребенка все, что необходимо для ее роста и развития» (2, с. 287). Прослеживается конкретная взаимосвязь и взаимовлияние, от ребенка к семье и обратно.

Трудно воспитывать детей в непростом современном обществе. Проблемы, нагрузки на работе сказываются на родителях и в последствии несомненно на детях. Родители искренне любят свое чадо, но не все могут правильно проявлять ее. Они понимают, что ребенку необходимы – одежда, дом, еда, образование, любовь. Секрет любви как к ближнему,так и к детям очень прост: это безусловная любовь,независящая от таких приходящих моментов как: (поступков, возраста и так далее). Нужно любить вне зависимости ни от чего.

Ценностные ориентации, характер взаимоотношений между людьми, нормы поведения, ребенок усваивает, в первую очередь, в семье. Если его любят, с ним считаются, беседуют, играют, то он будет открыт для общения, энергичен, любознателен, здоров, счастлив. У него стремительно происходит формирование интеллекта, чувств, воли. Однако, к сoжалению, так бывает редко.

Тип семьи и ее общественно – экономический статус связаны с индивидуальным формированием ребенка. Полная/неполная, материнская/отцовская, многодетная, альтернативная (отношения не оформлены юридически, маргинальная, студенческая и другие – с такими типами подобных семей, приходится встречаться психологам в своей работе. По статистике, каждые две семьи из трех оказываются проблемными. Согласно наблюдениям и результатам психологических диагностик возможно выяснить у подростков высокий уровень тревожности. Это выражается в наличии отклонений в эмоциональном формировании, в общении (логоневрозы, страхов, агрессии, негативных эмоций (замкнутости). У детей незначительный уровень саморегуляции. Как мы видим, картина печальная.

Как при нехватке воздуха человек начинает задыхаться, а при недостатке ласки он болеет, становится нервным и раздражительным, у него бывают значительные психические срывы. Зачастую это становится причиной болезней желудка, сердца, бессонницы и падение иммунитета. Мало того, “недоласканность” – одна из причин проституции, причем не ради наживы, а для удовлетворения голода на прикосновения.

К примеру, когда ребенок плачет, он ищет поддержку либо у матери, либо у отца, а затем, немного стихнув, начинает рассказывать о случившемся. Что же делает взрослый человек в это время? Он гладит ребенка по голове, по спине. Это один из способов успокоить его. Немаловажную значимость играет частота поглаживания (40 движений в минуту, получается своеобразный массаж. Есть подтверждение, что после сеанса массажа ребенок значительно лучше справляется с математическими задачами.

Проведенные опыты на животных, которые получали постоянные “дозы” ласк позволили выявить то, что те они психологически устойчивее и храбрее. Они быстрее развиваются, лучше соображают и реже болеют. Равнодушное отношение делает животное жестоким и пугливым. То же и с людьми.

Главная суть семейных отношений заключается в том, что их состоянием определяется мера функционирования и эффективности других компонентов воспитательного потенциала семьи. Любое значительное отклонение внутрисемейных отношений от нормы обозначает неполноценность, а нередко и кризис данной семьи, и, как правило, ее воспитательных возможностей (Коломинский Я. Л.).

Одна из особенностей внутрисемейных взаимоотношений заключается, как известно, в том, что способ взаимодействия между сторонами подразумевает непосредственный контакт индивидов в отличие от других общественных отношений, субъекты которых имеют все шансы быть разъединенными пространственными и временными промежутками. Иными словами, внутрисемейные отношения выступают в форме межличностных отношений, осуществляющихся в процессе непосредственного общения. Одним из социально-психологических механизмов становления и развития личности является общение между людьми. Психологи отмечают, общение является одной из главных социальных потребностей человека. Именно во время разговора со взрослыми, дети приобретают навыки речи и мышления, действий, овладевает основами человеческого опыта в различных областях жизни, усваивает правила человеческих взаимоотношений.

Читайте также:  Роль семьи в развитии личности ребенка родительское собрание в доу

Влияниесемьи осуществляется и проявляется следующим образом:

• Семья обеспечивает чувство защищенности, тем самым гарантирует безопасность ребенку при взаимодействии с окружающим миром.

• Дети перенимают от родителей определенные «шаблоны» поведения.

• Родители дают ребенку необходимый жизненный опыт.

• Они влияют на поведение своего чадо, подбадривая либо осуждая конкретные действия, а кроме того используя наказания либо позволяя приемлемую для себя степень свободы в поведении ребенка.

Развитие ребенка зависит от созданных родителями условий для общения, также от четкости и ясности семейного общения.

Принимая какие-либо решения, на первое место родители должны ставить не собственные взгляды, а то, что будет более полезным для ребенка.

В общении у взрослых и детей вырабатываются несколько принципов общения:

1) Принятие ребенка таким, какой он есть.

2) Сопереживание.

3) Равенство.

Вопрос жизненных ценностей в воспитании всегда имел место быть. От того, какие ценности были первенствующими для родителей, зависели, направление воспитательной работы и требуемый результат.

Семья как социальная община выступает, прежде всего, взаимосвязью и взаимодействием между ее членами.

Сухомлинский В. А. писал, человеческая любовь – это могущественная сила воспитания. Тот, кто умножает жизнью своей это бесценное богатство человеческого духа, – тот, Воспитывая самого себя, воспитывает своих детей.

Список литературы:

1. Шнейдер Л. Б. Семейная психология. – М, 2005.

2. Клейберг Ю. А. Психология девиантного поведения. — М.:2001

3. Хрестоматия. Семейная психотерапия. Эйдемиллер Э. Г., Александрова Н. В., Юстицкис В. – Питер, С-П., Москва, Харьков, Минск, 2000.

4. Лесгафт П. Ф. Семейное воспитание ребенка и его значение. – М.: “Педагогика”, 1991

https://www.vashpsixolog.ru/working-with-parents/148-treningi-dlya-roditelej/1001-vliyanie-vnutrisemejnyx-otnoshenij-na-emoczionalnoe-sostoyanie-rebenka

https://azps.ru/articles/kid/kid69.html

Источник

«ВЛИЯНИЕ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ ДЕТЕЙ И РОДИТЕЛЕЙ НА ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ И СОЦИАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ РЕБЕНКА»

Семья – как много значит это слово! Это самый главный институт воспитания ребенка. Человек находится в этой среде в течение значительной части своей жизни и по длительности воздействия на формирование личности является ключевым элементом жизни. Навыки и восприятие реальности ребенок приобретает в семье и сохраняет в течение всей жизни. Воспитание родителей формирует в ребенке модель его поведения в обществе и в будущем при создании собственной семьи.

В целом можно сказать, что роль семьи в формировании личности определяется зависимостью: как складывались взаимоотношения в семье, таким и вырос человек. Уже давно многими психологами и педагогами была доказана это зависимость. Опытному педагогу достаточно пообщаться с ребенком и посмотреть на его поведение, чтобы понять, в какой семье он воспитывается. Точно так же не составляет труда, пообщавшись с родителями, установить, какие качества в их семье приобретут дети. Семья и ребенок – зеркальное отражение друг друга. Нельзя не заметить тот факт, что семья может оказать как положительное, так и отрицательное влияние на развитие ребенка. С одной стороны, никто не любит его больше, чем мама, папа, бабушка, дедушка, брат или сестра, но также никакой другой социальный институт не может потенциально нанести столько вреда в вопросах воспитания и психологического здоровья ребенка.

        Влияние родителей на собственного ребёнка проявляется в самых различных формах. Любое совместное времяпрепровождение, будет это прогулка, готовка обеда или ужина, чаепитие, чтение книг или занятие спортом, несомненно играет важную роль в создании гармоничных семейных отношений. В современном мире очень часто ребенок воспринимает родителей, как указывающий, контролирующий, требующий и жестоко карающий в случае неповиновения орган. Это может объясняться тем, что основные силы родителей расходуются на материальное обеспечение семьи, и зачастую сил не остается на духовное формирование личности ребенка, на его воспитание, а минимальный контакт родителей сводится к контролю за внешним видом, здоровьем, успехам ребенка в образовательном учреждении. Безусловно, такой контроль необходим, поскольку это прививает малышу навыки ухода за собой, ответственность, но крайне важно выстроить с ребенком доверительные и дружеские отношения.

Психология выделяет 3 основных (обобщенных) типа детско-родительских отношений:

1.Оптимальный тип, (демократический стиль воспитания, авторитетный, сотрудничество) где преобладает взаимное доверие между родителем и ребенком. При этом условии положительные качества ребенка усиливаются, а отрицательные преодолеваются или приобретают более допустимые формы. Самооценка ребенка и его представления о самом себе развивается нормально, а процесс воспитания ребёнка родителем облегчается, поскольку родители поощряют личную ответственность и самостоятельность своих детей в соответствии с их возрастными возможностями. Родители требуют от детей осмысленного поведения и стараются помочь им, чутко относясь к их запросам, при этом проявляют твердость, заботятся о справедливости и последовательном соблюдении дисциплины, что формирует правильное, ответственное социальное поведение.

2. Тип излишней вовлеченности (попустительский стиль воспитания, либеральный, снисходительный, гипоопека). Такой тип отношений характеризуется неумеренной родительской любовью, чрезмерной опекой и участием во всех делах ребёнка, даже проникновением в его внутренний мир. Ребенок должным образом не направляется, практически не знает запретов и ограничений со стороны родителей или не выполняет указаний родителей, для которых характерно неумение, неспособность или нежелание руководить детьми. В этом случае эго ребенка как бы ”растворяется”, он растет несамостоятельным, понятия “можно-нельзя”, ”хорошо-плохо” ему не понятны. Неумеренная любовь усиливает существующие у ребенка проблемы развития и порождает проблемы у психически и физически здорового ребенка. Возведя вокруг малыша стену из любви, такие родители тормозят процесс понимания и усвоения им норм поведения в обществе. Они немедленно выполняют любое требование ребенка, часто даже предугадывая его. Они прощают малышу всё, думают и делают вместо него. Их ребенок живет в иллюзорном мире, не ведая ни труда, ни забот, постепенно становясь эгоистичным. Проблема становится особенно заметной при поступлении ребенка в школу. Он совершенно искренне не поймёт требований и запретов учителя, и будет проситься к маме. Навязанная неправильным воспитанием ребёнка его инфантильность проявляется в медленном развитии лобных функций мозга, и, если вовремя не обратить на это внимание, это может принять и необратимый характер.

Читайте также:  Развитие творческой личности ребенка на уроках музыки

3.Тип излишней отстраненности (эмоциональное отвержение, авторитарный стиль воспитания, диктат, доминирование)

Этот тип отношений характеризуют: пренебрежение к ребенку, нежелание считаться с его особенностями и полное отсутствие внимания к нему, что, естественно, оказывает вредное влияние и на развитие личности ребенка. Ребенка либо жестко контролируют (все решения принимают родители, считающие, что ребенок во всем должен подчиняться их воле), либо наоборот, не обращают на него внимания. Родители могут ограничивать самостоятельность ребенка, не считают нужным как-то обосновывать свои требования, сопровождая их жестким контролем, суровыми запретами, выговорами и физическими наказаниями. Все это, а также отсутствие внимания родителя, приводит к низкой самооценке и к самоуничтожению личности ребёнка. При таком воспитании у детей формируется лишь механизм внешнего контроля, основанный на чувстве вины или страха перед наказанием, и как только угроза наказания извне исчезает, поведение ребенка, а в будущем и взрослого человека может стать потенциально антиобщественным. Авторитарные отношения исключают душевную близость с детьми, поэтому между ними и родителями редко возникает чувство привязанности, что ведет к подозрительности, постоянной настороженности и даже враждебности к окружающим

Из этого можно сделать вывод, что тот объем любви, принятия, понимания и уважения, которые родители заложат в своего дитя в детском возрасте, он пронесет по жизни. Как, правило, такой человек вырастает жизнестойким и оптимистичным.

Нельзя также забывать про важность общения детей с бабушками и дедушками, ведь именно они являются тем звеном, которое позволяет не только прикоснуться к истории семьи, но и научиться опыту. Это те люди, которые всегда выслушают, поймут, посочувствуют не только своих детей, но и внуков. Опыт и мудрость старшего поколения зачастую позволяет принять правильное решение в той или иной ситуации, касающейся как воспитания, взаимоотношений, но и элементарных бытовых вопросов, помогут избежать ошибок, нужно лишь уметь прислушиваться к сказанному ими.

Социальное окружение тоже накладывает свои отпечатки на развитие ребенка, но все же ответственность за то, каким вырастет ваш ребенок, кем он станет, ложится на родителей. И только они могут сделать отношения с ребенком гармоничными, дружескими, основанными на взаимном уважении. Воспитание ребенка – сложный и трудоемкий процесс, требующий особых усилий, терпения, наличия времени и, самое главное, искреннего желания вложить в собственного ребенка свои самые лучшие качества и умения для того, чтобы он вырос и смог в полной мере наслаждаться жизнью и жить в социуме, чтобы в будущем суметь построить крепкую семью на основе наглядного опыта своих родителей.

Источник

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

 «Лакшинский детский сад»

Консультация для родителей с использованием ИКТ

«Семейные отношение. Как они влияют на ребенка?»

В последнее время, стал актуален вопрос развития ребенка. Часто специалисты не рассказывают о супружеских отношениях, как будто они не имеют  отношения в семье, никак не влияют на развитие ребенка. Тем не менее, родители и их дети не живут в разделении друг от друга. Поведение матери и отца по отношению друг к другу также формируют психологическое состояние ребенка, как и их отношение к ребенку.

Все взаимоотношения в семье значительно влияют на воспитание и психологическое состояние ребенка. Влияние родителей на воспитание детей достаточно велико.

Ребенок, осмысляя все, что происходит вокруг него, вдумчиво вслушиваются и вглядывается не только в то, что родители ему демонстрируют, но также и то, что родители хотели бы скрыть от чуткого детского восприятия.

Как бы, вам не казалось, но отношение между женой и мужем оказывают большое влияние на развитие ребенка. Дело тут не только в том, что многочисленные ссоры в семье не создают теплую, приветливую и безопасную атмосферу, которая так необходима ребенку или в том, что родители не уделяют нужного времени на воспитание ребенка, но и в восприятии ребенком человеческих отношений.

Читайте также:  Программа развития школа социализации сельского ребенка

Негативная обстановка в семье делают ребенка плаксивным, нервным, агрессивным и непослушным. Если родители выпивают, ругаются и ссорятся, ребенок растет в неблагоприятной среде и исход такого влияния родителей будет плачевным.

 Кажется, что если исключить эти факты, то это будет достаточно для правильного воспитания детей, но нет.

К примеру, если семья внешне даже очень крепкая и приятная, даже может выступать в роли примера для других семей, а ребенок все равно растет нервным, не послушным. Или пример, когда оба родителя квалифицированные педагоги, которые вроде бы знают как правильно воспитать своего ребенка, а их маленький человек растет злым и несчастным

Почему же так?

Обычно родители, столкнувшиеся с этой проблемой, сваливают всю вину на влияние детского сада,  школы, улицы и тому подобное. Но если хорошо приглядеться к этой семье, то станет понятно, что проблемы в поведении ребенка – это его реакция на существующие семейные разногласия, недопонимания между супругами, которые оказывают плохое влияние на ребенка.

Сам факт, что отношения в семье оценивается окружающими, как хорошее, еще не значит, что в данной семье все хорошо. Почти в каждой семье бурлят страсти. Даже в семье, которая рассматривается как примерная, супруги могут недолюбливать друг друга, тем самым образуя между собой «зону безразличия».

Дело в том, что частые разногласия, ссоры между родителями, злоупотребления спиртными напитками более пагубно влияют на воспитание ребенка. Этот фактор подтверждается многими психологами, которые утверждают, что наибольший вред детям наносится при многочисленных ссорах между супругами или другими домотчатцами. Межличностная дистанция, которая во время ссор образуется между супругами или другими родственниками семьи чутко воспринимается ребенком.

Ну теперь вы скажите: с ссорами и конфликтами все понятно, но разве дети осознают,  из-за чего ссорятся родители? Конечно же, большая часть ссор, для ребенка остается незаметной (для родителей, возможно тоже).

Дети встречая необъяснимую ситуацию, самостоятельно додумывают причину ее возникновения – обыденную, простую для их восприятия и в последствии вину за данную ссору перекладывают на себя.

Часто дети пытаются дать свое обоснование родительской ссоре. Если они не находят удовлетворительного объяснения данной проблемы, они воспринимают в качестве данной причины самих себя. К примеру, супруги нервные и злые из-за того, что их сын(дочь) получил(а) двойку в школе. Они недовольны, что он(она) плохо ведут себя. Начинается ссора.

Ребенок, который воспринимает себя, как причину ссоры, испытывает чувство вины, что еще сильнее усугубляет его эмоциональное состояние и в последствии может стать причиной серьезной психологической травмы.

Наши детки искаженно, неточно понимают причины ссор своих родителей, однако это не значит, что если их понимание семейных разногласии неправильное, то таким образом они являются огражденными от возможных отрицательных последствий, которые влияют на воспитание детей.

Семей без конфликтов и ссор не существует, в каждой хоть и редко, но возникают недопонимания. Это естественно. Да и в общем, недопонимания и конфликты – это семейные двигатели. Однако, нельзя оставлять их без решения, так как в последствии они наносят вред, как самим супругам так и их детям. Проблемы нужно решать, а не хранить их в себе.

Заключение:

Дети – это обогащение жизни двух людей, которые связывают себя семейными узами. Они приносят заботу и радость, которые делают любовь более глубокой, осмысленной и человеческой. Без сомнений, ребенку нужны оба родителя – любящие мать и отец. Однако, совместная жизнь двух эмоционально далеких друг от друга людей, часто являются лишь попыткой создать иллюзию семейного благополучия. Все семейные проблемы, пусть и спрятанные за девятью замками, очень сильно влияют на психологическое воспитание ребенка. Если ребенок растет в такой семье, то это чаще всего делает его замкнутым и ему уже трудно будет измениться на протяжении всей жизнь. Соответственно ему будет тяжело общаться с друзьями, в учебном заведении, а потом на работе. Всем давно известно, что правильное общение — это успех в любых отношениях.

Семья- это единый механизм. Плохое поведение ребенка, нарушение его эмоционального состояния, как правило, являются последствиями других семейных «болезней».  Лучшая профилактика – это улаживание семейных отношений, решение собственных проблем. Эти проблемы не изолированы – они имеют прямое отношение к вашим детям.

Помните, ваши семейные проблемы – это не только ваше родительское дело, но и важный фактор, который влияет на развитие вашего ребенка.

Источник