Влияние вредных факторов на развитие ребенка

Все развитие, начиная от созревания по­ловой клетки (гаметы) до рождения зрелого плода, делят на два периода — период прогенеза и период киматогенеза.

        Периоду прогенеза соответствует созревание гамет (яйце­клетки и сперматозоида) до оплодотворения. В этот период возможно возникновение па­тологии гамет — гаметопатии. Патологии гамет могут стать источником наследствен­ных пороков развития или заболеваний, проявляющихся на разных этапах внутриут­робного и внеутробного развития (см. Меди­когенетическое консультирование).

Период киматогенеза исчисляется с мо­мента оплодотворения и образования зиго­ты до родов и делится на три периода.

Первый период — бластогенез — про­должается с момента оплодотворения до 15-го дня беременности, когда идет дробле­ние яйца, заканчивающееся выделением эмбрио- и трофобласта. Патология этого периода называется бластопатией. Она мо­жет проявиться в нарушении имплантации (например, внематочная беременность, приращение плаценты), различных тяжелых пороках развития плода, плаценты. Чаще всего бластопатии приводят к выкидышу в первый месяц беременности.

Второй период — эмбриогенез — охва­тывает отрезок времени с 16-го по 75-й день беременности, когда осуществляетсяосновное формирование органов и образу­ются амнион и хорион. Патология этого периода называется эмбриопатией. К ос­новным видам эмбриопатий относят врож­денные пороки развития, которые охваты­вают чаще не один орган, а систему или системы органов. Беременность, как прави­ло, заканчивается выкидышем, внутриут­робной смертью плода, рождением нежиз­неспособного ребенка.

Третий период — фетогенез — продол­жается с 76-го по 280-й день, когда идет дифференцировка и созревание тканей плода, а также образование плаценты, за­канчивающееся рождением плода. Патоло­гия этого периода называется фетопатией. Фетопатии могут быть инфекционными или неинфекционными. Проявляются чаще всего гипотрофией плода или наоборот крупными его размерами (например, диабе­тическая фетопатия), а также отставанием созревания различных органов.

Какие же факторы вызывают патологию внутриутробного развития плода в различ­ные периоды?

Среди повреждающих факторов, кото­рые могут действовать на внутриутробное развитие плода, начиная с момента зача­тия, можно выделить 5 групп. Это лекарст­венные препараты, физические факторы внешней среды (радиоактивность, тяжелые металлы), заболевания матери (заболевания внутренних и половых органов), вредные привычки (курение, алкоголь, наркотики), инфекции у матери (краснуха, цитомегало-вирус, вирус герпеса, вирус иммунодефици­та человека и др.). Особенно неблагоприят­ное воздействие этих факторов во время созревания половых клеток родителей, мо­мент оплодотворения и в первые месяцы беременности — у эмбриона и плода воз­никают тяжелые пороки развития, часто беременность прерывается.

Лекарственные препараты

Часто приходится принимать различные препараты до и во время беременности в связи с осложнениями состояния здоровья.

Некоторые препараты оказывают крайне неблагоприятное действие на развитие по­ловых клеток, развитие эмбриона и плода, вплоть до его гибели. При этом основным объектом воздействия вводимых при бере­менности лекарственных препаратов явля­ется мама, а невольным получателем их — ребенок. Поэтому крайне опасно занимать­ся самолечением при беременности, а так­же на этапе ее планирования, особенно во второй фазе менструального цикла, в кото­рой может произойти непосредственно за­чатие.

Особенно губительно действие запре­щенных лекарственных веществ на будуще­го ребенка в первые три месяца беременно­сти, которые характеризуются формирова­нием зачатков основных органов плода — действие повреждающих факторов может привести к развитию пороков у ребенка, часто несовместимых с жизнью.

С момента образования плаценты дейст­вие повреждающих факторов хоть и не вызывает выраженные уродства у плода, но приводит к повреждению органов, которые на данный момент формируются.

Какие же препараты нельзя принимать во время беременности?

Антибиотики. Стрептомицин практически полностью проникает через плаценту к плоду. При применении этого препарата, особенно между 3-м и 5-м месяцами бере­менности, может вызвать нарушения фор­мирования органа слуха и после рождения проявиться глухотой.

Канамицин и Гентамицин. Также могут вызвать поражение органа слуха у ребенка, однако их действие выражено слабее, чем у Стрептомицина.

Тетрациклин. При приеме Тетрациклина в ранние сроки беременности могут быть аномалии развития у плода, при приеме в более поздние сроки может нарушаться за­кладка зубов.

Левомицетин. Применение этого антиби­отика вызывает малокровие у плода.

Сульфаниламиды (Бисептол, Бактрим). Могут приводить к поражению головного мозга будущего малыша.

Метронидазол. Не рекомендуется исполь­зовать в первом триместре беременности.

Леворин. Не рекомендуется использовать в первом триместре беременности.

Гризеофулъвин. Вызывает пороки разви­тия у плода. Противопоказан во время бе­ременности.

Препараты хинина вызывают задержку психического развития, нарушение слуха, врожденную глаукому, аномалии мочеполо­вой системы.

Противоопухолевые средства. Категори­чески противопоказаны при беременности. Вызывают множественные пороки развития у плода, выкидыш.

Гормональные препараты.

Глюкокортикоиды. У новорожденных мо­жет быть угнетение коры надпочечников и другие крайне неблагоприятные осложне­ния.

Препараты женских и мужских половых гормонов и их синтетические аналоги: проге-стины, эстрогены, эрготамин, диэтилститль­бестрол, андрогены, тестостерон, метилтес-тостерон — вызывают развитие мужских черт у плода женского пола, врожденные де­фекты органов кровообращения, женские признаки у плода мужского рода, новообра­зования гениталий у плода женского пола, дефекты матки, пениса, недоразвитие поло­вых желез, задержку развития ребенка после его рождения.

Препараты тестостерона (прегнин, нор-стероиды). Возможно, развитие у плодов женского пола явлений ложного мужского гермафродитизма.

Эстрогены. Диэтилстильбестрол вызыва­ет развитие опухолей влагалища и шейки матки у девушек, матери которых во время беременности получали длительное время и в высоких дозах этот препарат. У плодов мужского пола, возможно, поражение вы­водных протоков предстательной железы, крипторхизм.

Антикоагулянгы. Эти препараты широко используются для профилактики и тера­пии тромбозов и тромбоэмболии во время беременности. При этом гепарин и низкомолекулярные гепарины (Фраксипарин) не вызывают состояние кровоточивости у плода и новорожденного. В противопо­ложность этому антикоагулянты непрямо­го действия (Неодикумарин, Синкумар, Фенилин, Варфарин) переходят через пла­центу и могут вызвать состояние несвер­тываемости крови, что весьма опасно воз­никновением кровоизлияния в головной мозг плода при родах. Эти препараты мо­гут также вызвать атрофию зрительного нерва, задержку развития, эпилептический синдром, кровотечения у плода и ново­рожденного.

Мочегонные препараты. Наиболее силь­ный из мочегонных препарат фуросемид может нарушить мочеобразование у плода. Кроме того, он снижает содержание калия в крови у будущей мамы, что сопровожда­ется спазмами мышц. Поэтому фуросемид нежелательно использовать во время бере­менности.

Аспирин. Не рекомендуется принимать в первом триместре беременности и за 2—3 недели до родов. Однако, при особых по­казаниях аспирин женщинам может назна­чаться в низких дозах, начиная с этапа пла­нирования беременности с прекращением его приема в вышеназванные периоды бе­ременности. Аспирин и препарат из этой же группы индометацин могут вызвать по­вышение давления в легочных артериях, кровотечения, внутричерепные кровоизли­яния и смерть плода.

Резерпин. Это препарат от повышенного артериального давления. При длительном применении этого препарата у новорожден­ного может наблюдаться так называемый «резерпиновый ринит» вследствие отека слизи­стой оболочки полости носа, а также явления сонливости, снижение частоты сердцебиения, снижение температуры тела. Поэтому резер­пин противопоказан во время беременности.

Хлортиазид, также применяемый при по­вышении артериального давления, может вызвать угнетение нервной системы, повы­шение артериального давления, анемию у плода.

Ингибиторы АПФ — Энап, Капотен — вызывают аномалии мочеполовой системы у плода.

Антидепрессанты (Амитриптилин, Ими-зин). В отношении этих препаратов нет данных о вызванных ими уродствах у пло­да, однако фирмы-производители не реко­мендуют использовать их в ранние сроки беременности.

Транквилизаторы(Диазепам, Мепротан). Мепротан не рекомендуется принимать в ранние сроки беременности из-за возмож­ного неблагоприятного действия на эмбри­он. Диазепам может вызвать лекарственную интоксикацию у плода, недоразвитие и раз­двоение конечностей, низкое артериальное давление.

Читайте также:  Периодизация речевого развития ребенка дошкольный возраст

Противосудорожные препараты (Фено­барбитал, Фенибут) вызывают поражение печени и центральной нервной системы плода.

Средства для ингаляционного наркоза(Эфир, Галотан) могут вызвать выкидыш.

Противодиабетические препараты (Хлор-пропамид, Диабетон) вызывают пороки развития опорно-двигательного аппарата, поджелудочной железы.

Средства для лечения зоба (Метимазол, Мерказолил) вызывают изъязвление воло-ситой части головы, врожденные заболева­ния щитовидной железы у плода.

Во время беременности противопока­заны также и некоторые виды лекарст­венных растений, поэтому казалось бы безвредное лечение народными методами может привести к печальным последст­виям.

Некоторые из средств народной медици­ны: базилик, вербена, душица, мирровое дерево, можжевельник, пастушья сумка, листья малины, полынь, пустырник, ро­машка аптечная, тимьян обыкновенный — могут вызвать сокращения матки.

Другие: анис, клевер, люцерна, солодка голая, высокие дозы шалфея, хмель обык­новенный — гормональные нарушения.

Характеристика некоторых препаратов по степени оказания вреда на плод

Не доказано вредности для плода в экспери­ментах на животных

Обнаружен вред в экспе­риментах на животных, для человека опасность не доказана

Доказано вредное влия­ние на человека. Назна­чаются только в экстрен­ных случаях

Высокий риск вредного вли­яния на плод.

Абсолютно противопоказаны во вре­мя беременности

Азлоциллин

Адреналин

Азатиоприн

Параметадион

Амилорид

Альдактон

Альдактон

Триметадион

Амоксициллин

Аминокапроновая

Амитриптилин

Эстрадиол

Амфотерицин

кислота

Ацетогексамид

Эстрон

Апрессин

Ангиотензин

Пелентан

Ацетилдигоксин

Аспирин

Пеницилламин

Бензил-пенициллин

Атропин

Резерпин

Парацетамол

Ацетилхолин

Реланиум

Перитол

Бенемицин

Седуксен

Пиопен

Бетаметазон

Спиронолактон

Пиперазин

Персантин

Стрептомицин

Пиперазин

Пилокарпин

Сулиндак

Полимиксин

Пилокарпин

Сульфадиазин

Пробенецид

Примахин

Сульфадиметоксин

Ритодрин

Пропранолол

Сульфаметазин

Соматостатин

Протамин

Таривид

Сулиндак

Рифампицин

Тетрациклин

Тайленол

Скополамин

Тиогуанин

Тербуталин

Стрептокиназа

Толазамид

Тикарциллин

Суксилен

Толбутамид

Фен отер о л

Теофиллин

Фенитоин

Цефазолин

Урокиназа

Фентанил

Цефаклор

Физостигмин

Хлорохин

Цефалексин

Финоптин

Хлорпропамид

Этамбутол

Флагил

Фтивазид

Фуразолидон

Хлортетрациклин

Доксициклин

Ципробай

Циклофосфамид

Ципрофлоксацин

Цитарабин

Цисплатина

Также противопоказаны: женьшень, бе­лена, дурман, красавка, барбарис, чистотел, пассифлора, спорынья, софора, багульник, зверобой, пижма, алоэ, гиацинт, лилия бе­лая, папоротник, петрушка (чаи), сон-тра­ва, фенхель, молочай, хмель, солодка, кру­шина, можжевельник, кубышка, паслен, мак, чилибуха.

Чтобы обезопасить себя от неблагопри­ятного влияния лекарственных препаратов, необходимо придерживаться следующих правил:

  • Никогда не прибегать к самолечению.

  • Уменьшить опасность заболеваний во время беременности (ограничение кон­тактов с больными людьми, в том чис­ле и в семье; избегать употребления продуктов, вызывающих аллергию; не находиться в скученном пространстве: общественный транспорт, метро, ры­нок).

  • При назначении лекарственных препара­тов акушером-гинекологом или врачами других специальностей необходимо по­интересоваться о возможных побочных эффектах и противопоказаний к этому препарату.

  •   Если вы, не зная о беременности, упо­требляли какой-либо противопоказан­ный лекарственный препарат (в том чис­ле гормональные контрацептивы), необ­ходимо проконсультироваться у вашего акушера-гинеколога и генетика для ре­шения о дальнейшем пролонгировании беременности.

Алкоголь

При систематическом употреблении да­же небольшого количества алкогольных на­питков во время беременности и употреб­ление его в момент зачатия ребенка («дети праздника») может возникнуть так называ­емый алкогольный синдром плода, который характеризуется множественными аномали­ями развития, а также нарушениями физи­ческого и психического развития ребенка в дальнейшем.

Риск возникновения алкогольного син­дрома плода повышается при систематиче­ском употреблении алкоголя от 30 до 50% даже на самых ранних сроках беременнос­ти. Особенно опасен даже эпизодический прием алкоголя, если он приходится на так называемый критический период развития плода (в момент зачатия, имплантации или когда в этот промежуток времени формиру­ется тот или иной орган или система орга­низма, что может привести к их порокам развития).

Алкогольный синдром плода проявляет­ся следующими признаками: нарушениями со стороны нервной системы, замедлени­ем роста тела, аномалиями лица, внутрен­них органов и конечностей. Нарушения со стороны нервной системы выражаются в снижении интеллекта, нарушении коорди­нации движений, состоянием возбужде­ния. Задержка роста начинается еще во внутриутробном периоде и становится особенно заметной после рождения ребен­ка. Развитие алкогольного синдрома пло­да обусловлено прямым воздействием на эмбрион и плод этилового спирта и его продуктами распада (уксусный альдегид, или ацетальдегид). Оба вещества быстро проникают через плаценту и накапливаются в органах и тканях плода, особенно в центральной нервной системе. Токсичес­кое действие этилового спирта на плод усиливается благодаря отсутствию в пече­ни плода алкогольдегидрогеназы — фер­мента, разрушающего этанол у взрослых. Дети, родившиеся у родителей, злоупо­треблявших алкогольными напитками (и уж тем более употреблявших их во время или непосредственно перед беременнос­тью), внешне могут и не отличаться от обычных, но у них намного больше веро­ятность появления умственной неполно­ценности, задержки в интеллектуальном и физическом развитии. 

Наркотики

Частота возникновения врожденных аномалий у детей наркоманов составляет 2,5—3%. Отмечается замедленное развитие плода, выше частота мертворождений. Основной опасностью является смерть новорожденного, связанная с полным прекращением поступления наркотиков в его организм. Прием кокаина во время бе­ременности опасен как для матери, так и для плода. Среди осложнений у будущей матери выделяют судороги, разрывы сосу­дов головного мозга, инфаркт миокарда, нарушение ритма сердца, внезапную смерть. Прием кокаина во время беремен­ности вызывает выкидыши, преждевремен­ные роды, задержку внутриутробного раз­вития плода, внутриутробную гибель плода, может привести к множественным порокам развития у плода (врожденные пороки го­ловного и спинного мозга, почек), а к ин­сульту у новорожденного. Морфин, героин и марихуана вызывают выраженные невро­логические расстройства у ребенка. 

Курение

  В сигаретном дыме обнаружено более 4000 вредных веществ, в том числе анти­генные, мутагенные, канцерогенные. Наличие этих веществ позволяет объяснить вредные последствия курения. Среди них окись углерода — токсичный газ, наруша­ющий транспорт кислорода и способный вызвать нарушения функции нервной сис­темы.

Особенно губителен никотин, который обладает выраженным сосудосуживающим действием и оказывает благодаря этому от­рицательное влияние на процессы кровооб­ращения в матке и плаценте. У интенсив­но курящих женщин беременность часто заканчивается самопроизвольными выки­дышами. Никотин — это крайне ядовитое вещество, которое, поступая в кровь бере­менной, может попросту отравить или да­же задушить еще неродившегося младенца, ибо зародыш — особенно в первые 2—3 ме­сяца, — оказывается, очень чувствителен к кислородной недостаточности, а она при курении табака неизбежна.

Кроме никотина в сигаретном дыме со­держатся другие токсичные продукты, вследствие чего у беременных снижается аппетит, масса тела, развивается дефицит витаминов, снижение иммунитета. У куря­щих во время беременности женщин дети рождаются с дефицитом массы тела 300 г и более. Дефицит массы тела сохраняется в течение первого года жизни ребенка. Су­щественное влияние на развитие плода имеет и пассивное курение. Отмечено, что при нахождении в прокуренном помеще­нии также развивается задержка развития плода.

Тем не менее ни за что не соглашайтесь на рентгенологические исследования, если его можно заменить другим видом диагно­стики (например, ультразвуковым). 

  Химические вещества

  Для беременных представляют факторы высокого риска такие вещества, как сви­нец, ртуть, пары бензина, фенола, фор­мальдегида, соединения кадмия, марганца, фтора, мышьяка, пестициды.

Известно, что свинец, независимо от то­го, попадет ли он в пищеварительный тракт в виде солей или вдыхается с воздухом в виде окиси свинца, может вызвать наруше­ние развития головного мозга у ребенка и умственную отсталость.

При воздействии ртути на организм бе­ременной у ее новорожденного возникают детские церебральные параличи и недораз­витие головного мозга.

Поэтому контакт с этими веществами во время беременности должен быть макси­мально ограничен.

Читайте также:  Институт развития ребенка архангельск официальный сайт

Источник

Êëàññèôèêàöèÿ ôàêòîðîâ, âëèÿþùèõ íà ðàçâèòèå ïëîäà, èõ õàðàêòåðèñòèêà è îòëè÷èòåëüíûå ÷åðòû. Âîçäåéñòâèå òàáàêà, àëêîãîëÿ è íàðêîòèêîâ íà îðãàíèçì ìàòåðè è ðåáåíêà, âîçìîæíûå ïîñëåäñòâèÿ. Îñëîæíåíèÿ áåðåìåííîñòè, íàðóøåíèÿ êðîâîîáðàùåíèÿ â çîíå ïëàöåíòû.

Ñòóäåíòû, àñïèðàíòû, ìîëîäûå ó÷åíûå, èñïîëüçóþùèå áàçó çíàíèé â ñâîåé ó÷åáå è ðàáîòå, áóäóò âàì î÷åíü áëàãîäàðíû.

Ðàçìåùåíî íà https://www.allbest.ru/

Äåïàðòàìåíò îõðàíû çäîðîâüÿ íàñåëåíèÿ Êåìåðîâñêîé îáëàñòè

Íîâîêóçíåöêèé ôèëèàë

Ãîñóäàðñòâåííîãî áþäæåòíîãî îáðàçîâàòåëüíîãî ó÷ðåæäåíèÿ

ñðåäíåãî ïðîôåññèîíàëüíîãî îáðàçîâàíèÿ

«Êåìåðîâñêèé îáëàñòíîé ìåäèöèíñêèé êîëëåäæ»

Ðåôåðàò

Âëèÿíèå âðåäíûõ ôàêòîðîâ íà ïëîä

Âûïîëíèë: Ñòåïàíîâà Î.À., ñòóäåíò ãðóïïû ÀÊ-131

Ïðîâåðèë: Ëîíøàêîâà Ì.Ì., ïðåïîäàâàòåëü

2014ã

Ñîäåðæàíèå

Âåäåíèå

1. Êëàññèôèêàöèÿ ôàêòîðîâ, âëèÿþùèõ íà ðàçâèòèå ïëîäà

2.Âëèÿíèå òàáàêà (íèêîòèíà)

3. Îñëîæíåíèÿ áåðåìåííîñòè

4. Âëèÿíèå àëêîãîëÿ

5. Íàðêîòèêè

Çàêëþ÷åíèå

Ñïèñîê èñïîëüçóåìîé ëèòåðàòóðû

Âåäåíèå

Âî âðåìÿ áåðåìåííîñòè âðåäíîå âîçäåéñòâèå íà ðàçâèòèå ñíà÷àëà ýìáðèîíà, à ïîòîì è ïëîäà ìîæåò îêàçûâàòü ìíîæåñòâî ðàçëè÷íûõ ôàêòîðîâ. Ïðè ýòîì ñëåäóåò ó÷èòûâàòü âëèÿíèå âðåäíûõ ôàêòîðîâ íà çäîðîâüå ðîäèòåëåé è âî âðåìÿ ôîðìèðîâàíèÿ ãàìåò, è íàêàíóíå çà÷àòèÿ.  ñâÿçè ñ ýòèì áåðåìåííîñòü íóæíî ïëàíèðîâàòü íà âðåìÿ, êîãäà áóäóùèå ðîäèòåëè çäîðîâû, íå çëîóïîòðåáëÿþò âðåäíûìè ïðèâû÷êàìè, íå ñâÿçàíû ñ âðåäíûìè ïðîèçâîäñòâåííûìè ôàêòîðàìè, íîðìàëüíî ïèòàþòñÿ, îáîþäíî õîòÿò ðåáåíêà. Ïîâðåæäàþùèå ôàêòîðû âî âðåìÿ ïåðèîäà ýìáðèîãåíåçà íàèáîëåå îïàñíû è ìîãóò âûçâàòü ãèáåëü, óðîäñòâî èëè áîëåçíü ïëîäà.

Åñòü ôàêòîðû, êîòîðûå íå âûçûâàþò ïàòîëîãè÷åñêèõ èçìåíåíèé ó ïëîäà, íî ñïîñîáñòâóþò íåâûíàøèâàíèþ, ÷òî â êîíå÷íîì èòîãå âñå ðàâíî ïðèâîäèò ê îñëîæíåíèÿì ó íîâîðîæäåííîãî.

Íåêîòîðûå ôàêòîðû îïàñíû â ëþáûå ñðîêè áåðåìåííîñòè (ðàäèàöèÿ, èíôåêöèè, õèìè÷åñêèå âðåäíîñòè). Æåëàòåëüíî, ÷òîáû æåíùèíà, ïëàíèðóþùàÿ áåðåìåííîñòü, íå ðàáîòàëà íà âðåäíîì ïðîèçâîäñòâå. Åùå â ñòàðèííûå âðåìåíà ìîëîäîæåíàì íå ðàçðåøàëèñü ñïèðòíûå íàïèòêè, íå äîïóñêàëîñü ïëàíèðîâàòü áåðåìåííîñòü âî âðåìÿ ïîñòà, âî âðåìÿ ïîñòîâ áåðåìåííûì ðàçðåøàëîñü ïðèìåíÿòü ñêîðîìíóþ.

1. Êëàññèôèêàöèÿ ôàêòîðîâ, âëèÿþùèõ íà ðàçâèòèå ïëîäà

1. ôèçè÷åñêèå;

2. áèîëîãè÷åñêèå;

3. õèìè÷åñêèå.

Ôèçè÷åñêèå ôàêòîðû, âëèÿþùèå íà îðãàíèçì ìàòåðè è ïëîäà:

Ê íèì îòíîñÿòñÿ ìåõàíè÷åñêèå âîçäåéñòâèÿ, âèáðàöèè, ôèçè÷åñêèå íàãðóçêè. Áåðåìåííûì æåíùèíàì âðåäíî ïîäíèìàòü òÿæåñòè, íîñèòü ñäàâëèâàþùóþ îäåæäó, ÷àñòî ïîëüçîâàòüñÿ ðàçíûìè âèäàìè îáùåñòâåííîãî òðàíñïîðòà, îñîáåííî íà ïîñëåäíèõ ìåñÿöàõ ðàçâèòèÿ ïëîäà. Íåêîòîðûå âèäû äâèæåíèé íå ðåêîìåíäóþòñÿ, ïîýòîìó ñóùåñòâóþò îãðàíè÷åíèÿ, ïðåäóñìîòðåííûå çàêîíîäàòåëüñòâîì, äëÿ òðóäîâîé äåÿòåëüíîñòè áóäóùèõ ìàì. Íî ýòî íå çíà÷èò, ÷òî äâèæåíèÿ ïðîòèâîïîêàçàíû áåðåìåííûì æåíùèíàì. Ìàëàÿ ïîäâèæíîñòü îãðàíè÷èâàåò ôèçè÷åñêîå âîçäåéñòâèå íà ïëîä, ÷òî òîðìîçèò ñîçðåâàíèå íåðâíîé ñèñòåìû è ðàçâèòèå ðåôëåêñîâ.

Áèîëîãè÷åñêèå ôàêòîðû ïîäðàçóìåâàþò âîçäåéñòâèå äðóãèõ îðãàíèçìîâ (âèðóñîâ, áàêòåðèé è äð.) íà îðãàíèçì ïëîäà. Ìèêðîîðãàíèçìû, ïîïàäàÿ â îðãàíèçì æåíùèíû, ìîãóò âûçûâàòü ðàçëè÷íûå èíôåêöèîííûå è âèðóñíûå çàáîëåâàíèÿ. Íàèáîëåå îïàñíûìè ÿâëÿþòñÿ êðàñíóõà è ãåðïåñ (ëèõîðàäêà íà ãóáàõ). Âîçáóäèòåëè áîëåçíåé íàðóøàþò ðàçâèòèå íåðâíîé ñèñòåìû ïëîäà. Ìîãóò ïîÿâëÿòüñÿ óìñòâåííàÿ íåäîñòàòî÷íîñòü, ýïèëåïñèÿ, ãëóõîòà, ñóäîðîãè, ïàðàëè÷è.

Õèìè÷åñêèå âåùåñòâà – òðåòüÿ ãðóïïà ôàêòîðîâ. Ñþäà îòíîñÿòñÿ ïèòàòåëüíûå âåùåñòâà èç ïèùåâûõ ïðîäóêòîâ, ëåêàðñòâåííûå ïðåïàðàòû, íèêîòèí, àëêîãîëü è äð. Åñëè æåíùèíà âî âðåìÿ áåðåìåííîñòè íåäîåäàåò, åé íå õâàòàåò áåëêîâ, æèðîâ, óãëåâîäîâ, è ðåá¸íîê ðîæäàåòñÿ îñëàáëåííûì. Òàêèå äåòè ÷àñòî áîëåþò, ñðåäè íèõ âûøå ïîêàçàòåëü ñìåðòíîñòè. Ïðè íåäîñòàòî÷íîì ïîñòóïëåíèè â îðãàíèçì ìàòåðè êàëüöèÿ è ôîñôîðà íàðóøàåòñÿ ðàçâèòèå ñêåëåòà, ïðè íåäîñòàòêå æåëåçà – íàðóøåíèå îáðàçîâàíèÿ êëåòîê êðîâè, ïðè íåäîñòàòêå âèòàìèíîâ – çàìåäëåíèå ðîñòà ïëîäà. Èçáûòî÷íîå ïèòàíèå ìîæåò çàòðóäíèòü ðîäîâîé ïðîöåññ. Ïîýòîìó íåîáõîäèìî óìåðåííîå è ñáàëàíñèðîâàííîå ïèòàíèå. Äëÿ áåðåìåííîñòè è ðîäîâ âðåäíî êàê ãîëîäàíèå, òàê è ÷ðåçìåðíûé íàáîð ìàññû òåëà. Îñîáàÿ êàòåãîðèÿ ôàêòîðîâ – ïñèõîàêòèâíûå âåùåñòâà. Íà ýòîé êàòåãîðèè ôàêòîðîâ îñòàíîâèìñÿ ïîäðîáíåå.

2. Âëèÿíèå òàáàêà (íèêîòèíà)

Êàê âðåäèò íîâîðîæäåííîìó òàáà÷íîå óâëå÷åíèå ìàòåðè? Êóðåíèå – âðåäíîå ïðèñòðàñòèå, íåãàòèâíî âëèÿþùåå íà âåñ ðîæäåííîãî ðåáåíêà. Ìàìû äåòåé î÷åíü ðèñêóþò, èáî ïîâûøàåòñÿ âåðîÿòíîñòü ðàçâèòèÿ áîëüøèõ ïðîáëåì ñî çäîðîâüåì â ïåðèîä ìëàäåí÷åñòâà ó äåòåé, ÄÖÏ, ïëîõîãî óìñòâåííîãî ðàçâèòèÿ è ñìåðòè. Òàêèå ïîñëåäñòâèÿ ìîãóò íåñòè ðàçðóøèòåëüíûé õàðàêòåð, èáî âëåêóò çà ñîáîé ïðîáëåìû ñ ïñèõèêîé è ýêîíîìè÷åñêèå ïðîáëåìû îáùåñòâà. Ïðîáëåìû ñ ðàçâèòèåì ðåáåíêà â îðãàíèçìå êóðÿùåé ìàòåðè âëåêóò çà ñîáîé ëèøíèé âåñ íîâîðîæäåííîãî, ïðåæäåâðåìåííûå ðîäû è îáà ôàêòîðà â ñîâîêóïíîñòè. Óæå äàâíî íå ñåêðåò, ÷òî óïîòðåáëåíèå òàáà÷íûõ èçäåëèé ñíèæàåò ñêîðîñòü ðàçâèòèÿ ïëîäà, à ïðåæäåâðåìåííûå ðîäû ñòàíîâÿòñÿ âåðîÿòíåå íà 30%. Îòêàç îò ñèãàðåò äî 16-îé íåäåëè áåðåìåííîñòè ñíèæàåò ðèñê âñåõ ýòèõ âåùåé äî óðîâíÿ íåêóðÿùèõ æåíùèí. Íàèáîëüøóþ îïàñíîñòü âûçûâàåò êóðåíèå â òðåòüåì òðèìåñòðå, â ïåðâûõ äâóõ îïàñíîñòü íå î÷åíü áîëüøàÿ.

Íàïðèìåð, ïîäñ÷èòàíî, ÷òî îäíà âûêóðåííàÿ ñèãàðåòà íåéòðàëèçóåò ïîëîâèíó òîãî êîëè÷åñòâà âèòàìèíà Ñ, êîòîðûé îðãàíèçì ÷åëîâåêà äîëæåí ïîëó÷èòü çà ñóòêè. áåðåìåííîñòü êóðåíèå íàðêîòèê àëêîãîëü

Äîêàçàíî, ÷òî îäíà âûêóðåííàÿ ñèãàðåòà êðàòêîâðåìåííî ïîâûøàåò äàâëåíèå ïðèìåðíî íà 10 ìì. ðò. ñò. Ïðè ñèñòåìàòè÷åñêîì êóðåíèè àðòåðèàëüíîå äàâëåíèå ïîâûøàåòñÿ â ñðåäíåì íà 20-25 %. Èññëåäîâàíèÿ, ïðîâåäåííûå â Íàó÷íî-èññëåäîâàòåëüñêîì èíñòèòóòå ãèãèåíû äåòåé è ïîäðîñòêîâ, ïîêàçàëè èìåþùèåñÿ ó þíûõ êóðèëüùèêîâ íàðóøåíèÿ îáìåíà âåùåñòâ â ìûøöå ñåðäöà, ÷òî ñëóæèò ïðåäïîñûëêîé ê áóäóùèì áîëåçíÿì ñåðäöà.

Åñòåñòâåííî, ÷òî ïàññèâíîñòü îïàñíà íå â ìåíüøåé ñòåïåíè, ÷åì àêòèâíîå ó÷àñòèå. Ðåãóëÿðíîå âäûõàíèå ÷óæîãî äûìà íåêóðÿùåé áåðåìåííîé æåíùèíîé ïðèðàâíèâàåòñÿ ê ïàññèâíîìó âäûõàíèþ òàáà÷íîãî äûìà è âëå÷åò çà ñîáîé âñå îñëîæíåíèÿ è îïàñíîñòè. Ïîñëåäíèå èññëåäîâàíèÿ äîáàâëÿþò ê ðèñêó íèçêîãî âåñà íîâîðîæäåííîãî åùå è îïàñíîñòü îïðåäåëåííûõ âðîæäåííûõ äåôåêòîâ, îñîáåííî ïðè ïëîõîé ýêîëîãèè ìåñòíîñòè è íåðâíîì îáðàçå æèçíè.

Êóðåíèå âûçûâàåò íåìàëîå êîëè÷åñòâî îñëîæíåíèé íà ðàííåé ñòàäèè ðàçâèòèÿ ïëîäà. Ýòà âðåäíàÿ ïðèâû÷êà â ðàííèé ïåðèîä óâåëè÷èâàåò ðèñê âíåìàòî÷íîé áåðåìåííîñòè.  ýòîì ñëó÷àå ðàçâèòèå ýìáðèîíà ïðîèñõîäèò íå â ìàòêå, êàê ïîëîæåíî ïî ïðèðîäå, à â ôàëëîïèåâûõ òðóáàõ èëè â ëþáîì äðóãîì ìåñòå. Ïðè âíåìàòî÷íîé áåðåìåííîñòè íîðìàëüíîå ðàçâèòèå ïëîäà íåâîçìîæíî. Ðåøèòü ýòó ïðîáëåìó íåâîçìîæíî áåç õèðóðãè÷åñêîãî âìåøàòåëüñòâà, èíà÷å æåíùèíà ìîæåò ëèøèòüñÿ æèçíè. Òàêèì îáðàçîì, âðåäíîå ïðèñòðàñòèå ñòàíîâèòñÿ ãëàâíûì ôàêòîðîì, âëèÿþùèì íà âîçíèêíîâåíèå æåíñêîãî áåñïëîäèÿ. Óâëå÷åíèå ïàãóáíîé ïðèâû÷êîé ìîæåò ïðèâåñòè ê âûêèäûøó. Êî âñåìó ïðî÷åìó, òàáà÷íûé äûì ïîâûøàåò ðèñê ïîÿâëåíèÿ îñëîæíåíèé ïëàöåíòû, êîòîðûå ó íåêóðÿùåé æåíùèíû âîçìîæíû â 1% ñëó÷àåâ. Ê íèì îòíîñÿòñÿ ïðåäëåæàíèå ïëàöåíòû, ïðè êîòîðîì êðåïëåíèå ïëàöåíòû ê ìàòêå ïðîèñõîäèò èëè î÷åíü íèçêî, èëè ïîëíîñòüþ ïåðåêðûâàÿ âñþ øåéêó ìàòêè, è îòñëîéêà ïëàöåíòû, ïðè êîòîðîì îòñîåäèíåíèå ïëàöåíòû ïðîèñõîäèò åùå äî ðîäîâ. Îáà ýòè îñëîæíåíèÿ ìîãóò ïðèíåñòè ñìåðòü, êàê ìàòåðè, òàê è ðåáåíêó, îäíàêî êåñàðåâî ñå÷åíèå ìîæåò ïðåäîòâðàòèòü ýòî, õîòÿ íå âî âñåõ ñëó÷àÿõ. Ïðîáëåìû ñ ïëàöåíòîé íàïðÿìóþ ñâÿçàíû ñ ðîæäåíèåì ìåðòâûõ äåòåé, à âûêóðåííàÿ ñèãàðåòà ïîâûøàåò ðèñê ïîÿâëåíèÿ ýòèõ ñàìûõ ïðîáëåì è îñëîæíåíèé.

Êðîìå âíóòðèóòðîáíûõ îñëîæíåíèé òàáà÷íûé äûì óõóäøàåò è ñàì ïåðèîä îæèäàíèÿ ìàëûøà, ÷àùå ðàçâèâàþòñÿ òîêñèêîçû ðàçíûõ òðèìåñòðîâ è òÿæåëåå îíè ïåðåíîñÿòñÿ. Õóæå ðàáîòàåò ïå÷åíü áóäóùåé ìàìû, êîòîðàÿ ïîäâåðãàåòñÿ òîêñè÷åñêîìó äåéñòâèþ òàáà÷íîãî äûìà. Êðîìå ýòîãî, ñóùåñòâóåò ìíåíèå, ÷òî íîâîðîæäåííûå ó êóðÿùèõ, ðîæäàþòñÿ áîëåå áåñïîêîéíûìè. Âåñü îðãàíèçì ýìáðèîíà ïîäâåðãàåòñÿ äåéñòâèþ ïðîäóêòîâ ãîðåíèÿ ñèãàðåòû, êîòîðûå ðàçíîñèò êðîâü êóðÿùåé ìàòåðè.

3. Îñëîæíåíèÿ áåðåìåííîñòè

Êðîâîòå÷åíèÿ, íàðóøåíèÿ êðîâîîáðàùåíèÿ â çîíå ïëàöåíòû;

Âûøå ðèñê çàìåäëåííîãî ïðîòåêàíèÿ ðîäîâ, ñïîíòàííûõ àáîðòîâ, ïðåæäåâðåìåííûõ ðîäîâ – 14% (íåäîíîøåííûå äåòè) èëè îòñëîåíèÿ ïëàöåíòû (ìåðòâîðîæäåíèå).

Ïîñëåäñòâèÿ âîçäåéñòâèÿ íà ïëîä:

Çàìåäëåíèå ðîñòà ïëîäà (óìåíüøåííàÿ äëèíà è ìàññà òåëà ïðè ðîæäåíèè);

Читайте также:  Таблица психического развития ребенка от 1 года до 3 лет

Ïîâûøåííûé ðèñê âðîæäåííûõ àíîìàëèé, ïîíèæåíèå óìñòâåííûõ ñïîñîáíîñòåé;

 2,5 ðàçà óâåëè÷åíà âîçìîæíîñòü âíåçàïíîé ñìåðòè.

Âîçìîæíûå ïîñëåäñòâèÿ íà äàëüíåéøåå ðàçâèòèå ðåáåíêà:

Îòêëîíåíèÿ â ïîâåäåíèè ðåáåíêà, ïîâûøåííàÿ ïðåäðàñïîëîæåííîñòü ê ðåñïèðàòîðíûì çàáîëåâàíèÿì.

4. Âëèÿíèå àëêîãîëÿ

Àëêîãîëü îáëàäàåò âûñîêîé ñïîñîáíîñòüþ ëåãêî ðàñòâîðÿòüñÿ â âîäå è æèðàõ. Íèçêàÿ ìîëåêóëÿðíàÿ ìàññà îáåñïå÷èâàåò åìó áåñïðåïÿòñòâåííîå ïðîõîæäåíèå ÷åðåç âñå òêàíåâûå áàðüåðû îðãàíèçìà, êîòîðûå çàùèùàþò åãî îò ìíîãèõ ïîâðåæäàþùèõ âåùåñòâ. Àëêîãîëü ïîäàâëÿåò ïðîöåññ ñîçðåâàíèÿ ïîëîâûõ êëåòîê, ÷åì ïîâðåæäàåòñÿ ñàìàÿ ãëàâíàÿ èõ ñòðóêòóðà – ãåíåòè÷åñêèé àïïàðàò, è ïîòîìñòâî ðîæäàåòñÿ ñ äåôåêòàìè ðàçâèòèÿ. Ïîâðåæäåííàÿ àëêîãîëåì æåíñêàÿ ïîëîâàÿ ñèñòåìà ÿâëÿåòñÿ ïðè÷èíîé áåñïëîäèÿ, ñàìîïðîèçâîëüíûõ âûêèäûøåé, ïðåæäåâðåìåííûõ ðîäîâ è ìåðòâîðîæäåíèé.

Ïîïàäàÿ â êðîâü ïëîäà, àëêîãîëü, ïðåæäå âñåãî, ïîðàæàåò åãî ìîçã, ïå÷åíü, ñîñóäèñòóþ ñèñòåìó è æåëåçû âíóòðåííåé ñåêðåöèè. Êîíöåíòðàöèÿ àëêîãîëÿ â êðîâè ïëîäà äîñòèãàåò 80-100% îò ñîäåðæàíèÿ åãî â êðîâè ìàòåðè. Ó ïëîäà åùå íå ðàçâèòû òå ñèñòåìû, êîòîðûå îáåçâðåæèâàþò àëêîãîëü â îðãàíèçìå âçðîñëîãî ÷åëîâåêà, ïîýòîìó åãî ïîâðåæäàþùåå âîçäåéñòâèå íà ïëîä áóäåò ãîðàçäî ñèëüíåå è äëèòåëüíåå.  ðåçóëüòàòå íåèçáåæíî âîçíèêàþò ìíîæåñòâåííûå óðîäñòâà ïëîäà, ñîâìåñòèìûå èëè íåñîâìåñòèìûå ñ åãî æèçíüþ. Ïðåæäå âñåãî ñòðàäàåò ìîçã ðåáåíêà, òå åãî ñòðóêòóðû, êîòîðûå îïðåäåëÿþò óìñòâåííóþ äåÿòåëüíîñòü.

Äåòè ñ àëêîãîëüíûì ñèíäðîìîì – ñîâîêóïíîñòüþ âðîæäåííûõ ïàòîëîãè÷åñêèõ ïðèçíàêîâ ó ïëîäà – îòñòàþò â óìñòâåííîì è ôèçè÷åñêîì ðàçâèòèè. Ðîæäåíèå äåòåé ñ óðîäñòâàìè, ýïèëåïñèåé, óìñòâåííîé îòñòàëîñòüþ ÷àñòî ñâÿçûâàþò è ñ àëêîãîëèçìîì îòöà: ó ìóæ÷èí ïîñòåïåííî ïîä âëèÿíèåì ÷àñòûõ ïðèåìîâ àëêîãîëÿ ïðîèñõîäèò ïåðåðîæäåíèå âíóòðåííèõ îðãàíîâ, íàñòóïàþò íåîáðàòèìûå èçìåíåíèÿ â ïå÷åíè, ñîñóäàõ ñåðäöà, ïîëîâûõ æåëåçàõ. Äåòè ó íèõ ðîæäàþòñÿ îñëàáëåííûìè, ÷àñòî è äîëãî áîëåþò, îòñòàþò â ôèçè÷åñêîì è óìñòâåííîì ðàçâèòèè.

Âî ìíîãèõ ñòðàíàõ ìèðà èçäàâíà ñóùåñòâîâàëè îáû÷àè, çàïðåùàþùèå íîâîáðà÷íûì ïèòü ñïèðòíûå íàïèòêè. Íà Ðóñè ìîëîäûì äàâàëè òîëüêî êâàñ. Ýòîò ôàêò ëèøíèé ðàç ãîâîðèò î òîì, ÷òî óïîòðåáëåíèå àëêîãîëÿ îêàçûâàåò ïàãóáíîå âîçäåéñòâèå íà ïîòîìñòâî. Çàïðåò óïîòðåáëÿòü àëêîãîëü ìîëîäîæåíàì îõðàíÿë çäîðîâüå áóäóùèõ äåòåé. Ïðåäêàì ýòî áûëî ÿñíî áåç ãåíåòèêè.  Äðåâíåé Èíäèè êàòåãîðè÷åñêè çàïðåùàëîñü ïèòü âèíî âñåì æåíùèíàì. Íàðóøèòåëüíèöàì ýòîãî îáû÷àÿ âûæèãàëè ðàñêàëåííûì ìåòàëëîì íà ëáó ïðåñëîâóòóþ áóòûëêó.

Äî íåäàâíåãî âðåìåíè áûòîâàëî ìíåíèå î òîì, ÷òî ñîñòîÿíèå îðãàíèçìà îòöà íà ìîìåíò çà÷àòèÿ ðåáåíêà íå èãðàåò ñóùåñòâåííîé ðîëè. Íî ñåãîäíÿ ýòîò ìèô ïîëíîñòüþ ðàçâåÿí. Ïüþùèé îòåö ñïîñîáåí ïîâðåäèòü ñâîåìó åùå íå ðîäèâøåìóñÿ ðåáåíêó. Àëêîãîëü – ÿä äëÿ ëþáîé æèâîé êëåòêè – ñíèæàåò àêòèâíîñòü, ïîäâèæíîñòü ñïåðìàòîçîèäîâ, ëîìàåò, èñêàæàåò èõ íàñëåäñòâåííóþ ñòðóêòóðó.

Ïîâðåæäåíèÿ, âûçâàííûå àëêîãîëåì, ñòàíîâÿòñÿ ïðè÷èíîé íåèçáåæíûõ îòêëîíåíèé, ïîðîêîâ ðàçâèòèÿ ðåáåíêà ñ ñàìîãî íà÷àëà åãî áèîëîãè÷åñêîãî ñóùåñòâîâàíèÿ. Ïîñëåäñòâèÿ óïîòðåáëåíèÿ ñïèðòíîãî áóäóùèìè îòöàìè ìîãóò áûòü òðàãè÷íûìè: íåäîðàçâèòèå ìîçãà ðåáåíêà, îòñòàâàíèå â ïñèõè÷åñêîì ðàçâèòèè, ñëàáîóìèå âïëîòü äî èäèîòèçìà.

Àëêîãîëü ìîæåò ïîâðåäèòü áóäóùèì ìàòåðÿì åùå çàäîëãî äî çà÷àòèÿ. Íå ãîâîðÿ î òîì, ÷òî æåíùèíà ñ åãî “ïîìîùüþ” ìîæåò âîîáùå ëèøèòü ñåáÿ ñ÷àñòëèâîãî ìàòåðèíñòâà. Àëêîãîëü áûñòðî ïîâðåæäàåò îðãàíèçì æåíùèíû, è ÷åì îíà ìîëîæå, òåì ñòðåìèòåëüíåå ýòî ïðîèñõîäèò. Íàðóøàåòñÿ ìåíñòðóàëüíûé öèêë – ñîçäàþòñÿ íåáëàãîïðèÿòíûå óñëîâèÿ äëÿ çà÷àòèÿ. Âñëåäñòâèå àëêîãîëüíîé èíòîêñèêàöèè ÿè÷íèêè âûðàáàòûâàþò íåäîçðåëûå, íåïîëíîöåííûå ÿéöåêëåòêè. Åñëè òàêàÿ ïîâðåæäåííàÿ, íåïîëíîöåííàÿ ÿéöåêëåòêà ñîåäèíÿåòñÿ ïî áèîëîãè÷åñêèì çàêîíàì äëÿ îáðàçîâàíèÿ çàðîäûøà ñî ñïåðìàòîçîèäîì, íåçäîðîâüå áóäóùåìó ðåáåíêó óæå ãàðàíòèðîâàíî.

Òîêñè÷åñêîå, ðàçðóøèòåëüíîå âîçäåéñòâèå ñïèðòíîãî íà çàðîäûøåâûå êëåòêè áóäóùèõ ðîäèòåëåé äëèòñÿ îêîëî äâóõ íåäåëü ñ ìîìåíòà åãî óïîòðåáëåíèÿ. Îòðàâëåííûé àëêîãîëåì ñïåðìàòîçîèä ñëèëñÿ ñ îòðàâëåííîé ýòèì æå ÿäîì ÿéöåêëåòêîé – âîò îíî, ïüÿíîå çà÷àòèå.  ðåçóëüòàòå – èñêàæåííîå ôîðìèðîâàíèå çàðîäûøà, íåïîëíîöåííîå ðàçâèòèå ïëîäà, ìåðòâûé, óðîäëèâûé èëè áîëüíîé ðåáåíîê.

5. Íàðêîòèêè

Óïîòðåáëåíèå íàðêîòèêîâ ïðèâîäèò ê ñåðüåçíûì îñëîæíåíèÿì äëÿ ìàòåðè è ðåáåíêà. Ó áåðåìåííîé âîçìîæíû ñóäîðîãè, ðàçðûâ ñîñóäîâ ãîëîâíîãî ìîçãà, èíôàðêò ìèîêàðäà, ãèïåðòåíçèÿ, íàðóøåíèå íîðìàëüíîãî ðèòìà ñåðäöåáèåíèÿ, àðèòìèè, âíåçàïíàÿ ñìåðòü. Ïðè âíóòðåííåì ââåäåíèè ïîâûøåí ðèñê çàáîëåâàíèÿ âèðóñíûì ãåïàòèòîì è ÂÈ× – èíôåêöèåé. Áåðåìåííîñòü ÷àùå çàêàí÷èâàåòñÿ âûêèäûøåì èëè ïðåæäåâðåìåííûìè ðîäàìè. Åñëè ìàòü óïîòðåáëÿåò íàðêîòèêè, îòìå÷àåòñÿ âíóòðèóòðîáíàÿ çàäåðæêà ðîñòà ïëîäà, ãèïîêñèÿ ïëîäà, âðîæäåííûå àíîìàëèè: ìèêðîöåôàëèÿ, äåôåêòû ðàçâèòèÿ êîíå÷íîñòåé, àíîìàëèÿ ìî÷åâûâîäÿùèõ ïóòåé è êðîâîèçëèÿíèÿ â ãîëîâíîé ìîçã. Âîçìîæíà âíóòðèóòðîáíàÿ ãèáåëü ïëîäà. Òàêîé ðåáåíîê ðîæäàåòñÿ ñ íàðêîòè÷åñêîé çàâèñèìîñòüþ.

Íåãàòèâíîå âîçäåéñòâèå íàðêîòèêîâ íà ðåïðîäóêòèâíóþ ñèñòåìó æåíùèíû è ìóæ÷èíû, ðàçâèòèå ïëîäà. Íàðêîòèêè êðàéíå íåãàòèâíî âëèÿþò íà ñîñòîÿíèå ðåïðîäóêòèâíîé ñèñòåìû ìóæ÷èíû è æåíùèíû, îòðàæàþòñÿ íà ñåêñóàëüíîé æèçíè ÷åëîâåêà, âïîñëåäñòâèè è íà åãî äåòÿõ. Äîêàçàíî, ÷òî ïðèìåíåíèå íàðêîòèêîâ, â êîíöå êîíöîâ, ðàçúåäèíÿåò ëþäåé. Òàê, ïîëîâîå âëå÷åíèå æåíùèí ê ìóæ÷èíàì îñëàáåâàåò â ðåçóëüòàòå íåðâíûõ è ãîðìîíàëüíûõ íàðóøåíèé, à òàêæå íàðóøåíèé ñëîæíåéøåé êîîðäèíàöèè ìåæäó ãèïîòàëàìóñîì è ãèïîôèçîì. Èìåííî ýòè îòäåëû ìîçãà îòâåòñòâåííû çà ïîëîâóþ ôóíêöèþ îðãàíèçìà. Îáñëåäóÿ ìóæ÷èí, êóðèâøèõ ìàðèõóàíó íåïðîäîëæèòåëüíîå âðåìÿ, èññëåäîâàòåëè íå îáíàðóæèëè â èõ ñåìåííîé æèäêîñòè çðåëûõ ñïåðìàòîçîèäîâ, íî çàòî íàñ÷èòàëè áîëüøîå êîëè÷åñòâî óðîäëèâûõ ôîðì ïîëîâûõ êëåòîê. Ïîä âîçäåéñòâèåì íàðêîòèêîâ ó ÷åëîâåêà ñíèæàåòñÿ óðîâåíü ïîëîâûõ ãîðìîíîâ â ïëàçìå êðîâè è ãëàâíûì îáðàçîì òåñòîñòåðîíà, ÿâëÿþùåãîñÿ áèîëîãè÷åñêèì õèìè÷åñêèì âåùåñòâîì, ïîâûøàþùèì ñåêñóàëüíóþ ÷óâñòâèòåëüíîñòü íåðâíûõ îêîí÷àíèé êîæíûõ è ñëèçèñòûõ ïîêðîâîâ. Ó ïîëîâûõ ïàðòíåðîâ ñåêñóàëüíûå ðåàêöèè ìîãóò áûòü ïðèòóïëåíû èëè ïîëíîñòüþ îòñóòñòâîâàòü.

Íàðêîòèêè îêàçûâàþò î÷åíü ñèëüíîå íåãàòèâíîå âëèÿíèå íà ôîðìèðîâàíèå ïëîäà. Ó ðîäèòåëåé-íàðêîìàíîâ äåòè ðîæäàþòñÿ ñ ðàçëè÷íûìè óìñòâåííûìè è ôèçè÷åñêèìè îòêëîíåíèÿìè. Êðîìå òîãî, óïîòðåáëåíèå íàðêîòèêîâ ðîäèòåëÿìè ïàãóáíî ñêàçûâàåòñÿ íà çäîðîâüå èõ äåòåé, è íå òîëüêî òîãäà, êîãäà îíè íàõîäÿòñÿ â óòðîáå ìàòåðè, íî è ïîñëå ðîäîâ. Ìàòü, óïîòðåáëÿþùàÿ íàðêîòèêè, íå ìîæåò êîðìèòü ðåáåíêà ãðóäüþ. Äåòè, ðîæäåííûå ðîäèòåëÿìè-íàðêîìàíàìè, ïëîõî ðàçâèâàþòñÿ, îòñòàþò â óìñòâåííîì è ôèçè÷åñêîì ðàçâèòèè, â äàëüíåéøåì ïëîõî ó÷àòñÿ.

Åñëè îòðàâëåíèå íàðêîòèêàìè â ïåðâûå 3 ìåñÿöà áåðåìåííîñòè ïðèâîäèò ê ðàçíîîáðàçíûì àíîìàëèÿì ñêåëåòíî-ìûøå÷íîé ñèñòåìû, ïî÷åê, ñåðäöà è äðóãèõ îðãàíîâ ðåáåíêà, òî â áîëåå ïîçäíèå ñðîêè íàáëþäàåòñÿ çàäåðæêà ðîñòà ïëîäà. Ó 30-50% ìàòåðåé-íàðêîìàíîê ìëàäåíöû èìåþò íèçêóþ ìàññó òåëà.

Ó ïëîäà, ïðè óïîòðåáëåíèè íàðêîòèêîâ ìàòåðüþ, ìîæåò ñôîðìèðîâàòüñÿ ôèçè÷åñêàÿ çàâèñèìîñòü îò íàðêîòè÷åñêèõ âåùåñòâ.  ýòîì ñëó÷àå ðåáåíîê ðîæäàåòñÿ ñ ñèíäðîìîì àáñòèíåíöèè, êîòîðûé âîçíèêàåò èç-çà ïðåêðàùåíèÿ ðåãóëÿðíîãî ïîñòóïëåíèÿ íàðêîòèêîâ â åãî îðãàíèçì ïîñëå ðîæäåíèÿ. Ðåáåíîê âîçáóæäåí, ïðîíçèòåëüíî êðè÷èò, ÷àñòî çåâàåò, ÷èõàåò. Ó íåãî ïîâûøåíà òåìïåðàòóðà, èçìåíåí ïî ñðàâíåíèþ ñ íîðìîé ìûøå÷íûé òîíóñ.

Èç-çà äëèòåëüíîé âíóòðèóòðîáíîé ãèïîêñèè äåòè ó ìàòåðåé-íàðêîìàíîê ðîæäàþòñÿ ñ íàðóøåíèÿìè äûõàíèÿ, ðàññòðîéñòâàìè äåÿòåëüíîñòè öåíòðàëüíîé íåðâíîé ñèñòåìû, ðàçíîîáðàçíûìè ïîðîêàìè ðàçâèòèÿ.

Çàêëþ÷åíèå

 ïîñëåäíèå ãîäû ìû ìíîãî óçíàåì îá óïîòðåáëåíèè è çëîóïîòðåáëåíèè íàðêîòèêàìè è àëêîãîëåì, à òàêæå îá óïîòðåáëåíèè äðóãèõ ïñèõîàêòèâíûõ âåùåñòâ. Ìû, óçíàåì î òîì, êàê ýòî âðåäèò çäîðîâüþ, êàêèå ïîñëåäñòâèÿ ìîãóò áûòü, íî, ê ñîæàëåíèþ, êîëè÷åñòâî ëþäåé, óïîòðåáëÿþùèõ ÏÀ íå óìåíüøèëîñü, à äàæå íàîáîðîò. ×òî çàñòàâëÿåò ëþäåé óïîòðåáëÿòü òî, ÷òî âðåäèò íå òîëüêî èõ çäîðîâüþ, íî è çäîðîâüþ èõ áóäóùèõ äåòåé.

Íî êàê, íè ñòðàííî, â íàøå âðåìÿ âñå õîòÿò ðîäèòü çäîðîâîãî ðåáåíêà, íî, êàê ãîâîðèòüñÿ, õîòåòü ìàëî, íóæíî åùå è ïðèëîæèòü âñå óñèëèÿ, ÷òîáû îòêàçàòüñÿ îò óïîòðåáëåíèÿ ÏÀÂ. Â íàøåì îáùåñòâå ìàëî êòî çàäóìûâàåòñÿ íàä òåì, êàê ìîæåò îòðàçèòüñÿ íà çäîðîâüå ðåáåíêà îäíà âûêóðåííàÿ ñèãàðåòà èëè âûïèòûé áîêàë âèíà.

È çàêîí÷èâ ñâîé äîêëàä, õîòåëîñü áû, ÷òîáû òî, ÷òî íàïèñàíî â íåì, íå îñòàâèëî ðàâíîäóøíûìè áóäóùèõ ðîäèòåëåé, è ïðåæäå ÷å?