Влияние возрастной субкультуры на развитие ребенка

Влияние возрастной субкультуры на развитие ребенка thumbnail

Влияние субкультур на современных подростков.

Основные понятия субкультуры.

В наше время каждый подросток пытается понять своё предназначение в этой жизни, поэтому он ищет пути самовыражения. Одним из таких путей является определение себя к каким-либо сообществам, направлениям, субкультурам.

Субкультура – это “под” культура. Это ветвь, которая отделилась из множеств общепринятых культур.

Само слово субкультура появилось сравнительно недавно. В 1950 году американский социолог Дэвид Рисмен в своих исследованиях вывел понятие субкультуры как группы людей, преднамеренно избирающих стиль и ценности, предпочитаемые меньшинством. Они, как правило, носят замкнутый характер и стремятся к изоляции от массовой культуры. Развиваясь, они вырабатывают единый стиль одежды (имидж), язык (жаргон, сленг), атрибутику (символику), также общее мировоззрение для своих членов. Субкультурные атрибуты, ритуалы, являются устойчивыми образами поведения, а также ценности, которые хоть и отличаются от таковых в господствующей культуре, но с ними связаны.

Под субкультурой принято понимать культуру различных социальных групп, существующих в рамках официальной культуры. В том случае, когда ценностные установки представителей данной субкультуры не противоречат традиционным ценностям целого социума, речь идет о традиционалистских культурах, которые подразделяются по этапам жизненного цикла (культура детства, молодежная культура, культура зрелых людей, культура пожилых) или профессиональной принадлежности (музыкальная, инженерная, религиозная, политическая и др.). В рамках определенной субкультуры существуют свои нормы, обычаи, ценности, иногда социальные институты.

Влияние субкультуры на современных подростков.

Для того чтобы понять, какое влияние субкультуры оказывают на развитие личности подростка, необходимо рассмотреть различные виды современных молодежных неформальных движений. Ведь каждое из направлений подростковых группировок проявляет свои, отличные от других особенности поведения.

К наиболее агрессивно настроенным и негативно влияющим на формирование личности подростков относятся следующие субкультуры: панки, скинхеды.

Панки. Им присущ активный, злой, агрессивный протест – вызывающие поведение и внешность предназначены для того, чтобы вызвать у представителей старшего поколения и благополучных сверстников крайнюю неприязнь, негодование и вместе с тем страх. Музыка (панк-рок) отличается не только громкостью, неритмичностью, но и неприятными для слуха звуками – скрежетом, визгом и т. п. Тексты песен изобилуют нецензурной бранью. Панки проповедуют насилие во всех его формах.

В свою очередь, для скинхедов (бритоголовых) основной объединяющий фактор – пристрастие к насилию. Обычно они декларируют свою приверженность идеям фашизма и расизма. Восприятие образа жизни, ценностей, представлений, даже внешнего облика других этнических групп происходит с позиции сравнения «их» с «нами». Поскольку, другие отличаются, «они» не такие, как «мы», значит, они «неправильные», плохие. Ведь правильные и хорошие – это «мы». Таким образом, степень их «неправильности» определяется тем, насколько «они» не похожи на «нас». Группы скинхедов, или неонацистов, обычно могут употреблять ПАВ для достижения агрессивного состояния, однако особенностью является тот факт, что время от времени в этой среде возникает тенденция к полной трезвости и спортивному образу жизни (с целью увеличения физической силы и боеспособности).

В молодёжных субкультурах характерен как протест, так и эскапизм (бегство от реальности), что является одной из фаз самоопределения.

К таким субкультурам относятся: эмо, готы, аниме и др.

Быть счастливым в эмо-культуре – это настоящий грех, потому что эмо – как люди чувствительные, должны все воспринимать гораздо более сильно, чем обычные люди, и их жизнь должна состоять из постоянной боли и страданий.

Пирсинг может присутствовать и в языке, губах, ушах, носу, переносице.

В данной субкультуре размыты внешние рамки между полами: мальчики похожи на девочек, девочки – на мальчиков. Эмо культура идеально подходит для людей депрессивных, пассивных, неуверенных в себе, не слишком сильных физически.

Пропаганда эмоциональности в субкультуре эмо упростилась до плаксивости, считается, что культура эмо воспитывает в подростках абсолютную пассивность, равнодушие и нерешительность, эмо-человек не способен дать отпор врагу в реальной борьбе. Кроме того, эмоциональная неустойчивость, характерная для эмо-культуры, тормозит процесс взросления и формирования самоконтроля.

Часто эмо-кидов путают с готами: сходство между готами и эмо, кроме внешнего вида, в негативном и пессимистическом отношении к жизни. И те и другие не находят в окружающем мире понимания. Для эмо – агрессивная и чуждая их тонкой чувствительной натуре среда, то для готов этот окружающий мир – «зло».

Характерными чертами готов является стремление к артистичности и самовыражению (проявляющееся в работе над собственным внешним видом, в занятиях искусством).

Готам присущи: замкнутость, частые депрессии, меланхолия, повышенная ранимость.

Представители аниме испытывают постоянное желание погрузиться в вымышленный мир. Это уводит их от реальных проблем и переживаний и в конечном итоге приводит к неадекватному восприятию реальности, неустойчивости к стрессовым ситуациям.

Глубокая и длительная включенность в неформальное движение подразумевает изменение системы ценностей, изменение мировосприятия, что определяет трудности в последующем возвращении в социум.

Наиболее распространенной среди несовершеннолетних и молодежи на территории Российской Федерации является криминальная субкультура, известная под аббревиатурой «АУЕ». Носителями криминальной субкультуры являются представители криминального мира, которые стремятся передавать устойчивый преступный опыт новым поколениям преступников, массово внедряясь в школы, интернаты и ПТУ. Основные группы риска дети в возрасте от 10-18 лет, т.е. самая беззащитная часть населения, и главное –та ее часть, которой в скором времени предстоит строить будущее. Криминальная субкультура в молодежной среде сегодня требует особого внимания, причем темпы ее распространения вызывают серьезную озабоченность на региональном  и на федеральном уровне. По словам Петра Мордовского, эта тема актуальна и для Бурятии. В июне 2016 году на Госсовете при Президенте РФ по развитию гражданского общества было заявлено о том, что криминальная молодежная культура АУЕ проявляется в 18 субъектах России, в том числе и в Бурятии.

Читайте также:  7 месяцев ребенку развитие что должен

По словам члена президентского совета по правам человека и развитию гражданского общества Яны Лантратовой, чаще всего вербовка идет прямо в школах: старшеклассники описывают 10-11-летним все прелести уголовной романтики и таким способом заманивают их в банды. Первым делом требуют денег на «общак», потом и употребление наркотиков. Чтобы примкнуть к этой субкультуре, не нужно никуда записываться или где-то регистрироваться – достаточно просто заявить о своей симпатии к ее законам (фактически тюремные законы на молодёжный лад). А вот покинуть движение уже нельзя. В отличие от любых других известных субкультур АУЕ – крайне хваткая и агрессивная, хватающая своими щупальцами всё, до чего может дотянуться. При таком раскладе надо полагать, что многие подростки причисляют себя к АУЕ не по собственной воле, а только лишь для того, чтобы чувствовать себя «своим» среди сверстников, а в иных случаях просто ради личной безопасности.

Бедствие расползается через соцсети («ВКонтакте» и Facebook). Как сообщал «Байкал-Daily», в Бурятии уклад АУЕ среди детей и подростков особенно чётко прослеживался в 80-90-е годы. АУЕ – это приветствие в местах лишения свободы. В Бурятии даже в начале двухтысячных годов молодёжь продолжала писать эту аббревиатуру, но уже не понимая значения. Вымогательства в школах Бурятии, а также система «смотрящих» действует и в наше время. К примеру, в 2015 году школьников в Улан-Удэ терроризировали старшие ученики, требуя помогать для «грева зоны». Одного из детей даже затравили угрозами и издевательствами до такой степени, что он хотел повеситься.

Таким образом, каждое неформальное движение оказывает специфическое влияние на личность подростка, идентифицирующего себя как члена данной группировки, но можно выделить и общие тенденции негативного воздействия, а именно: агрессивное или саморазрушающее поведение, мода на аддиктивный (в результате злоупотребления различными веществами, изменяющими психическое состояние  человека) образ жизни, приверженность ценностям криминального мира и совершение правонарушений. В этом случае субкультуры подростков негативно влияют на их мировоззрение, настраивая молодое поколение против других членов общества.

Источник

Краткое описание документа:

Немаловажное значение в процессе социализации личности подростка играют субкультуры. В современном обществе очень велико их разнообразие, актуальность и мода.

Родители не всегда способны контролировать своих детей и, чаще всего, даже не знают об их интересах, проблемах и возможностях. Поэтому большую часть своего свободного времени современные подростки проводят на улице, где свои законы и предпочтения. Там же они могут попасть в какую-либо субкультуру, не все они безопасны, но и не все так плохо влияют на человека, как принято считать.

Большинство людей судят о субкультуре по внешнему виду и поведению некоторых представителей, не учитывая при этом возможность влияния каких-либо факторов и личностных качеств данного представителя. Проявление яркой индивидуальности, особенно во внешнем виде, редко оценивают положительно, чаще таких людей осуждают за то, что они «не такие как все».

Хотелось бы сказать об актуальности исследований, связанных с проблемами молодежи, а конкретно подростков. Исследования в этой области социологии и психологии необходимы для разрешения того кризиса, который переживает сегодня Россия. Только тщательные и систематические исследования в области развития социальной работы с молодежью могут помочь понять причины происходящего в нашем обществе конфликта поколений. Необходимо понять суть молодежных исканий, отрешиться от безусловного осуждения того, что несет с собой молодежная культура, дифференцированно подходить к явлениям жизни современной молодежи.

Также необходимо понять, что молодому человеку нужно определить границы своих реальных возможностей, узнать, на что он способен, утвердиться в обществе.

Подтверждением этому может служить следующая цитата Эриксона: «Молодой человек должен, как акробат на трапеции, одним мощным движением опустить перекладину детства, перепрыгнуть и ухватиться за следующую перекладину зрелости. Он должен сделать это за очень короткий промежуток времени, полагаясь на надежность тех, кого он должен опустить, и тех, кто его примет на противоположной стороне».

Изучение субкультур – относительно новое, но активно развивающееся направление в отечественных гуманитарных науках. За последние два десятка лет по этой тематике наиболее многочисленными являются исследования молодежной субкультуры, раскрывающие социально-философские (С.И. Левикова), эстетические (Э.А. Раманаускайте), социологические (Д.В. Петров), лингвокультурологические (М.А. Солодова), социально-управленческие (Г.М. Иващенко), социально-психологические (Л.В. Шабанов) аспекты данного феномена. Изучены также отдельные разновидности молодежных субкультур (И.И. Клявина, Б.В. Куприянов, А.Е. Подобин, С.В. Родионов, Т.Б. Щепанская), процессы их становления (И.Э. Петрова), взаимодействие молодежных субкультур с социальными институтами (А.А. Артюх, С.А. Воронина) и формами общественного сознания (Ю.А. Сошин), региональные характеристики субкультурной дифференциации молодежи (М.В. Блохина).

Оригинальную концепцию индивидуальной педагогической помощи создал А.В. Мудрик. В ней определены сущность, типы задач, условия эффективности помощи. Сторонники данного подхода (Б.В. Куприянов, О.В. Миновская, М.В. Шакурова) разработали соответствующую методику. Взаимодействие субъектов социального воспитания с представителями юношеской субкультуры раскрывается в научной литературе на основе положений о психолого-педагогической помощи детям с девиантным поведением (М.А. Ковальчук, И.В. Кузнецова, М.И. Рожков).

Читайте также:  Что такое внутриутробное развитие ребенка

Источник

Чистякова Дарья Владимировна

Воспитатель старшей группы

Государственное бюджетное учреждение здравоохранения Пермского края «Краевой детский санаторий для больных туберкулезом № 4»

Юридический адрес: 618400, Пермский край, г. Березники на продолжении ул. Боровая южная часть г. Березники.

электронная почта: darya- chistyakova@list.ru

ДЕТСКАЯ СУБКУЛЬТУРА В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ

Аннотация. В статье рассматриваются отечественные и зарубежные подходы к изучению детской субкультуры. Определяется значение детской субкультуры в дошкольном возрасте. Раскрыты проблемы детской субкультуры в наши дни и как они отражаются на особенностях развития современных детей. Рассматривается возможность использования элементов детской субкультуры (дворовых игр, детского фольклора, коллекциони‐ рования и др.) в качестве формы и содержания целенаправленной образовательной работы с дошкольниками.

Ключевые слова. история/ученые/ детская субкультура / детское воспрятие / диалог / ребенок/ проблемы/пути решения

Что такое детская субкультура?

Детская субкультура — в широком значении — все, что создано человеческим обществом для детей и детьми [2].

В результате исследований ученых в области педагогики и психологии детство было выделено в отдельный возрастной период с пониманием его важности и уникальности для дальнейшего развития человека. С 70‐х годов XX в. в научной литературе закрепился термин «детская субкультура», интерес к которой в последние десятилетия продолжает возрастать. Про детей как особенное “племя” в 1930-е годы одним из первых писал выдающийся русский исследователь детской культуры Виноградов. Однако впервые преставление про детей как субэтнос было высветлено в работах известного американского этнографа детства Маргарет Мид. Дальнейшее развитие эта идея получила в исследованиях русского философа И. Кона и психолога В.М. Осориной.

В России открытие детского фольклора началось во второй половине XIX столетия с появлением сборников «Детские песни» П. Бессонова (1868), «Детские игры, преимущественно русские» Е. Покровского (1887), «Народные колыбельные» А. Ветухова (1892). Однако первым, кто выделил детский фольклор в самостоятельную ветвь народной словесности, сделал попытку классифицировать собранный фольклорно-этнографический материал, был П.В. Шейн. В общечеловеческой культуре детская субкультура занимает подчиненное место, но все-таки обладает относительной автономией, ибо ее основные культурные ценности передаются изустно, из “поколения в поколение” сверстников. Через фольклор ребенок прикасается к живительным пластам народной культуры.

Это потешки, считалки, игровые песенки, заклички, дразнилки и др. В настоящее время складывается многоуровневая градация субкультуры детства: дошкольная, школьная, подростковая и юношеская.

Благодаря детской субкультуре ребенок обретает свою сущность, конструирует свой собственный мир. Так, например:

– дразнилки и обзывалки, высмеивающие ябедничество, плаксивость, жадность, т.е. выполняющие воспитательную функцию, помогают ребенку отстаивать себя при нападках сверстников в форме словесной самозащиты, тренируют эмоциональную устойчивость и самообладание;

– колыбельные песни, потешки, прибаутки для самых маленьких имеют мировоззренческое значение, так как знакомят с простейшей моделью мироустройства: дом-защита и опасный внешний мир, куда до поры до времени ребенку ходить не надо; раскрывают принципы семейного жизнеустройства, формируют базовое доверие к близким и к миру в целом;

– детское собирательство (сокровищницы, тайники, секреты) дает возможность ребенку материализовать свое тайное присутствие в том или ином месте и утвердить себя через эти предметы: «я есть», «я могу», помогает переживать чувство одиночества индивидуального существования, которое возникает в результате формирующейся личностной автономии[1].

Это все то ,что сейчас не хватает современным детям, ведь мы перешли к стремительному переходу к постиндустриальному, информационному обществу, который переживаем мы все и с особой остротой коснулся современного детства

В современной культурной ситуации развития детской субкультуры, на наш взгляд, можно отметить ряд проблем. Прежде всего, это ограничение взрослыми возможностей для развития детской субкультуры. Уменьшилось живое общение, взаимодействие детей со сверстниками . Вторая проблема современной детской субкультуры – это деформация детской субкультуры в результате влияния экрана (телевизионного, компьютерного). Современный ребёнок проводит перед экраном большую часть своего времени, и зачастую экран становится единственным “другом” ребёнка. То, что видит ребёнок с экрана – это продукт низкого качества, не ориентированный на ребёнка, зачастую, совершенно чуждый нашей культуре. Экран демонстрирует ценности власти, богатства, удовольствия, формируя тем самым особое эгоцентрическое мировосприятие ребёнка.

Мультфильмы, которые смотрят дети (иногда по несколько часов в день), по своему образному ряду, по лексике и по содержанию адресованы не дошкольникам, а порой малопонятны даже взрослым.

Под влиянием средств массовой информации детское сообщество перенасыщается элементами культуры взрослых, теряя собственное содержание. В среде современных дошкольников почти не представлен такой важный компонент детской субкультуры, как детский фольклор. Дети не знают мирилок, дразнилок, страшилок и др., не умеют их использовать, а это как раз и есть то содержание, которое передается из поколения в поколение и обеспечивает некоторую стабильность в овладении правилами регуляции поведения и эмоциональных переживаний [1].

Ещё одна проблема мира детства – негативное влияние на детей некоторых распространённых игрушек. Это антиигрушки, которые заглушают творчество ребёнка, его идеальное “Я”, внушают комплекс неполноценности, транслируют ребёнку совершенно чуждые нашей культуре ценности. К таким можно отнести роботов-трансформеров, кукол Барби и Винкс, интерактивные игрушки на английском языке, реалистичные куклы (к примеру «Бэби-бон») и многие другие. Многие книжки написаны совсем не детским языком и не на детские темы.

Многие родители стараются специально одевать дошкольников по взрослой моде, предлагают 4—5 летним девочкам средства для макияжа, устраивают среди них конкурсы красоты, учат их петь и танцевать «как взрослые», словом делают все, чтобы дети как можно раньше перестали быть детьми и почувствовали себя взрослыми.

Читайте также:  Игрушки куклы польза для развития ребенка

Следующая проблема, определяющая специфику современного детства, можно обозначить как его загруженность, чрезмерную упорядоченность и структурированность. Родители, стремясь дать ребенку как можно лучшее образование, занимают его день настолько, что у него не остается свободного времени. Современные дошкольники в среднем помимо детского сада посещают еще два–три кружка [4].

Ученые обеспокоены и проблемой с пространством, в котором существует детская субкультура [3, 5, 8]. Проведенные исследования показывают, что, несмотря на то что в городах имеются детские площадки, но той дворовой культуры, которая формировала детскую субкультуру, нет.

Все обозначенные тенденции безусловно отражаются на особенностях развития современных детей. Первая из них — недоразвитие мелкой и крупной моторики и пространственного образа себя. В результате у детей, долго сидящих перед экраном, нарушено чувство собственного движения и пространственный образ себя. Другая характерная особенность современных детей — отставание в развитии речи. В последние годы и родители, и педагоги все больше жалуются на задержки речевого развития: дети позже начинают говорить, мало и плохо разговаривают, их речь бедна и примитивна. Специальная логопедическая помощь нужна практически в каждой группе детского сада. Такая картина наблюдается не только в нашей стране, но и во всем мире. Как показали специальные исследования, в наше время 25% четырехлетних детей страдают нарушением речевого развития. В середине 70-х годов дефицит речи наблюдался только у 4% детей того же возраста [Пацлав, 2003]. Дефицит активности и самостоятельности современных дошкольников ярко проявляется в снижении уровня сюжетной игры. В последнее время педагоги и психологи все чаще отмечают у детей неспособность к концентрации на каком-либо занятии, отсутствие за- интересованности делом. Данные симптомы были обобщены в картину новой болезни «дефицит концентрации», которая ярко проявляется в обучении и характеризуется гиперактивностью, ситуативностью поведения, повышенной рассеянностью. По данным германских исследований, эти симптомы непосредственно связаны с экранным воздействием [Пацлав, 2003]. Детям, привыкшим проводить время перед экраном телевизора или компьютера, необходима постоянная внешняя стимуляция, без которой они буквально теряют себя. Еще один факт, который отмечают многие родители и педагоги — резкое снижение коммуникативной активности детей. Дети теряют способность и желание самостоятельно занять себя, содержательно и творчески играть. Им не интересно общаться друг с другом, общение со сверстниками становится все более поверхностным и формальным: детям нечего делать вместе, не о чем разговаривать, нечего обсуждать или спорить.

Но, пожалуй, самое явное свидетельство нарастания этой внутренней пустоты — повышение детской жестокости и агрессивности. Конечно, мальчишки дрались всегда, но в последнее время изменилось качество детской агрессивности. Но тенденции в изменении психологии совре- менных детей достаточно очевидны и вызывают естественную тревогу. Наша задача — понять истоки этих тревожных явлений[ 9] .

Говоря о детской субкультуре дошкольников в наши дни следует психологи и педагоги советуют:

-помнить о тенденциях ее трансформации в современном обществе и утрате ряда составляющих (дворовые игры, фольклор и др.);

– учитывать роль взрослых в формировании детской субкультуры и использовании ее как механизма социализации;

– обратить их внимание на необходимость более жестко отслеживать поток информации, выделяя в нем понятные и необходимые детям правила. В этой связи важнейшей задачей становится не только изучение особенностей субкультуры современных дошкольников, но и, в большей степени, поиск адекватных способов сохранения и передачи субкультурного содержания детям.

Список использованных источников:

1. Абраменкова, В.В. Социальная психология детства: развитие отношений ребенка в детской субкультуре» [Текст]: Учебное пособие для студентов университетов, педагогических институтов и психолого-педагогических колледжей / В.В. Абраменкова. – М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2000. – 416 с

2.Битянова, М.Р. Социальная психология[Текст]: Учебное пособие / М.Р.Битянова 2-е изд., перераб– СПб.: «Питер», 2008. – 368 с.

3. Бурлакова И.А., «Тише едешь – дальше будешь» Дворовые игры как элемент детской субкультуры [Текст]: / Дошкольное воспитание. И.А. Бурлакова, Е.Е . Клопотова, Т.В. Коптева -2011. № 12.

4. Иванова Н.В. Социальное развитие детей в ДОУ[Текст]: Метод. пособие/Н.В Иванова,Е.Ю.Брдинова, А.М. Калинина- М.: Сфера, 2008.

5. Котляр (Корепанова) И.А., Соколова М.В. Детская площадка как предмет психологического исследования[Текст]: У истоков развития: Сб. науч. ст/ И.А.Котляр(Корепанова),М.В.Соколов- М.: Изд‐во МГППУ, 2013

6.Мид М. Культура и мир детства / Пер. с англ. М.: Директ‐медиа, 2008.

Мид М. Культура и мир детства [Текст]: учебная литература /М.Мид- Пер. с англ. М.: Директ‐медиа, 2008.

7. Осорина М.В. Секретный мир детей в пространстве мира взрослых. [Текст]: учебная литература /М.В.Осорина-СПб: Питер, 1999.

8. Попкова Т.Д. Детская субкультура как социальный феномен[Текст]: Адрес статьи: www.gramota.net/materials Под ред. Т.Д. Попковой, Б.В. Кондакова. Пермь: Изд‐во Перм. гос. ун‐та, 2010.

9.Смирнова Е.О., Абдулаева Е.А. Условия становления пространственного образа «Я» в раннем возрасте как первой формы самосознания [Текст]: Культурно-историческая психология/Е.О. Смирнова, Е.А.Абдулаева 2009. № 3. С. 16—24

10.Смирнова Е.О., Исследование возрастной адресации мультфильмов [Текст]:Культурно-историческая психология/Е.О. Смиронова, М.В.Соколова М.В., Н.Ю.Матушкина Н.Ю., С.Ю.Смирнова -2014. Т. 10. № 4. С. 27—36.

11.Урунтаева Г.А. Практикум по психологии дошкольника: [Текст]:учеб. пособие для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений./ Г.А Урунтаева- М. : Издательский центр “Академия”, 2009.- 368с.

Источник