Влияние воспитателя на развитие ребенка в детском саду

Влияние воспитателя на развитие ребенка в детском саду thumbnail

Татьяна Лукьянова
Влияние роли воспитателя на формирование личности дошкольника

Очень важную роль в формировании психики ребенка играет воспитатель. Образцами для подражания в поведении дошкольника служат родители и конечно воспитатель.

Дети видят неподдельную радость воспитателя, когда в чем-либо они добиваются успеха, огорчение, когда у них неудача, беспокойство, когда малыш ошибается.

Воспитатель способствует знакомству детей с жизнью людей, которые могли бы служить достойными образцами поведения (сказочные герои, герои рассказов).

Все правила, которым обучают детей в детском саду, постепенно усложняются. В младшем дошкольном возрасте, детей учат соблюдать режим, обращаться с игрушками. Формируют культурно-гигиенические навыки.Также детей этого возраста учат тому что : 1. нельзя драться;

2. нельзя кричать;

3. нельзя отнимать у товарища;

Чем взрослее становится дошкольник, тем больше и сложнее правила взаимоотношений. Усвоение их происходит с большим трудом.

Быстрее других воспринимают педагогические требования и усваивают их как правило поведения дети, перешедшие из ясельных групп в группы детского сада, пришедшие из семей, где их воспитывали правильно. Очень большую роль в освоении правил поведения дошкольником имеет педагогическая оценка. Когда воспитатель поощрает все успехи ребенка в выполнении правил, дети осваивают их быстрее.

Разумными являются формы самоутверждения дошкольника.

Воспитателю необходимо дать ему возможность для удовлетворения потребности в признании взрослыми его поступков, самоутверждения.

Если ребенок не находит понимания у воспитателя, то он находит другие формы самоутверждения, не лучшим образом влияющие на его психическое развитие (разрушает созданные другими постройки, нарушает дисциплину). Важно верно понять истинные мотивы такого поведения ребенка и скорректировать собственную педагогическую деятельность.

Стремясь к самоутверждению, дошкольники получают мотив соревновательности выиграть, победить, быть лучше других. Особенно заметно это стремление у старших дошкольников.

Они любят сравнивать свои успехи с успехами других, могут прихвастнуть, очень переживают свои неудачи.

Интерес к чему- то новому у дошкольника может и не проявляться, если он всего лишь пассивно наблюдает за окружающим. Воспитатель должен помочь ребенку включиться в процесс активного познания действительности. Необходимо использовать в работе с дошкольниками элементы проблемного обучения, дающие возможность ребенку самостоятельно обнаружить новые качества предметов и явлений окружающего мира. С целью развития познавательных интересов у дошкольников (5 – 7 лет) используют насыщенный труд. Дети самостоятельно проращивают семена. Выращивают овощи, наблюдают за ростом растений. Важное значение в формировании поведения личности дошкольника имеют нравственные мотивы. К концу дошкольного возраста среди этих мотивов преобладают общественные желания сделать приятное, нужное людям. Принести пользу.

Уже в дошкольном возрасте в поведении одних детей проявляются формы созидательного типа личности, у других- разрушительного.

Воспитателю важно по незначительным на первый взгляд признакам заметить проявление определенной тенденции и умело скорректировать развитие ребенка, как личности, обеспечить каждому ребенку полноценные пути самовыражения и самоутверждения.

Ребенок с высокой самооценкой чувствует себя более уверенно, смелее, активнее проявляет свои интересы, способности, ставит перед собой более высокие цели.

Влияние взрослых на формирование самооценки дошкольника велико. Воспитатель должен стремиться к тому, чтобы его поведение было примером для его воспитанников.

Источник

влияние воспитателя на ребенка

Попадая в детский сад, ребенок оказывается в совершенно иной среде, чем дома. Ему предстоит привыкнуть не только к постоянному общению со сверстниками и взрослыми, но и к ряду режимных моментов, к порядку и определенным требованиям. Все это может даваться малышу с трудом, поэтому на первый план выходит влияние воспитателя и его умение сгладить процесс привыкания, успешно организовать воспитательный процесс, заинтересовать малыша происходящим.

Самое важное, что предстоит усвоить родителям малышей, это то, что на воспитание их ребенка отныне будет влиять не только семья и родные, но и воспитатель детского сада, другие взрослые и сверстники. Для того, чтобы этот процесс шел органично и не вызывал проблем, педагоги и родители должны действовать в одном направлении и придерживаться сходных методов воспитания.

Влияние воспитателя на формирование мировоззрения детей

Семья – это образец для подражания для ребенка. Именно здесь закладываются основные модели поведения, базовые знания и умения. Но при попадании в детский сад малыш начинает контактировать с большим количеством сверстников и взрослых, в первую очередь с воспитателем группы.

От того, насколько хорошо подготовлен специалист и сколь высоки его человеческие и личностные качества, зависит и то, каким вырастет малыш. В детском саду, как и в семье, будут формироваться не только его знания и навыки, но и черты характера. Поэтому деятельность педагога, предусматривающая большое влияние воспитателя на воспитанников, является настолько важной и ответственной.

Дети растут, копируя поведение окружающих, их манеры двигаться, говорить, решать насущные задачи. Именно поэтому к воспитателю ДОУ предъявляются столь высокие требования. Его личные качества оставляют неизгладимый отпечаток на характере, знаниях, интеллекте и здоровье ребенка.

Воздействие педагога на уровень знаний и умений воспитанников

воздействие педагога

Для того, чтобы его воспитанники росли умными, талантливыми и знающими, самому педагогу необходимо иметь значительные знания, обладать множеством умений в разных сферах деятельности. Именно поэтому столь много внимания в современной педагогике уделяется самообразованию воспитателя.

Для него это непрерывный и очень важный процесс. Детей нужно заинтересовать, а современные малыши достаточно придирчивы и разбалованы обилием игрушек, книг, фильмов и разнообразных развлечений. Задачей воспитателя является нахождение таких методов влияния на воспитанников, которые помогут удержать их внимание и принесут несомненную пользу их физическому, психическому и интеллектуальному здоровью.

В свете этой проблемы нельзя преуменьшить влияние устного народного творчества, особенно на самых маленьких воспитанников ДОУ. Сказки, былины и иные формы фольклора все еще являются одним из действенных средств воспитания детей.

Физическое развитие, здоровье и безопасность малышей

В детском саду большое внимание уделяется не только воспитанию и обучению детей, но и укреплению их здоровья, занятиям физической культурой, прогулкам, танцам и активным играм. В этом плане огромное значение имеет влияние воспитателя на создание здоровьесберегающей среды воспитанников. Избежать травматизма среди малышей можно только путем непрерывного уделения им внимания и устранения из окружения предметов и деталей, которые могут нести опасность физическому или психическому здоровью воспитанников.

Но создание здоровьесберегающей среды в детском саду заключается не только в исключении несчастных случаев. В эту задачу входят следующие моменты:

  • Соблюдение режима дня.
  • Адаптация к условиям пребывания в ДОУ.
  • Санитарно-гигиенический режим.
  • Обследования.
  • Предупреждение заболеваемости.
  • Оздоровление детей путем занятий физической культурой.
  • Создание качественной и безопасной предметно-пространственной среды в конкретной группе и во всем детском саду.

Воспитатель должен суметь интегрировать все эти требования в повседневную жизнь воспитанников таким образом, чтобы это не воспринималось как навязанные извне задания. Все должно проходить естественно и органично, иначе детям будет просто неинтересно, и важные сведения и умения они будут усваивать с большим трудом и неохотой.

Проблемы адаптации

проблемы адаптации

Многим родителям хорошо знакома проблема адаптации их детей к условиям и требованиям детского сада. Некоторые малыши легко вписываются в новую среду, другим это дается с большим трудом. Истерики по утрам и острое нежелание идти в сад, капризы в течение дня, замкнутость или агрессия по отношению к сверстникам или старшим – часто это проявления трудностей с адаптацией.

Роль воспитателя в процессе привыкания к условиям детского сада чрезвычайно велика. Если педагогу не удастся найти общий язык с воспитанником, если он не сумеет завоевать его доверие, успешно интегрировать малыша в группу, может получиться так, что родителям придется забрать его из сада.

Если же воспитатель будет нарушать педагогические правила воспитания ребенка, это может привести к крайне негативным последствиям для психики и здоровья ребенка, стать причиной развития отрицательных форм поведения воспитанника, сказаться на его характере.

Но процесс адаптации распространяется не только на детей. Он касается и их родителей, и самих воспитателей. Мамам и папам также приходится перестраиваться, менять свой график и жизненный уклад, поэтому столь большое значение имеют контакты и консультации с воспитателем их ребенка. Вместе они смогут избежать наиболее распространенных и опасных ошибок в процессе воспитания подрастающего поколения.

Не меньшее значение имеет адаптация воспитателя к условиям работы и ее влияние на здоровье как самого педагога, так и детского коллектива. Если воспитатель будет пребывать в хроническом стрессе, это неминуемо скажется на процессе воспитания, поведении детей, их подготовке, физическом и психическом здоровье. 

Для обеспечения нормального рабочего уровня адаптации придется уделить внимание всем сторонам. При слаженной работе воспитателей и родителей удастся наладить процесс воспитания и обучения, сделать его непрерывным, эффективным и интересным для воспитанников. А это самое главное для того, чтобы дети получили в ДОУ не просто необходимые знания, умения и навыки, но и стали полноценными членами общества.

Источник

Екатерина Сергеевна Дубикова
Влияние личности педагога в дошкольном возрасте

ВЛИЯНИЕ ЛИЧНОСТИ ПЕДАГОГА НА РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Дубикова Екатерина Сергеевна

МБДОУ «Детский сад комбинированного вида № 33»

dubikova84@mail.ru

Период дошкольного детства – важный период в развитии ребенка. В настоящее время проблема дошкольного воспитания и развития все больше привлекает к себе внимание. На первый план выходит интерес к личностному развитию ребенка, особенностям его социализации, сохранению и формированию психических и физических качеств ребенка.

Все это говорит о необходимости обратить внимание на деятельность дошкольных образовательных организаций с точки зрения развития у детей общечеловеческих ценностей, а также коммуникативных умений и навыков в процессе контактирования с другими людьми.

Главная роль в процессе развития ребенка играет личность педагога. От того, как ведет себя воспитатель, от его личностных качеств, от характера и манеры общения с детьми зависят особенности развития ребенка в дошкольном детстве.

В настоящее время помимо государственных (бюджетных) организаций существуют и другие варианты детских садов. Поэтому привычные муниципальные учреждения дошкольного образования тоже становятся на путь изменения. Современные условия требуют от дошкольной организации в целом и от педагога в частности пересматривать весть образовательно-воспитательный процесс, ориентируя его на гуманистическую направленность.

Большинство воспитанников дошкольных образовательных учреждений находится длительное время в течение дня в группе детского сада, а значит, под наблюдением и в непосредственном контакте с педагогом (воспитателем). Воспитательно-образовательная деятельность педагога – это процесс непрерывного общения с детьми. Его эффективность напрямую влияет на результаты деятельности педагога.

Постоянная включенность в общение с детьми в течение рабочего дня требует от воспитателя больших нервно-психических затрат, эмоциональной устойчивости, терпения, контроля за внешними формами поведения. Процесс воспитания осуществляется постоянно в прямом контакте с детьми как беспрерывный выбор и обоснование воспитателем своей шкалы ценностей, своих убеждений, взглядов, настроений.

Конечно, на формирование личности ребенка влияет не только общение с воспитателем. Несомненно, важную роль в формировании играет общение с семьей и со сверстниками. Но все же общение с педагогом в дошкольной организации оказывает несомненное влияние.

Взаимодействие с педагогом, родителями, сверстниками создает чувство эмоционального благополучия в новом для ребенка мире. У ребенка существует потребность в эмоциональной поддержке, он стремиться к взаимопониманию и сопереживанию, все это определяет необходимость личностного общения.

В силу того, что ребенок в детском саду находится в группе ровесников, а группа эта управляется воспитателем, последний становится практически наравне с родителями наиболее референтным лицом. В силу возраста ребенок еще не может без общения со взрослыми устанавливать контакты, поэтому взаимодействие с педагогом помогает ему познавать себя и других и оказывает непосредственное влияние на особенности развития ребенка, а также на особенности его общения со сверстниками.

Влияние педагога на развитие личности ребенка несомненно. Поэтому так важна гуманизация деятельности воспитателя. Именно отношение к ребенку как полноценной индивидуальности способствует улучшению эмоционально-психологического состояние воспитанника детского сада.

В дошкольном детстве закладываются основы нравственного поведения, а так как ребенок познает мир, копируя поведение взрослых, то от поведения воспитателя зависит дальнейшее развитие ребенка. Именно своим примером педагог демонстрирует воспитанникам примеры социального поведения.

В возрастании необходимости гуманизации влияния воспитателей на развитие личности дошкольников, на формирование социально приемлемых навыков, приобретаемых детьми в среде сверстников под руководством педагога. Процесс общения с окружающими, установление доброжелательных отношений зависит от многих факторов, одним из которых является нервно-психическое состояние личности в процессе жизнедеятельности и в момент взаимодействия с окружающими. Учитывая особенные отношения воспитателей с детьми дошкольного возраста, а именно подражание поведению взрослых, желание демонстрировать одобряемые педагогом поступки, мы обращаем внимание на личностные особенности воспитателей, их психологическое здоровье.

При этом несомненно важным мы считаем сохранение психического здоровья детей посредством уменьшения конфликтного напряжения в группе детей и оптимизации стиля руководства детским коллективом со стороны педагога.

Обращаясь к системе дошкольного воспитания, можно отметить, что многие дети с нежеланием посещают детский сад, объясняя это трудностями взаимоотношений со сверстниками, отрицательными сторонами отношения воспитателя и формальным, не учитывающим их индивидуальных особенностей режимом детского сада. В совокупности эти значимые факторы приводят к низкой личностной и социально-психологической адаптации детей, что не способствует их полноценному психическому развитию, а в ряде случаев, является источником тревожности детей и во всех случаях неблагоприятно отражается на последующей адаптации к школе.

Все это говорит о влияние личности педагога на развитие воспитанников детского сада. Если педагог формально подходит к своей деятельности, не включается эмоционально в процесс взаимодействия и общения с детьми, то дети получают негативный опыт коммуникативных процессов, сами часто боятся вступать в новый контакт. Под влиянием такого педагога дети не смогут получить нужные навыки общения.

В группах же, где педагог открыто идет на контакт с детьми, доброжелателен в общении, дети и сами стремятся к общению со сверстниками, к установлению контактов и вне дошкольной организации в том числе.

Личность педагога безусловно влияет на успешное всестороннее и гармоничное развитие дошкольников. Именно воспитатель является созидателем личности, доверенным лицом общества, которому оно доверяет самое дорогое, самое ценное – детей.

Именно педагог, воспитатель, как никто другой, оказывают влияние на становление личности ребенка. Именно характер воспитателя, его убеждения и мировоззрение, его личностные качества оказывают воздействие на развитие ребенка дошкольного возраста. Ведь вместе с передачей детям знаний, умений и навыков воспитатель формирует у них зародыши мировоззрения, отношение к окружающему миру, воспитывает высоконравственные качества личности, чувство долга и ответственности, эстетические вкусы и поведение в соответствии с требованиями современности.

Оптимизировать педагогический процесс в дошкольном учреждении с целью обеспечения готовности детей к школе невозможно без постоянного роста мастерства воспитателей, повышения ответственности, четкости в работе всех, кто причастен к воспитанию детей.

Ребенка дошкольного возраста воспитывать нелегко, ведь работа с детьми этого возраста требует от педагога сочетание материнской любви к своим воспитанникам, постоянной заботы об их здоровье, самочувствии с четкой организацией учебно-воспитательного процесса. Воспитатель должен обеспечить общее психическое развитие ребенка наряду с физическим и духовным. Именно поэтому, такие высокие требования предъявляются к личности воспитателя, его идейной и профессиональной подготовке. Жизнь доказывает, что формировать всесторонне и гармонично развитую личность необходимо с самого раннего возраста, и делать это должны высокообразованные, эрудированные, преданные педагогическому делу люди.

Своим собственным поведением, культурой проявления чувств воспитатель формирует личность ребенка. Дошкольники во всем пытаются подражать своему наставнику, он для них является представителем и образцом рода человеческого. Силой воспитательного воздействия на детей является сочетание внешней и внутренней культуры педагога.

Решающее значение в воспитании детей имеют личностные качества воспитателя – его скромность, честность, справедливость, умение понимать ребенка, делить с ним радость и печаль. Сочетание этих качеств, а также педагогическое мастерство является движущей силой воздействия педагога на детей. Таким образом, педагогическое мастерство представляет собой синтез личностных качеств воспитателя, его знаний, умений и навыков.

В любой деятельности есть обычные работники и настоящие мастера своего дела. Мастер достигает высокого профессионального уровня и совершенства. Он не останавливается на достигнутом, творчески работает над собой, стремится воплотить в практику новое, оригинальное. Чтобы стать специалистом – мастером, недостаточно одних знаний, необходимо еще и умение творчески применять эти знания.

Таким образом, группа детского сада – это первый организованный коллектив, в который попадает ребенок и под влиянием которого происходит развитие личности. Взаимоотношения в детском коллективе складываются по большей части по образцу поведения взрослых. Поэтому взаимосвязь личности педагога и благоприятного психологического климата в группе детей неоспорима.

Источник