Влияние воспитателя на развитие ребенка
Татьяна Лукьянова
Влияние роли воспитателя на формирование личности дошкольника
Очень важную роль в формировании психики ребенка играет воспитатель. Образцами для подражания в поведении дошкольника служат родители и конечно воспитатель.
Дети видят неподдельную радость воспитателя, когда в чем-либо они добиваются успеха, огорчение, когда у них неудача, беспокойство, когда малыш ошибается.
Воспитатель способствует знакомству детей с жизнью людей, которые могли бы служить достойными образцами поведения (сказочные герои, герои рассказов).
Все правила, которым обучают детей в детском саду, постепенно усложняются. В младшем дошкольном возрасте, детей учат соблюдать режим, обращаться с игрушками. Формируют культурно-гигиенические навыки.Также детей этого возраста учат тому что : 1. нельзя драться;
2. нельзя кричать;
3. нельзя отнимать у товарища;
Чем взрослее становится дошкольник, тем больше и сложнее правила взаимоотношений. Усвоение их происходит с большим трудом.
Быстрее других воспринимают педагогические требования и усваивают их как правило поведения дети, перешедшие из ясельных групп в группы детского сада, пришедшие из семей, где их воспитывали правильно. Очень большую роль в освоении правил поведения дошкольником имеет педагогическая оценка. Когда воспитатель поощрает все успехи ребенка в выполнении правил, дети осваивают их быстрее.
Разумными являются формы самоутверждения дошкольника.
Воспитателю необходимо дать ему возможность для удовлетворения потребности в признании взрослыми его поступков, самоутверждения.
Если ребенок не находит понимания у воспитателя, то он находит другие формы самоутверждения, не лучшим образом влияющие на его психическое развитие (разрушает созданные другими постройки, нарушает дисциплину). Важно верно понять истинные мотивы такого поведения ребенка и скорректировать собственную педагогическую деятельность.
Стремясь к самоутверждению, дошкольники получают мотив соревновательности выиграть, победить, быть лучше других. Особенно заметно это стремление у старших дошкольников.
Они любят сравнивать свои успехи с успехами других, могут прихвастнуть, очень переживают свои неудачи.
Интерес к чему- то новому у дошкольника может и не проявляться, если он всего лишь пассивно наблюдает за окружающим. Воспитатель должен помочь ребенку включиться в процесс активного познания действительности. Необходимо использовать в работе с дошкольниками элементы проблемного обучения, дающие возможность ребенку самостоятельно обнаружить новые качества предметов и явлений окружающего мира. С целью развития познавательных интересов у дошкольников (5 – 7 лет) используют насыщенный труд. Дети самостоятельно проращивают семена. Выращивают овощи, наблюдают за ростом растений. Важное значение в формировании поведения личности дошкольника имеют нравственные мотивы. К концу дошкольного возраста среди этих мотивов преобладают общественные желания сделать приятное, нужное людям. Принести пользу.
Уже в дошкольном возрасте в поведении одних детей проявляются формы созидательного типа личности, у других- разрушительного.
Воспитателю важно по незначительным на первый взгляд признакам заметить проявление определенной тенденции и умело скорректировать развитие ребенка, как личности, обеспечить каждому ребенку полноценные пути самовыражения и самоутверждения.
Ребенок с высокой самооценкой чувствует себя более уверенно, смелее, активнее проявляет свои интересы, способности, ставит перед собой более высокие цели.
Влияние взрослых на формирование самооценки дошкольника велико. Воспитатель должен стремиться к тому, чтобы его поведение было примером для его воспитанников.
Источник
Влияние личности воспитателя
на психическое здоровье детей в ДОУ.
Проблема психологического здоровья на современном этапе очень актуальная тема для обсуждения, так как многие из нас достаточно поздно начинают понимать важность не только физического, но еще и эмоционального здоровья. Ни для кого не секрет, что многие дети имеют невротические особенности или отклонения. Причин этому множество… Такие дети сложны и для родителей, и для педагогов, и для общества. С другой стороны, иногда вполне психологически здоровых детей родители и педагоги превращают в невротиков.
Почему столь важно сохранять психическое и психологическое здоровье детей? Предположить последствия психологического дискомфорта для ребенка очень просто:
– появление фобий, страхов, тревожности, повышенной агрессивности;
– переход психологических переживаний в соматические расстройства, когда ребенок, получивший психологическую травму, заболевает физически и т.д.
Вопросы о психологическом комфорте и психическом здоровье должны быть обращены, конечно родителям, но и не только…! И к педагогам тоже, так как большую часть времени дети находятся в детском саду. Воспитатель оказывает весьма существенное влияние на качество группового климата (а не дети, как нам обычно, кажется). Хороший климат в группе возникает тогда, когда все дети чувствуют себя свободно, остаются самими собой, но при этом уважают также и право других быть самими собой.
Первый шаг, который должен сделать воспитатель, заинтересованный в создании благоприятной атмосферы в группе, заключается в том, чтобы создать условия для развития личности ребенка, через организацию педагогом развивающей среды, личностно ориентированного общения с ребенком, предоставление ему свободы выбора деятельности, помощь в развитии его способностей, создание атмосферы психологической защищенности, эмоционального комфорта.
Самочувствие ребенка в группе – это удовлетворенность существующими взаимоотношениями в группе, степень участия в совместной деятельности, защищенность, внутреннее спокойствие, переживание чувства «мы». Эмоциональное благополучие способствует нормальному развитию личности ребенка, выработке у него положительных качеств, доброжелательного отношения к другим людям.
Стиль педагогического общения педагога также влияет на психологический комфорт воспитанников в группе. Авторитарный стиль – это директивное общение. Педагог выполняет руководящие, организаторские функции, а дети только исполнители. Они обязаны внимательно слушать, наблюдать, запоминать, выполнять, отвечать. Воспитатель не замечает, что несамостоятельность детей, безынициативность – следствие его авторитарных тенденций к гиперопеке. Такому воспитателю недостает уважения и доверия к личности растущего человека. Он живет по принципу «Доверяй, но проверяй», ориентируется на доминирование, командование во всех ситуациях общения, ожидает беспрекословного послушания и повиновения. Желание детей для него мало что значит. Явно преобладает формальный подход к воспитанию. При организации работы в группе не учитывает отношений между детьми. Скорее всего не любит и не умеет признавать свои ошибки. Авторитарный педагог прямо и публично указывает ребенку на его ошибки, недостатки поведения. Для него характерны жесткие педагогические установки.
Либеральный (попустительский) стиль. Либерал-педагог уходит от прямого руководства детским коллективом, отсюда безынициативность, недостаточно развитая ответственность, пускание дел на самотек, такой воспитатель переоценивает возможности детей, выполнение своих требований не проверяет. Воспитатель-либерал – человек настроения. Если он в хорошем настроении, у него преобладают положительные оценки, если в плохом настроении – усиливаются негативные оценки. Не обращают внимания на необходимость косвенных замечаний и порицаний.
Демократический стиль. Воспитатель-демократ учитывает особенности возраста детей и оптимально делит функции между собой т детьми. Проявляет максимум требований к детям и максимум уважения к ним. Испытывает явную потребность в обратной связи от детей в том, как ими воспринимаются те или иные формы совместной деятельности. При организации работы воспитатель учитывает и изучает межличностные взаимоотношения. Использование знаний о симпатиях – антипатиях между детьми считает важным условием успешной работы. Умеет признавать допущенные ошибки, несмотря на то, что это трудно. В оценке такого педагога больше положительных, нежели отрицательных реплик. Предпочитает более плодотворный метод – разговор с ребенком наедине. Примером косвенного замечания могут быть замечания взглядом. Педагогические установки носят динамический характер, то есть меняются в зависимости от обстоятельств.
Таким образом, наиболее эффективным и оптимальным является демократический стиль общения, он наиболее благоприятен в воспитательном воздействии и в полной мере служит формированию у детей и окружающих людей сознательной дисциплины, творческого отношения к делу и формирования активной жизненной позиции. Именно правильный стиль общения педагога с детьми поможет создать ребенку благоприятный психологический комфорт в группе.
Социально-психологическая культура воспитателя предполагает наличие у него определенных педагогических взглядов и убеждений, установки на эмоционально-положительное отношение к ребенку, независимо от его личностных качеств и целый комплекс коммуникативных навыков и умений, необходимых воспитателю для педагогического общения. Это значит, что воспитатель должен иметь не только систему профессиональных знаний, но и знаний о закономерностях общения в педагогическом коллективе и в детской группе, в работе с родителями. Под педагогическим общением мы понимаем систему взаимодействия педагога с воспитуемыми с целью познания их, оказания воспитательных воздействий, организации целесообразных взаимоотношений, формирование благоприятного для психического развития ребенка микроклимата в группе раннего и дошкольного возраста.
Именно от нас – педагогов – зависит во многом сохранение психологического здоровья детей, а для этого необходимо очень бережно относиться и к своему собственному психологическому состоянию. Огромная роль при этом принадлежит личности педагога, его культурному уровню, интеллектуальному и личностному потенциалу. Всем известно, что у детей развита интуитивная способность – улавливать эмоциональное состояние взрослых. Дети очень легко заражаются отрицательными эмоциями, поэтому педагогу необходимо устраивать себе психологический душ, который поможет ему снять излишнее эмоциональное напряжение.
Комплекс упражнений (самовнушения, элементы аутотренинга), которые способствуют повышению энергетического потенциала.
1. Стоя, свести лопатки, улыбнуться, подмигнуть правым глазом, потом – левым, повторить: «Я очень собой горжусь, я на многое гожусь».
2. Подпрыгивая на правой, затем на левой ноге, повторить: «Я бодра и энергична, и дела идут отлично».
3. Потирая ладонь о ладонь, повторить: «Я приманиваю удачу, с каждым днем становлюсь богаче».
4. Встав на цыпочки, руки над головой сомкнуть в кольцо, повторить: «Я согрета солнечным лучиком, я достойна самого лучшего».
5. Руки на бедрах. Делая наклоны туловищем вперед-назад, повторить: «Ситуация любая мне подвластна. Мир прекрасен, и я прекрасна!».
Для создания условий психологически комфортного пребывания ребенка в детском саду необходимо:
- Быть затейником и участником детских игр и забав.
- В затруднительных для ребенка ситуациях ориентироваться на его возрастные и индивидуальные особенности: быть всегда вместе с ним, а не делать что-либо вместо него.
- Привлекать родителей к образовательному процессу и обращаться к ним за поддержкой в случае нестандартных ситуаций.
- В своих отношениях с детьми постарайтесь помнить о том, что: Ребенок вам ничего не должен. Это вы должны помочь ребенку стать более самостоятельным и ответственным.
- В каждой конкретной неблагоприятной ситуации нужно постараться понять, чего добивается ребенок и почему он это делает. Добивайтесь от него соблюдения социальных норм и правил с учетом его состояния и интересов. Навязывание своих правил и требований против воли детей – это насилие, даже если ваши намерения максимально доброжелательны.
Запретов и строгих требований не должно быть много. Это ведет к пассивности и низкой самооценке у воспитанников. Тихий, застенчивый ребенок также нуждается в вашей профессиональной помощи, как и отъявленный драчун.
Благополучная социальная ситуация развития – это лучший метод передачи детям нравственных норм и правил человеческого общежития. Беседы о нравственности, не подкрепленные защитой детей от психического и физического насилия, – демагогия и опасная практика.
Для создания в группе положительного эмоционального фона, атмосферы доброжелательности и защищенности используются речевые настройки. Основное предназначение речевых настроек – установки на хорошее настроение. Они могут проводиться утром, после зарядки, дети и воспитатель становятся в круг, держась за руки. При произнесении речевых настроек голос воспитателя полностью должен соответствовать тому, о чем он говорит, то есть голосом, мимикой должны передаваться доброжелательность, радость встречи и т.д.
Например:
1. – Сегодня я рада видеть всех вас в детском саду, в нашей группе! Этот день мы проведем все вместе. Пусть этот день принесет радость. Давайте постараемся радовать друг друга.
2. – Я рада видеть всех деток нашей группы здоровыми, веселыми, в хорошем настроении. Мне очень хочется, чтобы такое настроение у нас у всех сохранилось до самого вечера. А для этого мы все должны чаще улыбаться, не обижать друг друга и не драться. Будем радовать друг друга.
3. – Здравствуйте, мои хорошие! Сегодня на улице пасмурно и сыро. А в нашей группе тепло, светло и весело. А весело нам от наших улыбок, ведь каждая улыбка – это маленькое солнышко, от которого становится тепло и хорошо. Поэтому сегодня мы будем с вами чаще улыбаться друг другу.
Источник
Екатерина Сергеевна Дубикова
Влияние личности педагога в дошкольном возрасте
ВЛИЯНИЕ ЛИЧНОСТИ ПЕДАГОГА НА РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Дубикова Екатерина Сергеевна
МБДОУ «Детский сад комбинированного вида № 33»
dubikova84@mail.ru
Период дошкольного детства – важный период в развитии ребенка. В настоящее время проблема дошкольного воспитания и развития все больше привлекает к себе внимание. На первый план выходит интерес к личностному развитию ребенка, особенностям его социализации, сохранению и формированию психических и физических качеств ребенка.
Все это говорит о необходимости обратить внимание на деятельность дошкольных образовательных организаций с точки зрения развития у детей общечеловеческих ценностей, а также коммуникативных умений и навыков в процессе контактирования с другими людьми.
Главная роль в процессе развития ребенка играет личность педагога. От того, как ведет себя воспитатель, от его личностных качеств, от характера и манеры общения с детьми зависят особенности развития ребенка в дошкольном детстве.
В настоящее время помимо государственных (бюджетных) организаций существуют и другие варианты детских садов. Поэтому привычные муниципальные учреждения дошкольного образования тоже становятся на путь изменения. Современные условия требуют от дошкольной организации в целом и от педагога в частности пересматривать весть образовательно-воспитательный процесс, ориентируя его на гуманистическую направленность.
Большинство воспитанников дошкольных образовательных учреждений находится длительное время в течение дня в группе детского сада, а значит, под наблюдением и в непосредственном контакте с педагогом (воспитателем). Воспитательно-образовательная деятельность педагога – это процесс непрерывного общения с детьми. Его эффективность напрямую влияет на результаты деятельности педагога.
Постоянная включенность в общение с детьми в течение рабочего дня требует от воспитателя больших нервно-психических затрат, эмоциональной устойчивости, терпения, контроля за внешними формами поведения. Процесс воспитания осуществляется постоянно в прямом контакте с детьми как беспрерывный выбор и обоснование воспитателем своей шкалы ценностей, своих убеждений, взглядов, настроений.
Конечно, на формирование личности ребенка влияет не только общение с воспитателем. Несомненно, важную роль в формировании играет общение с семьей и со сверстниками. Но все же общение с педагогом в дошкольной организации оказывает несомненное влияние.
Взаимодействие с педагогом, родителями, сверстниками создает чувство эмоционального благополучия в новом для ребенка мире. У ребенка существует потребность в эмоциональной поддержке, он стремиться к взаимопониманию и сопереживанию, все это определяет необходимость личностного общения.
В силу того, что ребенок в детском саду находится в группе ровесников, а группа эта управляется воспитателем, последний становится практически наравне с родителями наиболее референтным лицом. В силу возраста ребенок еще не может без общения со взрослыми устанавливать контакты, поэтому взаимодействие с педагогом помогает ему познавать себя и других и оказывает непосредственное влияние на особенности развития ребенка, а также на особенности его общения со сверстниками.
Влияние педагога на развитие личности ребенка несомненно. Поэтому так важна гуманизация деятельности воспитателя. Именно отношение к ребенку как полноценной индивидуальности способствует улучшению эмоционально-психологического состояние воспитанника детского сада.
В дошкольном детстве закладываются основы нравственного поведения, а так как ребенок познает мир, копируя поведение взрослых, то от поведения воспитателя зависит дальнейшее развитие ребенка. Именно своим примером педагог демонстрирует воспитанникам примеры социального поведения.
В возрастании необходимости гуманизации влияния воспитателей на развитие личности дошкольников, на формирование социально приемлемых навыков, приобретаемых детьми в среде сверстников под руководством педагога. Процесс общения с окружающими, установление доброжелательных отношений зависит от многих факторов, одним из которых является нервно-психическое состояние личности в процессе жизнедеятельности и в момент взаимодействия с окружающими. Учитывая особенные отношения воспитателей с детьми дошкольного возраста, а именно подражание поведению взрослых, желание демонстрировать одобряемые педагогом поступки, мы обращаем внимание на личностные особенности воспитателей, их психологическое здоровье.
При этом несомненно важным мы считаем сохранение психического здоровья детей посредством уменьшения конфликтного напряжения в группе детей и оптимизации стиля руководства детским коллективом со стороны педагога.
Обращаясь к системе дошкольного воспитания, можно отметить, что многие дети с нежеланием посещают детский сад, объясняя это трудностями взаимоотношений со сверстниками, отрицательными сторонами отношения воспитателя и формальным, не учитывающим их индивидуальных особенностей режимом детского сада. В совокупности эти значимые факторы приводят к низкой личностной и социально-психологической адаптации детей, что не способствует их полноценному психическому развитию, а в ряде случаев, является источником тревожности детей и во всех случаях неблагоприятно отражается на последующей адаптации к школе.
Все это говорит о влияние личности педагога на развитие воспитанников детского сада. Если педагог формально подходит к своей деятельности, не включается эмоционально в процесс взаимодействия и общения с детьми, то дети получают негативный опыт коммуникативных процессов, сами часто боятся вступать в новый контакт. Под влиянием такого педагога дети не смогут получить нужные навыки общения.
В группах же, где педагог открыто идет на контакт с детьми, доброжелателен в общении, дети и сами стремятся к общению со сверстниками, к установлению контактов и вне дошкольной организации в том числе.
Личность педагога безусловно влияет на успешное всестороннее и гармоничное развитие дошкольников. Именно воспитатель является созидателем личности, доверенным лицом общества, которому оно доверяет самое дорогое, самое ценное – детей.
Именно педагог, воспитатель, как никто другой, оказывают влияние на становление личности ребенка. Именно характер воспитателя, его убеждения и мировоззрение, его личностные качества оказывают воздействие на развитие ребенка дошкольного возраста. Ведь вместе с передачей детям знаний, умений и навыков воспитатель формирует у них зародыши мировоззрения, отношение к окружающему миру, воспитывает высоконравственные качества личности, чувство долга и ответственности, эстетические вкусы и поведение в соответствии с требованиями современности.
Оптимизировать педагогический процесс в дошкольном учреждении с целью обеспечения готовности детей к школе невозможно без постоянного роста мастерства воспитателей, повышения ответственности, четкости в работе всех, кто причастен к воспитанию детей.
Ребенка дошкольного возраста воспитывать нелегко, ведь работа с детьми этого возраста требует от педагога сочетание материнской любви к своим воспитанникам, постоянной заботы об их здоровье, самочувствии с четкой организацией учебно-воспитательного процесса. Воспитатель должен обеспечить общее психическое развитие ребенка наряду с физическим и духовным. Именно поэтому, такие высокие требования предъявляются к личности воспитателя, его идейной и профессиональной подготовке. Жизнь доказывает, что формировать всесторонне и гармонично развитую личность необходимо с самого раннего возраста, и делать это должны высокообразованные, эрудированные, преданные педагогическому делу люди.
Своим собственным поведением, культурой проявления чувств воспитатель формирует личность ребенка. Дошкольники во всем пытаются подражать своему наставнику, он для них является представителем и образцом рода человеческого. Силой воспитательного воздействия на детей является сочетание внешней и внутренней культуры педагога.
Решающее значение в воспитании детей имеют личностные качества воспитателя – его скромность, честность, справедливость, умение понимать ребенка, делить с ним радость и печаль. Сочетание этих качеств, а также педагогическое мастерство является движущей силой воздействия педагога на детей. Таким образом, педагогическое мастерство представляет собой синтез личностных качеств воспитателя, его знаний, умений и навыков.
В любой деятельности есть обычные работники и настоящие мастера своего дела. Мастер достигает высокого профессионального уровня и совершенства. Он не останавливается на достигнутом, творчески работает над собой, стремится воплотить в практику новое, оригинальное. Чтобы стать специалистом – мастером, недостаточно одних знаний, необходимо еще и умение творчески применять эти знания.
Таким образом, группа детского сада – это первый организованный коллектив, в который попадает ребенок и под влиянием которого происходит развитие личности. Взаимоотношения в детском коллективе складываются по большей части по образцу поведения взрослых. Поэтому взаимосвязь личности педагога и благоприятного психологического климата в группе детей неоспорима.
Источник