Влияние внешних и внутренних факторов на рост и развитие ребенка
Современные условия жизни, стремительные темпы развития науки и техники, совершенствование учебных и трудовых процессов, быстрый рост объема необходимой информации и др. предъявляют к организму ребенка высокие требования [4].
Факторы влияющие на рост и развитие ребенка в целом можно разделить на положительные и отрицательные.
К положительным факторам относятся такие как:
- 1. Физическое воспитание. Необходимым условием гармоничного развития личность школьника является достаточная двигательная активность. В последние годы в силу высокой учебной нагрузки в школе и дома и других причин у большинства дошкольников отмечается дефицит движений в режиме дня, недостаточная двигательная активность, обусловливающая появление гипокинезии, которая может вызвать ряд серьезных изменений в организме дошкольника.
- 2. Правильно организованное питание является важнейшим условием хорошего физического и умственного развития дошкольников. Когда наступает время еды, повышается возбудимость пищевого центра, условнорефлекторно выделяются пищеварительные соки, повышается обмен веществ, т. е. к каждому времени приема пищи в организме происходит соответствующая функциональная настройка. При беспорядочном питании эта функциональная готовность к еде не появляется. В результате нарушаются пищеварение и усвоение пищи, что может привести к заболеванию. Отсутствие пищевого режима отражается и на многочисленных функциях коры головного мозга. Под режимом питания понимают его кратность в течение суток, определенные интервалы между приемами пищи и правильное распределение суточного рациона.
Для детей дошкольного возраста оптимальным является 4-5-разовое питание с 3,5-4-часовыми интервалами между приемами пищи. Кратность приема пищи существенно влияет на качество ее переваривания и усвоения. Жизненная деятельность человека, в каком бы виде она ни проявлялась – в виде физического, умственного труда или в состоянии покоя, – осуществляется за счет непрерывно протекающих в организме процессов обмена веществ. В результате этих процессов выделяется энергия, необходимая для нормальной работы всех систем и органов человека. В зависимости от потребности химическая энергия обменных процессов превращается в механическую энергию мышечного сокращения, в электрическую энергию нервных импульсов [5].
Энергетическую потребность организма обеспечивают белки, жиры, углеводы, витамины, минеральные соли и вода. Правильно построенный рацион питания должен включать продукты, содержащие все эти вещества в определенном сбалансированном соотношении с учетом физиологической потребности организма. Дошкольник должен получать такое количество пищи, которое не только компенсировало бы все энергетические затраты организма, но и обеспечивало бы его правильный рост и развитие.
- 3. Личная гигиена. Личная гигиена – совокупность гигиенических правил, выполнение которых способствует сохранению и укреплению здоровья человека. Личная гигиена включает общие гигиенические правила, одинаковые для людей любого возраста: правильное чередование умственного и физического труда, занятия физкультурой, регулярные приемы полноценной пищи, чередование труда и активного отдыха, полноценный сон. К личной гигиене в узком понимании относятся гигиенические требования к содержанию в чистоте тела, белья, одежды, жилища, а также к приготовлению пищи. Первоочередным является соблюдение чистоты тела. Подсчитано, что в течение недели сальные железы выделяют на поверхность кожи человека от 100 до 300 г кожного сала, а потовые железы – от 3,5 до 7 л пота. Поэтому кожу нужно своевременно и регулярно мыть, иначе нарушаются ее защитные свойства и соотношение микроорганизмов, постоянно населяющих покровы тела, создаются благоприятные условия для размножения гноеродных микробов, паразитических грибков и других вредных микроорганизмов.
- 4. Сон. После активного дня дошкольнику нужны хороший отдых и полноценный сон. Такой сон обеспечивает нервным клеткам головного мозга и всему организму достаточный отдых, вызывает чувство бодрости, поддерживает хорошую работоспособность. День – это период активной деятельности организма человека, сопровождающийся большим расходом энергии и, следовательно, требующий активных процессов обмена веществ в организме. Ночь – период относительно пассивной жизнедеятельности организма человека, характеризующийся покоем, при котором восстановительные процессы преобладают над процессами расходования энергии. По современным данным, сон представляет собой разлитое торможение, которое возникает в коре полушарий головного мозга и оберегает нервные клетки от перевозбуждения, истощения и разрушения. Во время сна происходит изменение всей жизнедеятельности организма. Замедляются ритм сердечной деятельности, расслабляется мускулатура, уменьшается потоотделение, понижаются обмен веществ, функция пищеварения.
Факторами, отрицательно влияющими на состояние организма школьника, являются несоответствие методик и технологий обучения возрастным и функциональным возможностям ребенка, стрессорная тактика авторитарной педагогики, нерациональная организация учебного процесса, нарушения санитарно – гигиенических условий обучения. Значимость этих факторов определяется деятельностью, систематичностью и непрерывностью их воздействия на организм ребенка.
Наиболее выраженное отрицательное влияние на развитие и состояние здоровья растущего организма оказывают следующие факторы риска:
- – нарушение режима дня и учебно-воспитательного процесса;
- – недостаточная двигательная активность;
- – нарушение организации питания;
- – отсутствие у школьников гигиенических навыков;
- – неблагоприятный психологический микроклимат в семье;
- – неблагоприятные экологические факторы;[2]
Более подробно факторы влияющие на здоровье и развитие ребенка можно представить схематически (рис. 1.)
Рисунок 1. Факторы, влияющие на здоровье и развитие ребенка
Исходя из вышеизложенного следует сделать вывод о том, что факторами, влияющими на рост и развитие дошкольника может стать практически всё, что попадает в зону их окружения, поэтому для полноценного развития ребенка, задачи родителей и воспитателей является создание определенного пространства, в котором сможет полноценно расти и развиваться ребенок.
Источник
Развитие и рост ребенка зависят от ряда факторов, оказывающих на них влияние еще в период внутриутробной жизни. О том, что собой представляют факторы, влияющие на рост и развитие детей, а также можно ли каким-то образом изменить степень их влияния, читайте ниже.
Рост человека: что нужно знать об этом показателе?
Начнем с самого простого — роста ребенка, или длины его тела. Именно этот показатель позволяет понять, насколько физически гармонично развивается человек с самого детства. Как только кроха появляется на свет, медики измеряют длину его тела и продолжают это делать каждый месяц до года, таким образом контролируя процесс его физического развития. После года измерения становятся не такими частыми, но их всегда проводят во время плановых осмотров у педиатра.
Длина тела у детей стремительно меняется, и особенно заметными эти изменения являются в первый год жизни. За этот период рост малыша увеличивается в среднем на 25 см. Это притом что наибольший скачок отмечается в первые полгода — на 16-17 см, тогда как остальные 8 см прибавляются постепенно в течение второй половины первого года.
Начиная со второго года показатели роста изменяются не с такой интенсивностью. В среднем за 12 месяцев второго года кроха вырастает на 10-12 см. В последующие три года ребенок растет еще медленнее, прибавляя в росте не более 8 см в год. Замедляется рост и с 5 до 10 лет, когда средние показатели увеличиваются в год не более чем на 6 см.
Резкие изменения и интенсивный скачок в росте в очередной раз происходят в пубертатный период, который наступает у девочек после 10 лет, а у мальчиков в среднем после 12 лет. В период с 13 до 15 у тех и у других рост может увеличиться в среднем на 25 см, из которых 10-15 см возможны в первый год переходного возраста. Как правило, девочки начинают расти в среднем на 1,5 года раньше мальчиков, при этом интенсивный процесс роста у них заканчивается к 14 годам. Дальше рост увеличивается незначительно у девочек до 18 лет и у мальчиков до 20 лет.
Какие же факторы могут повлиять на рост и можно ли какими-то способами контролировать этот процесс? На самом деле, понимая суть природы, нужно стараться обеспечить нормальные условия для развития и роста ребенка. Для этого нужно знать, что за рост отвечают генетические и средовые факторы, о которых подробнее расскажем ниже.
Генетические факторы
Рост с момента зачатия и в течение жизни человека во многом зависит от генного наследования. Огромное количество генов отвечает за темпы роста человека, и они способны регулировать множество процессов, стимулирующих и тормозящих рост.
Именно наследственность является основным фактором, определяющим скорость роста и его пределы. Кроме того, гены сказываются на определенных особенностях телосложения человека при условии проживания его в нормальных условиях окружающей среды. В противном случае не исключены сбои генетической программы с изменениями скорости и показателей роста.
Огромное влияние на процесс роста оказывает так называемый соматотропный ген (СТГ). Только в его присутствии остальные гены оказывают какое-то значение на показатели роста.
В период эмбрионального созревания личные гормональные влияния плода практически не влияют на процесс его роста. Главными стимуляторами являются плацентарная перфузия и маточный кровоток. Кроме того, ведущую роль играют гормоны матери, и это притом что уже к третьему месяцу беременности секреция СТГ достигает уровня, в десятки раз превышающего уровень матери после появления младенца на свет. Рецепторы новорожденного еще недостаточно развиты, чтобы справиться с подобной нагрузкой самостоятельно.
Именно высокий уровень СТГ, сохраняемый на протяжении первого года жизни ребенка, обеспечивает столь интенсивный рост и солидную прибавку в длине тела. Секреция СТГ во многом будет зависеть от:
- условий жизни и питания:
- сна;
- уровня аминокислот, глюкозы и свободных жирных кислот.
Если нормальный сон и необходимый уровень аминокислот способствуют максимальному уровню СТГ, то глюкоза и свободные жирные кислоты его снижают.
Что нужно знать о средовых факторах?
К средовым фактором относят:
- алиментарный фактор (дефицит калорий, недостаток получения пищи источника белка, а также авитаминоз, нехватка аминокислот и пр.);
- эмоциональные нагрузки;
- режим дня;
- уход;
- режим сна и питания;
- заболевания разного типа, включая хронические.
Также к средовым факторам можно отнести климато-географические условия, тормозящие или же, наоборот, стимулирующие процесс роста.
О нормах роста
Оценивая физическое развитие ребенка, специалисты опираются на некие нормы. Показатели роста также измеряются и сравниваются с нормой, определенной для детей разного возраста. Слишком значительные отклонения от нормы помогут обратить внимание на проблемы в процессе развития, провести диагностику детского организма и выявить причину.
Существуют готовые таблицы с занесенными в них показателями нормы роста, а также веса, окружностей головы, груди детей на каждом этапе развития. Можно брать их за основу, но более точно высчитать норму роста для каждого отдельного ребенка можно с помощью формулы. Это позволит получить оптимальные показатели нормы роста с учетом возраста.
Итак, в первый год жизни вывести средний показатель роста можно по формулам:
- До 6 месяцев — 66 см – 2*р, где р — это количество месяцев, недостающих до шести. Так, например, для трехмесячного малыша можно рассчитать норму роста следующим образом: 66 -2*3= 60 см. То есть в среднем такой кроха должен иметь длину тела в 60 см.
- После 6 месяцев — 66 см+1,5*р, где р — это опять же количество месяцев, но на этот раз после шести. То есть для девятимесячного ребенка рост можно рассчитать следующим образом: 66+1,5*3= 70,5 см.
Как видите, все просто и с расчетами сможет справиться каждый.
Для определения показателей нормы роста детей после года также существуют формулы:
- Ребенок до 8 лет: 130 см – 7*р, где р — это число лет до восьми. Рост пятилетнего малыша можно, например, рассчитать так: 130 – 7*3 = 109 см.
- Дети старше 8 лет: 130 см+5*р, где р — это количество лет после восьми. Рост 12-летнего ребенка будет равен 130 см+5*4 = 150 см.
Такие простые расчеты помогают родителям определять средние показатели роста детей на каждом этапе их развития. Если есть потребность определения таких показателей между годами, например, в 4,5 года, то в качестве основных стоит использовать те числа, к которым возраст ребенка ближе всего.
Для максимально точного определения показателей роста детей часто используются центильные таблицы, которые при всей видимой сложности достаточно простые в использовании.
Факторы, влияющие на развитие интеллекта
Помимо наследственности, на интеллектуальное развитие ребенка огромное влияние оказывает социальная среда. Под средой современные психологи понимают внешние факторы, отражающиеся на процессе развития интеллекта. Эти факторы разделяют на два варианта среды: макро- и микро.
Макросреда — это особенности культуры страны и народа, где воспитывается ребенок, а также политическое устройство общества, климат, особенности местности и пр.
Микросреда — это то, что непосредственно окружает ребенка: родители, знакомые, друзья, родственники и пр.
По мнению специалистов, гены — это действительно основа для развития определенных процессов, тем не менее генетический набор не может не взаимодействовать с окружающей средой.
Степень влияния среды на ребенка во многом определяется его личной чувствительностью к ее особенностям и проявлениям. По мере роста и взросления воздействие среды на него будет меняться, и это совершенно нормально. Главной же силой психического развития человека может считаться только обучение.
Обучение как фактор, воздействующий на интеллектуальное развитие ребенка, играет не менее важную роль, чем перечисленные ранее. В процессе обучения человек получает возможность раскрыть исторические и природные особенности.
Семья как часть микросферы и ее роль в процессе развития
Семья, а частности состав семьи, как социоэкономический фактор оказывает серьезное воздействие на процесс развития детей. Очень важно, чтобы семья была полноценной, так как у каждого из родителей своя роль. Мать, например, необходима ребенку для общения, ощущения безопасности и комфорта, ласки и заботы. Отец в семье должен играть роль образца поведения, некого авторитета. Глядя на отца, ребенок учится быть самостоятельным, не боится принимать решения.
В неполных семьях дети часто растут агрессивными, стеснительными, конфликтными, страдают отсутствием дисциплины, плохо учатся и большую часть времени находятся в мире грез. Примечательно, что решающее значение приобретет не официальный развод, а неспособность родителей в семье взаимодействовать, демонстрируя правильную модель поведения и отношений друг с другом. В семьях, где родители продолжают жить вместе в отчуждении, происходит не менее сильное отрицательное воздействие на детскую психику, чем в неполных семьях.
В семьях, где отец или мать зависимы от алкоголя или наркотиков, общая атмосфера еще более пагубна, чем в тех семьях, где отца или матери нет совсем. Родители не выполняют обязательств по отношению друг к другу и к детям, между ними происходят регулярные конфликты и даже драки.
Проблемной считаются семьи, где мать-одиночка воспитывает «случайного» ребенка. Такие дети обязательно почувствуют свою нежеланность, что рано или поздно выльется в неспособность строить отношения со сверстниками, с энтузиазмом учиться или лидировать в группе. Главные сложности у нелюбимых детей из неполных семей — неустойчивость к стрессам и неспособность самостоятельно решать проблемы.
Проблемными считаются многодетные семьи, вынужденные испытывать постоянные проблемы с деньгами. Родители в таких семьях, как правило, все свое время посвящают заработку для пропитания детей, при этом совершенно не уделяют внимания их воспитанию. Результат — дети долгое время живут в условиях скученности, ощущают на себе все негативные стороны нищеты и постепенно начинают деградировать, даже несмотря на высокий от природы уровень интеллекта.
Негативное влияние на развитие психики ребенка может оказать воспитание даже в обеспеченной семье. Занятые карьерой родители часто стараются компенсировать недостаток внимания к детям деньгами и подарками, что в результате приводит к формированию эгоцентричных, истеричных и эмоционально холодных личностей.
Что такое интеллектуальный климат в семье?
Особенно важным фактором, влияющим на интеллектуальное развитие, является интеллектуальный климат в семье. Об этом впервые заговорили психологи после проведения ряда анализов на уровень интеллекта детей в многодетных и небольших семьях.
Оказалось, что в многодетных семьях уровень развития интеллекта у детей ниже, чем в малых семьях, где воспитывается не больше двух детей. Кроме того, психологи выявили некую связь уровня интеллекта со временем рождения. У старших братьев и сестер интеллект оказался более высоким, чем у младших.
Роль питания в развитии детей
Нормальное психическое и физическое развитие детей будет возможным при условии соблюдении режима питания на основе сбалансированного рациона. Исследования специалистов в этой области лишний раз доказали, что у постоянно недоедающих детей коэффициент интеллектуального развития в 5 лет составляет 75,9, тогда как у детей, получающих нормальное сбалансированное питание, к этому же возрасту он равен 93,7.
Дети, лишенные возможности полноценно питаться, имеют проблемы с логическим и абстрактным мышлением, они не так точно, как их правильно питающиеся сверстники, воспринимают окружающую действительность, отличаются скудным словарным запасом, низким уровнем развития моторных навыков и сниженным уровнем запоминания.
Игрушки как фактор, оказывающий влияние на развитие
Семья, условия жизни, обучение, воспитание, гены — все это важные факторы, каждый из которых оказывает свое влияние на процесс развития ребенка. Но есть еще один не менее важный фактор, о котором многие забывают и который на самом деле играет не менее важную роль. Это игрушки.
Не стоит забывать о том, что в детском возрасте игра — это ведущий вид деятельности, а игрушки являются необходимой составляющей практически каждой игры. Дети нуждаются в игрушках не потому, что мы привыкли так думать, а потому, что игрушки стимулируют развитие их личности, моторных навыков, речи, мышления, фантазии и так далее.
Правильно подобранные игрушки с раннего детства помогут малышу гармонично развиваться. Малышам важно иметь возможность чем-то увлечься, а игрушки помогают им избегать скуки, познавать мир, развивать сенсорные навыки.
Важно подбирать игрушки, соответствующие возрасту ребенка. Только в этом случае они будут иметь пользу. Так, например, совсем маленьким детям нравятся яркие игрушки контрастных цветов, способные издавать звуки, а также каталки разных типов, мячи и пищалки. Малышам постарше можно предложить игрушки-вкладыши, кубики, мозаики и пазлы. Повзрослевшие дети могут начинать играть в настольные игры, развивающие логику и мышление.
Раннее изучение иностранных языков как косвенный фактор, влияющий на развитие
Считается, что раннее изучение иностранных языков может негативным образом отразиться на дошкольном образовании и развитии ребенка в целом, лишая его драгоценного детства. На самом же деле ряд проведенных в этой области исследований доказали, что ранние занятия иностранными языками положительно отражаются на развитии детей и способствуют повышению их общего образовательно-культурного уровня.
Когда речь идет о раннем развитии, то подразумеваются занятия с момента появления малыша на свет и до его поступления в школу — то есть в дошкольном возрасте. Именно в этот период детские мозг и психика отличаются особой пластичностью функций, а основной потенциал может быть реализован при условии правильного подхода взрослых.
Начинать работать с малышом над изучением иностранных языков можно с момента его появления на свет — в период наиболее активного развития мозга. Маленькие дети отлично впитывают информацию, а наряду с потребностью овладения речью уже в первые месяцы жизни эта способность окажется особенно полезной.
Дети могут говорить сразу на нескольких языках уже к трем годам, если взрослые позаботятся об организации для них нескольких видов языковой среды. При этом нужно понимать, что чем старше будет становиться ребенок, тем сложнее ему будет запоминать иностранные слова и правила.
Многие логопеды подтверждают тот факт, что на развитие речевых навыков в детстве огромное влияние оказывают занятия иностранными языками, которые к тому же активно тренируют артикуляционный аппарат. Занимаясь с детьми таким образом, важно добиться разделения родного и иностранного произношения.
Преимущества раннего изучения иностранных языков
Считается, что дети легко и надолго запоминают слова, вызывающие у них приятные эмоции. В свою очередь, эмоциональность неотделима от художественности. Так, например, в группах по работе с дошкольниками с изучением иностранных языков намеренно создают художественную среду, делая акцент на следующие виды деятельности:
- литературную;
- музыкальную;
- танцевальную и пр.
В таких условиях у детей появляется желание и интерес заниматься иностранным языком, кроме того, такой подход положительно влияет на их личностные особенности.
Многочисленные исследования подтвердили, что обучение иностранному языку не только помогает в развитии родной речи у ребенка, но и способствует его активному психическому развитию.
Считается, что оптимальный период для обучения такого рода — это возраст от двух до восьми лет. Что касается методик изучения, то общепризнанным и наиболее эффективным считается обучение в виде игры. В процессе игры дети получают возможность усовершенствовать развитие:
- воображения;
- памяти;
- мышления;
- внимания;
- терпения;
- концентрации и пр.
Процесс обучения в виде игры доставляет малышам удовольствие и мотивирует их продолжать работу над освоением иностранного языка.
Обучение в детском саду как косвенный фактор, влияющий на развитие
Еще один влияющий на развитие в раннем возрасте фактор — это обучение в детском саду. Именно там дети дошкольного возраста проводят большую часть времени, а значит, на воспитателей возлагается серьезная ответственность по обучению малышей деятельности внутри коллектива и устройству жизни в целом.
Правильный подход воспитательского состава позволяет развивать в детях самостоятельность и инициативность. Кроме того, малыши усваивают базовые моральные нормы, навыки поведения в обществе. Именно воспитатели наряду с семьей оказывают наибольшее влияние на формирование основных черт личности ребенка, используя отдельные средства для влияния на группу в целом и на каждого малыша по отдельности.
Так же как и в случае с иностранным языками, воспитатели в детском саду влияют на детей с помощью игры. Именно игры помогают воспитать в ребятах положительные качества, которые в будущем будут им необходимы для успешной деятельности во всех сферах жизни.
Важно, чтобы воспитатели владели методикой обучения детей в совершенстве и были мотивированы развивать их положительные стороны, формируя поведение.
Музыка как косвенный фактор развития
Говоря о дополнительных факторах, так или иначе оказывающих влияние на развитие ребенка, нельзя не упомянуть музыку. Обучение музыке с ранних лет благоприятным образом сказывается на развитии личности. Общепризнанный факт: музыкальные дети лучше справляются с обучением в школе, чем малыши, музыкальному развитию которых времени не уделялось.
Ребята, с раннего возраста приученные к прослушиванию классической музыки, демонстрируют нестандартный подход к решению задач, справляются с освоением точных наук и иностранных языков намного лучше тех детей, которые к музыке никогда не имели отношения.
Совершенно не зря в прошлые столетия обучение детей музыке и хореографии с ранних лет было обязательным в знатных семьях. Таким образом представители дворянства развивали своих чад, расширяя их возможности для личностной реализации в будущем.
Преимущества раннего приобщения ребенка к миру музыки неоспоримы. В процессе обучения у детей:
- формируется слух;
- развивается коммуникабельность;
- развиваются терпение и сила воля;
- расширяется кругозор;
- повышается уровень интеллекта;
- совершенствуется эмоциональная сфера и личностные качества.
Начинать приобщать ребенка к музыке можно с первых дней жизни. Сначала это будет мамина колыбельная, классические композиции, прослушанные перед сном, а со временем — песни, исполненные дуэтом, музыкальные инструменты, занятия в музыкальной студии или школе.
Ментальная арифметика и ее влияние на развитие детей
И еще один фактор, пусть не самый значимый, но оказывающий определенное влияние на развитие ребенка, — это ментальная арифметика, подразумевающая работу с соробанами (счетами). Этот метод развивает оба полушария мозга.
Речь идет о старинной (более двух тысяч лет) методике, благодаря которой можно стимулировать умственное развитие ребенка с 4 лет.
Дети, с детства приобщенные к данной методике, развивают способности, позволяющие им стать успешными и уверенными в себе людьми, обладающими:
- творческим потенциалом;
- интуицией;
- воображением;
- самостоятельностью.
Дети, с которыми работают по методике ментальной арифметики, получают возможность вступить во взрослую жизнь уверенными в себе личностями, которые знают, чего хотят от жизни и как этого добиться. А это очень важно в современном мире.
Источник