Влияние внешних факторов на пренатальное развитие ребенка

Влияние внешних факторов на пренатальное развитие ребенка thumbnail

На процесс пренатального развития оказывают влияние большое количество внешних и внутренних факторов, воздействие которых может носить позитивный или негативный характер.

К позитивным факторам пренатального развития относят отсутствие хронических соматических и инфекционных заболеваний матери, рациональное сбалансированное питание во время беременности, регулярный дородовой медицинский контроль, доминирование положительных эмоциональных состояний матери, здоровый образ жизни.

Патогенные воздействия, которые могут привести к искажению процесса пренатального развития, имеют самый разнообразный характер: переохлаждение, перегревание, гипоксия, лекарственные препараты и другие химические агенты, неполноценное питание и курение матери и употребление ею алкоголя, наркотиков, возбудители инфекции и др. Неполноценное питание матери во время беременности может привести к различным нарушениям пренатального развития. Особую роль выполняет в этом дефицит в пищевом рационе белков и витаминов А, В, С, РР, Е и др. Рациональное питание, обеспечивающее достаточное поступление в организм белков, витаминов и микроэлементов, способствует правильному развитию плода и предотвращает возникновение внутриутробной гипотрофии.

Гипоксия, или недостаток кислорода, поступающего в организм плода, может стать причиной мертворождения или нервно-психических нарушений в постнатальном периоде. К гипоксии могут приводить явления физиологического старения плаценты, уменьшение ее обменной поверхности, нарушения маточно-плацентарного кровообращения в результате токсикозов, анемии, сердечно-сосудистых заболеваний матери и др.

Нарушения развития плода очень часто возникают при различных эндокринных заболеваниях матери. таких как сахарный диабет (может приводить к многоводию и гормональным нарушениям в плаценте), нарушение функций щитовидной железы (повышает риск невынашивания беременности или рождения детей с признаками гипотрофии), патология надпочечников (увеличивает вероятность преждевременных родов) и др.

Существенная роль в патологии плода принадлежит иммунологическому конфликту (по резус-фактору), при котором кровь матери резус-отрицательна, кровь плода – резус-положительна. При этом заболевание плода обусловлено проникновением через плаценту неполноценных резус-антител, что приводит к развитию гемолитической анемии с желтухой или водянкой и, как следствие, к гибели плода, рождению ребенка с признаками гемолитической болезни. При своевременном выявлении резус-конфликта возможно предотвратить его патогенное влияние (с помощью определенных лекарственных веществ).

Внутриутробные инфекции, вирусы могут вызвать существенные изменения в развитии плода и привести к самопроизвольным абортам. Хотя плацента практически проницаема для всех вирусов, они не всегда приводят к поражениям плода, в то же время степень поражения плода не всегда соответствует тяжести заболевания матери. Наибольшая чувствительность к вирусам отмечается в ранних периодах пренатального развития. Очень опасен вирус краснухи, способный привести к аномалиям развития сердца, слуха, зрения, нервной системы или к гибели плода. Патологию разной степени тяжести вызывают герпетическая инфекция, ветряная оспа, грипп, вирусный гепатит, туберкулез, сифилис, ВИЧ и др. Профилактика и своевременное лечение вирусных инфекций способствуют нормальному развитию плода.

Бесконтрольное употребление лекарственных препаратов может оказать негативное влияние на развитие плода. Использование многих из них во время беременности должно быть ограничено или запрещено из-за опасности их неблагоприятного воздействия на плод.

Отрицательное воздействие на плод оказывают никотин и алкоголь. Никотин способствует повышению артериального давления и учащению пульса, изменению обменных процессов в организме. Курение матери во время беременности приводит к суживанию сосудов, что затрудняет переход питательных веществ через плаценту к плоду и оказывает прямое токсическое действие на плод – никотиновую интоксикацию. Употребление алкоголя во время беременности может сопровождаться разнообразными нарушениями внутриутробного развития, может привести к так называемому фетальному алкогольному синдрому (ФАС). Структуру ФАС составляют недостаточный рост и вес при рождении, некоторые деформации лица, неврологические нарушения и возможные нарушения психического развития.

Практический пример

У курящих и употребляющих алкоголь женщин беременность в последующем протекает на фоне первичной недостаточности плаценты и ее ложа в матке, реализующихся в гипоксический синдром (90,6%) или задержку развития плода (15,6%), в антенатальную гибель плода (9,4%).

В пренатальном развитии принято выделять особые периоды повышенной чувствительности плода к действию негативных факторов среды (гипоксия, радиация, лекарственные средства и др.), которые называют критическими периодами. Критические периоды пренатального развития характеризуются преобладанием процессов активной клеточной и тканевой дифференцировки и значительным повышением интенсивности обменных процессов (табл. 3.3).

Таблица 3.3

Критические периоды пренатального развития

Критический период

Возможные последствия воздействия негативных факторов

Конец предымплантационного периода (6-7-й день)

Или отсутствие нарушений последующего развития плода, или его гибель (имеются исключения)

Период органогенеза и плацентации (первые 3-6 недель)

Поражение тех органов и систем, которые находятся в процессе дифференцировки, возникновение уродств, плацентарная недостаточность

Период фетогенеза

Аномалии развития половых органов, нарушения функционирования отдельных органов и систем

Читайте также:  Год и пять месяцев ребенку развитие видео

Первым критическим периодом пренатального развития является конец предымплантационного периода, когда наблюдается кратковременный подъем чувствительности зародыша к действию патогенных факторов внешней среды. В литературе существует представление об относительной устойчивости зародыша периода предымплантационного развития к действию повреждающих факторов внешней среды. В связи с выраженными свойствами бластоцисты к регенерации различные патогенные факторы (недостаток кислорода, ионизирующая радиация, химические агенты и др.) или не вызывают гибели зародыша и не нарушают последующее развитие плода, или приводят к его гибели (эмбриотоксический эффект). Эта закономерность известна под названием закона “все или ничего”. Однако этот закон не имеет универсального характера. Известно, что в ряде случаев повреждения, нанесенные зародышу в предымплантационный период развития, проявляются позже, во время имплантации и последующих периодов перинатального развития.

Второй критический период развития приходится на период органогенеза и плацентации, а именно на первые три-шесть недель беременности. В это время в результате патогенного действия факторов внешней среды у плода в первую очередь поражаются те органы и системы, которые находятся в процессе дифференцировки. У различных закладок органов критические периоды не совпадают друг с другом по времени, поэтому действие негативного фактора обычно вызывает уродства различных органов и систем.

Плацентацию также относят к критическому периоду пренатального развития. Воздействие повреждающих агентов, действующих в период плацентации, может вызвать плацентарную недостаточность, выражением которой является врожденная гипотрофия плода. При выраженной недостаточности функции плаценты беременность может закончиться внутриутробной гибелью плода.

Необходимо отметить, что в период органогенеза и плацентации зародышевые оболочки значительно позже включаются в патологический процесс, чем сам эмбрион. Под влиянием повреждающих факторов в зародыше первоначально происходят торможение и остановка развития, затем беспорядочная пролиферация одних и дистрофия других зачатков органов и тканей. Эти наблюдения свидетельствуют о том, что на ранних стадиях онтогенеза у зародыша отсутствуют специфические реакции на действие патогенных факторов. Эти реакции появляются позднее, в процессе дальнейшего внутриутробного развития.

Известно, что у плода на ранних стадиях эмбриогенеза в ответ на внедрение возбудителей инфекции возникают только неспецифические реакции, выражающиеся в нарушениях кровообращения, дистрофических и некробиотических процессов. Неспецифические реакции ira внедрение инфекции приобретают известную специфичность лишь в конце внутриутробной жизни.

Практический пример

Вирус краснухи в период органогенеза и плацентации приводит к возникновению различных видов уродств. В то же время заболевание женщины краснухой в конце беременности сопровождается рождением ребенка, имеющего кожные высыпания, типичные для детей, больных краснухой.

В ранних периодах пренатального развития повышенная чувствительность плода к действию негативных факторов объясняется его функциональной незрелостью, сниженной реактивностью и недостаточно развитыми механизмами адаптации к постоянно меняющимся условиям среды.

В период фетогенеза эмбриотоксического действия, а также тератогенного эффекта, столь типичных для предшествующих периодов, почти не встречается. Исключение составляют только аномалии развития половых органов у плодов женского пола, возникающие под влиянием фармакологических препаратов андрогенного действия (ложный мужской гермафродитизм). Это связано с относительно поздними сроками формирования наружных половых органов плода. Хотя наличие критических периодов развития (за исключением формирования наружных половых органов) в период фетогенеза не считают точно установленным, однако есть указания на то, что в средние сроки внутриутробного развития у плода происходят важные процессы, обусловливающие его переход в новое качественное состояние, которое можно рассматривать как своеобразный “критический” период развития. Снижение уровня восприимчивости плода к негативным факторам во второй половине беременности, особенно в конце внутриутробного периода, обусловлено созреванием и становлением важнейших органов и систем (нервной, сердечно-сосудистой, кроветворной и др.). По мере развития плода происходит становление и развитие функций, определяющих эффективность адаптации к новым условиям существования. В результате этого зрелый плод приобретает способность дифференцированно реагировать на действие различных факторов, в том числе и на воздействие патогенных агентов.

Таким образом, на пренатальное развитие оказывает влияние целый комплекс внешних и внутренних факторов позитивного и негативного характера. Связь между фактором и последствием его воздействия (результатом развития) носит не прямой, а опосредованный характер. Эта связь опосредуется конкретным периодом развития плода, во время которого оказывает влияние тот или иной фактор, локализацией, интенсивностью и длительностью этого влияния и своевременностью и квалифицированностью оказанной помощи в случае необходимости.

Источник

Среди главных факторов, влияющих на внутриутробное развитие и выступающих факторами риска , выделяют питание, возраст матери и стресс [Кайл, 2002].

Читайте также:  Где купить историю развития ребенка форма 112

Питание. В течение пренатального периода ребенок растет быстрее, чем на протяжении любой другой фазы развития, а его питание полностью зависит от того, что может дать организм матери. Здоровое питание – достаточное количество пищи, содержащей белки, витамины и минеральные вещества, способствует поддержанию здоровья матери и ребенка. Большинству женщин во время беременности надо повысить потребление калорий на 10–20 %. За время беременности женщина должна прибавить примерно от 10 до 16 кг веса, при условии, что ее вес до беременности был в норме. Если беременная женщина неправильно питается, то ребенок может родиться с недостаточным весом, слабым, недоношенным, больше подверженным болезням. Неадекватное питание в последний триместр беременности особенно влияет на центральную нервную систему ребенка, так как в это время активно развивается мозг. Нередко дети, лишенные полноценного питания в пренатальный период, являются беспокойными, раздражительными и неотзывчивыми к стимуляции. Это побуждает мать быть менее сензитивной и стимулирующей. С возрастом все более явными становятся интеллектуальные проблемы и серьезные проблемы с учебными навыками [Берк, 2006].

Таблица 3.2

Основные вехи пренатального развития

Источники:  [Берк, 2006, с. 154; Крайг, 2000, с. 160; Шэффер, 2003, с. 176–177].

Возраст матери. Традиционно считается, что лучший возраст для рождения первого ребенка – от 20 до 30 лет. Однако женщины и до 20 лет, и после 30 (а в настоящее время в цивилизованных странах число детей, рожденных матерями после 30 и даже 35 лет, постоянно увеличивается) успешно справляются с беременностью и родами. Они могут родить здорового ребенка при условии, что сами здоровы, хорошо питаются, получают хорошее медицинское обслуживание и в их жизни нет хронических стрессов. Однако после 40 лет возрастает риск рождения ребенка с синдромом Дауна. Риск его возникновения почти в 10 раз выше для детей 40-летних матерей, чем для детей 30-летних [Крайг, 2000].

Стресс. Хронический стресс (длительный и сильный) может обусловить проблемы в период беременности и привести к рождению недоношенных детей или детей с весом ниже среднего. Интенсивная тревога коррелирует с опасностями выкидыша, преждевременных родов и рождения ребенка с повышенной возбудимостью и склонностью к респираторным заболеваниям и расстройствам пищеварения [Берк, 2006].

Причинами стресса могут быть отсутствие уверенности в прочности брака, переживания из-за отношений с супругом, со своими родителями или родителями мужа, переживания в связи со здоровьем близких, перегрузка в учебе или работе, страх перед родами. Эмоциональный стресс у беременных проявляется в виде [Захаров, 1998]:

– частых волнений в начале и в конце беременности;

– частых состояний внутренней неудовлетворенности;

– пониженного настроения;

– повышенной раздражительности;

– нарушений засыпания и сна;

– общего плохого самочувствия.

Согласно А. В. Захарову, последствия частых стрессов матери во время беременности могут проявляться у детей в виде:

– эмоциональной неустойчивости, повышенной склонности к эмоциональным расстройствам и беспокойству;

– вегетативной дистонии. Она выражается в расстройстве нервной системы, регулирующей работу внутренних органов (склонность к обморокам и головокружению; затруднение дыхания, частые расстройства желудочно-кишечного тракта и мочеиспускание на нервной почве; головные боли; колебания артериального давления и т. п.);

– нарушения сна (затрудненное засыпание), ночных страхов, криков, плача, снохождений, раннего отказа спать днем;

– нарушений обмена веществ, аппетита, склонности к аллергии и диатезам, инфекционным заболеваниям, ангинам, отитам, гайморитам;

– плохой переносимости шума, яркого света, духоты, укачивания, колебаний погоды;

– общей соматической ослабленности, слабости защитных сил организма;

– психомоторных нарушений типа энуреза, заикания, тиков.

Каким образом стресс воздействует на внутриутробное развитие? Во-первых, при стрессе в организме женщины вырабатываются гормоны, сокращающие поступление кислорода к плоду и повышающие частоту его сердечных сокращений. Во-вторых, хронический стресс ослабляет иммунную систему женщины, делая ее более уязвимой к заболеваниям. В-третьих, в состоянии стресса некоторые женщины чаще курят, пьют, меньше отдыхают, хуже питаются, что пагубно сказывается на внутриутробном развитии плода [Кайл, 2002]. Однако связанные со стрессом пренатальные осложнения могут быть значительно редуцированы с помощью поддержки, оказываемой беременной женщине со стороны мужа, других членов семьи и друзей [Берк, 2006].

Одним из факторов, который также может оказать влияние на пренатальное развитие, является отношение матери к своему будущему ребенку . В настоящее время уже довольно много известно о связи между эмоциональным отношением матери к еще не родившемуся ребенку и его последующим развитием. Г. Г. Филиппова [1996] выделяет шесть вариантов стилей переживания беременности .

Читайте также:  Книги развитие ребенка от года читать онлайн

1. Адекватный.   Идентификация беременности без сильных и длительных отрицательных эмоций. В первом триместре возможно общее снижение настроения без депрессивных эпизодов, во втором триместре – благополучное эмоциональное состояние, в третьем – повышение тревожности со снижением к последним неделям; активность в третьем триместре ориентирована на подготовку к послеродовому периоду. Первое шевеление плода ощущается в 16–20 недель, оно сопровождается положительными эмоциями, приятно по соматическому ощущению; последующие шевеления четко отдифференцированы от других ощущений, не сопровождаются отрицательными соматическими и эмоциональными переживаниями. Это оптимальный тип беременности. Родившиеся дети, как правило, здоровы, оптимально развиваются и физически, и психически.

2. Тревожный.   Идентификация беременности тревожная, со страхом, беспокойством, которые периодически возобновляются. Соматический компонент сильно выражен по типу болезненного состояния; эмоциональное состояние в первом триместре – тревожное или депрессивное, во втором триместре не наблюдается стабилизации, в третьем триместре тревожность или депрессивные состояния усиливаются; активность в третьем триместре связана со страхами за исход беременности, родов, послеродовой период. Первое шевеление ощущается рано, сопровождается длительными сомнениями или, напротив, четкими воспоминаниями о дате, часе, условиях; переживается с тревогой, испугом, возможны болезненные ощущения. Дальнейшие шевеления часто связаны с тревожными ощущениями, тревогой по поводу собственного здоровья и здоровья ребенка, характерна направленность на получение дополнительных сведений, патронаж. В воспитании родившегося ребенка формируется доминирующая гиперопека, выражена воспитательная неуверенность и противоречивость матери.

3. Эйфорический.   Все характеристики носят неадекватную эйфорическую окраску, отмечается некритическое отношение к возможным проблемам беременности и материнства, нет дифференцированного отношения к характеру шевеления. Обычно к концу беременности появляются осложнения. Как правило, подобный стиль переживания беременности демонстрируют женщины с истерическими чертами личности, а также длительно лечившиеся от бесплодия. Нередко беременность становится средством манипулирования, способом изменения отношений с мужем. Декларируется чрезмерная любовь к ребенку, при этом на возникающие недомогания нет адекватной, внимательной реакции, следовательно, потребности развивающегося ребенка не удовлетворяются оптимально. Впоследствии к ребенку устанавливаются отношения потворствующей гиперпротекции, и нередко конфликты с супругом выносятся в сферу воспитания, что не может не сказаться на развитии ребенка.

4. Игнорирующий.   Идентификация беременности слишком поздняя, сопровождается чувством досады или неприятного удивления. Соматический компонент либо не выражен, либо состояние даже лучше, чем до беременности. Динамика эмоционального состояния по триместрам либо не наблюдается, либо отмечается повышение активности и общего эмоционального тонуса. Первое шевеление отмечается очень поздно; последующие шевеления носят характер физиологических переживаний, к концу беременности характеризуются как доставляющие неудобство; активность в третьем триместре повышается, но ее направленность не связана с ребенком.

5. Амбивалентный.   Общая симптоматика сходна с тревожным типом, особенностью является резко противоположные по физическим и эмоциональным ощущениям переживания шевеления. Характерно возникновение болевых ощущений; интерпретация своих отрицательных эмоций преимущественно выражена как страх за ребенка и исход беременности, родов; характерны ссылки на внешние обстоятельства, мешающие благополучному переживанию беременности.

6. Отвергающий.   Идентификация беременности сопровождается резкими отрицательными эмоциями. Вся симптоматика резко выражена и негативно физически и эмоционально окрашена; переживание всей беременности как кары, помехи и т. п. Шевеление окрашено неприятными физиологическими ощущениями, сопровождается неудобством, брезгливостью; к концу беременности возможны всплески депрессивных или аффективных состояний. Женщина утверждает, что не хочет иметь ребенка, не верит в свою способность выносить и родить здорового малыша; боится быть покинутой мужем, родственниками. Впоследствии наблюдается неуверенность и противоречивость матери к воспитанию ребенка, встречается эмоциональное отвержение и жестокое обращение с ребенком.

Известны и другие факторы риска, влияющие на внутриутробное развитие плода. Это так называемые тератогены   – специфические агенты, нарушающие нормальное развитие плода. Это слово происходит от греческого teras , означающего «порок развития», или «уродство». К тератогенам относятся болезни, лекарственные и наркотические препараты, вредные воздействия окружающей среды.

Некоторые заболевания   беременных женщин не влияют на развивающийся организм (например, простуда и многие разновидности гриппа), другие могут быть очень опасными, а в некоторых случаях и смертельными для эмбриона или плода. Пять наиболее часто встречающихся опасных бактериальных и вирусных инфекций перечислены в табл. 3.3.

Таблица 3.3

Источник