Влияние устного народного творчества на развития речи ребенка младшего дошкольного возраста
Российская Федерация
муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад комбинированного вида №5 «Колокольчик»
238750 РФ, Калининградская область, город Советск, улица Карла Либкнехта, дом 8
«Влияние произведений устного народного творчества на речевое развитие детей младшего дошкольного возраста»
Подготовила воспитатель первой категории: Плахотнюк Валентина Ивановна
Консультация
«Влияние произведений устного народного творчества на речевое развитие детей младшего дошкольного возраста»
Подготовила воспитатель первой категории Плахотнюк Валентина Ивановна
г. Советск, 2019 год.
Для маленького ребёнка овладение речью – это сложнейший процесс, которому нужно помочь протекать в нужном русле и здесь большую роль играют взрослые, те люди, которые окружают ребёнка. Нужно создать условия, чтобы у ребёнка появилась потребность в речи не только с близкими ему людьми – взрослыми, но и со сверстниками. Для этого нужно создать благоприятные условия для совместной деятельности взрослых и детей.
Младший дошкольный возраст имеет особое значение для речевого развития ребёнка. Главная задача педагога в области развития речи детей этого дошкольного возраста – помочь им в освоении разговорной речи, овладеть родным языком. Важнейшим источником развития выразительности детской речи являются произведения устного народного творчества.
Применение устного народного творчества возможно лишь при широком включении в жизнь детей младшего дошкольного возраста произведений словесного фольклорного творчества русского народа различных жанров и разностороннем использовании их в педагогическом процессе.
Исходя из этого, знакомство детей с фольклорными произведениями способствует развитию их речи, пополнению и обогащению их словарного запаса. Перед педагогом стоит одна из сложных задач – заложить в душе ребёнка первые ростки человеколюбия и гуманизма ко всему живому. Фольклорные произведения учат детей понимать «доброе» и «злое», активно защищать слабых, проявлять заботу, великодушие к природе. Через сказку, потешки, песенки у малышей складываются более глубокие представления о плодотворном труде человека.
Уже в младшем возрасте закладывается тот фундамент познавательной деятельности, на котором будет строиться дальнейшее постижение и тайн природы, и величие человеческого духа. Третий год для ребёнка – это только начало жизненного пути. И пусть уже в самом начале этот путь будет оснащён солнцем народного поэтического творчества. Фольклор с детских пор учит, наставляет, приобщает к сокровищам народной мудрости. Так давайте же вместе с детьми учиться родному языку на фольклоре, нам самим это необходимо нисколько не меньше, чем нашем детям!
Припевки, потешки, маленькие народные песенки дети слышат с самого раннего возраста. Доброжелательное подтрунивание, тонкий юмор потешек, дразнилок, считалок – эффективное средство педагогического воздействия, хорошее «лекарство» против лени, трусости, упрямства, капризов, эгоизма.
В устном народном творчестве, как нигде больше, сохранились особенные черты русского характера, присущие ему нравственные ценности, представления о добре, красоте, правде. Всё это мы можем увидеть в русских народных сказках. Именно они являются прекрасным материалом для обучения детей младшего дошкольного возраста развитию речи. Персонажи сказок хорошо знакомы детям, их черты характера ярко выражены, мотивы поступков понятны. Язык сказок очень выразителен, богат образными сравнениями. Всё это позволяет вовлечь ребёнка в активную речевую работу. Очень хорошо использовать театрализованные игры, игры – драматизации, сюжетные игры на темы знакомых детям фольклорных произведений. Знакомство ребёнка с художественной литературой начинается с миниатюр народного творчества – потешек, песенок, хороводов. Затем дети увлеченно слушают народные сказки. Глубокая человечность, живой юмор, образность языка – особенность этих фольклорных произведений – миниатюр. Но в связи с тем, что дети младшего дошкольного возраста не могут воспринимать быстрой речи, потешки, народные песенки читают неторопливо, отчётливо, чтобы ребёнку был ясен смысл каждого слова. Прежде чем прочитать ребёнку потешку, необходимо заранее продумывать выполняемые действия, обязательно заучивать наизусть текст и выразительно рассказывать. Не просто прочитать, а продумать, в какой форме преподнести, чтобы вызвать эмоциональный отклик. Так например, разучивая потешку «Пошёл котик на торжок» можно использовать шапочку кота (маску, пирожки.
Богатейший материал для воспитания нравственных качеств содержат в себе пословицы и поговорки. Фольклор даёт прекрасные образцы речи, подражание которым позволяет ребёнку успешно овладеть родным языком. Пословицы и поговорки называют жемчужинами народного творчества, они оказывают воздействие не только на разум, но и на чувства человека: поучения, заключённые в них, легко воспринимаются и запоминаются. Пословицы и поговорки образны, поэтичны, наделены сравнениями, яркими эпитетами, в них много олицетворений, мелких определений. Их можно использовать в любой ситуации. Они становятся верными помощниками в формировании трудолюбия и дружелюбия.
Загадки обогащают словарь детей за счёт многозначности слов, помогают увидеть вторичные значения слов, формируют представления об их переносном значении. Они помогают детям усвоить звуковой и грамматический строй русской речи, заставляя сосредоточиться на языковой форме и анализировать её. Разгадывание загадок развивает способность дошкольников к анализу, обобщению.
Таким образом, приобщение ребёнка к народной культуре следует начинать с раннего детства. Фольклор является уникальным средством для передачи народной мудрости и воспитании детей на начальном этапе их развития. Детское творчество основано на подражании, которое служит важным фактором развития ребёнка, его речи. Постепенно у малышей формируется внутренняя готовность к более глубокому восприятию произведений русской народной литературы, обогащается и расширяется словарный запас, развивается грамматический строй речи, способность к овладению родной речи.
Консультация
Фольклор – одно из действенных ярких средств ее, таящий огромные дидактические возможности.
Применение устного народного творчества возможно лишь при широком включении в жизнь детей младшего дошкольного возраста произведений словесного фольклорного творчества русского народа различных жанров и разностороннем использовании их в педагогическом процессе.
Исходя из этого, знакомство детей с фольклорными произведениями способствует развитию их речи, пополнению и обогащению их словарного запаса.
Обращение к хорошо знакомым, любимым детьми жанрам фольклора (например, колыбельная песня) обеспечивает эффективность формирования самостоятельной речи дошкольников.
Использование всех доступных детям жанров русского фольклора в развитии, воспитании и обучении младших дошкольников позволяет детям приобретать необходимые умения и навыки для использования их в речевом общении, театрализованных, сюжетных играх.
В своей работе, поначалу, совершенно интуитивно, а впоследствии осознанно, я стала активно использовать плоды народного творчества. Называю эти произведения плодами не случайно, ведь это то, что зародилось, складывалось и проверялось временем, проросло и вызрело, впитав знания и мудрость многих поколений.
Через устное народное творчество ребенок не только овладевает родным языком, но и, осваивая его красоту, лаконичность приобщается к культуре своего народа, получает первые впечатления о ней.
Произведения русского народного искусства через особую форму отношения к воспринятой действительности, через богатую тематику, содержание разносторонне воздействуют на ребенка, учат образно мыслить, в обычном предмете или явлении видеть необычное, закладывают основы эстетической культуры, формируют уважение к результатам деятельности многих поколений и умение творчески применять полученный опыт в нестандартных ситуациях.
На этом возрастном этапе исследователи отмечают большой интерес детей к произведениям устного народного творчества. Определено влияние произведений словесного творчества народа на образность и выразительность речи детей. Выявлены возможности формирования творческих умений в процессе освоения художественных речевых образов произведений фольклора, пути развития родной речи с помощью словесного творчества народа.
Народ – непревзойденный учитель речи детей. Ни в каких других произведениях, кроме народных, мы не найдем такого идеального расположения труднопроизносимых звуков, такого удивительно продуманного сведения рядом слов, едва отличающихся друг от друга по звучанию.
Например: «Был бык тупогуб,
тупогубенький бычок,
у быка бела губа
была тупа»;
«Сшит колпак
не по – колпаковски,
надо его переколпаковать,
кто его переколпакует,
тому полколпака гороху».
Доброжелательное подтрунивание, тонкий юмор потешек, дразнилок, считалок – эффективное средство педагогического воздействия, хорошее «лекарство» против лени, трусости, упрямства, капризов, эгоизма.
Я считаю, что для развития речи ребенка следует шире использовать фольклор во всех его формах. Для младших дошкольников – это, прежде всего, сказки, заклички, потешки, загадки.
В устном народном творчестве, как нигде больше сохранились особенные черты русского характера, присущие ему нравственные ценности, представление о добре, красоте, правде, храбрости, трудолюбии, верности. Все это мы можем увидеть в русских народных сказках. Именно они являются прекрасным материалом для обучения детей младшего дошкольного возраста развитию речи.
Персонажи сказок хорошо знакомы детям, их черты характера ярко выражены, мотивы поступков понятны.Язык сказок очень выразителен, богат образными сравнениями, имеет несложные формы прямой речи. Все это позволяет вовлечь ребенка в активную речевую работу.
В своей работе я использую театрализованные игры, игры-драматизации, сюжетные игры на темы знакомых детям фольклорных произведений. Они проходят по известному детям сюжету, но оставляют малышам простор для творчества, импровизации.
Игры – импровизации воспитывают положительные черты характера детей, разнообразят детский досуг, формируют фантазию, расширяют словарь, помогают сделать речь детей более выразительной, учат их пользоваться прямой и косвенной монологической и диалогической речью.
Знакомство ребенка с художественной литературой начинается с миниатюр народного творчества – потешек, песенок, хороводов. Затем дети увлеченно слушают народные сказки. Глубокая человечность, предельно точная моральная направленность, живой юмор, образность языка – особенность этих фольклорных произведений-миниатюр.
Вот что писал о силе слова К.Д.Ушинский: «Не условным звукам только учиться ребенок, изучая родной язык, но пьет духовную жизнь и силу из родимой груди родного слова. Оно объясняет ему природу, как не мог бы объяснить ее ни один естествоиспытатель, оно знакомит его с характером окружающих его людей, с обществом среди которого он живет, с его историей и стремлениями, как ни мог бы познакомить, ни один историк; оно вводит его в народные верования, в народную поэзию, как не мог бы ввести ни один эстетик; оно, наконец, дает такие логические понятия и философские воззрения, которых, конечно, не мог бы сообщить ребенку ни один философ».
В этих словах великого педагога указан не только ожидаемый результат освоения родного языка, но и метод его изучения: доверие «языку-учителю», который «не только учит многому, но и учит удивительно легко, по какому-то недосягаемо облегчающему методу».
Консультация
«Влияние произведений устного народного творчества на речевое развитие детей»
Наряду с поиском современных моделей воспитания и развития детей, необходимо возродить лучшие образцы народной педагогики.
Фольклор – одно из действенных ярких средств ее, таящий огромные дидактические возможности.
Применение устного народного творчества возможно лишь при широком включении в жизнь детей младшего дошкольного возраста произведений словесного фольклорного творчества русского народа различных жанров и разностороннем использовании их в педагогическом процессе.
Исходя из этого, знакомство детей с фольклорными произведениями способствует развитию их речи, пополнению и обогащению их словарного запаса.
Обращение к хорошо знакомым, любимым детьми жанрам фольклора (например, колыбельная песня) обеспечивает эффективность формирования самостоятельной речи дошкольников.
Использование всех доступных детям жанров русского фольклора в развитии, воспитании и обучении младших дошкольников позволяет детям приобретать необходимые умения и навыки для использования их в речевом общении, театрализованных, сюжетных играх.
Через устное народное творчество ребенок не только овладевает родным языком, но и, осваивая его красоту, лаконичность приобщается к культуре своего народа, получает первые впечатления о ней.
Произведения русского народного искусства через особую форму отношения к воспринятой действительности, через богатую тематику, содержание разносторонне воздействуют на ребенка, учат образно мыслить, в обычном предмете или явлении видеть необычное, закладывают основы эстетической культуры, формируют уважение к результатам деятельности многих поколений и умение творчески применять полученный опыт в нестандартных ситуациях.
На этом возрастном этапе исследователи отмечают большой интерес детей к произведениям устного народного творчества. Определено влияние произведений словесного творчества народа на образность и выразительность речи детей. Выявлены возможности формирования творческих умений в процессе освоения художественных речевых образов произведений фольклора, пути развития родной речи с помощью словесного творчества народа.
Народ – непревзойденный учитель речи детей. Ни в каких других произведениях, кроме народных, мы не найдем такого идеального расположения труднопроизносимых звуков, такого удивительно продуманного сведения рядом слов, едва отличающихся друг от друга по звучанию.
Например: «Был бык тупогуб,
тупогубенький бычок,
у быка бела губа
была тупа»;
«Сшит колпак
не по – колпаковски,
надо его переколпаковать,
кто его переколпакует,
тому полколпака гороху».
Доброжелательное подтрунивание, тонкий юмор потешек, дразнилок, считалок – эффективное средство педагогического воздействия, хорошее «лекарство» против лени, трусости, упрямства, капризов, эгоизма.
Для развития речи ребенка следует шире использовать фольклор во всех его формах. Для младших дошкольников – это, прежде всего, сказки, заклички, потешки, загадки.
В устном народном творчестве, как нигде больше, сохранились особенные черты русского характера, присущие ему нравственные ценности, представление о добре, красоте, правде, храбрости, трудолюбии, верности. Все это мы можем увидеть в русских народных сказках. Именно они являются прекрасным материалом для обучения детей младшего дошкольного возраста развитию речи.
Персонажи сказок хорошо знакомы детям, их черты характера ярко выражены, мотивы поступков понятны.Язык сказок очень выразителен, богат образными сравнениями, имеет несложные формы прямой речи. Все это позволяет вовлечь ребенка в активную речевую работу.
Очень хорошо использовать театрализованные игры, игры-драматизации, сюжетные игры на темы знакомых детям фольклорных произведений. Они проходят по известному детям сюжету, но оставляют малышам простор для творчества, импровизации.
Игры – импровизации воспитывают положительные черты характера детей, разнообразят детский досуг, формируют фантазию, расширяют словарь, помогают сделать речь детей более выразительной, учат их пользоваться прямой и косвенной монологической и диалогической речью.
Знакомство ребенка с художественной литературой начинается с миниатюр народного творчества – потешек, песенок, хороводов. Затем дети увлеченно слушают народные сказки. Глубокая человечность, предельно точная моральная направленность, живой юмор, образность языка – особенность этих фольклорных произведений-миниатюр.
Таким образом, помогая детям овладеть языком произведений устного народного творчества, мы выполняем и задачи воспитания, и задачи развития, и задачи образования каждого ребенка.
Источник
Валентина Снигирёва
Проект «Влияние устного народного творчества на развитие речи детей младшего дошкольного возраста»
Проект «Влияние устного народного творчества на развитие речи детей младшего дошкольного возраста»
Тип проекта.
• По доминирующей в проекте деятельности: творческо-поисковый.
•По содержанию: социально – педагогический.
• Участники проекта: дети, воспитатель групп, родители.
•По времени проведения: долгосрочный.
•По характеру контактов: в рамках ДОУ.
Обоснование проекта.
«Не условным звукам только учится ребенок, изучая родной язык, он пьет духовную жизнь и силу из родимой груди родного слова, оно знакомит его с характером окружающих его людей, с обществом, среди которого он живет, с его историей и стремлениями, как не мог бы познакомить, ни один историк; оно вводит его в народные верования, в народную поэзию, как не мог бы ввести ни один эстетик».
Актуальность.
Дошкольный период жизни ребенка во многом зависит от взрослых. И взрослые должны наполнить жизнь ребенка светом добра и ласки, духовно обогатить среду, в которой он растет. Через устное народное творчество ребёнок не только овладевает родным языком, но и, осваивая его красоту, лаконичность приобщается к культуре своего народа, получает первые впечатления о ней. Духовно обогатить среду может использование устного народного творчества, что обусловлено спецификой содержания и форм произведений словесного творчества русского народа, характером знакомства с ними и речевым развитием дошкольников.
Участники проекта: дети 3-4 лет, воспитатели и родители.
Концептуальность. Использование устного народного творчества наряду с современными методиками обучения улучшает речь ребенка и повышает уровень познавательных и коммуникативных и творческих способностей у детей.
Научность. В исследованиях отечественных педагогов Жуковской Р. И., Сакулиной Н. П. Тихеевой Е. И., Ушинского К. Д., Флериной Е. А. и других подчеркивается, что дошкольный возраст – период активного творческого развития личности ребенка в целом, где развивается и совершенствуются связная речь.
Важнейшим источником развития детской речи и ее выразительности являются произведения устного народного творчества, в том числе малые фольклорные формы (загадки, потешки, считалки, колыбельные).
Проблема.
Проблема, связанная с развитием речи детей особо остро встала в последнее время. Почему наши дети плохо говорят? Может потому, что взрослые в семье разучились с ними разговаривать. При этом общаясь со своими детьми, родители редко используют поговорки и пословицы. А ведь устное народное творчество обладает удивительной способностью пробуждать в людях доброе начало. Использование в работе с детьми устного народного создает уникальные условия для развития речи, мышления детей, мотивации поведения, накопления положительного морального опыта в межличностных отношениях.
Гипотеза проекта: если использовать устное народное творчество наряду с современными методиками обучения, то улучшится речь ребенка и повысится уровень познавательных и коммуникативных способностей детей.
Цели проекта:
Развитие творческих, познавательных, коммуникативных способностей детей на основе устного народного творчества.
Определение уровня развития речевых умений детей.
Приобщение детей к культуре своего народа.
Расширение знаний детей об окружающей действительности, развитие умения тонко чувствовать художественную форму, мелодию и ритм родного языка.
Задачи проекта:
– Знакомить детей с окружающим миром – природой (растения, животные, птицы); с укладом жизни и быта русского народа.
– Совершенствовать диалогическую и монологическую речь.
– Воспитывать эстетические чувства при знакомстве с образцами устного народного творчества.
– Формировать предпосылки поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы, положительного настроя на организованную учебную деятельность.
– Помочь детям в основании разговорной речи, овладеть родным языком.
– Воспитывать эстетические чувства при знакомстве с образцами устного народного творчества.
Методы и формы проекта:
•Методы:словесные: беседы, рассказ.
•Игровые: дидактические и подвижные игры.
•Наглядные: плакаты, макеты, альбомы, мультимедийные пособия.
Формы: тематические занятия, досуги, беседы, наблюдения, игры, моделирование ситуаций, разучивание стихов, загадок, консультативная работа с воспитателями и родителями, дидактические, подвижные и сюжетно-ролевые игры, свободно-самостоятельная деятельность, индивидуальная работа.
Методическое обеспечение проекта:
1. Бабурина Г. И., Кузина Т. Ф. Народная педагогика в воспитании дошкольника. – М., 1995.
2. Даль В. И. Пословицы и поговорки русского народа. – М., 2009.
3. Князева О. Л., Маханёва М. Д. Приобщение детейк истокам русской культуры: Учеб. -метод. Пособие 2-е изд., перераб. и доп. – СПб,. 2008.
4. Козырева Л. М. Говорю красиво и правильно. Развитие речи у детей от рождения до 5 лет. – М., 2005.
Оптимальность и эффективность средств:
• проведение цикла тематических занятий по различным видам деятельности, направленных на освоение ребенком определенного речевого содержания по средствам эффективного использования малых фольклорных форм;
• проведение подвижных, дидактических, сюжетно-ролевых игр, игр-драматизаций;
• специальные игровые задания;
• психогимнастика;
• досуги;
• консультативная работа с родителями;
• свободно-самостоятельная деятельность; загадывание загадок, проведение наблюдений.
Совместная деятельность с семьёй.
Практика показывает, что ДОУ и семьи является важным фактором решения общей задачи – формирование коммуникативных умений посредством устного народного творчества. Целенаправленная работа с родителями, сотворчество детского сада и семьи влияют на формирование коммуникативных умений в целом. С родителями должны регулярно проводиться мероприятия по повышению психолого-педагогической культуры, совместные досуговые мероприятия с родителями и детьми, родительские собрания, конкурсы и выставки.
Содержание проектной деятельности.
Данный проект должен реализовываться в 3 этапа.
I этап – подготовительный,
II этап – практический,
III этап – заключительный.
1)подготовительный: подготовка целей и задач, подбор литературы по устному народному творчеству;
2) собственно – исследовательский (основной): выполнение основных мероприятий, предусмотренных проектом;
3)завершающий: обобщение результатов работы, их анализ, формулировка выводов.
Деятельность участников проекта «Влияние устного народного творчества на развитие речи детей младшего дошкольного возраста» отражена в таблице.
Таблица.
Деятельность участников проекта «Влияние устного народного творчества на развитие речи детей младшего дошкольного возраста»
Деятельность участников проекта
Педагоги Дети Родители
Подготовительный этап
Введение детей в проектную деятельность, формулирование проблемы. Вхождение в проблему. Возникновение у детей желания как можно больше узнать о веселой ярмарке. Чтение детям народных сказок «Репка», «Колобок» и т. д. Рассматривание иллюстраций, беседы. Приобретение серии книг с потешками, пестушками, попевками, прибаутками.
Разработка перспективного плана реализации проекта. Выбор форм работы с детьми, родителями. Разработка конспектов непосредственно образовательной деятельности. Подбор художественного, иллюстративного (наглядного) материала для создания развивающей среды в группе. Подбор дидактических, подвижных, хороводных игр по теме проекта, художественной литературы для чтения и пересказа в ходе непосредственно образовательной деятельности, бесед и самостоятельной деятельности. Написание сценария досуга «Веселая ярмарка». Вживание в игровую ситуацию.
Поиск путей решения проблемной ситуации (вместе с педагогом) Изготовление масок-шапочек для театрализованных и подвижных игр.
Чтение детям произведений художественной литературы по теме проекта.
Оформление книжного уголка по теме проекта.
Основной (практический) этап
Проведение организованной образовательной деятельности с детьми:
«Накроем стол»; «Сорока-сорока…»; «Как у нашего кота…»; «Бычок черный бочок, белые копытца».
Лепка: «Неваляшка», «Пряники», «Красивая птичка», «Утенок»
Рисование: «Украсим рукавичку», «Украсим тарелочку», «Разноцветные платочки», «Украсим уточку»
Чтение художественной литературы: «Репка», «Рукавичка», «Колобок», потешки, загадки и т. п.
Организация сюжетно-ролевых игр: «Семья», «К нам пришли гости», «Мы едем в театр», «В гости к сказке»;
Организация дидактических игр: «Собери картинку», «Составь узор», «Найди и покажи», «Чудесный мешочек».
Игры –драматизации: отрывки из сказок «Репка», «Колобок», «Теремок»
Подвижные,хороводные игры: «У медведя во бору», «Барашеньки, крутороженьки…», «Мишка по лесу гулял…», «Зайка серый умывается», «У дядюшки Трифона…» и т. п.
Изготовление «Книжки – малышки»
Пальчиковые игры: «Два козлика», «Цыплята», «Пять поросят», «Котята», «Маленькая мышка»
Артикуляционная гимнастика: «Гости» Разучивание стихотворений и песен: «Сельская песенка» (отрывок, «Бобик», Барашеньки, крутороженьки…», «Мишка по лесу гулял…»,
«Зайка серый умывается»,
«У дядюшки Трифона…» и т. п.
Игры – драматизации отрывков из сказок «Репка»,
«Колобок»,
«Теремок»
Совместное художественное творчество (рисование) детей и родителей на тему проекта.
Заключительный этап
Проведение досуга «Веселая ярмарка».
Выставка детских работ
Предполагаемые результаты:
Предполагается,что проделанная работа даст к концу года следующие результаты:
Грамматика
1) образовывать наименование животных и их детенышей в единственном и множественном числе, используя уменьшительно-ласкательные суффиксы (кот — кошка — котенок — котик — котята);
2) согласовывать имена существительные и имена прилагательные в роде и числе (пушистый котенок, маленькая кошечка);
3) составлять простые и сложные предложения по картинкам совместно со взрослым.
Фонетика
1) произносить звуки родного языка, четкое артикулирование их в звукосочетаниях и словах;
2) отчетливо произносить фразы, используя интонацию целого предложения и регулировать силу голоса и темп речи.
Связная речь
1) отвечать на вопросы по содержанию картины и составлять короткий рассказ совместно со взрослым
2) воспроизводить текст хорошо знакомой сказки;
3) составлять рассказ из личного опыта ребенка;
4) пользоваться словами, обозначающими речевой этикет (спасибо, пожалуйста, здравствуйте).
Диагностика эффективности проекта.
Для обследования развития речи детей можно пользоваться методическим пособием для воспитателей дошкольных образовательных учреждений Ушаковой О. С, Струниной Е. М. «Методика развития речи детей дошкольного возраста», в котором есть методики, выявляющие овладение ребенком словарным запасом родного языка, его грамматическим строем, звуковой стороной речи и умение использовать все речевые навыки при построении связных высказываний разных типов (описание, повествование, рассуждение) [26] .
Конечно, связывать развитие речи детей только с воздействием на неё УНТ – невозможно. На детей и их развитие оказывают влияние множественные факторы. Но произведения УНТ, безусловно, развивают звукопроизношение, обогащают словарь, способствуют развитию грамматической стороны речи, развивают связную речь, выразительность речи.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Одним из важнейших показателей уровня культуры человека, его мышления, интеллекта является его речь. Возникнув впервые в раннем детстве в виде отдельных слов, речь постепенно обогащается и усложняется. Речь имеет большое значение для целостного и всестороннего развития ребенка в раннем и дошкольном возрасте. На развитие речи оказывают большое влияние окружающая среда и отношение ребенка к ней. Развитие речи самым тесным образом связано с развитием сознания, познанием окружающего мира, развитием личности в целом.
Для воспитания подрастающего поколения особенную важность приобретает устное народное творчество. Из всего жанрового многообразия фольклора, необходимо отметить детский фольклор, который предназначен, прежде всего, для детей, и используется ими в повседневной жизни, начиная с рождения, с первых дней жизни. Детский фольклор обширная область устного народного поэтического творчества. Это целый мир — яркий, радостный, наполненный жизненной силой и красотой. Первое знакомство ребенка с народнойпоэзией начинается с малых фольклорных форм: пестушек, потешек, прибауток, считалок, скороговорок, песенок-небылиц. И хотя они состоят из нескольких строк незатейливых по содержанию и простых по форме, однако, таят в себе немалые жанровые богатства.
Образцы устного народного творчества выступают как фактор социального и духовного развития личности ребенка. Многие видные педагоги указывают на воспитательное значение устного народного творчества для дошкольников и рекомендуют использовать его в своей работе. Фольклор способствует не только формированию эмоционально положительного отношения к миру как к чуду, но и развитию познавательных процессов у дошкольников, решает целый комплекс взаимосвязанных задач нравственного, умственного, эстетического, трудового, патриотического воспитания.
Использование всех доступных детям жанров русского фольклора в развитии, воспитании и обучении младших дошкольников позволяет детям приобретать необходимые умения и навыки для использовании их в речевом общении на начальном этапе их развития. Детское творчество основано на подражании, которое служит важным фактором социального и духовного развития ребенка, его речи. Нравственная чистота и притягательность народных идеалов, воплотившихся во многих героях сказок и былин, народная мудрость пословиц и поговорок, увлекательность загадок, веселый юмор в большинстве произведений устного творчества русского народа — всё это открывает путь к сердцу и уму ребенка.
Эффективность обучения дошкольников на идеях народной педагогики зависит от внимания воспитателя, специалистов ДОУ, родителей к фольклору, от умения педагогов грамотно выстроить педагогический процесс, направленный на полноценное освоение детьми устного народного творчества. Начиная с групп раннего возраста и до школы детей необходимо знакомить с фольклорными произведениями в процессе организации различных видов детской деятельности с помощью различных методов и приемов.
Очень важно, чтобы каждый педагог знал народные обычаи и обряды, национальные традиции, был знатоком народных игр, песен, танцев, сказок.
При планировании работы по приобщению дошкольников к истокам народного творчества необходимо:
– равномерно распределить фольклорный материал в течение учебного года;
– заранее предусмотреть и обдумать методы и приемы, обеспечивающие максимальную активность детей на занятиях и в свободное от занятий время, их творческую самореализацию;
– своевременно закрепить изучаемый материал, избежать спешки, перегрузки детей;
– яснее видеть намеченную цель, которая поставлена в соответствии с возрастом детей.
Важно, чтобы занятия по ознакомлению с фольклором были необычны, интересны детям, чтобы на них царил дух народности.
В процессе ознакомления с фольклором очень важна реализация воспитательных задач, поддержание эмоционального настроя.
Все это поможет ребенку не только освоить лучшие образцы устного народного творчества, но и обеспечить его личностное развитие уже с раннего возраста. Раннее и дошкольное детство – это только начало жизненного пути. И пусть уже в самом начале этот путь будет освещен народной мудростью, содержащейся в произведениях устного народного творчества.
Источник