Влияние успешности на развитие ребенка

Влияние успешности на развитие ребенка thumbnail

Консультация психолога

Факторы, влияющие на формирования успешности ребенка

Уважаемые родители, пожалуйста, подумайте и ответьте:

  1. Какую цель Вы ставите перед собой, начиная воспитывать ребенка?
  2. Какие способы для достижения поставленных целей Вы используете?
  3. Представьте себе Вашего ребенка уже взрослым человеком, то есть в том возрасте, когда личность сформировалась. Опишите, каким Вы его видите: качества личности, профессиональная деятельность, внешний  вид, социальное положение.
  4. Как Вы предполагаете, за что поблагодарит Вас ваш взрослый сын или дочь?
  5. Какие ошибки Вы допустили, воспитывая ребенка?

С рождением ребенка в семье происходят большие перемены. Родители полны добрых намерений, отвечая на вопрос: «Каким бы Вы хотели видеть своего ребенка в будущем?», чаще всего говорят: «Успешным». К сожалению не всегда эти добрые и благородные намерения подкрепляются поступками взрослых. Как следствие, взаимоотношения родителей и детей пронизывают непонимание и эмоциональная боль – до такой степени противоположными делаются их намерения. Это означает одно: между взрослыми и детьми происходит что-то, что находится вне контроля и сознания. В итоге это приводит к разрыву между добрыми намерениями и конечным результатом воспитания. Очень важно найти этот несоответствующий момент в общении, который мешает наиболее полно раскрыть внутренний потенциал каждого ребенка, и помочь ему стать успешным.

Уважаемые родители! Качество жизни взрослого человека определяется качеством его взаимоотношений с родителями, когда он был маленьким.

Из двух факторов, наиболее существенно влияющих на формирование успешности ребенка и развития его творческих способностей, на первом месте находятся семья и только на втором социальные учреждении (детский сад, школа). Обеспечить ребенку социальные условия для развития успешности должна семья. Для этого родителям необходимо иметь специальные знания, позволяющие построить проект успешной жизни ребенка, уметь правильно реагировать на различные поступки детей, знать возрастные особенности и достигать поставленных целей воспитания.

Самоуважение и уверенность в себе – основополагающие качества для успеха в любой области. Эти качества не являются врожденными, они приобретаются в результате общения с родителями в раннем детстве. Родители, вырастившие успешных людей, даже небольшие победы рассматривали как основу для еще большего успеха детей, поддерживали их и вселяли в них уверенность в своих силах. Родители неуспешных людей сеяли в них сомнения, а порой и вовсе блокировали саму возможность любых достижений. Например, реагируя на неудачу ребенка, говорили: «Ничего из тебя не получится, будешь дворником». Но ребенку в ситуации неуспеха просто необходимо помочь поверить в свои силы.

Жизненная программа человека закладывается его родителями в раннем детстве. Учитывая это, в беседах с ребенком необходимо чаще говорить об успешных перспективах, делать акценты на тех маленьких счастливых моментах, которые происходят каждый день. Научите ребенка представлять, каким прекрасным будет завтра, намечать план каких-нибудь дел и с оптимизмом настраиваться на их выполнение. Это важно, потому что начало всех последующих поступков сосредоточено в наших мыслях.

Всегда внимательно слушайте то, что рассказывает Вам ваш ребенок, здесь нет мелочей. То, что рассказывает ребенок, для него значимо. Он пытается выразить свой внутренний мир. И Вы должны помочь ему в этом, прежде всего, внимательно слушая его рассказ. В любой ситуации важно принять чувства ребенка. Если они негативные, то, поделившись с Вами, ребенок освобождается от негативных, отрицательных эмоций, и его настроение постепенно улучшается. Когда Вам необходимо более подробно разобрать какую-нибудь ситуацию, применяйте активное слушание. В основе техники активного слушания лежит умение задавать вопросы, отвечая на которые, ребенок сам лучше начинает понимать сложившуюся ситуацию. Для этой цели можно использовать следующие вопросы, моделируя их в зависимости от темы обсуждения.

  1. О чем ты думал, когда делал это?
  2. Что еще ты мог бы сделать в данной ситуации?
  3. Ты предполагал, что именно так все получится?
  4. Ты можешь сделать лучше?
  5. Что ты сделаешь в следующий раз в подобном случае?
  6. Чем я могу помочь тебе?
  7. Что бы ты сделал на моем месте?
  8. Представь себе, что в этой ситуации оказался бы твой лучший друг. Что бы ты ему посоветовал?

Рассуждая, родители учат детей справляться с критической ситуацией, ребенок начинает верить в себя, а это дает ощущение внутреннего спокойствия. Хорошее настроение и самочувствие – это всегда следствие взаимопонимания между близкими людьми.

Уважаемые родители! Помните, что на формирование успешного ребенка влияют принятие со стороны родителей и вера родителей  в его успех. Формирование успешного ребенка происходит в первую очередь в семье. Анализируйте свои действия, слова и мысли, не ругайте себя, если что то не получилось. Главное, что вы увидели и осознали свои ошибки, а это значит, что в следующий раз Ваше общение с ребенком будет более результативным.

Литература:

  1. Даринская В.М. Успех на вырост. Секреты семейного воспитания – СПб.: Речь, 2010.

Составила педагог-психолог Прокофьева О.В.

Источник

Елена Ермилова
Особенности развития успешности ребенка дошкольного возраста

Особенности развития успешности ребенка дошкольного возраста

Успешность дошкольника можно рассматривать как проявление высокой степени результативности в различных видах деятельности и достижение более высоких результатов, проявление творческих успехов в какой-либо определенной деятельности и общении.

Рассматривая проблему личности и её развития в детском возрасте, мы разделяем близкие нам позиции С. И. Рубинштейна и В. С. Мухиной, о том, что личность в её реальном бытии и самосознании есть то, что человек, осознавая себя как субъекта, называет своим «Я». «Я» – это личность в целом, отражение в самосознании

Читайте также:  Основными условиями развития личности ребенка развитие чувств

Актуальной проблемой современной педагогики является выделение и обоснование критериев успешности ребенка дошкольного возраста. Если проблема успешности в контексте успеваемости ребенка школьного возраста (А. А. Бударный, А. М. Гельмонт, Н. С. Лейтис В. И. Самохвалова и др.) достаточно разработана, то проблема обоснования критериев успешности ребенка дошкольного возраста является для современной дошкольной педагогики достаточно новой.

Л. И. Божович, Л. С. Выготский, Д. И. Фельдштейн утверждают, что дошкольное детство является начальным этапом интенсивного развития личности, становления различных видов деятельности, проявление способностей и склонностей, становления индивидуальности.

Б. Г. Ананьев рассматривает индивидуальность как интегративное целостное объединение,включающее: индивида – носителя природных свойств человека и личность – носителя общественных функций, определяющих социальную биографию человека и субъекта деятельности.

Феномен успешности дошкольников связывается с решением какой-то задачи, с организацией какой-либо важной для группы деятельности. Данное понимание достаточно трудно приложить к группе дошкольников. Эта группа не имеет четких целей и задач, у нее нет какой-либо определенной, общей, объединяющей всех членов деятельности, поэтому трудно говорить о степени социального влияния. Вместе с тем не вызывает сомнений факт предпочтения определенных детей, их особой притягательности для других.

Вопрос успешности детей дошкольного возраста решался преимущественно в связи с игровыми способностями детей. Характер социальной активности и инициативности дошкольников в сюжетно-ролевых играх обсуждался в работах Т. А. Репиной, А. А. Рояк, В. С. Мухиной, Т. В. Антоновой, О. М. Гостюхиной и других. Исследования этих авторов показывают, что положение детей в ролевой игре неодинаково – одни выступают в роли ведущих, другие – в роли ведомых. Предпочтения детей и их популярность в группе во многом зависят от их способности придумать и организовать совместную игру.

Становление успешности дошкольник связано с развитием его личности, подразумевает развитие познавательных процессов и нравственных качеств, формирование мировоззрения и самосознания, развитие самостоятельности в деятельности и социальной активности. Это не полный перечень тех особенностей, которые характеризуют личность человека, но они являются главными движущими силами формирования личности ребенка.

Перечисленные составляющие закладываются в дошкольном возрасте. Активным стартом можно считать 3-летний возраст, когда пробуждается детская Я-самость. К началу школьного обучения формирование личности преодолевает два важных этапа, способствующих развитию основных возрастных особенностей:

По мнению С. А. Козловой, этап формирования личностной инициативности, что очень важно для развития успешности ребенка. Первый этап личностного развития дошкольника нацелен на постепенное снижение физической зависимости от взрослого и приобретение самостоятельности. Малыш многократно оглашает родителям и бабушкам свою потребность действовать самому. «Я сам» – звучит в той деятельности, которая интересна малышу. Ребенок пробует свои возможности. Такое понятное действо, как складывание игрушек, совершенно не интересует малыша, поскольку понятно и посильно.

Второй этап подразумевает переход от выбора, который предлагает ребенку взрослый, до проявления собственной инициативы. Это значительное расширение границ развития. «Хочу сложить эту модель конструктора», «Буду тоже поливать цветы», «Знаете, какую игру я придумал…» — инициативность старших дошкольников распространяется на все виды деятельности.

На этих ступеньках личностного развития дошкольника происходят многочисленные изменения.Вырабатываются нравственные суждения и критерии: что можно, чего нельзя, что хорошо, а что плохо. Развиваются эмоционально-волевые качества. Но в сфере развития личности главным достижением дошкольного возраста является именно самостоятельность и инициативность. Критериями и показателями успешности личности ребенка дошкольного возраста являются: высокая познавательная активность и результативности в различных видах деятельности, уровень притязаний детей в разных видах деятельности, достижение высоких результатов в определенном виде (или видах деятельности) деятельности, в учении по интересам; высокий социальный статус в группе сверстников.

Согласно В. Н. Введенскому, инициативу многим детям проявить легче, чем целеустремленность. Это качество воспитывается, если взрослые поощряют познавательную деятельность дошкольника, создают ситуацию успеха для ребенка. Заинтересовался ребенок, как из семечка появляется росток, проявил инициативу, чтобы посадить его рядом с комнатным растением. Но потом нужно регулярно поливать и терпеливо ждать, пока росточек проклюнется.

В подобных ситуациях дошкольник чаще нуждается в поддержке, чтобы удерживать цель в поле своего внимания и интереса. В такой же поддержке ребенок нуждается, если действия неуспешны. Взрослым очень важно наряду с инициативностью поддерживать у ребенка стремление к цели, так как это ценное личностное качество.

Рассмотрение сущности, содержание понятия успешности, основных факторов, определяющих ее развитие, развитие личности дошкольника позволили выделить структуру успешности личности ребенка,которая состоит из следующих компонентов:

Структура успешности личности ребенка дошкольного возрастасостоит из следующих компонентов: Кто эти компоненты выделяет?

1.Мотивационный компонент:

– понимание важности достижения высокого образовательного уровня, совершенствование, получаемых знаний, умений и навыков,

– любознательность, повышенный интерес к постоянному пополнению знаний из различных областей науки, техники, культуры,

– потребность в самостоятельном, оригинальном выполнении работы творческого характера,

– проявление тяготения к определенному виду деятельности, увлеченность в работе по интересам.

2.Содержательно-операционнный компонент:

– проявление высокой умственной активности, догадливость, сообразительность в процессе открытия новых знаний, способов действия, извлечения информации,

– проявление самостоятельности в расширении своего кругозора, поиск новых приемов и путей, развивающих самостоятельность,

способность к фантазированию и воображению при выполнении работ творческого характера, способность к моделированию жизненных систем.

3.Эмоционально- волевой компонент:

Читайте также:  Влияние развода на развитие личности ребенка

– преобладание положительных эмоций, хорошего настроения и самочувствия при выполнении различных видов деятельности;

– умение преодолевать возникшие трудности, доводить работу до конца, проявление радости при открытии новых проблем, способов действия.

Уже в старшем дошкольном возрасте идет интенсивная амплификация базовых составляющих развития, в процессе которой складывается ведущее личностное образование – детская компетентность.

Таким образом, в дошкольном возрасте происходит интенсивное развитие успешности дошкольника, так как дошкольный возраст – это период совершенствования, развития личностных новообразований, которые за период дошкольного возраста обогащаются индивидуальными параметрами. Соподчинение мотивов приводит к овладению детьми новыми мотивами деятельности, появляются доминирующие ценностные установки, что способствует развитию успешности дошкольник

Источник

Александр Веракса — доктор психологических наук, член-корреспондент Российской академии образования и заведующий кафедрой психологии образования психологического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова — в течение нескольких лет вместе с коллегами исследовал когнитивное развитие детей в разных регионах России, посещающих детский сад и начальную школу, для того чтобы выяснить, какие факторы больше всего влияют на успешность в учебе. Исследование нашло свое продолжение в крупном федеральном проекте “Растем с Россией”, в котором приняли участие 200 школ и детских садов, более десяти тысяч детей. Теперь и другие педагоги смогут использовать методики Александра Вераксы в работе. 

О самом важном факторе успешности ребенка

Когда мы начинали исследование, то хотели посмотреть, что же самое важное в становлении ребенка, какой фактор больше всего влияет на его развитие? Образовательная программа, ее содержание, обстановка в семье? Нужно было лонгитюдное исследование, то есть наблюдение за развитием ребенка на протяжении долгого времени: и в детском саду, и в школе. Мы пришли к выводу, что сейчас определяющий признак успешности ребенка — способность к саморегуляции. Она влияет и на социальное развитие, и на успехи в учебе и работе, и на умение строить отношения. 

Саморегуляция — это умение контролировать свое поведение, реакции, сдерживать импульсы, переключаться с одного на другое, сознательно удерживать внимание. Это то, что еще в советское время выделялось как компонент готовности детей к школе, но не было в такой степени проработано концептуально. Если у ребенка хорошая саморегуляция, он усидчив, готов четко выполнять инструкции учителя, то у него высокие шансы стать успешным учеником, построить успешную карьеру. 

О детях с проблемами самоконтроля и СДВГ

Не стоит думать, что невнимательные дети, дети с СДВГ (синдром дефицита внимания и гиперактивности — прим. ТАСС) точно будут неуспешны. Очень важно как можно раньше узнать об особенностях развития ребенка. Потому что если в дошкольном возрасте для коррекции поведения нужна одна единица времени, то в школе этого времени нужно гораздо больше, а там, к сожалению, его, как правило, нет. 

Дети с СДВГ — это дети со сложностями в управлении собственным поведением. То есть как раз с проблемами самоконтроля и саморегуляции. И перед педагогами стоит задача дать ребенку средство управления собственным поведением. Эта задача не решается без взрослого.

Важно научить ребенка сначала ставить цель, потом идти к ней. Как показывает наш опыт, это можно сделать в проектной деятельности, которая доступна уже детям в 4 года. 

Когда ребенок проявляет к чему-либо интерес, задача взрослого услышать его — не имеет значения, какой вопрос вызвал интерес, о чем он, главное, что он исходит от ребенка. И задача взрослого — поддержать его, развернуть деятельность, которая завершается получением определенного результата. Важно, чтобы ребенок понял: для того чтобы получить качественный ответ, важно пройти определенный путь, обратиться к источникам, включая родственников, знакомых и сверстников. И тогда со временем меняется структура его деятельности, от действий импульсивных он переходит к действиям, которые приводят к решению познавательной задачи. Ребенок начинает идти к своим целям, регулировать свое поведение, чтобы ее достичь.

Мы надеемся, что наши рекомендации и методики будут полезны и психологам, и педагогам.  Педагоги получают конкретные образовательные технологии, которые помогают подобрать наиболее эффективные средства обучения для каждого ребенка в зависимости от особенностей его психического развития.

О слабом эмоциональном развитии детей

Эмоциональное развитие — это то, насколько ребенок понимает свои и чужие эмоции, насколько умеет эти эмоции выражать, понимает, как их изменить. 

Проблема в том, что в системе образования мы традиционно привыкли смотреть в первую очередь на интеллектуальное, когнитивное развитие ребенка. Так, к сожалению, сложилось, что эмоциональное развитие всегда было на втором плане, считалось, что оно проходит во многом спонтанно в условиях образовательного учреждения. Сейчас с появлением новых форм обучения, агрессивной цифровизации возможностей для гармоничной социализации детей стало объективно меньше. 

Мы должны ребенка обучить тому, что такое эмоции, показать ему связь этих эмоций с ситуациями, в которых они возникают, дать те способы реагирования, которые являются приемлемыми в обществе.

Например, ребенок злится и ломает лопатку в порыве гнева. Нам нужно сделать так, чтобы он понимал свое состояние, чтобы в момент, когда эмоции захлестывают его, он мог с этим состоянием справляться, менять его.

Об индивидуальном подходе, самостоятельности, домашнем обучении и больших классах

Сейчас в детском саду и школе обучаются группы детей примерно по 30 человек, и хотя одномоментно присутствуют не все, надо признать, что количество, превышающее 15, для педагога уже сложно для организации индивидуального взаимодействия. 

Масштабных исследований, которые бы могли рассказать о последствиях домашнего обучения или обучения в мини-классах, в мини-группах, в нашей стране пока не проводилось. Индивидуальное общение с педагогом — это здорово, но коллектив как условие социализации ребенку необходим. Только в группе сверстников он всегда получает обратную связь от детей. Этим и ценен детский сад. Дети должны учиться самостоятельно решать свои проблемы.

Читайте также:  Детский центр развития ребенка мой ребенок воронеж

Проведенные нами исследования показали неожиданный результат. В детских садах, где педагоги меньше реагируют на конфликты детей, где дети имеют меньше возможностей быть в одиночестве, то есть где присутствуют обстоятельства, которые традиционно относились к негативным характеристикам образовательной среды детского сада, понимание эмоционального развития у дошкольников было выше. О чем это говорит? Можно интерпретировать это так, что потребность во взаимодействии со сверстниками стала столь высока, что она реализует себя максимально даже в сложных ситуациях детского взаимодействия, которого в современном обществе не бывает “мало”.

Сейчас многие родители из-за собственной тревожности на детских площадках очень активно включаются во взаимодействие детей, даже прерывают его, не дают детям выйти из ситуации самостоятельно. Чаще всего дети одного возраста могут разобраться в своих проблемах самостоятельно, взрослый нужен, чтобы обсудить проблему после, задуматься над произошедшим, но не выступать в роли кукловода. 

О “развивашках”, родительских амбициях и отсутствии игры в жизни ребенка

Родители хотят от дошкольного учебного заведения в первую очередь интеллектуального развития детей, поскольку в этом, на наш взгляд не всегда обоснованно, видят залог успеха. “Развивашки” практически с рождения, чтение с двух лет, иностранные языки. Дети приходят в первый класс уже с приличным багажом знаний, но успешными в учебе становятся далеко не все, потому что в погоне за ранним интеллектуальным развитием, стремлением научить ребенка как можно раньше считать, решать задачи, читать, родители не задают себе вопрос: а как мой ребенок проживает детство?

Времени на детство остается гораздо меньше, чем нужно. Детство не проживается полноценно, в его классическом варианте, потому что самый эффективный, продуктивный способ освоения мира для ребенка — это игра. Дети очень мало играют, а это приводит к слабой саморегуляции, к низкой мотивации учиться, без которой в старших классах достижение серьезных результатов невозможно. 

И если игры нет, ей на смену приходят гаджеты, где много всего, кроме ценностных ориентиров. По сути ребенок не успевает к школе созреть эмоционально, хотя и готов технически. Этому способствуют и родители, которые ориентируют ребенка на достижения, победы, вместо того чтобы ориентировать на деятельность и процесс.

О гаджетах в жизни ребенка

Чтобы говорить о вреде, пользе и влиянии на учебу гаджетов, важно понимать, где и когда мы даем их детям.

Гаджеты на занятиях, конечно, дают объективно больше возможностей. И если они использованы в контексте, позволяющем взаимодействовать с ребенком в форме интересной презентации и более удобного поиска материала, то да, они полезны.

Если на уроке истории учитель часть материала преподносит с помощью интерактивной доски, дает задания, которые надо выполнить в планшете, если это обогащает урок, делает его интереснее, динамичнее, то это, конечно, плюс.

Если ребенок смотрит мультик с мамой и папой в планшете или ноутбуке — это хорошо. В процессе просмотра он может задать вопросы родителям, что-то обсудить. Но мы видим обратную ситуацию, что ребенок как раз проводит с гаджетом много времени один. Более 70% детей дошкольного возраста заявляют об этом.

Минусы гаджетов — это пассивность ребенка. Никак не задействуется его активность. Взрослого нет рядом, ребенок почти никогда не нажимает на паузу, чтобы подойти к родителю и что-то спросить, понять для себя какой-то контекст увиденного, услышать обратную связь.

Разработчики приложений не заинтересованы в их глубоком содержании, это содержание довольно низкого уровня, нужно это признать, потому что основная задача разработчиков — сделать так, чтобы ребенок провел как можно больше времени внутри программы. Они строят обучение по методу проб и ошибок: сделал, нажал — получил обратную связь. Это не направленное, осмысленное обучение, а обучение наиболее примитивное.

Еще один минус — есть стороны жизни, которые цифровая среда заменить не может. Гаджеты не учат и не объясняют, что такое человеческие ценности, мораль, этика. Цифровая среда построена по хаотичному, неструктурированному принципу.

Конечно, невозможно заменить общение взрослого и ребенка никакими технологиями. Мы видим последствия неконтролируемого использования гаджетов детьми и уменьшение межличностного общения — они печальны.  

О готовности детей к школе

Дело в том, что детство — это не только период в жизни ребенка. Детство, согласно психологу Льву Семеновичу Выготскому, характеризуется особым отношением к миру. В детстве ребенок не только играет, он исследует, проверяет, творит, открывает новое. Для него нет невозможного. Если детство не прожито полноценно, эта потеря невосполнима. Не случайно выдающийся детский психолог Александр Запорожец говорил о необходимости амплификации, то есть насыщении детства максимально соответствующими возрасту дошкольника видами активности. Эту смелость к познанию и изобретению, которая рождается в детстве, дошкольник проносит через всю свою жизнь. Она является основой развития личности и ее готовностью продуктивно взаимодействовать с миром. 

Если психолог говорит, что 6-летний ребенок эмоционально не созрел к школе, а интеллектуально, напротив, готов, лучше оставить его на год дома. Если родитель чувствует, что ребенку нужно еще время, чтобы гармонично прожить детство, то такую возможность ему лучше дать.

Карина Салтыкова, Константин Крашенинников

Источник