Влияние улицы на духовное развитие ребенка

Влияние улицы на духовное развитие ребенка thumbnail

Совре­мен­ность харак­терна тем, что основ­ной зада­чей своей жизни взрос­лые счи­тают зара­ба­ты­ва­ние как можно боль­шего коли­че­ства денег, и несмотря на частую физи­че­скую и пси­хо­ло­ги­че­скую уста­лость, исполь­зуют для этого любую воз­мож­ность. И тут уже ни сил, ни вре­мени на детей не оста­ется. Лето. Пора кани­кул. В школу ходить не надо. Еже­дневно выпол­нять домаш­нее зада­ние — тоже не надо. Можно ска­зать, вне­зап­ная и пол­ная сво­бода. Разве что есть нера­бо­та­ю­щая бабушка, спо­соб­ная на нее “посяг­нуть”. Да и та может кон­тро­ли­ро­вать вну­ков, по боль­шому счету, только дома, а то, что про­ис­хо­дит с ними на улице, зача­стую — тайна за семью печатями.

Чем старше ребе­нок, тем силь­нее у него потреб­ность в само­утвер­жде­нии. Бабушка, к сожа­ле­нию, авто­ри­те­том для ребенка бывает редко, роди­те­лям посто­янно неко­гда. Оста­ются только сверст­ники и зна­ко­мые постарше. С послед­ними дру­жить инте­ресно и пре­стижно, а их мне­ние по любому вопросу коти­ру­ется весьма высоко. Полу­ча­ется, что, так или иначе, ребе­нок обя­за­тельно попа­дает в какую-нибудь ком­па­нию. Желая сохра­нить круг обще­ния и иметь поле дея­тель­но­сти для само­утвер­жде­ния, ребе­нок будет вся­че­ски под­стра­и­ваться под пра­вила пове­де­ния кон­крет­ной группы детей. Опять же, сле­дует отме­тить, что девять из десяти груп­пи­ро­вок объ­еди­ня­ются по прин­ципу либо при­ми­тив­ного кол­лек­ти­визма, когда одного явного лидера нет или их несколько, но без чет­кого раз­де­ле­ния сфер вли­я­ния, либо для сов­мест­ного вре­мя­пре­про­вож­де­ния с “вожа­ком”.

Лиде­рами, зада­ю­щими тон в ком­па­нии детей, обычно ста­но­вятся наи­бо­лее уве­рен­ные в себе, власт­ные, кате­го­рич­ные, наг­ло­ва­тые, в обще­нии склон­ные к “импро­ви­за­ции”, про­яв­ля­ю­щие рез­кость, дер­зость, гру­бость, жесто­кость, лице­ме­рие, лжи­вость, мел­кий аван­тю­ризм, показ­ную экс­тра­ва­гант­ность и пре­не­бре­же­ние к раз­лич­ным пси­хо­ло­ги­че­ским и нрав­ствен­ным нор­мам пове­де­ния. Желая обре­сти подоб­ный авто­ри­тет лидера, ребе­нок невольно может копи­ро­вать опре­де­лен­ные внеш­ние эле­менты пове­де­ния “вожака”, его при­вычки и прин­ципы, взгляды и убеж­де­ния. Чем больше ком­па­ния, тем больше у лидера так назы­ва­е­мых глав­ных помощ­ни­ков, стать кото­рыми в глу­бине души страстно желают почти все “рядо­вые” этой дет­ской группы. Именно этим зача­стую и объ­яс­ня­ется столь сле­пое и без­гра­нич­ное под­чи­не­ние чле­нов группы ее лидеру даже в тех вопро­сах, в кото­рых убеж­де­ния, при­ви­тые роди­тель­ским вос­пи­та­нием, всту­пают в кон­фликт с мне­нием лидера.

Если в семье нет пол­ного вза­и­мо­по­ни­ма­ния между роди­те­лями и детьми, а сами роди­тели не явля­ются реаль­ными авто­ри­те­тами для сво­его ребенка, то и их настав­ле­ния будут иметь для него весьма отно­си­тель­ную цен­ность и зна­чи­мость. Воз­раст детей, совер­ша­ю­щих раз­лич­ные пра­во­на­ру­ше­ния, посте­пенно сни­жа­ется все больше и больше. Осо­бенно эта тен­ден­ция видна в городе, где из-за мас­шта­бов и боль­шого числа людей мало кто кого знает и обра­щает на кого-либо вни­ма­ние. Отсюда и воз­ни­кает дет­ский рэкет, попро­шай­ни­че­ство, рас­про­стра­не­ние раз­лич­ных форм пси­хо­ло­ги­че­ского и физи­че­ского наси­лия, мел­кое хули­ган­ство, воров­ство, купа­ние в водо­е­мах, не вну­ша­ю­щих дове­рия своей чисто­той и без­опас­но­стью. Часто дети ста­но­вятся жерт­вами дорожно-транс­порт­ных происшествий.

Все больше появ­ля­ется детей с явными садист­скими наклон­но­стями. Появ­ля­ются чуть ли маньяки и серий­ные убийцы 10–12 лет. Дет­ская про­сти­ту­ция, стре­ми­тельно рас­ши­ря­ясь, при­но­сит все больше при­были ее орга­ни­за­то­рам. Дети все чаще исполь­зу­ются стар­шими под­рост­ками или взрос­лыми для совер­ше­ния пра­во­на­ру­ше­ний. Про­дол­жает сни­жаться воз­раст­ной ценз на куре­ние и прием спирт­ных напит­ков. Конечно, это не водка, но для дет­ского орга­низма и сла­бые напитки явля­ются мощ­ней­шим нега­тив­ным фактором.

Как же убе­речь ребенка от столь неже­ла­тель­ного вли­я­ния улицы? Только запре­том здесь не обой­тись. Вос­пи­та­ние не должно скла­ды­ваться из нуд­ных нота­ций. Еже­днев­ное обсуж­де­ние раз­лич­ных собы­тий из жизни, при­чем, как ребенка, так и вашей соб­ствен­ной, с неболь­шими ком­мен­та­ри­ями отно­си­тельно того, почему тот или иной чело­век так посту­пил, как это вос­при­ни­ма­ется обще­ством и к чему это при­вело. Раз­го­ва­ри­вайте с ребен­ком как с рав­ным, испод­воль под­водя его к жела­тель­ным для вас выво­дам. У него должно скла­ды­ваться впе­чат­ле­ние, что к тому или иному умо­за­клю­че­нию он при­шел сам, и тогда оно уже не вывет­рится из его головы. В ребенке необ­хо­димо вос­пи­ты­вать само­сто­я­тель­ность в при­ня­тии любых реше­ний и выра­ботке точки зре­ния на любые вопросы. Сле­дует не навя­зы­вать ему свои пред­став­ле­ния, а как бы рас­суж­дать вме­сте с ним о том, что такое хорошо и что такое плохо и почему это именно так. Ува­же­ние у ребенку, искрен­ность, прав­ди­вость, доб­ро­же­ла­тель­ность и вни­ма­ние, жела­ние быть ему близ­ким дру­гом — вот, в чем залог педа­го­ги­че­ского успеха.

Автор: Алек­сандр Алтунин

Сайт: Psiholog.Kollegia.RU

Источник

Тема 10. Улица как среда воспитания. «Дети улицы»

Улица как социально-педагогическаясреда рассматривается в совокупности тех факторов, воздействие которых человек испытывает, выходя за пределы дома, школы, других учреждений. Такое воздействие оказывает существенное влияние на растущего человека, определяя его своеобразие как формируемой личности. Одновременно человек, попадая на улицу, должен уметь реализовывать себя в ней, не деформируя позитивных личностных характеристик.

Данная тема предусматривает рассмотрение следующих проблем:

1) факторы улицы и их влияние на формируемую личность;

2) социально-педагогическаяработа с «детьми улицы».

Факторы улицы и их влияние на формируемую личность

Воспитательная роль улицы известна с древнейших времен. Многие педагоги и родители, давая характеристику ребенку, нередко отмечали влияние улицы на его воспитание. В то же время улица часто является своего рода «домом» для многих детей и их основным воспитателем. Причинами активного влияния улицы на формируемую личность ребенка являются индивидуально-психологические особенности детского возраста. Как отмечал СТ. Шацкий(1878—1934), это обусловлено природными свойствами ребенка, которые можно свести к следующим положениям:

1)у детей сильно развит инстинкт общительности;

2)они настойчивые исследователи по природе;

3)им свойственно созидание — делание;

4)они стремятся проявить себя, получить собственные впечатления;

5)огромную роль играет инстинкт подражательности.

Улица в большой степени позволяет ребенку реализовать свои инстинкты. Дети каждый день сталкиваются с поведением сверстников и взрослых на улице во всем его многообразии. Основными факторами улицы, су—свобода самопроявления личности. Ребенок (подросток) очень нуждается в такой свободе. Именно улица предоставляет ему свободу самопроявления и по содержанию, и по форме, какой он, как правило, не имеет в домашних условиях;

—субкультура среды общения ребенка с себе подобными, отвечающая его интересам и потребностям. Эта среда создает наиболее благоприятные условия для самопроявления. В ней ребенок чувствует себя «как все», на равных (ощущение комфортности), даже если имеет место его притеснение, давление, ограничение. Отделение его от среды, наоборот, создает комплексы, личностные проблемы внутренней ограниченности и пр. Такая субкультура далеко не всегда носит позитивный характер. Она создается такими же детьми улицы способствует поддержанию среды;

—многообразие, новизна и необычность явлений, обеспечивающие удовлетворение любознательности ребенка, его постоянно растущий интерес и естественные потребности. Именно на улице ребенок встречает значительное количество примеров, не имеющих ценностных ограничений и поэтому становящихся образцами, достаточно доступными для подражания. Учитывая значительное негативное влияние этих примеров, Шацкий назвал улицу ‘ основным врагом воспитательного процесса (форма главной отрицательной силы, негативный образ окружающей ребенка среды). Она способствует беспорядочности впечатлений, неустойчивости настроений, возбуждает нервы и создает «дикие характеры», подавляет разумную волю, но «она привлекает быстрым удовлетворением детских инстинктов, любопытства, общительности и сильно действует на детскую подражательность»;

—совместная деятельность, усиливающая индивидуальные возможности каждого ребенка, делающая его более значимым как в своих глазах, так и в глазах окружающих. От безделья дети включаются в различные виды совместной деятельности в зависимости от поступков отдельных лиц, берущих на себя функции инициаторов и организаторов формирования (удовлетворения) новых, необычных (сложившихся) интересов и потребностей группы. Такие виды деятельности могут быть самыми разнообразными, в том числе: курение, употребление спиртных напитков, наркотиков, совместные песни, издевательства над окружающими и пр.;

—«активный досуг», совместное времяпрепровождение для детей, которым нечем заняться и которые благодаря улице получают такую возможность и др.

—общие интересы, объединяющие детей, делают их взаимоинтересными. Шацкий отмечал, что с педагогической точки зрения «дети связаны со средой, они тесно соприкасаются с нею, и понимать детей, разбираться в детской жизни, в детских характерах, вкусах, интересах вне среды, независимо от среды невозможно».

В современных условиях значительная часть детей является продуктами улицы, ее воспитанниками. Их называют «детьми улицы», беспризорными и безнадзорными.

«Дети (ребенок) улицы» — это дети (ребенок), не достигшие 18 лет, результат воспитания которых определен улицей; дети (ребенок), живущие (живущий) на улице и для которых (которого) она является родным домом. Основными причинами формирования таких личностей являются:

•потеря родителей в результате несчастного случая, когда ребенку своевременно не была оказана помощь службами опеки и попечительства;

•если ребенок брошен родителями;

•родители, лишенные или находящиеся в процессе лишения родительских прав;

•жестокое обращение с ребенком в семье;

•агрессивная обстановка в семье, создающая для ребенка дискомфорт и побуждающая его искать более благоприятные условия для самовыражения;

•одиночество ребенка, отсутствие внимания к нему, когда родители отстраняются по различным причинам от его воспитания;

•материальное благополучие семьи, когда социальные интересы ребенка остаются вне внимания родителей;

•творческая активность ребенка, постоянно ищущая новое, неординарное и не находящая возможности к самореализации;

•недостатки воспитания и быта, конфликтные отношения и другие факторы, вынуждающие воспитанников покидать детские дома и интернатные учреждения;

•психологические отклонения, побуждающие ребенка к бродяжничеству;

•субкультура детской среды, в которой ребенок получает социальное удовлетворение и которая определяет его отношение к ней как

кдоминирующей, и другие причины.

«Детей улицы», при живых родителях по стечению обстоятельств оказавшихся без их попечения, нередко называют социальными сиротами. К ним относят оставшихся без единственного или обоих родителей в связи с:

•лишением их родительских прав;

•ограничением в родительских правах;

•признанием их безвестно отсутствующими;

•признанием их недееспособными (ограниченно дееспособными);

•нахождением их в лечебных учреждениях;

•объявлением их умершими;

•отбыванием ими наказания в виде лишения свободы в исправительных учреждениях, нахождением под стражей в качестве подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений;

•уклонением от воспитания детей или от защиты их прав и интересов;

•отказом взять своих детей из воспитательных, лечебных учреждений, учреждений социальной защиты населения и др.;

•иных случаях признания ребенка оставшимся без попечения родителей в установленном законом порядке.

Существуют классификации «детей улицы»:

а) взависимости от времени нахождения ребенка на улице:

•дети, воспитанием которых не занимаются родители или лица, их замещающие, а лишь те, кто окружает их на улице. Такие дети домой чаще всего возвращаются только ночевать;

•дети, периодически уходящие из семьи на короткое время и возвращающиеся домой;

•дети, ушедшие из семьи, но пребывающие на улице сравнительно недолгое время (от нескольких недель до полугода);

•дети, живущие на улице долгий срок (год и больше);

•дети — воспитанники сиротских учреждений, лишенные попечения родителей и воспитывающиеся средой жизнедеятельности;

•молодые люди, вышедшие из сиротских учреждений. Формально они имеют жилье, но из-за специфики организации жизнедеятельности данных учреждений они не готовы к самостоятельной жизни и тоже оказываются на улице;

б) в зависимости от социального положения ребенка:

•бездомные — дети, которые не имеют постоянного места жительства или проживают в условиях, абсолютно не соответствующих социальным нормам, другими словами, те, которым по каким-либо причинам негде жить;

•безнадзорные — несовершеннолетние дети, контроль за поведением которых отсутствует вследствие неисполнения или ненадлежащего исполнения обязанностей по их воспитанию, обучению и (или) содержанию со стороны родителей или законных представителей, либо должностных лиц. Суть этого общественного явления заключается в отсутствии должного наблюдения за детьми (ребенком) со стороны родителей или лиц, их заменяющих. Такие дети могут приходить постоянно или периодически ночевать домой. К ним относят и

тех, родители (или лица, их замещающие) которых (которые) используют их в интересах самообогащения: побуждают к нищенству, проституции, воровству и пр. Надзор в этом случае используется в интересах самообогащения. Крайнее проявление безнадзорности — беспризорность;

• беспризорные — безнадзорные, не имеющие места жительства и (или) места пребывания. В отличие от бездомных беспризорные могут иметь жилье, но не жить в нем по каким-либо причинам. Их нередко называют бомжами — это несовершеннолетние, оставшиеся без попечения родителей и не имеющие определенного места жительства (регистрации). Такая категория детей может быть, как при живых родителях или лицах, их замещающих, так и без них.

В социальной педагогике изучение педагогических возможностей улицы имеет особое значение. Существует специальный раздел — педагогика среды, в котором они занимают важное место. Необходимость ее изучения и социально-педагогического использования заключается в том, что ее нельзя игнорировать, так как ей принадлежит значительная роль в социальном формировании личности. Изоляция от среды ведет к искусственности воспитания, что создает серьезные сложности для растущего человека. В дальнейшем он будет испытывать большие трудности в общении с другими людьми, чувствовать дискомфорт на улице в различных ситуациях, не понимать происходящее вокруг, не уметь реагировать на те или иные явления и пр. Ему легко стать жертвой обстоятельств, негативного воздействия других людей, обмана и т.д.

Шацкий, признавая огромную роль среды в формировании человеческого характера, рекомендовал ее изучать и педагогизировать. Под педагогизацией среды он понимал ее преобразование и организацию с целью создания наиболее благоприятных воспитательных воздействий с ее стороны на развитие ребенка. По своей сущности это — превращение ее стихийного и зачастую негативного влияния в педагогически целесообразный фактор — целенаправленный, организованный, управляемый.

Цель педагогизации среды — создание социально-педагогических условий, способствующих всестороннему развитию личности ребенка. Сущность педагогизации среды, по мнению Шацкого, состоит в выявлении и развитии ее педагогического потенциала на основе:

а) культурно-образовательной работы с окружающим населением;

б) кооперирования воспитательных усилий всех субъектов среды с целью усиления ее воспитательного и образовательного воздействия на детей и население района;

в) создания своеобразного социокультурного пространства, в котором наиболее эффективно будет происходить развитие ребенка.

Идеи Шацкого нашли отражение в его практической деятельности. Он создавал социально-педагогические центры по работе с детьми по месту жительства (педагогизация среды жизнедеятельности), отрывая их от улицы и организовывая их досуг, совместную деятельность, воспитывая их.

В современных условиях существуют несколько направлений по работе с «детьми улицы». Среди них следует выделить:

—создание социально-педагогических центров по месту жительства детей (например, «Форпост СТ. Шацкого» — Москва);

—специальные центры для трудных в воспитательном отношении детей. В такие центры детей направляют комиссии по делам несовершеннолетних или органы МВД;

—детские оздоровительные лагеря для трудновоспитуемых;

—приюты для временной изоляции беспризорных детей с последующим их определением в семью или государственное учреждение;

—интернатные учреждения и детские дома и др.

Значительная часть «детей улицы» нуждается в защите взрослых. Это проблема «ничьих детей». Их фактически некому искать, некуда деть, нечем помочь и защитить. Жизнь на улице побуждает их к преступному поведению. Защитить их — значит спасти от ее негативного влияния, жестокого обращения, насилия над ними, предупредить их преступное поведение, предоставить кров, обеспечить целесообразное воспитание и обучение, помочь в самоопределении в жизни. Этот комплекс проблем должен решать специалист. В зарубежных странах защита прав детей улицы возложена на специально подготовленных социальных работников. Их задача заключается в том, чтобы изъять ребенка с улицы и обустроить его либо в семью, либо под опеку, либо в государственное или негосударственное учреждение.

Читайте также:

Рекомендуемые страницы:

©2015-2021 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-30
Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных

Источник