Влияние труда на развитие ребенка
Влияние труда взрослых на развитие ребёнка
В работе детского сада имеются свои сложности в осуществлении трудового воспитания: значительная часть труда взрослых протекает не на глазах у детей. Поэтому необходимо найти пути и формы приближения к ним труда взрослых, работающих в детском саду, активизировать его влияние на формирование у ребят трудовых навыков, определить условия наиболее действенного влияния примера взрослого, а также наметить принципы, формы и содержание труда взрослых, производимого при детях или совместно с ними.
В разрешении вопроса о возможном приближении к детям труда персонала, о создании таких условий, когда дети могли бы использовать животворные примеры старших, возможны различные пути: приближение детей к труду взрослых, приближение работы взрослых к детям и, наконец, совместная деятельность взрослых и детей.
Первый путь широко практикуется в детском саду ― это специально организованный на занятиях показ детям труда взрослых, наблюдения, организованные посещения кухни, кладовой, кабинета врача и т.д. Детям показывают приготовление пищи, стирку белья, ремонт и пошив одежды, уборку участка, ремонт мебели и игрушек и т. п.
Наблюдения за трудом взрослых в детском саду имеют большое образовательное значение: они уточняют представления детей, пробуждают любознательность, интерес к деятельности взрослых, способствуют выработке положительного отношения, уважения к их труду.
Признавая ценность специальных наблюдений труда, их все же надо дополнять и более активными средствами воздействия на развитие ребенка. Надо по возможности приблизить труд взрослых к детям. Все то, что возможно с гигиенической и педагогической точки зрения, желательно проделывать в присутствии детей. Труд, который систематически и естественно протекает на виду у детей, обычно привлекает их внимание, возбуждает желание самим действовать, подражая взрослым. Взрослый может активизировать влияние своего примера, вовлекая детей в работу и организуя ее как совместный труд.
В какой мере возможна организация труда взрослых при детях и даже совместно с ними, что это дает в воспитательном отношении и каковы принципы, конкретное содержание и формы подобной совместной деятельности взрослых и детей?
Когда мы говорим о труде взрослых в присутствии детей, то мы имеем в виду такую работу, где для детей достаточно нагляден либо результат труда (сделанная вещь, порядок и чистота после уборки, стирки и т.д.), либо конкретные трудовые действия (вскапывание земли, кормление животных и т.п.).
Под совместной работой мы подразумеваем такую деятельность взрослых с детьми, когда воспитатель (и другие взрослые) выступает не только в качество лица, организующего и направляющего труд детей, но и в качестве непосредственного участника трудового процесса.
Сильное влияние на детей, особенно младшего и среднего возраста, оказывает пример бытового труда взрослых (уборка, приготовление пищи и т.п.), а также различные действия медицинских работников (сестры, врача). Этот труд понятен детям, так как он направлен на удовлетворение их личных потребностей, и нем много интересных действий, его можно часто наблюдать. В нем много моментов, тесно связанных с поведением самих детей по поддержанию чистоты, порядка, соблюдению гигиенических правил. Игры детей показывают, что они по собственной инициативе подражают труду взрослых.
Источник
Виноградова Елена Александровна,
воспитатель МБДОУ №121 г.Оренбурга
Роль труда в формировании личности дошкольника
А. С. Макаренко писал: «Труд − всегда был основой для человеческой жизни и культуры».
Труд, в широком смысле, − это слияние порывов души и энергии, ума и рук, отношения человека к человеку и человека к коллективу. Человеческим трудом создаются все материальные и духовные ценности; в процессе труда совершенствуется сам человек, формируется его личность. Поэтому дошкольное трудовое воспитание направлено на воспитание психологической и практической готовности дошкольника к труду.
Труд развивает умственные способности ребенка: его сообразительность, творческую смекалку.
Мысль «я должен» рождается у ребенка тогда, когда у него есть чувство удивления перед трудом матери, отца, детского коллектива. Требуется большое воспитательное мастерство, чтобы ребенок занялся настоящим полезным трудом. В напряжении физических сил воспитывается благородство души, честь, достоинство. Семья – первый родник, от которого рождаются чувства и убеждения. Ребенок, который вырос в атмосфере потребительского счастья, становится невосприимчивым к слову, призыву, внушению, поучению, напутствию. Человеческая жизнь начинается тогда, когда ребенок делает не то, что хочется, а то, что нужно семье, обществу.
Трудовое воспитание – это подготовка ребенка к жизни, к участию в общественно полезном труде, формирование активной целеустремленной личности. Дошкольный возраст является началом трудового воспитания ребенка, именно в этом жизненном периоде он впервые начинает испытывать потребность в самостоятельной деятельности.
Понимая тему труда в воспитании подрастающего поколения, в своих работах затрагивали эту тему Я.А. Коменский, К.Д. Ушинский, Н.К. Крупская, А.C. Макаренко, В.A. Сухомлинский.
«Радость труда − могучая воспитательная сила. В годы детства ребенок должен глубоко пережить это благородное чувство. В труде распространяется богатство человеческих отношений». (Я.А. Коменский)
К.Д. Ушинский отмечал: «Труд − важнейшее средство воспитания, начиная с дошкольного возраста; в процессе формируется личность ребенка, складываются коллективные взаимоотношения».
В своих работах Н.К. Крупская неоднократно подчеркивала необходимость приучения детей с ранних лет к простейшим, доступным им видам труда, замечая, что таким путем они знакомятся со свойствами материалов, учатся приемам работы с различными инструментами. Особое значение Н.К. Крупская придавала объединению детей в труде, указывая, что «совместную работу детей надо особенно ценить, − это зачатки коллективного труда. В этом коллективном труде развертываются лучше всего силы ребенка».
Великий педагог В.А. Сухомлинский писал: « Труд становиться великим воспитателем, когда он входит в духовную жизнь наших воспитанников, дает радость дружбы и товарищества, развивает пытливость и любознательность, рождает волнующую радость преодоление трудностей».
В трудовой деятельности дошкольники овладевают разнообразными навыками и умениями, необходимыми в повседневной жизни: в самообслуживании, в хозяйственно-бытовой деятельности. Совершенствование умений и навыков не состоит только в том, что ребенок начинает обходиться без помощи взрослых. У него развивается самостоятельность, умение преодолевать трудности, способность к волевым усилиям. Это доставляет ему радость, вызывает желание овладевать новыми умениями и навыками.
В трудовой деятельности осуществляется и эстетическое воспитание. У детей формируется умение выполнять любое дело аккуратно, придавать своим поделкам красивый вид.
Трудовая деятельность закаливает детей физически, так как многие ее виды дети выполняют на воздухе. Они становятся способными к напряжению сил, преодолению трудностей.
Особое значение трудовая деятельность имеет для формирования нравственных качеств. Выполняя несложные обязанности, связанные с сервировкой стола, помогая готовить все необходимое к занятиям, дети учатся быть полезными и для других.
Труд детей в детском саду многообразен. Это позволяет поддерживать у них интерес к деятельности. Различают четыре основных вида детского труда: самообслуживание, хозяйственно – бытовой труд, труд в природе и ручной труд.
Самообслуживание направленно на уход за собой (умывание, раздевание, одевание, уборка постели, подготовка рабочего места и т.п.). Воспитательное значение этого вида трудовой деятельности заключено прежде всего в ее жизненной необходимости. В силу ежедневной повторяемости действий навыки самообслуживание прочно усваиваются детьми; самообслуживание начинает осознаваться как обязанность.
Хозяйственно-бытовой труд дошкольников направлен на поддержание чистоты и порядка в помещении и на участке, помощь взрослым при организации режимных процессов. В младшем дошкольном возрасте воспитатель формирует у детей элементарные хозяйственно-бытовые навыки: помогать накрывать на стол, приводить в порядок игрушки после игры и мыть их, собирать листья на участке, сметать снег со скамеек и т. д. Он обязательно оценивает нравственную сторону трудового участия детей. Содержание хозяйственно-бытового труда детей 4-5 лет значительно расширяется: дети полностью сервируют стол, готовят все необходимое для занятий, протирают стеллажи от пыли, подметают дорожки на участке и т. д.
Используя их возросшие возможности и учитывая сформированные навыки, педагог приучает детей к тому, что в труде необходимо приложить усилие, развивает самостоятельность, активностей инициативу в выполнении порученных дел.
В младших группах дети с помощью взрослых поливают и моют комнатные растения, сажают луковицы, сеют крупные семена, принимают участие в сборе урожая со своего огорода, подкармливают зимующих птиц. Руководя трудом малышей, воспитатель называет растения, их части, производимые в труде действия; это расширяет детский словарь, активизирует его.
В старших группах детского сада хозяйственно-бытовой труд еще более обогащается по содержанию, становится систематическим. Особенность хозяйственно-бытового труда старших дошкольников состоит в умении самостоятельно организовать его: подбирать необходимый инвентарь, удобно его размещать, приводить всё в порядок после работы. Труд в природе предусматривает участие детей в уходе за растениями, выращивание растений в уголке природы, на огороде, в цветнике. В огороде высаживаются различные виды овощей с разным сроком вегетации, что позволяет сделать труд более систематическим. Особое значение этот вид труда имеет для развития наблюдательности, воспитания бережного отношения ко всему живому, любви к родной природе.
Для детей 6-7 лет в процессе труда в природе дети учатся устанавливать связи между отдельными явлениями, обнаруживать закономерности.
Ручной труд — это изготовление предметов из разнообразных материалов: картона, бумаги, дерева, природного материала (шишек, желудей, соломы, коры, кукурузных початков, косточек персика), бросового материала (катушек, коробок) с использованием меха, перьев, обрезков ткани и т, п. — осуществляется в старших группах детского сада. Дети изготавливают необходимые им игрушки, атрибуты для игр: лодочки, машины, корзинки, домики, мебель, животных. Такие поделки могут стать приятным подарком родным, друзьям. Это имеет немаловажное значение в нравственном воспитании, приучая детей оказывать внимание окружающим, потрудиться ради того, чтобы доставить им удовольствие. Ручной труд развивает конструктивные способности детей, творчество, фантазию, выдумку. В процессе работы дошкольники знакомятся со свойствами различных материалов, способами их обработки и соединения, учатся пользоваться различными инструментами. Ребенку необходимо проявить настойчивость, терпение, аккуратность, чтобы предмет получился прочным, имел опрятный, нарядный вид. Все это оказывает большое воспитательное влияние на детей, формирует их эстетические чувства и
Трудовое воспитание детей осуществляется успешно только при условии совместной работы детского сада и семьи. Педагог дает родителям конкретные рекомендации и советы о том, каким должно быть содержание труда детей дома, как его организовать и методически правильно им руководить: прежде чем требовать от ребенка качественного выполнения работы, следует показать и объяснить, что и как он должен сделать; не наказывать трудом; поощрять за старание; не перегружать, создавать нормальные условия для труда.
Воспитатель рекомендует родителям, учитывая возраст и возможности ребенка, приучать его к самообслуживанию, не делать за него то, что он должен и может сделать сам.
Труд детей дошкольного возраста в детском саду организуется в трех основных формах: в форме поручения, дежурств, коллективной ( общей, совместной) трудовой деятельности.
Поручения – это задания, которые воспитатель эпизодически дает одному или нескольким детям, учитывая их возрастные и индивидуальные возможности, наличие опыта, а также
Дежурства – форма организации труда детей, предполагающая обязательное, выполнение ребенком работы, направленной на обслуживание коллектива. Дети поочередно включаются в разные виды дежурств, что обеспечивает систематичность их участие в труде. Назначение и смена дежурных происходит ежедневно. Дежурства имеют большое воспитательное значение. Они ставят ребенка в условия обязательного выполнения определенных дел, нужных для коллектива. Это позволяет воспитывать у детей ответственность перед коллективом, заботливость, а также понимание необходимости своей работы для всех.
Совместная деятельность — еще один метод ознакомления детей с трудом взрослых. Этот труд нагляден и понятен и по характеру действий, и по явно ощутимым результатам, он содержит много элементов, близких к навыкам, прививаемым детям (например, навыкам соблюдения чистоты и порядка). Наиболее благоприятные условия складываются тогда, когда взрослый вовлекает детей в организуемый трудовой процесс, давая детям посильные поручения, налаживая сотрудничество. Дети выполняют отдельные трудовые поручения, для детей постепенно вводятся дежурства.
Работы, которые могут быть выполнены детьми совместно с воспитателями:
1. Уход за растениями.
2. Починка игрушек.
3. Подготовка к продуктивной деятельности.
Необходимо соблюдать требования к организации детского труда:
1. Систематичность детского труда. Каждый вид труда способствует развитию личности, но вместе с тем позволяет решать и свои специфические задачи. Необходимо так строить педагогический процесс, чтобы обеспечивалось равномерное распределение всех видов труда и систематическое участие в них каждого ребенка
2. Постепенность рабочей нагрузки. Величина нагрузки влияет на отношение ребенка к труду. Не посильность труда может вызвать лишь отвращение к нему. Но слишком малая нагрузка не доставляет чувства «мышечной радости», что также затрудняет воспитание положительного отношения к труду. Очень важно учитывать нагрузку, которую может испытать ребенок, выполняя трудовые задания. Опасно перегружать детей. Недопустимо, чтобы ребенок поднимал слишком тяжелые для него ведра с водой, песком, долго и много копал, продолжительный отрезок времени находился в одной позе и т. п. Утомление не только снижает интерес к труду, но и вредит здоровью.
3. Подбор оборудования для труда. Оборудование для труда должно быть удобным, соответствовать возможностям детей. Хорошо подобранный инвентарь, имеющий привлекательный внешний вид, дающий возможность ребенку выполнить задание аккуратно, получить результат, располагает его к деятельности, вызывает желание трудиться. Размещается оборудование так, чтобы детям было удобно его взять, использовать, привести в порядок и положить на место. Существуют определенные требования к трудовому оборудованию – к их размеру, материалу, окраске – и к организации труда дошкольников. Это обстоятельство способствует более четкой организации труда, своевременному включению в труд.
4. Создание в группе трудовой атмосферы. Повседневная жизнь ребенка в детском саду наполнена трудовой деятельностью. Это требует от ребенка трудовых усилий, а от воспитателя – постоянного внимания к тому, насколько тщательно и своевременно выполняют трудовые поручения (обязанности) его воспитанники, какое отношение при этом проявляют к вещам, порядку, сверстникам. Принимаясь за любое дело, воспитатель организует и детей на его выполнение. Так он создает в группе атмосферу постоянной занятости, постоянного стремления к полезному делу.
Для того, чтобы дети трудились с удовольствием необходимо создавать эмоционально-положительную атмосферу. Когда ребенок видит, что взрослые трудятся с удовольствием, радуются удаче, результату, ему хочется трудиться так же. Важно, чтобы сам процесс труда доставлял детям радость.
Таким образом, трудовая деятельность является одним из важных факторов воспитания личности. Главная развивающая функция труда – это переход от самооценки к самопознанию. Кроме этого в процессе труда развиваются способности, умения и навыки. В трудовой деятельности формируются новые виды мышления. Вследствие коллективного труда ребенок получает навыки работы, общения, сотрудничества, что улучшает адаптацию ребенка в обществе. Труд является равнозначным предметом программы обучения.
Список литературы.
- Васильева, М.А. Трудовое воспитание / М.А.Васильева // Дошкольное воспитание. – 2005.
- Макаренко А.С. лекции о воспитании детей. Педсочинения, т 4, т 8.
- Маркова Т.А. Воспитание трудолюбия у дошкольников. – М.: Просвещение, 1991
Источник
Начальной формой деятельности человека, создавшей самого человека, был труд. В процессе труда люди познавали природу, раскрывали ее законы, узнавали друг друга и самих себя. Роль труда в формировании человека в длительном процессе исторического развития раскрыта Ф. Энгельсом.
В развитии ребенка труд имеет также первостепенное значение. Однако его роль здесь отличается от той, которую играл труд в историческом формировании человеческого общества. Ребенок застает в готовом виде не только продукты труда людей, вещи, материалы и не только готовые и совершенные орудия, приборы, машины. Он учится у взрослых, у самих тружеников. Их действия служат ребенку образцом для подражания, а их указания, разъяснения, контроль и помощь освобождают детей от многих безрезультатных проб и серьезных ошибок, допускавшихся людьми ранее.
Анализ различных видов трудовой деятельности детей, ее особенностей, ее изменений в разные возрастные периоды убеждает в том, что и в процессе развития ребенка труд имеет огромные образовательно-воспитательные возможности.
Содержанием трудовой деятельности является система практических действий, направляемых ребенком на достижение какой-то понятной ему и желаемой цели. Эта цель всегда имеет определенную общественную ценность. Труд детей — это серьезное и полезное дело, он облегчает труд взрослых: накрытый к обеду стол, выстиранное белье для куклы, убранные на место игрушки. Даже самостоятельная уборка своей постели, шнурование ботинок или пришивание пуговицы, т. е. всякое самообслуживание, есть подлинный труд, так как он облегчает частично работу взрослых. Конечно, реальная ценность труда ребенка, тем более дошкольника, совсем невелика. Взрослый гораздо быстрее сам уберет посуду, протрет комнатные растения, подметет пол, а для ребенка все эти действия еще очень сложны. Однако труд только тогда может играть существенную роль в развитии личности подрастающего человека, когда ребенок хочет приложить усилия, чтобы принести пользу другим людям. В этом общественном значении труда заключена его нравственная ценность.
Потребность трудиться — одна из самых жизненных потребностей современного человека. Кроме того, трудовая деятельность отвечает естественной потребности ребенка в активном разумном действовании. Поскольку результат деятельности обычно нагляден, реален, он становится сам по себе, особенно у старших дошкольников, чрезвычайно привлекательной целью. Привлекательность труда усиливается и переживанием детьми чувства радости от совместной со взрослыми и другими детьми деятельности.
Однако высоконравственное отношение к труду и устремленность к достижению общественно полезной цели далеко не сразу становятся побудителем, мотивом трудовой деятельности детей. Исследования (В. А. Горбачевой, Л. А. Парембской, Я. З. Неверович, Т. Е. Ендовицкой, З. Н. Борисовой и др.) показывают, что маленькие дети, выполняя отдельные трудовые поручения, руководствуются сначала узкими и даже эгоистическими мотивами. Они трудятся, чтобы их похвалила мама, чтобы их поставили в пример другим детям. Постепенно, по мере развития детей, меняются и мотивы их трудовой деятельности. Для трехлетнего ребенка привлекателен сам процесс труда. Действуя вместе со взрослыми и выполняя по-настоящему нужное дело, он чувствует себя совсем большим. Он с интересом раскладывает ложки к обеду, убирает в ящик свои чулочки. Такой труд недалек от игры. Но побуждения тут иные. Они особенно отчетливо выступают, у пяти-, шестилетних и старших ребят. Ребенок среднего и старшего дошкольного возраста должен знать, для чего он трудится, кому нужно то, что он делает. С развитием ребенка все большее значение приобретает результат труда, т. е. польза, которую принесет кому-то его работа. Исследование Я. 3. Неверович показало, что уже пятилетним детям совсем небезразлично, для кого делать флажок, салфеточку или другую вещь. Усидчивость детей, способность сохранять волевое внимание и высокую работоспособность, так же как и качество работы, заметно изменяются в зависимости от цели и мотива трудовой деятельности детей.
В некоторых случаях дети выполняют задание по нескольким мотивам (им хочется побольше надергать ниток и сделать подарок маме и т. д.).
Мотивы трудовой деятельности приобретают у шести-, восьмилетних детей все более и более ярко выраженное общественное значение. Дети работают на участке, чтобы весь их детский сад хорошо подготовился к встрече родителей. Достижение реального результата труда вызывает у ребенка чувство огромного эмоционального подъема. Это чувство возникает потому, что дети: а) видят, что их усилия потрачены не зря (сделанные к празднику цветы, убранный зал, вышитая салфеточка); б) начинают осознавать свои силы («Вот что я могу»); в) начинают ощущать радость коллективного труда, их увлекает сам процесс труда; г) воодушевляются похвалой, одобрением взрослых. Положительные переживания в процессе труда развивают у детей трудолюбие и уверенность в своих силах.
Труд развивает физические, умственные и нравственные способности детей. Эти огромные развивающие возможности трудовой деятельности были не раз подчеркнуты К. Д. Ушинским, Н. К. Крупской (специально выделявшей труд детей по выращиванию растений), М. И. Калининым, А. С. Макаренко и другими выдающимися педагогами.
Труд развивает и совершенствует все психические качества детей, в частности, точность восприятия, наблюдательность и чувствительность к выполняемым движениям. Готовясь к посадке овощей, шести-, семилетние дети разбирают семена, сортируют их по величине, форме, ощупывают их поверхность. Бросая в воду, следят, какие из них всплывают, а какие падают на дно. Вышивая салфеточки, дети научаются определять и сравнивать толщину и качество швов, оценивать выбранную расцветку узора, его расположение. Координация в работе глаза и руки (сенсомоторика), согласованные движения всех пальцев являются существенным показателем готовности ребенка к школьному труду, к учению, письму.
Направляя свои действия на достижение ясно осознанной цели, дети упражняются в наблюдении, в избирательном сосредоточении внимания, которое становится все более устойчивым и произвольным, т. е. приобретает управляемый характер. Дети младшей группы детского сада замечают распустившийся за ночь бутон на тех кустиках, за которыми они ухаживали вместе со старшими детьми накануне. Шести-, семилетние дети замечают малейшую оплошность дежурных по столу.
Труд требует от ребенка разностороннего использования своего опыта. Для того чтобы дети трудились охотно, необходимо дать им понять значение труда людей, важность его для общества. Следует обогащать представления детей о том, где, как, для чего работают разные специалисты, рассказывать им об орудиях, инструментах, машинах и материалах, которыми и над которыми работают люди разных профессий. Надо раскрывать им пользу труда каждого ,показывать, в чем радость труда и в чем трудность работы Огромное образовательно-воспитательное значение имеет показ детям тех взаимоотношений, которыми трудящиеся связаны между собой.
Особое значение имеет труд для развития у детей ручных навыков и интеллектуальных умений. Подражая взрослым и выполняя их указания, ребенок уже в преддошкольном возрасте осваивает некоторые простые действия с такими предметами, как ложка, карандаш, приобретает навыки самообслуживания. В более старшем возрасте ребенок умеет пользоваться ножницами, иголкой, линейкой. Старшие дошкольники уже овладевают навыками ухода за растениями, навыками шитья, рисуют, штрихуют и т. п. Ребенок должен владеть, однако, не только автоматизированными действиями, т. е. навыками, он должен владеть и специальными интеллектуальными умениями. Необходимо уметь отбирать наиболее пригодные для достижения поставленной цели приемы, инструменты, материалы; уметь определять, какие действия и в какой последовательности нужно выполнять.
Маленькие дети еще не умеют планировать свою трудовую деятельность, осмысленно и последовательно подбирать и выполнять необходимые трудовые операции. Поэтому дети даже при наличии самых хороших побуждений и ясных целей не всегда могут достигнуть намеченного.
Исследование Н. Г. Морозовой показало, что умение планировать свои действия формируется у дошкольников в тех случаях, когда они изменяют свое отношение к инструкции взрослого. Младшие дошкольники подражательно воспроизводят отдельные действия взрослого, хотя и стремятся проявить самостоятельность («Я сам умею»). Старшие же дошкольники из указаний взрослого стремятся узнать, как надо делать, каким способом, какие движения надо использовать, чтобы получилось хорошо и без помощи взрослого.
Роль интеллектуальной стороны в освоении умений раскрывает и А. И. Сорокина. Она указывает такие основные компоненты труда: 1) использование знаний; 2) осознание цели; 3) обдумывание трудовых действий; 4) проверка и оценка результатов труда и 5) практическое выполнение необходимых действий.
Таким образом, четыре компонента трудовой деятельности из пяти требуют от ребенка выполнения умственных операций. Активность ребенка в труде (не только физическая, но и умственная) открывает широкие возможности для развития его мышления и воображения.
Труд требует как умственного, так и физического напряжения, т.е. значительных волевых усилий, при этом порой на протяжении достаточно длительного времени, так как на пути к достижению поставленной цели могут встретиться внешние и внутренние препятствия. «Витя,— кричит, вбегая в комнату, Сережа,— бежим скорее в сад, там ребята птичку поймали!» Витя, поливая посаженные семена, порывается бежать, но останавливается и спокойно продолжает свое дело. «Подожди, полью, тогда и приду». Чем более желанна цель труда, чем большую ценность в ней видит ребенок, тем больше усилий он прилагает к ее достижению, преодолевая подчас большие препятствия, возникающие на его пути.
Говоря о роли труда в развитии воли детей, А. С. Макаренко отмечал, что дети, приучаясь в труде преодолевать препятствия, перестают бояться ощущения усилия.
Как коллективная деятельность, труд требует от каждого ребенка соучастия в общей деятельности. Даже тогда, когда дети работают как будто порознь, когда ребенок для себя клеит, стирает или ухаживает за своей грядкой, он всегда пользуется орудиями, материалами, достижениями других людей. Их мнение становится для ребенка основным критерием оценки достигнутого им результата.
Чаще всего любая трудовая деятельность детей-дошкольников и школьников требует совместной работы. Значит, нужны распределение сил, согласованность усилий многих ребят. В этой совместной с товарищами деятельности рождаются отношения сотрудничества, возникают ростки дружбы, внимательного отношения друг к другу и к продуктам чужого труда.
Таким образом, педагогически организованный труд детей имеет огромные возможности для всестороннего развития ребенка, его движений и ощущений, памяти и воображения, наблюдательности, внимания и мышления. В трудовой деятельности создаются большие возможности развития у детей целеустремленности, настойчивости, воли, высших человеческих чувств и лучших нравственных качеств. Однако совершенно очевидно, что эти возможности могут быть использованы в разной мере, в зависимости от того, насколько педагог, воспитатель знает развивающие возможности труда и насколько владеет умениями реализовать их в повседневной педагогической работе.
Назовем основные требования к организации трудовой деятельности детей:
1. Как всякая деятельность, труд должен соответствовать психологическим и физическим возможностям детей. Для двух-, трехлетних малышей характерно увлечение самим процессом деятельности. Маленьким детям недоступно стремление к достижению предполагаемой цели, даже достаточно близкой.
По мере развития ребенка цель и мотив могут расщепляться. Пяти-, шестилетний ребенок уже может заглянуть в будущее, хотя еще и недалекое. Когда воспитатель предлагает детям средней группы подготовить площадку к празднику — приему родителей, посадить лук и ухаживать за ним, дети могут ради этой цели мобилизовать свои усилия.
Старшим (шести-, семилетним детям) доступны и более сложные, и более далекие цели, достижение которых требует длительных усилий целой группы детей, т. е. коллективной, хорошо организованной деятельности. Если задачи, поставленные педагогом, слишком легки для детей, они не вызывают у них серьезного отношения и не мобилизуют их усилий, а слишком сложные задачи тормозят попытки детей решать их практически.
2. Чтобы любой организованный воспитателем труд радовал детей, им должна быть ясна не только цель, т. е. конечный результат труда, но должно быть ясно и его общественное значение
3. Для формирования положительного эмоционального отношения к труду необходимо, чтобы ребенок не только знал, что труд нужен, что трудиться всем обязательно. Необходимо, чтобы ребенок признавал всякий полезный труд самой большой общественной ценностью. Общественные мотивы детей формируются на основе оценок, которыми взрослые подкрепляют сделанное ребенком усилие, необходимое для достижения поставленной цели. Рассказывая детям о труде взрослых, воспитатели постоянно подчеркивают необходимость усилий в труде. Для дошкольников положительные или отрицательные подкрепления приобретают все более ярко выраженный общественный характер.
Подкрепления взрослых выражаются в первую очередь словами. Конечно, такие словесные оценки обычно сопровождаются и различным эмоциональным отношением взрослого к трудовому действию ребенка, которое проявляется в мимике, жестах, интонациях голоса. Особая ценность общественно значимых мотивов в том и состоит, что дети не только понимают поставленную цель, но и хотят ее достигнуть.
4. Чтобы ребенок испытывал удовольствие от своей трудовой деятельности, он должен уметь трудиться, т. е. обладать определенными навыками и умениями. Навыки, как известно, требуют многократного повторения одних и тех же действий. Однако, вырабатывая у детей навыки, педагог не должен пользоваться «пооперационным» инструктажем. Если педагог ставит перед детьми задачу так, что мобилизует мыслительную активность и творческие силы детей, они начинают самостоятельно искать способы эффективного решения задачи, у них формируются интеллектуальные умения. Они научаются применять в новых обстоятельствах успешно использованные ими ранее знания и навыки. Так вырабатывается общее умение обдуманно и последовательно идти к поставленной цели, планировать необходимые операции и предвидеть будущий результат. Так, при решении задач разного содержания, структуры и сложности у детей уже в школьном возрасте формируется обобщенное умение, или метод умственного труда.
Труд детей как педагогически организованная деятельность имеет огромные развивающие возможности. Они выражены в том, что целью трудовой деятельности даже пяти-, шестилетних и тем более старших детей является достижение какого-то конкретного общественно полезного результата, ценность которого понятна ребенку.
Труд приносит ребенку радость, эмоциональное удовлетворение благодаря достигаемому результату, имеющему общественную значимость, одобрению старших, ощущению собственного роста в процессе деятельности и совместной с товарищами активной деятельности.
Источник