Влияние тревожности на развитие личности ребенка

Влияние тревожности на психологическое и интеллектуальное развитие детей дошкольного возраста

         Психическое здоровье – фундамент духовного развития ребёнка. В последнее время отмечается рост пограничных нервно-психических расстройств у детей и подростков.

Доказано, что между душевным равновесием и физическим здоровьем существует тесная взаимосвязь, а положительное состояние относится к числу важнейших условий развития личности. Современные условия общества, нестабильность в семейных взаимоотношениях и ранняя интеллектуализация способствуют проявлению нарушений в эмоциональном развитии дошкольника, которые обостряют чувствительность ребенка, повышают уровень тревожности, ведут к невротизации. Обусловлена тревожность склонностью к беспокойству и волнениям, приходящим к ребенку извне, из мира взрослых, из системы тех отношений, которые задаются родителями в семье, воспитателями, детьми в межличностном взаимодействии.

Тревожность, как фактор эмоциональной нестабильности, выступает дезадаптивным моментом, препятствующим развитию эмоционально-волевой, познавательной сферы и становлению эмоционально-личностных образований. Особенно опасным в этом отношении, является дошкольный возраст, сопровождаемый кризисом развития и сменой социальной ситуации.

Как известно, Л.С.Выготский проводит мысль о единстве интеллектуального и аффективного в организации самых простых и самых сложных форм психической жизни.

С.Я.Рубинштейн  считает, что единица психического всегда включает в себя единство компонентов интеллектуального и аффективного.

Л.С.Выготский указывает на то, что развитие познавательной деятельности у детей связано с динамично изменяющейся эмоционально-волевой сферой.

Несформированность или нарушения эмоционально-волевых особенностей вызывает у ребенка в затруднении интеллектуальных заданий, что в свою очередь оказывает отрицательное влияние на развитие личности ребенка.

Расстройства в эмоциональной сфере детей не только снижают интеллектуальные возможности, но и могут приводить к нарушению поведения, а также вызывать явления социальной дезадаптации.

Тревожный ребёнок имеет неадекватную самооценку: заниженную, завышенную, часто противоречивую, конфликтную. Он испытывает затруднения в общении, редко проявляет инициативу, поведение приневротического характера, с явными признаками дезадаптации, интерес к учёбе снижен. Ему свойственна неуверенность, боязливость, наличие псевдокомпенсирующих механизмов, минимальная самореализация.

Тревожные дети чаще всего входят в число наименее популярных детей группы, так как они часто неуверенны в себе, замкнуты, малообщительны, или наоборот, слишком общительны, назойливы. Причиной непопулярности иногда является их безынициативность из-за неуверенности в себе, поэтому эти дети скорее не могут быть лидерами в межличностных взаимоотношениях.

Результатом безынициативности тревожных детей является и то, что у других детей появляется стремление доминировать над ними, что ведет к снижению эмоционального фона тревожного ребенка, к тенденции избегать общения, возникают внутренние конфликты, связанные со сферой общения, усиливается неуверенность в себе. В то же время, в результате отсутствия благоприятных взаимоотношений со сверстниками появляется состояние напряженности и тревожности, которые и создают либо чувство неполноценности и подавленности, либо агрессивности.

Ребенок с низкой популярностью, не надеясь на сочувствие и помощь со стороны сверстников, нередко становится эгоцентричным, отчужденным. Это плохо в обоих случаях, так как может способствовать формированию отрицательного отношения к детям, людям вообще, мстительность, враждебность, стремление к уединению.

Рассматривая взаимосвязь тревожности и интеллектуального развития дошкольников, нужно отметить, что «повышенная тревожность может дезорганизовать любую деятельность (особенно значимую)».

А. М. Прихожан считает, что высокая тревожность оказывает в основном отрицательное, дезорганизующее влияние на результаты деятельности детей дошкольного возраста.

X. Граф, изучая детскую тревожность, также исследовал ее влияние на деятельность, в частности на игру детей в футбол. Он обнаружил, что худшие игроки оказались наиболее тревожными. В ходе своего исследования X. Граф установил тот факт, что уровень тревожности ребенка связан с родительской опекой, то есть высокая тревожность у ребенка – это результат излишней родительской опеки.

В исследованиях Е.А. Савиной, Н.А. Шаниной, о связи самооценки и уровня тревожности было выявлено, что тревожные дети нередко характеризуются низкой самооценкой, «в связи с чем у них возникает ожидание неблагополучия со стороны окружающих… Тревожные дети очень чувствительны к своим неудачам, остро реагируют на них, склонны отказываться от той деятельности, в которой испытывают затруднения».

Детей с повышенной тревожностью  отличает чрезмерное беспокойство, причем иногда они боятся не самого события, а его предчувствия. Часто они ожидают самого худшего. Дети чувствуют себя беспомощными, опасаются играть в новые игры, приступать к новым видам деятельности. У них высокие требования к себе, они очень самокритичны. Уровень их самооценки низок, такие дети и впрямь думают, что хуже других во всем, что они самые некрасивые, неумные, неуклюжие. Они ищут поощрения, одобрения взрослых во всех делах.

Для тревожных детей дошкольного возраста так же  характерны и соматические проблемы: боли в животе, головокружения, головные боли, спазмы в горле, затрудненное поверхностное дыхание и др. Во время проявления тревоги они часто ощущают сухость во рту, ком в горле, слабость в ногах, учащенное сердцебиение.

К психологическим особенностям развития личности  тревожного ребенка дошкольного возраста можно отнести:

  • преобладание позиции «малоценности», ущербности;
  • непосредственно-чувственное отношение к себе;
  • приписывание себе отрицательных эмоций, таких, как горе, страх, гнев и чувство вины;
  • неуверенность в себе, зависимость от чужого мнения;
  • у ребенка формируется негативное представление о собственной личности;
  • отмечается неустойчивая оценка болезни, нарастание  пессимизма и депрессивности;
  • изменяется иерархия мотивов, снижается их побудительная сила.

Для тревожных детей характерны невозможность принять решение, колебания, сомнения, трудности в начале работы, страх сделать первый шаг, выраженная фаза ориентировки в каждом задании. Они склонны разделять все действия на отдельные операции и все тщательно анализировать.

          Проблема отношений родителей и детей – сложная и парадоксальная. Сложность ее – в скрытом, интимном характере человеческих отношений, щепетильности «внешнего» проникновения в них. А парадоксальность в том, что, при всей важности данной проблемы, родители ее обычно не замечают, ибо не имеют для этого необходимой психолого-педагогической информации.

В «здоровых» семьях родители и дети связаны естественными повседневными контактами. Это такое тесное общение между ними, в результате которого возникает душевное единение, согласованность основных жизненных устремлений и действий. Природную основу таких отношений составляют родственные связи, чувства материнства и отцовства, которые проявляются в родительской любви и заботливой привязанности детей и родителей.

Многие родители достаточно хорошо осознают недостатки своего воспитания, но очень часто им не хватает элементарной психологической грамотности, чтобы решить свои проблемы.

Семья может являться как мощным фактором развития и эмоционально-психологической поддержки личности, так и источником психической травмы и связанными с ней разнообразными личностными расстройствами: неврозами, психозами, психосоматическими заболеваниями, сексуальными перверсиями и отклонениями в поведении.

К семейной атмосфере, ее состоянию и перспективам человек чувствителен на протяжении всей своей жизни. Однако наибольшее влияние семья оказывает на формирующуюся личность. В семье формируется отношение ребенка к самому себе и окружающим людям. В ней происходит первичная социализация личности, осваиваются первые социальные роли, закладываются основные ценности жизни. Родители естественным образом оказывают влияние на своих детей: через механизмы подражания, идентификации и интериоризации образцов родительского поведения. Уникальным катализатором семейного воспитания являются родственные чувства. Семейное воспитание индивидуально, и потому его невозможно заменить никакими суррогатами анонимного воспитания. Его отсутствие или изъяны практически невозможно восполнить в последующей жизни человека.

Воспитательный микросоциум, часть социальной микросреды, которая осуществляет направленное и ненаправленное воспитательное воздействие и влияет на формирование личности ребенка.

Семье в воспитательном микросоциуме, этом малом круге общения, принадлежит главная роль. Семья осуществляет воспитательные воздействия и влияния позитивной и негативной направленности в зависимости от личностных особенностей родителей, их отношения к ребенку и его воспитанию, стиля семейного воспитания. В каждой семье, основанной на родственных чувствах и привязанностях, складывается особый эмоционально-психологический микроклимат, формируются семейные роли. Эти и многие другие параметры, переплетаясь между собой, и определяют семью как воспитательный микросоциум .

Воспитательный потенциал семьи — это ее способность реализовывать функцию воспитания, развития и социализации ребенка. Большинство исследователей, например Минияров В.М., связывает его с психологической атмосферой, системой межличностных отношений, характером отношения к детям, их интересам, потребностям, уровнем психолого-педагогической и общей культуры родителей, образом жизни семьи, структурой, индивидуально-типологическими особенностями родителей.

Вопрос о причинах возникновения тревожности в настоящее время остается открытым. Однако многие авторы в качестве одной из причин повышенного уровня тревожности дошкольников и младших школьников считают неправильный стиль родительского воспитания.

Е. Ю. Брель  проводила специальное исследование, направленное на выявление социально-психологических факторов, влияющих на формирование детской тревожности. Данное исследование позволило ей сделать вывод о том, что такие социально-психологические факторы, как неудовлетворенность родителей своей работой, материальным положением и жилищными условиями, оказывают существенное влияние на появление тревожности у детей. 

          В детско-родительских отношениях сказывается тип семьи, позиция, которую занимают взрослые, стили отношений и та роль, которую они отводят ребенку в семье. Под влиянием типа родительских отношений формируется личность ребенка. При этом взаимоотношения в семье могут иметь разноплановый характер, а использование неэффективного типа родительского отношения ведет к возникновению тревожности у ребенка.

Необходимо отметить, что в настоящее время в качестве центральной, «базовой» причины тревожности детей выделяются факторы семейного воспитания, и прежде всего система взаимоотношений «мать — ребенок»

Очевидно, что социальная нестабильность, потеря (или угроза потери) взрослыми своей социальной позиции, неуверенность в себе, в завтрашнем дне, чувство вины за то, что обеспечиваешь семью хуже, чем другие, порождает у некоторых взрослых стремление выместить это на детях, что и проявляется во многих случаях жестокого обращения с детьми  провоцируя появление ситуаций, вызывающих тревогу у детей.

К стилям воспитания, приводящим к появлению детской тревожности можно отнести практически все неправильные типы. Причиной тревожности может являться непоследовательное воспитание, так как ребенок постоянно находится в противоречивых условиях. Очень часто такие дети не знают что можно, а что нельзя, и не знают как будет правильно поступить в той или иной ситуации, чтобы не вызвать осуждение родителей. Ребенок живет в неблагоприятных и меняющихся условиях, к которым вынужден все время приспосабливаться.

Тревожность может проявиться у ребенка и при таком стиле воспитания как «явное отвержение». Здесь причиной является то, что ребенок не чувствует любви родителей, они жестко контролируют поведение ребенка, не интересуются его внутренним миром. При таком стиле воспитания ребенок живет в страхе совершить ошибку, боится проявлять инициативу, чувствует себя никому не нужным, обузой для родителей.

Сверхтребовательный тип воспитания также может привести к появлению тревожности у детей. В этом случае родители предъявляют к ребенку повышенные требования, за которыми часто стоят их личные амбиции. Эти требования, как правило, расходятся с возможностями ребенка, в результате чего ребенок живет в постоянном страхе не оправдать надежд своих родителей, что в свою очередь повышает уровень тревожности ребенка.

Такие стили воспитания как сверхтребовательность и вседозволенность можно назвать друг другу противоположностями.

И тот, и другой оказывают неблагоприятное воздействие на развивающуюся личность ребенка.

Высока вероятность воспитания тревожного ребенка родителями, осуществляющими воспитание по типу гиперпротекции. В этом случае общение взрослого с ребенком носит авторитарный характер, ребенок теряет уверенность в себе и в своих силах, он постоянно боится отрицательной оценки, начинает беспокоиться о том, что он сделает что-нибудь не так.

Воспитание по типу гиперопеки может сочетаться с симбиотическим воспитанием. В этом случае общение взрослого с ребенком может быть как авторитарным, таки демократическим. К установлению подобных отношений с ребенком склонны родители с определенными характерологическими особенностями – тревожные, мнительные. Установив тесный эмоциональный контакт с ребенком, такой родитель заражает своими страхами сына или дочь, способствует формированию тревожности.

Патологическая заостренность характерологических черт родителей порождает специфические особенности отношения к ребенку.

Так, нередко “делегирование” — упорное желание сделать из ребенка “самого” (развитого, эрудированного, порядочного, социально-успешного) — является компенсацией чувства малоценности, недееспособности, переживания себя как неудачника. Проекция родительских конфликтов на ребенка не предрешает, однако, стиля родительского отношения: в одном случае это выльется в открыто эмоциональное отвержение ребенка, не соответствующего идеальному родительскому образу; в другом случае примет более изощренную форму: по защитному механизму образования реакции обернется гиперопекой или гиперпротекцией. Очень обостряется конфликтное отношение к ребенку, особенно если в семье есть еще маленький ребенок: родители обычно склонны переоценивать достоинства младшего, на фоне которого недостатки ребенка – реальные и мнимые – воспринимаются родителями как невыносимые .

Захаров А.И  говорит о том, что самым благоприятным для ребенка будет, если родители смогут найти «золотую середину» в воспитании своих детей. Можно сделать вывод, что наиболее благоприятным будет являться стиль воспитания по типу «принятия и любви» .

Специалисты советуют  родителям  и педагогам  использовать следующие методы: как можно чаще называть ребенка по имени и хвалить его в присутствии других детей и взрослых.

Источник

Емельянова Ирина Алексеевна
Влияние страха и тревожности на здоровье ребенка. Памятка для родителей

Тревожность – это психологическая особенность, склонность человека к переживанию состояния тревоги. Чаще всего тревожность связана с ожиданием социальным последствий его неудачи или неуспеха.

Тревожность влияет как на психологическое, так и физическое здоровье. При тревожностипроявляются следующие симптомы: головокружение, тошнота, учащенное сердцебиение, сухость во рту, бросает то в жар, то в холод, повышается потоотделение, тремор рук и ног, слабость во всем теле. В ответ на тревогу, вызванные реальными или воображаемыми проблемами, вырабатывается кортизол (гормон стресса, который приводит в состояние «бей и беги», в следствии чего, возникает быстрая утомляемость, особенно если тревожное чувство проявляется изо дня в день.

Знание педагогами проявление симптомов тревожности и своевременный мониторинг учащихся психологом, помогает избежать серьезных нарушений психического и физического здоровья учащихся.Психопрофилактическая и психокоррекционная работа психолога заключается в данных направлениях: психологическое просвещение педагогов; психологическое просвещение родителей; обучение педагогов и родителей определенным методикам; непосредственная работа с учениками в школе; сопровождение, помощь и поддержка со стороны психолога и школы во внеурочное время.

В каждом возрастном периоде дети испытывают определенные страхи и переживания:

1. От рождения до шести месяцев. Неожиданные звуки, резкие движения, отсутствие опоры вызывают у малыша сильную тревогу.

2. От шести-семи месяцев до года. Возникает страх общения с незнакомцами, страх высоты. Малыш может чувствовать дискомфорт при переодевании, перемене окружения и обстановки.

3. От года до двух лет. По-прежнему присутствует боязнь чужих людей. На передний план выдвигается страх отрыва от матери. Также ребенок боится засыпания, получения ушибов, посещения медработника.

4. От двух до трех. Зарождаются новые переживания в виде страхов отторжения со стороны матери или отца, новых сверстников. Малыш боится сказочных персонажей, у него могут наблюдаться ночные кошмары. Он боится грозы, молнии, темноты. Его тревожит страх одиночества. К этому возрасту ребенок становится намного активнее и подвижнее, со стороны родителей начинаются запреты и у малыша возникает страх наказания.

5. С трех до шести. Наиболее ярким в этот период является страх темноты и замкнутого пространства. Часто причиной боязни замкнутого пространства становятся постоянные запрещающие угрозы со стороны родителей, которые приводят к возникновению внутренних психологических барьеров.

6. С шести до семи. Ребенка преследует страх потери мамы или папы, болезней, смерти. Образы героев фильмов и сказочных персонажей продолжают тревожить детское воображение. С развитием детской психики происходит своеобразная проработка страхов, в результате чего дети часто боятся того, что в действительности не представляет опасности, и игнорируют реальные опасности.

7. С семи до одиннадцати. У ребенка наблюдается проявление мнительности, тревожности, навязчивости. Младшие школьники боятся вызвать неодобрение у родителей, не оправдать их ожидания и надежды, оказаться в несоответствии с требованиями социальной среды. Добавляются «школьные страхи» — получения плохой оценки, непонимания со стороны одноклассников, боязнь физического насилия, а также страх перед природными явлениями.

8. С одиннадцати до шестнадцати. Сложный период становления мировоззрения, социальных связей, индивидуальных черт характера личности. На первый план выходит формирование самооценки, которая утверждается в многообразии межличностных отношений. Подросток стремится одновременно не потерять свою индивидуальность, но и не отстать от мнения сверстников. Проявляется эгоцентризм, часто наблюдается уход в себя. Страхи этого возраста заключаются в переживаниях по поводу изменений в организме. Возникает страх отказаться от своих убеждений. Также в том возрасте актуальны боязнь стихии, нападения, болезней, замкнутого пространства, смерти.

Причин, по которым возникают детские страхиможно выделить несколько:

перенесённая ребёнком психотравмирующая ситуация и боязнь её повторения (укус пчелы, например);

излишне частое напоминание ребёнку родителями о возникновении возможных неприятных ситуаций;

сопровождение любых самостоятельных действий ребёнка эмоционально окрашенным предупреждением о подстерегающей на пути опасности;

частые запреты;

разговоры в присутствии детей о различных отрицательных явлениях (смертях, убийствах, пожарах);

конфликты в семье, особенно, если источником невольно является сам ребёнок;

разногласия со сверстниками, неприятие ими ребёнка;

осознанное запугивание ребёнка со стороны родителей сказочными персонажами (баба-яга, леший, водяной, чтоб добиться послушания.

Тревожность приводит к разрушительным последствиям для несформированной психики ребенка, поэтому необходима своевременная работа по профилактике и коррекции тревожности.Работа психолога заключается в поддержании баланса трех составляющих человека компонентов: душа, тело, разум, которые в свою очередь взаимосвязаны между собой. Душа – эмоциональные проявления человека, его настроение; тело – зажимы и блоки, напряжения в разных частях тела; разум – шаблоны мышления, стереотипы.

Для этого необходим комплекс методов, направленных на каждый компонент. Цель нашего исследования заключается в рассмотрении следующих методов по коррекции тревожности: арт-терапия (душа, телесно-ориентированная терапия (тело) и позитивная психотерапия (разум). Основал арт-терапию Адриан Хилл (Великобритания, 1895-1977). Арт-терапия это одна из форм терапий. Данное направление напрямую связанно с творчеством, визуальными искусствами (живопись, скульптура, фотография, графика, оригами, бисероплетение и т. д.) и носит психопрофилактический, психокоррекционный и реабилитационный характер.

Отличительной чертой арт-терапии является то, что она использует в основном невербальный способ общения, позволяющий проявить внутренний мир человека. Речь является вспомогательным инструментом. Для того чтобы человек развивался гармонично, необходимо равное развитие обоих полушарий и нормальное взаимодействие межполушарий. Левое полушарие – моделирующее, логическое мышление, которое человек использует в повседневной жизни. В свою очередь творческий процесс активно воздействует и развивает правое полушарие. Такая деятельность человека как творчество, интуиция, креативность в работе, создание семьи и воспитание детей требуют работы, как раз, правого полушария.

Данный метод терапии позволяет обрабатывать информацию, поступающую извне, а также отображения внутреннего «Я», формируя различные адаптивные механизмы взаимодействия с миром. Из этого следует,что благодаря арт-терапии достигаются следующие цели: человек учится выражать свои чувства и эмоции, связанные с переживанием каких-либо проблем; осознание своей уникальности и значимости как личности; развитие творческих способностей и, как следствие, гибкости ума; усовершенствование адаптивных способностей в постоянно меняющемся мире. Этих целей психолог придерживается не только в работе со взрослыми, но и с детьми.

Порой ребенок не может выразить то, что его пугает и тревожит. Он может рассказать о своих страхахпростым предложением: «Я боюсь темноты, мне страшно». Когда ребенка спрашивают, почему же он боится темноты, то он не может развернуто ответить на этот вопрос, но мы можем предложить нарисовать или придать образное значение своему страху (в темноте может быть монстр). То есть, арттерапия – это наиболее мягкий метод работы с тяжелыми проблемами. Занятия арт-терапией помогает снять психическое напряжение. Основателями телесно-ориентированная терапии являются Вильгельм Райх (Австрия, 1897–1957) и Александр Лоуэн (США, 1910- 2008).

Телесно-ориентированная терапия направлена на работу и знакомство человека с его телом. Психолог помогает осознать глубинные потребности, желания, чувства, и понять, как они проявляются в телесных ощущениях. Неотреагированные, подавленные эмоции и травматичные воспоминания, частый стресс человека приводит к срабатыванию механизмов психологической защиты, которые остаются в теле в виде напряжения, зажимов и блоков. Человек, закрепощенный психически, как правило, закрепощен и физически. Это работает и в обратную сторону. Следовательно, работая над мышечными зажимами можно оказать влияние на психику человека, и наоборот. Работа с телом эффективна при тревожности, неврозах, страхах, беспокойстве, депрессии, головных болях и болях в спине, расстройствах пищеварения.

Большую часть информации наше сознание и бессознательное передает невербальными средствами общения, то есть сигналами тела. Поэтому необходимо научиться улавливать эти сигналы, прислушиваться к своему телу, его реакциям. Телесно-ориентированная терапия помогает связать воедино мысли, эмоции и действия, благодаря развитию способности телесно-чувственного осознания.

Влияние на психологическое и физическое здоровье

Страх – это чувство, которое является внутренним. Он возникает, когда сенсорные системы мозга определили, что внешний стимул представляет угрозу.Выходы цепей обнаружения угроз вызывают общее усиление возбуждения мозга и могут привести к измененной обработке угроз: страху и тревожным расстройствам.

Человек, чувствуя тревогу и беспокоясь за исход той или иной ситуации, максимально подготовиться, найдет наиболее подходящие пути решения и будет решать задачи. Но, как только эта форма становится постоянной, хронической, начинаются проблемы и в жизни человека.

Повседневное существование превращается в каторгу, ведь всё, даже мелочи, пугают. В дальнейшем это приводит к неврозу, а порой и к фобии, развивается генерализованное тревожное расстройство (ГТР). Четкой границы перехода от одного состояния в другое нет, невозможно предугадать, когда и каким образом тревожность и чувство страха перейдут в невроз, а тот в свою очередь в тревожное расстройство. Но есть определенные симптомы тревожности,которые проявляются постоянно без каких-либо значимых причин: потливость; приливы жара, озноб, дрожь по телу, тремор в отдельных частях тела, онемение, сильный тонус в мышцах; боль в груди, жжение в желудке (абдоминальный дистресс); обморочное состояние, головокружение, страхи (смерти, сумасшествия, убийства, потери контроля); раздражительность, человек постоянно «на взводе», нервозность; нарушение сна; любая шутка может вызвать испуг или агрессивность.

Тревожный невроз – первые шаги к сумасшествию. Тревожный невроз у разных людей может проявляться по-разному, но существуют основные симптомы,особенности проявления этого состояния: агрессивность, упадок сил, полное отчаяние, тревожность даже при незначительной стрессовой ситуации; обидчивость, раздражительность, чрезмерная ранимость и плаксивость; зацикленность на какой-то одной неприятной ситуации; утомляемость, низкая работоспособность, снижение внимания и памяти;нарушения сна: неглубокий, легкости в теле и в голове нет после пробуждения, даже малейшая перевозбуждённость лишает сна, а в утренние часы, наоборот, наблюдается повышенная сонливость;вегетативные нарушения: потливость, скачки давления (в большей степени к понижению, нарушение работы желудочно-кишечного тракта, учащенное сердцебиение; человек в период невроза негативно,порой даже агрессивно реагирует на изменения в окружающей среде: понижение температуры или резкое повышение, яркий свет, громкие звуки и т. п. Но необходимо заметить, что невроз может проявляться как явно у человека, так и скрыто.

Нередки случаи, когда травма или ситуация, предшествующая невротическому сбою, произошла давно, а сам факт появления тревожного расстройства только-только сформировался. Характер самой болезни и его форма зависит от окружающих факторов и самой личности человека.

Моллер впервые объяснил три предсказуемых стадии, которые использует организм для реагирования на стрессовые факторы,называемый общим синдромом адаптации:

1. Тревога: первая реакция на стресс признает опасность и готовится справиться с угрозой. Гипоталамо-гипофизарно-надпочечниковая (HPA) ось и вегетативная нервная система активированы. Выделяются первичные гормоны стресса – кортизол, адреналин и нонадреналин.

2.Сопротивление: гомеостаз начинает восстанавливать баланс, и наступает период восстановления для восстановления и восстановления. Гормоны стресса могут вернуться в норму, но может быть снижена защитная сила и адаптивная энергия.

3.Истощение: На этом этапе стресс продолжался в течение некоторого времени. Способность организма сопротивляться теряется, потому что его адаптационная энергия исчезла. Это часто называют перегрузкой, истощением, надпочечниковой усталостью, дезадаптацией или дисфункцией.

По словам Моллера, изменения оси HPA могут вызвать несколько состояний, таких как хроническая боль, фибромиалгия и резистентность к инсулину. Затем Моллер рассказал о потенциальных последствиях страха для общего, физического, эмоционального, экологического и духовного здоровья. Потенциальные последствия хронического страха для общего здоровья включают в себя:

1. Дисфункция иммунной системы.

2. Дисфункция эндокринной системы.

3. Изменения вегетативной нервной системы.

4. Нарушение цикла сна / бодрствования.

5. Расстройства пищевого поведения.

6. Изменения в гипоталамус-гипофизарно-надпочечниковой оси.

Потенциальные последствия хронического страха для физического здоровья включают головные боли, переходящие в мигрень, мышечные боли, превращающиеся в фибромиалгию, боли в теле, переходящие в хроническую боль, и затрудненное дыхание, превращающееся в астму, сказал Моллер.

Потенциальные последствия хронического страха для эмоционального здоровья включают в себя:

1. Диссоциация от себя.

2. Невозможно любить.

3. Выученная беспомощность.

4. Фобическая тревога.

5. Перепады настроения.

6. Обсессивно-компульсивные мысли.

Существует несколько типов тревожных расстройств, нарушающих социальное, личное или академическое функционирование. Частота тревожных расстройств колеблется от 3% до 20% детей и подростков. У младенцев и детей дошкольного возраста тревожные расстройства встречаются редко. Они чаще всего начинают появляться в раннем детстве и могут сохраняться в зрелом возрасте. Частота тревожных расстройств у мальчиков и девочек примерно одинакова в начальной школе, но различия между ними проявляются в подростковом возрасте, причем у девочек в два-три раза выше вероятность развития тревожных расстройств.

Состояние хронической тревожности и депрессии схожи, именно поэтому появилось понятие ТДР, как некая переходная форма.Симптоматика расстройства следующая: перепады настроения; нарушения сна в течение длительного периода; тревога, опасения за себя и близких; апатия, бессонница; низкая работоспособность, снижение внимания и памяти, неспособность усваивать новый материал.Существуют и вегетативные изменения: усиленное сердцебиение, повышенная потливость, приливы или, наоборот, озноб, болевые ощущения в солнечном сплетении, нарушения работы ЖКТ (боль в животе, запор, диарея, мышечные боли и другое. Тревожно депрессивный синдром характеризуется наличием нескольких вышеперечисленных симптомом в течение нескольких месяцев.

Тревога – одно из самых распространенных переживаний детей и взрослых. Это нормальная адаптивная реакция, так как она создает уровень возбуждения и готовности к опасности. Основной характеристикой тревоги является беспокойство, то есть страх, что будущие события будут иметь отрицательные последствия. Взволнованные дети гораздо чаще, чем их сверстники, считают незначительные события потенциально опасными.

Страх имеет в своей основе некую защитную функцию, поскольку базируется на инстинкте самосохранения. Испытывая чувство страха, человек переживает из-за боязни каких-то реальных или мнимых опасностей. Такие переживания вызывают учащение дыхания и пульса, напряжение мышц, повышение артериального давления.

Однако следует знать, что чувство страха имеет опасные последствия. Оно порождает неуверенность в собственных силах и, как следствие, неудовлетворенность жизнью. Идя на поводу у страхов, ребенок может уйти в себя и отказаться от общения с окружающими, везде и всюду ожидая опасность.

Дети становятся зависимыми от чужого мнения, начинают постоянно лебезить, прятать глаза, просить прощения, боятся остаться одни, перестают общаться со сверстниками, испытывают огромные проблемы с адаптацией к новым условиям. Так формируется повышенная внушаемость и несамостоятельное мышление.

Заключение

В настоящее время признаны биологические основы страха и тревоги, а также определены основные структуры мозга и нейронные цепи, вовлеченные в обработку эмоциональной информации и поведение. Эмоциональные и когнитивные процессы не могут быть разобщены, даже если рассматривать такую базовую эмоцию как страх. Когнитивное восприятие событий и ситуаций критически связано с эмоциональными переживаниями, а также влияет на стратегии преодоления или защитные механизмы.

Тревога – это реакция на стресс, которая имеет как психологические, так и физические особенности. Считается, что чувство возникает в миндалине, области мозга, которая управляет многими интенсивными эмоциональными реакциями. По мере того как нейротрансмиттеры передают импульс симпатической нервной системе, частота сердечных сокращений и дыхания увеличивается, мышцы напрягаются, а кровоток отводится от органов брюшной полости к мозгу. В краткосрочной перспективе тревога готовит нас к кризису, заставляя тело быть начеку. Но его физические эффекты могут быть контрпродуктивными, вызывая головокружение, тошноту, диарею и частое мочеиспускание. И когда это продолжается, беспокойство может нанести ущерб психическому и физическому здоровью.

Исследования по физиологии связанных с тревогой заболеваний еще молоды, но все больше доказательств взаимного влияния эмоций и физического функционирования. Тем не менее, тревога часто остается неопознанной как источник других расстройств, таких как токсикомания или физическая зависимость, которые могут быть результатом попыток подавить чувство тревоги. И это часто упускается из виду при бесчисленных симптомах хронических состояний, таких как синдром раздраженного кишечника (СРК) или мигрень.

Приблизительно две трети из примерно 40 миллионов взрослых с тревожными расстройствами составляют женщины. Общим для людей с этими расстройствами является необоснованный страх или беспокойство, которые мешают повседневной жизни. Тревога также играет роль в соматическом расстройстве, которое характеризуется физическими симптомами, такими как боль, тошнота, слабость или головокружение, которые не имеют видимой физической причины.

Признаки патологических (невротических страхов):

1. Появление необычайно сильного