Влияние типов семей на развитие ребенка

Влияние типов семей на развитие ребенка thumbnail

Известное выражение Льва Толстого: «Все счастливые семьи похожи друг на друга, каждая несчастливая семья несчастлива по-своему»,- убеждает, что семья – понятие многозначное. [5, с. 22]. И семьи бывают не только счастливыми или несчастливыми. Они могут быть разными по составу: полными и неполными, многодетными и с одним ребёнком; по характеру отношений и возможностям: благополучными и неблагополучными.

Существуют разные трактовки понятия «благополучная». Одни специалисты в области психологии и педагогики считают, что благополучная семья – это та, в которой отношения между членами семьи основываются на доверии, доброжелательности, уважении друг к другу; другие к этой проблеме подходят гораздо шире. Создание всех условий для нормальной жизнедеятельности и оптимального выполнения воспитательной и репродуктивной функций они считают основными характеристиками благополучной семьи.

Благополучные семьи подразделяются на: 1) педагогически грамотные и 2) позитивно ориентированные, неблагополучные на 1) конфликтные, 2) аморальные и 3) педагогически несостоятельные. Каждая из названных семей обладает своей спецификой, разным воспитательным потенциалом, что обуславливает особый характер взаимодействия педагогов с членами этих семей. [19,c.56]

Неблагополучная семья.

Неблагополучной семьёй называется такая, в которой нарушены отношения между родителями, родителями и детьми, которая обладает низким воспитательным потенциалом.

В неблагополучной семье можно выделить две противоположные тенденции, характерные для отношений между родителями и детьми (именно эти отношения представляют сферу интереса и влияния педагогов).

Первая тенденция связана с тем, что родители в неблагополучных семьях безразлично относятся к своим детям, крайне мало уделяют им внимания, не стремятся наладить взаимоотношения, основанные на доверии и понимании. Дети таких родителей представлены, как правило, сами себе.

Польские психологи, исследуя зависимость развития личности от родителей, обнаружили, что выделенная тенденция проявляется через две позиции родителей: 1) отторжение ребёнка; 2) отстранение от отношений с ним. Они выявили, что данные позиции оказывают прямое влияние на формирование таких личностных качеств ребёнка, как страх, беспомощность, недоверие, хвастливость, склонность к асоциальному поведению и т.п. [20,c.176]

Вторая тенденция отношений между родителями и детьми в неблагополучной семье связана с гиперопекой со стороны родителей (одного родителя) или членов семьи и проявляется в следующем: чрезмерной требовательности по отношению к ребёнку и чрезмерном оберегании ребёнка. Воспитание детей с таких позиций формирует у них неуверенность, повышенную впечатлительность, покорность, инфантилизм, высокомерие, завышенную самооценку, с одной стороны, и трусливость, податливость чужому влиянию, внушаемость – с другой.

Неблагополучной с психологической точки зрения будет и такая семья, в которой главным методом воспитания является наказание. К сожалению, специалисты отмечают рост числа таких семей. Детский врач и психотерапевт С.Я. Долецкий ввёл понятие «синдром опасного обращения с детьми» (СООД), т.е. такое отношение к ребёнку, когда возникает угроза его развитию в целом, поскольку затрагивается интеллектуальная, психическая, физическая сферы.[ 4, с.123]

Дети из семей с жестоким обращением и насилием растут пугливыми, слезливыми, настороженными и недоверчивыми. Они не уверены в своих возможностях, лишены присущей их возрасту непосредственности и жизнерадостности. Зачастую педагоги принимают таких школьников за несообразительных и даже умственно отсталых. Но на самом деле они просто угнетены своей боязнью и несостоятельностью. Они могут быть жестокими, мстительными, агрессивными, избирать поведение с названными проявлениями как способ психологической самозащиты.

В неблагополучных семьях родители не могут самостоятельно решать проблемы, возникающие при воспитании детей. Они нуждаются в квалифицированной помощи, систематической и целенаправленной работе с ними. [5, с. 24].

Неполная семья.

Неполной семьёй называется та, которая состоит из отца или матери. Она имеет свои особенности, которые нужно принимать во внимание, чтобы не совершать ошибок в воспитании и обучении детей, находящихся в таких семьях. Специфика учебно-воспитательного процесса проявляется уже в характере причин, приведших к появлению неполных семей: смерть одного из супругов, внебрачная рождаемость, развод (распад брака).

Воспитательные возможности неполной семьи значительно ограничены. Это обусловлено многими причинами: низким материальным доходом, дефицитом близких отношений и общения, отсутствием контроля со стороны родителя (отца или матери), проявлением иногда чрезмерной любви или её недостатком, высокой конфликтностью (низкая успеваемость, нежелание заниматься домашними делами, грубость).

Специалистами выявлено, что дефицит мужского влияния в неполных семьях приводит к нарушению гармонического развития интеллектуальной сферы детей. В результате страдают их математические, аналитические способности; становится менее выразительным процесс половой идентификации мальчиков и девочек; может формироваться излишняя привязанность к матери.

Самая серьёзная проблема неполной семьи – не отсутствие мужчины, а отсутствие отношений между уважающими, любящими друг друга мужчиной и женщиной, свидетелями которых являются дети. Несмотря на причины, которые привели к распаду брака, важно сохранить ради ребёнка доброжелательные и уважительные отношения между отцом и матерью. Однако далеко не все родители понимают это. [17,c.45]

Следует понимать, что подрывая в глазах сына или дочери авторитет отца, мать тем самым способствует изменению отношения ребёнка к себе; тогда становится возможной драматическая ситуация – потеря авторитета обоих родителей как воспитателей.

Каждая неполная семья по-своему особенна, не смотря на то, что причины появления таких семей могут быть в основном общими. Особенности неполных семей выражаются в отношениях между родителями после развода, родителями и детьми, особенны в каждом отдельном случае материальные, педагогические и другие возможности семьи. [5, с. 31].

Таким образом, можно сделать вывод, что различные типы семей оказывают на развитие ребёнка и становление его личности определённое влияние. Для того, чтобы процесс воспитания в неполных и неблагополучных семьях протекал правильно, необходима систематическая и целенаправленная работа педагога с такими семьями.

Источник

Тема:

«Влияние типологии семьи в воспитании ребенка».

Москва,2009

ХХ век, кардинально изменивший жизнь общества, не миновал и сферу семьи. Один из наиболее прочных институтов прошлого рухнул. Авторитет церкви, а с ним и брака не устоял под натиском повальной либерализации жизни, чувства ответственности  и привязанности сменились недолгими и «зыбкими» отношениями. Семья может выступать в качестве положительного, так и отрицательного фактора воспитания. Положительное воздействие на личность ребенка состоит в том, что никто, кроме самых близких для него людей – матери, отца, дедушки, бабушки, брата, сестры, не относится к ребенку лучше, не любит его так и не заботится столько о нем. И вместе с тем никакой другой социальный институт не может потенциально нанести столько вреда в воспитании детей, сколько может семья.

 В последние годы существенно возрос интерес к семье, специалистов различных областей научного знания, как теоретиков, так и практиков: психологии, социологии, педагогике и т.п. Интерес к ней связан с той ролью, которую она играет в процессе формирования и развития личности, а, следовательно, и, настоящего и будущего общества в целом. Семья очень чутко реагирует на социально-экономические и политические процессы, происходящие в обществе через изменения в системе внутрисемейных отношений. Увеличение числа проблемных семей во время переходных, кризисных периодов общественного развития иллюстрирует эту зависимость. Рассматривая  систему детско-родительских отношений, можно увидеть их взаимосвязь, и проследить то, как отражаются родительские отношения в разных типах семей на воспитании ребенка, в настоящем и его будущем.

Для создания в семье благоприятной атмосферы и обеспечения правильного воспитания ребенка должны существовать внегласные «законы»  (закономерности), при нарушении их детско-родительская связь теряется, и воспитание приобретает неправильное  направление. В современном обществе проблема семейных отношений (супружеских и родительских) является актуальной, и требует к себе более внимательного подхода.

 В связи с особой воспитательной ролью семьи возникает вопрос о том, как сделать так, чтобы максимизировать положительные и свести к минимуму отрицательные влияния семьи на воспитание ребенка. Для этого необходимо точно определить внутрисемейные социально- психологические факторы, имеющие воспитательное значение, и то, как детско-родительские отношения влияют на воспитание ребенка.

Над проблемой детско-родительских отношений работали такие известные российские педагоги, как: А.П.Подласый, Г.М.Миньковский, П.А.Сорокин (в основу их исследований положены модели отношений между детьми и родителями, и степень воспитательного потенциала), психологи: А.С.Спиваковская (выделила подходы к определению проблемной семьи), Е.Т. Соколова (выделила стили детско-родительских отношений), В.И.Гарбузова (выделила патогенные типы воспитания), Ф.С. Махов (выделял группы семей с точки зрения негативного влияния на личность ребенка, его поведения), А.Е.Личко и Э.Г.Эйдемиллер (занимались вопросами семейного воспитания детей психопатиями), В.В. Юстицкис (выделял типы семей с учетом социальных установок, превалирующих интересов)  и т.д.

Из зарубежных авторов можно выделить: Г. Навайтис (семейный психолог занимался вопросами семьи как малой группы), американский психолог Л.Вюрсмер (выделил семьи, в основе которых – нарушения семейного общения), американский психолог и психотерапевт К.Витакер (занимается вопросами типологии семей, с точки зрения эмоционально- психологического климата); чешский демограф и социолог К.Витек (проводил исследования эмоционального тона супружеских отношений) и др

В частности, рядом авторов подчеркивается, что нарушение системы семейного воспитания, дисгармония отношений «мать—дитя» является основным патогенетическим фактором, обусловливающим возникновение неврозов у детей. Так, например, А.Е. Личко и Э.Г. Эйдемиллер выделили шесть типов семейного воспитания детей с акцентуированными чертами характера и с психопатиями.

Гипопротекция (гипоопека) характеризуется отсутствием необходимой заботы о ребенке («руки не доходят до ребенка»). При таком типе отношений ребенок практически предоставлен самому себе, чувствуя себя брошенным.

Доминирующая гиперпротекция предполагает окружение ребенка излишней, навязчивой заботой, полностью блокирующей его самостоятельность и инициативу. Гиперпротекция может проявляться в виде доминирования родителя над ребенком, проявляющемся в игнорировании его реальных потребностей и жестком контроле над поведением ребенка. (Например, мать будет провожать подростка до школы, несмотря на его протесты.) Такой вариант отношений называется доминирующей гиперпротекцией. Одним из вариантов гиперпротекции является потворствующая гиперпротекция, которая проявляется в желании родителей удовлетворять все потребности и капризы ребенка, определив ему роль кумира семьи.

Эмоциональное отвержение проявляется в неприятии ребенка во всех его проявлениях. Отвержение может проявляться явно (например, ребенок часто слышит от родителей фразы, типа: «Ты мне надоел, уйди, не лезь ко мне») и скрыто — в виде издевок, иронии, высмеивания.

Жестокие взаимоотношения могут проявляться явно: в виде побоев — или скрыто: в виде эмоциональной враждебности и холодности. Повышенная моральная ответственность обнаруживается в требовании от ребенка проявления высоких моральных качеств с надеждой на его особое будущее. Родители, придерживающие такого типа воспитания, поручают ребенку заботу и опеку над другими членами семьи.

Неправильное воспитание может рассматриваться как фактор, усиливающий потенциальные характерологические расстройства ребенка. Под акцентуацией характера традиционно понимается чрезмерная выраженность отдельных черт характера и их сочетаний, представляющая крайние варианты нормы. Акцентуированным характерам свойственна повышенная уязвимость к отдельным психотравмирующим воздействиям. Взаимосвязь между типами воспитания и формируемым типом акцентуации характера можно представить в виде следующей таблицы.

Взаимосвязь типов воспитания и типов акцентуации характера

Тип семейного восприятия

Его основные характеристики

Влияние на акцентуацию и психопатию (какой тип формируется и какой усиливается)

Гипопротекция

Полная безнадзорность или недостаток контроля и опеки. В условиях нормального материального обеспечения нет внимания к потребностям ребенка, он предоставлен сам себе в духовной жизни. Формальный контроль, возможно эмоциональное отвержение

Неустойчивый тип. Конформный тип. Возможно формирование других типов, кроме сензитивной и психастенической акцентуации

Доминирующая гиперпротекция

Чрезмерная опека, мелочный контроль. Подавляет самостоятельность, лишает возможности учиться на собственном опыте. Не формирует ответственность и чувство долга. Усиливает реакцию эмансипации, непослушание

Гипертимно-неустойчивый тип

Психастеническая акцентуация

Сензитивная акцентуация

Астено-невротическая акцентуация

Потворствующая гиперпротекция («кумир семьи»)

Чрезмерное покровительство, восхищение, в том числе и мнимыми талантами. Культивируемый эгоизм

Истероидная акцентуация

Эмоциональное отвержение

Ребенком тяготятся, его потребности игнорируются. Родители считают ребенка обузой и проявляют общее недовольство им. Скрытое эмоциональное отвержение, когда родители не признаются в подобном отношении к ребенку, компенсируя его усиленным вниманием к поведению ребенка и мелочным контролем.Оказывает наиболее пагубное воздействие на развитие ребелка

При истероидной акцентуации — реакции оппозиции

При шизоидной — уход в себя

При сензитивной, лабильной, астено-невротической акцентуациях способствует развитию соответствующих психопатий

Жестокие взаимоотношения

Часто сочетается с крайней степенью отвержения ребенка. Могут проявляться открыто, когда на ребенке «срывают зло», применяя насилие

Особо пагубно для эпилептоидного и конформного типа

Повышенная моральная ответственность

От ребенка требуют честности, порядочности, не соответствующей его возрасту, возлагают на него ответственность за благополучие близких. Насильно приписывают роль «главы семьи»

Гипертимные и эпилеп-тоидные задатки развиваются в лидерство и стремление доминировать.

У психастенического и сензитивного типов возможно развитие фобических неврозов

Специалистами в области семейной психологии за последнее десятилетие выделены различные варианты типов отношений «ребенок—взрослый». Так, например, в работе АЯ. Варга описаны три неблагоприятных для ребенка типа родительских отношений: симбиотический, авторитарный, эмоционально-отвергающий. Эмоционально-отвергающий тип (в отличие от описаний Э. Эйдемиллера и А. Личко) характеризуется исследователем как тенденция родителя приписывать ребенку болезненность, слабость, личностную несостоятельность. Данный тип назван автором «воспитанием с отношением к ребенку как к маленькому неудачнику».

В исследовании Е.Т. Соколовой основные стили детско-родительских отношений были выделены на основании анализа взаимодействия матери и ребенка при совместном решении задач:

        ♦    сотрудничество;

        ♦    псевдосотрудничество;

        ♦    изоляция;

        ♦    соперничество.

Сотрудничество предполагает тип отношений, в которых потребности ребенка учитываются, ему дают право «на автономию». Помощь оказывается в сложных ситуациях, требующих участия взрослого. Варианты решения той или иной возникшей в семье проблемной ситуации обсуждаются вместе с ребенком, принимается во внимание его мнение.

Псевдосотрудничество может осуществляться в разных вариантах, таких, как доминирование взрослого, доминирование ребенка. Для псевдосотрудничества характерно формальное взаимодействие, сопровождающееся откровенной лестью. Псевдосовместные решения достигаются за счет поспешного согласия одного из партнеров, испытывающего страх перед возможной агрессией другого.

При изоляции полностью отсутствует кооперация и объединение усилий, инициативы друг друга отклоняются и игнорируются, участники взаимодействия не слышат и не чувствуют друг друга.

Для стиля соперничества характерна конкуренция при отстаивании собственной инициативы и подавлении инициативы партнера.

Автор подчеркивает, что лишь при сотрудничестве, когда при выработке совместного решения принимаются как предложения взрослого, так и самого ребенка, отсутствует игнорирование партнера. Поэтому данный тип взаимодействия побуждает ребенка к творческой активности, формирует готовность к взаимопринятию, дает ощущение психологической безопасности.

По мнению В.И. Гарбузова, существует три патогенныхтипа воспитания.

Тип А. Непринятие (эмоциональное отвержение). Суть этого типа в чрезмерной требовательности, жесткой регламентации и контроле. Ребенок не принимается таким, какой он есть, его начинают переделывать. Это делают с помощью либо очень жесткого контроля, либо бесконтрольностью, полным попустительством. Непринятие формирует у ребенка невротический конфликт. У самих родителей наблюдается неврастения. Диктуется: «Стань таким, каким я не стал». Отцы очень часто порицают других. У матери очень высокая напряженность, она стремится занять высокое положение в социуме. Такие родители не любят в ребенке «ребенка», он раздражает их своей «детскостью».

Тип Б. Гиперсоциализирующее воспитание. Возникает на почве тревожной мнительности в отношении здоровья, социального статуса ребенка и других членов семьи. В результате могут сформироваться страхи, фобии социального плана, могут быть навязчивые идеи. Возникает конфликт между желаемым и должным. Родители приписывают ребенку, что он должен хотеть. В результате у него возникает страх перед родителями. Родители стремятся подавить проявление природных основ темперамента. При таким типе воспитания дети-холерики становятся педантичными, дети-сангвиники и дети-флегматики — тревожными, а дети-меланхолики становятся нечувствительными.

Тип В. Эгоцентрическое воспитание. Наблюдается в семьях, где ребенок находится на положении кумира. Ребенку навязывается представление о том, что он имеет самодовлеющую ценность для других. В результате у ребенка появляется много претензий к семье и к миру в целом. Такое воспитание может спровоцировать истероидный тип акцентуации личности.

Английский психотерапевт Д. Боулби, исследующий особенности детей, выросших без родительского попечения, выделил следующие типы патогенного воспитания.

♦     Один, оба родителя не удовлетворяют потребности ребенка в любви либо полностью отвергают его.

♦     Ребенок является средством для разрешения супружеских конфликтов.

♦     В качестве дисциплинарных мер используются угроза «разлюбить» ребенка и угроза «уйти» из семьи.

♦     Ребенку внушается мысль, что именно он будет причиной (либо уже является) возможных болезней, разводов или смертей членов семьи.

♦     В окружении ребенка отсутствует человек, способный понять его переживания, могущий заменить отсутствующего или «плохого» родителя.

Одним из главных- вопросов при рассмотрении детско-родительских отношений в семье является понятие «роли». Роль ребенка в системе семейных отношений может быть различной. Ее содержание определяется, главным образом, той потребностью родителей, которую ребенок удовлетворяет, а именно:                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                          

♦      ребенок может быть компенсацией неудовлетворительных супружеских отношений. При этом ребенок выступает в роли средства, с помощью которого один из родителей может усилить свою позицию в семье. Если данная потребность компенсации и усиления позиции удовлетворяется, то ребенок занимает место кумира;

♦      ребенок может быть знаком социального статуса семьи, символизируя ее социальное благополучие. («У нас все как у людей».) При этом ребенок выполняет роль объекта для социальной презентации;

♦      ребенок может быть элементом, который связывает семью, не давая ей разрушиться. («Мы не разводимся только ради тебя».) В этом случае на ребенка ложится большая психологическая нагрузка, вызывая эмоциональное напряжение. Он начинает считать, что именно его поведение является причиной развода родителей, если такое событие действительно произойдет.

Положение ребенка в семье может быть охарактеризовано также и той ролью, которую ему «предписано играть» родителями во внутрисемейных отношениях. От характера, места и функционального наполнения роли во многом зависит формирование характера ребенка. В связи с этим, можно выделить следующие роли.

♦     «Кумир» (“«мамино сокровище», «папино сокровище»). Формируемые черты характера: эгоцентризм, инфантилизм, зависимость, комплекс превосходства. В будущем у такого ребенка может проявляться агрессивное поведение в результате того, что он не понимают, почему мир не принимает его так, как собственная семья.

♦      «Козел отпущения». Ребенок используется членами семьи для отреагирования негативных эмоций. У такого ребенка первоначально возникает комплекс неполноценности, сочетающийся с чувством ненависти к миру, формируется личность тирана и агрессора.

♦       «Делегат». Через данного ребенка семья контактирует с внешним миром, предъявляя себя социуму как успешную социальную группу. От такого ребенка родители часто ожидают воплощения своих несбывшихся надежд. Данная роль способствует формированию черт характера классического психастеника (чрезмерная ответственность, постоянная тревога за возможные ошибки и т. д.).

Таким образом, несмотря на очевидность связи между супружескими отношениями и особенностями воспитания ребенка, многие родители, обращаясь в семейную консультацию по поводу поведения детей, удивляются, если психолог затрагивает проблемы супружеских отношений. И вовсе не случайно, что родителям вначале легко обсуждать трудности общения с детьми. И только после длительного контакта с психологом появляется возможность свободнее говорить об отношениях в семье в целом, о затруднениях в сфере супружеских отношений. Это объясняется многими причинами. Здесь и привычная свобода, с которой мы говорим о детях даже тогда, когда что-то в отношениях с ними складывается не так, как хотелось бы, и привычная скованность в обсуждении проблем взрослой семейной жизни.

ЛИТЕРАТУРА :

1.  Кулик Л. А., Берестов Н. И. Семейное воспитание. – М., Просвещение, 1990г.

2. Обухова Л. Ф., Шаграева О.А. Семья и ребенок: Психологический аспект детского развития. М., 1999.

3. Подласый И. П. Педагогика. Новый курс: учебник для студ. пед. вузов: В 2 кн. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999.

4.  Куликова Т.А. Семейная педагогика и домашнее воспитание. – М.: Академия, 2000.

5. Аллан Фромм “Азбука для родителей” – Лениздат, 1991.

6. Лисина М.И.  Семейное воспитание. — М., Просвещение, 1990.

Источник