Влияние типа семьи на развитие ребенка подростка

Влияние типа семьи на развитие ребенка подростка thumbnail

Елена Попкова
Влияние типов сплоченности семьи на формирование личности подростка

Педагог – психолог ГБУ «ППЦ» г. о. Тольятти

Попкова Е. В.,

Педагог – психолог ГБУ «ППЦ» г. о. Тольятти

Пронина Л. В.

Подростковый возраст особо значим в плане осознания своего «Я». У подростка возникает интерес к своему внутреннему миру; переживания, свои личностные черты, поступки пристально анализируются подростком, и он пытается понять, какой он есть на самом деле, представляет, каким он хотел бы быть. В данном возрасте начинает формироваться самопознание, подросток начинает себя оценивать, формируется самоотношение. Постепенно подростки осознают свою особенность и неповторимость, происходит формирование «Я концепции», которая определяет дальнейшее поведение. Роль семьи в воспитании ребенка, бесспорно, велика. Именно в этом институте закладываются основы личности. От того, каким будет воспитание, зависит дальнейшее построение ребенком модели собственной семьи. Дети, как губка, впитывают в себя образцы поведения. Таковыми являются для них в первую очередь родители.

В подростковом возрасте активно начинают формироваться – горизонтальные социальные границы.

Для того, чтобы выстроить эти границы, подростку надо на собственном опыте определить, разглашение какой информации о его внутреннем мире в случае ее разглашения, будет для него наиболее травматично, а чем и с кем делиться можно не только относительно безболезненно, но даже с пользой для себя. Понимает он это методом проб и ошибок.

В этот период своей жизни он, с одной стороны очень открыт, и может рассказать малознакомому, или непроверенному человеку очень важные, личные, травматичные для него вещи, с другой стороны, тратит неимоверное количество личностных сил на то, чтобы ни за что и никогда не открыть про себя что-то личное.

Основная масса экспериментов по открытию-закрытию своего внутреннего мира ставится на родителях. Подросток пишет дневник, в котором подробно и красочно описывает глубокие, интимные моменты своей жизни. И просит родителей в этот дневник не заглядывать. Любящие и тонкие родители выполняют его просьбу, а подросток кладет свой дневник на самое видное место в доме, как будто приглашая взрослых, пролистать его страницы.

Самостоятельная жизнь в обществе в скором будущем потребует от вчерашнего подростка соблюдения границ — собственных, других людей и социальных групп. Образец, которому он будет следовать, — это его семья.

Важным показателем семейной ситуации является уровень сплоченности.

По мнению А. В. Петровского в основе сплоченностилежат два социально-психологических механизма:

-механизм эмоциональной идентификации с семьей, который предполагает наличие эмпатии, сопереживания, понимания.

-второй механизм – «общность семейной судьбы», означающий, что свои планы на дальнейшую жизнь личность связывает с семьей.

Наиболее полное описание уровней дает Д. Олсон, который выделяет четыре уровня сплоченности и соответственно,четыре типа семей:

1. Разобщенный тип характеризуется низкой степенью сплоченности членов семьи, отношениями отчуждения.

2. Разделенный тип, является низким, приближающийся к умеренной степени сплоченности; предполагает эмоциональную дистанцию членов семьи.

3. Связанный тип, является умеренным и приближающийся к высокому типу сплоченности; предполагает эмоциональную близость членов семьи.

4. Сцепленный тип сплоченности слишком высок, это сопровождается низкой степенью дифференцированности членов семьи.

Рассмотрим подробно каждый из этих уровней сплоченности.

Разделенный и связанный уровни сплоченности являются сбалансированными, обеспечивают наиболее оптимальное семейное функционирование. Эти два уровня сплоченности благоприятно влияют на психологические границы личности подростка, так как в отношениях имеется некая дистанция, в тоже время и эмоциональная близость членов семьи. У подростка есть время заниматься своими делами, выбирать для себя интересные занятия, а в случае, когда нужна поддержка родителей, он ее получает. Данные виды семейной сплоченности являются нормой, неким балансом. В таких семьях сочетается независимость друг от друга и в тоже время тесные связи.

Разобщенный и сцепленный уровни семейной сплоченности являются несбалансированными и негативно влияют на психологические границы личности подростка, так как уровень сплоченности слишком низок или слишком высок. Родители уделяют ребенку либо чрезмерно много времени, не давая, ему возможности заниматься своими делами или же наоборот не уделяют ребенку должного внимания в те моменты, когда ребенок очень нуждается в родительской поддержке. Данные виды сплоченности не являются нормой.

Если уровень сплоченности слишком высокий (сцепленный, то отдельные члены семьи не могут действовать независимо друг от друга, в семье очень много согласия. Отношения между членами семьи не имеют четкой дифференциации. Семья имеет жесткие внешние границы с окружением и слабые внутренние границы между индивидуальностями. Существует мало не разделенных с другими друзей и интересов

В семье с низким уровнем сплоченности (разобщенная система, члены семьи часто эмоционально далеки друг от друга, практически не испытывают привязанности друг к другу. В такой семье могут иметь место конкурентные отношения. Семья практически никогда не собирается вместе, не имеет общих друзей и интересов, появляются трудности в оказании поддержки друг другу. В дальнейшем члены семьи не смогут устанавливать близкие взаимоотношения, при сближении с другими людьми человек будет испытывать страх и волнение

Читайте также:  Ребенок родился в 8 месяцев развитие и питание

Если родители слишком сильно вторгаются в личную жизнь подростка, не давая ему иметь «свои тайны», самому выбирать, как поступать в той или иной ситуации, то пространство будут сверх депривированным. Если же наоборот родители разрешают подростку абсолютно все, не вторгаются в его личностные границы, это будет являться разобщенным типом, сверхсуверенным пространством.

Депривированное и сверхсуверенное пространство не являются нормой и будут деструктивно влиять на формирование психологических границ личности подростка, в таком случае границы будут либо слишком открытые, либо наоборот слишком закрытыми.

Если родители будут давать подростку свободу, возможность самому принимать решения, но помогать ему в случае трудности, то у подростка будут формироваться целостные границы, подросток сможет сам поддерживать свою личностную автономию, это будет суверенным пространством и являться нормой.

Таким образом, можно сделать вывод, что чрезмерно высокая или слишком низкая семейная сплоченность являются несбалансированными и отрицательно влияют на формирование психологических границ личности подростка. А сбалансированные типы сплоченности обеспечивают оптимальное семейное функционирование и положительно влияют на формирование личностных границ подростка.

Источник

Влияние семейного воспитания на ребенка

Определение 1

Семейное воспитание – это совокупность процессов воздействия на ребенка со стороны родителей и других членов семьи с целью его социализации.

Семья, с точки зрения психологии, обуславливает первичную социализацию ребенка, а вторичной социализацией занимаются детский сад, школа, высшее учебное заведение. Безусловно, что первичная социализация будет важнее.

Первичная социализация предполагает освоение языка и эмоционального строя, освоение ценностных норм и содержательных представлений общества. Первичная социализация формирует у ребенка социальную ответственность и умение подчинять свое индивидуальное общему.

В формировании личности ребенка семья играет определяющую роль, причем на каждом возрастном этапе эта роль меняется и имеет специфические особенности.

Характер общения ребенок усваивает в семье, поэтому ответственность за воспитание способности к человеческому общению лежит на родителях. Заботу друг о друге, навык решения семейного конфликта, нравственное воспитание, ребенок может приобрести только в здоровой семье. Успешность воспитания подростка в семье во многом зависит и от включение подростка в хозяйственную деятельность.

Когда родители со своими правами и обязанностями не справляются, в семье возникает дисгармония, приводящая к дисфункциональности. В результате возникает дезадаптация ребенка, следствием которой является десоциализация, что характерно для современного общества. Родители, понимающие, что от них зависит формирование личности ребенка, что их поступки и поведение способствуют этому формированию, будут вести себя соответственно.

Структура личности формируется в процессе взаимоотношений с родителями и близкими родственниками с первых дней жизни ребенка, входя в мир своих родных, он перенимает их нормы поведения. Родители закладывают фундамент первых контактов, на который надстраивается дальнейшее социальное и нравственное развитие подростка.

Замечание 1

Таким образом, можно сказать, что главнейшая функция семьи состоит в создании условий для развития личностей ее членов.

Семья для ребенка – это первая педагогическая система, в которую он попадает и находится в ней постоянно, а это значит, что любое действие родителей имеет воспитательное значение. Семейное воспитание по своей сути уникально, что проявляется в его непрерывности, продолжительности, эмоциональном характере и устойчивом влиянии. Однако сегодня в мире воспитательный потенциал семьи снижается, что можно объяснить целым рядом причин:

  • трудовая занятость родителей и, как следствие, нехватка времени на воспитание;
  • отсутствие времени на общение и совместное времяпрепровождение;
  • отчуждение между поколениями, что является следствием ценностных различий;
  • растущее влияние внешних факторов на микроклимат семьи.

Значительное влияние имеют и личностные особенности родителей, такие как противоречивость личности, неадекватная самооценка, неуверенность, эгоцентризм, негибкость мышления и др.

Замечание 2

От того, как родители относятся к ребенку, будет зависеть отношение ребенка к самому себе в будущем.

Родительские установки и типы семейных отношений

Под стилем воспитания понимается отношение к детям и к воспитанию как таковому. Родительская установка или позиция относится к конкретному ребенку.

Специалисты выделяют 4 типа родительских установок:

  1. Принятие и любовь, когда ребенок становится центром интересов, и родители много времени посвящают ребенку, проявляя к нему большую нежность и занимаясь совместными делами. При такой установке ребенок ощущает чувство близости и развивается нормально;

  2. Установка явного отвержения, при которой родители говорят о своей ненависти к ребенку, проявляют невнимательность и жестокость, избегая контактов. Установка явного отвержения формирует эмоционально неразвитую агрессивную личность, с преступными наклонностями;

  3. Излишняя требовательность проявляется в девизе – не хочу ребенка таким, какой он есть. Исходя из этого, родители критикуют и придираются к ребенку по всякому поводу, похвалы не бывает, а это в будущем ведет к фрустрации и неуверенности в себе;

  4. Позиция чрезмерной опеки и её девиз – для своего ребенка сделаю абсолютно всё и вою жизнь посвящу только ему. Воспитание ребенка при данной позиции отличается большими поблажками или ограничением свободы. Данная установка приводит к тому, что ребенок вырастает инфантильным, несамостоятельным.

Читайте также:  Развитие ребенка 5 лет тесты онлайн

Что касается типа семейных отношений, то это чисто педагогическое поведение родителей – это приемы, способы, методы воспитания.

Психологи выделяют следующие типы семейных отношений:

  • Диктат – подразумевает, что как надо жить, ребенку диктуют родители. Безусловно, данный тип семейного воспитания оказывает негативное влияние на развитие инициативы, чувства собственного достоинства, веры в себя. Развивается неадекватная самооценка, неудовлетворенность потребностей, включая саморазвитие, самоутверждение, самореализацию;

  • Опека говорит о чрезмерной заботе родителей, при которой, возможно, ребенок будет не готов к жизни, он не несет ответственности, объективно и субъективно неблагополучен, во-вторых, может иметь деспотическую направленность характера;

  • Невмешательство характеризуется тем, что родителям безразлична жизнь ребенка. В глазах ребенка они не имеют авторитета, а последствием является отчуждение ребенка;

  • Конфронтация предполагает противоборство родителей и ребенка, когда каждая сторона отстаивает свое мнение – результатом такого воспитания является неадекватная самооценка, негативные качества личности, такие как грубость, скандальность, цинизм и др.;

  • Сотрудничество – это оптимальный тип воспитания для успешной и благополучной социализации личности, это самоуважение, взаимодействие и сотрудничество семьи.

Стили семейного воспитания, влияющие на формирование личности подростка

Главная задача семейного воспитания состоит в создании благоприятных условий для духовного, физического, нравственного развития ребенка, а принципами являются гуманность, открытость и доверительность, разумная требовательность, помощь и поддержка.

Однако далеко не все родители следуют главной задаче и принципам воспитания.

Специалисты выделяют 3 основных педагогических стиля воспитания ребенка в семье:

  • авторитарный,
  • попустительский,
  • демократический.

Рисунок 1. Стили семейного воспитания. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

При авторитарном стиле родители используют свою власть и подавляют ребенка, а в итоге ребенок вырастает пассивный, мрачный, недоверчивый.

Попустительский стиль говорит сам за себя – ребенок предоставлен сам себе, потому что родители им занимаются мало. Ребенок, воспитанный в этом стиле, не отличается упорством, он не умеет строить планы и достигать цели.

При демократическом стиле воспитания родители поощряют интересы ребенка, развивают его способности, поэтому ребенок растет любознательным во всех сферах и активным, отличается самостоятельностью.

Кроме основных стилей семейного воспитания, существует расширенная их классификация.

Стиль «Кумир семьи», когда ребенок находится в центре внимания и ему всё позволено. Такой стиль способствует воспитанию эгоиста с неадекватной самооценкой.

Стиль «Золушка» – ребенка постоянно наказывают и ругают, без эмоциональной поддержки. В будущем ребенок будет забитый и тихий с заниженной самооценкой и скрытой агрессией.

При гиперопеке право выбора у ребенка отсутствует, все вопросы за него решают родители, а ему остается расти пассивным и абсолютно не готовым к самостоятельной жизни. Гипоопека предполагает самотек в воспитании, его воспитывают все, кроме родителей и здесь множество вариантов развития, к сожалению, неблагополучных.

Попустительско-снисходительный стиль воспитания убеждает ребенка в том, что «ему ничего не будет», а при стиле круговой обороны родители не замечают неприемлемого поведения со стороны своего ребенка и считают, что он всегда прав.

Педантично-подозрительный стиль проявляется в тотальном контроле и недоверии, что делает ребенка нервным, агрессивным, тревожным.

Не лучше и жестко авторитарный стиль воспитания, когда у ребенка нет права голоса, нет выбора, и он растет стеснительным, замкнутым и, часто, агрессивным.

Что касается увещевательного стиля воспитания, то родительская позиция проявляется только на словах – ребенок сам себе хозяин. Такой стиль воспитания, как расширенная сфера родительских чувств нарушает личное пространство ребенка, не давая ему возможности иметь личные тайны, а это чревато внутренними конфликтами, агрессией, недоверием к людям.

Источник

Влияние типа семьи на развитие ребенка подростка

Подростки и семейные отношения

Подростки нуждаются в любви и поддержке родителей в то время, когда многое в их жизни меняется. Вы можете поддерживать свои отношения с вашим ребёнком-подростком сильными благодаря обычной повседневной деятельности.

Подростки и родители: факты

Многие люди думают, что семьи становятся менее важными для детей, когда они переходят в подростковый возраст. Но вашему ребёнку нужна своя семья и её поддержка, которую она предоставляла, насколько могла, когда ребёнок был моложе.

Это правда, что семейные отношения меняются в подростковом возрасте. Когда ваш ребёнок был мал, ваша роль заключалась в питании и воспитании, то есть в руководстве его жизненными процессами. Теперь вы можете обнаружить, что ваши отношения с вашим ребёнком имеют тенденцию стать всё более равноправными.

В течение подросткового возраста у большинства молодых людей и их семей в отношениях происходят взлёты и падения, но, как правило, дети в конце подросткового возраста становятся лучше, потому что становятся более зрелыми. Семейные отношения, как правило, остаются прочными.

Для подростков родители и семья являются источником заботы и эмоциональной поддержки. Семьи дают подросткам практическую, финансовую и материальную помощь. И большинство подростков по-прежнему хотят проводить время со своими семьями, делиться идеями и получать удовольствие от общения.

Читайте также:  Особенности психического развития ребенка в период раннего возраста

Это нормально для подростков быть капризными или казаться некоммуникативными, но они все равно нуждаются в вас. Ваш ребёнок по-прежнему хочет, чтобы вы были вовлечены в его жизнь, хотя временами его отношение, поведение или язык тела как будто бы говорят, что он этого не делает.

Почему ваш ребёнок нуждается в вас

Подростковый возраст может быть очень трудным временем, потому что ваш ребёнок переживает быстрые физические и эмоциональные изменения. Молодёжь не всегда уверена в своей способности адаптироваться к тем или иным ситуациям, но всё же пытается решать возникающие несоответствия детскими способами. Поэтому подростки нуждаются в поддержке людей, имеющих жизненный опыт и развитые способности решения возникающих проблем, как противовес влияния сверстников, в большинстве своём также не имеющих опыта решения жизненных задач.

Семейная поддержка может иметь жизненно важное значение для преодоления различных проблем.

В течение этого времени ваша семья может быть безопасной эмоциональной базой, где ваш ребёнок чувствует себя любимым и принимаемым, независимо от того, что происходит в остальной части его жизни. Ваша семья может строить и поддерживать уверенность вашего ребёнка в себе, оптимизм и самобытность.

Когда ваша семья устанавливает правила, границы и стандарты поведения, вы даёте вашему ребёнку чувство логичности и предсказуемости происходящего.

И каким бы они ни были, ваш жизненный опыт и знания могут быть действительно полезны вашему ребёнку, ​​просто он не всегда хочет, чтобы вы об этом знали!

Близкие семейные отношения и поддержка семьи могут снизить рискованное и саморазрушающее поведение подростков, такое как употребление алкоголя и других наркотиков, а также проблемы, наподобие депрессии, которые чреваты суицидальными проявлениями. Влияние семьи на повышение уровня социализации подростка также может повысить мотивацию вашего ребёнка к обучению в школе и его стремление к успеху в образовании.

Крепкие семейные отношения могут значительно помочь ребёнку-подростку превратиться в хорошо адаптированного к изменениям жизненных условий, внимательного и заботливого взрослого.

Теперь вы знаете?

Просто быть с семьёй, позитивное влияние семьи помогает снижать количество проблем, связанных с поведением подростков, повышает социализацию ребенка. Даже когда вы находитесь на кухне, а ваш ребёнок находится в своей комнате, он знает, что может прийти и поговорить с вами, если захочет. И где бы не находился подросток, ему будет гораздо легче, если он знает, что поддержка семьи доступна всегда, даже если он пока и не нуждается в ней.

Советы по созданию позитивных семейных отношений

Обычные повседневные дела, которые делаются в семье, могут помочь построить и поддерживать прочные отношения с подростками. Эти советы могут помочь вам и вашей семье:

Регулярные семейные ужины и воскресные обеды – это отличная возможность для всех пообщаться о том, как члены семьи провели свой день или о интересных событиях, которые происходят или приближаются. Если вы поощряете всех иметь право голоса, то никто не будет чувствовать себя в неловком положении. Кроме того, многие семьи считают, что еда более приятна, когда телевизор не включён!

Попытайтесь спланировать время для весёлых семейных прогулок, да так, чтобы каждый мог по очереди выбирать мероприятия. Расслабляющий отпуск или выходные вместе с семьёй, также могут укреплять сплочённость.

Каждый момент, проведённый с вашим подростком даёт вам возможность наслаждаться компанией друг друга. Это может быть также шанс поделиться мыслями и чувствами. Найдите возможности каждому родителю пообщаться наедине с ребёнком.

Отмечайте достижения своего ребёнка, разделите с ним его разочарования и проявляйте интерес к его увлечениям. Вам не нужно делать что-то экстра неординарное, иногда это просто желание посмотреть, как ваш ребёнок занимается спортом, музыкой или другими внеклассными занятиями.

Распорядок дня, семейные традиции и ритуалы могут помочь вам и вашему ребёнку регулярно выделять время для общения. Например, у вас может быть совместный поход в кино, приготовление любимого блюда, семейные игры или вечерние прогулки.

Согласованные обязанности по домашнему хозяйству дают детям всех возрастов ощущение, что они вносят важный вклад в семейную жизнь. Это может быть, например, уборка дома, покупки, помощь старшим или младшим членам семьи.

Ограничения и последствия дают подросткам чувство безопасности, структурированности и предсказуемости. Согласованные правила помогают вашему ребёнку знать, какие стандарты применяются в вашей семье, и что произойдёт, если он их нарушит.

Проводите семейные обсуждения для решения проблем. Это даёт каждому возможность услышать разные мнения и помочь выработать решение, в котором участвуют все.

Заинтересуйте подростка развитием навыков защиты от манипуляций сверстниками, так называемыми “лидерами мнений” и СМИ.

Источник