Влияние типа семьи на развитие ребенка

Влияние типа семьи на развитие ребенка thumbnail

«Влияние семьи на развитие ребенка. Основные типы детско-родительских отношений

Цель: Способствовать гармонизации стиля воспитания и развитию эффективности взаимодействия детско-родительских отношений.

Ведущий: Здравствуйте, рада встрече с Вами! Давайте познакомимся.

Знакомство.

  1. Упражнение: «Полина-пицца-Прага».

Цель: знакомство участников группы, снятие тревожности.

Каждый участник по очереди называет свое имя, и на первую букву своего имени называет блюдо (любимое, или любое другое) и город. Следующий участник называет все три слова всех предыдущих участников, а потом свои.

Ведущий: Сегодня мы с вами обсудим влияние семьи на развитие ребенка, оценим свою собственную стратегию семейного воспитания, узнаем много нового и полезного. И каждому из нас есть чем поделиться с другими семьями, своими знаниями, умениями, своим опытом успешного воспитания детей.

Группа сидит в кругу. Ведущий (он единственный стоит, для него нет стула) обращается к участникам: – Я хочу предложить вам начать встречу с игры, которая покажет нам, насколько при всех различиях и непохожести, мы, родители, сталкиваемся с подобными проблемами, беспокоимся о сходных вещах, мечтаем о тех же результатах воспитания…

  1. Игра «Поменяйтесь местами те, кто…»

Цель: Вовлечь участников в активное партнерское взаимодействие, неформальный процесс знакомства. Способствовать сплочению группы на базе обнаружения сходных свойств, качеств, признаков.

Лучше узнать друг друга нам поможет игра «Поменяйтесь местами те, кто…». Играют в нее так: я начну с какого-то заявления, которое касается моего родительского опыта. Скажем, начну примерно так: – Поменяйтесь местами те, кто… имеет сыновей! Все, кто является родителем сыновей, должны встать и очень быстро поменяться местами (пересесть на другое место).

Ключ: поменяйтесь местами те,: …кто читает детям перед сном, …кто любит путешествовать вместе с детьми, …кто имеет трех детей, …кому сложно развлекать детей и придумывать им игры, …кто знает имена хотя бы троих друзей своего ребенка, …кто считает, что дети должны участвовать в планировании семейного бюджета, …кто любит стряпать для своих близких, …кто считает, что домашние животные – надежные помощники в воспитании детей, …кто считает себя хорошим родителем и др.).

  1. Лекция

 Семья для ребенка – это место его рождения и основная среда обитания. Она определяет очень многое в жизни ребенка. В семье у него близкие люди, которые понимают его и принимают таким, каков он есть, – здоровый или больной, добрый или не очень, покладистый или колючий и дерзкий – там он свой. Связь между родителями и детьми относится к наиболее сильным человеческим связям.

Благополучию ребенка способствуют доброжелательная атмосфера и такая система семейных отношений, которая дает чувство защищенности, любви и принятия, стимулирует и направляет его развитие.

Любовь родителей – величайший и незаменимый источник духовного и эмоционального развития ребенка, его нравственных качеств, чувства уверенности в себе, позитивного восприятия мира.

Влияние семьи:

  • Семья обеспечивает базисное чувство безопасности, которое является одним из основных условий развития ребенка. Она дает ребенку возможность без опасений и страха взаимодействовать с внешним миром, осваивать новые способы его исследования и реагирования. Отношения привязанности важны не только для будущего развития взаимоотношений – их непосредственное влияние способствует снижению чувства тревоги, возникающего у ребенка в новых или в стрессовых ситуациях. Кроме того, близкие являются для ребенка источником утешения в минуты отчаяния и волнений.

  • Родители являются источником необходимого жизненного опыта. Дети учатся у них определенным способам и моделям поведения. Дети обычно стремятся копировать поведение других людей и наиболее часто тех, с которыми они находятся в самом близком контакте. Родители влияют на поведение ребенка, поощряли осуждая определенный тип поведения, а также применяя наказания и определяя приемлемую для себя степень свободы действий ребенка.

  • Общение в семье влияет на формирование мировоззрения ребенка, позволяет ему вырабатывать собственные нормы, взгляды, идеи. Запас детских знаний во многом зависит от того, насколько родители обеспечивают ребенку возможность заниматься в библиотеках, посещать музеи, отдыхать на природе. Кроме того, с детьми важно много беседовать.

  • Морально-психологический климат семьи – это школа отношений с людьми. Именно в семье складываются представления ребенка о добре и зле, о порядочности, об уважительном отношении к материальным и духовным ценностям. С близкими людьми в семье он переживает чувства любви, дружбы, долга, ответственности, справедливости…

Отношение в семье оказывают решающее воздействие на развитие ребенка.

Семья – ведущий фактор развития личности ребенка, от которого во многом зависит дальнейшая судьба человека. В семье начинается приобщение ребенка к различным видам деятельности: познавательной, предметной, игровой, трудовой, учебной, а также деятельности общения. Первоначально взрослые действуют с ребенком совместно, стимулируя и подкрепляя его активность. Но по мере того, как ребенок овладевает отдельными действиями, представляется возможность организовать его деятельность как совместно-разделенную со взрослым.

Таким образом, организуя деятельность ребенка, родителям целесообразно учитывать, каким образом создать для него ситуацию успеха, благодаря которой происходит субъективное переживание приобретенных достижений, сколь бы малы они ни были. Эффективным окажется положительное подкрепление намерений ребенка, авансирование успеха, акцентирование внимания на положительных чертах ребенка, усиление мотива деятельности. Ощущение успеха создает у ребенка атмосферу эмоционального подъема, а это, в свою очередь, инициирует активность, стимулирует желание трудиться (учиться, играть).

Тест «Стратегии семейного воспитания» (методика С. Степанов)

Инструкция: С помощью этого теста попробуйте оценить свою собственную стратегию семейного воспитания. Из четырех вариантов ответа выберите самый для Вас предпочтительный.

  1. Чем, по вашему мнению, в большей мере определяется характер человека – наследственностью или воспитанием?

А. Сочетанием врожденных задатков и условий среды.

Б. Преимущественно воспитанием.

В. Главным образом врожденными задатками.

Г. Ни тем, ни другим, а жизненным опытом.

  1. Как вы относитесь к мысли о том, что дети воспитывают своих родителей?

А. Это игра слов, софизм, имеющий мало отношения к действительности.

Б. Готов с этим согласиться при условии, что нельзя забывать и о традиционной роли родителей как воспитателей своих детей.

В. Абсолютно с этим согласен (дети воспитывают своих родителей).

Г. Затрудняюсь ответить, не задумывался об этом.

  1. Какое из суждений о воспитании вы находите наиболее удачным?

А. Научи сына послушанию, тогда сможешь научить и всему остальному (Томас Фуллер)

Б. Детям нужны не поучения, а примеры (Жозеф Жубер)

В. Цель воспитания – научить детей обходиться без нас (Эрнст Легуве)

Читайте также:  Индивидуальные занятия с ребенком с отклонением в развитии 3 лет

Г. Если вам больше нечего сказать ребенку, скажите ему, чтобы он пошел умыться (Эдгар Хоу)

  1. Считаете ли вы, что родители должны просвещать детей в вопросах пола?

А. Конечно, в первую очередь это должны сделать родители.

Б. Когда дети достаточно повзрослеют, необходимо будет завести разговор и об этом. А в школьном возрасте главное – позаботиться о том, чтобы оградить их от проявлений безнравственности.

В. Считаю, что родителям следует в доступной форме удовлетворять возникающий у детей интерес к этим вопросам.

Г. Меня никто этому не учил, и их сама жизнь научит.

  1. Следует ли родителям давать ребенку деньги на карманные расходы?

А. Лучше всего регулярно выдавать определенную сумму на конкретные цели и контролировать расходы.

Б. Целесообразно выдавать некоторую сумму на определенный срок (на неделю, на месяц), чтобы ребенок сам учился планировать свои расходы.

В. Если попросит, можно и дать.

Г. Когда есть возможность, можно иной раз дать ему какую-то сумму.

  1. Как вы поступите, если узнаете, что вашего ребенка обидел одноклассник?

А. Отправлюсь выяснить отношения с родителями обидчика.

Б. Посоветую ребенку, как ему лучше себя вести в таких ситуациях.

В. Огорчусь, постараюсь утешить ребенка.

Г. Дети сами лучше разберутся в своих отношениях, тем более что их обиды недолги.

  1. Как вы отнесетесь к сквернословию ребенка?

А. Сквернословие надо пресекать в зародыше! Наказание тут необходимо, а от общения с невоспитанными сверстниками ребенка впредь надо оградить.

Б. Постараюсь довести до его понимания, что в нашей семье, да и вообще среди порядочных людей, это не принято.

В. Ребенок вправе выражать свои чувства, даже тем способом, который нам не по душе.

Г. Подумаешь! Все мы знаем эти слова. Не надо придавать этому значения, пока это не выходит за разумные пределы.

  1. Дочь(сын)-подросток хочет провести выходные на даче у подруги, где соберется компания сверстников в отсутствие родителей. Отпустили бы вы ее (его)?

А. Ни в коем случае. Такие сборища до добра не доводят. Если дети хотят отдохнуть и повеселиться, пускай делают это под надзором старших.

Б. Возможно, если знаю ее товарищей как порядочных и надежных ребят.

В. Она вполне разумный человек, чтобы самой принять решение. Хотя, конечно, в ее отсутствие буду немного беспокоиться.

Г. Не вижу причины запрещать.

  1. Как вы отреагируете, если узнаете, что ребенок вам солгал?

А. Постараюсь вывести его на чистую воду и пристыдить.

Б. Попробую разобраться, что его побудило солгать.

В. Расстроюсь

Г. Если повод не слишком серьезный, не стану придавать значения.

  1. Считаете ли вы, что подаете ребенку достойный пример?

А. Безусловно.

Б. Стараюсь.

В. Надеюсь.

Г. Не знаю.

  1. Обработка и интерпретация результатов

 Посчитайте выбранные Вами варианты ответов. Чем больше преобладание одного из типов ответов, тем более выражен в вашей семье определенный стиль воспитания.

Если больше ответов А, то у Вас преобладает авторитарный стиль родительского поведения (отвергающий ребенка, деспотичный, враждебный); если Б – авторитетный (принимающий, демократический); В – либеральный стиль (бесконтрольный, попустительский); Г – индифферентный стиль (властный, бессердечный, иногда наблюдается полное безразличие к ребенку).

 Авторитарный стиль воспитания (А): дети, как правило, замкнуты, боязливы, угрюмы, непритязательны и раздражительны. Девочки обычно остаются пассивными и зависимыми на протяжении подросткового возраста; мальчики могут стать неуправляемыми и агрессивными, могут пристраститься к алкоголю, наркотикам, совершать противоправные действия.

Авторитетный стиль (Б): дети при таком стиле воспитания превосходно адаптированы: уверены в себе, у них развит самоконтроль и социальные навыки, они хорошо учатся в школе и обладают высокой самооценкой.

Либеральный стиль воспитания (В): дети склонны к непослушанию и агрессивности, на людях ведут себя неадекватно и импульсивно, нетребовательны к себе, эгоистичны, самооценка завышена, проявляется неуважение к старшим, а также к родителям; в некоторых случаях дети становятся активными и творческими людьми.

Индифферентный стиль воспитания (Г): ребенок страдает от недостатка внимания, может привлекать его к себе любыми способами, в точности и отрицательным поведением. Отсутствие любви родителей, интереса к ребенку, вседозволенность приводят к тому, что ребенка ничего не удерживает от того, чтобы дать волю своим самым разрушительным импульсам и проявлять склонность к девиантному поведению.

 Если среди ваших ответов не преобладает какая-то одна категория, то речь, вероятно, идет о противоречивом стиле воспитания, когда отсутствуют четкие принципы, и поведение родителей диктуется сиюминутным настроением. Постарайтесь понять, каким же вы все-таки хотите видеть своего ребенка, а также самого себя как родителя.

Спасибо за внимание!

(Более подробно вы можете прочитать в своих бланках-ответах)

  1. Упражнение «У меня к тебе вопрос!» 

Цель: Способствовать вниманию на партнере, расширению фокуса родительского восприятия, возникновению личных и групповых интеракций. Активизировать готовность открыто и непредвзято обсуждать родительские проблемы, подходы к воспитанию, воспринимать чужое мнение и выражать свое; Помочь родителям встретиться с их внутренней силой и слабостью, понять возможности и осознать «границы» этих возможностей.

Материалы и оборудование: доска, маркеры, бумага и ручки для участников.

Ход упражнения

Это упражнение нужно проводить после того, как в группе состоялось хотя бы начальное знакомство.

Ведущий предлагает участникам группы подумать и записать на листке три вопроса, связанные с родительством, семейным воспитанием. Это могут быть вопросы к конкретному человеку в группе или ко всем участникам либо вопросы «вообще», не обращенные ни к кому специально, но заботящие участника…

После того как вопросы записаны, ведущий предлагает каждому по очереди задать свой вопрос. Выслушивается ответ того, кому вопрос был задан, или же тех, кто готов на него ответить. По завершении первого круга вопросов приглашаем группу к обсуждению второго круга. Даже если упражнение затянулось и нет времени услышать и ответить на все три вопроса, задача уже достигнута: каждый сфокусирован на актуальных задачах своего родительства. Обдумывая свои вопросы-ответы, участники группы вовлечены в размышления о том, что происходит в их семьях!

Примеры вопросов:

  • Как бабушки-дедушки участвуют в вашей семье в воспитании детей?

  • Что делать, если младший брат постоянно колотит старшего?

  • В какие кружки вы посоветуете записать моего пятилетнего сына?

  • Дочка не отлипает от компьютера. Помогите! Не знаю, что делать!!!

  • Как быть интересной для своего ребенка?

  • Дочка не засыпает, если мы не укладываем ее в постель вместе с собой. Это, наверное, плохо?

  • Как вы решаете дома вопрос с карманными деньгами?

  • Мой – такой модник, что ползарплаты уходит на его шмотки. Что делать?

  • Сын спросил, люблю ли я по-прежнему его отца, моего мужа… А мы решили подавать на развод… как быть?

  • Нужно ли платить ребенку за выполнение домашних обязанностей: вынес мусор, помыл машину, убрал квартиру?..

Читайте также:  Онлайн развитие для ребенка 4 лет картинки

Как видно из примеров, вопросы, задаваемые в группе, очень конкретны. Порой на их базе внимательный ведущий может выстроить разнообразную, а главное – актуальную для конкретных родителей программу встреч.

Стимулирование внутригруппового диалога и взаимообогащения, взаимовнимания, взаимоподдержки играют в родительской группе важнейшую функцию. С помощью такого упражнения ведущий сообщает группе, что он – не гуру, не «академик воспитания», что и он, как обычный человек и родитель, не застрахован от ошибок… Главный посыл, заключенный в этом упражнении, – будь открыт новому, учись у других без боязни, будь щедр в передаче своего успешного опыта!

Вопросы для обсуждения:

  • Что показалось вам наиболее интересным в этом упражнении?

  • Нашли ли вы ответы на свои вопросы?

  • Кажется ли вам прошедшее упражнение полезным, важным, актуальным? Что вы думаете по поводу своего участия в обсуждении?

  • Были ли заданы вопросы, услышаны ответы, с которыми вы солидарны? Были ли ответы, с которыми вы категорически не согласны, и почему? Как относиться к такой ситуации неприятия?

  • Было ли что-то, что вас удивило в ходе упражнения? Что обрадовало? Заставило задуматься?

Ведущий: В завершении нашей встречи хочу раздать вам листок с заповедями, которые составил для родителей великий педагог-гуманист Януш Корчак и провести еще одно упражнение

  1. Не жди, что твой ребенок будет таким, как ты, или таким, как ты хочешь. Помоги ему стать не тобой, а собой.

  2. Не требуй от ребенка платы за все, что ты для него сделал. Ты дал ему жизнь, как он может отблагодарить тебя? Он даст жизнь другому, тот — третьему, и это необратимый закон благодарности.

  3. Не вымещай на ребенке свои обиды, чтобы в старости не есть горький хлеб. Ибо что посеешь, то и взойдет.

  4. Не относись к его проблемам свысока. Жизнь дана каждому по силам, и будь уверен — ему она тяжела не меньше, чем тебе, а может быть, и больше, поскольку у него нет опыта.

  5. Не унижай!

  6. Не забывай, что самые важные встречи человека — его встречи с детьми. Обращай больше внимания на них — мы никогда не можем знать, кого мы встречаем в ребенке.

  7. Не мучь себя, если не можешь сделать что-то для своего ребенка, просто помни: для ребенка сделано недостаточно, если не сделано все возможное.

  8. Ребенок — это не тиран, который завладевает всей твоей жизнью, не только плод от плоти и крови. Это та драгоценная чаша, которую жизнь дала тебе на хранение и развитие в нем творческого огня. Это раскрепощенная любовь матери и отца, у которых будет расти не «наш», «свой» ребенок, но душа, данная на хранение.

  9. Умей любить чужого ребенка. Никогда не делай чужому того, чего не хотел бы, чтобы делали твоему.

  10. Люби своего ребенка любым — неталантливым, неудачливым, взрослым. Общаясь с ним, радуйся, потому что ребенок — это праздник, который пока с тобой.

(Януш Корчак)

  1. Упражнение «Я хороший родитель, потому что….»

Цель: Закончить семинар-практикум на позитивном восприятии родителями своих детей.

Участники, начиная с фразы: «Я хороший родитель, потому что….», говорят о себе, о своих успехах в воспитании (выделить положительное в процессе воспитания ребенка).

  1. Обратная связь.

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

детский сад №7 «Колокольчик» г.Янаул

муниципального района Янаульский район

Республики Башкортостан

Адрес: 452800, город Янаул, ул. Некрасова, д. 11.Телефон: 8 (34760) 5-68-17, 5-43-08

E-mail: Det_sad_7@mail.ru

Сайт: detsad7yanaul.edu-rb.ru

«Влияние семьи на развитие ребенка. Основные типы детско-родительских отношений»

(практическая деятельность детей и родителей)

Выполнила: педагог-психолог

МАДОУ ДС №7 «Колокольчик» г. Янаул

Валимухаметова Г. К.

Янаул, 2018

Источник

ирина щеглова
Влияние семьи на развитие личности ребенка. Понятие, типы, функции семьи

Понятие, типы, функции семьи

Семья – уникальная подсистема государства, способна успешно решать специфические функции по воспроизводству населения и социализации новых поколений. Семья – это жизненный центр, взращивающий в душе человека вечны ценности добра, красоты, разумности и любви.

Семья формирует базовое чувство безопасности по отношению к миру и к людям, если развитие и воспитание ребенка происходит благоприятно или же, наоборот, – базовое недоверия, которое служит основной для возникновения различных сложностей в более взрослом возрасте, – той призмой, через которую ребенок воспринимает окружающий мир как тревожный, враждебный, несущий угрозу.

Семья помогает ребенку приобрести необходимый жизненный опыт. Дети, чей жизненный опыт включал широкий набор различных ситуаций и которые научились справляться с проблемами общения, научились находить компромиссы, прощать, радоваться, будут лучшие других детей адаптироваться к новой обстановке и положительно реагировать на происходящие вокруг перемены. Семья создает у человека понятие дома не как помещения, где он живет, а как чувства, ощущение места, где его ждут, любят, ценят, понимают и защищают. Семье принадлежит основная роль в формировании нравственных начал, жизненных принципов ребенка. Семья создает личность или разрушает ее, во власти семьи укрепить или подорвать психическое здоровье ее членов. Семья поощряет одни личностные влечения, одновременно препятствуя другим, удовлетворяет или пресекает личные потребности. Семья структурирует возможности достижения безопасности, удовольствия и самореализации. Она указывает границы идентификации, способствует появлению у личности образа своего «Я»

В процессе близких отношений с матерью, отцом, сестрами, дедушками, бабушками и другими родственниками у ребенка с первых дней жизни начинает формироваться структура личности. В семье формируется личность не только ребенка, но и его родителей.

Семья – это такое образование, которое «охватывает» человека целиком во всех его проявлениях.

Семья формирует ребенка базовые смысловые понятия.В первую очередь:

• отношение к себе;

• стиль отношений с другими людьми;

• представления о себе как о мужчине или женщине;

• нравственные ценности, ощущение о том,»что такое хорошо и что такое плохо»;

• чувство связи поколений, ощущение сопричастности к своему народу, Родине.

Семья формирует эмоциональные качества личности ребенка. Эмоциональные стили семьи влияют на формирование эмоциональной сферы ребенка. Свободная экспрессия или эмоциональная сдержанность, запрет на выражение определенных эмоций формируют базовые эмоциональные стереотипы личности ребенка.

Таким образом, семья – основа жизни ребенка, и ничем ее заменить нельзя. Базовым моментом, формирующим личность ребенка, вступает безусловная родительская любовь. Только такой тип любви может обеспечить развитие всех потенциальных возможностей ребенка и раскрыть его духовное, уникальное Я. Безусловная любовь к ребенку – та «почва», на которой вырастает как прекрасный цветок целостная личность.

Читайте также:  Диагностика на ребенка 5 лет по речевому развитию

Таким образом, семья – это та среда, которая влияет на развитие личности ребенка, его будущее духовное и душевное благополучие.

Семья для ребенка – это место рождения и основная среда обитания. В семье у него близкие люди, которые понимают его и принимают таким, каков он есть, здоровый или больной, добрый или очень покладистый или колючий и дерзкий там он свой.

Источниками моральных представлений детей являются взрослые, которые занимаются их обучением и воспитанием, а также сверстники. Нравственный опыт от взрослых к детям передается и усваивается в процессе общения, наблюдения и подражания, через систему поощрений и наказаний.

Общению принадлежит особая роль в развитии личности дошкольника. Зная историю и содержание межличностных контактов ребенка в дошкольном возрасте, мы можем многое понять в его становлении как личности. Общение связано с удовлетворением одноименной потребности, которая проявляется довольно рано. Ее выражением является стремление ребенка к познанию себя и других людей, к оценке и самооценке.

Содержание понятия «семья» раскрывается через ряд положений.

Семья – это группа, удовлетворяющая потребности своих членов. Эти потребности успешно удовлетворяются в уникальном взаимодействии конкретных людей. Главная особенность семейного взаимодействия объединить удовлетворение различных потребностей:

• Для удовлетворения связанных с семьей потребностей создается структура семейных ролей.

• Семейная структура и функции семьи закономерно развиваются.

• Психологическое консультирование семьи помогает согласовывать и удовлетворять потребности, связанные с семьей, оптимизировать семейную структуру и способствует развитию семьи.

• Потребность в консультировании семьи возрастает в моменты перехода семьи с одного этапа развития на другой.

• Периодизации развития семьи может определять по совокупности отношений, связанных с семьей, и их значимости.

• На каждом этапе развития семьи существуют специфические задачи, без решения которых невозможно перейти на новый этап.

Известный отечественный психолог В. Дружинин предлагает простую систему своеобразных координат, относительно которых происходит самоопределение психолога в выборе семьи как объекта психологического исследования. Он говорит о том, что исследовательские подходы к семьеможно расположить на двух условных шкалах:

«нормальная – аномальная семья»;

«идеальная – реальная семья»;

Рассматривая первую шкалу, Дружинин определяет понятие «нормальная семья» как семью, которая обеспечивает требуемый минимум благосостояния, социальной защиты и продвижения ее членами и создает потребные условия для социализации детей до достижения ими психологической и физической зрелости. Таковой является семья, где ответственность за семью как целое несет отец. Все остальные типы семей, где это правило не выполняется, Дружинин считает аномальными.

В рамках второй шкалы понятие,«идеальная семья» определяется как нормативная модель семьи, которая принимается как принимается обществом и отражается в коллективных представлениях и культуре, главным образом религиозной, Это, в частности, обозначает, что психологическая структура нормативной православной семьи (в структуру входят особенности распределения власти, ответственности и эмоциональной близости между отцом, матерью и детьми) значительно отличается от структуры католической, протестантской и мусульманской семей. Типы идеальных семей исследуются, главным образом, культурологами.

Под реальной семьей понимается конкретная семья как реальная группа и объект исследования. Дружинин подчеркивает, что при упоминании семьи как предмета исследования необходимо ясно осознать, о каком типе семьи идет речь. Таким образом, психологи исследуют реальные семьи с точки зрения их отклонения от нормы.

Типы семей:

Семья и брак – культурно- исторические явления, претерпевшие значительное изменения в процессе развития человечества. Эти изменения нашли свое выражение в различных типах брачно-семейных отношений.

Представления типологии семей можно разделить на две группы. К первой группе относятся типологии, учитывающие различия семейных структур. Назовем часто используемые основания для выделения типов семьи и брака и соответствующие им категории семей,

•Принадлежность супругов к определенной социальной общности:

1. Эндогамия;

2. Экзогамия.

•Количество брачных партнеров:

1. Моногамия;

2. Полигамия;

• Юридическое оформление брачных отношений;

1. Официально зарегистрированный брак;

2. Фактический («гражданский») брак.

• Структура власти в семье:

1. Традиционная патриархальная;

2. Традиционная матриархальная;

3. Неопатриархальная;

4. Неоматриархальная;

5. Эгалитарная.

• Количество поколений в семье:

1. Однопоколенная;

2. Нуклеарная;

3. Многопоколенная (расширенная, большая, сложная).

•Наличие родителей:

1. Полная;

2. Неполная (материнская и отцовская);

3. Функционально неполная(«квазинеполная»);

4. Особая (сложноорганизованная, смешанна, в том числе бинуклеарная.

• Количество детей в семье:

1. Малодетная;

2. Среднедетная;

3. Многодетная.

Вторая группа типологий охватывает особенности функционирования семей, и прежде всего качество семейной жизни. В этом случае основаниями для типологий выступают следующие признаки.

• Качество выполнения семейных функций:

1. Нормально функционирующая;

2. Дисфункциональная.

•Состояние психологического комфорта:

1. Благополучная;

2. Неблагополучная.

•Способность продуктивно разрешать семейные проблемы:

1. Зрелая;

2. Проблемная.

•Удовлетворенность супругов своим браком:

1. Оба удовлетворены браком;

2. Один из супругов удовлетворен браком, другой нет;

3. Оба не удовлетворены браком.

Представления о структуре семьи лежат в основе большинства типологий, позволяющих выяснить происхождение и доминирование той или иной формы брака, понять своеобразие брачно-семейных отношений [20; 233].

Функции семьи:

Психологи чаще всего приписывают семьи следующие функцию

• Порождение и воспитание детей.

• Сохранение, развитие и передача последующим поколениям ценностей и традиций общества, аккумулирование и реализация социально – воспитательного потенциала.

• Удовлетворение потребностей людей в психологическом комфорте и эмоциональной поддержке, чувстве безопасности, ощущении ценности и значимости своего Я, эмоциональном тепле и любви

• Создание условий для развития личности всех членов семьи.

• Удовлетворение сексуально – эротических потребностей.

• Удовлетворение потребностей в совместном проведении досуга.

• Организация совместного ведения домашнего хозяйства, разделение труда в семье, взаимопомощь.

• Удовлетворение потребности человека в общении с близкими людьми, в установлении прочных коммуникаций с ними.

• Удовлетворение индивидуальной потребности в отцовстве или материнстве, контактах с детьми, их воспитании, самореализации в детях.

• Организация деятельности по финансовому обеспечению семьи.

• Рекреативная функция – охрана здоровья членов семьи, организациях отдых, снятие с людей стрессовых ситуаций.

Источник