Влияние тестопластики на развитие ребенка

Влияние тестопластики на развитие ребенка thumbnail

Светлана Камзолова
Консультация для воспитателей «Влияние тестопластики на развитие ребёнка»

«Истоки способностей и дарований детей – на

кончиках их пальцев. От пальцев, образно

говоря, идут тончайшие ручейки, которые

питают источник творческой мысли».

(В. А. Сухомлинский).

Учёные утверждают, что дошкольный период развития человека один из наиболее важных и ответственных. В этот период жизни у детей возникает потребность и стремление постигать мир и себя в этом мире. А мир ребёнка – это сложный комплекс разнообразных зрительных, слуховых, осязательных, тактильных ощущений и эмоций, который влияет на развитие всех его способностей и дарований.

Мощным способом развития у детей умственной активности, творчества, художественного вкуса и многих других качеств, без которых невозможно формирование первоначальных основ социально активной личности является лепка.

Лепка – это самый осязаемый вид художественного творчества. В последнее время очень популярным материалом для лепки стало солёное тесто.

Тесто – это прекрасный, экологически чистый, мягкий, пластичный и универсальный материал, который даёт возможность воплощать самые интересные идеи и замыслы. Таким образом, тестопластика обладает большим развивающим потенциалом.

В первую очередь, занятия тестопластикой оказывают полезное действие на детские пальчики, т. к. развитие мелкой моторики напрямую связано с развитием речи и мышления. На кончиках пальцев находятся нервные окончания, которые связаны с центрами головного мозга, влияющими на формирование речи человека. Сведения о мире мы получаем именно через руки, с помощью них мы исследуем, творим, строим. В процессе лепки из солёного теста у детей повышается сенсорная чувствительность (способность к восприятию формы, фактуры, цвета, веса, пропорций, развивается общая ручная умелость, синхронизируется работа обеих рук, массируются активные точки пальцев.

Эксперементирование с солёным тестом, инструментами и дополнительными материалами обогащает знания детей об их свойствах и возможностях применения. В процессе лепки дети получают возможность устанавливать физические закономерности, овладевать представлениями об изменении веществ. Всё это способствует развитию смелости и гибкости мышления у детей.

Особое влияние занятия тестопластикой оказывают на развитие фантазии и воображения. Это объясняется тем, что дети учатся объёмному способу изображения предметов, т. е. любой предмет имеет объём и воспринимается ребёнком со всех сторон. Именно благодаря воображению, на основе восприятия предмета в сознании ребёнка, формируется образ. Дети учатся доводить начатую работу до конца.

Занимаясь лепкой дети развиваются интеллектуально и творчески. Они чувствуют себя творцами, способными подчинить собственной воле материал и создать из него образ. Дети учатся планировать свою деятельность, вносить изменения в технологию, конструкцию изделий, осуществлять задуманное.

Также, тестопластика вызывает у детей большой интерес, они получают огромное удовольствие от совместного творчества и возможность выразить свои мысли, своё отношение к увиденному, к услышанному, прочитанному в пластическом виде искусства.

Одним из важных моментов является и то, что лепка из солёного теста развивает детей эстетически. Дети раскрашивают готовые изделия, в процессе этого совершенствуется их художественный вкус. Они начинают видеть прекрасное в повседневной жизни.

И самое главное, ребёнок испытывает радость и наслаждение от результатов своего труда. И хотя, создание поделок из солёного теста часто сопряжено со сложностью технического выполнения, в преодолении трудностей дети получают удовольствие и эмоциональное удовлетворение. Они раскрепощаются, перестают бояться, что у них что-то не получится.

Ребята с большим увлечением изготавливают поделки из солёного теста, которые затем используют в своих играх, дарят близким людям, украшают ими интерьер.

Вывод: Влияние занятий тестопластикой на развитие ребёнка довольно широко. Оно отражается на особенностях развития личности ребёнка,а именно на:

развитие мелкой моторики;

– расширение кругозора;

– создание целостного образа;

– расширение словарного запаса;

развитие познавательных процессов (внимание, мышление, восприятие, воображение);

развитие умения взаимодействия – делового и личностного общения;

развитие игры с правилами;

здоровье.

Тестопластика – такая же естественная потребность для ребёнка, как и игра. Дети лепят много и охотно. В своих поделках ребята не только отражают окружающий мир, но и познают его.

Надо взять кусочек теста

И найти поярче место.

Шарики, колбаски –

И оживают сказки.

Пальчики стараются,

Лепят, развиваются.

Источник

Анна Куприянова
Тестопластика и ее влияние на всестороннее развитие детей дошкольного возраста

Дети любят все новое и необычное, и каждый педагог поставлен сегодня в условия поиска более интересных и эффективных методов, приемов обучения, которые бы помогли лучше раскрывать возможности и особенности каждого ребенка отдельно, выявлять творческий потенциал и создавать условия для его развития.

Сенсорное воспитание – это система педагогических воздействий, направленных на формирование способов чувственного познания и совершенствования ощущений и восприятий. Сенсорное воспитание имеет очень важное значение для всестороннего развития ребенка. О. Усова отмечала, что 9/10 всего умственного багажа детей дошкольного возраста составляют результаты деятельности органов чувств. Выдающиеся педагоги – Ф. Фребель, Г. Монтессори, О. Декроли, К. Ушинский, С. Русова отмечали его как одну с основных сторон дошкольного воспитания.

Читайте также:  Роль семьи как фактора развития поведения ребенка

Сенсорное развитие, с одной стороны, является фундаментом общего умственного развития ребенка, с другой стороны, имеет самостоятельное значение, поскольку полноценное восприятие необходимо и для успешного обучения ребенка в детском саду, в школе, и для многих видов труда.

Современная система сенсорного воспитания создана на основе научных данных о психологическое и физиологическое развитие ребенка. В дошкольном возрасте интенсивно развиваются все органы чувств. Особенно благоприятный ранний возраст ребенка, когда ознакомления с качествами предметов является решающим в умственном развитии. Этот период называют золотым временем сенсорного воспитания. Одним из видов сенсорного развития является лепка.

Лепка – самый осязаемый вид художественного творчества. Ребёнок не только видит то, что создал, но и трогает, берёт в руки и по мере необходимости изменяет. Основным инструментом в лепке является рука (вернее, обе руки, следовательно, уровень умения зависит от владения собственными руками. С этой точки зрения лепку можно оценить как очень эффективное средство для сенсорного развития.

Соленое тесто в последние годы стало очень популярным материалом для лепки. Поделки из теста – древняя традиция, им находится место и в современном мире, потому что сейчас ценится все экологически чистое и сделанное своими руками. Тесто – материал очень эластичный, легко приобретает форму и изделия из него достаточно долговечны. Работа с ним доставляет удовольствие и радость. Этому виду творчества придумали современное название – тестопластика или биокерамика.

Мука и соль – это природные, экологически безопасные продукты. При их соединении получается чудесный материал для лепки.

Обычные материалы для лепки – это глина и пластилин, но интереснее детям лепить из соленого теста. Оно имеет ряд преимуществ:

1. Тесто легко замешивать в любое время.

2. Материал экологически безвредный, не аллергенный.

3. Легко отмывается и не пачкает одежду.

4. Не липнет к рукам и не тает как пластилин.

5. Поделки из соленого теста более долговечны, их можно использовать в играх.

6. Поделки можно раскрашивать в разные цвета.

Из истории русской тестопластики.

На Русском Севере, в хлебосольных и приветливых поморских домах на видных местах всегда стояли рукотворные диковины в виде маленьких фигурок людей и животных. Это мукосольки – поделки из муки и соли. В старину такие игрушки служили оберегами. На рождество поморки обязательно лепили такие фигурки и, раздаривая родным и знакомым, приговаривали: «Пусть у вас хлеб – соль водится, никогда не переводится».

Солнце и соль – однокоренные слова. Пусто и мрачно небо без солнца, а пища – пресна и безвкусна без соли. Старинный славянский обычай пришел к нам из глубины веков. Хлеб означал землю, соль – солнце. Землю и солнце выносили дорогому гостю!

Приготовление теста:

1 рецепт «Традиционный». Смешать 2 стакана муки, 1 стакан соли, 1 стакан воды, 2 столовые ложки растительного масла и хорошо вымесить до получения пластичной однородной массы.

2 рецепт «Классический». Смешать 150 г муки, 300 г соли, 3 ложки любого обойного клея (сухого, добавить 100 мл воды и вымешать до получения крутого теста.

3 рецепт «Нежный» – для тонких декоративных изделий. Взять 200 г соли, 200 г муки, 1 столовую ложку обойного клея и 125 мл воды, все эти компоненты соединить, вымесить до консистенции пластилина и поместить в холодильник на 1 час.

Лепить поделки можно из натурального и окрашенного теста. Неокрашенное тесто можно запечь в духовке до золотистого цвета или раскрасить после сушки.

Поделки из соленого теста можно оформлять бисером, бусинами, блестками, перышками, листьями, покрыть лаком и хранить много – много лет.

Инструменты и дополнительные материалы для тестопластики:

скалка, доска разделочная, формочки для выпечки, противень, чесночница, чайное ситечко, пилочка для ногтей, вилка, расческа, зубочистки, трубочки для коктейля, краски гуашевые и акриловые, кисти, клей, лак, пуговицы, бусины, природный материал, шаблоны.

Работа по тестопластике комплексно воздействует на развитие ребенка:

1. Повышает сенсорную чувствительность;

2. Развивает общую ручную умелость, мелкую моторику;

3. Синхронизирует работу обеих рук;

4. Способствует развитию зрительного внимания, памяти, образного мышления;

5. Развивает творческое воображение, мышление, эстетическое и нравственное отношение к предметам и явлениям действительности;

6. Формирует умение планировать работу, вносить изменения в технологию, конструкцию изделий, осуществлять задуманное.

Для раскрашивания поделок используется гуашь, акриловые краски. Можно добавить краситель в воду при замешивании теста, как подскажет фантазия исходя из замысла. Замешивание соленого теста, добавление цвета – это практически экспериментальная деятельность. Что с чем смешивается? Что растворяется? Почему, если соль крупная, видны ее кристаллики? Развивается познавательный интерес, желание принимать в этом процессе активное участие.

Читайте также:  Помощь в развитии ребенка после года

Вместе с детьми можно лепить из соленого теста фигурки людей и животных, декоративные панно, атрибутику для сюжетно-ролевых игр. Получаемые фигурки используются как игрушки, сувениры, подарки для родителей и друзей и доставляют детям огромное удовольствие, а процесс работы – радость познания.

Роспись поделки и прорисовывание деталей также плодотворно сказываются на развитии мелкой моторики и подготовке руки к письму.

Обсуждение преподавателя с детьми работ, последовательности выполнения, придумывание интересных историй и сказок способствует развитию речи, фантазии и умственной деятельности. В процессе лепки каждый ребёнок испытывает целую гамму разнообразных чувств. Безусловно, любой малыш радуется, если задуманное получается, и огорчается, если что-то идёт не так, как он задумал.

Сегодня психологи активно используют лепку ребенка в качестве одного из направлений арттерапии, потому что этот способ самовыражения наиболее доступен детям всех возрастов, начиная от двух-трёхгодовалых малышей. Именно творческие занятия, в частности лепка из соленого теста, способны помочь ребёнку гармонично и всесторонне развиваться.

Таким образом, тестопластика: способствует выражению чувств и эмоций детей; обучает специальным технологиям работы с пластическими материалами, стимулирует их к экспериментам с материалом, цветом; развиват мелкую моторику пальцев рук, глазомер, слуховое и зрительное восприятие, мыслительные операции, речь, образное мышление; обеспечит условия для творческой самореализации, проявлению самостоятельности, инициативы; приобщат детей к миру искусства, формирует художественный вкус; развивает чувство формы, пропорций, цветоощущение. Одним словом помогает органично развиваться.

Источник

Консультация для воспитателей на тему:

«Влияние тестопластики на развитие ребёнка»

Консультация для воспитателей «Влияние тестопластики на развитие ребёнка».

«Истоки способностей и дарований детей – на

кончиках их пальцев. От пальцев, образно

говоря, идут тончайшие ручейки, которые

питают источник творческой мысли».

(В. А. Сухомлинский).

Учёные утверждают, что дошкольный период развития человека один из наиболее важных и ответственных. В этот период жизни у детей возникает потребность и стремление постигать мир и себя в этом мире. А мир ребёнка – это сложный комплекс разнообразных зрительных, слуховых, осязательных, тактильных ощущений и эмоций, который влияет на развитие всех его способностей и дарований.

Мощным способом развития у детей умственной активности, творчества, художественного вкуса и многих других качеств, без которых невозможно формирование первоначальных основ социально активной личности является лепка.

Лепка – это самый осязаемый вид художественного творчества. В последнее время очень популярным материалом для лепки стало солёное тесто.

Тесто – это прекрасный, экологически чистый, мягкий, пластичный и универсальный материал, который даёт возможность воплощать самые интересные идеи и замыслы. Таким образом, тестопластика обладает большим развивающим потенциалом.

В первую очередь, занятия тестопластикой оказывают полезное действие на детские пальчики, т. к. развитие мелкой моторики напрямую связано с развитием речи и мышления. На кончиках пальцев находятся нервные окончания, которые связаны с центрами головного мозга, влияющими на формирование речи человека. Сведения о мире мы получаем именно через руки, с помощью них мы исследуем, творим, строим. В процессе лепки из солёного теста у детей повышается сенсорная чувствительность (способность к восприятию формы, фактуры, цвета, веса, пропорций, развивается общая ручная умелость, синхронизируется работа обеих рук, массируются активные точки пальцев.

Эксперементирование с солёным тестом, инструментами и дополнительными материалами обогащает знания детей об их свойствах и возможностях применения. В процессе лепки дети получают возможность устанавливать физические закономерности, овладевать представлениями об изменении веществ. Всё это способствует развитию смелости и гибкости мышления у детей.

Особое влияние занятия тестопластикой оказывают на развитие фантазии и воображения. Это объясняется тем, что дети учатся объёмному способу изображения предметов, т. е. любой предмет имеет объём и воспринимается ребёнком со всех сторон. Именно благодаря воображению, на основе восприятия предмета в сознании ребёнка, формируется образ. Дети учатся доводить начатую работу до конца.

Занимаясь лепкой дети развиваются интеллектуально и творчески. Они чувствуют себя творцами, способными подчинить собственной воле материал и создать из него образ. Дети учатся планировать свою деятельность, вносить изменения в технологию, конструкцию изделий, осуществлять задуманное.

Также, тестопластика вызывает у детей большой интерес, они получают огромное удовольствие от совместного творчества и возможность выразить свои мысли, своё отношение к увиденному, к услышанному, прочитанному в пластическом виде искусства.

Одним из важных моментов является и то, что лепка из солёного теста развивает детей эстетически. Дети раскрашивают готовые изделия, в процессе этого совершенствуется их художественный вкус. Они начинают видеть прекрасное в повседневной жизни.

И самое главное, ребёнок испытывает радость и наслаждение от результатов своего труда. И хотя, создание поделок из солёного теста часто сопряжено со сложностью технического выполнения, в преодолении трудностей дети получают удовольствие и эмоциональное удовлетворение. Они раскрепощаются, перестают бояться, что у них что-то не получится.

Ребята с большим увлечением изготавливают поделки из солёного теста, которые затем используют в своих играх, дарят близким людям, украшают ими интерьер.

Вывод: Влияние занятий тестопластикой на развитие ребёнка довольно широко. Оно отражается на особенностях развития личности ребёнка, а именно на:

– развитие мелкой моторики;

– расширение кругозора;

Читайте также:  Развитие ребенка в субкультуре детства

– создание целостного образа;

– расширение словарного запаса;

– развитие познавательных процессов (внимание, мышление, восприятие, воображение);

– развитие умения взаимодействия – делового и личностного общения;

– развитие игры с правилами;

здоровье.

Тестопластика – такая же естественная потребность для ребёнка, как и игра. Дети лепят много и охотно. В своих поделках ребята не только отражают окружающий мир, но и познают его.

Надо взять кусочек теста

И найти поярче место.

Шарики, колбаски –

И оживают сказки.

Пальчики стараются,

Лепят, развиваются.

Источник

Елена Хавшабо
Влияние тестопластики на развитие речи детей дошкольного возраста

Ф. И. О- Хавшабо Елена Ивановна воспитатель высшей категории.

Место работы– МБДОУ «Детский сад общеразвивающего вида №29» г. Майкоп Республика Адыгея

Речь является важнейшей психической функцией человека и ярким показателем развития ребенка. Имеется много исследований, которые с большой убедительностью показали,что все психические процессы: восприятие, память, внимание, мышление, воображение – развиваются через речь. Чем богаче и правильнее речь ребенка, тем легче он высказывает свои мысли, тем лучше познает действительность, полноценнее строит взаимоотношения с детьми и взрослыми. Чем лучше будет развита речь ребенка в дошкольные годы, тем выше успешности его школьного обучения.

Развитие руки находится в тесной связи с развитием речи ребенка. Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению. Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память и внимание, связная речь. Ученые пришли к выводу, что формирование устной речи ребенка начинается тогда, когда движение пальцев рук, достигает достаточной точности. Кроме того, доказано, что мысль, глаз ребенка двигаются с той же скоростью, что и рука. Поэтому работа по развитию мелкой моторики должна начаться задолго до поступления в школу.

Влияние тестопластики на развитие речи детей дошкольного возраста

Комочек соленого теста –

Лепить из него интересно!

Комочек из теста мягкий,

На ощупь приятный и гладкий.

Лежит у меня на ладошке,

Смотрю на него и гадаю,

Слепить из него что – не знаю.

Комочек помяла немножко,

Слеплю ему ручки и ножки,

Слеплю ему ушки и глазки,

И вместе отправимся в сказку!

И. Ю. Глебова

Я веду кружок по художественно-эстетическому развитию детей «Семицветик».

Занятия в кружке «Семицветик» дают уникальную возможность детям создать свой удивительный мир. Соленое тесто в последние годы стало очень популярным материалом для лепки. Поделки из теста – древняя традиция, им находится место и в современном мире, потому что сейчас ценится все экологически чистое и сделанное своими руками.

Лепка из соленого теста сама по себе полезное занятие для пальчиков (мелкой моторики рук). Почему именно тесто? Тесто – материал очень эластичный, который для детской руки более удобен – он мягкий и для ребенка представляет больший интерес, легко приобретает форму и изделия из него достаточно долговечны. Работа с ним доставляет удовольствие и радость.! Игра, фокус, чудо. Именно такое впечатление производит на детей лепка из соленого теста – тестоплатика.

Материал: соль, мука, вода-вот и всё, что нужно для умелых рук. Самое интересное то, что занятия лепкой из соленого теста идет наравне с изобразительным искусством (раскрашивание готовых изделий). Во время занятий делается перерывы для пальчиковой гимнастики. Дети лепят животных, людей, транспорт, растения, игрушки, буквы, цифры, всевозможные композиции. Работа кружка планируется так, чтобы к каждому событию или празднику был изготовлен сувенир. Ведь нет прекрасней подарка, чем тот, который сделан своими руками!

Занятия в кружке приносят детям много радости и большое удовольствие. Сделанные собственными руками работы, доставляет для ребенка огромную радость и восхищение

А самое главное, что в кружке царит атмосфера дружбы, тепла, взаимопонимания.

Детские работы выставляются на выставках, ими украшается группа, их дарят малышам, гостям, родителям. При виде работ наших деток у некоторых родителей появилось желание научиться лепить и сделать что-нибудь совместно со своими детками. Некоторые освоив технику лепки из солёного теста стали приносить совместные работы с детьми из солёного теста.

Мы принимаем участие во всех творческих конкурсах для дошкольников.

Влияние тестопластики на развитие ребенкаВлияние тестопластики на развитие ребенка

Хочется, чтобы пребывание ребёнка в детском саду было комфортным, здоровье детишек – крепким, их развитие – успешным.

Влияние тестопластики на развитие ребенка

В заключении хочется отметить, что для детей с повышенным или пониженным тонусом рук особенно полезна тестопластика – лепка из соленого теста, т. к. она способствует нормализации тонуса и активизации мелкой моторики. При лепке задействованы все десять пальцев, а также обе ладони. В процессе лепки из соленого теста у детей повышаеться сенсорная чувствительность (способность к тонкому восприятию формы, фактуры, цвета, веса, пластики, пропорций) ; развивается общая ручная умелость, мелкая моторика, синхронизируются работа обеих рук, что играет положительную роль в развитии речи.

Хавшабо Е. И.

Источник