Влияние темперамента на развитие ребенка
Валерия Сопотова
Влияние типа темперамента на развитие ребёнка-дошкольника
У каждого ребенка есть качества и свойства, помогающие ему сохранить свою индивидуальность и неповторимость. Так, темперамент определяет активность дошкольника, темп и интенсивность его деятельности, способность переключаться на новый вид деятельности, реакцию на окружающую жизнь. Зная эти особенности, родители и педагоги смогут лучше понять ребенка, найти к нему индивидуальный подход.
Темперамент – устойчивое объединение индивидуальных особенностей личности, связанных с динамическими аспектами деятельности. Темперамент составляет основу развития характера; с физиологической точки зрения темперамент- тип высшей нервной деятельности человека. К свойствам темперамента относят индивидуальный темп и ритм психических процессов, степень устойчивости чувств, степень волевого усилия.
С рождения дети отличаются друг от друга своим поведением. И все, потому что у каждого малыша свой темперамент – врожденные свойства нервной системы, которые достаточно четко проявляются в возрасте 5-6 лет.
Темперамент – базовая психологическая характеристика индивидуальности, основа, на которой строится человеческая личность. Тип темперамента, согласно И. П. Павлову, обусловлен свойствами нервных процессов возбуждения и торможения, их различными сочетаниями. Ученый полагал,что таких свойств три:
– сила, т. е. способность нервной системы выдерживать сильные раздражители; она характеризуется выносливостью и работоспособностью нервных клеток;
– уравновешенность, которая определяется соотношением процессов возбуждения и торможения;
– подвижность как показатель быстрой смены процессов возбуждения и торможения.
Комбинация этих свойств и определяет различные типы темперамента:
– холерик обладает сильной нервной системой, неуравновешенный, подвижный;
-сангвиник характеризуется сильной нервной системой, уравновешенный, подвижный;
-флегматик имеет сильную нервную систему, уравновешенный, инертный;
-меланхолик отличается слабой нервной системой, неуравновешенный, инертный.
Дети с чистыми типами темперамента встречаются редко, чаще всего мы имеем дело со смешанными типами, для которых характерно преобладание черт одного из перечисленных темпераментов. Остановимся подробнее на основных свойствах темпераментов детей.
Учеными доказано, что от темперамента зависят:
– скорость возникновения психических процессов (например, восприятие, быстрота мышления, длительность сосредоточения внимания и т. п.);
– пластичность и устойчивость психических явлений, легкость их смены и переключения;
– темп и ритм деятельности;
– интенсивность психических процессов (например, сила эмоций, активность воли);
– направленность психической деятельности на определенные объекты.
Таким образом, знание основных свойств, присущих дошкольникам разных типов темперамента, поможет родителям и педагогам грамотно организовать занятие или самостоятельную деятельность. Особенно полезной эта информация будет на этапе адаптации ребенка к ДОУ, новому режиму, коллективу.
Таким образом, можно сделать вывод, что каждый ребенок с рождения обладает своим уникальным темпераментом. Это означает,что:
Во-первых, врожденные черты темперамента влияют на его поведение.
Во-вторых, воспитательные методики, эффективные для одного ребенка, могут быть совершенно не эффективны для другого.
Темперамент ребенка влияет не только на его поведение, но и на эмоциональные реакции. Темперамент – больше чем поведение. Он включает в себя и внутреннюю реакцию на ситуацию. Темперамент влияет на то, как индивиды по-разному воспринимают одно и то же событие.
Лучше всего он проявляется в ситуациях, сопровождающихся переменами и стрессом. Дети отличаются друг от друга тем, какую ситуацию они воспринимают для себя в качестве стрессовой.
Темперамент нельзя изменить, так как он является врожденной характеристикой. Следовательно, попытки изменить темперамент ребенка зачастую приводят к разочарованию родителей, а также травмированию детской психики. Такие попытки со стороны родителей подрывают самоуважение ребенка, его веру в собственные возможности и самостоятельность. После неудачных попыток изменить темперамент ребенка, а также из-за непонимания и неумения найти выход из трудной ситуации, у родителей могут начаться проблемы с нервной системой, депрессивные состояния.
Источник
Неоспорим тот факт, что все люди разные. И это касается не только внешности, цвета глаз, волос… Нет двух детей с абсолютно одинаковыми свойствами нервной системы. Даже вроде бы похожие друг на друга, как две капли воды близнецы, обладают совершенно разными темпераментами. Ещё в младенческом возрасте это становится, очевидно. Различия детей дошкольного возраста особенно заметны в играх, бытовых делах, общении со взрослыми и сверстниками. К примеру, одни, медлительно едят за столом, тогда как другие уже все съели и готовы к играм, одни на неуспех реагируют слезами, тогда как другие « переносят все стойко, в молчании». И это различие заметно во многих сферах жизни ребенка. А детском саду, где большое количество детей, эта разница заметна особенно. Воспитателю не следует ставить задачу изменить темперамент своих воспитанников, потому что это невыполнимая задача. Да и есть ли в этом какая-то необходимость? Каждый темперамент имеет свои положительные и отрицательные стороны. Главное, что бы воспитатель помог развить ребенку его положительные свойства темперамента, и научить сдерживать отрицательные. И конечно же, подсказать родителям, как нужно поддержать свое чадо, что бы ребенок добился больших успехов не только в дошкольный период, но и в будущем. И легче находить с ребенком общий язык. А если родители хотят, что бы их ребенок занимался ещё и в дополнительных кружках или секциях, то несомненно ориентироваться на темперамент своего ребенка. Ведь психологическое здоровье малыша, очень важно для развития полноценной личности.
Темперамент – это индивидуальные особенности человека, которые определяют динамику его психической деятельности и поведения.
Выделяют 4 вида чистого темперамента. Сразу стоит отметить, что темперамента в « чистом виде», как правило, не существует, но вот основной вид темперамента присущ каждому человеку.
И так… существуют такие виды темперамента как сангвиник, холерик, флегматик и меланхолик.
По многочисленным наблюдениям, холериков, как правило, немного больше, чем остальных видов темперамента.
Ребенок-сангвиник- веселый, подвижный, легко сближающийся с людьми. Очень любит общаться, радоваться жизни. Обычно в хорошем настроении, любознателен, активен, умеет контролировать свои эмоции. В коллективе такие дети легко находят общий язык со сверстниками, и так же легко приспосабливаются к любой новой обстановке. Как правило, такой ребенок в группе дружит со всеми. Отрицательные стороны данного типа темперамента в том, что ребенок при всей своей любознательности, может не доводить дело до конца, быть поверхностным, небрежным. А в будущем это может сказаться на успехах ребенка в учебе. Не стоит поддерживать сангвиника в его стремлении к частой смене деятельности. Конструкторы, пазлы, рукоделие, конструирование моделей и другие игры, которые требуют внимания и тщательности, помогут развить собранность и аккуратность.
Ребенок- холерик – это огромная « буря» эмоций. Такие дети чаще всего неспокойны, вспыльчивы. Не признают правил и требований. В коллективе такие дети пытаются быть лидерами. Больше предпочитают подвижные игры. Холерик не переносит долгого ожидания, подвержен резким переменам настроения. Ребенок-холерик – это ужасный непоседа и спорщик. Импульсивен. Задания бросается выполнять, недослушав до конца, все делает быстро, но небрежно, не замечая неточностей и ошибок. Холерик очень общителен, но легко может поссориться со всеми. Холерикам рекомендуется заниматься подвижными видами спорта, которые дадут возможность ребенку стремиться к лидерству. Для укрепления тормозных процессов занимайтесь с ним конструированием, рисованием, ручным трудом, рукоделием. И главное, следите, что бы ребенок обязательно доводил начатое дело до конца. Хвалить ребенка, если он проявляет старательность и усидчивость. И ни в коем случае не ругайте его при всех, ставя кого-то в пример.
Ребенок-флегматик отличается терпеливостью и медлительностью. Он мужественно переносит физическую боль. Предпочитает более спокойные игры, не любит беготню и шум. Для дружбы ребенок-флегматик выбирает узкий круг друзей. Речь у него немного замедленна, лишена эмоций, мимики, жестов, рассудительна. Флегматик усидчив и внешне спокойный ребенок. Долго запоминает правила игры, но зато потом редко ошибается. Он не отличается большой фантазией и выдумкой, но зато, что касается порядка, то уже с детства аккуратно складывает игрушки и одежду. Не стремится к лидерству, не любит принимать решения, легко отдавая это право другим. Редко обижается, но уж если поссорится, то может навсегда порвать отношения с обидчиком. Флегматик может продуктивно работать даже в неблагоприятных условиях. Неудачи не выводят его из себя. Флегматики, при выборе долго колеблются и раздумывают. Развивайте творческое мышление маленького флегматика рисованием, музыкой, шахматами. Его могут заинтересовать те виды спорта, которые не требуют быстрой реакции.
Ребенок-меланхолик – очень боится новой обстановки, шумных компаний, новых людей. Эти дети нерешительны, скованы, застенчивы, стеснительны. Но дома, с родителями, близкими людьми они открыты и общительны. Меланхолики не стремятся к лидерству. Дети-меланхолики особенно нуждаются в поддержке и одобрении близких. Они очень чувствительны, обидчивы, насторожены ко всему новому. Меланхолик неуверен в себе, ему трудно самостоятельно сделать выбор. Неудачи могут вывести меланхолика из равновесия. Речь меланхолика негромкая, неуверенная. Они редко спорят. Дети- меланхолики быстро устают, опускают руки, если возникают какие-то препятствия. Ведет себя, как “маленький взрослый” – очень рассудителен, любит находить всему объяснение, любит уединение. В постели долго мечтает и размышляет. Часто производит впечатление замкнутого ребенка. Легко переносят одиночество. Меланхолики с трудом включаются в коллективные игры, но включившись в игру, играет с удовольствием. Взрослым необходимо дать понять ребенку-меланхолику, что люди могут ошибаться, и что неудача не делает его плохим. Хвалите меланхолика по чаще, что бы добавить в нем чуточку уверенности.
Источник
Родительское собрание
«ТЕМПЕРАМЕНТ – основа поведения ребенка»
Цели собрания:
· Познакомить родителей с психофизическими особенностями ребёнка.
· Выявить степень и методы воздействия на ребёнка родителей.
· Рассмотреть разные способы выхода из проблемных ситуаций.
Ход собрания:
Организационный момент
Консультация для родителей «ТЕМПЕРАМЕНТ – основа поведения ребенка»
Упражнение «Бег ассоциаций» (тема «ребенок», «взрослый»)
Участники по очереди высказывают ассоциации со словом «ребенок», второй круг ассоциации со словом «взрослый».
Вопросы для рефлексии: одинаковы или нет ассоциации. Охарактеризуйте эмоциональный фон 1-го и 2-го круга.
Мини – лекция
Темперамент во многом определяет поведение ребенка, способности к обучению и развитию, реакции на внешние раздражители. Зная темперамент ребенка, родители могут выбирать наиболее подходящие для него игры и методики обучения, правильно реагировать на проявление его чувств и эмоций – радости, гнева, страха, восторга, усталости и т.д. Что нужно знать родителям о темпераменте своего ребенка?
Что такое темперамент ребенка и чем он определяется?
Почему одни дети с удовольствием собирают конструкции из кубиков в полной тишине, а другим необходимо носиться по квартире, расшвыривая все на своем пути? Почему одни дети в шумной компании чувствуют себя как рыба в воде, а другие стараются отойти в тихий уголок, чтобы играть в полном одиночестве? Все детки разные, и в данном случае речь идет о детях с различными темпераментами.
Темперамент ребенка, или его тип высшей нервной деятельности, является врожденной устойчивой характеристикой и редко меняется по мере взросления ребенка. Темперамент определяет интенсивность нервных процессов человека, особенности баланса между возбуждением и торможением, уравновешенность и скорость смены настроения.
Что влияет на формирование темперамента ребенка? Так как темперамент не формируется в течение всей жизни, а является врожденной характеристикой человека, то и внешние факторы на него существенно повлиять не могут. Обычно ребенок наследует темперамент мамы или папы, либо в нем проявляются черты обоих родителей в равной степени.
С какого возраста проявляется темперамент ребенка?
Темперамент ребенка начинает проявляться с самого рождения. Это выражается в той скорости, с которой малыш переходит от улыбки к плачу и наоборот, в его реакции на близких и малознакомых людей и даже в том, насколько быстро и легко ребенок засыпает. Но все это в значительной мере связано и с физиологическим состоянием малыша, поэтому точно определить темперамент ребенка можно только в период начала становления его личности – около трех лет.
Часто родители, не зная об этих особенностях, беспокоятся, а нет ли в поведении ребенка каких-либо нарушений? Давайте коротко познакомимся с признаками, характерными для детей разных темпераментов.
Меланхолик – тревожный, сдержанный, тихий, необщительный, пессимистичный, негибкий, легко расстраивающийся. Флегматик– пассивный, осмотрительный, вдумчивый, мирный, ровный, спокойный. Холерик – чувствительный, беспокойный, агрессивный, раздражительный, изменчивый, оптимистичный, активный. Сангвиник – общительный, открытый, разговорчивый, отзывчивый, жизнерадостный, склонный к лидерству, беспечный.
Практическая часть.
Разберем типы темперамента. Обратимся к сказочным персонажам. Дайте характеристику следующим сказочным героям: Буратино, Карабас Барабас, Черепаха Тортилла, Пьеро.
Остановимся немного подробнее на каждом из типов. Но перед этим проведем небольшое анкетирование.
Анкета
Инструкция: Прочитайте следующие утверждения и отметьте плюсами те из них, которые особенно подходят к характеристике вашего ребёнка.
1. Любит шум и суету.
2. Очень нуждается в близких, которые могли бы поддержать, утешить.
3. Нередко раздражён чем-то, возбужден, беспокоен.
4. Быстрых ответов на любые вопросы от него не жди.
5. Любит работу, которую надо делать быстро.
6. Дети считают его веселым.
7. У него часто меняется настроение.
8. Чаще молчит в обществе.
9. Стесняется заговорить с новыми людьми.
10. Не любит шумных игр, предпочитает уединение.
11. Умеет долго играть или выполнять задание, не отвлекаясь.
12. Не прочь похвастать приукрасить события.
13. Часто не может усидеть на месте.
14. Его легко огорчить.
15. Дольше других сохраняет работоспособность, не устает.
16. Легко переключается с одного поручения на другое.
17. Нетерпелив и несобран, особенно плохо переносит ожидания.
18. Предпочитает кропотливую работу, не требующую быстрых реакций.
19. Быстро устает, отключается, перестает слушать.
20. Верит в себя, легко переносит неудачи.
Максимально набранное количество баллов и является соответствующим темпераментом Вашего малыша.
САНГВИНИК
Такой ребенок верток и подвижен. Слезы появляются мгновенно, но он быстро утешается. Быстро переключается с одного занятия на другое. Родителей беспокоит несобранность, рассеянность, несерьезность, неаккуратность, но ребенок все же приятен в общении, заводила, выдумщик, фантазер. Засыпает легко и быстро, так же и просыпается, встает рано. В играх любит лазать, ползать, раскачиваться, бегать. Быть «непостоянным» — не порок, а свойство этого темперамента. Такие дети миролюбивы, не помнят зла, добры и нежадны. Ребенок-сангвиник весел, жизнерадостен, ловок и общителен. Игры и повседневная жизнь ребенка должны быть подвижными, требования к спокойствию и уравновешенности со стороны родителей надо согласовывать с учетом особенностей его темперамента.
Ежедневные проблемы
– Легко «забывает» о скучной и однообразной работе, вместо неё займется чем – то более интересным
– Если всё – таки займется порученным делом, то бросит его сразу, как только ему предложат что-то привлекательное
– Не все его многочисленные друзья соответствуют привычному кругу людей.
Положительные и отрицательные черты сангвиника
«+» – высокое чувство коллективизма, отзывчивость, активное отношение ко всему;
« – » – легкомысленное, беспечное отношение к делу, переоценка себя.
Рекомендации родителю
С ребенком-сангвиником родителям стоит играть в веселые подвижные игры, совместно просматривать фильмы, сочинять и фантазировать. Такие дети легко переключаются с одного вида деятельности на другой, поэтому в арсенале неплохо иметь разноплановые нескучные игры.
Сангвиников нужно чаще хвалить, обсуждать с ними различные проблемы, постараться сделать так, чтобы они находились в обществе детей и взрослых. Требуется время, чтобы научиться выслушивать их, не перебивая.
МЕЛАНХОЛИК
В его поведении много непонятного, но оно вытекает из его богатого внутреннего мира. Когда он не играет, то чаще бывает задумчивым и грустным. Если расстроится, плачет долго и горько. С трудом включается в игры других детей, но преодолев себя, способен почувствовать радость и удовольствие. Пугается чужих людей и сверстников, но с теми, кого любит, добр, мягок, открыт и доверчив. Часто слишком рассудителен, ведет себя и рассуждает, как «маленький взрослый». Любит уединяться, не играет в «грубые» игры. Разборчив в еде, быстро устает, с трудом переключается на другой вид деятельности. Засыпает поздно, в кроватке любит размышлять и фантазировать. Утром встает плохо, в хмуром настроении. Любит тепло, боится спорта. Такой ребенок требует много заботы и любящего понимания. Родители должны знать, что накопление проблем, грубое обращение неприемлемы для ребенка-меланхолика, так как он долго фиксируется на этом и переживает. У ребенка должен быть в семье человек (родитель, бабушка, дедушка, сестра, наконец, домашнее животное), которому он мог бы довериться полностью, получать от него тепло и внимание. В совместных занятиях лучше использовать рисование, лепку, конструирование, мягкие, не соревновательные игры.
Ежедневные проблемы
– Делая ему невинное замечание, вы получаете поток слез и отчаянное: «У меня никогда ничего не выходит, ни на что я не гожусь»
– Если ребенок поехал в лагерь, то первые три недели это чувствительное создание тоскует и с недоверием присматривается к окружающему миру. Когда мир, наконец, покажется приемлемым и найдутся симпатичные знакомые, смена закончится
– Домашние задания останутся нетронутыми, а он сам находится в горестных раздумьях на тему: «Всё равно у меня ничего не получится»
– От него регулярно можно получать порцию жалоб на грубых и невоспитанных мальчишек, язвительных девчонок и скучных воспитателей или учителей.
Положительные и отрицательные черты меланхолика
«+» – чувствительность – способность сочувствовать, сопереживать, хорошо выполняют тонкую работу. Становятся музыкантами, поэтами, художниками;
« – » – подавленность, пассивность.
Рекомендации родителю
Родителям ребенка-меланхолика следует позаботиться о том, чтобы у него не было эмоциональных перегрузок, чтобы он слишком долго не сидел у телевизора. Грубое обращение с ними неприемлемо. Он может поплакать и погрустить – это нормально. Родителям необходимо следить за своими эмоциями, так как такие дети впечатлительны и настроение взрослых может передаться малышу. Такому ребенку лучше иметь в семье близкого человека, с которым он мог бы постоянно делиться проблемами. Предлагать им такие занятия, как рисование, лепка, мягкие игрушки. Они любят животных. Не требовать от меланхоликов, чтобы они немедленно отвечали на вопросы и просьбы взрослых, давать возможность побыть наедине с собой, заняться любимыми делами. Родителям меланхоликов необходимо следить за поведенческими проявлениями и воздействовать на малыша до того как он расплачется или сильно разозлится. Приемы: переключить на другое занятие, заинтересовать чем-либо, успокоить, пошутить. При перевозбуждении помогает массаж, спокойный разговор. И конечно следует контролировать свои эмоции (счет до 10 или подумать, помогут ли окрики).
ХОЛЕРИК
Ребенок всегда знает, чего хочет, настойчив, решителен, бесстрашен. Любит риск, отчаянные истории и приключения. С трудом идет на компромисс, не прислушивается к мнению других. Излишне самостоятелен, чтобы добиться своего, бывает, вспыльчив и агрессивен. В его поведении многое зависит от воли, многого может добиться сам, не обращая внимания на синяки и шишки. Спит мало, просыпается рано. В еде неразборчив, любит «хватать куски». В его поступках часто отсутствует элемент обдумывания, импульсивен, подвержен вспышкам гнева, драчун и крикун, но затем может притихнуть и стать «золотым» ребенком. Играет в грубые, порывистые игры, часто конфликтует со сверстниками. В обращении с ребенком-холериком необходимо много терпения и спокойствия. В совместных занятиях рекомендуются подвижные, соревновательные игры, спортивные упражнения, полезно плавание, прыжки на батуте, ритмические танцы. Такому ребенку нужно большое жизненное пространство, полезны выезды на природу, походы. В играх желательно предусмотреть возможность проигрыша ребенка и показать, что часто прежде, чем что-то сделать, неплохо бы и подумать. Читать и рассказывать ребенку-холерику лучше книги и истории о героических подвигах и поступках, где воля и спокойствие творят чудеса. Ругать и наказывать ребенка лучше после того, как он успокоится, может быть, даже через день, но не физически, а объясняя последствия его поступка. Ни в коем случае не стыдить при других! Ребенок и сам бы хотел научиться держать себя в руках, так поймите его и помогайте!
Ежедневные проблемы
– Часто он настолько увлечен своей очередной идеей, сто просто не слышит указаний
– Задания бросается выполнять, недослушав до конца, всё делает быстро, но небрежно, не замечая неточностей и ошибок
– С трудом идет на компромисс, вспыльчив и агрессивен не в меру
– Излишне самоуверен, любит риск, склонен к необдуманным поступкам
– Очень общителен, но легко может поссориться со всем коллективом сразу и с каждым по отдельности
Положительные и отрицательные черты холерика
«+» – энергичность, общительность, настойчивость, инициативность;
« – » – несдержанность, грубость.
Рекомендации родителю
Дети-холерики также любят подвижные игры. Им рекомендуется заниматься плаванием, прыжками на батуте, ритмическими танцами. Таких детей нельзя стыдить в присутствии посторонних. Ребенку необходимо научиться держать себя в руках.
Холериков как и сангвиников нужно чаще хвалить, обсуждать с ними различные проблемы, постараться сделать так, чтобы они находились в обществе детей и взрослых. Требуется время, чтобы научиться выслушивать их, не перебивая. Родителям холериков как и родителям меланхоликов необходимо следить за поведенческими проявлениями и воздействовать на малыша до того как он расплачется или сильно разозлится. Приемы: переключить на другое занятие, заинтересовать чем-либо, успокоить, пошутить. При перевозбуждении помогает массаж, спокойный разговор. И конечно следует контролировать свои эмоции (счет до 10 или подумать, помогут ли окрики).
ФЛЕГМАТИК
Медлительный молчун, полненький, спокойный. Любит несколько игрушек, мало фантазирует, играет спокойно, нешумно. Мало двигается, любит поспать, засыпает легко, встает поздно, кушает много, в еде неразборчив. Тщательно складывает игрушки, одежду, любит порядок и добротность во всем: пьет только из своей чашки, ест только своей ложкой, в садике играет своей игрушкой. Если что-то не так, может добиваться своего с почти холерической энергией. Разговаривает медленно, с паузами, терпеть не может игры, где надо проявить быстроту, сноровку. Это «надежный» ребенок, послушный и пунктуальный. Самостоятельно принимать решения затрудняется, спокойно отдает право выбора другому. Знает много стихов и песен, новое не любит, а с удовольствием вспоминает уже известное. Для других детей он скучен и ленив, они не приглашают его в свои активные игры, но любят играть с ним в традиционные ролевые игры (врач, дочки-матери). Схватывает и запоминает новые правила и информацию медленно, но надолго, редко ошибается.
Родителей беспокоит обесцвеченность эмоционального мира ребенка, некоторое безразличие и не способность сопереживать. В совместных занятиях рекомендуются упражнения на развитие творческой фантазии, занятия музыкой, вышиванием, лепкой, рисованием. Не надо делать ребенка «удобным» для себя. Старайтесь не слишком рано отправлять спать на ночь, не давайте пересыпать днем, утром будите настойчивее. Закаляйте, поторапливайте во время еды, не давайте много сладкого. В игре не предоставляйте ребенка самому себе, тормошите, зажигайте, заинтересовывайте. Не стоит настойчиво внешне проявлять свою любовь к ребенку – флегматику. Напротив, кажущееся равнодушие взрослого будут действовать на него так, что он будет стремиться к преодолению своего равнодушия, завоеванию любви, особенно, если это родители или же симпатичный сверстник.
Ежедневные проблемы
– Пока он умывается, завтракает, завязывает шарфик, звонок на урок давно уже прозвенит
– Если он всё же успеет к началу, звонок на перемену прозвенит раньше, чем он красиво напишет в тетради «классная работа»
– Если без согласования заменить его привычный завтрак на что-нибудь новенькое – можно нарваться на большой скандал
– Хитрый ленивец – он может нарочно двигаться еще медленнее.
Положительные и отрицательные черты флегматика
«+» – приняв решение, доводят его до конца – «труженики жизни», усидчивые, настойчивые;
« – » – вялость, инертность, лень, пассивность.
Рекомендации родителю
Детям-флегматикам рекомендуются следующие виды деятельности: занятия лепкой, рисованием, родители также могут развивать фантазию малыша.
Не требовать от флегматиковкак и от меланхоликов, чтобы они немедленно отвечали на вопросы и просьбы взрослых, давать возможность побыть наедине с собой, заняться любимыми делами.
Совместимость темпераментов
Холерика лучше всего успокаивает и дополняет в работе его противоположность – флегматик.
Меланхолика хорошо поддерживает и тонизирует сангвиник.
Эти две пары темпераментов во многом дополняют друг друга и даже частично сглаживают те недоразумения, которые могут возникнуть при несовместимости их типов личности.
Более проблематично взаимодействуют между собой пары
Холерик и меланхолик. В этом случае рекомендуется холерикам больше себя сдерживать, а меланхоликам не принимать всё так близко к сердцу, хотя для обоих это будет не просто
Сангвиник – флегматик. В этом случае можно посоветовать следующее:
– флегматикам нужно постараться более открыто и непосредственно проявлять свои чувства и не быть такими упрямыми, а сангвиникам – попытаться быть более последовательным в делах и более надежным в своих обещаниях.
Другие сочетания (холерик – сангвиник и флегматик – меланхолик) требует подстройки, так как первая пара эмоциональна и инициативна, что может вызвать проблему лидерства, а вторая – довольно инертна и пассивна.
Наиболее благоприятным бывает взаимодействие двух флегматиков и двух меланхоликов, несколько хуже – двух сангвиников и совсем плохо – двух холериков.
Подведем итоги
• Темперамент — это врожденное качество, не пытайтесь с ним бороться. Попытайтесь понять его и учесть при выборе занятий для ребенка.
• Не бывает «плохих» темпераментов. Грубость, агрессивность, эгоизм, низкий уровень культуры — это результат плохого воспитания.
• Выбирайте занятия согласно склонностям ребенка, его поведению. Учитывайте силу и скорость реакций ребенка, устойчивость и смену эмоций, активность и утомляемость, потребность в общении.
• Родители должны не только расширять кругозор малыша, но и развивать его способности, расширяя представления о различных видах деятельности. Важно предложить ребенку те занятия, которые подходят ему по темпераменту, по возможностям. Такие занятия сформируют у него интересы, склонности, помогут преодолеть неуверенность и страх.
Источник