Влияние темперамента на личностное развитие ребенка

Валерия Сопотова
Влияние типа темперамента на развитие ребёнка-дошкольника

У каждого ребенка есть качества и свойства, помогающие ему сохранить свою индивидуальность и неповторимость. Так, темперамент определяет активность дошкольника, темп и интенсивность его деятельности, способность переключаться на новый вид деятельности, реакцию на окружающую жизнь. Зная эти особенности, родители и педагоги смогут лучше понять ребенка, найти к нему индивидуальный подход.

Темперамент – устойчивое объединение индивидуальных особенностей личности, связанных с динамическими аспектами деятельности. Темперамент составляет основу развития характера; с физиологической точки зрения темперамент- тип высшей нервной деятельности человека. К свойствам темперамента относят индивидуальный темп и ритм психических процессов, степень устойчивости чувств, степень волевого усилия.

С рождения дети отличаются друг от друга своим поведением. И все, потому что у каждого малыша свой темперамент – врожденные свойства нервной системы, которые достаточно четко проявляются в возрасте 5-6 лет.

Темперамент – базовая психологическая характеристика индивидуальности, основа, на которой строится человеческая личность. Тип темперамента, согласно И. П. Павлову, обусловлен свойствами нервных процессов возбуждения и торможения, их различными сочетаниями. Ученый полагал,что таких свойств три:

– сила, т. е. способность нервной системы выдерживать сильные раздражители; она характеризуется выносливостью и работоспособностью нервных клеток;

– уравновешенность, которая определяется соотношением процессов возбуждения и торможения;

– подвижность как показатель быстрой смены процессов возбуждения и торможения.

Комбинация этих свойств и определяет различные типы темперамента:

– холерик обладает сильной нервной системой, неуравновешенный, подвижный;

-сангвиник характеризуется сильной нервной системой, уравновешенный, подвижный;

-флегматик имеет сильную нервную систему, уравновешенный, инертный;

-меланхолик отличается слабой нервной системой, неуравновешенный, инертный.

Дети с чистыми типами темперамента встречаются редко, чаще всего мы имеем дело со смешанными типами, для которых характерно преобладание черт одного из перечисленных темпераментов. Остановимся подробнее на основных свойствах темпераментов детей.

Учеными доказано, что от темперамента зависят:

– скорость возникновения психических процессов (например, восприятие, быстрота мышления, длительность сосредоточения внимания и т. п.);

– пластичность и устойчивость психических явлений, легкость их смены и переключения;

темп и ритм деятельности;

– интенсивность психических процессов (например, сила эмоций, активность воли);

– направленность психической деятельности на определенные объекты.

Таким образом, знание основных свойств, присущих дошкольникам разных типов темперамента, поможет родителям и педагогам грамотно организовать занятие или самостоятельную деятельность. Особенно полезной эта информация будет на этапе адаптации ребенка к ДОУ, новому режиму, коллективу.

Таким образом, можно сделать вывод, что каждый ребенок с рождения обладает своим уникальным темпераментом. Это означает,что:

Во-первых, врожденные черты темперамента влияют на его поведение.

Во-вторых, воспитательные методики, эффективные для одного ребенка, могут быть совершенно не эффективны для другого.

Темперамент ребенка влияет не только на его поведение, но и на эмоциональные реакции. Темперамент – больше чем поведение. Он включает в себя и внутреннюю реакцию на ситуацию. Темперамент влияет на то, как индивиды по-разному воспринимают одно и то же событие.

Лучше всего он проявляется в ситуациях, сопровождающихся переменами и стрессом. Дети отличаются друг от друга тем, какую ситуацию они воспринимают для себя в качестве стрессовой.

Темперамент нельзя изменить, так как он является врожденной характеристикой. Следовательно, попытки изменить темперамент ребенка зачастую приводят к разочарованию родителей, а также травмированию детской психики. Такие попытки со стороны родителей подрывают самоуважение ребенка, его веру в собственные возможности и самостоятельность. После неудачных попыток изменить темперамент ребенка, а также из-за непонимания и неумения найти выход из трудной ситуации, у родителей могут начаться проблемы с нервной системой, депрессивные состояния.

Источник

Темперамент – основа поведения ребенка.

Почему одни дети с рождения очень спокойные, другие гиперактивные. Родители только удивляются «И в кого он такой тюфяк?» или «Вот чертенок, ни минуты покоя!», а причина таких отличий в темпераменте. Считается, что темперамент – это врожденный тип личности, обусловленный генетикой нервной системы. Дети не могут контролировать свое поведение, так как не они управляют темпераментом, а темперамент управляет ими.  Изменить темперамент ребенка невозможно, можно только немножко подкорректировать.

Темперамент – это определенный набор свойств психики человека, которые имеют в качестве физиологического базиса тип высшей нервной  деятельности. Он выражается в поведении, интенсивности проявления чувств, в отношениях к окружающей реальности. Психологический темперамент выступает основной в формировании характера личности. Он обуславливает особенности психической деятельности, а именно скорость реакций, интенсивность, темп, ритмичность, стремительность, амплитуду, с одной стороны, а с другой – силу эмоциональных проявлений личности, ее впечатлительность, лабильность, длительность, скорость возникновения чувств и их прекращения.

      Условно выделяют четыре основных типа темперамента: меланхолик, холерик, сангвиник и флегматик. В основном в личности преобладают признаки одного из типов, но наслаиваются черты других типов темперамента, и очень редко встречается чистый темперамент одного вида. Определить какой у ребенка темперамент можно примерно с 3-4 лет и уже более явно он проявляется в возрасте 5-6 лет. Знать темперамент ребенка нужно для того, чтобы избежать возможных ошибок в воспитании и направить развитие малыша в нужное русло. Игнорирование темперамента ребенка может привести к отчуждению и замкнутости ребенка.

У каждого типа есть свои достоинства и недостатки, в двух словах можно определить так:

Сангвиники – душа компании, жизнерадостные и коммуникабельные.

Холерики – движущая сила, импульсивные и боевые.

Флегматики – совесть компании, терпеливые и невозмутимые.

Меланхолики – мозг компании, анализаторы и разработчики стратегий.

Для родителей очень важно знать, какой тип темперамента у их малыша. Это раскроет все особенности характера ребенка и поможет в понимании его поступков. Вам станет понятно, почему ваш малыш часами застегивает кофточку, а соседский мальчик ни минуты не сидит спокойно.

Темперамент ребенка можно определить по эмоциональности, чувствительности, активности и энергичности ребенка. Зная тип ребенка можно подкорректировать увлечения и воспитание ребенка.

Типы темперамента ребенка:

Холерик

Эмоциональный, вспыльчивый, самоуверенный. Ребенок – стихийное бедствие. Очень гиперактивный. Он не минуты не сидит на месте. Про таких говорят – фигаро там, фигаро здесь. Его шалости бесчисленны. Любит быть в центре внимания. Игрушки всегда раскиданы по всей комнате. Речь быстрая, громкая, с проглатыванием окончаний  и очень эмоциональная. В компании всегда лидер и командир. Решения принимает быстро. Его невозможно рано уложить спать. Очень подвижен, неусидчив, непредсказуем, непоседа и спорщик. Холерик бесстрашен и настойчив. Вокруг него всегда риск и приключения. Может быть задирой и хулиганом.

Рекомендации:

Направить эту бурную энергию в нужное русло, например активный вид спорта. 

 Холерику сложно усидеть дома, должен быть простор для игр. Не раздражайтесь, если ваш холерик не может усидеть за рисованием или ручными подделками. Найдите способ поощрять его усидчивость. Чтобы он научился контролировать себя в обществе, вместе анализируйте его конфликтные ситуации, рассматривайте, где бы он мог поступить другим образом и какие могли бы быть последствия. Научите его выплескивать гнев на подушку или грушу. Объясните ему, что все взрослые могут контролировать свои эмоции. Холерика нельзя ругать при посторонних людях, в случае с холериком это как бросить масло в огонь. Помните, холерик заложник своего бурного характера, помогите ему обуздать свою энергию.

Сангвиник

Живой, сильный, жизнерадостный, ребенок-солнце. Всегда в хорошем настроении, активен, любознателен, оптимистичен и уверен в себе. С таким ребенком легко и интересно. Он быстро забывает обиды и прощает обидчика. Его речь быстрая, с подвижной мимикой и жестами. Он быстро засыпает и просыпается с улыбкой и в хорошем настроении. От слез и капризов его легко отвлечь. Легко находит общий язык с людьми, обладает чувством юмора. Принимает и понимает людей такими, какие они есть. Со всеми в хороших отношениях, часто неосознанно становится лидером компании. Если занятие не интересно, то быстро теряет к нему интерес и не доделывает до конца.

Рекомендации

Сангвиникам так же необходим подвижный вид спорта, но охотно они будут заниматься, только если спорт их заинтересует, а тренер вызывает симпатию. С сангвиниками можно быть в меру требовательным к выполнению заданий до конца. Сангвиники часто меняют свои увлечения, особенно если натыкаются на неинтересные мелочи. Помогите преодолеть эти мелочи, и сангвиник с новыми силами продолжит занятие. Важно поощрять усидчивость, целеустремленность и результативность. Если ваш ребенок –  сангвиник, пусть вас не раздражает его непостоянность и неумение доводить начатое дело до конца. Помогите ему подкорректировать его характер, и он станет успешным и общительным.

Флегматик

Медлительный, спокойный, обстоятельный и последовательный. Не любит шум и гам. С детства аккуратист. Может часами собирать пазлы или рисовать. Вывести из себя может, если кто-то сбивает его распорядок и берет его вещи. Не стремится к лидерству, не обижается, но если с кем-то ссорится, то может прекратить дружбу навсегда. Его сложно вывести из себя, он миролюбив и не любит риск. Его речь нетороплива, с паузами, без мимики и жестов. Редко раздражается и старается жить по своим правилам и установкам. Соблюдает режим дня и свои правила. Любит постоянство. Может нарочно медленно одеваться, чтобы родитель вышел из себя и  быстренько одел его сам. Сложно дается выбор, будет долго смотреть весь ассортимент, взвешивать, но в итоге попросит выбрать за него.

Рекомендации

Если ваш ребенок флегматик, и вы куда-то собираетесь, то начните это делать раньше. Криками и скандалами вы только затормозите процесс. Не делайте за него его работу, а то он вообще перестанет ее делать. Нельзя флегматика обзывать лентяем и тюфяком, ругать за медлительность или нерасторопность, у ребенка может выработаться страх перед действием и он будет себя чувствовать неполноценным. Развивайте любознательность флегматика и заряжайте его положительными эмоциями. Смотрите мультики, ходите в зоопарк и цирк. Для развития подвижности и ловкости отдайте флегматика в спортивную секцию.  Помогите флегматику развивать свое мнение по поводу просмотренного фильма или мультика или по поводу окружающих людей и их поступков. Иначе он будет думать как все, и подстраиваться под поведение друзей.

Меланхолик.

Чувствительные, обидчивые, неуверенные в себе и несамостоятельные. Даже незначительное повышение голоса может довести его до слез. Такие дети плаксы и трусишки. Речь тихая, но с интонациями. Меланхолик добр и отзывчив, у него сильно развитая интуиция. Они теряются в незнакомой обстановке и не способны постоять за себя. Они молчаливы, говорят редко и тихо, легко подчиняются людям. Не любят ходить в садик или в школу. Они быстро устают и опускают руки. Но у меланхоликов, очень богатый внутренний мир. Они мечтатели, фантазеры, но в  тоже время рассудительные. У них мало друзей, как правило, это один или два человека, с которыми они могут быть полностью откровенны. Меланхолики любят одиночество.

Рекомендации

Упрекая меланхоликов в лени и пассивности, вы только еще больше усугубляете его неуверенность в себе и развиваете комплекс неполноценности. Помогите меланхолику включаться в игры детей, научите его знакомиться и общаться с ними. Репетируйте знакомство с детьми. Внушите ему, что у каждого бывают неудачи и трудности. Поддерживайте его, хвалите как можно чаще, а в неудачах ищите положительные моменты. Говорите, что верите в него, что у него все получится, вспоминайте прошлые успехи. Спокойно разбирайте его неудачи, и вместе планируйте, как будете действовать в следующий раз. Постарайтесь стать для него близким человеком, с которым он может поделиться всеми своими секретами и чувствами. Слушайте его мысли, учите отстаивать свое мнение и не давите на него.

Большая ошибка думать, что есть положительные типы темперамента ребенка, а есть не очень, например, сангвиник это хороший темперамент, а холерик плохой. Плохих и хороших темпераментов не бывает. В каждом типе существуют положительные и отрицательные качества.

Идеально, если темперамент ребенка и родителей совпадает, но если нет, ни в коем случае не ломайте ребенка, а попытайтесь учесть все особенности и развивать согласно  его темперамента. Помогите своему ребенку сохранить свою индивидуальность и пользоваться ее преимуществами. Ваш ребенок личность и с его темпераментом надо считаться. Будьте внимательны и добры к своему ребенку и ребенок будет любить вас вечно!

Воспитываем ребенка по типу темперамента. 

 Как воспитывать Сангвиника: Стремиться выработать у него устойчивые интересы. Учить упорству, терпению, умению доводить начатое до конца. Искоренять небрежность и поверхностность при выполнении заданий. Учитывать, что жизнерадостность, общительность и оптимизм сангвиника могут стать источником его легкомыслия и непостоянства.

 Как воспитывать Флегматика: Вырабатывать любознательность, побуждать сообразительность и воображение, поощрять его инициативу. Учить правильно распределять внимание и время при выполнении различных заданий. Учить полнее выражать свои чувства: как быть добрым, как жалеть кого-то, радоваться, огорчаться, прививать навыки общения и развивать коммуникабельность. Не раздражаться черепашьим темпам, а ускорять их, применяя игровую деятельность, хотя бы игры наперегонки.

 Как воспитывать Холерика: Направить бьющую ключом энергию на нужные, полезные дела. Учить обдумывать свои решения, оценивать возможности. Воспитывать настойчивость и сдержанность, учить владеть собой, гасить в зачатке агрессию Подбирать такие игры, которые укрепляют процессы торможения: спокойные, где все зависит от внимания и нужен минимум эмоций. Учить вежливости и учитывать, что непосредственность холерика нередко выливается в бестактность. Не уговаривать, холерик не воспринимает уговоры, в отличие от требований.

Как воспитывать Меланхолика: Быть с ним поласковее, помягче. Не требовать, а просить. Поддерживать и одобрять. Нацеливать его только на выполнимые задания, помогать их вовремя исполнить. Поддерживать его самостоятельность, учить преодолевать застенчивость, искоренять неуверенность в себе. Помогать и учить избавляться от страхов и ни при каких обстоятельствах не запугивать специально. Не требовать от меланхолика того, что для него невыполнимо.

 Общие правила воспитания:   Кроме того, можно выделить и общие правила, которые необходимо учитывать при взаимодействии со всеми детьми, вне зависимости от типа их темперамента, особенно если тип темперамента у родителя и у ребенка отличается, и ребенок вечно ведет себя «не так»:

Не подавлять ребенка, а управлять его темпераментом. Учитывать не только минусы, но и плюсы типа темперамента ребенка.

Не раздражаться оттого, что ребенок «не такой», не ругать ребенка за его темперамент. Стараться все-таки научить ребенка тому, чего ему не хватает. 

Подведем итоги

• Темперамент — это врожденное качество, не пытайтесь с ним бороться. Попытайтесь понять его и учесть при выборе занятий для ребенка.

• Не бывает «плохих» темпераментов. Грубость, агрессивность, эгоизм, низкий уровень культуры — это результат плохого воспитания.

• Выбирайте занятия согласно склонностям ребенка, его поведению. Учитывайте силу и скорость реакций ребенка, устойчивость и смену эмоций, активность и утомляемость, потребность в общении.

• Родители должны не только расширять кругозор малыша, но и развивать его способности, расширяя представления о различных видах деятельности. Важно предложить ребенку те занятия, которые подходят ему по темпераменту, по возможностям. Такие занятия сформируют у него интересы, склонности, помогут преодолеть неуверенность и страх

Источник

Неоспорим тот факт, что все люди разные. И это касается не только внешности, цвета глаз, волос… Нет двух детей с абсолютно одинаковыми свойствами нервной системы. Даже вроде бы похожие друг на друга, как две капли воды близнецы, обладают совершенно разными темпераментами. Ещё в младенческом возрасте это становится, очевидно. Различия детей дошкольного возраста особенно  заметны в играх, бытовых делах, общении со взрослыми и сверстниками. К примеру, одни, медлительно  едят за столом, тогда как другие уже все съели и готовы к играм, одни на неуспех реагируют слезами, тогда как другие « переносят все стойко, в молчании». И это различие заметно во многих сферах жизни ребенка. А детском саду, где большое количество детей,  эта разница заметна особенно. Воспитателю не следует ставить задачу изменить темперамент своих воспитанников, потому что это невыполнимая задача. Да и есть ли в этом какая-то необходимость?  Каждый темперамент имеет свои положительные и отрицательные стороны. Главное, что бы воспитатель помог развить ребенку его положительные свойства темперамента, и научить сдерживать отрицательные. И конечно же, подсказать родителям, как нужно поддержать свое чадо, что бы ребенок добился больших успехов не только в дошкольный период, но и в будущем. И  легче находить с ребенком  общий язык. А если родители хотят, что бы их ребенок занимался ещё и в дополнительных кружках или секциях, то несомненно ориентироваться на темперамент своего ребенка. Ведь психологическое  здоровье малыша, очень важно для развития полноценной личности.

Темперамент – это индивидуальные особенности человека, которые определяют динамику его психической деятельности и поведения.

Выделяют 4 вида чистого темперамента. Сразу стоит отметить, что темперамента в « чистом виде», как правило, не существует, но вот основной вид темперамента присущ каждому человеку.

И так… существуют  такие виды темперамента как сангвиник, холерик, флегматик и меланхолик.

По многочисленным наблюдениям, холериков, как правило, немного больше, чем остальных видов темперамента.

Ребенок-сангвиник-  веселый, подвижный, легко сближающийся с людьми. Очень любит общаться, радоваться жизни. Обычно в хорошем настроении, любознателен, активен, умеет контролировать свои эмоции. В коллективе такие дети легко находят общий язык со сверстниками, и так же легко приспосабливаются к любой новой обстановке. Как правило,  такой ребенок в группе дружит со всеми. Отрицательные стороны данного типа темперамента в том, что ребенок при всей своей любознательности, может не доводить дело до конца, быть поверхностным, небрежным. А в будущем это может сказаться  на успехах  ребенка в учебе. Не стоит поддерживать сангвиника в его стремлении к частой смене деятельности.  Конструкторы, пазлы, рукоделие, конструирование моделей и другие игры, которые требуют внимания и тщательности, помогут развить собранность и аккуратность.

Ребенок- холерик  – это огромная « буря» эмоций. Такие дети чаще всего неспокойны, вспыльчивы. Не признают правил и требований. В коллективе такие дети пытаются быть лидерами. Больше предпочитают подвижные игры. Холерик не переносит долгого ожидания, подвержен резким переменам настроения. Ребенок-холерик – это ужасный непоседа и спорщик. Импульсивен. Задания бросается выполнять, недослушав до конца, все делает быстро, но небрежно, не замечая неточностей и ошибок. Холерик очень общителен, но легко может поссориться со всеми. Холерикам рекомендуется заниматься подвижными видами спорта, которые дадут возможность ребенку стремиться к лидерству. Для укрепления тормозных процессов занимайтесь с ним конструированием, рисованием, ручным трудом, рукоделием. И главное, следите, что бы ребенок обязательно доводил начатое дело до конца. Хвалить ребенка, если он проявляет  старательность и усидчивость. И ни в коем случае не ругайте его при всех, ставя кого-то в пример.

Ребенок-флегматик  отличается терпеливостью и медлительностью. Он мужественно переносит физическую боль. Предпочитает более спокойные игры, не любит беготню и шум.  Для дружбы ребенок-флегматик выбирает узкий круг друзей. Речь у него  немного замедленна, лишена эмоций, мимики, жестов, рассудительна. Флегматик усидчив и внешне спокойный ребенок. Долго запоминает правила игры, но зато потом редко ошибается. Он не отличается большой фантазией и выдумкой, но зато, что касается порядка, то уже с детства аккуратно складывает игрушки и одежду. Не стремится к лидерству, не любит принимать решения, легко отдавая это право другим. Редко обижается, но уж если поссорится, то может навсегда порвать отношения с обидчиком. Флегматик может продуктивно работать даже в неблагоприятных условиях. Неудачи не выводят его из себя. Флегматики, при выборе долго колеблются и раздумывают. Развивайте творческое мышление маленького флегматика рисованием, музыкой, шахматами. Его могут заинтересовать те виды спорта, которые не требуют быстрой реакции.

Ребенок-меланхолик – очень боится новой обстановки, шумных компаний, новых людей. Эти дети нерешительны, скованы, застенчивы, стеснительны. Но дома, с родителями, близкими людьми они открыты и общительны. Меланхолики не стремятся к лидерству. Дети-меланхолики особенно нуждаются в поддержке и одобрении близких.  Они очень чувствительны, обидчивы, насторожены ко всему новому. Меланхолик неуверен в себе, ему трудно самостоятельно сделать выбор. Неудачи могут вывести меланхолика из равновесия. Речь меланхолика негромкая, неуверенная. Они редко спорят. Дети- меланхолики быстро устают, опускают руки, если возникают какие-то препятствия. Ведет себя, как “маленький взрослый” – очень рассудителен, любит находить всему объяснение, любит уединение. В постели долго мечтает и размышляет. Часто производит впечатление замкнутого ребенка. Легко переносят одиночество. Меланхолики с трудом включаются в коллективные игры, но включившись в игру, играет с удовольствием. Взрослым необходимо дать понять ребенку-меланхолику, что  люди могут ошибаться, и что неудача не делает его плохим. Хвалите меланхолика по чаще, что бы добавить в нем чуточку уверенности. 

Источник