Влияние технологий на развитие ребенка

Влияние технологий на развитие ребенка thumbnail

hello_html_mf2e370.jpg

В наши дни телевизор, компьютер прочно вошли в жизнь малышей. Экран телевизора заменяет бабушкины сказки, мамины колыбельные, разговоры с отцом … экран становится главным воспитателем ребенка.

Однако это, казалось бы, безопасное занятие может повлечь за собой весьма печальные последствия не только для здоровья ребенка, но и для его психического развития.

Как проводит время дома ваш ребенок? Утром просыпается от маминого поцелуя или очередной порции мультсериалов? Как часто мы поем детям колыбельные перед сном, или их укладывают телепередачи? Что мы читаем нашим детям и читаем ли? Сколько времени проводят наши дети за компьютером и во что они играют?

По данным ЮНЕСКО, около 95% современных детей дошкольного возраста смотрят на экран 28 часов в неделю (в среднем – 4 часа в день; по будням – меньше, в выходные – больше, что имеет отрицательные последствия для здоровья).

Во-первых, ухудшается зрение, нарушается осанка, организм испытывает дефицит движений.

Во-вторых, происходят изменения в психическом здоровье:

  • Отставание в развитии речи. С телевизором невозможно вести диалог. Чтобы ребенок заговорил, речь должна быть включена в его конкретные практические действия, реальные впечатления, а главное – в общение с взрослыми. А с экраном не нужно живого общения: вопросов, ответов.

  • Ухудшение мышления, так называемой внутренней речи. А ведь именно во внутренней речи совершается не только мышление, но и воображение, и переживание, и любое представление, – словом все, что составляет внутренний мир человека, его душевную жизнь.

  • Неспособность к самоуглублению, концентрации на коллективном занятии, отсутствие заинтересованности делом. Появилось новое заболевание – дефицит концентрации внимания. Это заболевание особенно ярко проявляется в процессе обучения и характеризуется гиперактивностью, ситуативностью, рассеянностью.

  • Трудное восприятие информации на слух. Дети не могут удерживать предыдущую фразу и связывать отдельные представления. Слышимая речь не вызывает у них каких-либо образов и устойчивых впечатлений, поэтому им трудно, неинтересно и скучно читать.

  • Резкое снижение фантазии и творческой активности. Дети теряют способность и желание чем-либо занять себя. Они не прилагают усилий для изобретения новых игр, сочинения сказок, создания собственного воображаемого мира, поэтому им скучно рисовать, конструировать, придумывать новые сюжеты.

  • Обеднение общения со сверстниками. Ребенок сидит один у экрана, а на общение с другими детьми нет ни желания, ни времени. Куда легче нажать на кнопку и ждать готовых развлечений.

  • Повышение жестокости и агрессивности. Жестокость и агрессия становятся чем-то обыденным, привычным, стирается ощущение порога дозволенности. При этом дети не отдают себе отчета в собственных действиях и не предвидят их последствий.

Детский возраст — период наиболее интенсивного становления внутреннего мира, формирования личности. Наверстать упущенное в этом возрасте практически невозможно. 6-7 лет – зарождение фундаментальных способностей человека. Поменять фундамент, когда здание построено уже нельзя. Следовательно, ранний возраст является наиболее ответственным — он определяет дальнейшее развитие человека.
Полноценное человеческое развитие ребенка возможно только в интенсивном и непрерывном общении с близкими взрослыми. Никакие технические средства не способны заменить живого человека, не могут открыть культурный смысл окружающих вещей.hello_html_2436fa8d.jpg

Передача родительских прав экрану имеет примерно то- же влияние на ребенка, как и полное его игнорирование.

Но нельзя забывать и о том, что мы живем сейчас в век информационных технологий. Компьютерные классы есть уже во всех школах. Информатика стала привычным учебным предметом. Компьютеры используют и в работе с детьми дошкольного возраста.

Невозможно и совсем ограничить просмотр телевизора и компьютерные игры в семье. Да и вряд ли это нужно. Надо только иметь в виду, что детям трудно соблюдать меру в игре или при просмотре телевизора. Процессы саморегуляции у них еще недостаточно сформированы, а значит им трудно ограничивать время игры на компьютере, вовремя делать перерывы. Поэтому вы, родители, должны внимательно выбирать передачи и мультфильмы для просмотра своих детей, ограничивать их по времени. При этом очень важно своими комментариями помогать малышам в осмыслении происходящих на экране событий.

Сохраним ли мы детство для наших детей – безопасное, радостное, очаровывающее сказкой и добрыми играми, таящее в себе удивительный мир открытий и приключений? Или же опустим его в бездну информационного хаоса? Решать только нам, взрослым.

hello_html_m2e823411.jpg

Используемая литература:

  1. https://www.supermamy.ru/supermom/childrearing/pedagogics/komp/

Источник

Ирина Бурдюгова
Влияние современных технологий на развитие ребенка младшего дошкольного возраста

Воспитание детей в разных странах отличается широким разнообразием обычаев и нравов. Современные родители отличаются самой разнообразной, самой процветающей социальной системой на нашей планете. И, тем не менее, у изобретательных матерей остается достаточно времени, чтобы заниматься деятельностью, определяемой их половой принадлежностью.

Что плавно подводит нас к теме воспитания детей. Кто же этим занимается?

Гораздо проще, и конечно же, удобнее оставить ребенка с воспитателем, няней, родственником. Но. Люди еще не забыли о существовании Iphone и Ipad! И поручить гаджетам буквально «воспитывать» своих чад – излюбленное занятие каждого второго родителя. И это уже не удивляет, ведь ребенок так заинтересован новой игрушкой. Бесконтрольное использование гаджетов ребёнком не приводит к хорошему, поэтому гаджеты должны быть в жизни детей дозировано и под родительским контролем. Рассмотрим подробнее, в чём заключаются плюсы и минусы использования гаджетов.

Читайте также:  Упражнения для развития ребенка 4 лет с зпр

Плюсы использования гаджетов

1. Способ временно занять ребёнка в «полевых» условиях. Дети достаточно тяжело переносят длительное ожидание в очередях, дальнюю дорогу, стояние в пробках. Игрушки, книги, фломастеры и альбом далеко не всегда могут оказаться под рукой, а вот с гаджетами взрослые не расстаются, и тут они будут очень кстати. Смартфон или планшет с мультиками, играми или интересными приложениями помогут скрасить ребёнку томительные минуты и часы.

2. Развитие познавательных процессов и получение новых знаний. Некоторые компьютерные игры и приложения действительно способствуют развитию внимания, памяти, логического мышления, учат читать, считать, рисовать. Так же существуют познавательные мультики, которые позволяют ребёнку получить новые знания об окружающем мире. Подвох в том, что качественных развивающих игр и мультфильмов не так уж много, большинство только заявляют о развивающем эффекте.

Малышам в возрасте 2–3 лет (именно в это время дети начинают интересоваться новыми современными устройствами) можно установить на ноутбук или планшет развивающие игры, соответствующие возрасту. Главное, чтобы родители контролировали время, проведенное ребенком с гаджетом. Детям до 3-х лет заниматься с устройствам не более часа в день, каждые 20 минут нужно делать перерыв, для того чтобы отдохнули глаза. Ребенку более старшего возраста время «общения» с гаджетами можно увеличить, но также необходимо совершать перерывы после 20–30 минут занятий или игр.

Минусы[/b]

1. «Однобокость» развивающего эффекта. Раз уж мы заговорили о том, что гаджеты способствуют развитию ребёнка, стоит сказать и об обратной стороне медали. Для ребёнка раннего возраста, у которого образное мышление ещё только формируется, развивающий эффект от мультиков и передач стремится к нулю. Когда ребёнок активно осваивает мир предметов, важно, чтобы у него были задействованы все каналы восприятия. Чтобы понять, что кубик квадратный, а мяч круглый, ему недостаточно увидеть изображения – обязательно нужно потрогать, ощутить ручками грани и рёбра кубика, округлость мяча. В итоге развивающее видео даёт однобокий эффект: формально ребёнок что-то запоминает, но фактически не осваивает информацию глубоко и качественно.

2. Отрицательное влияние на здоровье и физическое развитие. В первую очередь речь идёт об ухудшении зрения. Если ребёнок регулярно больше 20 минут в день смотрит в монитор компьютера или экран телефона или планшета, то через полгода острота его зрения начинает снижаться. Второй аспект негативного влияния на здоровье связан с тем, что дети, проводящие много времени за играми и мультиками, гораздо меньше двигаются, а это системно сказывается на состоянии всего организма. Детки за компьютером/планшетом/ноутбуком сидят часто сутулясь, а это это провоцирует искривление позвоночника и проблемы с осанкой в будущем.

3. Снижение творческой активности. Никакие игры и приложения никогда не заменят спонтанное творчество, работу с настоящими материалами и живым цветом. В реальной жизни ребёнок фантазирует. Он клеит, лепит, вырезает, раскрашивает, комбинирует, находит самые неожиданные решения. Виртуальное пространство лишает его творчества, ведь там он может действовать только в рамках опций, предусмотренных производителем программы.

4. Вытеснение интересов, отношений и привязанностей в виртуальное пространство. Это очень серьёзное последствие, и возникает оно только при злоупотреблении гаджетами. Ребёнок буквально выпадает из реальной жизни: все его интересы сосредоточены на виртуальном мире. В этом случае можно говорить о зависимости от гаджетов.

5. Редко, но возможно наблюдаться и психическое расстройство. Если ребенок часто играет в игры где много крови и ужасов.

Отношение родителей к внедрению гаджетов в жизнь ребёнка неоднозначное: одни активно их используют, другие настойчиво пытаются оградить чадо от современных веяний.

И все же бросаться в крайности, ведь истина, как обычно, где-то между ними… Ребёнок рождается и растёт в современном мире, а современная жизнь предъявляет к человеку достаточно высокие требования. Уже в начальной школе ребёнку понадобится примитивное знание компьютера, поэтому старательно не допускать знакомства ребёнка с разными электронными устройствами не очень предусмотрительно.

Я бы советовала родителям насколько это возможно пользоваться гаджетами и вырабатывать культуру общения с техникой. Самим родителям обратить внимание на то, чтобы гаджет не занимал основное место в их жизни, не был целью, а служил инструментом, который помогает сделать что-то лучше и быстрее. Взаимодействие с гаджетом не должно вычеркивать все остальные вещи, как в вашей жизни, так и в жизни ребенка: прогулка, рисование, занятие спортом, чтение книги с мамой и т. д. Показывайте малышу, что связаться со своими родными он может независимо от того, есть ли у него мобильный телефон или нет. Что любую жизненную задачу, он может решить сам, не прибегая к технике, а общаясь с живыми людьми.

Автор: Бурдюгова И. А.

Источник

МГУ им. М.В. Ломоносова
Факультет журналистики

«Влияние новых технологий на детей и их развитие.»

Студентки V курса д/о
507 группы
Лукирской С.А.

Москва, 2014

Читайте также:  Физическое и психомоторное развитие ребенка на первом году жизни

Сегодня двухлетние дети уже могут
Разблокировать телефон и войти в Интернет.
А что я делал в их возрасте? Я ел песок…
(Шутка…Народная. Найдена на бескрайних просторах интернета)

Свою статью я начну с нашего знакомства. Меня зовут София, я мать
трёхлетнего ребёнка, мальчика по имени Гоша. Мнение, изложенное в статье,
будет опираться на мой личный опыт материнства.
Современный мир и его развитие основано на компьютерных
технологиях. Нас окружают многочисленные гаджеты, которые делают нашу
жизнь и проще и сложнее одновременно. Проще в том, что для нас стали
доступны вещи, ранее просто невозможные, а сложнее тем, что все
современные люди «гаджетозависимы» и нужно обладать определенным
набором знаний и навыков, чтобы этими гаджетами умело пользоваться.
Однако когда смотришь на современных детей, появляется ощущение, что
они уже рождаются с набором определенных навыков. Отчего это
происходит? Видимо от того, что ребенок знакомится с плодами развития
цивилизации еще в утробе матери. Первые селфики с ним мама делает, когда
ребенок находится еще в ее животике и «вывешивает» его еще не
родившегося в Инстраграмм. Только родившись, ребенок немедленно
сталкивается с использованием электронной техники: айфонов, айпэдов и
прочих гаджетов. Ведь, что делает мама, только что родившая ребенка?
Правильно! Фотографирует малыша на свой мобильный телефон. Первое
фото для папы… Вот и первое знакомство ребенка с айфоном или иным
устройством.

Конечно, этот момент ребёнок вряд ли запомнит. Но ведь

дальнейшее взросление ребёнка мама пошагово также фиксирует на свой
телефон: фотографии с новыми достижениями ( тут малыш научился держать
головку, а вот на этой фотографии мы впервые в зоопарке, а тут на

аттракционах и т.п.); в заметки большинство мам записывают интересные
высказывания своих детей, первые слова; записывают видео, как ребёнок
поёт, гуляет, играет в песочнице и тп. Таким образом, ребёнок привыкает к
тому, что у мамы

в руках постоянно находится

мобильный телефон.

Малыш не стесняется фотографироваться, более того позирует, учится
рассказывать стихотворения, которые записываются на видео, потому что
для ребенка – это обычная неотъемлемая часть его жизни с момента самого
рождения. В дальнейшем происходит и обучение навыкам, т.е. ребёнок, видя,
как его мама обращается с тем же телефоном, начинает повторять движения,
копировать их. Знания об устройстве он, конечно, пока не приобретает, но
навыки приобретает, безусловно. Ребенок копирует движения взрослых,
которые пользуются своими устройствами в его присутствии. Память у
малышей цепкая, они моментально запоминаю «нужные» движения и
безошибочно воспроизводят их, когда в их ручки попадает электронное
устройство. Это я заметила впервые, когда мой ребенок подошел ко мне, взял
айфон и, недолго думая, целенаправленно провел пальцем, разблокировав
его. Со временем Гоша так же запомнил код доступа, вернее не запомнил сам
код, а выучил те «места», куда надо нажать, чтобы телефон заработал. Хотя
читать он ещё не умеет и просто запоминает все «необходимые» движения
пальцев. Позже Гоша научился просматривать сделанные на телефон
фотографии, и это вскоре стало его любимым развлечением в московских
пробках. Позднее он «научился» видеть фото на экране, и если звонившие
это: папа, бабушка или дедушка, то с легкостью нажимал «ответить», чтобы
поговорить. Сейчас Гоша осваивает цифры и буквы, даже боюсь
предположить, что ждет родительские гаджеты в скором будущем…
Конечно, каждое новое поколение намного техничнее предыдущего.
Вспоминается, как мы совсем недавно лихо вставляли видеокассету с
любимым мультиком в плеер, удивляя своих бабушек и дедушек, которые
охали: «где он мог этому научиться и он в этом понимает?». Современные
дети также включают своим бабушкам и дедушкам видео на youtube, ловко

пользуясь планшетами. Например, мой старенький первый планшет фирмы
Apple перешёл по наследству моему сыну. Пользуется он им пока только
одним способом: заходит в приложение youtube и ищет себе мультфильмы по
вкусу. Пока Гоша не умеет писать и читать, поэтому просто заходит в
избранные, сохранённые мной мультфильмы, и включает их.
высвечивается

Справа

ряд мультфильмов определенной тематики. В этом ряду

Гоша выбирает тот мультфильм, что ему нравится и включает его, ловко
пользуясь кнопками воспроизведения, паузы, регулировки громкости. Если
вдруг видео начинает «тормозить», то ребёнок ругается, воспроизводит
фразы взрослых про плохой интернет, озвучивает предположения о «плохом
вайфае». Конечно, Гоша не знает что такое INTERNET и WI-FI, до конца он
не понимает значение сказанных им слов. Но эти выражения он слышал от
взрослых и инстинктивно понимает, что какой-то «вайфай» даёт ему
возможность смотреть мультик. А если экран планшета этот мультфильм не
показывает, значит, что-то случилось. Ещё одно любимое развлечение Гоши:
разглядывание фотографий в планшете. И их комментирование, ведь так
делают взрослые!
Гоша еще очень маленький, поэтому компьютер он пока не освоил, и я
не тороплю этот момент, но есть одна кнопка в компьютере, которую он уже
освоил блестяще. Это кнопка выключения. Когда мой сын требует к себе
немедленного внимания, а я занята какими-то учебными или рабочими
делами, Гоша использует волшебный прием привлечения моего внимания к
нему, он подкрадывается ко мне и быстро нажимает ту самую кнопку! Это
прием научил меня всегда сохранять документы в процессе их написания.
Безусловно, гаджеты служат не только для развлечения ребенка, они
непосредственно участвуют и в его развитии. Планшеты удобны для
просмотра развивающих мультфильмов, сейчас существует множество
приложений, с помощью которых можно учить цифры, буквы, отгадывать
загадки, слушать аудио сказки, колыбельные. Многим детям ставят

Читайте также:  Ребенок с тяжелыми пороками в развитии

планшеты во время еды, с помощью такого маневра дети отвлекаются и сами
не замечают, что едят полезную, а не вкусную пищу, хотя до включения
мультфильма, кричали, что есть они не будут ни при каких обстоятельствах.
Правда, врачи-диетологи говорят, что это очень вредно, проводя аналогии с
тем же, что взрослым людям вредно есть под телевизор. Но моё мнение
таково: нет ничего страшного, если ребёнок съест свой положенный ему на
обед полезный суп под контролем мамы и завесой мультиков. Это же не
чипсы или ведро попкорна под сериал «трескать». Хотя, безусловно, во всем
нужна мера.
Для занятых мам, например, работающих дома, планшет — настоящая
находка. Можно усадить ребенка с планшетом и какое-то, конечно недолгое,
время заниматься своими рабочими делами.
Однако не следует переоценивать роль наших электронных «нянек».
Представляется,

что

длительное

использование

подобной

техники

нежелательно и просто опасно для ребенка. Начиная от падения зрения и
гиподинамии и заканчивая жуткой нервной возбудимостью и нарушением
осанки. Как утверждают специалисты-офтальмологи, у детей в раннем
возрасте очень быстро в течение считанных месяцев снижается зрение, а
восстанавливается долго и не всегда. Наш семейный врач утверждает, что
просмотр мультфильмов перед сном – огромное зло для ребенка, что за два
часа до сна ребёнку ни в коем случае нельзя смотреть мультфильмы, потому
что его сознание возбуждается, он перестаёт хотеть спать и уложить без слез
и скандала ребёнка становится невозможно. Для детской нервной системы
это очень плохо. Хотя на вид ребёнок может быть абсолютно спокоен: ведь
он тихо сидит, не бегает и не кричит. Поэтому не надо забывать, что ребенок
в любое, даже очень техничное современное время, остается, прежде всего,
ребенком и в первую очередь ему полезно здоровое гулянье с подвижными
играми на свежем воздухе и сон, а все современные «игрушки» не должны
замещать привычные детские радости, которые складывались веками.

Пока мой сын еще маленький и он никогда не играл в компьютерные
игры. Но я хотела бы затронуть эту тему, очень боюсь, что мой ребёнок
начнёт играть в компьютерные игры, как большинство современных
мальчишек, и увлечется ими без меры. Я – категорический противник всех
этих виртуальных жизней, игр с несколькими жизнями, виртуальными
друзьями.. Психологи давно бьют тревогу: огромное количество случаев,
когда подростки уходили в виртуальную реальность, общались только с
кибер друзьями, переставали выходить во двор, играть в футбол и т.п. И в
конечном итоге растрачивали коммуникативные навыки в обычной жизни.
Конечно, оградить своего ребенка совсем от компьютерных развлечений
невозможно. Ведь, если, к примеру, всем мальчишкам в классе купили
популярный sony playstation, и ваш ребёнок единственный у кого этой
игрушки нет, это ненормальная ситуация. Сложно так отказать мальчику,
чтобы ему не навредить, он в любом случае будет чувствовать себя
ущемленным. Почему у всех есть, а у него нет? Единственное, что здесь
остаётся посоветовать родителям, так это показывать своему ребёнку, что
мир намного многограннее, чем все эти виртуальные игры. Ограничивать
время данного развлечения. Пытаться заинтересовать ребёнка чем-то
реальным, что ему может быть намного интереснее. Спорт, искусство,
туризм. У моего Гоши есть сводная сестра, ей 11 лет. Когда она приходит к
нам в гости, она играет, используя планшет, показывает различные
компьютерные игры Гоше, он тоже пытается участвовать в игре. Это может
длиться достаточно долго. Но стоит занять детей каким-то совместным
трудом, рукоделием, поехать в парк, так они с радостью мгновенно забывают
про свои планшеты.
Подводя итого вышесказанному: так что же все-таки гаджеты для
современных детей – добро или зло?! Наверное, добрая сотня диссертаций
была написана на эту тему различного рода специалистами от врачей до
психологов. И каждый убедительно доказывает свою точку зрения,
основываясь на научно доказанных фактах. Но истина, как обычно, лежит

где-то посредине. Гаджеты, безусловно, огромный положительный прорыв
общества, который нужно и должно умело использовать для всестороннего
развития ребенка, формирования его как полноценной и образованной
личности. Однако нельзя подменять техническими новшествами обычное
человеческое общение. Всему должно быть своё время, и ни в коем случае
гаджеты и компьютерные игры не должны заменять ребенку реальность и
живое общение с родителями, сверстниками и социумом в целом. Нужно
всегда помнить о том, что уйти в виртуальную реальность ребенок сможет
легко, а вот вернуть его оттуда иногда просто невозможно…

Источник