Влияние театрализованной игры на развитие ребенка

Влияние театрализованной игры на формирование личности ребенка

Театрализованные игры позволяют решать многие педагогические задачи, касающиеся формирования выразительности речи; интеллектуального, коммуникативного, художественно-эстетического воспитания, развития музыкальных и творческих способностей.

В условиях современного мира многие утверждают, что сейчас в детском саду дети стали меньше играть, особенно в театрализованные игры. Игры сворачиваются и не достигают развитой формы, что отрицательно отражается на психологическом и личностном развитии детей. Для избегания этого необходимо влияние взрослых на развитие театрализованных игр, но для этого надо адекватно, педагогически грамотно воздействовать, понимать ее специфику, иметь представление о ее развивающем значении.

Готовность к театрализованной деятельности ребенка определяется как система знаний и умений, обеспечивающих возможность совместной деятельности по созданию условий для проведения действия и комфортность. Педагогическое сопровождение направлено на сохранение самостоятельности игры и пробуждение игрового творчества, желания совместно придумывать сюжеты, ролевые диалоги и элементы предметно-игровой среды. Педагоги должны пробудить у детей способность к импровизации, насыщению сюжетов оригинальными событиями, сочетающими реальные и фантастические элементы.

Почвой для развития театрализованной игры является сюжетно-ролевая. Особенность сюжетно-ролевой игры в том, что дети со временем не удовлетворяются в своих играх только изображением деятельности взрослых, их начинают увлекать игры, навеянные литературными произведениями. Детей больше увлекает сам сюжет, его правдивое изображение, чем выразительность исполняемых ролей.

В современном мире дети страдают от неустойчивого внимания, испытывают трудности при ориентировке в пространстве, у них недостаточно развита познавательная деятельность, наблюдается нарушение грамматического строя речи, незрелость эмоционально-волевой сферы. Поэтому особую роль в повышении умственной активности, совершенствовании речевых навыков, развитии психических процессов, повышении эмоциональной активности принадлежит театрализованным играм.

Театрализованная деятельность выполняет познавательную, развивающую и воспитательную функцию. Дети познают окружающий мир, становятся участниками событий из жизни героев, животных, растений. Тематика игр должна быть разнообразной.

Воспитательное значение театрализованных игр состоит в формировании уважительного отношения детей друг к другу, развитии общительности и дружелюбия. Также развивается творческая активность, так как в играх не только говорят, но и действуют сказочные герои.

В театрализованной игре имитируются движения персонажей, совершенствуется координация детей, вырабатывается чувство ритма, повышается активность рече-двигательного анализатора. Дети начинают чувствовать ответственность за успех игры.

Театрализованная игра – один из самых эффективных способов воздействия на ребенка, в котором наиболее ярко проявляется принцип обучения: учить играя! Расширяются и углубляются знания об окружающем мире, развиваются память, мышление, восприятие и воображение; активизируется и совершенствуется словарный запас, грамматический строй речи, звукопроизношение, навыки связной речи и выразительность. Также совершенствуется моторика, координация, развиваются поведенческие навыки, стимулируется развитие творческой, поисковой активности, самостоятельности. А самое главное – игры доставляют детям радость, вызывают активный интерес, увлекают их.

Они радуют, смешат, пользуются любовью. Дети видят окружающий мир через образы, звуки, краски, радуются и огорчаются вместе с персонажами, плачут над бедой любимых героев, готовы помочь им в преодолении трудностей.

Тематика и содержание игр имеют нравственную направленность, которая заключена в каждой сказке, литературном произведении. Это развивает чувство дружбы, отзывчивости, доброты, честности, смелости. Непроизвольно дети подражают, отождествляют себя с полюбившимся образом. Способность к такой идентификации и позволяет через образы оказывать влияние на формирование личности ребенка. Самостоятельно разыгрывая какие-либо роли дети приобретают опыт нравственного поведения.

Театрализованные игры позволяют решать многие задачи – от ознакомления с общественными явлениями, формирования элементарных представлений до физического совершенствования. Умело поставленные педагогом вопросы побуждают думать, анализировать, делать выводы и обобщения. Эстетическое влияние игр может быть более глубоким: восхищение прекрасным и отвращение к негативному, что создает в свою очередь настроение, эмоциональный подъем, повышает жизненный тонус детей.

Игра в жизни детей – наиболее доступный и интересный способ переработки и выражение впечатлений, знаний и эмоций. Это импровизация, оживление героев, предметов и звуков. Дети знакомятся с чувствами, настроениями героев, осваивают способы внешнего выражения, осознают причины того или иного настроя, создают атмосферу творчества, развиваются музыкальные способности.

Театрализованные игры как нельзя лучше влияют на формирование личности ребенка: углубляется интерес к окружающему миру, образам, приобретается опыт самовыражения.

Источник

Марина Петровская
Влияние театрализованной игры на развитие личностных компетенций ребёнка-дошкольника

Влияние театрализованной игры на развитие

личностных компетенций ребёнка-дошкольника

Личностные качества ребёнка формируются в активной деятельности и, прежде всего, в той, которая на каждом возрастном этапе является ведущей, определяет его интересы, отношение к действительности, особенности взаимодействия с окружающими людьми. В дошкольном возрасте такой ведущей деятельностью является игра.

В современном понимании игра – это форма деятельности в условных ситуациях, направленная на воссоздание и усвоение общественного опыта, фиксированного в социально закреплённых способах осуществления предметных действий, предметах науки и культуры. В дошкольный период она является основным видом деятельности ребёнка и оказывает большое влияние на его психическое развитие (Л. С. Выготский, А. В. Запорожец, А. Н. Леонтьев, А. А. Люблинская, Д. Б. Эльконин и др.). В понятие «игра» объединены самые разнообразные проявления активности ребёнка, которые различаются прежде всего характером и направленностью, – это игры дидактические, подвижные, сюжетно-ролевые, театрализованные, строительно-конструктивные, музыкальные и др.

Сюжетно-ролевая игра имеет большое значение для возникновения у детей игры особого рода, театрализованной. Особенность театрализованной игры состоит в том, что со временем дети уже не удовлетворяются в своих играх только изображением деятельности взрослых, их начинают увлекать игры, навеянные литературными произведениями (на героическую, трудовую, историческую тематику). Такие игры являются переходными, в них присутствуют элементы драматизации, но текст используется здесь более свободно, чем в театрализованной игре. Детей больше увлекает сам сюжет, его правдивое изображение, чем выразительность исполняемых ролей.

Именно сюжетно-ролевая игра является своеобразным плацдармом, на котором получает своё развитие театрализованная игра.

Оба вида игры развиваются параллельно, но сюжетно-ролевая игра достигает своего пика у детей 5-6 лет, а театрализованная – у детей 6-7 лет.

Таким образом, театрализованная игра, как один из видов игровой деятельности, оказывает существенное влияние на ход развития личности ребёнка. Театрализованные игры позволяют решать многие педагогические задачи, касающиеся формирования выразительности речи, интеллектуального, коммуникативного, художественно-эстетического воспитания, развития музыкальных и творческих способностей.

В условиях современного мира многие утверждают, что сейчас в детском саду дети стали меньше играть, особенно в театрализованные игры. Игры сворачиваются и не достигают развитой формы, что отрицательно отражается на психологическом и личностном развитии детей. Необходимо влияние взрослых на развитие театрализованных игр, но для этого надо адекватно, педагогически грамотно воздействовать, понимать её специфику, иметь представление о её развивающем значении.

Готовность к театрализованной деятельности ребёнка определяется как система знаний и умений, обеспечивающих возможность совместной деятельности по созданию условий для проведения действия и комфортность. Педагогическое сопровождение направлено на сохранение самостоятельности игры и пробуждение игрового творчества, желания совместно придумывать сюжеты, ролевые диалоги и элементы предметно-игровой среды. Педагоги должны пробудить у детей способность к импровизации, насыщению сюжетов оригинальными событиями, сочетающими реальные и фантастические элементы.

Читайте также:  Ветлугина н а музыкальное развитие ребенка м просвещение 1968

В современном мире дети страдают от неустойчивого внимания, испытывают трудности при ориентировке в пространстве. У них недостаточно развита познавательная деятельность, наблюдается нарушение грамматического строя речи, незрелость эмоционально-волевой сферы. Поэтому особую роль в повышении умственной активности, совершенствовании речевых навыков, развитии психических процессов, повышении эмоциональной активности принадлежит театрализованным играм.

Театрализованная деятельность выполняет познавательную, развивающую, воспитательную функцию. Дети познают окружающий мир, становятся участниками событий из жизни героев, животных, растений. Тематика игр должна быть разнообразной.

«Театрализованная игра» – «театральность» – «театр» – этот ряд однокоренных слов указывает на родство театрализованных игр с театром. Значение и специфика театрального искусства и его произведений заключается в одномоментности сопереживания, познавательности, эмоциональности, коммуникативности, живого воздействия художественного образа на личность. Эстетическое восприятие, в том числе восприятие театра, не сводится к пассивной констатации известных сторон действительности. Ребёнку-дошкольнику доступна внутренняя активность содействия, сопереживания, способность мысленно действовать в воображаемых обстоятельствах.

Это позволяет использовать театрализованную игру в нравственном воспитании детей.

Несмотря на большое сходство театрализованной игры со сценическим представлением, она существенно от него отличается: не требует обязательного присутствия зрителя, участия профессиональных актёров и профессиональной игры. В игре бывает иногда достаточно внешнего подражания, тогда как в театральном представлении и обряде необходимо профессиональное преображение, вхождение в образ, исключение собственной индивидуальности.

Театрализованная игра – деятельность необыкновенно эмоционально насыщенная, что делает её привлекательной для детей. Она приносит ребёнку большую радость и удивление. В ней заложены истоки творчества, дети принимают руководство взрослого, не замечая его. Этот говорит о широком развивающем потенциале. В педагогической литературе нет однозначного её определения. Имеются определения сходные, приближенные или синонимичные по значению театрализованным играм, например, игры-драматизации и режиссёрские игры.

К режиссёрским играм относятся настольный театр игрушек и картинок., стендовые игры (стенд-книжка, теневой театр, театр на фланелеграфе). При показе театра картинок, театра игрушек воспитатель не только произносит авторский текст и реплики всех действующих лиц, но и является прямым посредником между детьми и персонажами. Когда воспитатель выберет сюжет, эпизод из детской книги или сам сочинит сценку, ему надо подобрать игрушки или картинки. Одновременно с подбором игрушек или картинок проходит работа над текстом. Перед показом воспитатель кладёт игрушки или картинки возле себя так, чтобы они не были видны детям. При появлении новых игрушек или картинок надо дать детям возможность их рассмотреть. В театре петрушек всё мастерство воспитателя направляется на управление куклами; через куклу, её поведение, действие, разговор осуществляется и контакт с детьми. Куклы-петрушки отличаются от обыкновенных кукол, которыми играют дети, тем, что у них нет туловища. Его заменяет рубашка-перчатка, которая одевается на руку. Голова у петрушки полая, шея кончается отверстием, в которое вставлена патронка для пальца. Чтобы кукла-петрушка ожила, начала действовать, надо надеть её на руку. Театр на фланелеграфе рассматривает возможности показа кукольных спектаклей дошкольниками старших групп. Эта форма работы очень интересна, полезна и заслуживает всяческой поддержки со стороны взрослых. Такие показы глубже развивают у детей художественные способности, учат их понимать и переживать содержание литературных произведений.

Под понятием «режиссёрские игры» подразумеваются самостоятельные игры с различными мелкими предметами (не обязательно куклами, которыми ребёнок манипулирует как режиссёр: сам создаёт сюжет, сценарий. Именно эта самостоятельность в придумывании сюжета считается особенно важной для дальнейшего формирования игровых действий и воображения.

Игры-драматизации предполагают произвольное воспроизведение какого-либо сюжета в соответствии со сценарием. Они основываются на действиях исполнителя, который использует пальчиковые куклы и куклы би-ба-бо, и соответствует определению: «Драматизировать – значит разыгрывать в лицах какое-либо литературное произведение, сохраняя последовательность рассказанных в нём эпизодов, и передавая характеры персонажей».

Игра-драматизация и режиссёрская игра многими исследователями рассматриваются как игры, входящие в структуру сюжетно-ролевой игры. Для театрализованной игры важным является разграничение понятий «роль» и «игровой образ». Понятие «роль» подразумевает изображение человека или животного, для которых характерны типичные проявления, а для человека – ещё и вид деятельности. Исполнение роли не исключает творчества. Так, в режиссёрской игре ребёнок одновременно «актёр» и «режиссёр».

Театрализованная игра – один из самых эффективных способов воздействия на ребёнка. В процессе театрализованной игры:

– расширяются и углубляются знания детей об окружающем мире;- -развиваются психические процессы: внимание, память, восприятие, воображение;

– стимулируются мыслительные операции, происходит развитие различных анализаторов;

– активизируется и совершенствуется словарный запас, грамматический строй речи, звукопроизношение, навыки связной речи, выразительность;

– совершенствуется моторика, координация, плавность, переключаемость, целенаправленность движений;

– развивается чувство коллективизма, уважительное отношение, ответственность друг за друга, формируется опыт нравственного поведения;

– стимулируется творческой, поисковой активности, самостоятельности;

– участие в театрализованных играх доставляет детям радость, вызывает активный интерес, увлекает их.

Они радуют, смешат, пользуются любовью. Дети видят окружающий мир через образы, звуки, краски, радуются и огорчаются вместе с персонажами, плачут над бедой любимых героев, готовы помочь им в преодолении трудностей.

Тематика и содержание игр имеет нравственную направленность, которая заключена в каждой сказке, литературном произведении. Это развивает чувство дружбы, отзывчивости, доброты, честности, смелости. Непроизвольно дети подражают, отождествляют себя с полюбившимся образом. Способность к такой идентификации и позволяет через образы оказывать влияние на формирование личности ребёнка. Самостоятельно разыгрывая какие-либо роли, дети приобретают опыт нравственного поведения.

Особенно важны нравственные уроки сказок-игр, которые дети получают в результате совместного анализа каждой игры. Полезно использовать любые моменты в жизни группы для упражнений в различном интонировании слов (радостно, удивлённо, грустно, тихо, громко, быстро и т. д.). Так у детей развивается мелодико-интонационная выразительность, плавность речи.

В театрализованной игре дети имитируют движения персонажей, при этом совершенствуется их координация, вырабатывается чувство ритма. А движения, в свою очередь, повышают активность рече-двигательного анализатора, «балансируют» процессы возбуждения и торможения. От игры к игре нарастает активность детей, они запоминают текст, перевоплощаются, входят в образ, овладевают средствами выразительности

Театрализованная деятельность позволяет ребёнку решать многие проблемные ситуации опосредованно от лица какого-либо персонажа. Это помогает преодолеть ребёнку робость, связанную с трудностями общения, неуверенность в себе.

Игра в жизни детей – наиболее доступный и интересный способ переработки и выражения впечатлений, знаний, эмоций. Это импровизация, оживление героев, предметов и звуков. Дети знакомятся с чувствами, настроениями героев, осваивают способы внешнего выражения, осознают причины того или иного настроя, создаётся атмосфера творчества, развиваются музыкальные способности.

Т. о., театрализованные игры оказывают большое влияние на формирование личности ребёнка: углубляется интерес к окружающему миру, образам, приобретается опыт самовыражения.

Педагог должен создавать условия для развития творческой активности в театрализованной деятельности, приобщать детей к театральной культуре, обеспечивать взаимосвязь с другими видами деятельности.

Читайте также:  Развитие ребенка 8 день жизни

Занимаясь с детьми театрализованными играми, вы сделаете жизнь ваших воспитанников интересной и содержательной, наполните её яркими впечатлениями и творчеством. А самое главное – навыки, полученные в театрализованных играх, дети смогут использовать в повседневной жизни.

Источник

Муниципальное бюджетное

дошкольное  общеобразовательное

учреждение

«Детский  сад №43»

г. Славгорода Алтайского края

Семинар-практикум для воспитателей

«Роль театрализованной игры в развитии детей»

Трощинская Лариса Ивановна,

музыкальный руководитель

Большое значение для развития личности ребенка имеет среда, которая способствует его самовыражению в процессе творческой и художественной деятельности. По-настоящему цельной можно назвать такую личность, у которой в равной степени развито и эмоциональное и интеллектуальное начало.

Данный семинар рекомендуется воспитателям для повышения знаний о применении театрализованной деятельности в детском саду.

Цель: Расширить и систематизировать знания педагогов о роли театрализованной деятельности в развитии детей дошкольного возраста и об ее организации.

Задачи:

1. Показать значимость театрализованных игр в развитии ребенка.

  1. Познакомить педагогов с многообразием театров для детей.
  2. Систематизировать знания педагогов по организации театральной деятельности детей дошкольного возраста.
  3. Закрепить знания о педагогическом руководстве театрализованной деятельностью в детском саду.

Предварительная работа

  1. Подбор литературы и оформление выставки театрализованных игр
  2. Подготовка вопросов для педагогов к обсуждению театрализованных игр

-Какую роль по вашему мнению играет театрализованная деятельность в детском саду?

  • Развитию каких способностей у ребенка способствует театрализованная деятельность?
  • Какие виды театрализованных игр вы знаете?
  • Какие виды театрализованных игр вы применяете?
  • Какой комплекс взаимосвязанных задач во всех образовательных областях по ФГОС ДО, решаем с помощью театрализованной деятельности в системе обучения детей ДОУ?
    1. Подготовка к театрализованной игре с педагогами
    2. Разработка методических рекомендаций для занятий театрализованной деятельностью.

    План семинара-практикума

      1. Роль театрализованных игр в развитии детей — выступление Знакомство с разновидностями театра (опрос, демонстрация и обсуждение возможностей применения)
      1. Инсценировка с педагогами театрализованной игры «Козлята и волк»
      2. Театральный ринг
      3. Подведение итогов семинара.

      Материал и оборудование:

      • компьютерная установка и проекционный экран для презентаций;

      • выставка театрализованных игр.

      Ход проведения.

      Музыканты – это слово

      Лаской светится сердечной.

      Детству мы служить готовы

      Бескорыстно, бесконечно!

      Чтобы наши ребятишки

      Жили в мире светлом самом!

      Чтоб девчонки и мальчишки

      К нам тянулись, словно к мамам!

      Бывают в жизни моменты, когда понимаешь, что все в жизни не случайно… Не случайно, то где ты родился и живешь, не случайны встречи с людьми, которые становятся твоими друзьями и помощниками. Не случаен и выбор профессии, которой отдаешь всю свою жизнь.

      Слайд3

      Пусть по профессии я музыкант, не важно…

      Призвание душа мне выбрала однажды.

      К детишкам с давних пор она стремилась,

      И не жалею я совсем, что так все получилось!

      Пока мой опыт не велик, но главное желание.

      Стремлюсь во всем я получить,

      Как можно больше знаний!

      А выбранная роль трудна-

      Быть сложно педагогом.

      Веду детей я за собой

      А это значит много!

      Хочу открыть им мир искусств,

      Театра, музыки союз.

      Чтоб рассказать о главном-

      Сплетенье творчества и муз!

      Театр в жизни ребенка—это праздник, всплеск эмоций, сказка; ребенок сопереживает, сочувствует, мысленно «проживает» с героем весь его путь. В процессе игры в театр развиваются и тренируются память, мышление, воображение, фантазия, выразительность речи и движений.

      Слайд4

      Основная цель музыкально- театрализованной деятельности – эмоциональное развитие дошкольника на музыкальных занятиях через элементы театрализованной игры.

      Слайд5

      Театрализованные игры дошкольников можно разделить на две основные группы: режиссёрские игры и игры-драматизации.

      Слайд6

      Игры – драматизации основаны на собственных действиях исполнителя роли, который использует куклы и персонажи. Ребёнок в этом случае играет сам, используя свои средства выразительности – интонации, мимику, пантомимику.

      Слайд7

      Игры-драматизации с пальчиками. Атрибуты ребёнок надевает на пальцы. Он «играет» за персонажа, изображение которого находится на руке. По ходу разворачивания сюжета действует одним или несколькими пальцами, проговаривая текст. Можно изображать действия, находясь за ширмой или свободно передвигаясь по комнате.

      Слайд8

      Игры-драматизации с куклами бибабо. В этих играх на пальцы рук и надевают куклы бибабо. Они обычно действуют на ширме, за которой стоит водящий. Таких кукол можно изготовить самостоятельно, используя старые игрушки.

      Слайд9

      Импровизация. Это разыгрывание сюжета без предварительной подготовки.

      В традиционной педагогике игры-драматизации относятся к разделу творческих игр, в которых дети творчески воспроизводят содержание литературных произведений.

      Слайд10

      Игры с использованием приёмов театрализации.

      Такие игры могут быть самыми разнообразными, поскольку и сам театр представляет собой синтез слова, движения, музыки, взаимодействия с партнёром и т. д., и игровые приёмы театрализации могут использоваться в каждом из перечисленных направлений.

      Слайд11

      Коммуникативные (социальные) игры.

      Это игры на знакомство детей друг с другом и с педагогом, на установление контакта, выстраивание взаимоотношений, сплочение коллектива.

      К числу первых и самых распространённых игр на знакомство относятся игры с именами.

      Например, «снежный ком», где каждый следующий по кругу повторяет все прозвучавшие до него имена и добавляет своё.

      Или «кто ты?» – игра, в которой каждый ребёнок называет своё имя, а дети хором его повторяют. Как вариант, здесь можно использовать игрушку, от имени которой дети представляются.

      Несомненно, к социальным играм относятся танцы – игры. Голландский «танец с приветствиями» хорошо подходит для общения, установления контакта. Во время запева каждый ребёнок как будто прогуливается по кругу, напевая песенку себе «под нос». А в припеве все смотрят друг другу в глаза, кланяются и поют «здравствуйте» и потом «до свидания».

      Также, для этой цели прекрасно подойдёт танец встречи (шведский танец с хлопками). Богатейший материал для театрализованных социальных игр дают народные сюжетные песни. С их помощью легко сделать простые инсценировки, где дети будут импровизировать, творить, выражать себя. Приведу несколько примеров:

      «Зеркало» – татарская народная песня (и аналогичные ей песни других народов) ;

      «Как на тоненький ледок» – русская народная хороводная песня;

      «Пошла коза по лесу» – хороводная игра;

      Текст песни подсказывает, как сделать инсценировку. Важно только не перегрузить её движениями.

      Слайд12

      Речевые игры

      Сюда относятся игры на развитие дыхания, силы голоса, артикуляции. Например, игра на развитие речевого дыхания «приятный запах».

      Дети по очереди подходят к вазочке с фруктом (яблоком, мандарином или лимоном)и нюхают его. На выдохе произносят с выражением удовольствия слово или фразу: «Хорошо; Очень хорошо; Очень приятный запах; Очень ароматное яблоко» и т. д. Первоначально детям предлагают предложения. В дальнейшем они сочиняют сами.

      Здесь же можно использовать народные пословицы и скороговорки. Например, произнести скороговорку одними губами, беззвучно, как будто ты находишься за стеклом; потом шёпотом, но чтобы тебя услышали в конце зала и, наконец, громко и быстро три раза подряд.

      Слайд13

      Игра в театр (озвучивание сказок)

      Это направление ближе всего к театрализации. Собственно это и есть занятия театром или игра в театр. В наше время практически во всех детских садах и школах, дети в той или иной мере занимаются театральной деятельностью.

      Система музыкального воспитания «Каждый ребенок – музыкант!» демонстрирует интересный подход к театру через музыку, точнее – через музыкальные инструменты.

      Для озвучивания можно взять любую известную сказку («Колобок», например) и каждому персонажу подобрать подходящий музыкальный или шумовой инструмент. Причём нужно выбрать не только инструмент, но и способ игры на нём. Дети сами ищут инструменты, звуки, ритмы, шумы. Они пробуют, выбирают, сочиняют, импровизируют. И, в результате, рассказывают эту сказку без слов, одними только звуками.

      Читайте также:  Эффективное развитие ребенка 2 лет

      А сейчас каждый из вас представит нашему вниманию один из видов театра, который вы используете в своей работе.

      1.

      2.

      3.

      Заключение

      Использование приёмов театрализации в игровой деятельности дошкольников с успехом может помочь в реализации задач воспитания, развития и обучения детей.

      Театрализованная игровая деятельность направлена на развитие чувств, эмоций, мышления, воображения, фантазии, внимания, памяти, а также речевых, коммуникативных, организаторских, двигательных умений и навыков. Это значит, что играя с детьми в театр, можно способствовать их более легкой адаптации к школьной среде и создать предпосылки для успешной учебы в начальных классах. Главное – чтобы игра оставалась игрой, приносила детям радость, а не была запланированной, заорганизованной деятельностью, нацеленной только на результат. В процессе игрынужно учитывать индивидуальные особенности детей и давать каждому возможность развиваться в своём темпе.

      Авторская система «Каждый ребенок – музыкант!» адресована в первую очередь учителям музыки. При этом она достаточно многогранная и разносторонняя, в ней есть занятия речью, движением, ритмом, танцевальные композиции и музыкально – театральные постановки. Все эти направления используются в игровой театрализованной деятельности. Поэтому я, как педагог, пройдя «погружение» в данную систему, могу теперь более полно использовать возможности музыки и театра в своей работе. Описанные выше игры я начала применять на занятиях с детьми и вижу их восторженную реакцию, заинтересованность и, как следствие, положительные сдвиги в воспитании и обучении.

      Слайд14

      «Умение воспринимать прекрасное само не рождается, это умение нужно воспитывать. К музыке, живописи, театру нужно приучать, чтобы они стали для человека не развлечением, а необходимостью»

      М. Ульянов.

      А сейчас мы приглашаем вас окунуться в волшебный мир театра., Как вы уже заметили, вас у всех в руках билеты с изображением

       « Аплодисменты»  и « Браво».

      По такому признаку и определились наши команды для участия в игре

      «Театральный ринг». Прошу командам занять свои места! 

      Уж полон зал. Вот-вот начало,

      Надет костюм, наложен грим.

      И ты готов, к восторгу зала,

      К нему прийти совсем уже другим!

      Оваций шум и крики « Браво!»

      Приятны, что уж там таить?!

      Но все же главное – не слава,

      Когда выходишь ты на сцену жить!

      ( А. Степанцев)

       Этими замечательными словами мы начинаем наш « Театральный ринг».

        Сегодня мы будем  говорить о театре: отгадывать загадки, показывать этюды и просто играть! За каждое правильно выполненное задание команда будет получать театральную маску. По количеству масок в заключении мы выявим победившую команду.

      1 раунд. « Разминка».

      1.В какой стране появился первый театр? ( В Греции)

      2.Как называли в старину первых актеров на Руси? ( скоморохами)

      3.Главное место в театре? ( сцена)

      4.Как называются шторы, которые закрывают сцену?(Занавес)

      5.Перерыв во время спектакля? ( Антракт)

      6.Обьявление о спектакле? Афиша)

      7.Когда отмечается Международный день театра? ( 27 марта)

      8.Что такое декорация? ( Художественное оформление театральной сцены)

      9. Искусство изменения внешности актера специальными жировыми красками, которые наносятся на лицо, предварительно смазанное кремом, и легко снимаются. (гримм)

      10. Подлинные и бутафорские вещи, необходимые актерам по ходу спектакля (Реквизит)

      11. Первое представление спектакля? (премьера).

      12. Что такое декорации? (оформление сцены и спектакля художником)

      13. Что такое аншлаг? (объявление у кассы театра о том, что все билеты проданы)

      14. Боковая «Одежда сцены», за ними стоят и ждут выхода действующие лица. (кулисы)

      2. Следующее задание:

      – Каждой команде нужно произнести скороговорку,  на подготовку дается  по 1 минуте:

      1.  Везет Сенька Саньку с Сонькой на санках. Санки скок, Сеньку с ног, Соньку в лоб, все в сугроб.

      2. Были галчата в гостях у волчат

      Были волчата в гостях у галчат

      Нынче волчата галдят как галчата

      И как волчата галчата молчат

      3 ИГРА «КТО Я?»  (Субботина)

      4. «А НЕ ПОГАДАТЬ ЛИ ВАМ НА СЧАСТЬЕ?»

      Оказывается, обычные предсказания могут быть очень веселыми и забавными, и воспринимать их серьезно не стоит. Данная игра поможет в этом убедиться.

      Каждый записывает на листочке свое предсказание, непременно шуточное и веселое. Все эти листочки аккуратно сворачиваются и помещаются в шапочку, где тщательно перемешиваются. С помощью считалочки выбирается цыганка. Ей и вручается шапочка с предсказаниями.

      Игрок, который выполняет роль гадалки, должен перевоплотиться в этот образ (для этого можно использовать грим и аксессуары) и затем предлагать собравшимся свои услуги. Каждый желающий узнать свою судьбу вытаскивает из шапочки любую бумажечку и читает предсказание.

      Предсказания могут быть такими:

      1. «Станешь знаменитой моделью»

      2. «Будешь парикмахером

      3. «Выиграл миллион долларов»

      4. «сделаешь евроремонт»

      5. «прыгнешь с парашютом»

      6. «будешь отдыхать на море»

      7. «откроешь ресторан»

      8. «займёшься  йогой»

      6. ОБЫГРАТЬ СЦЕНКУ с детьми

      Игра «Как варили суп» на имитацию движений

      Цель: развивать воображение и пантомимические навыки.

      Правой рукою чищу картошку, шкурку снимаю с нее понемножку.

      Держу я картошку левой рукою, картошку верчу и старательно мою.

      Ножом проведу по ее серединке, разрежу картошку на две половинки.

      Правой рукою ножик держу и на кусочки картошку крошу.

      Ну, а теперь зажигаю горелку, сыплю в кастрюлю картошку с тарелки.

      Чисто помою морковку и лук, воду стряхну с потрудившихся рук.

      Мелко нарежу лук и морковку, в горсть соберу, получается ловко.

      Теплой водой горстку риса помою, ссыплю в кастрюлю рис левой рукою.

      Правой рукою возьму поварешку, перемешаю крупу и картошку.

      Крышку возьму я левой рукою, плотно кастрюлю я крышкой закрою.

      Варится супчик, бурлит и кипит. Пахнет так вкусно! Кастрюлька пыхтит.

      — Ну вот, супчик готов. «Угощайте» друг друга!

      (включается русская народная плисовая).

      Дети и взрослые воображаемыми половниками разливают суп-похлебку в воображаемые тарелки и «едят».

      — Подкрепились? А теперь каждый помоет за собой тарелку.

      Дети открывают воображаемый кран, моют тарелки, ложки, закрывают воду, вытирают руки.

      Игра-пантомима «Сугроб»

      Цель: развивать выразительность мимики и жестов.

      Дети имитируют движения по тексту.

      На поляне сугроб. Большой-пребольшой. Но вот пригрело солнышко. Сугроб тихонечко стал оседать под лучами теплого солнца. И медленно потекли из сугроба маленькие ручейки. Они еще сонные и слабенькие. Но вот солнце пригрело еще сильнее, и ручейки проснулись и быстро, быстро побежали, огибая камушки, кустики, деревья. Вскоре они объединились, и вот шумит в лесу бурная река. Бежит река, увлекая с собой прошлогодние листья и ветки. И вскоре река влилась в озеро и исчезла.

      — Почему река исчезла в озере?

      У китайского народа есть изречение: «Расскажи и я забуду, покажи и я запомню, дай попробовать – и я пойму». На этом была основана технология данной деятельности.

      КАРАОКЕ «Бродячие артисты»

      Источник